«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ БСОШ № 1 _____ /______________ / ФИО «___» _________ 2018г. | «Утверждаю» Директор МБОУ БСОШ №1 _____ /______________ / ФИО «___» _________ 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Русский язык»
8 класс
СОСТАВИТЕЛЬ: Е.С.Галина
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Березовской средней общеобразовательной школы №1, Примерной программы по русскому языку для основной школы, авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
Учебный план МБОУ Березовской СОШ №1 предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме:
в 5 классе – 170 часов,
в 6 классе – 204 часа,
в 7 классе – 136 часов,
в 8 классе – 105 часов
в 9 классе – 105 часов.
Промежуточная аттестация
Достижение планируемых результатов будет осуществляться в рамках промежуточной аттестации обучающихся. Форма промежуточной аттестации – тест. Будут использованы контрольно-измерительные материалы согласно Приложению 1.
Виды деятельности:
- разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- создание письменных текстов делового стиля с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Предметные результаты освоения программы по русскому языку в 8 классе:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Обучающийся научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание тем учебного курса
Функции русского языка в современном мире (1 ч. )
Повторение изученного в 5–7 классах
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Развитие речи (далее Р.Р.). Выразительное чтение стихотворного текста. Устный рассказ на грамматическую тему. Изложение с грамматическим заданием.
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний. Р.Р. Выразительное чтение стихотворения Н.М. Рубцова. Сжатое изложение от 3-го лица. Сочинение-миниатюра.
К.Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием.
Простое предложение
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация.
Описание памятника культуры. Р.Р. Мини-изложение. Сопоставление публицистического описания двух картин с изображением памятника. Сочинение – описание двух картин с изображением одного и того же памятника.
Двусоставные предложения
Главные члены предложения
Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Р.Р.Сочинение по картине. Сочинение-миниатюра на заданную тему.
К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием.
Второстепенные члены предложения
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека.
Повторение.
Р.Р. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Составление текста на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании текста. Сочинение по групповому портрету.
К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием.
Односоставные предложения
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение.
Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему. Аргументация в тексте инструкции. Устное выступление по картине. Составление диалога. Устный пересказ текста об ученом с оценкой его деятельности.
К.Р. Контрольное тестирование № 1 по теме «Односоставные предложения».
Простое осложненное предложение
Однородные члены предложения
Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с одно-
родными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Повторение.
Р.Р. Сравнение черновой и окончательной редакций поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». Составление текста с однородными членами. Основная мысль текста.
Сочинение, основанное на сравнительной характеристике. Сочинение по картине.
К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием. Сжатое изложение.
Обособленные члены предложения
Понятие об обособленности. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства.
Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему. Рассуждение, повествование, описание на лингвистическую тему.
К.Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Обращение
Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.
К.Р. Контрольное тестирование № 2 с грамматическим заданием.
Вводные и вставные конструкции
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Повторение.
Р.Р. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Адекватное понимание содержания текста. Устный и письменный текст на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании. Сочинение по групповому портрету. Оценивание речи.
К.Р. Контрольное тестирование № 3 по теме «Вводные и вставные конструкции».
Чужая речь
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая часть. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение. Р.Р.Анализ смысловых параметров комментирующей части. Официально-деловой стиль текста. Диалог. Сжатое изложение. Интервью. Цитата. Устное выступление.
К.Р. Контрольное тестирование по теме «Чужая речь».
Повторение и систематизация изученного в 8 классе
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.
Р.Р. Путевой очерк. Редактирование текста.
К.Р. Итоговое тестирование.
.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Русский язык в современном мире | 1 | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (6+2) |
2 | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | 1 | |
3 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | |
4-5 | Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий | 1 | |
6 | Входной диктант | 1 | |
7 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи | 1 | |
8-9 | Р.р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко | 2 | |
| СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ(5+1) | | |
10 | Основные единицы синтаксиса | 1 | |
11 | Р.р. Текст как единица синтаксиса | 1 | |
12 | Предложение как единица синтаксиса | 1 | |
13 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | 1 | |
14 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях | 1 | |
15 | Синтаксический разбор словосочетаний | 1 | |
| Простое предложение(2+1) | | |
16 | Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения | 1 | |
17 | Порядок слов в предложении. Интонация | 1 | |
18 | Р.р. Описание памятника культуры | 1 | |
| Двусоставные предложения | | |
| Главные члены предложения(6+2) | | |
19 | Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | |
20 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 1 | |
21. | Составное глагольное сказуемое | 1 | |
22-23 | Р.р. Сочинение «Чудный собор» | 2 | |
24 | Составное именное сказуемое | 1 | |
25 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | |
26 | Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения» | 1 | |
Второстепенные члены предложения(7ч+1ч) |
27 | Роль второстепенных членов предложения. Дополнение | 1 | |
28 | Определение | 1 | |
29 | Приложение. Знаки препинания при нём | 1 | |
30 | Обстоятельство | 1 | |
31 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 | |
32 | Повторение изученного. Подготовка к диктанту. Проверочная работа | 1 | |
33 | Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения» | 1 | |
34 | Р.р. Характеристика человека | 1 | |
Односоставные предложения(10ч+3ч ) |
35 | Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения | 1 | |
36 | Назывные предложения | 1 | |
37 | Определённо-личные предложения | 1 | |
38 | Неопределённо-личные предложения | 1 | |
39 | Р. р. Инструкция | 1 | |
40 | Безличные предложения | 1 | |
41 | Составление текста-рассуждения | 1 | |
42 | Неполные предложения | 1 | |
43 | Синтаксический разбор односоставного предложения | 1 | |
44-45 | Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. | 1 | |
46 | Контрольная работа по теме «Односоставные и неполные предложения» | 1 | |
47 | Р.р. Сжатое изложение | 1 | |
Простое осложнённое предложение(1ч) |
48 | Простое осложнённое предложение | 1 | |
Однородные члены предложения (10ч+2ч) |
49 | Понятие об однородных членах предложения | 1 | |
50 | Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | 1 | |
51-52 | Р.р. Изложение по тексту упр.242 | 2 | |
53 | Однородные и неоднородные определения | 1 | |
54 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | |
55 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | |
56 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 1 | |
57 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами | 1 | |
58 | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами | 1 | |
59 | Повторение по теме «Однородные члены предложения» | 1 | |
60 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | 1 | |
Обособленные члены предложения(18ч+2ч) |
61 | Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении | 1 | |
62 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | |
63 | Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения | 1 | |
64 | Урок-зачёт по теме «Обособленные определения» | 1 | |
65 | Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему | 1 | |
66-67 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 2 | |
68 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | |
69 | Урок-зачёт по теме «Обособленные приложения» | 1 | |
70 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | 1 | |
71 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы) | 1 | |
72 | Урок-зачёт по теме «Обособленные обстоятельства» | 1 | |
73 | Обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | 1 | |
74 | Обособленные уточняющие члены предложения (продолжение) | 1 | |
75 | Урок-зачёт по теме «Обособленные уточняющие члены предложения» | 1 | |
76 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | 1 | |
77 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 1 | |
78 | Повторение по теме «Обособленные члены предложения» (§ 47—54). Подготовка к контрольному диктанту | 1 | |
79 | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | |
80 | Р.р. Сжатое изложение «Книга – величайшее изобретение человечества» | 1 | |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения |
| Обращение (3ч) | | |
81 | Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении | 1 | |
82 | Употребление обращений | 1 | |
83 | Р.р. Составление делового письма | 1 | |
| Вводные и вставные конструкции (9ч+1ч) | | |
84 | Вводные конструкции (§ 59). Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению (§ 60) | 1 | |
85-86 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | 2 | |
87 | Вставные слова, словосочетания, предложения | 1 | |
88 | Р.р. Публичное выступление | 1 | |
89 | Междометия в предложении | 1 | |
90 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | |
91 | Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». Подготовка к контрольному диктанту | 1 | |
92 | Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | 1 | |
93 | Промежуточная аттестация | 1 | |
| Чужая речь (6ч+1ч) | | |
94 | Чужая речь. Понятие о чужой речи . Прямая и косвенная речь | 1 | |
95 | Прямая речь | 1 | |
96 | Р.р. Рассказ. Сжатое изложение | 1 | |
97 | Диалог | 1 | |
98 | Цитата | 1 | |
99 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь» | 1 | |
100 | Контрольная работа по теме «Чужая речь» | 1 | |
| Повторение и систематизация изученного в 8 классе (4ч+1ч) | | |
101 | Синтаксис и морфология. | 1 | |
102 | Синтаксис и пунктуация. Культура речи | 1 | |
103 | Р.р. Изложение «Ростов Великий» | 1 | |
104-105 | Итоговое тестирование. | 2 | |
Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
Класс – 8
Учитель: Е.С. Галина
1. Назначение работы
Работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации обучающихся по предмету «Русский язык».
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 40 минут.
Работа включает в себя 19 заданий. Позиции 1–10 и 14 представляют собой задания с выбором ответа. Позиции 11-13, 15-19 включают задания с кратким ответом.
К каждому заданию с выбором ответа (1–10, 14) даны 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении такого задания обведите номер выбранного ответа в работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.
Ответы к заданиям 11-13, 15-19 укажите в отведённом для этих ответов месте словами или цифрами. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Вариант 1
1. Укажите ОШИБОЧНОЕ суждение.
1) В слове НОЖИ последний гласный звук – [ы́ ].
2) В слове ПРИЯТЕЛЬ звуков больше, чем букв.
3) В слове ДЕНЬГИ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
4) В слове СДОБНЫЙ первый звук – [з].
2. Укажите слово, которое имеет следующий состав:
ПРИСТАВКА —КОРЕНЬ —СУФФИКС — СУФФИКС — ОКОНЧАНИЕ.
1) выкрашенный 2) выслушанный 3) свысока 4) отказавшись
3. В морфологической характеристике какого выделенного слова допущена ОШИБКА?
1) ОТВЕТИВ собеседнику _ деепричастие совершенного вида
2) ОТСНЯТЫЕ кадры _ страдательное причастие прошедшего времени
3) поднялся ВВЕРХ _ наречие со значением места
4) ВВИДУ сильных заморозков – наречие со значением причины
4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) сл…жение (чисел) , насл…ждение, отр…сли (производства)
2) гиган…ский (размах) , (быстрая) хо…ьба, кос…ные (взгляды)
3) прот…рать (стекло) , ст…снённые (в средствах) , подж…гали (бумагу)
4) неук…снительно, покл…нялись (солнцу) , спл…чённый (коллектив)
5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) пр…ступить (к работе) , пр…неприятный
2) без…мянный (герой) , меж...нститутская (олимпиада)
3) чере…чур, (смотреть) и…подлобья
4) из…ясняться (по-русски) , разоб…ётся
6. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) неслыш…мый, нож…вое (ранение)
2) ре…щий (флаг) , цен…щийся (среди знатоков)
3) насто…нный (на травах) , вылет…вший (на базу)
4) отсвеч…вать, выпуст…в
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Молодой варё(1)ый картофель, щедро посыпа(2)ый свежим укропом, показался нам изыска(3)ым деликатесом.
1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 2
8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) В каждой строчке письма чувствуется (не) высказанный упрек.
2) (Не) которые из моих товарищей знают друг друга уже более двадцати лет.
3) Переход через перевал, вопреки ожиданиям, оказался (не) долгим.
4) На новом участке трассы мы заметили ещё (не) снятые знаки, ограничивающие движение.
9. В каком предложении на месте пропуска пишется буква И?
1) И о чём только н… мечтает девушка в шестнадцать лет!
2) Ну как же я сразу об этом н… догадался!
3) Как н… хитрил Петряков, а своего не добился.
4) Где он только н… побывал за последние два года!
10. В каком предложении выделенный фрагмент требует раздельного написания?
1) (НЕ) СМОТРЯ на засуху, фермеры вырастили неплохой урожай.
2) Офицеры несут боевое дежурство, ЧТО(БЫ) мирные граждане страны могли жить спокойно.
3) Земля взаимодействует с компасной стрелкой ТАК(ЖЕ) , как и любые два магнита.
4) Мы привыкли смотреть в глаза опасности, привыкли идти ей (НА) ВСТРЕЧУ.
11. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном(-ых) слове(-ах).
— Мы с тобой,(1) Стас,(2) в деревне будем за грибами ходить,(3) а по утрам,(4) конечно же,(5) на пруд – за карасями.
12. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном(-ых) определении(-ях).
Опираясь на действительность,(1) воображение само влияет на неё,(2)формируя наши идеалы,(3) диктуя наши поступки. Человека без мечты ничто бы не заставило предпринимать рискованные действия,(4) вести борьбу,(5) порой упорную и жестокую,(6) даже жертвовать жизнью.
13. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном(-ых) обстоятельстве(-ах).
Среди писателей встречаются чудаки,(1) не желающие признавать,(2) что каждый рассказ должен быть поучительным. По их мнению,(3) сочинителю позволено без поучений порадовать читателя,(4) изобразив красоту какой-нибудь крошечной песчинки,(5) умеющей преломлять солнечный свет и делать из него множество разноцветных сияний и радуг.
Прочитайте текст и выполните задания 14–19.
(1)В 1986 году группой японских аквалангистов, проводивших исследования у острова Йонагуни, были замечены под водой загадочные массивные объекты. (2)Они получили название пирамиды Йонагуни.
(3)Были обнаружены несколько пирамид, десятки террас и ровных, гладких платформ разной величины, изрытых траншеями и испещрённых причудливым узором из ромбов и прямоугольников. (4)Стена одной из пирамид обрывается вертикально вниз, уходя на глубину около 27 метров.
(5)Обнаруживший пирамиды инструктор по подводному плаванию, поражённый масштабами своей находки, тут же сообщил о ней прессе. (6)Информацией заинтересовался Масааки Кимура, профессор университета Рюкю, известный сейсмолог и геолог. (7)Он посвятил изучению пирамид Йонагуни больше десяти лет, совершив за это время более ста погружений к их поверхности. (8)Учёному удалось подробно описать пирамиды Йонагуни, и в результате Кимура пришёл к выводу, что подводный объект, безусловно, имеет искусственное происхождение. (9)На пирамидах были найдены явные следы обработки камня. (10)Своеобразной вершиной деятельности Кимура стал доклад о результатах исследований, который был прочитан учёным в 2001 году. (11)По его итогам большинство присутствовавших сошлось во мнении: комплекс Йонагуни представляет собой не что иное, как мегалит – древнее культовое сооружение ранее неизвестной цивилизации, ушедшее под воду в результате природного катаклизма огромной силы – вероятнее всего, мощнейшего землетрясения. (12)Исследования пирамид Йонагуни сулят человечеству новые открытия.
14. Какое утверждение в наибольшей степени отражает основную мысль текста?
1) Известный сейсмолог и геолог Масааки Кимура, профессор университета Рюкю, подробно исследовал обнаруженный в 1986 году подводный комплекс Йонагуни.
2) В 1986 году японскими аквалангистами около острова Йонагуни были обнаружены подводные пирамиды, террасы и платформы разной величины, испещрённые узором из ромбов и прямоугольников.
3) Обнаруженные под водой у острова Йонагуни подводные пирамиды в результате исследований профессора Кимура были признаны рядом учёных рукотворными сооружениями.
4) Когда японский инструктор по подводному плаванию заметил под водой сооружения комплекса Йонагуни, он тут же сообщил о своей удивительной находке прессе.
15. В предложении 11 найдите слово, имеющее в тексте следующее значение:
«разрушительная катастрофа». Напишите это слово.
16. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЗА ЭТО ВРЕМЯ (предложение 7).
17. Выпишите ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ из предложения 1.
18. Среди предложений 7–10 найдите сложное предложение, в составе которого есть ОДНОСОСТАВНОЕ БЕЗЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Напишите номер этого предложения.
19. Среди предложений 5–9 найдите предложение с ОБОСОБЛЕННЫМИ РАСПРОСТРАНЁННЫМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ. Напишите номер этого предложения.
Вариант 2
1. Укажите ОШИБОЧНОЕ суждение.
1) В слове ЦИРКУЛЬ первый гласный звук – [ы́ ].
2) В слове ИЗВАЯЛИ звуков больше, чем букв.
3) В слове СТЕРЕЧЬ мягкость согласного [ч’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак)
4) В слове ОТБОЙ первый согласный звук – [д].
2. Укажите слово, которое имеет следующий состав:
ПРИСТАВКА —КОРЕНЬ —СУФФИКС — СУФФИКС — ОКОНЧАНИЕ.
1) усевшись 2) вылеченный 3) докрасна 4) утомительный
3. В морфологической характеристике какого выделенного слова допущена ОШИБКА?
1) ЗАСТЕЛИВ постель _ деепричастие совершенного вида
2) ПОХОЖ на брата _ краткое прилагательное
3) ВПОСЛЕДСТВИИ слухи подтвердились – производный предлог
4) свернуть НАПРАВО _ наречие со значением места
4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) пол…жение, преод…леть, зар…сли (травой)
2) час…ная (собственность) , сва…ьба, ус…ная (речь)
3) зап…рлись (дома) , сл…паются (глаза) , вым…ршие (животные)
4) по к…сательной, заг…рели, упл…тить (по счёту)
5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) пр…образования, пр…мерный (план)
2) без…скусный, меж…здательское (соглашение)
3) …дайте (багаж) , не…гибаемый (человек)
4) под…ёмник, в…етнамский
6 . В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) невид…мый, приветл…вый
2) пен…щиеся (волны) , дремл…щий
3) запа…нный (люк) , обезвреж…вать (мины)
4) потрат…вший, выгор…в (дотла)
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Назначе(1)ые в полк молодые офицеры были избалова(2)ы мягким отношением к ним в период обучения и ничего не знали об исти(3)ой жизни простых солдат.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1
8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Лица беженцев были усталыми и (не) приветливыми.
2) Здание до сих пор (не) сдано в эксплуатацию.
3) Комната так и осталась (не) убранной.
4) Вашей компании (не) зачем бояться конкуренции с нашей стороны.
9. В каком предложении на месте пропуска пишется буква И?
1) Кого только н… встречал он за свою долгую жизнь!
2) Что же ты сразу всё н… сказал!
3) Мы действовали, н… нарушив ни одного пункта закона.
4) Как н… доказывай ему, он всё на своём стоит.
10. В каком предложении выделенный фрагмент требует раздельного написания?
1) (НЕ)СМОТРЯ на хорошее отношение коллег, он не мог привыкнуть к новому месту работы.
2) ЧТО(БЫ) мы ни захотели измерить, нам понадобится единица измерения.
3) Денисов ТО(ЖЕ) покраснел, но улыбнулся и, взяв руку Наташи, поцеловал её.
4) (В)ВИДУ продолжительной засухи, большого урожая в этом году не ожидается.
11. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном(-ых) слове(-ах).
— Ты,(1) наверное,(2) Шурик? — спросил я о том,(3) в чём был совершенно
уверен.
— Да,(4) приятель,(5) а ты откуда меня знаешь?
12. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном(-ых) определении(-ях).
Разумеется,(1) основываясь на нашей памяти,(2) воображение не может жить без действительности. Оно питается ею,(3) причём повод,(4) порождающий движение великой мечты,(5) может быть самым незначительным.
13. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном(-ых) обстоятельстве(-ах).
Произведения А. Грина,(1) основываясь на выстраданном,(2) глубоком оптимизме писателя,(3) вызывают в людях желание разнообразной осмысленной жизни,(4) полной риска,(5) предприимчивости и того чувства высокого,(6) какое свойственно почти всем решительным людям на земле.
Прочитайте текст и выполните задания 14–19.
1)Озеро Фушиан Ху, находящееся в горах китайской провинции Юннань, тектонического происхождения. (2)Оно шириной до 7 километров, протяжённость его составляет более 30 километров, а глубина доходит до 180 метров. (3)Несколько лет назад группа китайских учёных, оценивая результаты приборных измерений дна озера с помощью гидролокаторов и эхолокаторов, предположила, что на дне может находиться подводный город. (4)Для проверки этой гипотезы в 2010 году была организована совместная русско-китайская экспедиция аквалангистов. (5)О её результатах рассказали общественности Леонид Гаврилов и Евгений Спиридонов, руководители проекта с российской стороны.
(6)На дне озера Фушиан Ху, по мнению участников проекта, были обнаружены пирамиды. (7)Находка представляет собой классические мегалитические сооружения, превосходящие по сложности исполнения и детальности рисунков египетские пирамиды. (8)Они сохранились практически в первозданном виде и не тронуты ни временем, ни человеком. (9)Верхняя часть одной из обследованных пирамид находится на глубине около 54 метров, нижняя – около 97. (10)На фотографиях обработанных каменных блоков можно увидеть изображения, похожие на человеческое ухо. (11)Данные гидролокатора позволили получить несколько раз отсканированные трёхмерные эхограммы строительных блоков размером от 3 до 5 метров. (12)Архитектурный облик пирамид напоминает сооружения культуры Майя, размер же блоков близок к мегалитам египетского плато Гиза.
(13)Кто и когда построил эти пирамиды и почему они оказались скрыты под толщей воды? (14)История исследований подводных пирамид озера Фушиан Ху только начинается.
14. Какое утверждение в наибольшей степени отражает основную мысль текста?
1) Недавно китайские учёные, производя исследования дна Фушиан Ху с помощью гидролокаторов и эхолокаторов, предположили, что на дне озера может находиться подводный город.
2) Подводные пирамиды Фушиан Ху сохранились практически в первозданном виде и не тронуты ни временем, ни человеком.
3) Озеро Фушиан Ху, на дне которого обнаружены древние пирамиды, судя по своим размерам и глубине, имеет тектоническое происхождение.
4) Русско-китайская экспедиция подтвердила предположения учёных о том, что в озере Фушиан Ху находится подводный город, принадлежащий древней неизвестной цивилизации.
15. В предложении 7 найдите слово, имеющее в тексте следующее значение: «всякая значительная постройка различного вида и назначения». Напишите это слово.
16. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании КОГДА ПОСТРОИЛ (предложение 13).
17. Выпишите ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ из предложения 4.
18. Среди предложений 7–10 найдите ПРОСТОЕ ОДНОСОСТАВНОЕ БЕЗЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Напишите номер этого предложения.
19. Среди предложений 1–5 найдите предложение с ОБОСОБЛЕННЫМ РАСПРОСТРАНЁННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ. Напишите номер этого предложения.
Приложение 2
Контрольный диктант «Повторение изученного в 7 классе»
Однажды нам в подарок принесли берёзку, выкопанную с корнем. Мы посадили её в ящик с землёй и поставили в комнате у окна. Скоро ветки берёзки поднялись, и вся она повеселела.
В саду поселилась осень. Горели пурпуром клёны, порозовел кустарник и кое-где на берёзках появились жёлтые пряди. Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания.
Ночью пришёл первый заморозок. Я проснулся рано, оделся и вышел в сад. Разгорался рассвет, синева на востоке сменилась багровой мглой. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым печальным дождём.
В комнате при бледном свете зари я увидел, что и наша берёзка стала лимонной. Комнатная теплота не спасла её.
Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг. Последняя память о лете исчезла.
(По К. Паустовскому)
Грамматическое задание.
1. Обозначьте графически изученные орфограммы в 1-м абзаце (I вариант), во 2-м абзаце (II вариант).
2. Разберите по составу слова: выкопанную, поставили, заморозок (I вариант); порозовел, лимонный, никаких
(II вариант).
3. Сделайте синтаксический разбор подчёркнутого предложения (I, II варианты).
Контрольный диктант «Главные члены предложения»
СКАЗОЧНЫЕ ОБЛАКА
Сегодня весь день плыли по небу необычные облака, подгоняемые ветром. Эти облака — живые существа. Они то забирались ввысь, то опускались, почти касаясь крыш, то превращались в причудливые фантазии. Над цирком они приняли форму бегемота, играющего с мячом, над школой стали раскрытой книгой, а над рекой приобрели светло-голубой оттенок.
Люди ходили какие-то радостные, подняв глаза к небу, и улыбались. Сам собою в городе объявился праздник. Все вышли на улицу, а в школах отменили занятия.
«Такие облака — это сказка», — говорили люди друг другу и боялись пропустить что-нибудь интересное, потому что все чувствовали: такое бывает только раз в жизни.
«Мама, разве море вверху, там плывёт кораблик?» — спрашивал удивлённый чудом мальчик.
Весь город, попавший в сказку, стал добрым. Неожиданные облака, словно волшебники. Они помогли людям увидеть прекрасное. Ведь любоваться облаками — это понимать мечту.
А ночью, когда все ушли спать, облака опустились и окутали город тёплым, таинственным, серебряным туманом, приносящим сказочные сны.
Грамматическое задание.
1. Выделите сказуемые и определите их типы: в первом абзаце — I вариант; во втором абзаце — II вариант.
2. Объясните постановку тире между главными членами предложения, графически обозначьте повышение тона и паузу.
Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения»
БОРОДИНСКОЕ ПОЛЕ
Здесь земля чудесно украсила себя зелёными холмами, долинами, реками, лиственными рощами.
Глаз не устаёт любоваться, и сердце радостно наполняется чувством восторга у человека, поднявшегося на высокий курган у села Бородино.
Отсюда открывается взору живописная окрестность Бородинского поля, и живой язык природы много говорит русскому сердцу. Но не только поэтическая красота здешних холмов, долин, рощ волнует нас.
Бородино — поле русской славы, священное место нашей Родины.
Над полем сейчас стоит невозмутимая тишина, но здесь дважды прогремела история. Стоит на минуту закрыть глаза, и ты увидишь зрелище боя, услышишь стоны земли, содрогающейся от артиллерийских снарядов.
В Бородинском сражении наполеоновской армии была нанесена смертельная рана, от которой она уже не смогла оправиться.
В 1941 году Бородинское поле было очищено от гитлеровских захватчиков советскими воинами-героями.
Грамматическое задание.
1. Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным именным сказуемым (по два на каждый вид).
2. Сделайте синтаксический разбор простого предложения, обозначьте части речи (по выбору учащихся).
3. Укажите в тексте диктанта прямые и косвенные дополнения (по одному-два на каждый вид).
Контрольная работа по теме «Односоставные и неполные предложения»
Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.
Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.
Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех. То за кустом крикнет какая-то птица, то ударяет хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут. Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.
Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца. К рассвету лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.
Воздух густ и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.
(По К. Паустовскому)
Грамматическое задание.
1. Найдите в тексте 2—3 односоставных предложения (в том числе и те, которые являются частями сложного), обозначьте в них грамматические основы, определите тип этих предложений.
2. Разберите по составу выделенные слова.
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»
Случалось ли вам видеть, как растёт берёзка?
Качается под окном тонкий прутик, шелестит резными клейкими листочками, к солнышку тянется, на ветру подпрыгивает, до старших норовит дотянуться. Обжигают его горячие солнечные лучи. Шелушится слабенькая, тоненькая кожица. Топольки-ровесники уж поднялись, окрепли, до телефонных проводов вот-вот дотянутся. А прутик резвится, подпрыгивает да шелестит листочками.
Идут годы. Падают дожди, греет солнце, зимы сменяются вёснами. А глаз ваш замечать не хочет, что прутик вытянулся, окреп. Появились у подростка свои повадки, своя стать. Он к вам и в окошко заглядывает, и в грозу мокрыми листьями по стеклу, зазвеневшему ночью, хлестнёт. Не видите вы, не замечаете ни ничего: ни стройности, ни красоты, ни гордости деревца.
Но вот в тихое, ясное утро выходите вы на крыльцо и смотрите изумлённо. А где же прутик-то? Стоит на его месте молодая берёзка и будто сияние излучает. (135 слов)
(Н. Почивалин)
Грамматическое задание.
1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения, начертите схему.
2. Сделайте синтаксический разбор простого предложения с однородными членами (по выбору учащихся).
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»
СОСЕДИ
Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера.
Обстоятельства разлучили их надолго. Дубровский с расстроенным состоянием принуждён был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему своё покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим. Спустя несколько лет Троекуров, отставной генерал-аншеф, приехал в своё поместье; они свиделись и обрадовались друг другу. С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, отроду не удостаивавший никого своим посещением, заезжал запросто в домишко своего старого товарища.
Будучи ровесниками, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. (139 слов)
(А. Пушкин)
Грамматическое задание.
1. В тексте диктанта графически обозначить обособленные члены предложения.
2. Сделать синтаксический разбор предложения с обособленными членами (по выбору учащихся).
Контрольный диктант по теме
«Слова, грамматически не связанные с членами предложения»
Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Без сомнения, первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи старше других искусств?
Ещё в каменном веке люди приготовляли пищу, используя огонь. Туши животных зажаривались на раскалённых углях или на вертеле.
При раскопках древних поселений находят глиняные горшки, которые считают почтенными предками современных кастрюль. Однако до появления глиняных сосудов пища готовилась в корытах, выдолбленных из камня. Туда насыпали раскалённые камни, доводя таким образом воду до кипения.
Тяжела была эта пища! При одной мысли о том, чем питались наши предки, становится как-то не по себе. Но человек тех далёких времён постоянно боролся со всем: с суровой природой, с врагами, с болезнями. Надо полагать, такая грубая пища была ему в самый раз.
Родиной изощрённого кулинарного искусства, как говорят учёные, является Азия. Впоследствии, постоянно изменяясь, обогащаясь, подвергаясь влиянию мод и подчиняясь местным традициям, оно распространилось по миру.
(149 слов) (В. Кудашева)
Грамматическое задание.
1. Выписать из текста диктанта одно предложение со словами или предложениями, грамматически не связанными с членами предложения, и сделать письменный синтаксический разбор (по выбору учащихся).
2. Указать в тексте диктанта значения вводных слов.
Контрольный диктант по теме «Чужая речь»
Итак, Петя сдал вступительный экзамен в гимназии. Однако тётя упорно утверждала: «Никакого экзамена, конечно, не было, а было лёгкое приёмное испытание». Но Петя повторял со слезами: «А вот был экзамен!» Тётя решила покривить душой: «Впрочем, я, вероятно, ошиблась. Кажется, был экзамен». Петю, однако, грызло сомнение, потому что всё прошло как-то чересчур быстро и гладко.
Вначале всё шло превосходно. Мальчика огорчало только то, что его ещё ни разу не вызвали к доске. Каждую субботу он с грустью приносил дневник, обёрнутый в роскошную бумагу, оклеенную серебряными звёздами.
Однажды Петя, не раздеваясь, вбежал в комнату. Размахивая дневником, он радостно кричал: «Мне отметки поставили!» Торжественно швырнув дневник на стол, мальчик гордо отошёл в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.
Раскрыв дневник, тетя ахнула: «Сплошные двойки!» «Я так и знал! — чуть не плача от обиды закричал Петя. — Важно, что это отметки!» И, сердито выхватив дневник, мальчик помчался во двор показывать его приятелям. (149 слов)
(В. Катаев)
Грамматическое задание.
1. Сделать синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору учащихся).
2. Начертить схемы предложений с прямой речью.