СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки спланированы с учётом знаний, умений  и навыков  по предмету, которые сформированы в процессе реализации принципов развивающего  обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Закона об образовании Донецкой Народной Республики (Принят Постановлением Народного Совета № 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 01.04.2020),

  2. Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от от 07 августа 2020 г. N 120-НП;

  3. Приказа МОН ДНР от 26.08.2020 №1180 «О присвоении примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования грифа «Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики»;

  4. Приказа МОН ДНР от 26.08.2020 №1181 «О присвоении примерным адаптированным основным общеобразовательным программам грифа «Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики»

  5. Приказа МОН ДНР от 26.08.2020 №1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего,основного общего и среднего общего образования»

  6. Приказа об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году

  7. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.08.2020г. № 1172 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году»;

  8. − Приказ  Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.09.2020г.  № 1237 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2020-2021 учебный год».

  9. Приказа МОН ДНР от 30.06.2020 № 935 «Об утверждении Плана мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму в образовательных организациях на 2020/2021 учебный год»

  10. Приказа МОН ДНР от 17.04.2020 № 755 «Об утверждении санитарно-противоэпидемических норм и правил по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

  11. Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Русский язык. 5-9 кл.» / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Болгаров М.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Плыс Л.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 145 с.

  12. Учебного плана МОУ«Седовская школа»Новоазовского района ДНР.


Литература (учебник):

1. Баранов М.Т. Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. / [ М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.



Рабочая программа составлена на основе Примерной с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учётом знаний, умений  и навыков  по предмету, которые сформированы в процессе реализации принципов развивающего  обучения. Соблюдая преемственность с начальной  школой, обучение русскому языку в 7 классе выстраивается на высоком, но доступном уровне быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Основные цели и задачи изучения русского языка в 7 классе, решаемые при реализации рабочей программы:

1) воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

2) овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самообразования;

3) приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

4) развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

5) совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

 В 2020-2021 учебном году в 7 классе 34 рабочих недели, 4 часа в неделю, 135 часов в год. В распределение часов по сравнению с Примерной программой внесены небольшие изменения : сокращено количество часов на изучение темы: « «Повторение и систематизация изученного» (в связи с уменьшением количества уроков из-за выпадения праздничных дней). 


 Форма  организации образовательного процесса:  классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Основными формами и видами контроля знаний и навыков являются: входной контроль в  конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных графических, творческих, свободных («Проверь себя»), диктантов с грамматическими заданиями, проверочных работ, комплексного анализа; итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

                                            Механизмы    формирования ключевых компетенций обучающихся:

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции –  освоение необходимых знаний о языке,   как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве,  развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Место предмета в учебном плане

Данная программа рассчитана на 135 часов (4 часа в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом МОУ «Седовская школа» Новоазовского района ДНР.

РУССКИЙ ЯЗЫК 7 класс

(34 рабочих недели, 4 часа в неделю, 135 часов в год)


Изучение языковых тем

101 час

Введение

1 час

Уроки развития речи

20 часов

Повторение изученного в 5, 6 классах

8 часов

Контрольные работы

12 часов

Морфология и орфография. Культура речи

55 часов

Полугодие/ Семестр

I

полугодие/ семестр

II

полугодие/ семестр

Причастие

24 часа

Контрольный диктант

2

2

Деепричастие

13 часов

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

1

Наречие

15 часов

Контрольное изложение

1

1

Категория состояния

3 часа

Контрольное сочинение

1

1

Служебные части речи

32 часа

Тестовые контрольные задания

1

1

Самостоятельные и служебные части речи.

1 час

Анализ текста



Предлог

10 часов

Итого

6

6

Союз

12 часов

За год

12

Частица

6 часов

Резерв

4 часа

Междометие

3 часа


Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

5 часов

Всего

135 часов


135 часов






Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе


№ п/п

Тема урока

Дата план.

Дата факт.

Приме

чания



Тема 1. Введение (1 час)




1

Язык как развивающееся явление.

01.09



Тема 2. Повторение изученного в 6 классе (8 ч.+ 3 РР+1Кд)

2

Синтаксис. Основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложения по цели высказывания и т. п). Синтаксический разбор.


02.09



3

Пунктуация. Пунктуационный разбор


03.09



4

Лексика и фразеология.

04.09



5

Развитие речи № 1. Текст как продукт речевой деятельности.

09.09



6

Развитие речи №2. Функционально-смысловые типы текста

10.09



7

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.


11.09



8

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разборы.


15.09



9

Морфология и орфография

16.09



10

Развитие речи №3.. Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью».

17.09



11

Опознавательные признаки морфологии, морфемики, орфографии, синтаксиса, пунктуации.


18.09



12

Морфологический разбор слова.

22.09



13

Контрольный диктант №1

23.09



Тема 3. Морфология и орфография. Культура речи (55 часов)

Тема 3.1. Причастие (24 часа + 4 РР + 1 К изл. + 1 Тестовые контр. задания)

14

Анализ диктанта Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах.

24.09



15

Причастие как часть речи. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль причастий в предложении.

25.09



16

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

29.09



17

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

30.09



18

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

01.10



19

Развитие речи №4. Описание внешности человека.

02.10



20

Действительные и страдательные причастия.

06.10



21

Действительные и страдательные причастия.

Культура речи. Употребление причастий с суффиксом – ся.

07.10



22

Развитие речи №5. Диалог как текст. Виды диалога.

08.10



23

Полные и краткие страдательные причастия.

Культура речи. Правильная постановка ударений в полных и кратких страдательных причастиях.

09.10



24

Контрольное изложение № 1

13.10



25

Анализ изложения. Образование действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

14.10



26

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

15.10



27

Образование действительных причастий прошедшего времени.

16.10



28

Образование действительных причастий прошедшего времени.

20.10



29

Образование страдательных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

21.10



30

Образование страдательные причастий прошедшего времени.

22.10



31

Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

23.10



32

Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. Проверочный словарный диктант.

03.11



33

Одна и две Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

05.11



34

Одна и две Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

06.11



35

Развитие речи №6. Выборочное изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» (упр. 151). Отец и сын.

10.11



36

Морфологический разбор причастия.

11.11



37

Развитие речи №7. Стили литературного языка.

12.11



38

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

13.11



39

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

17.11



40

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

18.11



41

Культура речи. Согласование причастий с определяемыми существительными Синонимика причастного оборота и придаточного предложения.

19.11



42

Повторение изученной темы

20.11



43

Тестовые контрольные задания № 1

24.11



Тема 3.2. Деепричастие (13 часов +2 РР+Кс+Кд с гр.з.)

44

Анализ контрольной работы. Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

25.11



45

Развитие речи №7. Публицистический стиль речи, его жанры, языковые особенности, виды публичных общественно-политических выступлений, их структура. Создание высказывания в публицистическом стиле

26.11



46

Деепричастие как часть речи. Лексическое и грамматическое значение, речевая функция, нормы употребления деепричастий. Синтаксическая функция деепричастий, нормы употребления.

27.11



47

Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте.

01.12



48

Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте.

02.12



49

Культура речи. Правильное построение предложений с деепричастным оборотом. Текстообразующая роль деепричастий.

03.12



50

Развитие речи №8. Сжатое изложение с описанием природы

04.12



51

Выделение одиночного деепричастия запятыми

08.12



52

Контрольное сочинение №1

09.12



53

Анализ сочинения. Не с деепричастиями.

10.12



54

Деепричастия несовершенного вида и их образование

11.12



55

Деепричастия несовершенного вида и их образование

15.12



56

Деепричастия совершенного вида и их образование

16.12



57

Деепричастия совершенного вида и их образование

17.12



58

Морфологический разбор деепричастия.

18.12



59

Повторение темы «Деепричастие»

22.12



60

Контрольный диктант с грамматическим заданием №1

23.12



Тема 3. 3. Наречие

(15 часов+1 Кд+2 РР)

61

Анализ диктанта . Наречие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий

24.12



62

Разряды наречий по значению

25.12



63

Развитие речи №9.Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»

12.01



64

Степени сравнения наречий и их образование.

13.01



65

Морфологический разбор наречия

14.01



66

Правописание не с наречиями на –О и –Е

15.01



67

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- в наречиях.

19.01



68

Одна и две буквы н в наречиях на –О и–Е.

20.01



69

Урок развития речи №10. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности

21.01



70

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

22.01



71

Суффиксы –о и –а на конце наречий.

26.01



72

Суффиксы –о и –а на конце наречий.

27.01



73

Дефис между частями слова в наречиях.

28.01



74

Дефис между частями слова в наречиях.

29.01



75

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

02.02



76

Ь знак на конце наречий после шипящих.

03.02



77

Культура речи. Правильное употребление наречий в речи. Орфоэпические, грамматические, лексические нормы. Повторение изученной темы.

04.02



78

Контрольный диктант №2

05.02



Тема 3.4. Категория состояния (3 ч+3 РР)

79

Анализ диктанта . Категория состояния (безлично- предикативные слова) как часть речи., ее отличие от наречий.

Разряды слов категории состояния

09.02



80

Семантические, морфологические и синтаксические признаки категории состояния.

10.02



81

Урок развития речи №11. Употребление слов категории состояния в художественной речи

11.02



82

Морфологический разбор слов категории состояния.

12.02



83

Урок развития речи №12. Учебно-научная речь. Отзыв о прочитанной книге.

16.02



84

Урок развития речи №13. Учебный доклад.

17.02



Тема 4. Служебные части речи . Культура речи. (32 часа)

Тема 4.1. Предлог как служебная часть речи

(10 часов+2РР+1 Кд)

85

Самостоятельные и служебные части речи (1 час). Различия в значении и употреблении самостоятельных и служебных частей речи. Роль служебных частей речи.

18.02



86

Предлог как часть речи.

19.02



87

Предлог как часть речи. Текстообразующая роль предлогов.

24.02



88

Производные и непроизводные предлоги.

25.02



89

Простые и составные предлоги.

26.02



90

Морфологический разбор предлога.

02.03



91

Слитное и раздельное написание производных предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.).

03.03



92

Слитное и раздельное написание производных предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.) .Проверочный словарный диктант.

04.03



93

Урок развития речи №14. Развёрнутые и сжатые аргументы. Развёртывание аргументов с помощью примеров.

05.03



94

Дефис в предлогах из-за, из-под, по- над.

09.03



95

Культура речи. Правильное употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки; использование в речи предлогов- синонимов

10.03



96

Повторение изученной темы

11.03



97

Контрольный диктант №3

12.03



98

Анализ диктанта. Урок развития речи №15. Составление рассказа по картине

16.03



Тема 4.2. Союз как служебная часть речи

(12 часов+1РР+1Кс+1Ки)

99

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении.

17.03



100

Урок развития речи №16.

18.03



101

Простые и составные союзы.

19.03



102

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

30.03



103

Сочинительные союзы. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях

31.03



104

Подчинительные союзы. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении.

01.04



105

Текстообразующая роль союзов

02.04



106

Контрольное сочинение №2. Сочинение-рассуждение о пользе чтения: «Книга – наш друг и советчик».

06.04



107

Морфологический разбор союза

07.04



108

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

08.04



109

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

09.04



110

Отличие на письме союзов зато, чтобы, тоже от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

13.04



111

Культура речи. Правильное использование в речи союзов-синонимов

14.04



112

Повторение изученной темы.

15.04



113

Контрольное изложение № 2

16.04



Тема 4.3. Частица как служебная часть речи

(6 часов + 1 Рр+1Кр).

114

Анализ К.и. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении

20.04



115

Формообразующие частицы

21.04



116

Смыслоразличительные частицы. Текстообразующая роль частиц.

22.04



117

Раздельное и дефисное написание частиц.

23.04



118

Урок развития речи №17. Художественное описание внешности человека. Понятия: «литературный портрет», «словесный портрет».

27.04



119

Анализ изложения Различение на письме частиц НЕ и НИ.

28.04



120

Правописание НЕ и НИ с различными частями речи.

Морфологический разбор частицы.

29.04



121

Тестовые контрольные задания № 2

30.04



Тема 4.4. Междометие как часть речи (3 часа+1РР+Кд)

122

Анализ К Р.Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

05.05



123

Дефис в междометиях

06.05



124

Интонационное выделение междометий.

Запятая и восклицательный знак при междометиях.

07.05



125

Контрольный диктант №3

12.05



126

Анализ диктанта. Урок развития речи №18. Рассказ на основе жизненного опыта (устный или письменный).

13.05



Тема 15. Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

(5 часов+1Кд с гр. зад. +2 РР)

127

Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Фонетический разбор

14.05



128

Урок развития речи №19. Сочинение-репортаж

18.05



129

Лексика. Лексическое значение слов. Толковые словари. Фразеология

19.05



130

Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слов.

20.05



131

Морфология. Морфологический разбор слов

21.05



132

Контрольный диктант с грамматическим заданием №2

25.05



133

Анализ КР. Орфография

26.05



134

Урок развития речи №20. Устное сочинение на основе самостоятельно выбранной картины (открытки, иллюстрации) с заключением- рассуждением.

27.05



135

Итоговый урок

28.05