СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету « Русский язык » адресована обучающимся 7 класса МБОУ «Новопогощенская СОШ».


Разработана в соответствии с нормативными документами:


1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2017 года;

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции от 31.12.2015

3.Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Новопогощенская СОШ».

4.Учебник «Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016 г.

5.Рабочая программа к предметной линии учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5-9 классы. М.: - Просвещение, 2016 (электронный вариант)

6.Учебный план МБОУ «Новопогощенская СОШ» на 2020-2021 учебный год, который отводит на изучение предмета 140  часов за один год обучения в 7 классе, в неделю – 4 часа.

Особенность по отношению к ФГОС: программа ориентирована на достижение планируемых результатов ФГОС.

Рабочая программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный и деятельностный, при этом учитываются индивидуальные особенности данной группы учащихся 7-го класса, изучающих русский язык.

Основная масса обучающихся группы – это учащиеся со средним уровнем способностей и мотивацией обучения. С точки зрения своих индивидуальных особенностей ( памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента) – группа разноуровневая. Это обуславливает необходимость использования в работе различных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы. 

Цели обучения русскому языку в основной школе

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

Развивающее обучение;

обучение в сотрудничестве;

исследовательская технология обучения;

технология развития критического мышления;

метод проектов;

технология мастерских;

технологии уровневой дифференциации;

информационно-коммуникационные технологии;

проблемное обучение;

здоровьесберегающие технологии.


Общая характеристика учебного предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VII класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.



Место предмета в учебном плане

Предмет «Русский язык» является обязательным для изучения в общеобразовательной школе, входит в состав образовательной области «Филология».

В соответствии с учебным планом МБОУ «Новопогощенская СОШ» на 2020 – 2021 учебный год на изучение данного предмета отводится 140 часов в год (из расчета 4 часа в неделю,35 учебных недель).



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета.

Личностными результатами освоения программы русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

-владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

-способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• говорение и письмо:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;

-способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять

их;

-совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

-овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как

национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его

роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их

признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и

письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



Содержание тем учебного курса


Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-6-ых КЛАССАХ (11 ч )

Причастие (37ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление ).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда-

тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при­нeceны), правильно употреблять причсастия с -суффиксом -СЯ, согласовы­вать причастия с определяемыми существительными, строить предложе­ния с причастным оборотом.

III. Описание внешности человека: структура текста, языко­вые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Вы­борочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (11ч)

IV. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто­образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II. Умение правильно строить предложение с деепричастным обо­ротом.

III. Рассказ по картине.

Наречие (20ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипя­щих на конце наречий.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (4 ч)

IV. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наре­чий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

V. Выборочное изложение текста с описанием состояния че­ловека или природы

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Предлог (10ч)

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предло­ги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль

предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рас­сказ на основе увиденного на картине.

Союз( 12ч)

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; упо­требление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек­стообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языко­вые особенности.

Частица (15ч)

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые части­цы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч)

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междо­метий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (14ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.





Учебно- тематический план


п.п.

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Русский язык как развивающееся явление

1

2

Повторение пройденного в 5-6-ых классах

11

3

Причастие

37

4

Деепричастие

11

5

Наречие

20

6

Категория состояния

4

7

Самостоятельные и служебные части речи

1

8

Предлог

10

9

Союз

12

10

Частица

15

11

Междометие. Звукоподражательные слова

4

12

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

14


ИТОГО:

140

























Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Русский язык как развивающееся явление

1




ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-6-ых КЛАССАХ

11



2

Синтаксис. Синтаксический разбор

1



3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1



4

Лексика и фразеология.

1



5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова


1



6

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разборы

1



7

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

1



8

Морфологический разбор самостоятельных частей речи

1



9

Контрольный диктант «Повторение изученного в V-VI классах»

1



10

Анализ диктанта. Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Повторение изученного в V-VI классах»

1



11

Развитие речи. Текст. Как наименьшая единица языка. Средства связи предложений в тексте.

1



12

Развитие речи. Стили русского литературного языка

1




Причастие

37



13

Причастие как часть речи. Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классе.

1



14

Морфологические признаки глагола и прилагательного у причастий.

1



15

Развитие речи. Публицистический стиль

1



16

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1



17

Обозначение условий выбора гласных в окончаниях причастий

1



18

Причастный оборот.

1



19

Выделение причастного оборота запятыми

1



20

Причастный оборот в начале, в конце и середине предложения

1



21

Развитие речи. Описание внешности человека.

1



22

Действительные причастия

1



23


Развитие речи. Сочинение-описание по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»

1



24

Страдательные причастия

1



25

Действительные причастия настоящего времени

1



26

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1



27

Действительные причастия прошедшего времени.

1



28

Суффиксы -ш-, -вш- в действительных причастиях прошедшего времени

1



29

Развитие речи.Изложение по книге Т. Л. Сухотиной «Дочери Л. Н. Толстого»

1



30

Страдательные причастия настоящего времени.

1



31

Контрольный диктант за 1 четверть

1



32

Работа над ошибками контрольного диктанта

1



33

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1



34

Страдательные причастия прошедшего времени.

1



35

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1



36

Краткие страдательные причастия

1



37

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

1



38

Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

1



39

Одна буква н в отглагольных прилагательных

1



40

Отличие причастий от отглагольных прилагательных

1



41

Морфологический разбор причастия

1



42

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1



43

Развитие речи. Выборочное изложение М.А. Шолохов «Судьба человека»

1



44

Развитие речи. Работа по микротемам. «Отец», «Сын», «Портрет мальчика и мужчины»

1



45

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1



46

Развитие речи. Сочинение «Любимая фотография»

1



47

Обобщение и систематизация по теме « Причастие».

1



48

Контрольный диктант по теме «Причастие»

1



49

Анализ контрольного диктанта по теме «Причастие»

1




Деепричастие

11



50

Понятие о деепричастии

1



51

Деепричастный оборот.

1



52

Запятые при деепричастном обороте.

1



53

НЕ с деепричастиями

1



54

Деепричастия несовершенного вида

1



55

Деепричастия совершенного вида

1



56

Развитие речи. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»

1



57

Морфологический разбор деепричастия

1



58

Обобщение и систематизация по теме «Деепричастие»

1



59

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

1



60

Анализ и работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Деепричастие».

1




Наречие


20



61

Наречие как часть речи

1



62

Смысловые группы наречий

1



63

Обстоятельственные и определительные группы наречий

1



64


Развитие речи. Сочинение по картине И.Попова «Первый снег»

1



65

Степени сравнения наречий

1



66

Морфологический разбор наречия

1



67

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е

1



68

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

1



69

Н и НН в наречиях на –о и –е

1



70

Н и НН в наречиях на –о и –е

1



71

Развитие речи. Описание действий. Сочинение в газетную рубрику « Учимся работать»

1



72

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1



73

Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С

1



74

Развитие речи. Сочинение по картине Е.М. Широкова «Друзья»

1



75

Дефис между частями слова в наречиях

1



76

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

1



77

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1



78

Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие».

1



79

Контрольный диктант по теме «Наречие»

1



80

Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Наречие»

1




Категория состояния

4



81

Категория состояния как часть речи

1



82

Отличие категории состояния от наречий

1



83

Морфологический разбор категории состояния

1



84

Развитие речи.Изложение. К. Паустовский «Обыкновенная земля»

1




СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ


37



85

Самостоятельные и служебные части речи

1



86

Предлог как часть речи

1



87

Употребление предлогов.

1



88

Непроизводные и производные предлоги.

1



89

Простые и составные предлоги..

1



90

Морфологический разбор предлога

1



91

Развитие речи. Сочинение-описание по картине Сайкиной «Детская спортивная школа»

1



92

Слитное и раздельное написание производных предлогов

1



93

Обобщение и систематизация по теме «Предлог»

1



94

Контрольный диктант по теме «Предлог»

1



95

Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Предлог»

1



96

Союз как часть речи.

1



97

Простые и составные союзы

1



98

Сочинительные и подчинительные союзы.

1



99

Запятая перед союзами в сложном предложении.

1



100

Сочинительные союзы.

1



101

Подчинительные союзы

1



102

Морфологический разбор союза

1



103

Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик»

1



104

Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО

1



105

Обобщение и систематизация по теме «Союз»

1



106

Контрольный диктант за 3 четверть

1



107

Работа над ошибками контрольного диктанта


1



108

Частица как часть речи.

1



109

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1



110

Модальные (смысловые) частицы.

1



111

Развитие речи. Сочинение-совет «Как мне стать чемпионом»

1



112

Раздельное и дефисное написание частиц

1



113

Развитие речи. Сочинение-описание по картине Юона «Конец зимы. Полдень»

1



114

Морфологический разбор частиц

1



115

Отрицательные частицы

1



116

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ

1



117

Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету

1



118

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ

1



119

Повторение темы «Частица»

1



120


Повторение правописания служебных частей речи

1



121

Контрольный диктант по теме «Частица»

1



122

Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Частица»

1




Междометие. Звукоподражательные слова

4



123

Междометие как часть речи

1



124

Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях

1



125

Урок-игра по теме «Междометие»

1



126

Развитие речи. Контрольное изложение «Москва и москвичи»

1




ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ

14



127

Разделы науки о языке

1



128

Развитие речи.Текст. Стили речи

1



129

Развитие речи. Написание рецензии на книгу.

1



130

Фонетика и графика

1



131

Лексика и фразеология

1



132

Морфемика и словообразование

1



133

Морфология

1



134

Орфография

1



135

Синтаксис и пунктуация

1



136

Итоговый контрольный диктант

1



137-140

Повторение изученного

4




















Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса.


1.Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразо­вательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.

2. ФГОС Рабочие программы Русский язык Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других (5 – 9классы) М. «Просвещение» 2016г.

3. ФГОС Рабочая программа Русский язык 7 класс к УМК Т.А.Ладыженской М. «ВАКО» 2014г.

4. Русский язык 7 класс. Методические рекомендации М. «Просвещение» 2012г.

5. ФГОС Рабочая тетрадь по русскому языку в 7 классе к УМК Т.А.Ладыженской М. «Экзамен» 2014г.

6. ФГОС Груздева Е.Н. Комплексный анализ текста М. «Экзамен», 2013г.

7. ФГОС Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку в 7 классе. М. «ВАКО» 2016г.

8. ФГОС Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку 7 класс М. «Экзамен», 2014г.

9. ФГОС Контрольно-измерительные материалы Русский язык 7 класс М. «ВАКО» 2015г.

Интернет – ресурсы:

- Электронные словари: http://www.siovary.ru

- Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramotf.ru

- Русский язык. Приложение к газете “1 сентября»: http://rus.1september.ru/rusarchive.php

- Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы по русскому языку: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki

























Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»


Речь и речевое общение

Обучающийся научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Ученик 7 класса получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Обучающийся научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль учебно-научного, публицистического, официально-делового, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового в форме плана, тезисов, ученического изложения.

Ученик 7 класса получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать е. в устной форме.

Чтение

Обучающийся научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать е. в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Обучающийся получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников, высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Обучающийся научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Ученик 7 класса получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Обучающийся научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Обучающийся получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; • писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Обучающийся научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (деловое письмо, объявление)


Функциональные разновидности языка

Обучающийся научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения е. композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед сверстниками с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной и др речью.


Общие сведения о языке

Обучающийся научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.


Фонетика и орфоэпия. Графика

Обучающийся научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать е. в различных видах деятельности.

Ученик 7 класса получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать е. в различных видах деятельности.


Морфемика и словообразование

Обучающийся научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматич. и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразоват. пары и словообразоват. цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художеств. речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологич. справку для объяснения правописания и лексического значения слова.


Лексикология и фразеология

Обучающийся научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать осн. виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет и др.);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.


Морфология

Обучающийся научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.


Синтаксис

Обучающийся научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.


Правописание: орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Ученик 7 класса получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.


Язык и культура

Обучающийся научится:

• выявлять единицы языка в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• определять цели изучения русского языка в школе;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.










































Контрольные работы.



Входной диктант.

История Каштанки.

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь.

Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он стряхнул снег с её спины и поманил за собой. Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.

Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым.

История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым. Он хотел вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что он не так уж привязан к собаке. Каштанка осталась у артиста.


Грамматическое задание:

Синтаксический разбор 2 предложения.

Морфемный разбор: беспомощно, подъезда, прижалась.





Контрольный диктант по теме «Причастие».

Дальний родственник.

  В Крыму и на Кавказе у самого моря растут гордые и величественные кипарисы. Если надрезать ствол его, можно увидеть широкие сочные кольца, свидетели привольной жизни дерева из года в год. От красноватой раны потянет терпким запахом. В нём можно почувствовать и лёгкий запах песка, наливающегося утренним солнцем, и тёплый аромат загорелых моряков, проспавших всю звёздную ночь на открытых кипарисовых палубах. Многое может напомнить знающему человеку это дерево.

  А у нас в России в лесу можно встретить дальнего родственника южного красавца - можжевельник. Это простой северный кустарник, покрытый дымчатыми голубыми ягодами. С виду он неказист, короткие колючие иглы его совсем непохожи на мягкую праздничную хвою кипариса. Но у простых людей этот кустарник вызывает самое тёплое внимание. Хозяйки промывают можжевеловыми мочалками кадушки, прежде чем солить в них грибы. Местные жители коптят на можжевеловом дыму мясо и рыбу. Сибирячки можжевеловым настоем умываются. 

  В отличие от изнеженного южного родственника, можжевельник забирается далеко на север, растёт вблизи вечных снегов. А тончайшие годичные кольца говорят о многолетнем мужестве этого скромного кустарника.

(По Ю. Кураеву)

(164 слова)

 Грамматическое задание:

  1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.

  2) Подчеркните как члены предложения причастные обороты.

  3) Подчеркните в причастиях орфограммы.














Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

Петя Ростов.

Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных, присоединился к своему полку и был взят ординарцем к генералу. Со времени своего поступления в действующую армию, где он участвовал в сражении, Петя находился в постоянно счастливом и возбуждённом состоянии. Он был очень счастлив тем, что видел и испытывал в армии, но ему всё казалось, что там, где его нет, совершается самое настоящее героическое.

  В то мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперёд. Он поскакал к мосту. Впереди французы бежали с правой стороны дороги на левую.

  У одной избы столпились казаки, что-то делая. Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что-то. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидел Долохова, кричавшего что-то людям.

  Петя, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы. Послышался залп. Петя скакал на своей лошади, быстро махал обеими руками и всё дальше сбивался с седла в одну сторону. Пуля пробила ему голову.

(По Л.Н. Толстому)

(192 слова)

 Грамматическое задание:

  1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.

  2) Выполните морфологический и морфемный разбор двух причастий из текста диктанта.






Контрольный диктант по теме «Наречие».

Медведи.

Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Жаль только, что редко удаётся видеть их. Медведица на далёкое расстояние не подпускает никого к своей семье. Иногда в целую часть леса никто не может сунуться, зная, что там бродит со своими детенышами медведица.

  Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. В ненастное время они заходят туда даже ночевать.

  Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. Он крался робко, а не шёл смело и прямо. Он чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился перетаскивать их. Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. Потом он поплыл задругим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. Тогда тот постарался поправить свою ошибку. Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше.

(По В. Л. Дурову)

(223 слова)

Грамматическое задание:

  1) Над каждым словом первого предложения надпишите, какой частью речи оно является.

  2) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

  3) Выполните морфемный разбор двух наречий из текста.









Контрольный диктант по теме «Предлог. Союз».

Зелёных предгорий, поросших лесом, здесь не было и в помине. Горы показались неожиданно. Они начинались отвесной скалой, вздымавшейся ввысь. Ветер, вода в течение минувших веков немало потрудились  над ней. Во многих местах были отчётливо заметны пласты разнородного камня, то лежавшие ровно, то немыслимо перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали искусно сделанную каменную кладку.

Cтена, выходившая на север, никогда не освещалась солнцем, поэтому граница  вечных снегов здесь спускалась низко. Задолго до неё деревья начинали мельчать и редеть, затем совсем пропадали. Под стеной лежала травянистая пустошь, и по ней тянулась дорога. Она тоже старалась не прижимать вплотную к стене. Но жизнь ничто не может остановить. Даже по самой стене ползли вверх цепкие кустики, выросшие из семян, занесённых сюда птицами или ветром.

(119слов)   (М.Семёнова)

Грамматическое задание:

Морфологический разбор 1 предлога и 1 союза (по выбору учителя).

Синтаксический разбор выделенного предложения.




Тест по теме «Частица».

1 вариант:

1.Найдите неправильное утверждение

А) Частицы являются служебными словами.

Б) Некоторые частицы служат для образования наклонений глаголов.

В) Частицы изменяются.

2.Укажите предложение с формообразующей частицей.

А) Неужели в самом деле все  сгорели карусели?

Б) Вряд ли эта новость понравится коллегам.

В) Да здравствуют музы, да здравствует разум!

3.Найдите предложение с частицей ограничения.

А) Лишь только затеплится вечер, как сильно и сладко начинает пахнуть  шиповник.

Б) Всё-таки наш праздник удался.

В) Давайте говорить друг другу комплименты.

4.Укажите предложение, в котором частица  пишется через дефис.

А) Всё те(же) мы, но время уже не то.

Б) На безлюдной барже не слишком(то)  уютно.

В) Всё вроде(бы) отлично и здорово.

5.Укажите предложение, в котором пишется частица НЕ.

А) Весь вечер старик был н.. в духе.

Б) Когда бы я н..  шёл, они всегда тут лазали.

В) Во что бы то н..  стало надо перейти эту дорогу.

6. Укажите предложение, в котором пишется частица НИ.

А) Коль грозить , так н.. на шутку.

Б) Он поступил со мной н..  по-дружески.

В) Откуда н..  возьмись, появился всадник.

7. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется И (НИ).

А) Вдали показался н..  то наездник, н..  то повозка.

Б) Н..  огня, н..  чёрной хаты…

В) Он н.. мог н..  проведать друга.

8. В каком ряду во всех словосочетаниях частица НЕ пишется раздельно.

А) (н..)свет (н..)заря, (н..)рыба (н..)мясо

Б) на небе (н..)облачка, (н..)кого спросить

В) (н..)мог (н..)подумать, (н..)у кого поинтересоваться

9.В каком ряду во всех словосочетаниях частица НИ пишется раздельно.

А) (н..)больше (н..)меньше, (н..)два (н..)полтора

Б)(н..)чуть (н..)бывало, его (н..)ждали

В) (н..)кем заменить, (н..)сколько (н..)опасно

10. В каких случаях в данном предложении пишется частица НИ?

Мы зашагали, скользя и спотыкаясь, по скрытым снегом (1)н..ровностям, (2)н..чего (3)н..  видя (4)н.. под ногами, (5) н.. впереди.

Ответы:

А) 2,4,5

Б) 1,3,4

В)1,2,3

2 вариант:

1.Найдите правильное утверждение.

а) Частицы служат для связи слов в предложении.

б) Частицы являются членами предложения.

В) Частицы выражают оттенки значения в предложении.

2.Укажите предложение с формообразующей частицей.

А) Пусть сильнее грянет буря.

Б) Именно этот спортсмен был победителем соревнований.

В) Я не могу ответить на это письмо.

3.Найдите предложение с вопросительной частицей.

А) Даже он отказался от такого предложения.

Б) Можно ли написать этот текст на доске?

В) Едва ли он закончит доклад за вечер.

4.Укажите предложение, в   котором частица пишется через дефис.

А) Знал(бы) ты, как красив был закат!

Б) Ну(ж) был денёк!

В) Скажи(ка), дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?

5. Укажите предложение, в котором пишется частица НЕ.

А) Я увидел н..большое, а миниатюрное строение.

Б) На небе н.. облачка.

В) Он стоял н..  жив, н..  мёртв.

6.Укажите предложение, в  котором пишется частица НИ.

А) Он никого н..  ждал.

Б) Комар носу н.. подточит.

В) В комнате н..  души.

7. Укажите предложение, в котором на месте пропуска во всех словах пишется И (НИ).

А ) Я н..  мог н..  знать об этом.

Б) Н..когда я так не страдал, даже не написал н.. строчки.

В) На берегу моря н..  было н..  души.

8. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Е?

А) н..  с того н..  с сего, куда н..  шло

Б) н..  мог  н..  видеть, н..кого спросить

В) н..когда  н.. было, н..кого не вижу.

9.В каком ряду во всех словосочетаниях частица НИ пишется  раздельно?

А) (ни)кто не обратил внимания , (ни)когда не жалел

Б) (ни)в чём не обвинял, (ни)как не возьму в толк

В) (ни)ответа (ни)привета

10.В каких случаях в данном предложении пишется частица НИ?

Рисовать Егор (1)н..  умел и (2)н..  разу в жизни (3)н..  видел (4)н..  одной картины.

Ответы:

А) 1,2,4

Б)1,3

В) 2, 4.


Итоговая контрольная работа в 7 классе.

Вариант I.

При выполнении задания этой части внимательно читайте задания.

А1. В каких словах все согласные звуки ЗВОНКИЕ?

А. автор Б. галерея В. калитка Г. реальный

1) А и Б 2) Б и В 3) А и В 4) Б и Г

А2. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный?

1) бАлуясь 2) киломЕтр 3) ржАвея 4) чЕрпая

A3. В каком слове произносится [чн]?

1)скучно 2)конечно 3) чтобы 4) достаточно

А4. В каком варианте НЕВЕРНО образована сравнительная степень наречия?

1) далеко – дальше 2) мало – меньше 3) широко – ширше 4) высоко – выше

А5. Какое предложение является грамматически правильным? Выходя из лесу,

1) мы встретили лесничего.

2) мне стало грустно.

3) солнце спряталось за тучу.

4) у нас возникли непредвиденные трудности.

А6. В каком предложении содержится грамматическая ошибка (нарушена норма управления)?

1) Из-за снегопада на дорогах города возникли пробки.

2) Благодаря воли к победе он выдержал все испытания.

3) Согласно вашего мнения, некоторые вопросы не имеют однозначных ответов.

4) Ввидутяжѐлой болезни он вынужден был пропустить чемпионат Европы.

Прочитайте фрагмент текста и выполните задания А7-А12

(А)Увидев как-то по телевидению Олины рисунки и скульптуры, завуч предложила организовать в школе показ этих работ. (Б)Но оказалось, во-первых, что у «безумной Евдокии» нет телевизора. (В)Поинтересовалась мнением классной руководительницы. (Г)У Оли она взяла два рисунка, чтобы было не больше, чем у других. (Д) А,…, она предложила устроить выставку произведений всех, кто умел держать в руках кисточку и карандаш.

                                                                                               (А. Алексин.Безумная Евдокия)

А7. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился относительно законченный фрагмент текста?

1)А, Б, В, Г, Д 2) А, В, Б, Д, Г 3) Б, А, Д, Г, В 4) Д, А, Б, В, Г

А8. Какое слово или словосочетание должно стоять на месте пропуска, обозначенного многоточием, в предложении Д?

1) потом 2) во-вторых 3) дальше 4)наконец

А9. Какое предложение содержит деепричастный оборот?

1) А 2) Б 3) Д 4) Г

А10. Какое из предложений является простым?

1) Б 2) В 3) Г 4) Д

A11. Какая морфологическая характеристика слова БОЛЬШЕ (предложение Г) является верной?

1) простая сравнительная степень прилагательного БОЛЬШОЙ

2) составная сравнительная степень прилагательного БОЛЬШОЙ

3) простая сравнительная степень наречия МНОГО

4) составная сравнительная степень наречия МНОГО

А12. Какое слово или словосочетание является грамматической основой в одном из предложений?

1) предложила организовать

2) поинтересовалась

3) предпочла устроить

4) умел удержать

А13. Какое слово состоит из двух корней, трех суффиксов и окончания?

1) пешеходный 2) руководительница 3) жизнедеятельность 4) жизнерадостный

А14. В каком ряду во всех словах пропущена двойная согласная?

1) нежда(н/нн)ый, невида(н/нн)ый, га(л/лл)ерея

2)неслыха(н/нн)ый, ма(с/сс)а, жела(н/нн)ый

3) нечая(н/нн)ый, кро(с/сс), жѐва(н/нн)ый

4) свяще(н/нн)ый, кова(н/нн)ый, кла(с/сс)ик

А15. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) акв...ланг, выр…вненный, свет...фор

2) возр…жение, к...лонна, сн...ряд

3) акв...рель, к...литка, пор...жение

4) вп...следствии, к...мендант, ф...нтазия

А16. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е/Ё?

1) смеш…нные браки, увлеч...н работой, свеж... предание

2) стрел...ный воробей, погруж...н в воду, горяч...

3) засе...нное поле, комната украш...на, певуч...

4) заброш...нный дом, конкурс заверш...н, ещ...

А17. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется НН?

1) отправле...ое письмо, явиться немедле...о, она грустна и сдержа…а

2) созва...ый совет, комиссия созва...а, открове...о говоря

3) пламя не погаше...о, реагировать сдержа...о, атаки сдержа...ы

4) беше...ая собака, окраше...ая стена, слушать рассея...о

А18. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется И?

1) Было время, когда у нас н... было н... крошки хлеба.

2) Как н... в чѐм н... бывало Антон продолжал разговор, и Марта н... нашла в себе сил, чтобы прервать его.

3) Он был уверен в своѐм успехе, но мы всѐ же пожелали ему н... пуха н... пера.

4) Н... холод, н... усталость, н... голод н... могли их остановить.

А19. В каком ряду во всех словах пишется НЕ?

1) н...сколько часов, н...которые вопросы, н...сколько н... устал

2) н...кто н... знает, н...где н... видел, н... о чѐм н... спрашивал

3) н...где сесть, н...куда идти, н... разу н... опоздал

4) н... мог н... понимать, гулять н... пойдѐшь, н... только отдыхать

А20. В каком ряду во всех словах НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО?

1) ещѐ (не)глаженное бельѐ, (не)решѐнная студентом задача, теорема (не)доказана

2) (не)отвечая на вопрос; (не)льзя; (не)медленно, а быстро

3) (не)навидя плохую погоду, (не)далеко, (не)дочитанная статья

4) совсем (не)распустившийся бутон, комната (не)проветрена, (не)истово

А21. В каком ряду все слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС?

1) (не)смотря на метель, (из)далека, (по)двое

2) (по)домашнему, (во)первых, точь(в)точь

3) (не)(с)кем поговорить, давно (не)стиранное бельѐ, (не)весело

4) (не)реально, (не)заполненный школьный дневник, (в)следствие

А22. Укажите предложение(-ия), в котором(-ых) все слова пишутся РАЗДЕЛЬНО?

A. (От)чего следует отказаться, что(бы) успеть подготовиться к экзаменам?

B. В то(же) время он понимал, что (по)этому предмету стыдно иметь плохие оценки.

В. (По)чему вы поставили запятую (в)начале предложения?

Г. Он пришѐл (во)время, и мы все (в)месте пошли смотреть салют на набережную.

1) А и Г 2) только Б 3)только Г 4) Б и В

А23. Какое утверждение о данном предложении является правильным?

Торопливо шагая по некошеной траве, я незаметно приблизился к околице.

1) Причастный оборот стоит перед определяемым словом, поэтому необходима запятая.

2) Причастный оборот стоит после определяемого слова, поэтому необходима запятая.

3) Деепричастный оборот стоит перед определяемым словом, поэтому нужна запятая.

4) Есть деепричастный оборот, поэтому нужна запятая.

А24. На месте каких цифр в этом предложении должны стоять запятые?

В горячем воздухе стремительно носились (1) предчувствующие грозу (2) ласточки (3) и (4) схватив на лету стрекозу(5) или мошку (6) резко взлетали ввысь.

1) 1,2,3,4,5,6 2) 3,4,5,6 3 ) 3,4,6 4) 4,6

А 25. В каком предложении необходимо поставить 2 запятые? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Рассматривая картины он медленно переходил из одной комнаты в другую.

2) Нежные маленькие цветы первыми появляющиеся в ещѐ снежном лесу называются в народе пролесками.

3) Несмотря на усталость бабушка всѐ же решила испечь пироги с капустой и яблоками.

4) Не только русские но и иностранные студенты обучаются в вузах Петербурга.

А26. Какое объяснение знаков препинания является верным по отношению к данному предложению?

Ученик хорошо отвечал на дополнительные вопросы, заданные ему учителем, и получил великолепную оценку.

1) В предложении есть причастие, которое стоит после определяемого слова, поэтому оно выделяется с

двух сторон запятыми.

2) Причастный оборот стоит после определяемого слова и выделяется с двух сторон запятыми.

3) Предложение простое, перед И ставится запятая.

4) Предложение сложное, перед И ставится запятая.

А27. Какой вариант является единственно возможным продолжением предложения с деепричастным оборотом?

Приблизившись к памятнику,

1) дети решили сфотографироваться.

2) его охватило чувство гордости.

3) началась гроза.

4) у нас возникло желание немного передохнуть.

А28. Какое предложение НЕЛЬЗЯ переделать таким образом, чтобы в нем использовался причастный оборот?

1) Книгу, которая стоит на верхней полке, подарил мне на день рождения мой дедушка.

2) Друзья, которых мы встретили на Невском проспекте, предложили увидеться ещѐ раз.

3) Мост, через который мы только что перешли, был построен в середине XVII века.

4) Лето, которого ожидают все школьники, наступит совсем скоро!






Итоговая контрольная работа в 7 классе.

Вариант II

При выполнении задания этой части внимательно читайте задания.

А1. В каком слове не все согласные звуки являются звонкими?

1) гирлянда 2) благодаря 3) вмиг 4) добела

А2. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный слог?

1) дОбела 2) дОсыта 3) дОсмерти 4) дОсуха

A3. В какой паре слов НЕВЕРНО поставлено ударение?

1)взят – взятА 2) вы правЫ - она правА 3)переведѐн - переведенА 4) привезѐн - привезенА

А4. Укажите, в каком случае НЕВЕРНО образована от глагола форма причастия.

1) повесить — повешЕнный 2) развешать – развешАнный

3) замесить – замешАнный 4) перемешать - перемешАнный

А5. В каких предложениях есть страдательное причастие?

А) Рядом с домом лежала верхушка тополя, сломленная ветром во время грозы.

Б) Потерянное доверие не скоро найдѐшь.

В) Облака, гонимые ветром, были похожи на грязное ватное одеяло.

Г) Стихия, бушующая всю ночь, стихла только к утру.

1) А,Б, В, Г 2) А, В 3) А,Б 4) Г

А6. В каких предложениях есть деепричастный оборот?

A) Оглядевшись, он увидел, что в комнате царит ужасный беспорядок.

Б) Играя с котѐнком, Антошка забыл о своей беде.

B) Благодаря стараниям бабушки он получил хорошее образование.

Г) Акробат медленно шѐл по канату, глядя только вперѐд.

1) А, В 2) Б, В 3) В,Г 4) Б, Г

Прочитайте фрагмент текста и выполните задания А7—А12

(А)Царское Село (с 1937 года город Пушкин) — один из красивейших городов России; расположенное недалеко от Санкт-Петербурга, это любимое место отдыха многих петербуржцев. (Б)Уже в середине XVIII века в Царском Селе появились дворцы и парки, восхищавшие всех своей красотой. (В)В начале XVIII века здесь была небольшая деревня Царская мыза, принадлежавшая жене Петра Первого Екатерине. (Г)В этих дворцах и парках любили проводить свободное время императрицы Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, и императрица Екатерина Великая. (Д)... в этой деревне для Екатерины построили небольшой каменный дворец.

А7. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился относительно законченный фрагмент текста?

1) А,Б,В,Г,Д 2) А, В, Б, Д, Г 3) А,В, Д, Б, Г 4) А, В, Г, Б, Д

А8. Какое слово или словосочетание должно стоять на месте пропуска в начале предложения Д?

1)именно 2) поэтому 3) потому что 4) благодаря этому

А9. Какие предложения содержат причастный оборот?

1)А,Б,В,Г,Д 2) А, Б, В, Г 3)А, Б, В 4) А, Б

А10. Какое предложение является простым и содержит однородные подлежащие?

1)А 2) Б 3)Г 4)Д

A11. Укажите верную морфологическую характеристику слова КРАСИВЕЙШИЙ (предложение А)?

1) простая сравнительная степень прилагательного КРАСИВЫЙ

2) простая превосходная степень прилагательного КРАСИВЫЙ

3) простая превосходная степень наречия КРАСИВО

4) сложная превосходная степень прилагательного КРАСИВЫЙ

А12. Какое слово или словосочетание является грамматической основой в одном из предложений?

1) была деревня 2) построили дворец 3) появились 4) любили проводить время

А13. Какое слово состоит из двух приставок, корня, двух суффиксов и окончания?

1) построили 2) расположенное 3) принадлежавшая 4) небольшая

А14. В каком ряду во всех словах пропущена двойная согласная?

1)жела(н/нн)ый, жѐва(н/нн)ый

2) нежда(н/нн)ый, невида(н/нн)ый

3) нечая(н/нн)о, кова(н/нн)ый

4) свяще(н/нн)ый, сви(н/нн)ой

А15. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется А/Я?

1) ненавид...щий, колебл...щийся, перенос...щий

2) стро...щий, бре...щий, беспоко...щий

3) стел...щий, бел...щий, се...щийся

4) кле...щий, пил...щий, гон...щий

А16. В каком ряду на месте всех пропусков пишется НН?

1) тума...о, медле...о, постепе...о

2) кова...ый, нарисова...ый, изране...ый

3) заседание законче...о, история рассказа...а

4) слома...ый, неписа...ый, начерче...ый

А17. В каком ряду на месте пропуска пишется Н?

1) выуче...ое правило

2) выуче...ое школьниками правило

3) правило выуче...о

4) давно выуче...ое правило

А18. В каком ряду на месте пропусков везде пишется Е?

1) Это был н... кто иной, как наш родной дядя.

2) Н...что иное еѐ н... привлекало.

3) Мы н... разу н... видели северное сияние.

4) Увидев его на балу, Кити н...мало н... удивилась.

А19. В каком ряду на месте пропусков везде пишется Е?

1) Н... днѐм н... ночью от соседей н... было покоя.

2) Н...кто и н...когда так н... ругал меня!

3) Н...сколько вопросов помогли прояснить ситуацию, и от сомнений н...чего н... осталось.

4) Н... один фашист остался лежать под Сталинградом.

А20. В каком ряду НЕ пишется сначала слитно, а потом раздельно?

1) (не)медленно отойдите от окна, (не)зависимый взгляд

2) разыгралась (не)погода, цветы (не)политы

3) (не)имеющая ошибок работа, абсолютно (не)продуманное решение

4) (не)навидя всех трусов, (не)простой, но интересный спектакль

А21. В каком ряду все наречия пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС?

1) (по)собачьи, (по)моему мнению, (по)двое

2) (едва)едва, (во)первых, (по)дружески

3) (тихо)тихо, (по)вашему, (по)полам

4) (по)перѐк, (в)обнимку, (в)третьих

А22. В каком ряду все наречия пишутся РАЗДЕЛЬНО?

1) (крепко)накрепко, подниматься (в)верх, идти (в)перѐд

2) (по)латыни, приехать (из)далека, ехать (на)встречу друг другу

3)бок(о)бок, (по)трое, (до)смерти

4) (с)глазу(на)глаз, (по)английски, мало(по)малу

А23. Какие из вариантов являются правильным продолжением следующего фрагмента предложения?

Благодаря взаимопониманию,

A) мы смогли решить эту проблему.

Б) они так и не решили эту проблему.

B) они стали надѐжными партнерами.

Г) можно найти выход из любой ситуации.

1) А, Б, В 2) А, В, Г 3) Б, В, Г 4) А, Б, Г


А24. В каком предложении НЕТ причастного оборота?

1) Стрелка Васильевского острова - это мыс острова, рассекающего Неву на два широких рукава (Большую и Малую Неву).

2) Перед зданием Биржи на другой стороне площади стоят две колонны, украшенные изображениями ростр - носовых частей корабля.

3) При Петре Первом на Ростральных колоннах всегда горели маячные огни, в наши дни зажигаемые только по праздникам.

4) Посмотрев направо, вы можете увидеть прекрасную панораму Дворцовой набережной и Зимнего дворца.

А25. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Перелистывая старые пыльные фотоальбомы (1) и просматривая фотографии (2) и открытки (3) я увидел (4) пожелтевшее от времени (5) письмо с фронта (6) написанное дедушкой (7) за несколько дней до гибели.

1) 1,2,3,4,5,6,7 2) 2,3,4,5 3) 3,4,5,6 4) 3,6

А26. В каком предложении должны стоять две запятые, выделяющие причастный оборот? (Предложения даются БЕЗ знаков препинания.)

1) Прочитайте текст и перепишите его расставляя необходимые запятые.

2) Она собирала листы разложенные в строгом порядке на рабочем столе и рассказывала о великолепно проведѐнных каникулах.

3) Закрыв глаза он стал вспоминать необходимый адрес.

4) Кот проснулся и сладко потянувшись ловко спрыгнул с дивана.

А27. Какое объяснение постановки знаков препинания является верным по отношению к данному предложению?

Наклонив голову и прищурив глаз, он старательно и очень медленно выводил в письме каждую букву.

1) Нужна запятая, потому что деепричастный оборот стоит перед определяемым словом.

2) Нужна запятая, потому что причастный оборот стоит перед определяемым словом.

3) Нужна запятая, потому что деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.

4) Нужна запятая, потому что причастный оборот всегда выделяется запятыми.

А28. Какое предложение содержит ошибку?

1) Листва, осыпавшаяся с берѐзы, легла на землю золотым шарфом.

2) Подружившись за лето, ребята не хотели расставаться.

3) Сделав уроки, вы можете идти гулять.

4) Пробежав 5 километров, мне стало плохо.


Ответы:


Вариант 1.

А1 – 4, А2 – 3, А3 – 4, А4 – 3, А5 – 1, А6 – 2, А7 – 2, А8 – 2, А9 – 1, А10 – 2, А11 – 1, А12 – 2, А13 – 3, А14 – 2, А15 – 3, А16 – 4, А17 – 1, А18 – 3, А19 – 4, А20 – 1, А21 – 2, А22 – 3, А23 – 4, А24 – 3, А25 – 2, А26 – 2, А27 – 1, А28 – 2.


Вариант 2.

А1 – 3, А2 – 1, А3 – 2, А4 – 3, А5 – 2, А6 – 4, А7 – 3, А8 – 1, А9 – 3, А10 – 2, А11 – 2, А12 – 1, А13 – 3, А14 – 2, А15 – 4, А16 – 1, А17 – 3, А18 – 4, А19 – 4, А20 – 2, А21 – 2, А22 – 3, А23 – 4, А24 – 3, А25 – 4, А26 – 2, А27 – 3, А28 – 4.








.

36