СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (конструктор)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 6 класс (конструктор)»



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическим объединением

Заместитель директора

Директор


______________

_____________

____________

Протокол №1


Приказ №186

от "30" августа 2022 г.

.

от "01" сентября 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Русский язык»

для 6 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель:

учитель русского языка и литературы











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык»», 5-9 классы составлена на основании:

- Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»;

- Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.03.2022 г. №22-НП;

- Рабочих учебных планов и расписания уроков МУНИЦИПАЛЬНОГООБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 ГОРОДА КИРОВСКОЕ», утвержденных приказом по школе от 01.09б .2022 № 154 од

-Календарного учебного плана-графика, утвержденного приказом по школе от 01.09.2022 №197 од

в соответствии с требованиями

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.07.2022 г. № 586;

- Примерной рабочей программы основного общего образования по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 5-9 классов образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих стандарты основного общего образования, (рекомендована решением научно-методического совета ГБОУ ДПО "ДОНРИРО" (протокол от 11.08.2022 № 3).

- Методических рекомендаций по учебному предмету «Русский язык», рассмотренных на заседании научно-методического совета ГБОУ ДПО «ДОНРИРО» (протокол № 4 от 22.08.2022)


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.

Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.

Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.

Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования.

Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка
Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:



осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и
получения знаний в разных сферах ​человеческой деятельности; проявление уважения к
общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и
использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.

Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования.

Учебным планом на изучение русского языка в 6 классе отводится - 204 ч (6 ч в неделю).



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общие сведения о языке
Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Понятие о литературном языке.

Язык и речь
Монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение; сообщение на лингвистическую тему.

Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.

Текст
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).

Информационная переработка текста. План текста (простой, сложный; назывной, вопросный); главная и второстепенная ​информация текста; пересказ текста.

Описание как тип речи.

Описание внешности человека.

Описание помещения.

Описание природы.

Описание местности.

Описание действий.

Функциональные разновидности языка
Официально-деловой стиль. Заявление. Расписка. Научный стиль. Словарная статья. Научное сообщение.

СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексикология. Культура речи
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова.

Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы).

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жарго​низмы).

Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика. Лексический анализ слов.

Фразеологизмы. Их признаки и значение.

Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Эпитеты, метафоры, олицетворения.

Лексические словари.

Словообразование. Культура речи. Орфография
Формообразующие и словообразующие морфемы.

Производящая основа.

Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую).



Морфемный и словообразовательный анализ слов.

Правописание сложных и сложносокращённых слов.

Нормы правописания корня -кас- — -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-.

Морфология. Культура речи. Орфография

Имя существительное
Особенности словообразования.

Нормы произношения имён существительных, нормы постановки ударения (в рамках изученного). Нормы словоизменения имён существительных.

Нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.

Имя прилагательное
Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.

Степени сравнения качественных имён прилагательных.

Словообразование имён прилагательных.

Морфологический анализ имён прилагательных.

Правописание н и нн в именах прилагательных.

Правописание суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного).

Имя числительное
Общее грамматическое значение имени числительного. Синтаксические функции имён числительных.

Разряды имён числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные), порядковые числительные.

Разряды имён числительных по строению: простые, сложные, составные числительные.

Словообразование имён числительных.

Склонение количественных и порядковых имён числительных.

Правильное образование форм имён числительных.

Правильное употребление собирательных имён числительных.

Употребление имён числительных в научных текстах, деловой речи.

Морфологический анализ имён числительных.

Нормы правописания имён числительных: написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний числительных.

Местоимение
Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические функции местоимений.

Разряды местоимений: личные, возвратное, вопросительные, относительные, указательные, притяжательные, неопределённые, отрицательные, определительные.

Склонение местоимений.

Словообразование местоимений.

Роль местоимений в речи. Употребление местоимений в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); притяжательные и указательные местоимения как средства связи предложений в тексте.

Морфологический анализ местоимений.

Нормы правописания местоимений: правописание место​имений с не и ни; слитное, раздельное и



дефисное написание местоимений.

Глагол
Переходные и непереходные глаголы.

Разноспрягаемые глаголы.

Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении.

Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола.

Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного).

Нормы словоизменения глаголов.

Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте.

Морфологический анализ глаголов.

Использование ь как показателя грамматической формы в повелительном наклонении глагола.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).

Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых нормс учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных



видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употреб​ление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда ​раз​личного рода, в том числе на основе применения изучае​мого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.

Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.

Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития чело​века, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками ​чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благо​получия.

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил



общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптималь​ный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;



оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таб​лицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, пред​ложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и ин​дивидуальной работы при решении



конкретной проблемы, ​обосновывать необходимость применения групповых форм ​взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совмест​ной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата дея​тельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.

Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Общие сведения о языке
Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного).

Иметь представление о русском литературном языке.

Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение); выступать с сообщением на лингвистическую тему.

Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объёмом не менее 4 реплик.

Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 110 слов.

Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 180 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 160 слов; для сжатого изложения — не менее 165 слов).

Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 100—110 слов; словарного диктанта объёмом 20—25 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 100—110 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.

Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; с точки зрения его принадлежности к функ​ционально-смысловому типу речи.

Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи; характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий).

Выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные местоимения, видо-временную соотнесённость глагольных форм.

Применять знания о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных видов и в речевой практике; использовать знание основных признаков текста в практике создания собственного текста.

Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.

Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание



внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом функциональной
разновидности и жанра сочинения, характера темы).

Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из
лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.

Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.

Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка.

Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи; перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение).

Применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексикология. Культура речи
Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова; различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы); различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы); определять стилистическую окраску слова.

Распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать их основное коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи с целью повышения её богатства и выразительности.

Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять их значения; характеризовать ситуацию употреб​ления фра​зеологизма.

Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.

Словообразование. Культура речи. Орфография
Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять производящую основу.

Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; применять знания по морфемике и
словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов.

Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных.

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.



Соблюдать нормы правописания сложных и сложносокращённых слов; нормы правописания корня-кас--кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-.

Морфология. Культура речи. Орфография
Характеризовать особенности словообразования имён существительных.

Соблюдать нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.

Соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имён существительных.

Различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имён прилагательных.

Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных; нормы произношения имён
прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного); соблюдать нормы правописания н и нн в именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных, сложных имён прилагательных.

Распознавать числительные; определять общее грамматическое значение имени числительного; различать разряды имён числительных по значению, по строению.

Уметь склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных; характеризовать роль имён числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи.

Правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать нормы правописания имён числительных, в том числе написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний
числительных.

Распознавать местоимения; определять общее грамматическое значение; различать разряды местоимений; уметь склонять местоимения; характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи.

Правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); соблюдать нормы правописания местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного написания местоимений.

Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые глаголы; определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы; использовать личные глаголы в безличном значении. Соблюдать нормы правописания ь в формах глагола повелительного наклонения.

Проводить морфологический анализ имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов; применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

Проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов.

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.

Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ

1.1.

Повторение пройденного материала.

6

0

0

01.09.2022 07.09.2022


Устный
опрос;
проверка грам.

заданий.;

https://academy-
content.apkpro.ru

Итого по разделу

6


Раздел 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

2.1.

Основные функции русского языка.

1

0

0

08.09.2022

Извлекать информацию из различных источников;

Устный
опрос;
проверка
творческих заданий.;

https://academy-
content.apkpro.ru

2.2.

Литературный язык.

1

0

0

09.09.2022

Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного);

Устный
опрос;
самооценка.;

https://academy-
content.apkpro.ru

Итого по разделу

2


Раздел 3. ЯЗЫК И РЕЧЬ

3.1.

Виды речи.

2

0

0

12.09.2022 13.09.2022

Выступать с сообщением на лингвистическую тему (в течение учебного года);

Устный
опрос;
проверка
письменных заданий.;

https://academy-
content.apkpro.ru

3.2.

Монолог и диалог. Их разновидности.

3

0

1

14.09.2022 15.09.2022

Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение);

Устный
опрос;
практическая работа.;

https://academy-
content.apkpro.ru

Итого по разделу

5


Раздел 4. ТЕКСТ

4.1.

Информационная переработка текста.

7

0

1

19.09.2022 28.09.2022

Пересказывать текст;

Письменный контроль;
Устный
опрос;

https://academy-
content.apkpro.ru




4.2.

Функциональносмысловые типы речи.

2

0

0

06.10.2022

Выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте;

Письменный контроль;
Устный
опрос;
самооценка; самост.

работа.;

https://academy-
content.apkpro.ru

4.3.

Виды описания.

7

0

0

29.09.2022 05.10.2022

Создавать текст-описание: устно и письменно описывать внешность человека, помещение, природу, местность, действие;

Письменный контроль;
Устный
опрос;
сочинение.;

https://academy-
content.apkpro.ru

4.4.

Смысловой анализ текста.

2

0

0

16.09.2022

Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание, рассуждение); характеризовать особенности описания как типа речи;

Письменный контроль;
Устный
опрос;

https://academy-
content.apkpro.ru

Итого по разделу:

18


Раздел 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА

5.1.

Официально деловой стиль. Жанры.

5

0

0

11.10.2022 14.10.2022

Характеризовать особенности официально-делового и научно-учебного стилей;

Письменный контроль;
Устный
опрос;
практикум.;

https://academy-
content.apkpro.ru

5.2.

Научный стиль. Жанры.

8

2

0

17.10.2022 27.10.2022

Характеризовать особенности официально-делового и научно-учебного стилей;

Письменный контроль;
Устный
опрос;
практикум.;

https://academy-
content.apkpro.ru

Итого по разделу:

13


Раздел 6. СИСТЕМА ЯЗЫКА: ЛЕКСИКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

6.1.

Группы лексики по происхождению.

2

0

0

28.10.2022

различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова;
Различать историзмы и архаизмы;

Письменный контроль;
Устный
опрос;

https://academy-
content.apkpro.ru

6.2.

Активный и пассивный запас лексики.

4

0

0

07.11.2022 09.11.2022

Различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные, диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы;

Письменный контроль;
Устный
опрос;

https://academy-
content.apkpro.ru

6.3.

Лексика
с точки зрения сферы употребления.

4

0

0

10.11.2022 15.11.2022

Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова;

Письменный контроль;
Устный
опрос;

https://academy-
content.apkpro.ru




6.4.

Стилистическая окраска слова.

6

0

0

17.11.2022

Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова;

Письменный контроль;
Устный
опрос;
тест.;

https://academy-
content.apkpro.ru

6.5.

Лексические средства выразительности.

4

1

0

18.11.2022 29.11.2022

Различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные, диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы;

Письменный контроль;
Устный
опрос;
самост.

работа.;

https://academy-
content.apkpro.ru

6.6.

Лексические словари

2

0

0

30.11.2022 01.12.2022

Проводить лексический анализ слов;

Письменный контроль;
Устный
опрос;
работа с
карточками.;

https://academy-
content.apkpro.ru

Итого по разделу:

22


Раздел 7. СИСТЕМА ЯЗЫКА: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ



7.1.

Виды морфем.

2

0

0

02.12.2022

Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять производящую основу;

Письменный контроль;
Устный
опрос;

https://academy-
content.apkpro.ru

7.2.

Основные способы образования слов в русском языке.

4

0

0

05.12.2022 08.12.2022

Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую);

Письменный контроль;
Устный
опрос;

https://academy-
content.apkpro.ru

7.3.

Правописание сложных и сложносокращённых слов.

3

1

0

12.12.2022 14.12.2022

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов;

Письменный контроль;
Устный
опрос;
Контрольная работа;

https://academy-
content.apkpro.ru

Итого по разделу:

9


Раздел 8. СИСТЕМА ЯЗЫКА: МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ

8.1.

Имя существительное

8

1

0

23.12.2022 10.01.2023

Характеризовать особенности словообразования имён существительных;

Письменный контроль;
Устный
опрос;
Контрольная работа;

https://academy-
content.apkpro.ru

8.2.

Имя прилагательное

15

1

0

11.01.2023 27.01.2023

Анализировать особенности словообразования имён прилагательных;

Письменный контроль;
Устный
опрос;

https://academy-
content.apkpro.ru




8.3.

Имя числительное

24

2

0

30.01.2023 02.03.2023

Определять общее грамматическое значение имени числительного;

Письменный контроль;
Устный
опрос;
Контрольная работа;

https://academy-
content.apkpro.ru

8.4.

Местоименение

17

1

0

03.03.2023 31.03.2023

Определять общее грамматическое значение местоимения;

Письменный контроль;
Устный
опрос;
Контрольная работа;

https://academy-
content.apkpro.ru

8.5.

Глагол

26

2

1

04.04.2023 10.05.2023

Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые глаголы; Определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении;

Письменный контроль;
Устный
опрос;
Контрольная работа;

https://academy-
content.apkpro.ru

Итого по разделу:

98







Раздел 9. ПОВТОРЕНИЕ

9.1.

Повторение пройденного материала

8

0

0

12.05.2023 24.05.2023

Ди намич. самост. работа, устный опрос.

Письменный контроль;
Устный
опрос;

https://academy-
content.apkpro.ru

Итого по разделу:

8


Раздел 10. СОЧИНЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИЯ, КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

10.1.

Сочинения (в течение года)

2

2

0





10.2.

Изложения (в течение года)

3

3

0





10.3.

Контрольные и проверочные работы (в течение года)

11

11

0





Итого по разделу:

16


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

204

27

3





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Фонетика.Орфоэпия.

1

0

0

01.09.2022

Письменный
контроль;
Устный опрос;

2.

Морфемы в слове.Орфограммы в приставках и корнях слов.

1

0

0

01.09.2022

Письменный
контроль;
Устный опрос.

3.

Части речи.Орфограммы в окончаниях слов.

1

0

0

02.09.2022

Письменный
контроль;
Устный опрос;

4.

Словосочетание.Простое предложение.

1

0

0

05.09.2022

Письменный
контроль;
Устный опрос;

5.

Сложное предложение. Синтаксический разбор предложений.

1

0

0

06.09.2022 ;

;
Письменный
контроль;
Устный опрос;

6.

Прямая речь. Диалог.

1

0

0

07.09.2022

Письменный
контроль;
Устный опрос;

7.

Общие сведения о языкеРусский язык— государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.Понятие о литературном
языке.

1

0

0

08.09.2022

Устный опрос; тестирование.

8.

Понятие о литературном языке.

1

0

0

08.09

Письменный
контроль;
Устный опрос.

9.

Монолог-описание, монолог-повествование.

1

0

1

09.09.2022

Практическая работа.

10.

Монолог-рассуждение.

1

0

0

12.09.2022

Устный опрос;
динамич. самост.

работа.

11.

Сообщение на лингвистическую тему.

1

0

0

13.09.2022

Устный опрос.

12.

Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.

1

0

0

14.09.2022

Устный опрос; выполнение
заданий в
группах..




13.

Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.

1

0

0

15.09.2022

Устный опрос; динамич.

самост.работа.

14.

Информационная переработка текста.

План текста (простой, сложный;
назывной, вопросный); главная и второстепенная ​информация текста; пересказ текста.

1

0

0

15.09.2022

Устный опрос; выполнение
письменных
заданий.

15.

Простой план текста. Устный пересказ по простому плану.

1

0

0

16.09.2022

Устный опрос; выполнение
письменных
заданий.

16.

Сложный план текста и иго особенности.

1

0

0

19.09.2022

Устный опрос; самооценка.

17.

Пересказ текста по сложному плану.

1

0

1

20.09.2022

Практическая работа.

18.

Назывной и вопросный план текста.

1

0

1

21.09.2022

Практическая работа.

19.

Вопросный план текста.

1

0

0

22.09.2022

Устный опрос; выполнение
письменных
заданий.

20.

Составление текста по простому плану.

1

0

0

22.09.2022

Устный опрос; составление
вопросного
плана.

21.

Описание помещения.

1

0

0

23.09.2022

письменные задания.

22.

Описание внешности человека по личным наблюдениям.

1

0

0

28.09.2022

Устный опрос; тестирование.;

23.

Описание внешности человека по картине.

1

0

0

29.09.2022

Устный опрос; составление
текста.

24.

Описание природы по личным наблюдениям.

1

0

0

29.09.2022

Устный опрос; составление
текста.

25.

Описание природы по картине.

1

0

0

30.09.2022

Письменный
контроль;
Устный опрос;

26.

Сочинение №1

1

0

0

03.10.2022

Устный опрос; составление
описания.




27.

Описание местности.

1

0

1

04.10.2022

Практическая работа;
составление
текста по
картине.

28.

Описание действий.

1

0

0

05.10.2022

Устный опрос; составление
текста.

29.

Функциональносмысловые типы речи

1

0

0

06.10.2022

Сочинение;

30.

Функциональносмысловые типы речи

1

0

0

06.10.2022

Устный опрос; составление
текста.

31.

Смысловой анализ текста: его
композиционных особенностей,
микротем и абзацев, способов и
средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности .

1

0

0

07.10.2022

Устный опрос;
динамич. самост.

работа.

32.

Смысловой анализ текста: его
композиционных особенностей,
микротем и абзацев, способов и
средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности .

1

0

0

10.10.2022

Устный опрос; самооценка.

33.

Официально-деловой стиль.

1

0


11.10.2022

Устный опрос

34.

Официально-деловой стиль. Заявление.

1

0


12.10.2022

Устный опрос; заявление.

35.

Официально-деловой стиль. Росписка.

1

0

1

13.10.2022

Практическая работа.

36.

Официально-деловой стиль. Объяснительная записка.

1

0

1

13.10.2022

Практическая работа.

37.

Официально-деловой стиль. Приглашение.

1

0

0

14.10.2022

Устный опрос.

38.

Научный стиль. Словарная статья. Научное сообщение.

1

0

0

17.10.2022

Устный опрос; составление
частей статьи.;

39.

Стили речи.Научный стиль

1

0

0

18.10.2022

Устный опрос; составление
сообщение.

40.

Крупные жанры научного
стиля:пособия, энциклопедии.

1

0

0

19.10.2022

Устный опрос.

41.

Контрольный диктант с
грамматическим заданием. №1

1

1

0

20.10.2022

Диктант.




42.

Крупные жанры научного стиля:словари, справочники.

1

0

0

20.10.2022

Устный опрос.

43.

Малые жанры научного стиля.Статья.

1

0

0

21.10.2022

Устный опрос.

44.

Малые жанры научного стиля.Реферат.

1

0

0

24.10.2022

Реферат.

45.

Малые жанры научного стиля. Реферат.

1

0

0

25.10.2022

Реферат.

46.

Тематическая тестовая работа№ 1

1

0

0

26.10.2022

Тестирование.

47.

Научное сообщение.

1

0

0

27.10.2022

Сообщение.

48.

Лексикология. Культура речиЛексика русского языка с точки зрения её
происхождения: исконно русские и заимствованные слова.

1

0

0

27.10.2022

Устный опрос.

49.

Лексикология. Культура речиЛексика русского языка с точки зрения её
происхождения: исконно русские и заимствованные слова.

1

0

0

28.10.2022

Устный опрос; тест.

50.

Лексика русского языка с точки
зрения принадлежности к активному и пассивному запасу: неологизмы.

1

0

0

07.11.2022

Устный опрос; грамматическое задание.

51.

Лексика русского языка с точки
зрения принадлежности к активному и пассивному запасу: неологизмы.

1

0

0

08.11.2022

Устный опрос; грамматич.

задание.

52.

Лексика русского языка с точки
зрения принадлежности к активному и пассивному запасу: устаревшие слова (историзмы и архаизмы).

1

0

0

09.11.2022

Работа с текстом.

53.

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления:
общеупотребительная лексика и лексика ограниченного
употребления: диалектизмы.

1

0

0

10.11.2022

Устный опрос;
динамич. самост.

работа.

54.

Изложение №1

1

0

0

10.11.2022

Изложение.

55.

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления:
общеупотребительная лексика и лексика ограниченного
употребления: термины.

1

0

0

11.11.2022

Устный опрос; составлние
словаря.

56.

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления:
общеупотребительная лексика и лексика ограниченного
употребления: профессионализмы.

1

0

0

14.11.2022

Устный опрос; грамматич.

задание.




57.

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления:
общеупотребительная лексика и лексика ограниченного
употребления: жарго​низмы.

1

0

0

15.11.2022

Устный опрос; выполнение
групповых
заданий.

58.

Стилистические пласты лексики:
стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.

1

0

0

16.11.2022

Устный опрос; грамматич.
задания.

59.

Стилистические пласты лексики:
стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.

1

0

0

17.11.2022

Устный опрос; самооцека.

60.

Лексический анализ слов.

1

0

0

17.11.2022

Устный опрос; выполнение
творческих
заданий.

61.

Тематическая контрольная работа.2

1

0

0

18.11.2022

Тестирование.

62.

Лексический анализ слов.

1

0

0

21.11.2022

Устный опрос; выполнение
письм. заданий.

63.

Фразеологизмы. Их признаки и значение.

1

0

0

22.11.2022

Устный опрос;
составл. текстов с фразеологизмами.

64.

Фразеологизмы. Их признаки и значение.Происхождение
фразеологизмов.

1

0

0

23.11.2022

Письменный контроль.

65.

Фразеологизмы. Их признаки и
значение.Использование
фразеологизмов в художественных произведениях.

1

0

0

24.11.2022

Устный опрос; письменный
контроль.

66.

Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения.

1

0

0

24.11.2022

Письменный
контроль;
устный опрос.

67.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и
выразительного
словоупотребления.Эпитеты.

1

0

0

25.11.2022

Устный опрос; работа с
карточками.

68.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления. Метафоры.

1

0

0

28.11.2022

Устный опрос; зачет.

69.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления. Олицетворения.

1

0

1

29.11.2022

Практическая работа.




70.

Лексические словари.

1

0

0

30.11.2022

Устный опрос; словарик.

71.

Лексические словари.

1

0

0

01.12.2022

Устный опрос; словарик.

72.

Формообразующие и
словообразующие морфемы.

1

0

0

01.12.2022

Устный опрос; тесты.

73.

Производящая основа.

1

0

0

02.12.2022

Устный опрос; проверка письм.

заданий.;

74.

Основные способы образования слов в русском языке (приставочный).

1

0

0

05.12.2022

Устный опрос;
проверка заданий на карточках.;

75.

Основные способы образования слов в русском языке (суффиксальный).

1

0

0

06.12.2022

Устный опрос; самооценка..

76.

Основные способы образования слов в русском языке (приставочно-
суффиксальный).

1

0

0

07.12.2022

Устный опрос;
работа в группах..

77.

Основные способы образования слов в русском языке (бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую).

1

0

0

08.12.2022

Устный опрос;
динамич. самост.

работа.

78.

Морфемный и словообразовательный анализ слов.

1

0

0

09.12.2022

Устный опрос; работа с
карточками.

79.

Морфемный и словообразовательный анализ слов.

1

0

0

09.12.2022

Устный опрос; проверка грам.

заданий.

80.

Правописание сложных и сложносокращённых слов.

1

0

0

12.12.2022

Устный опрос; динамич самост.

работа.

81.

Контрольное изложение №1

1

1

0

13.12.2022

Изложение.

82.

Правописание сложных и сложносокращённых слов.

1

0

0

14.12.2022

Устный опрос;
практич.задания.;

83.

Нормы правописания корня -кас- — -кос- с чередованием а // о.

1

0

0

15.12.2022

Устный опрос; тестирование.;

84.

Нормы правописания корня -кас- — -кос- с чередованием а // о.

1

0

0

15.12.2022

Устный опрос; грам. задания.

85.

Нормы правописания гласных в приставках пре- и при-.

1

0

0

16.12.2022

Устный опрос; грам. задания.;

86.

Нормы правописания гласных в приставках пре- и при-.

1

0

0

19.12.2022

Устный опрос; самооценка.




87.

Особенности словообразования.

1

0

0

20.12.2022

Устный опрос; творческие
задания.

88.

Особенности словообразования.

1

0

0

21.12.2022

Устный опрос; тестирование.;

89.

Особенности словообразования.

1

0

0

22.12.2022

Устный опрос; творческие
задания.

90.

Нормы произношения имён
существительных, нормы постановки ударения .

1

0

0

22.12.2022

Устный опрос; грам. задания.

91.

Нормы произношения имён
существительных, нормы постановки ударения

1

0

0

23.12.2022

Устный опрос; письменный
контроль.

92.

Нормы произношения имён
существительных, нормы постановки ударения .

1

0

0

26.12.2022

Устный опрос; работа с
карточками.

93.

Контрольные тестовые задания №1

1

1

0

27.12.2022

Тестирование;

94.

Нормы словоизменения имён существительных.

1

0

0

28.12.2022

Устный опрос;
динамич. самост.

работа.

95.

Нормы словоизменения имён существительных.

1

0

0

29.12.2022

Устный опрос; выполн. грам.

заданий.

96.

Нормы слитного и дефисного
написания пол- и полу- со словами.

1

0

0

29.12.222

Устный опрос; тест.;

97.

Нормы слитного и дефисного
написания пол- и полу- со словами.

1

0

0

10.01.2023

Устный опрос;
динамич. самост.

работа.

98.

Имя прилагательное. Качественные, относительные имена
прилагательные.

1

0

0

11.01.2023

Устный опрос.

99.

Притяжательные имена прилагательные.

1

0

0

12.01.2023

Устный опрос; работа с
карточками.

100.

Степени сравнения качественных имён прилагательных.

1

0

0

12.01.2022

Устный опрос;
оценочный лист.

101.

Степени сравнения качественных имён прилагательных.

1

0

0

13.01.2023

Устный опрос.

102.

Словообразование имён прилагательных.

1

0

0

16.01.2023

Устный опрос; работа с
карточками.

103.

Словообразование имён прилагательных.

1

0

0

17.01.2023

Устный опрос; самооценка.




104.

Морфологический анализ имён прилагательных.

1

0

0

18.01.2023

Устный опрос;
динамич. самост.

работа.

105.

Морфологический анализ имён прилагательных.

1

0

0

19.01.2023

Устный опрос; самост работа.

106.

Изложение №2

1

1

0

19.01.2022

Изложение.

107.

Правописание н и нн в именах прилагательных.

1

0

0

20.01.2023

Устный опрос.

108.

Правописание н и нн в именах прилагательных.

1

0

0

23.01.2023

Устный опрос; работа с
карточками.

109.

Правописание суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных.

1

0

0

24.01.2023

Письменный
контроль;
устный опрос.

110.

Правописание сложных имён прилагательных.

1

0

0

25.01.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос.

111.

Правописание сложных имён прилагательных.

1

0

0

26.01.2023

Устный опрос; самооценка.

112.

Нормы произношения имен прилагательных.

1

0

0

26.01.2022

Устный опрос; тест.

113.

Нормы ударения имен прилагательных.

1

0

0

27.01.2023

Устный опрос; карточки.

114.

Тематическая контрольная работа № 3

1

1

0

30.01.2023

Контрольная работа.

115.

Имя числительное. Общее
грамматическое значение имени числительного. Синтаксические функции имён числительных.

1

0

0

31.01.2023

Устный опрос; динамич. самост работа.

116.

Разряды имён числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные)

1

0

0

01.02.2023

Устный опрос.

117.

Разряды имён числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные)

1

0

0

02.02.2023

Устный опрос;
динамич. самост.

работа.

118.

. Разряды имён числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные)

1

0

0

02.02.2022

Устный опрос; тест.

119.

Розряды имен числительных по значению: порядковые.

1

0

0

03.02.2023

Устный опрос;
оценочный лист.;

120.

Разряды имён числительных по строению: простые.

1

0

0

06.02.2023

Устный опрос.

121.

Разряды имён числительных по строению:сложные числительные.

1

0

0

07.02.2023

Устный опрос.




122.

. Разряды имён числительных по
строению:составные числительные.

1

0

0

08.02.2023

Устный опрос; самостоят
.работа.

123.

Контрольное изложение № 2

1

1

0

09.02.2023

Изложение.

124.

Словообразование имён числительных.

1

0

0

09.02.2022

Письменный контроль.

125.

Словообразование имён числительных.

1

0

0

10.02.2023

Письменный контроль.

126.

Склонение количественных числительных.

1

0

0

13.02.2023

Устный опрос; письменный
контроль.

127.

Склонение порядковых числительных.

1

0

0

14.02.2023

Устный опрос; письменный
контроль.

128.

Правильное образование форм имён числительных.

1

0

0

15.02.2023

Устный опрос.

129.

Правильное образование форм имён числительных.

1

0

0

16.02.2023

Устный опрос; самооценка.

130.

Правильное употребление
собирательных имён числительных.

1

0

0

16.02.2022

Устный опрос; тест.

131.

Употребление имён числительных в научных текстах, деловой речи.

1

0

0

17.02.2023

Устный опрос;
динамич. самост.

работа.

132.

Морфологический анализ имён числительных.

1

0

0

20.02.2023

Устный опрос; работа с
карточками.

133.

Нормы правописания имён
числительных: написание ь в именах числительных;

1

0

0

21.02.2023

Устный опрос;
практич. задания.

134.

Сочинение № 2

1

0

0

22.02.2023

Сочинение.

135.

Нормы написания имен
числительных: написание двойных согласных.

1

0

0

24.02.2023

Устный опрос; практикум.

136.

. Нормы правописания имен
числительных: слитное и раздельное написание.

1

0

0

27.02.2023

Устный опрос; самоконтроль.

137.

Нормы правописания имен
числительных: слитное и раздельное написание.

1

0

0

28.02.2023

Устный опрос; письменный
контроль.

138.

Нормы правописания имен
числительных:дефисное написание.

1

0

0

01.03.2023

Устный опрос.

139.

Нормы правописания окончаний числительных.

1

0

0

02.03.2023

Устный опрос; самост. работа.;




140.

Нормы правописания окончаний числительных.

1

0

0

02.-3.2023

Устный опрос; самооценка.

141.

Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические функции местоимений.

1

0

0

03.03.2023

Устный опрос; практикум.

142.

Разряды местоиминеий:личные, возвратное.

1

0

0

06.03.2023

Устный опрос; письменный
контроль.

143.

Разряды местоимений:
вопросительные, относительные.

1

0

0

07.03.2023

Устный опрос; практикум.

144.

Разряды местоимений:указательные

1

0

0

09.03.2023

Устный опрос.

145.

Контрольное сочинение № 1

1

1

0

09.03.2023

Сочинение.

146.

Разряды
местоимений:притяжательные.

1

0

0

10.03.2023

Устный опрос.

147.

Разряды
местоимений:неопределенные.

1

0

0

13.03.2023

Устный опрос; самооценка.

148.

Разряды
местоимений:отрицательные.

1

0

0

14.03.2023

Устный опрос; тест.

149.

Разряды
местоимений:определительные.

1

0

0

15.03.2023

Устный опрос;
динамич. самост.

работа.

150.

Склонение местоимений.

1

0

0

16.03.2023

Устный опрос; практикум.

151.

Словообразование местоимений.

1

0

0

16.03.223

Устный опрос.

152.

Роль местоимений в речи.

Употребление местоимений в
соответствии с требованиями
русского речевого этикета, в том
числе местоимения 3-го лица в
соответствии со смыслом
предшествующего текста (устранение двусмысленности).

1

0

0

17.03.2023

Устный опрос; практикум.

153.

Притяжательные и указательные местоимения как средства связи предложений в тексте.

1

0

0

27.03.2023

Устный опрос; самооценка.

154.

Притяжательные и указательные местоимения как средства связи предложений в тексте.

1

0

0

28.03.2023

Устный опрос; работа с
карточками.

155.

Морфологический анализ местоимений.

1

0

0

29.03.2023

Устный опрос; практикум.

156.

Нормы правописания местоимений: правописание место​имений с не и ни

1

0

0

30.03.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос;




157.

Слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.

1

0

0

30.03.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос.

158.

Слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.

1

0

0

31.03.2023

Устный опрос; тест.

159.

Контрольный диктант с
грамматическим заданием№ 2

1

0

0

03.04.2023

Устный опрос; самооценка.

160.

Глагол как самостоятельноя часть речи.

1

0

0

04.04.2023

Устный опрос; тест.

161.

Переходные и непереходные глаголы.

1

0

0

05.04.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос;

162.

Переходные и непереходные глаголы.

1

0

0

06.04.2023

Устный опрос; Контрольная
работа;
практикум.

163.

Переходные и непереходные глаголы.

1

0

0

06.04.2023

Устный опрос; самост. работа.

164.

Разноспрягаемые глаголы.

1

0

0

07.04.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос;

165.

Разноспрягаемые глаголы.

1

0

0

10.04.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос;

166.

Разноспрягаемые глаголы.

1

0

0

11.04.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос;

167.

Практическое занятие :
разноспрягаемые глаголы в текстах.

1

0

1

12.04.2023

Практическая работа.

168.

Тематическая тестовая работа №4

1

0

0

13.04.2023

Тестирование.

169.

Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном
значении.

1

1

0

13.04.2023

Тестирование.

170.

Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном
значении.

1

0

0

14.04.2023

Устный опрос; практикум.

171.

Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном
значении.

1

0

0

18.04.2023

Устный опрос; работа с
карточками.

172.

Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном
значении.

1

0

0

19.04.2023

Устный опрос; самооценка.




173.

Практическая работа .Безличные глаголы в текстах..

1

0

1

20.04.2023

Практическая работа.

174.

Изъявительное, условное и
повелительное наклонения глагола.

1

0

0

20.04.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос.

175.

Изъявительное, условное и
повелительное наклонения глагола.

1

0

0

21.04.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос;

176.

Изъявительное, условное и
повелительное наклонения глагола.

1

0

0

24.04.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос;

177.

Изъявительное, условное и
повелительное наклонения глагола.

1

0

0

25.04.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос;

178.

Изложение № 3

1

0

0

26.04.2023

Изложение.

179.

. Нормы ударения в глагольных формах

1

0

0

27.04.2023

Устный опрос; практикум.

180.

Нормы ударения в глагольных формах

1

0

0

27.04.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос.

181.

Нормы словоизменения глаголов.

1

0

0

28.04.2023

Устный опрос;
Контрольная
работа;
практич. задания.

182.

Нормы словоизменения глаголов.

1

0

0

02.05.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос.

183.

Нормы словоизменения глаголов.

1

0

0

03.05.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос;

184.

Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте.

1

0

0

04.05.2023

Устный опрос; зачет.

185.

Морфологический анализ глаголов.

1

0

0

04.05.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос.

186.

Морфологический анализ глаголов.

1

0

0

08.05.2023

Письменный контроль;
тест.

187.

Использование ь как показателя грамматической формы в
повелительном наклонении глагола.

1

0

0

10.05.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос;

188.

Повторение.

1

0

0

12.05.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос;




189.

Повторение.

1

0

0

15.05.2023

Устный опрос; тест.

190.

Повторение.

1

0

0

16.05.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос;

191.

Повторение.

1

0

0

17.05.2023

Устный опрос; самост. работа.;

192.

Повторение.

1

0

0

18.05.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос;

193.

Повторение.

1

0

0

18.05.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос.

194.

Повторение.Морфологический анализ местоимений.

1

0

0

19.05.2023

Устный опрос; самооценка.

195.

Контрольные тестовые задания№ 2.

1

1

0

22.05.2023

Тестирование.

196.

Повторение. Морфологические признаки глагола.

1

0

0

23.05.2023

Устный опрос; практикум.

197.

. Итоговый урок.

1

0

0

24.05.2023

Устный опрос.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Русскмй язык 6 кл класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.\ [В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский] ; под. ред. В. Я. Коровиной. - 10-е изд., стер. - М. : Просвещение, 2022.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1 Русский родной язык: 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. – М.: Просвещение, 2019.

2 Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования https://docs.google.com/document/d/1Di52J8JLvhJEAQMkKrjrVXlDew1yXPmO/edit
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop

Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm

Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova

Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru

Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs

Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorum-ruscorpora.ru

Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html

Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru

Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/

Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru



ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ



Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny

Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop

Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm

Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova

Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru

Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types

Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru

Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs

Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorum-ruscorpora.ru

Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html

Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru

Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru

Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki

Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru

Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/

Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru

Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash

Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru

Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me

Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru

Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru

Словарь молодёжного сленга. URL: http://teenslang.su

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Интерактивная доска, видеопроектор, ноутбук, тематические таблицы по языку.