СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 6 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРОНОВИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ГОРДЕЕВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ


Утверждено

приказом МБОУ Староновицкая ООШ

от

Директор_____________Лемза Н.Н.




Рабочая программа

по русскому языку

на 2019-2020 учебный год

6 класс





Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.


Рабочую программу составила: Картавая Светлана Николаевна - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 - http://standart.edu.ru.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения ООП ООО, в соответствии с Примерной программой по русскому языку и авторской программой по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.Н. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной и др.


Место предмета «Русский язык» в Базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 170 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в VI классе из расчета 5 учебных часов в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 204 часа из расчета 6 учебных часов в неделю (1 час добавлен из КОУ с целью расширения изучения предмета).


Цели и задачи учебного предмета

Цели:

- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка;

- формирование умений опознавать. анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи:

- Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.


Результаты изучения учебного предмета

(Личностные, метапредметные и предметные результаты)


Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Основное содержание предмета


Русский язык - один из развитых языков мира. 

Повторение пройденного материала в 5 классе.

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

Лексика и фразеология. Культура речи.

I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.


Словообразование. Орфография. Культура речи.

I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.


Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное

I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилага- тельных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное  

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение  

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол

I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.



Учебно-тематический план


урока

Тема

Кол-во часов

План

Факт


1-2

Русский язык – один из развитых языков мира.

2




Раздел 1. Повторение изученного материала в 5 классе.

19




3

Фонетика.

1




4-5

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов.

2




6

Части речи.

1




7

Орфограммы в окончаниях.

1




8-9

РР Сочинение. Подготовка к написанию сочинения. Написание сочинения.

2




10

Словосочетание.

1




11-13

Простое и сложное предложение. Знаки препинания. Синтаксический разбор.

3




14

Прямая речь. Диалог.

1




15-17

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Основные признаки текста.

3




18-19

Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи.

2




20-21

Входная контрольная работа по теме «Повторение».

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

2




Раздел 2. Лексика и фразеология. Культура речи.

20




22-23

Слово и его лексическое значение.

1




24-25

РР Сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»). Подготовка к написанию сочинения. Написание сочинения.

2




26

Общеупотребительные слова.

1




27

Профессионализмы.

1




28

Диалектизмы.

1




29-30

РР Сжатое изложение. Подготовка к написанию. Написание сжатого изложения.

2




31

Исконно русские и заимствованные слова.

1




32

Неологизмы.

1




33

Устаревшие слова.

1




34-35

Повторение по теме «Лексика».

2




36-37

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

2




38-39

Фразеологизмы. Защита проектов.

2




40-41

Контрольный диктант по теме «Лексика» и его анализ.

2




Раздел 3. Словообразование и орфография.

21




42

Морфемика и словообразование.

1




43-44

РР Описание помещения.

2




45-46

Основные способы образования слов в русском языке.

2




47

Этимология слов.

1




48-49

РР Сочинение-описание помещения. Подготовка к написанию очинения. Написание сочинения. Сложный план.

2




50

Буквы а-о в корне –кас- - кос-.

1




51

Буквы а-о в корне –-гар- - -гор.

1




52

Буквы о-а в корне-зар- - -зор-.

1




53

Буквы ы-и после приставок.

1




54-56

Гласные в приставках пре- и при-.

3




57

Соединительные о-е в сложных словах.

1




58

Сложносокращённые слова.

1




59-60

Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение «Словообразование и орфография».

2




61-62

Контрольный диктант по теме «Словообразование» и его анализ.

2




Раздел 4. Морфология и орфография.

126




63

Повторение изученного материала в 5 классе Имя существительное как часть речи.

1




64

Разносклоняемые имена существительные.

1




65

Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя.

1




66-67

Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных.

2




68

Имена существительные общего рода.

1




69

Морфологический разбор имени существительного.

1




70-71

РР Сочинение-описание впечатлений. Подготовка к написанию сочинения. Написание сочинения.

2




72-73

Не с существительными.

2




74-75

Буквы ч и щ в суффиксе существительных –чик (-щик).

2




76

Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик.

1




77

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

1




78-79

Повторение по теме «Имя существительное».

1




80-81

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» и его анализ.

2




82-83

Повторение изученного материала в 5 классе «Имя прилагательное».

2




84-85

РР Описание природы.

2




86-87

Степени сравнения имён прилагательных.

2




88-89

Полугодовая контрольная работа и её анализ.

2




90-91

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

2




92-93

Относительные прилагательные.

2




94-95

Притяжательные прилагательные.

2




96

Морфологический разбор имени прилагательного.

1




97-98

Не с прилагательными.

2




99

Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

1




100-101

РР Сочинение-описание картины Н.П.Крымова «Зимний вечер». Подготовка к сочинению. Написание сочинения.

2




102-103

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

2




104

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-.

1




105-106

Дефисное и слитное написание прилагательных.

2




107-108

Повторение по теме «Имя прилагательное».

2




109-110

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» и его анализ.

2




111-112

Имя числительное как часть речи.

2




113

Простые, сложные и составные числительные.

1




114

Мягкий знак на конце и в середине числительных.





115-116

Порядковые числительные.

2




117

Разряды количественных числительных.

1




118-119

Числительные, обозначающие целые числа.

2




120-121

Дробные числительные.

2




122-123

Собирательные числительные.

1




124

Морфологический разбор числительного.

1




125-126

Повторение по теме «Имя Числительное».

2




127-128

Контрольный диктант по теме «Имя числительное» и его анализ.

2




129-130

Местоимение как часть речи.

2




131-132

Личные местоимения.

2




133

Возвратное местоимение себя.

1




134-135

Рассказ.

2




136-137

Вопросительные и относительные местоимения.

2




138-139

Неопределённые местоимения.

2




140-142

Отрицательные местоимения.

3




143-144

Притяжательные местоимения.

2




145-146

РР Рассуждение.

2




147-148

Указательные местоимения.

2




149-150

Определительные местоимения.

2




151

Местоимение и другие части речи.

1




152

Морфологический разбор местоимения.





153-154

Сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Подготовка к сочинению. Написание сочинения.

2




155-156

Повторение по теме «Местоимение».

2




157-158

Контрольный диктант по теме «Местоимение» и его анализ.

2




159-161

Повторение изученного в 5 классе «Глагол».

3




162-163

Разноспрягаемые глаголы.

2




164-166

Глаголы переходные и непереходные.

3




167-168

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

2




169-170

РР Подробное изложение. Подготовка к изложению. Написание изложения. (Упр.541)

2




171-172

Условное наклонение.

2




173-175

Повелительное наклонение.

3




176-177

Употребление наклонений.

2




178-179

Безличные глаголы.

2




180

Морфологический разбор глагола.

1




181-182

РР Рассказ на основе услышанного.

2




183-184

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

2




185-186

Повторение по теме «Глагол».

2




187-188

Контрольный диктант по теме «Глагол» и его анализ.

2




Раздел 5. Повторение и систематизация изученного материала в 5 и 6 классах.

16




189

Разделы науки о языке.

1




190-191

Орфография.

2




192-193

Пунктуация.

2




194-195

Лексика и фразеология.

2




196-197

Итоговая контрольная работа по теме «Повторение» и её анализ.

2




198-199

Словообразование.

2




200-201

Морфология.

2




202-204

Синтаксис. Подведение итогов.

4