СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по русскому языку для 7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7 класс»

Рабочая программа Манджиевой Кермен Ивановны

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучаемых

Вид контроля, измерители, вид самостоятельной работы

Домашнее задание

1-2

Русский язык – национальный язык русского народа

Уроки изучения нового материала

Язык как основное общения средство в определенном коллективе

Понимать роль языка как средства общения в межнациональном коллективе, бережно и сознательно как к национальной ценности

План лекции учителя. Работа с текстом


Систематизация изученного в 5-6 классах

3

Морфология

Повторительно-обобщающий урок

Части речи. Общее значение. Морфологические признаки

Уметь опознавать части речи, знать их морфологические и грамматические признаки

Объяснительный диктант


4

Правописание имен существительных и прилагательных

Повторительно-обобщающий урок

Е-И в окончаниях существительных. О-Е после шипящих и Ц прилагательных, существительных

Уметь находить орфограммы в морфемах, опознавать части речи, группировать слова по видам орфограмм

Взаимодиктант


5

Правописание глагола и наречия

Повторительно-обобщающий урок

Правописание безударных личных окончаний глаголов, суффиксов наречий

Правильно выбирать форму глагола, безошибочно писать, обозначая орфограммы в глаголах и наречиях

Деформированный текст


6

Знаки препинания в простом осложненном предложении

Повторительно-обобщающий урок

Знаки препинания при обращениях, вводных словах, однородных членах предложения

Уметь выделять знаками препинания, составлять схемы, употреблять в речи осложненные простые предложения

Диктант «Проверяю себя»


7

Р\Р Текст. Стили речи

Урок развития речи

Текст как единица речи. Средство связи предложений в тексте

Уметь находить признаки текста, аргументированно доказывать принадлежность к тексту

Сочинение-миниатюра


8

Р/р сочинение по картине

Урок развития речи

Натюрморт, составные части текста, тема, тип речи - описание

Уметь связно писать текст по картине, соблюдая все признаки текста

сочинение


причастие

9

Вопрос о причастии в системе частей речи

Урок изучения нового материала

Общее грамматическое значение, морфологические признаки

Знать общее грамматическое значение причастия

Выборочный диктант


10

Морфологические и синтаксические признаки причастий

Урок закрепления изученного

Причастие в системе частей речи, семантика причастий

Уметь доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков

Списывание, определить роль причастия в тексте


11-12

Контрольная работа

Урок контроля


Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы

диктант


13

Признаки прилагательного у причастия

Урок закрепления изученного

Сфера употребления причастий, согласование причастий с определяемым слове в роде, числе, падеже

Определять грамматические признаки причастия

Объяснительный диктант


14

Признаки прилагательного у причастия

Повторительно-обобщающий урок

Нормы согласования причастий с определяемым словом

Уметь правильно согласовывать причастия с определяемыми словами, отличать причастия от прилагательных

тест


15-16

р/р Описание общего вида местности Сочинение «Мой любимый уголок»

Урок развития речи

Описание как тип речи, композиция описания. Роль заглавия в строении текста

Уметь определять местность с позиции наблюдателя

Составление сложного плана к описанию местности


17-19

Причастный оборот

Урок усвоения нового материала

Конструирование причастного оборота, нормы согласования причастия с определяемым словом, пунктуация в предложении с причастным оборотом

Уметь определять границы причастного оборота, обозначать его графически, использовать причастные обороты в речи

Выборочный, творческий диктанты, анализ текста


20-21

Р/р Описание действия

Урок развития речи

Описание трудовых процессов, составные части текста

Уметь составлять связный рассказ с описанием трудовых процессов, соблюдая выбранный тип речи

Составление связного высказывания

Описать свои трудовые действия: «Я делаю это так…»

22-23

Правописание НЕ с причастиями

Урок изучения нового материала

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Знать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями, уметь различать НЕ как приставку, часть корня, частицу; графически обозначать орфограмму

Составление таблицы «НЕ с причастиями»


24

Р/р Изложение

Урок развития речи

Тип речи повествование. Параллельная связь предложений в тексте

Понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, уметь воспроизводить текст, сохраняя логику изложения мысли

Пересказ смысловых частей текста по цепочки


25

Действительные и страдательные причастия

Урок изучения нового материала

Семантика действительных и страдательных причастий, их словообразование

Знать отличия действительных и страдательных причастий

Выборочный диктант


26-27

Образование действительных причастий настоящего времени

Урок изучения нового материала

Суффиксы действительных причастий настоящего времени, правописание гласных в суффиксах

Уметь образовывать действительные причастия настоящего времени

Составление таблицы «Суффиксы причастий»


28-29

Образование страдательных причастий настоящего времени

Урок усвоения нового материала

Словообразование страдательных причастий, гласные в суффиксах причастий

Знать способы образования страдательных причастий, правильно писать гласную в суффиксах страдательных причастий

Распределительный диктант


30-31

Р/р Повествование. Рассказ на основе услышанного

Урок развития речи

Специфика рассказа на основе услышанного

Уметь писать преамбулу /введение/ рассказа, создавать рассказ на основе услышанного

Анализ текста. Составление плана текста с типовой композицией текста

Составить рассказ на основе услышанного

32-33

Образование действительных причастий прошедшего времени

Урок изучения нового материала

Образование действительных причастий прошедшего времени, правописание гласной перед суффиксами

Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, уметь правильно писать причастия

Творческое списывание


34-35

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Урок изучения нового материала

Образование страдательных причастий прошедшего времени, правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий

Знать способы образования страдательных причастий прошедшего времени, уметь их образовывать, соблюдать орфоэпические нормы

Диктант «Проверяю себя»


36

Правописание гласных перед Н-НН

Урок усвоения новых знаний

Правописание гласных перед Н и НН

Уметь объяснять и правильно писать суффиксы СППВ, выбирать гласную перед Н и НН

Работа с деформированным текстом


37-38

Р/р отзыв о книге.

Уроки развития речи

Описание внешнего оформления книги и ее содержания в отзыве, разнообразные формы типов речи

Уметь оценить содержание прочитанного произведения, его язык и стиль, писать сочинение в соответствии с требованиями

Чтение и обсуждение литературных отзывов о книге

Сочинение-отзыв о прочитанном художественном произведении

39-40

Краткие причастия

Урок изучения нового материала

Образование краткой формы причастий, правописание Н в краткой форме

Знать, как образуется краткая форма причастия, уметь правильно употреблять их в своей речи

Выборочный диктант, тест


41

НЕ с краткими и полными причастиями

Повторительно-обобщающий урок

НЕ с краткими и полными причастиями

Уметь применять правило НЕ с полными и краткими причастиями при письме под диктовку

Свободный диктант


42-43

Правописание НН в причастиях

Урок изучения нового материала

Полные страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами –ЕНН- и –НН-, разграничение омонимичных прилагательных и причастий

Уметь применять правила написания Н и НН в причастиях и прилагательных

Осложненное списывание текста с грамматическим заданием


44-45

Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастия»

Повторительно-обобщающий урок

Образование и правописание причастий. Разграничение причастий и омонимичных прилагательных, употребление в речи причастных форм и конструкций

Уметь находить причастия в тексте. Определять их грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастиях, определять границы причастного оборота

Диктант «Проверяю себя»


46-47

Контрольная работа и ее анализ

Урок контроля

Образование и правописание причастий

Уметь находить причастия в тексте, определять их грамматические признаки

Комплексный анализ текста

Составить рассказ о причастии

48

Р/р Отзыв о научно-популярной книги

Урок развития речи

Особенности научно-популярной книги: термины, научный стиль изложения

Уметь писать отзыв по составленному плану, оценивать содержание, форму и стиль изложения

Чтение и обсуждение отзывов-образцов

Сочинение-отзыв

49

Р/р Редактирование предложений, текста

Урок развития речи

Точность, логичность, выразительность речи.

Уметь видеть и слышать речевые ошибки

Конкурс на лучшее редактирование текста


Деепричастие

50-51

Понятие о деепричастии

Урок усвоения нового материала

Вопрос о деепричастии в системе частей речи

Знать лексическое и грамматическое значение деепричастий, соблюдать нормы при употреблении деепричастий

Конструирование предложений


52

Признаки глагола и наречия у деепричастия. НЕ с деепричастиями

Урок закрепления изученного

Разграничение основного и добавочного действия

Уметь различать в тексте деепричастие, определять его значение

Объяснительный диктант


53

Р/р Описание действия как вид текста

Урок развития речи

Описание действия как вид текста. Структура, языковые особенности

Знать композицию текста описания, уметь создать свой текст-описание

Составление плана текста

Написать сочинение-описание спортивных действий

54-55

Деепричастный оборот

Урок усвоения нового материала

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Знать определение деепричастного оборота, понимать, что добавочное действие производится тем же лицо, что и основное

Комментированное письмо


56

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Урок усвоения нового материала

Образование деепричастий

Знать способы образования деепричастия, безошибочно писать гласную перед В-ВШИ

Диктант «Проверяю себя»


57

Словообразование деепричастий.

Урок усвоения нового материала

Словообразование деепричастий

Уметь различать в тексте деепричастия, определять вид, синтаксическую роль в предложении

Свободный диктант


58

Употребление деепричастий в речи

Повторительно-обобщающий урок

Текстообразующая роль деепричастия. Предложения с деепричастным оборотом

Уметь использовать свойства деепричастия

Редактирование текста


59

Систематизация и обобщение по теме «Деепричастие»

Повторительно-обобщающий урок

Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастием

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам и значению на основе структурно-семантического и грамматического анализа

Осложненное списывание


60-61

Контрольная работа и ее анализ

Урок контроля

Знаки препинания при деепричастном обороте

Уметь безошибочно писать суффиксы деепричастий, выполнять различные виды разбора

Диктант с грамматическим заданием


62-63

Р/р Характеристика литературного героя

Урок развития речи

Характеристика литературного героя, выявление особенностей в характере, внешности

Уметь составить характеристику литературного героя на основе нескольких фрагментов художественного произведения

Составление плана характеристики. Обсуждение образцов. Написание сочинения

Дописать сочинение

64

Переход слов из одной части речи в другую

Повторительно-обобщающий урок

Самостоятельные части речи, образованные путем перехода

Уметь опознавать части речи, определять их значение

Устное сообщение на основе §145

Написать сочинение на лингвистическую тему

65-66

Повторим орфографию

Повторительно-обобщающий урок

Орфограмма-буква, написание НЕ с разными частями речи

Уметь осуществлять выбор орфограмм, применять алгоритм при рассуждении

Свободный диктант


67-68

Р/р Книжные стили. Публицистический стиль

Урок развития речи

Признаки публицистического стиля

Знать признаки публицистического стиля, анализировать тексты, составлять собственные тексты

Устное выступление «Знания важны»

Написать заметку в школьную заметку

69

Повторим пунктуацию

Повторительно-обобщающий урок

Знаки препинания в простом предложении

Уметь определять структуры предложения, расставлять знаки препинания в нем

Конструирование предложений по схемам



Служебные части речи

70

Понятие о служебных частях речи

Урок усвоения нового материала

Различие самостоятельных и служебных частей речи, основная роль служебных частей речи

Уметь различать самостоятельные и служебные части речи

Выборочный диктант


71

Понятие о предлоге

Урок усвоения нового материала

Предлог как часть речи

Знать определение предлога как служебной части речи, его роль в предложении

Объяснительный диктант


72

Разряды предлогов по значению

Урок усвоения нового материала

Разряды предлогов по значению, их многообразие

Знать об однозначных и многообразных предлогах

Распределительный диктант


73

Употребление предлогов

Урок закрепления изученного

Употребление предлогов

Уметь употреблять предлоги с разными частями речи, соблюдать нормы употребления

Составить текст «Круг моих интересов»


74

Производные и непроизводные предлоги

Урок усвоения нового материала

Производные и непроизводные предлоги

Знать разряды предлогов по происхождению

Работа с текстом

Комплексный анализ текста

75-77

Правописание производных предлогов

Урок усвоения нового материала

Роль предлога в словосочетании и предложении, правописание предлога

Уметь правильно писать производные предлоги с нужным падежом, букву Е на конце предлогов

взаимодиктант


78

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

Урок закрепления изученного

Простые и составные предлоги

Уметь определять разряд предлогов по составу

Диктант «Проверяю себя»


79-80

Р/р Интервью – жанр публицистики

Урок развития речи

Типовая композиция интервью

Уметь создавать сочинение в жанре интервью

Прослушивание интервью

Написать сочинение в жанре интервью

81-82

Систематизация и обобщение в разделе изученного «Предлог»

Повторительно-обобщающий урок

Предлог как служебная часть речи

Уметь различать предлоги разных разрядов



83

Контрольная работа

Урок контроля

Предлог как средство связи слов в словосочетании и предложении

Уметь различать на письме производные предлоги и созвучные словосочетания

Зачет


84-85

р/р Выборочное изложение

Урок развития речи

Выборочное изложение с элементами описания

Адекватно понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, выделять основную и дополнительную информацию

Выборочное изложение


Союз

86

Понятие о союзе

Урок усвоения нового материала

Союз как служебная часть речи

Знать определение союза, уметь определять его роль в предложении и тексте

Составление предложений по схемам


87

Простые и составные союзы

Уроки усвоения нового материала

Простые и составные союзы

Знать разряды союзов по строению

Осложненное списывание


88

Р/р Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста

Урок развития текста

Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста

Знать лексические и морфологические средства связи предложений в тексте

Анализ текста, выразительное чтение


89

Р/р Изложение, близкое к тексту

Урок развития текста

Тема, основная мысль текста, связь предложений

Уметь писать изложение, близкое к тексту, соблюдать нормы русского языка на письме

Изложение


90

Сочинительные союзы

Урок усвоения нового материала

Разряды сочинительных союзов

Знать группы сочинительных союзов по значению, определять их роль в предложении

Графический диктант


91

Сочинительные союзы в простом и сложном предложении

Урок усвоения нового материала

Употребление сочинительных союзов

Уметь ставить знаки препинания в предложениях, выбирать союз в соответствии с его значением

Создать текст на тему «Природа учит нас понимать прекрасное»


92-93

Подчинительные союзы

Урок усвоения нового материала

Функции и значения подчинительных союзов

Знать разряды подчинительных союзов по значению

Объяснительный диктант


94

Морфологический разбор союза

Повторительно-обобщающий урок

Морфологический разбор союза

Уметь выполнять морфологический разбор, отличать сочинительные и подчинительные союзы

Найти ошибки в построении предложений, исправить их

Написать сочинение-миниатюру «Мои любимые книги»

95-96

Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ

Урок усвоение нового материала

Правописание союзов

Знать правописания союзов, применять правила на письме

Комментированное письмо


97-98

Систематизация и обобщение изученного в разделе «Союз»

Повторительно-обобщающий урок

Морфологические признаки союзов, синтаксическая роль союзов

Уметь опознавать союзы, определять их значение, употреблять с учетом их стилистической окраски

Конструирование предложений


99-100

Контрольная работа и ее анализ

Урок контроля и коррекции

Сочинительные и подчинительные союзы

Уметь опознавать и различать союзы

Диктант с грамматическим заданием


101-102

Повторим пунктуацию

Повторительно-обобщающий урок

Синтаксические конструкции, их пунктуационное оформление

Понимать роль интонации в осмыслении содержания текста, уметь различать ССП, СПП,БСП

Работа со схемами предложений


103-104

Повторим орфографию

Повторительно-обобщающий урок

Правописание приставок


Заполнить таблиц «Правописание приставок»


105-106

Р/р Сжатое изложение повествовательного текста, осложненное диалогом

Урок развития речи

Сжатое изложение повествовательного текста, осложненное диалогом

Уметь дифференцировать известную и неизвестную информацию

Изложение


Частица

107

Понятие о частице

Урок усвоения нового материала

Частица как служебная часть речи

Знать особенности частиц, понимать сходство частиц с другими частями речи



108

Формообразующие частицы

Урок усвоения нового материала

Формообразующие частицы

Знать частицы, образующие формы слов или новые слова

Составить текст


109

Раздельное и дефисное написание частиц

Урок усвоения нового материала

Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ, раздельное и дефисное написание частиц

Уметь отличать частицы по значению и написанию, правильно их писать

Работа с деформированным текстом

Написать сочинение-миниатюру «Если бы я был…»

110-111

Значение частиц

Урок усвоения нового материала

Группы частиц по значению, функция вопросительных частиц, модальные частицы

Знать частиц по значению, правильно их писать

Конструирование предложений

Составить диалог, включить в него вопросительные частицы

112-113

Отрицательные частицы

Урок усвоения нового материала

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Смысловые различия отрицательных частиц

Предупредительный диктант


114

Различение на письме частиц НЕ и НИ

Урок закрепления изученного

Различение на письме частиц

Уметь различать отрицательные частицы

Диктант «Проверяю себя»


115

Различение на письме НИ и союза НИ-НИ

Урок закрепления изученного

Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ

Уметь безошибочно писать выражения не кто иной, как, не что иное, как – ничто иное, никто иной

Осложненное частицы списывание


116-117

Различение на письме НЕ и приставки НИ

Повторительно-обобщающий урок

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ

Уметь применять правило написания НЕ с разными частями речи

Выборочный диктант


118

Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы»

Повторительно-обобщающий урок

Разряды частиц по значению и составу, их роль в предложении

Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности

Выписать из басни частицы, объяснить их роль


119

Контрольная работа

Урок контроля

Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм

Уметь безошибочно употреблять частицы

тест

Повторение

Междометие. Звукоподражательные слова

120

Междометия как особый разряд слов

Урок усвоения нового материала

Разряды междометий

Понимать, что междометия не являются ни самостоятельными, ни служебными частями речи, уметь распознавать междометия

Составить таблицу


121

Звукоподражательные слова

Урок усвоение нового материала

Грамматические особенности и отличия от междометий

Использовать звукоподражательные слова в устной речи

Анализ текста


122-123

Знаки препинания при междометиях

Урок усвоения нового материала

Дефис в междометиях

Знать о пунктуационном оформлении междометий

Продолжить ряд междометий, которые произошли от других частей речи


124-125

Р/р контрольное изложение

Урок контроля

Изложение публицистического стиля

Уметь адекватно воспринимать текст на слух

Изложение


Повторение и систематизация изученного в 7 классе


126

Р/р Текст. Стили речи

Повторительно-обобщающий урок

Текст. Стили и типы речи.

Знать особенности текста, черты стилей речи

Анализ текстов разных типов и стилей


127-128

Контрольное списывание

Урок контроля

Сообщение как разновидность повествования

Уметь составлять сообщение на основе публикаций газет и журналов

Сочинение


129

Культура речи

Повторительно-обобщающий урок

Основные виды языковых и речевых норм

Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их

Работа с текстом


130

Лексические нормы

Повторительно-обобщающий урок

Лексические нормы

Уметь находить нарушение лексических норм

Редакторская правка


131

Грамматические нормы

Повторительно-обобщающий урок

Нарушение грамматических норм

Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена

Творческое списывание


132-133

Нормы строения текста

Повторительно-обобщающий урок

Соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы

Уметь производить текстоведческий анализ

Редакторская правка


134

Нормы речевого поведения

Повторительно-обобщающий урок

Речевой этикет

Уметь применять правила речевого поведения

Работа с высказыванием Сократа «Заговори, чтобы я тебя увидел»


135-136

Контрольная работа

Урок контроля


Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку

Диктант с грамматическим заданием








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Программа по русскому языку для 7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки семиклассников, календарно - тематическое планирование уроков русского языка.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.


Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры,

основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание

интереса и любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих

свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом

Место предмета «Русский язык» в учебном плане

В учебном плане МКОУ «Зургановская СОШ» на изучение русского языка в 7 классе отводится 136 часов, из них на развитие – 34 часа.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к подготовке семиклассников и направлены на освоение базового уровня курса русского языка

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ семиклассников В результате изучения русского языка в 7 классе ученик должен

знать/понимать

• роль русского языка как языка общения,

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного стиля , языка художественной литературы;

• особенности жанров научного стиля и разговорной речи, а также языка художественной литературы.

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный стиль, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; видеть языковые особенности текста художественного и научного стиля.

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа (разбора);

• объяснять с помощью словаря значение слов

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);

• читать тексты художественного стиля и научно - популярную литературу; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, письмо);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования;

  • различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и производить морфологический разбор всех частей речи;

  • правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

  • самостоятельно уметь подбирать примеры на изученные правила