Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету: «Русский язык» разработана для обучающихся 5-9 классов по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с расстройствами аутистического спектра МКОУ для обучающихся с ОВЗ Одинцовской общеобразовательной школы «Надежда».
Данная программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ от 19 декабря 2014 г. №1599);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Для реализации данной программы используется линия учебников:
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2022.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2022.
Рабочая программа составлена на 170 часов (по 5 часов в неделю при 34 учебных неделях).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
-положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
-способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи;
-использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;
-вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;
У учащихся могут быть сформированы:
-умение признавать собственные ошибки;
-эстетические чувства на основе выбора языковых средств при общении.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
-следовать при выполнении заданий инструкциям учителя.
-осуществлять проверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
-осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
-анализировать, наблюдать, сравнивать, делать обобщения.
Учащиеся получат возможность научиться:
-видеть аналогии и использовать их при решении языковых задач;
-выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-владеть диалоговой формой речи;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
-адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
Учащиеся научатся:
-писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок исуффиксов;
-различать части речи;
-строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
-писать изложение и сочинение;
-оформлять деловые бумаги;
-пользоваться словарем.
-исправлять текст;
Учащиеся получат возможность научиться:
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
Основное содержание учебного предмета
Повторение
Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Их дифференциация. Соотношение произношения и написания (соответствие и несоответствие произношения написанию в корне, приставке, окончании). Общий способ решения орфографических задач. Развитие умений находить орфограмму, устанавливать ее место (приставка, корень, окончание), выбирать способ решения орфографической задачи (подбор или подстановка проверочного слова). Употребление разделительных ь и ъ знаков в словах. Работа со школьным орфографическим словарем. Алфавит. Единство темы, наличие основной мысли и ее развитие, части текста (вступление, основное содержание, заключение), изобразительные средства языка (сравнение, определение, употребление слов в переносном значении).
Слово
Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их дифференциация. Определение значений слов. Выделение приставки, корня, суффикса и окончания. Эмоционально-оценочные слова. Их значение в тексте. Описание предметов, обозначенных словами с различной эмоциональной оценкой (волчонок — волчище, Маша — Машенька). Подбор однокоренных слов. Определение значений слов. Общее и различное в значении родственных слов. Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов. Способы проверки орфограмм в корне слова и в окончаниях существительных. Зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми и двойными согласными в корне. Правописание приставок на а и о, приставка пере-. Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. Составление групп слов с разделительным твердым знаком (ъ). Сложные слова с соединительными гласными о, е. Подбор сложных слов по единой теме, составление текста с этими словами.
Имя существительное
Роль в речи. Расширение круга имен существительных за счет слов, обозначающих состояние человека и природы, события, действия, профессии людей, черту характера. Существительные, близкие и противоположные по значению. Использование их в контексте. Определение грамматических признаков существительного (род, число, падеж, склонение) с опорой на таблицу. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Проверка окончаний способом подстановки существительного того же склонения и падежа, но с ударным окончанием. Склонение существительных во множественном числе. Правописание существительных в родительном падеже с шипящей на конце. Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце в единственном и во множественном числе (тишь, врач, туч). Выделение опорных слов из короткого текста и восстановление повествования с ориентацией на опорные слова. Использование средств связи (местоимения, текстовые синонимы, наречия, разные падежные формы имен существительных). Анализ готового текста, описывающего место (помещение, природа), где происходит действие. Выделение слов, называющих предметы (что?) и места их нахождения (где?). Построение текста по аналогии.
Имя прилагательное
Роль в речи. Расширение круга имен прилагательных за счет обозначения пространственного расположения предметов (близкий, далекий), оценочной характеристики (мужественный, добродушный). Правописание родовых окончаний прилагательных. Дифференциация окончаний единственного и множественного числа: -ее, -ие. Упражнения в подборе прилагательных, помогающих описать предмет. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Использование образных средств языка (определение, сравнение). Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса. Составление словосочетаний прилагательных с существительными в косвенных падежах. Подбор словосочетаний на определенную тему, составление текста по опорным словосочетаниям.
Местоимение
Значение личных местоимений в речи. Упражнения в правильном соотнесении местоимений с существительными. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Упражнения в правильном использовании местоимений как средства связи предложений в тексте. Описание места с опорой на схему: вступление (место нахождения автора), главная часть (где? что?), заключение (впечатление).
Глагол
Роль в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, труда, чувства, цвета, звучания). Слова, близкие и противоположные по значению. Включение их в предложения.
Сравнительные обороты с союзами как, будто. Начальная форма глагола (неопределенная форма) на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? что сделать?). Изменение глагола по временам и числам. Лицо глагола в настоящем и будущем времени. Род глагола в прошедшем времени. Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределенной формы (-тся, -ться). Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение). Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания. Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту лексику и средства связи. Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию. Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец) или на их неожиданность (вдруг, внезапно).
Повторение
Повторение пройденного за год.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Повторение | 19 |
2 | Слово | 21 |
3 | Имя существительное | 31 |
4 | Имя прилагательное | 24 |
5 | Глагол | 24 |
6 | Местоимение | 13 |
7 | Предложение. Текст | 17 |
8 | Повторение | 21 |
| Итого | 170 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Повторение |
1 | Звуки и буквы. Текст. | 1.09 | | |
2 | Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. | 2.09 | | |
3 | Разделительный мягкий и твердый знаки в словах. | 5.09 | | |
4 | Правописание безударных гласных в словах. | 6.09 | | |
5 | Правописание звонких и глухих согласных в словах. | 7.09 | | |
6 | Звуки и буквы. Закрепление знаний. | 8.09 | | |
7 | Контрольные вопросы и задания. Закрепление знаний. | 9.09 | | |
8 | Предложение. Текст. | 12.09 | | |
9 | Предложения распространенные и нераспространенные. | 13.09 | | |
10 | Однородные члены предложения. | 14.09 | | |
11 | Распространение предложений однородными членами. | 15.09 | | |
12 | Составление предложений с однородными членами. | 16.09 | | |
13 | Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами. | 19.09 | | |
14 | Обращение. Его место в предложении. | 20.09 | | |
15 | Употребление обращения в диалоге. | 21.09 | | |
16 | Контрольные вопросы и задания. Закрепление знаний. | 22.09 | | |
17 | Закрепление знаний. | 23.09 | | |
18 | Контрольная работа. | 26.09 | | |
19 | Работа над ошибками. | 27.09 | | |
Слово |
20 | Состав слова. Текст. | 28.09 | | |
21 | Корень. Однокоренные слова. | 29.09 | | |
22 | Приставка. | 30.09 | | |
23 | Суффикс. | 3.10 | | |
24 | Окончание. | 4.10 | | |
25 | Состав слова. Закрепление знаний. | 5.10 | | |
26 | Безударные гласные в корне. | 6.10 | | |
27 | Безударные гласные в корне. Закрепление знаний. | 7.10 | | |
28 | Звонкие и глухие согласные в корне. | 17.10 | | |
29 | Правописание в корне. Закрепление знаний. | 18.10 | | |
30 | Правописание приставок. | 19.10 | | |
31 | Гласные и согласные в приставках. | 20.10 | | |
32 | Разделительный твердый знак после приставок. | 21.10 | | |
33 | Правописание в корне и приставке. Закрепление знаний. | 24.10 | | |
34 | Знакомство со сложными словами. | 25.10 | | |
35 | Правописание сложных слов. | 26.10 | | |
36 | Образование сложных слов. | 27.10 | | |
37 | Состав слова. Закрепление знаний. | 28.10 | | |
38 | Подготовка к контрольной работе. | 31.10 | | |
39 | Контрольная работа. | 1.11 | | |
40 | Работа над ошибками. | 2.11 | | |
Существительное |
41 | Различение частей речи. | 3.11 | | |
42 | Образование частей речи. | 4.11 | | |
43 | Существительное | 7.11 | | |
44 | Значение существительных в речи. | 8.11 | | |
45 | Использование существительных для сравнения одного предмета с другим. | 9.11 | | |
46 | Род и число существительных. | 10.11 | | |
47 | Различение существительных мужского и женского рода. | 11.11 | | |
48 | Правописание существительных с шипящей на конце. | 14.11 | | |
49 | Три склонения существительных в единственном числе. | 15.11 | | |
50 | Существительные 1-го склонения. | 16.11 | | |
51 | Определение склонения существительных | 17.11 | | |
52 | Существительные 2-го склонения. | 18.11 | | |
53 | Существительные 3-го склонения. | 28.11 | | |
54 | Различения существительных1, 2, 3 склонений. | 29.11 | | |
55 | Склонения существительных. Закрепление знаний. | 30.11 | | |
56 | Окончания существительных 1- го склонения. | 1.12 | | |
57 | Замена существительных | 2.12 | | |
58 | Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения. | 5.12 | | |
59 | Существительные 2-го склонения. | 6.12 | | |
60 | Окончания существительных 2- го склонения. | 7.12 | | |
61 | Правописание безударных падежных окончаний существительных 2-го склонения. | 8.12 | | |
62 | Окончания существительных 3- го склонения. | 9.12 | | |
63 | Окончания существительных 3- го склонения. | 12.12 | | |
64 | Правописание безударных падежных окончаний существительных 3-го склонения. | 13.12 | | |
65 | Текст. Установление последовательности фактов в тексте. | 14.12 | | |
66 | Склонение существительных в единственном числе. | 15.12 | | |
67 | Существительное. Закрепление знаний. | 16.12 | | |
68 | Подготовка к контрольной работе. | 19.12 | | |
69 | Контрольная работа. | 20.12 | | |
70 | Работа над ошибками. | 21.12 | | |
71 | Адрес | 22.12 | | |
Прилагательное |
72 | Прилагательное. | 23.12 | | |
73 | Значение прилагательных в речи. | 26.12 | | |
74 | Описание предмета и его частей. | 27.12 | | |
75 | Использование прилагательных для сравнения предметов. | 28.12 | | |
76 | Словосочетания с прилагательными. | 29.12 | | |
77 | Согласование прилагательного с существительным. | 30.12 | | |
78 | Различение окончаний прилагательных | 9.01 | | |
79 | Склонение прилагательных мужского и среднего рода. | 10.01 | | |
80 | Постановка вопросов от существительного к прилагательному | 11.01 | | |
81 | Наблюдения за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных. | 12.01 | | |
82 | Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. | 13.01 | | |
83 | Склонение прилагательных женского рода. | 16.01 | | |
84 | Изменение прилагательных женского рода. | 17.01 | | |
85 | Постановка вопросов от существительных к прилагательным. | 18.01 | | |
86 | Наблюдения за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных. | 19.01 | | |
87 | Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода. | 20.01 | | |
88 | Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. | 23.01 | | |
89 | Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. | 24.01 | | |
90 | Прилагательное. Закрепление знаний. | 25.01 | | |
91 | Прилагательное. Закрепление знаний. | 26.01 | | |
92 | Подготовка к контрольной работе. | 27.01 | | |
93 | Контрольная работа. | 30.01 | | |
94 | Работа над ошибками. | 31.01 | | |
95 | Страницы для внеклассного чтения. | 1.02 | | |
Глагол |
95 | Значение глаголов в речи | 2.02 | | |
96 | Использование глаголов для сравнения предметов. | 3.02 | | |
97 | Время и число глаголов. | 6.02 | | |
98 | Различение глаголов по временам. | 7.02 | | |
99 | Изменение глаголов по временам. | 8.02 | | |
100 | Различение глаголов по числам. | 9.02 | | |
101 | Изменение глаголов по числам. | 10.02 | | |
102 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. | 13.02 | | |
103 | Различение окончаний у глаголов в прошедшем времени. | 14.02 | | |
104 | Время и число глаголов. Закрепление знаний. | 15.02 | | |
105 | Текст. Составной план текста. | 16.02 | | |
106 | Неопределенная форма глагола. | 17.02 | | |
107 | Правописание глаголов в неопределенной форме. | 27.02 | | |
108 | Постановка глаголов в неопределенную форму. | 28.02 | | |
109 | Частица НЕ с глаголами. | 1.03 | | |
110 | Использование частицы НЕ в значении отрицания. | 2.03 | | |
111 | Наблюдение за правописанием частицы НЕ с глаголами. | 3.03 | | |
112 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 6.03 | | |
113 | Глагол. Закрепление знаний. | 7.03 | | |
114 | Глагол. Закрепление знаний. | 8.03 | | |
115 | Подготовка к контрольной работе. | 9.03 | | |
116 | Контрольная работа. | 10.03 | | |
117 | Работа над ошибками. | 13.03 | | |
118 | Поздравление. | 14.03 | | |
Местоимение |
119 | Личные местоимения. | 15.03 | | |
120 | Значение личных местоимений в речи. | 16.03 | | |
121 | Местоимения 1-го лица. | 17.03 | | |
122 | Местоимения 2-го лица. | 20.03 | | |
123 | Местоимения 3-го лица. | 21.03 | | |
124 | Изменения местоимений 3 лица. | 22.03 | | |
125 | Различение местоимений по лицам и числам. | 23.03 | | |
126 | Различение местоимений по лицам и числам. | 24.03 | | |
127 | Личные местоимения. Закрепление знаний. | 27.03 | | |
128 | Подготовка к контрольной работе. | 28.03 | | |
129 | Контрольная работа. | 29.03 | | |
130 | Работа над ошибками. | 30.03 | | |
131 | Страницы для внеклассного чтения. | 31.03 | | |
Предложение. Текст. |
132 | Предложение. Текст. | 3.04 | | |
133 | Простое предложение. | 4.04 | | |
134 | Однородные члены предложения без союза и с союзом И. | 5.04 | | |
135 | Однородные члены предложения с союзами А, НО. | 6.04 | | |
136 | Однородные члены предложения с союзами И, А, НО. | 7.04 | | |
137 | Обращение. | 17.04 | | |
138 | Знаки препинания при обращении. | 18.04 | | |
139 | Простое предложение. Закрепление знаний. | 19.04 | | |
140 | Сложное предложение. | 20.04 | | |
142 | Части сложного предложения. | 21.04 | | |
143 | Знаки препинания в сложном предложении. | 24.04 | | |
144 | Составление сложных предложений. | 25.04 | | |
145 | Простое и сложное предложение. | 26.04 | | |
146 | Подготовка к контрольной работе. | 27.04 | | |
147 | Контрольная работа. | 28.04 | | |
148 | Работа над ошибками. | 1.05 | | |
149 | Письмо | 2.05 | | |
Повторение. |
150 | Состав слова. | 3.05 | | |
151 | Страницы для внеклассного чтения. | 4.05 | | |
152 | Правописание гласных в приставке. | 5.05 | | |
153 | Словарные слова. | 8.05 | | |
154 | Объявление. | 9.05 | | |
155 | Существительное | 10.05 | | |
156 | Существительное | 11.05 | | |
157 | Страницы для внеклассного чтения. | 12.05 | | |
158 | Прилагательное | 15.05 | | |
159 | Прилагательное | 16.05 | | |
160 | Объяснительная записка. | 17.05 | | |
161 | Глагол. | 18.05 | | |
162 | Глагол. | 19.05 | | |
163 | Страницы для внеклассного чтения. | 22.05 | | |
164 | Местоимение. | 23.05 | | |
165 | Местоимение. | 24.05 | | |
166 | Обобщающий урок. | 25.05 | | |
167 | Подготовка к контрольной работе. | 26.05 | | |
168 | Контрольная работа. | 29.05 | | |
169 | Работа над ошибками. | 30.05 | | |
170 | Викторина. | 31.05 | | |