МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 44»
муниципального образования городскойокруг Симферополь
Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей социально-гуманитарного цикла. Руководитель МО ________Э.С. Куртаджиева Протокол № ___ от «____»_______2020г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________Л.М. Аметова «_____»________2020г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ № 44» г. Симферополя __________ Г.Н. Муртазаева Приказ № ____ от «____»______2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
6 - классы
Учитель: Хусаинова Эльмира Энверовна
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6- ??? классов основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с нормативными документами и разработана на основе Примерных программ по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. - 3-е изд. доработанное. - М.; Просвещение, 2014. Русский язык. Рабочие программы.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. -М.: Просвещение, 2014г.
Рабочая программа ориентирована на учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях (Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын, издательство «Просвещение», 2016).
Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится в 6 -??? классах 4 часа в неделю, 136 часов в год, 34 учебные недели.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
владение всеми видами речевой деятельности;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
владение всеми видами речевой деятельности;
усвоение основ научных знаний о родном языке;
освоение базовых понятий лингвистики;
проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения;
анализ текста; осознание эстетической функции.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ
Повторение. Фонетика, графика. Фонетический разбор слова. Морфемы в слове. Морфемный разбор. Орфография. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Чередование гласных в корне слова. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Деление текста на части; составление простого плана
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Повторение пройденного по лексике в V классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Имя существительное .
Повторение сведений об имени существительном, полученных в начальных классах. Имя существительное как самостоятельная часть речи.
3 склонения имен существительных, орфограммы в окончании существительных
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных. Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик, буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (~щик); Ь в именах существительных после шипящих.
Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.). Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное .
Повторение пройденного об имени прилагательном в начальных классах .
Имя прилагательное как часть речи.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных и суффиксах -ан- (-ян-), -ин~, -они- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное- и дефисное написание сложных прилагательных. Ь в прилагательных после шипящих.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное.
Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
I Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять). ,
Местоимение.
Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений: : личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные отрицательные, указательные, определительные. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква я в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста!
Глагол
Повторение пройденного о глаголе в начальных классах .
Глагол как самостоятельная часть речи. Спряжение глаголов. Вид, время, лицо, род , возвратность глаголов. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
Синтаксис и пунктуация. Повторение пройденного в 5 классе. Синтаксические единиц. Грамматическая основа. Члены предложения. Виды связи в сложном предложении. Синтаксический разбор простого и сложного предложения.
Повторение изученного в 6 классе
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела | Перечень и название раздела и тем курса | Количество часов для изучения раздела, темы |
1 | Введение. Русский язык- язык РФ и язык межнационального общения. | 5 |
2 | Повторение изученного в 5 классе. Состав слова, словообразование, орфография. | 10 |
3 | Лексика и фразеология Лексический состав языка. Фразеологизмы. | 14 |
4 | Морфология. Имя существительное. | 25 |
5 | Имя прилагательное. | 23 |
6 | Имя числительное. | 12 |
7 | Местоимение. | 17 |
8 | Глагол. | 19 |
9 | Синтаксис, пунктуация. Простое и сложное предложение | 8 |
10 | Повторение изученного в 6 классе. Резервные часы | 2 1 |
| ИТОГО | 136 |
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Виды письменных работ | Количество часов |
1 | Контрольный диктант | 2 |
3 | Контрольная работа | 2 |
4 | Изложение | 2 |
5 | Сочинение | 2 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Название раздела и тема урока | Примечания |
| План | Факт | | |
Введение 5 часов |
1. | | | Введение. Русский язык - как язык РФ и язык межнационального общения. | |
2. | | | Понятие о функциональных разновидностях языка. | |
3. | | | Р. Р №1 Текст и его признаки. | |
4. | | | Р.Р.№2 Составление плана к тексту. | |
5. | | | Р.Р.№3 Орфоэпические нормы. | |
Повторение 10 часов |
6. | | | Состав слова . Способы образования слов. | |
7. | | | Лексическое и грамматическое значение слова. Чередование в крнях (зар- зор;гор – гар) | |
8. | | | Правописание раст- ращ-рос. А-О в корнях кас- кос; лаг- лож | |
9. | | | Е-И в корнях с чередованием. Правописание приставок (рас- раз) | |
10. | | | Е-И в приставках ПРЕ - ПРИ. Правописание сложных слов. Правописание слов с ПОЛ | |
11. | | | Понятие об этимологии. Сложносокращенные слова. | |
12. | | | Простое и сложное предложение. Знаки препинания. Знаки препинания при обращениях , вводных словах. | |
13. | | | Прямая речь. Диалог. Морфемный словообразовательный разбор слова. | |
14. | | | Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение». | |
15. | | | Анализ диктанта. Повторение изученного в 5 классе | |
Лексикология. Орфография. Фразеология. Культура речи. 14 часов |
16. | | | Метафора. Лексические выразительные средства. | |
17. | | | Исконно русские слова | |
18. | | | Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-. | |
19. | | | Заимствованные слова. Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями | |
20. | | | Активный и пассивный состав языка. Архаизмы. историзмы , неологизмы. | |
21. | | | РР №4Стили речи | |
22. | | | Общеупотребительные слова. Диалектизмы. | |
23. | | | Профессионализмы. | |
24. | | | Жаргонизмы. | |
25. | | | Стилистически нейтральная и книжная лексика. Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. | |
26. | | | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. | |
27. | | | Обобщение изученного материала по теме «Лексикология» | |
28. | | | Контрольная работа №1 по теме «Лексикология. Орфография. Культура речи» (тестирование). | |
29. | | | РР № 5 Типы речи и стили речи | |
Грамматика. Морфология. Орфография. Культура речи. |
Имя существительное 25 часов |
30. | | | Части речи в русском языке. | |
31. | | | Имя существительное как самостоятельная часть речи. | |
32. | | | Постоянные признаки : имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. | |
33. | | | РР № 6 Научный стиль | |
34. | | | Род имен существительных. | |
35. | | | Склонение имен существительных. | |
36. | | | Правописание Е-И в окончаниях имен существительных. | |
37. | | | РР № 7 Анализ текста научного стиля. | |
38. | | | Разносклоняемые имена существительные. | |
39. | | | Несклоняемые существительные. Род несклоняемых существительных | |
40. | | | Имена существительные общего рода. | |
41. | | | Профессиональные слова ( учитель ) | |
42. | | | Правописание НЕ с именами существительными. Слитное и раздельное правописание НЕ с именами существительными | |
43. | | | РР № 8 Сочинение на лингвистическую тему (обучающее). | |
44. | | | Морфологический разбор существительных. | |
45. | | | Словообразование имен существительных. | |
46. | | | Правописание суффиксов ЕК-ИК в именах существительных | |
47. | | | Правописание суффиксов ЧИК – ЩИК в именах существительных. | |
48. | | | Правописание сложных слов. Сложносокращенные имена существительные. | |
49. | | | РР № 9 Рассуждение. | |
50. 51. | | | РР№ 10,11 Контрольное сочинение – рассказ о народном промысле №1 | |
52. | | | Правописание О- Ё после шипящих. | |
53. | | | Правописание Ь после шипящих в именах существительных. | |
54. | | | Обобщение изученного материала. | |
Имя прилагательное 23 часа |
55. | | | Имя прилагательное как самостоятельная часть речи. | |
56. | | | Правописание окончаний имен прилагательных. | |
57. | | | Краткие прилагательные . Правописание Ь в кратких именах прилагательных | |
58. | | | РР № 12 Приемы сжатия. | |
59. | | | Степени сравнения имен прилагательных (сравнительная степень). | |
60. | | | Степени сравнения имен прилагательных (превосходная степень) | |
61. | | | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные. | |
62. | | | Правописание НЕ с именами прилагательными. | |
63. | | | Разряды имен прилагательных по значению. Относительные прилагательные . | |
64. | | | Притяжательные прилагательные. | |
65. | | | РР № 13 Контрольное сжатое изложение №1 | |
66. | | | Морфологический разбор имен прилагательных. | |
67. | | | Словообразование имен прилагательных. | |
68. | | | О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. О-Ё после шипящих в именах прилагательных. О-Ё в суффиксах прилагательных | |
69. | | | РР № 14 Описание. Описание картин. | |
70. | | | Правописание сложных прилагательных | |
71-72 | | | РР № 15-16 Контрольное сочинение – описание картины №2 | |
73. | | | Н-НН в суффиксах прилагательных | |
74. | | | РР № 17Анализ сочинений. Правописание суффиксов К – СК в именах прилагательных.. | |
75. | | | Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. | |
76. | | | Повторение темы «Имя прилагательное» | |
77. | | | РР № 18 Текст, логика текста. | |
Имя числительное 12 часов |
78. | | | Имя числительное как самостоятельная часть речи. | |
79. | | | Простые, сложные и составные имена числительные. | |
80. | | | Количественные и порядковые числительные. | |
81. | | | РР № 19 Приемы компрессии. Работа с текстом. | |
82. | | | Склонение числительных | |
83. | | | Разряды количественных числительных. Целые числа. Дробные числительные. | |
84. | | | Собирательные числительные. | |
85. | | | РР № 20 Роль числительных в тексте. | |
86. | | | Синтаксическая роль имен числительных в предложении. | |
87. | | | Морфологический разбор имен числительных. Обобщение изученного материала. | |
88. | | | Контрольная работа №2 по теме «Именные части речи» ( вопросы и задания). | |
89. | | | РР № 21 Описание окружающего мира. | |
Местоимение 17 часов |
90. | | | Местоимение как самостоятельная часть речи. | |
91. | | | Личные местоимения | |
92. | | | Возвратное местоимение себя | |
93. | | | Притяжательные местоимения | |
94. | | | Указательные местоимения | |
95. | | | РР № 22 Лексические способы сокращения слова. | |
96. | | | Определительные местоимения | |
97. | | | Вопросительные местоимения. Относительные местоимения | |
98. | | | Склонение вопросительных и относительных местоимений | |
99. | | | РР № 23Выборочное изложение (устно) | |
100. | | | Неопределенные местоимения. Правописание НЕ в местоимениях. | |
101. | | | Дефисное написание неопределенных местоимений | |
102. | | | Отрицательные местоимения. | |
103. | | | НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. | |
104. | | | Морфологический разбор местоимений. Обобщение изученного материала | |
105-106. | | | РР № 24-25 Контрольное выборочное изложение №2 | |
Глагол 19 часов |
107. | | | Глагол как самостоятельная часть речи. Значение глагола как части речи | |
108. | | | Неопределенная форма глагола. | |
109. | | | Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. | |
110. | | | Время глагола. Число глаголов. | |
111. | | | Спряжение глаголов. | |
112. | | | Изменение глаголов по лицам и числам. | |
113. | | | Правописание окончаний глаголов. | |
114. | | | Разноспрягаемые глаголы. | |
115. | | | Совершенный и несовершенный вид глагола. | |
116. | | | Переходные и непереходные глаголы. | |
117. | | | Возвратные глаголы. | |
118. | | | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. | |
119. | | | Повелительное наклонение. | |
120. | | | Правописание Ь в глаголах. | |
121. | | | Безличные глаголы | |
122. | | | Правописание суффиксов глаголов | |
123. | | | Морфологический разбор глаголов. Обобщение изученного материала | |
124. | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием №2 по теме «Глагол» | |
125. | | | РР № 26 Работа с текстом. Рассказ о событии. | |
Синтаксис и пунктуация 8 часов |
126. | | | Основная единица синтаксиса. Анализ контрольного диктанта. | |
127. | | | Простое предложение. | |
128. | | | Порядок слов в предложении. | |
129. | | | Простое осложненное предложение. | |
130. | | | Синтаксический разбор простого предложения. | |
131. | | | Сложное предложение. | |
132. | | | Виды связей в сложном предложении. | |
133. | | | Синтаксический разбор сложного предложения. Обобщение изученного материала. | |
Повторение изученного 2 часа |
134. | | | Повторение изученного в 6 классе | |
135. | | | Повторение изученного в 6 классе | |
136. | | | Резервный урок. | |
| | | | |