РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учитель: Артемьева Мария Викторовна
Предмет: русский язык
Класс: 9
Программа: адаптированная образовательная программа для детей с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости)
Программа:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл., под редакцией В.В. Воронковой, М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2014. Автор В.В. Воронкова.
Учебник
Автор: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская
Название: Русский язык, 9 класс
Издательство: Москва «Просвещение», 2015 г.
Количество часов в неделю:
по программе: 3
по учебному плану школы: 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная рабочая программа для учащихся 9 с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости) по русскому языку разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы.: В 2 сб/ Под редакцией В.В. Воронковой. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2014г.
Рабочая программа рассчитана на 102 часов в год, 3 часа в неделю.
Для реализации программного содержания используются:
1. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: М. :Просвещение, 2015 год.
ЦЕЛЬ:
- формировать умение последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи; быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Основные задачи :
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
-научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- владеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов.
Коррекционно-развивающие задачи, реализуемые при изучении курса русский язык
Коррекция памяти:
работать над усвоением ЗУН при помощи произвольного сознательного запоминания;
совершенствовать точность воспроизведения словесного материала;
развивать словесно-логическую память;
работать над последовательностью воспроизведения;
работать над совершенствованием личностных мотивов запоминания.
Коррекция восприятия, ощущений, представлений:
развивать целенаправленное восприятие материала;
учить сравнивать объекты, устанавливать черты сходства и различия, выделение существенных признаков предмета;
работать над усовершенствованием поля зрения, скорости обозрения;
увеличивать объем зрительных восприятий.
Коррекция внимания:
развивать точность, прочность и скорость запоминания;
развивать образную и зрительную память;
развивать быстроту переключения внимания;
развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей);
совершенствовать точность воспроизведения словесного материала.
Коррекция речи:
формирование навыков связной речи, умению излагать свои мысли письменно и устно;
развитие импрессивной стороны речи (понимание);
развитие экспрессивной речи (воспроизведение);
формировать коммуникативные функции речи;
совершенствовать грамматический строй речи;
развивать фонематический слух;
совершенствовать слуховое восприятие;
расширять активный словарь.
Коррекция мышления:
развивать умение делать словесно-логическое заключение;
учить выделять главное, существенное;
учить делать выводы;
развивать последовательность мышления;
развивать умение понимать связь событий;
развивать мелкую моторику.
Для контроля над состоянием знаний по письму и развитию речи проводятся диктанты, контрольные диктанты, самостоятельные работы по пройденным темам раздела.
Контрольные диктанты:
I ч. – 2 контрольных диктанта.
II ч. – 1 контрольный диктант.
III ч. – 1 контрольный диктант.
IV ч. – 1 контрольный диктант.
Отличительной особенностью данной рабочей программы является интеграция материалов по развитию связной речи в структуру других тем курса.
Развитие связной речи не является отдельным блоком, как остальные темы, а распределяется в течение года.
Содержание курса
№ п/п | Тема (глава) | Количество часов |
1 | Повторение. | 5 ч. |
2 | Звуки и буквы. | 10 ч. |
3 | Слово. | 12 ч. |
3 | Части речи: -имя существительное; -имя прилагательное; -личные местоимения; -глагол; -имя числительное; -наречие; - обобщение и повторение изученного о частях речи. | 75 ч. |
4 | Предложение. | 14 ч. |
5 | Повторение пройденного за год. | 7 ч. |
6 | Работа над развитием связной речью проходит в процессе всего программного материала по русскому языку. | 12 ч.(входит в темы ) |
| Итого: | 102 ч |
Перечень контрольных работ
№ урока п/п | Тема | Дата проведения |
1 | Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы». | |
2 | Контрольный диктант по изученным темам первой четверти. | |
3 | Контрольный диктант по изученным темам 2 четверти. | |
4 | Контрольный диктант по теме по изученным темам 3 четверти. | |
5 | Итоговая промежуточная аттестация за курс 9 класса. | |
3. Перечень творческих работ по развитию речи.
№ урока п/п | Тема | Дата проведения |
1 | Изложение «Где живет сказочник?» | |
2 | Деловое письмо: объявление. | |
3 | Заметка в стенгазету. | |
4 | Деловое письмо: объяснительная. | |
5 | Деловое письмо: расписка. | |
6 | Деловое письмо: анкета. | |
7 | Деловое письмо: письмо бабушке. | |
8 | Изложение по рассказу «Мохнатая семейка». | |
9 | Деловое письмо: доверенность. | |
10 | Сочинение с привлечением сведений о практической деятельности: «Кем я хочу быть и почему». | |
11 | Деловое письмо: автобиография. | |
12 | Деловое письмо: заявление о приеме на работу. | |
Календарно - тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Словарь |
Повторение (5 часов) |
1 | | Простое предложение. | авиация |
2 | | Простое предложение с однородными членами. | архив дубликат |
3 | | Обращение. | |
4 | | Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. | жюри диагноз |
5 | | Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. | |
Звуки и буквы (10 часов) |
6 | | Работа над ошибками. Звуки гласные и согласные. | |
7 | | Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. | гражданин гарнизон |
8 | | Гласные ударные и безударные. | |
9 | | Словарный диктант. Обозначение мягкости согласных буквой Ь. | истязать легенда |
10 | | Обозначение звонких и глухих согласных на письме. | |
11 | | Буквы е, е, я, ю, в начале слова. | досуг митинг |
12 | | Разделительные Ь и Ъ знаки. | |
13 | | Развитие речи. Изложение «Где живет сказочник?» | |
14 | | Работа над ошибками. Количество звуков и букв в слове. | население |
15 | | Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы». | |
Слово (12 часов) |
16 | | Работа над ошибками. Состав слова. | каторга |
17 | | Разбор слова по составу. | обычай |
18 | | Разбор слова по составу. | |
19 | | Словарный диктант. Правописание ударных и безударных гласных в корне слова. | |
20 | | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | |
21 | | Контрольный диктант по изученным темам 1 четверти. | |
22 | | Работа над ошибками. Правописание гласных в приставках до-, на-, по-, за-, про-, о-, пере-; согласных в приставках от-, об-, под-, над-, с-. | малодушный |
23 | | Развитие речи. Деловое письмо: объявление. | коллега |
24 | | Работа над ошибками. Правописание приставок раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-). | избиратель |
25 | | Сложные слова. | |
26 | | Сложносокращенные слова. | оборона |
27 | | Развитие речи. Заметка в стенгазету. | |
Части речи: 75 часов Имя существительное (9 часов) |
28 | | Работа над ошибками. Имя существительное. | парламент |
29 | | Развитие речи. Деловое письмо: объяснительная. | |
30 | | Словарный диктант. Грамматические признаки имени существительного. | |
31 | | Склонение имен существительных. | |
32 | | Правописание существительных мужского и женского рода. | |
33 | | Развитие речи. Деловое письмо: расписка. | |
34 | | Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний. | иногородний иждивенец |
35 | | Правописание существительных с шипящей на конце. | профессия |
36 | | Самостоятельная работа по теме «Имя существительное». | |
Части речи: Имя прилагательное (5часов) |
37 | | Имя прилагательное. | |
38 | | Согласование имени прилагательного с именем существительным. | |
39 | | Словарный диктант. Безударные окончания имен прилагательных. | извержение |
40 | | Правописание имен прилагательных. | |
41 | | Контрольный диктант по изученным темам 2 четверти. | |
Части речи: Личные местоимения (7 часов) |
42 | | Роль личных местоимений в речи. | |
43 | | Лицо и число местоимений. | |
44 | | Склонение личных местоимений. | |
45 | | Правописание личных местоимений с предлогами. | |
46 | | Правописание личных местоимений 3 лица. | |
47 | | Развитие речи. Деловое письмо: анкета. | |
48 | | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Личные местоимения». | |
Части речи: Глагол (16 часов) |
49 | | Словарный диктант. Роль глагола в речи. | |
50 | | Грамматические признаки глагола. | |
51 | | Неопределенная форма глагола. | |
52 | | Глаголы в повелительной форме. | |
53 | | Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. | |
54 | | Частица НЕ с глаголами. | |
55 | | Изменение глаголов по лицам и числам. | |
56 | | Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений. | |
57 | | Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений. | |
58 | | Развитие речи. Деловое письмо: письмо бабушке. | |
59 | | Работа над ошибками. Спряжение глаголов настоящего и будущего времени. | |
60 | | Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спр. | |
61 | | Изменение глаголов по временам. | |
62 | | Правописание глаголов -ТСЯ, -ТЬСЯ. | |
63 | | Словарный диктант. Грамматический разбор глагола. | |
64 | | Самостоятельная работа по теме «Глагол». | |
Части речи: Наречие (8 часов) |
65 | | Наречие как неизменяемая часть речи. | |
66 | | Наречия, которые обозначают время, место и способ действия. | |
67 | | Наречия, которые обозначают время, место и способ действия. | |
68 | | Правописание наречий с О и А на конце. | |
69 | | Правописание наречий с О и А на конце. | |
70 | | Развитие речи. Изложение по рассказу «Мохнатая семейка». | |
71 | | Работа над ошибками. Закрепление по изученным темам 3 четверти. | |
72 | | Контрольный диктант по изученным темам 3 четверти. | |
Части речи: Имя числительное (9 часов) |
73 | | Работа над ошибками. Понятие об имени числительном. | |
74 | | Числительные количественные и порядковые. | |
75 | | Словарный диктант. Числительные количественные и порядковые. | |
76 | | Правописание числительных от 5 до 20; 30. | |
77 | | Правописание числительных 50, 60, 70, 80. | |
78 | | Правописание числительных от 500 до 900. | |
79 | | Правописание числительных 90, 200, 300, 400. | |
80 | | Различие прилагательных и наречий. | |
81 | | Развитие речи. Деловое письмо: доверенность. | |
Предложение (14 часов) |
82 | | Работа над ошибками. Простое предложение. | |
83 | | Главные и второстепенные члены предложения. | |
84 | | Предложения распространенные и нераспространенные. | |
85 | | Словарный диктант. Предложения с однородными членами. | |
86 | | Однородные члены распространенные и нераспространенные. | |
87 | | Развитие речи. Сочинение с привлечением сведений о практической деятельности: «Кем я хочу быть и почему?» | |
88 | | Работа над ошибками. Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращением. | |
89 | | Сложное предложение без союзов. | |
90 | | Сложные предложения с союзами И, А, НО. | |
91 | | Сложные предложения со словами КОТОРЫЙ, КОГДА, ГДЕ, ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО. | |
92 | | Сложные предложения со словами КОТОРЫЙ, КОГДА, ГДЕ, ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО. | |
93 | | Развитие речи. Деловое письмо: заявление о приеме на работу. | |
94 | | Работа над ошибками. Предложения с прямой речью. | |
95 | | Развитие речи. Деловое письмо: автобиография. | |
Повторение (7 часов) |
96 | | Итоговая промежуточная аттестация за курс 9 класса. | |
97 | | Работа над ошибками. Состав слова. | |
98 | | Правописание слов с изученными правилами. | |
99 | | Правописание слов с изученными правилами. | |
100 | | Правописание слов с изученными правилами. | |
101 | | Словарный диктант. Ь и Ъ в различных частях речи. | |
102 | | Ь и Ъ в различных частях речи. | |
Требования к уровню подготовки учащихся:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
- обозначать мягкость согласных буквой ь;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное как часть речи;
- строить простое распространенное предложение;
- связно высказываться письменно и устно (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
- алфавит;
- способ проверки написания гласных и согласных ( путём изменения формы слова )
Список методической литературы для учителя:
Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога-дефектолога / М.И.Шишкова.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2010г.
Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения / авт.-сост. М.Е. Прокопенко.-Волгоград: Учитель, 2009г.