№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучаемых | Вид контроля, измерители, вид самостоятельной работы | Домашнее задание |
1-2 | Русский язык – национальный язык русского народа | Уроки изучения нового материала | Язык как основное общения средство в определенном коллективе | Понимать роль языка как средства общения в межнациональном коллективе, бережно и сознательно как к национальной ценности | План лекции учителя. Работа с текстом | |
Систематизация изученного в 5-6 классах |
3 | Морфология | Повторительно-обобщающий урок | Части речи. Общее значение. Морфологические признаки | Уметь опознавать части речи, знать их морфологические и грамматические признаки | Объяснительный диктант | |
4 | Правописание имен существительных и прилагательных | Повторительно-обобщающий урок | Е-И в окончаниях существительных. О-Е после шипящих и Ц прилагательных, существительных | Уметь находить орфограммы в морфемах, опознавать части речи, группировать слова по видам орфограмм | Взаимодиктант | |
5 | Правописание глагола и наречия | Повторительно-обобщающий урок | Правописание безударных личных окончаний глаголов, суффиксов наречий | Правильно выбирать форму глагола, безошибочно писать, обозначая орфограммы в глаголах и наречиях | Деформированный текст | |
6 | Знаки препинания в простом осложненном предложении | Повторительно-обобщающий урок | Знаки препинания при обращениях, вводных словах, однородных членах предложения | Уметь выделять знаками препинания, составлять схемы, употреблять в речи осложненные простые предложения | Диктант «Проверяю себя» | |
7 | Р\Р Текст. Стили речи | Урок развития речи | Текст как единица речи. Средство связи предложений в тексте | Уметь находить признаки текста, аргументированно доказывать принадлежность к тексту | Сочинение-миниатюра | |
8 | Р/р сочинение по картине | Урок развития речи | Натюрморт, составные части текста, тема, тип речи - описание | Уметь связно писать текст по картине, соблюдая все признаки текста | сочинение | |
причастие |
9 | Вопрос о причастии в системе частей речи | Урок изучения нового материала | Общее грамматическое значение, морфологические признаки | Знать общее грамматическое значение причастия | Выборочный диктант | |
10 | Морфологические и синтаксические признаки причастий | Урок закрепления изученного | Причастие в системе частей речи, семантика причастий | Уметь доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков | Списывание, определить роль причастия в тексте | |
11-12 | Контрольная работа | Урок контроля | | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы | диктант | |
13 | Признаки прилагательного у причастия | Урок закрепления изученного | Сфера употребления причастий, согласование причастий с определяемым слове в роде, числе, падеже | Определять грамматические признаки причастия | Объяснительный диктант | |
14 | Признаки прилагательного у причастия | Повторительно-обобщающий урок | Нормы согласования причастий с определяемым словом | Уметь правильно согласовывать причастия с определяемыми словами, отличать причастия от прилагательных | тест | |
15-16 | р/р Описание общего вида местности Сочинение «Мой любимый уголок» | Урок развития речи | Описание как тип речи, композиция описания. Роль заглавия в строении текста | Уметь определять местность с позиции наблюдателя | Составление сложного плана к описанию местности | |
17-19 | Причастный оборот | Урок усвоения нового материала | Конструирование причастного оборота, нормы согласования причастия с определяемым словом, пунктуация в предложении с причастным оборотом | Уметь определять границы причастного оборота, обозначать его графически, использовать причастные обороты в речи | Выборочный, творческий диктанты, анализ текста | |
20-21 | Р/р Описание действия | Урок развития речи | Описание трудовых процессов, составные части текста | Уметь составлять связный рассказ с описанием трудовых процессов, соблюдая выбранный тип речи | Составление связного высказывания | Описать свои трудовые действия: «Я делаю это так…» |
22-23 | Правописание НЕ с причастиями | Урок изучения нового материала | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Знать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями, уметь различать НЕ как приставку, часть корня, частицу; графически обозначать орфограмму | Составление таблицы «НЕ с причастиями» | |
24 | Р/р Изложение | Урок развития речи | Тип речи повествование. Параллельная связь предложений в тексте | Понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, уметь воспроизводить текст, сохраняя логику изложения мысли | Пересказ смысловых частей текста по цепочки | |
25 | Действительные и страдательные причастия | Урок изучения нового материала | Семантика действительных и страдательных причастий, их словообразование | Знать отличия действительных и страдательных причастий | Выборочный диктант | |
26-27 | Образование действительных причастий настоящего времени | Урок изучения нового материала | Суффиксы действительных причастий настоящего времени, правописание гласных в суффиксах | Уметь образовывать действительные причастия настоящего времени | Составление таблицы «Суффиксы причастий» | |
28-29 | Образование страдательных причастий настоящего времени | Урок усвоения нового материала | Словообразование страдательных причастий, гласные в суффиксах причастий | Знать способы образования страдательных причастий, правильно писать гласную в суффиксах страдательных причастий | Распределительный диктант | |
30-31 | Р/р Повествование. Рассказ на основе услышанного | Урок развития речи | Специфика рассказа на основе услышанного | Уметь писать преамбулу /введение/ рассказа, создавать рассказ на основе услышанного | Анализ текста. Составление плана текста с типовой композицией текста | Составить рассказ на основе услышанного |
32-33 | Образование действительных причастий прошедшего времени | Урок изучения нового материала | Образование действительных причастий прошедшего времени, правописание гласной перед суффиксами | Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, уметь правильно писать причастия | Творческое списывание | |
34-35 | Образование страдательных причастий прошедшего времени | Урок изучения нового материала | Образование страдательных причастий прошедшего времени, правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий | Знать способы образования страдательных причастий прошедшего времени, уметь их образовывать, соблюдать орфоэпические нормы | Диктант «Проверяю себя» | |
36 | Правописание гласных перед Н-НН | Урок усвоения новых знаний | Правописание гласных перед Н и НН | Уметь объяснять и правильно писать суффиксы СППВ, выбирать гласную перед Н и НН | Работа с деформированным текстом | |
37-38 | Р/р отзыв о книге. | Уроки развития речи | Описание внешнего оформления книги и ее содержания в отзыве, разнообразные формы типов речи | Уметь оценить содержание прочитанного произведения, его язык и стиль, писать сочинение в соответствии с требованиями | Чтение и обсуждение литературных отзывов о книге | Сочинение-отзыв о прочитанном художественном произведении |
39-40 | Краткие причастия | Урок изучения нового материала | Образование краткой формы причастий, правописание Н в краткой форме | Знать, как образуется краткая форма причастия, уметь правильно употреблять их в своей речи | Выборочный диктант, тест | |
41 | НЕ с краткими и полными причастиями | Повторительно-обобщающий урок | НЕ с краткими и полными причастиями | Уметь применять правило НЕ с полными и краткими причастиями при письме под диктовку | Свободный диктант | |
42-43 | Правописание НН в причастиях | Урок изучения нового материала | Полные страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами –ЕНН- и –НН-, разграничение омонимичных прилагательных и причастий | Уметь применять правила написания Н и НН в причастиях и прилагательных | Осложненное списывание текста с грамматическим заданием | |
44-45 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастия» | Повторительно-обобщающий урок | Образование и правописание причастий. Разграничение причастий и омонимичных прилагательных, употребление в речи причастных форм и конструкций | Уметь находить причастия в тексте. Определять их грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастиях, определять границы причастного оборота | Диктант «Проверяю себя» | |
46-47 | Контрольная работа и ее анализ | Урок контроля | Образование и правописание причастий | Уметь находить причастия в тексте, определять их грамматические признаки | Комплексный анализ текста | Составить рассказ о причастии |
48 | Р/р Отзыв о научно-популярной книги | Урок развития речи | Особенности научно-популярной книги: термины, научный стиль изложения | Уметь писать отзыв по составленному плану, оценивать содержание, форму и стиль изложения | Чтение и обсуждение отзывов-образцов | Сочинение-отзыв |
49 | Р/р Редактирование предложений, текста | Урок развития речи | Точность, логичность, выразительность речи. | Уметь видеть и слышать речевые ошибки | Конкурс на лучшее редактирование текста | |
Деепричастие |
50-51 | Понятие о деепричастии | Урок усвоения нового материала | Вопрос о деепричастии в системе частей речи | Знать лексическое и грамматическое значение деепричастий, соблюдать нормы при употреблении деепричастий | Конструирование предложений | |
52 | Признаки глагола и наречия у деепричастия. НЕ с деепричастиями | Урок закрепления изученного | Разграничение основного и добавочного действия | Уметь различать в тексте деепричастие, определять его значение | Объяснительный диктант | |
53 | Р/р Описание действия как вид текста | Урок развития речи | Описание действия как вид текста. Структура, языковые особенности | Знать композицию текста описания, уметь создать свой текст-описание | Составление плана текста | Написать сочинение-описание спортивных действий |
54-55 | Деепричастный оборот | Урок усвоения нового материала | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | Знать определение деепричастного оборота, понимать, что добавочное действие производится тем же лицо, что и основное | Комментированное письмо | |
56 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | Урок усвоения нового материала | Образование деепричастий | Знать способы образования деепричастия, безошибочно писать гласную перед В-ВШИ | Диктант «Проверяю себя» | |
57 | Словообразование деепричастий. | Урок усвоения нового материала | Словообразование деепричастий | Уметь различать в тексте деепричастия, определять вид, синтаксическую роль в предложении | Свободный диктант | |
58 | Употребление деепричастий в речи | Повторительно-обобщающий урок | Текстообразующая роль деепричастия. Предложения с деепричастным оборотом | Уметь использовать свойства деепричастия | Редактирование текста | |
59 | Систематизация и обобщение по теме «Деепричастие» | Повторительно-обобщающий урок | Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастием | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам и значению на основе структурно-семантического и грамматического анализа | Осложненное списывание | |
60-61 | Контрольная работа и ее анализ | Урок контроля | Знаки препинания при деепричастном обороте | Уметь безошибочно писать суффиксы деепричастий, выполнять различные виды разбора | Диктант с грамматическим заданием | |
62-63 | Р/р Характеристика литературного героя | Урок развития речи | Характеристика литературного героя, выявление особенностей в характере, внешности | Уметь составить характеристику литературного героя на основе нескольких фрагментов художественного произведения | Составление плана характеристики. Обсуждение образцов. Написание сочинения | Дописать сочинение |
64 | Переход слов из одной части речи в другую | Повторительно-обобщающий урок | Самостоятельные части речи, образованные путем перехода | Уметь опознавать части речи, определять их значение | Устное сообщение на основе §145 | Написать сочинение на лингвистическую тему |
65-66 | Повторим орфографию | Повторительно-обобщающий урок | Орфограмма-буква, написание НЕ с разными частями речи | Уметь осуществлять выбор орфограмм, применять алгоритм при рассуждении | Свободный диктант | |
67-68 | Р/р Книжные стили. Публицистический стиль | Урок развития речи | Признаки публицистического стиля | Знать признаки публицистического стиля, анализировать тексты, составлять собственные тексты | Устное выступление «Знания важны» | Написать заметку в школьную заметку |
69 | Повторим пунктуацию | Повторительно-обобщающий урок | Знаки препинания в простом предложении | Уметь определять структуры предложения, расставлять знаки препинания в нем | Конструирование предложений по схемам | |
| Служебные части речи |
70 | Понятие о служебных частях речи | Урок усвоения нового материала | Различие самостоятельных и служебных частей речи, основная роль служебных частей речи | Уметь различать самостоятельные и служебные части речи | Выборочный диктант | |
71 | Понятие о предлоге | Урок усвоения нового материала | Предлог как часть речи | Знать определение предлога как служебной части речи, его роль в предложении | Объяснительный диктант | |
72 | Разряды предлогов по значению | Урок усвоения нового материала | Разряды предлогов по значению, их многообразие | Знать об однозначных и многообразных предлогах | Распределительный диктант | |
73 | Употребление предлогов | Урок закрепления изученного | Употребление предлогов | Уметь употреблять предлоги с разными частями речи, соблюдать нормы употребления | Составить текст «Круг моих интересов» | |
74 | Производные и непроизводные предлоги | Урок усвоения нового материала | Производные и непроизводные предлоги | Знать разряды предлогов по происхождению | Работа с текстом | Комплексный анализ текста |
75-77 | Правописание производных предлогов | Урок усвоения нового материала | Роль предлога в словосочетании и предложении, правописание предлога | Уметь правильно писать производные предлоги с нужным падежом, букву Е на конце предлогов | взаимодиктант | |
78 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога | Урок закрепления изученного | Простые и составные предлоги | Уметь определять разряд предлогов по составу | Диктант «Проверяю себя» | |
79-80 | Р/р Интервью – жанр публицистики | Урок развития речи | Типовая композиция интервью | Уметь создавать сочинение в жанре интервью | Прослушивание интервью | Написать сочинение в жанре интервью |
81-82 | Систематизация и обобщение в разделе изученного «Предлог» | Повторительно-обобщающий урок | Предлог как служебная часть речи | Уметь различать предлоги разных разрядов | | |
83 | Контрольная работа | Урок контроля | Предлог как средство связи слов в словосочетании и предложении | Уметь различать на письме производные предлоги и созвучные словосочетания | Зачет | |
84-85 | р/р Выборочное изложение | Урок развития речи | Выборочное изложение с элементами описания | Адекватно понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, выделять основную и дополнительную информацию | Выборочное изложение | |
Союз |
86 | Понятие о союзе | Урок усвоения нового материала | Союз как служебная часть речи | Знать определение союза, уметь определять его роль в предложении и тексте | Составление предложений по схемам | |
87 | Простые и составные союзы | Уроки усвоения нового материала | Простые и составные союзы | Знать разряды союзов по строению | Осложненное списывание | |
88 | Р/р Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста | Урок развития текста | Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста | Знать лексические и морфологические средства связи предложений в тексте | Анализ текста, выразительное чтение | |
89 | Р/р Изложение, близкое к тексту | Урок развития текста | Тема, основная мысль текста, связь предложений | Уметь писать изложение, близкое к тексту, соблюдать нормы русского языка на письме | Изложение | |
90 | Сочинительные союзы | Урок усвоения нового материала | Разряды сочинительных союзов | Знать группы сочинительных союзов по значению, определять их роль в предложении | Графический диктант | |
91 | Сочинительные союзы в простом и сложном предложении | Урок усвоения нового материала | Употребление сочинительных союзов | Уметь ставить знаки препинания в предложениях, выбирать союз в соответствии с его значением | Создать текст на тему «Природа учит нас понимать прекрасное» | |
92-93 | Подчинительные союзы | Урок усвоения нового материала | Функции и значения подчинительных союзов | Знать разряды подчинительных союзов по значению | Объяснительный диктант | |
94 | Морфологический разбор союза | Повторительно-обобщающий урок | Морфологический разбор союза | Уметь выполнять морфологический разбор, отличать сочинительные и подчинительные союзы | Найти ошибки в построении предложений, исправить их | Написать сочинение-миниатюру «Мои любимые книги» |
95-96 | Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ | Урок усвоение нового материала | Правописание союзов | Знать правописания союзов, применять правила на письме | Комментированное письмо | |
97-98 | Систематизация и обобщение изученного в разделе «Союз» | Повторительно-обобщающий урок | Морфологические признаки союзов, синтаксическая роль союзов | Уметь опознавать союзы, определять их значение, употреблять с учетом их стилистической окраски | Конструирование предложений | |
99-100 | Контрольная работа и ее анализ | Урок контроля и коррекции | Сочинительные и подчинительные союзы | Уметь опознавать и различать союзы | Диктант с грамматическим заданием | |
101-102 | Повторим пунктуацию | Повторительно-обобщающий урок | Синтаксические конструкции, их пунктуационное оформление | Понимать роль интонации в осмыслении содержания текста, уметь различать ССП, СПП,БСП | Работа со схемами предложений | |
103-104 | Повторим орфографию | Повторительно-обобщающий урок | Правописание приставок | | Заполнить таблиц «Правописание приставок» | |
105-106 | Р/р Сжатое изложение повествовательного текста, осложненное диалогом | Урок развития речи | Сжатое изложение повествовательного текста, осложненное диалогом | Уметь дифференцировать известную и неизвестную информацию | Изложение | |
Частица |
107 | Понятие о частице | Урок усвоения нового материала | Частица как служебная часть речи | Знать особенности частиц, понимать сходство частиц с другими частями речи | | |
108 | Формообразующие частицы | Урок усвоения нового материала | Формообразующие частицы | Знать частицы, образующие формы слов или новые слова | Составить текст | |
109 | Раздельное и дефисное написание частиц | Урок усвоения нового материала | Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ, раздельное и дефисное написание частиц | Уметь отличать частицы по значению и написанию, правильно их писать | Работа с деформированным текстом | Написать сочинение-миниатюру «Если бы я был…» |
110-111 | Значение частиц | Урок усвоения нового материала | Группы частиц по значению, функция вопросительных частиц, модальные частицы | Знать частиц по значению, правильно их писать | Конструирование предложений | Составить диалог, включить в него вопросительные частицы |
112-113 | Отрицательные частицы | Урок усвоения нового материала | Отрицательные частицы НЕ и НИ | Смысловые различия отрицательных частиц | Предупредительный диктант | |
114 | Различение на письме частиц НЕ и НИ | Урок закрепления изученного | Различение на письме частиц | Уметь различать отрицательные частицы | Диктант «Проверяю себя» | |
115 | Различение на письме НИ и союза НИ-НИ | Урок закрепления изученного | Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ | Уметь безошибочно писать выражения не кто иной, как, не что иное, как – ничто иное, никто иной | Осложненное частицы списывание | |
116-117 | Различение на письме НЕ и приставки НИ | Повторительно-обобщающий урок | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ | Уметь применять правило написания НЕ с разными частями речи | Выборочный диктант | |
118 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы» | Повторительно-обобщающий урок | Разряды частиц по значению и составу, их роль в предложении | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности | Выписать из басни частицы, объяснить их роль | |
119 | Контрольная работа | Урок контроля | Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм | Уметь безошибочно употреблять частицы | тест | Повторение |
Междометие. Звукоподражательные слова |
120 | Междометия как особый разряд слов | Урок усвоения нового материала | Разряды междометий | Понимать, что междометия не являются ни самостоятельными, ни служебными частями речи, уметь распознавать междометия | Составить таблицу | |
121 | Звукоподражательные слова | Урок усвоение нового материала | Грамматические особенности и отличия от междометий | Использовать звукоподражательные слова в устной речи | Анализ текста | |
122-123 | Знаки препинания при междометиях | Урок усвоения нового материала | Дефис в междометиях | Знать о пунктуационном оформлении междометий | Продолжить ряд междометий, которые произошли от других частей речи | |
124-125 | Р/р контрольное изложение | Урок контроля | Изложение публицистического стиля | Уметь адекватно воспринимать текст на слух | Изложение | |
Повторение и систематизация изученного в 7 классе | |
126 | Р/р Текст. Стили речи | Повторительно-обобщающий урок | Текст. Стили и типы речи. | Знать особенности текста, черты стилей речи | Анализ текстов разных типов и стилей | |
127-128 | Контрольное списывание | Урок контроля | Сообщение как разновидность повествования | Уметь составлять сообщение на основе публикаций газет и журналов | Сочинение | |
129 | Культура речи | Повторительно-обобщающий урок | Основные виды языковых и речевых норм | Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их | Работа с текстом | |
130 | Лексические нормы | Повторительно-обобщающий урок | Лексические нормы | Уметь находить нарушение лексических норм | Редакторская правка | |
131 | Грамматические нормы | Повторительно-обобщающий урок | Нарушение грамматических норм | Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена | Творческое списывание | |
132-133 | Нормы строения текста | Повторительно-обобщающий урок | Соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы | Уметь производить текстоведческий анализ | Редакторская правка | |
134 | Нормы речевого поведения | Повторительно-обобщающий урок | Речевой этикет | Уметь применять правила речевого поведения | Работа с высказыванием Сократа «Заговори, чтобы я тебя увидел» | |
135-136 | Контрольная работа | Урок контроля | | Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку | Диктант с грамматическим заданием | |
Программа по русскому языку для 7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки семиклассников, календарно - тематическое планирование уроков русского языка.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры,
основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом
В учебном плане МКОУ «Зургановская СОШ» на изучение русского языка в 7 классе отводится 136 часов, из них на развитие – 34 часа.
Результаты обучения представлены в Требованиях к подготовке семиклассников и направлены на освоение базового уровня курса русского языка
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ семиклассников В результате изучения русского языка в 7 классе ученик должен
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного стиля , языка художественной литературы;
• особенности жанров научного стиля и разговорной речи, а также языка художественной литературы.
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; видеть языковые особенности текста художественного и научного стиля.
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);
• читать тексты художественного стиля и научно - популярную литературу; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования;