СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы

Учебник: : Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение,

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7 класс»

«Рассмотрена»

Руководитель ШМО


___________/___________/

ФИО

Протокол № ___ от «__»__________2021г.

«Согласовано»

С заместителем директора по УВР

_____________/_________/ ФИО

«__»_________2021г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ « Буйская СОШ» ___________/____________/

ФИО

Приказ № ___ от «__»__________2021г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7 КЛАСС


















Составила:

Пальшина Любовь Михайловна

учитель русского языка и литературы

1 категории







2021.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка в 7 классе



Личностные: включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

Метапредметные:

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные:

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики;

5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

6) опознавание и анализ основных единиц языка;

7) проведение различных видов анализа слова

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.


Содержание программы по русскому языку в 7 классе

составлено на основе:

- Примерной программы по русскому (родному) языку для 5-9 классов («Русский язык. Рабочие программы.» Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2015.)

- Учебник: : Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2019.

- Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов, Л. Ю. Комиссарова, Н. В. Ладыженская. Русский язык. Методические рекомендации. 7 класс : Р89 пособие для учителей общеобразоват. организаций /. [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2019. — 144 с..

В соответствии с учебным планом школы программа рассчитана на обязательное изучение русского языка в 7 классе в объеме 140 ч (4 часов в неделю).



Содержание программы



Введение. Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В VVI КЛАССАХ (9 ч + 2 ч)

Синтаксис. Словосочетание и предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Диалектная фразеология, её использование в устной речи и фольклоре.

Фонетика и орфография. Фонетический разбор.

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Самостоятельные части речи. Служебные части речи Морфологический разбор.

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие (29 ч + 6 ч)

1.Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

2. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда­
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при­несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовы­вать причастия с определяемыми существительными, строить предложе­ния с причастным оборотом.

3. Описание внешности человека: структура текста, языко­вые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности.

4. Вы­борочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (7 ч + 2 ч)

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто­образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.

Умение правильно строить предложение с деепричастным обо­ротом.

Наречие (19 ч + 2ч)

1. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на и –е, не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы и в наречиях на и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипя­щих на конце наречий.

2. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

3. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (2 ч + 2 ч)

1.Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наре­чий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

2. Выборочное изложение текста с описанием состояния че­ловека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

Предлог (7 ч + 1 ч)

1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предло­ги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Р.к.Смешение в говорах Кубани предлогов в — на, с — из, до — к, в — у, из-за — через и др.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

2. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рас­сказ на основе увиденного на картине.

Союз (14ч. + 1ч.)

1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же.

2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языко­вые особенности.

Частица (19 ч + 1 ч)

1. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые части­цы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

2. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

3. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. (2 ч)

1 Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междо­метий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

2. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (14 ч + 1 ч)

Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. Фонетика, фонетические нормы . Лексика. Фразеология.

Морфемика и словообразование. Морфология. Морфологический разбор.

Синтаксис. Простое предложение. Сложное предложение.

Пунктуация. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.









УЧЕБНОНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов


Введение (1 час)


1

Русский язык как развивающееся явление

1


Повторение пройденного в 5-6 классах (9+2Р = 11 часов)


2

Синтаксис. Синтаксический разбор

1

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор

1

4

Лексика и фразеология

1

5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Разделительный Ъ и Ь. О-Е-Ё после шипящих

1

6

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

1

7

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

1

8

Правописание глагола

1

9-10

Сочинение-описание по картине И. И. Бродского «Летний сад осенью»

2

11

Текст. Стили литературного языка

1

12

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах»

1


Причастие (30+5Р=35)


13

Понятие о причастии

1

14

Публицистический стиль

1

15-16

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

2

17

Понятие о причастном обороте

1

18

Знаки препинания при причастном обороте

1

19

Р.Р. Описание внешности человека

1

20

Действительные и страдательные причастия

1

21

Краткие и полные страдательные причастия

1

22

Действительные причастия настоящего времени

1

23-24

Р.Р. Сочинение-описание по картине Кипренского «Портрет Дениса Давыдова»

2

25

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1

26

Действительные причастия прошедшего времени

1

27

Страдательные причастия настоящего времени

1

28

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1

29

Страдательные причастия прошедшего времени

1

30

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

1

31

Н-НН в прилагательных. Повторение

1

32-33

Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных

2

34-35

Н-НН в суффиксах кратких причастий и в кратких прилагательных

2

36

Р.Р. Выборочное изложение

1

37

Морфологический разбор причастия

1

38

НЕ с различными частями речи. Повторение

1

39-40

НЕ с причастиями

2

41

Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий

1

42-43

Повторение по теме «Причастие»

2

44-45

Р.Р. Сочинение -портретное описание «Вы с ним знакомы»

2

46

Контрольный диктант по теме «Причастие»

1

47

Анализ контрольного диктанта

1


Деепричастие (7+2Р=9)


48

Понятие о деепричастии.

1

49

Деепричастный оборот и знаки препинания при нём

1

50

НЕ с деепричастиями

1


51

Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастия

1

52-53


Р.Р.Сочинение - описание по картине Григорьева «Вратарь»

2

54

Повторение по теме «Деепричастие»

1

55


Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

1

56


Анализ контрольного диктанта

1



Наречие (19+2Р=21)


57

Наречие как часть речи

1

58

Смысловые группы наречий

1

59

Степени сравнений наречий

1

60

Морфологический разбор наречия

1

61-62

НЕ с наречиями на –о, -е

2

63

НЕ и НИ в отрицательных наречиях

1

64

Н-НН в наречиях

1

65

Р.Р. Описание действий

1

66

О-Е после шипящих на конце наречий

1

67

О-А на конце наречий

1

68

Р.Р. Подробное изложение

1

69-70

Дефис в наречиях

2

71-72

Слитное и раздельно написание наречий

2

73


Ь после шипящих на конце наречий

1

74-75

Повторение по теме «Наречие»

2

76

Контрольный диктант по теме «Наречие»

1

77

Анализ контрольного диктанта

1


Категория состояния (2+2Р=4)


78-79

Категория состояния как часть речи

2

80

Р.Р. Подготовка к сжатому изложению

1

81

Р.Р. Написание сжатого изложения №281

1


Предлог (7+1Р=8)


82

Предлог как часть речи

1

83

Употребление предлогов

1

84

Непроизводные и производные предлоги

1

85

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

1

86

Р.Р. Сочинение-описание по картине Сайкиной «Детская спортивная школа»

1

87-88

Слитное и раздельно написание производных предлогов

2

89

Повторение по теме «Предлог»

1


Союз (14+1Р=15)


90

Союз как часть речи

1

91

Простые и составные союзы

1

92

Союзы сочинительные и подчинительные

1

93-94

Знаки препинания в простом и сложном предложении

2

95

Сочинительные союзы

1

96

Подчинительные союзы.

1

97

Пунктуационный практикум

1

98

Морфологический разбор союзов

1

99

Р.Р. Сочинение-рассуждение №343, 342 (на выбор)

1

100

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

1

101-102

Повторение по теме «Союз»

2

103

Контрольный диктант по теме «Союз»

1

104

Анализ контрольного диктанта

1


Частица (19+1Р=21)


105

Понятие о частице

1

106

Формообразующие частицы

1

107

Смысловые частицы

1

108-109

Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частиц.

2

110-111

Отрицательные частицы НЕ и НИ

2

112-113

Различение частицы и приставки НЕ

2

114

Контрольная работа по теме «НЕ с различными частями речи»

1

115

Анализ контрольной работы

1

116-117

Р.Р. Сочинение-рассказ по данному сюжету

2

118-119

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ

2

120-121

Повторение по теме «Частицы»

2

122

Урок-зачёт по теме «Частицы»

1

123

Контрольный диктант по теме «Частицы»

1

124

Анализ контрольного диктанта

1


Междометие (2 часа)


125

Междометие как часть речи.

1

126

Дефис в междометиях

1


Повторение изученного в 7 классе (13+1Р=14)


127

Разделы науки о языке. Текст. Стили речи

1

128

Фонетика и графика

1

129

Лексика и фразеология

1

130

Словообразование

1

131

Морфология. Самостоятельные части речи

1

132

Служебные части речи

1

133-134

Орфография

2

135-136

Синтаксис

2

137-138

Пунктуация

2

139

Контрольный итоговый диктант

1

140

Анализ контрольных работ

1


Всего часов – 140

Контрольных работ – 8

Уроков развития речи - 17








Лист изменений в тематическом планировании




№ записи

Дата

Изменения, внесенные в ТП

Причина