«Рассмотрена» Руководитель ШМО ___________/___________/ ФИО Протокол № ___ от «__»__________2021г. | «Согласовано» С заместителем директора по УВР _____________/_________/ ФИО «__»_________2021г. | «Утверждаю» Директор МБОУ « Буйская СОШ» ___________/____________/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
7 КЛАСС
Составила:
Пальшина Любовь Михайловна
учитель русского языка и литературы
1 категории
2021.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка в 7 классе
Личностные: включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные:
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.
Содержание программы по русскому языку в 7 классе
составлено на основе:
- Примерной программы по русскому (родному) языку для 5-9 классов («Русский язык. Рабочие программы.» Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2015.)
- Учебник: : Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2019.
- Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов, Л. Ю. Комиссарова, Н. В. Ладыженская. Русский язык. Методические рекомендации. 7 класс : Р89 пособие для учителей общеобразоват. организаций /. [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2019. — 144 с..
В соответствии с учебным планом школы программа рассчитана на обязательное изучение русского языка в 7 классе в объеме 140 ч (4 часов в неделю).
Содержание программы
Введение. Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (9 ч + 2 ч)
Синтаксис. Словосочетание и предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Диалектная фразеология, её использование в устной речи и фольклоре.
Фонетика и орфография. Фонетический разбор.
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Самостоятельные части речи. Служебные части речи Морфологический разбор.
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие (29 ч + 6 ч)
1.Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
2. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
3. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности.
4. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (7 ч + 2 ч)
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
Наречие (19 ч + 2ч)
1. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и –е, не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы и в наречиях на -о и -е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
2. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
3. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (2 ч + 2 ч)
1.Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
2. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)
Предлог (7 ч + 1 ч)
1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Р.к.Смешение в говорах Кубани предлогов в — на, с — из, до — к, в — у, из-за — через и др.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
2. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (14ч. + 1ч.)
1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (19 ч + 1 ч)
1. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
2. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
3. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. (2 ч)
1 Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
2. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (14 ч + 1 ч)
Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. Фонетика, фонетические нормы . Лексика. Фразеология.
Морфемика и словообразование. Морфология. Морфологический разбор.
Синтаксис. Простое предложение. Сложное предложение.
Пунктуация. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
УЧЕБНОНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| Введение (1 час) | |
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 |
| Повторение пройденного в 5-6 классах (9+2Р = 11 часов) | |
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор | 1 |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1 |
4 | Лексика и фразеология | 1 |
5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Разделительный Ъ и Ь. О-Е-Ё после шипящих | 1 |
6 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор | 1 |
7 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | 1 |
8 | Правописание глагола | 1 |
9-10 | Сочинение-описание по картине И. И. Бродского «Летний сад осенью» | 2 |
11 | Текст. Стили литературного языка | 1 |
12 | Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах» | 1 |
| Причастие (30+5Р=35) | |
13 | Понятие о причастии | 1 |
14 | Публицистический стиль | 1 |
15-16 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 2 |
17 | Понятие о причастном обороте | 1 |
18 | Знаки препинания при причастном обороте | 1 |
19 | Р.Р. Описание внешности человека | 1 |
20 | Действительные и страдательные причастия | 1 |
21 | Краткие и полные страдательные причастия | 1 |
22 | Действительные причастия настоящего времени | 1 |
23-24 | Р.Р. Сочинение-описание по картине Кипренского «Портрет Дениса Давыдова» | 2 |
25 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 |
26 | Действительные причастия прошедшего времени | 1 |
27 | Страдательные причастия настоящего времени | 1 |
28 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 |
29 | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 |
30 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 |
31 | Н-НН в прилагательных. Повторение | 1 |
32-33 | Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных | 2 |
34-35 | Н-НН в суффиксах кратких причастий и в кратких прилагательных | 2 |
36 | Р.Р. Выборочное изложение | 1 |
37 | Морфологический разбор причастия | 1 |
38 | НЕ с различными частями речи. Повторение | 1 |
39-40 | НЕ с причастиями | 2 |
41 | Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий | 1 |
42-43 | Повторение по теме «Причастие» | 2 |
44-45 | Р.Р. Сочинение -портретное описание «Вы с ним знакомы» | 2 |
46 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | 1 |
47 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
| Деепричастие (7+2Р=9) | |
48 | Понятие о деепричастии. | 1 |
49 | Деепричастный оборот и знаки препинания при нём | 1 |
50 | НЕ с деепричастиями | 1 |
51 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастия | 1 |
52-53 | Р.Р.Сочинение - описание по картине Григорьева «Вратарь» | 2 |
54 | Повторение по теме «Деепричастие» | 1 |
55 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | 1 |
56 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
| Наречие (19+2Р=21) | |
57 | Наречие как часть речи | 1 |
58 | Смысловые группы наречий | 1 |
59 | Степени сравнений наречий | 1 |
60 | Морфологический разбор наречия | 1 |
61-62 | НЕ с наречиями на –о, -е | 2 |
63 | НЕ и НИ в отрицательных наречиях | 1 |
64 | Н-НН в наречиях | 1 |
65 | Р.Р. Описание действий | 1 |
66 | О-Е после шипящих на конце наречий | 1 |
67 | О-А на конце наречий | 1 |
68 | Р.Р. Подробное изложение | 1 |
69-70 | Дефис в наречиях | 2 |
71-72 | Слитное и раздельно написание наречий | 2 |
73 | Ь после шипящих на конце наречий | 1 |
74-75 | Повторение по теме «Наречие» | 2 |
76 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 |
77 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
| Категория состояния (2+2Р=4) | |
78-79 | Категория состояния как часть речи | 2 |
80 | Р.Р. Подготовка к сжатому изложению | 1 |
81 | Р.Р. Написание сжатого изложения №281 | 1 |
| Предлог (7+1Р=8) | |
82 | Предлог как часть речи | 1 |
83 | Употребление предлогов | 1 |
84 | Непроизводные и производные предлоги | 1 |
85 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога | 1 |
86 | Р.Р. Сочинение-описание по картине Сайкиной «Детская спортивная школа» | 1 |
87-88 | Слитное и раздельно написание производных предлогов | 2 |
89 | Повторение по теме «Предлог» | 1 |
| Союз (14+1Р=15) | |
90 | Союз как часть речи | 1 |
91 | Простые и составные союзы | 1 |
92 | Союзы сочинительные и подчинительные | 1 |
93-94 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | 2 |
95 | Сочинительные союзы | 1 |
96 | Подчинительные союзы. | 1 |
97 | Пунктуационный практикум | 1 |
98 | Морфологический разбор союзов | 1 |
99 | Р.Р. Сочинение-рассуждение №343, 342 (на выбор) | 1 |
100 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | 1 |
101-102 | Повторение по теме «Союз» | 2 |
103 | Контрольный диктант по теме «Союз» | 1 |
104 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
| Частица (19+1Р=21) | |
105 | Понятие о частице | 1 |
106 | Формообразующие частицы | 1 |
107 | Смысловые частицы | 1 |
108-109 | Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частиц. | 2 |
110-111 | Отрицательные частицы НЕ и НИ | 2 |
112-113 | Различение частицы и приставки НЕ | 2 |
114 | Контрольная работа по теме «НЕ с различными частями речи» | 1 |
115 | Анализ контрольной работы | 1 |
116-117 | Р.Р. Сочинение-рассказ по данному сюжету | 2 |
118-119 | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ | 2 |
120-121 | Повторение по теме «Частицы» | 2 |
122 | Урок-зачёт по теме «Частицы» | 1 |
123 | Контрольный диктант по теме «Частицы» | 1 |
124 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
| Междометие (2 часа) | |
125 | Междометие как часть речи. | 1 |
126 | Дефис в междометиях | 1 |
| Повторение изученного в 7 классе (13+1Р=14) | |
127 | Разделы науки о языке. Текст. Стили речи | 1 |
128 | Фонетика и графика | 1 |
129 | Лексика и фразеология | 1 |
130 | Словообразование | 1 |
131 | Морфология. Самостоятельные части речи | 1 |
132 | Служебные части речи | 1 |
133-134 | Орфография | 2 |
135-136 | Синтаксис | 2 |
137-138 | Пунктуация | 2 |
139 | Контрольный итоговый диктант | 1 |
140 | Анализ контрольных работ | 1 |
| Всего часов – 140 Контрольных работ – 8 Уроков развития речи - 17 | |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в ТП | Причина |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |