(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Программы и тематического планирования для общеобразовательных учреждений. «Русский язык». Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2017.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в 8 классе средней общеобразовательной школы по учебнику Т.А. Ладыженской «Русский язык. 8 класс». Просвещение, 2017. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку и реализует программу Т.А. Ладыженской. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса русского языка в 8 классе в объеме 3-х часов в неделю.
Данная программа не предусматривает изменения и дополнения в программу основного общего образования по русскому языку для основной школы и на основе программы курса русского языка для 5-9 классов Т.А. Ладыженской.
1) воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
2) овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
3) овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; как основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребёнка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Базисный учебный план федерального государственного образовательного стандарта для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIII классе – 105 часов (из расчета 3 ч. в неделю).
Форма организации учебных занятий в 8 классе: классно-урочная система, в которой применяются:
1. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
2. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
3. Информационно-коммуникационные технологии;
4. Здоровьесберегающие технологии;
5. Коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
№ п/п | Дата | Тема урока | Деятельность учащихся на уроке | Количество часов | Домашнее задание |
план | факт |
Введение (1 час) |
1. | | | Русский язык в современном мире. | Изучение содержания параграфа учебника. | 1 | Упр. 4 |
Повторение изученного в 5-7 классах (8 часов) |
2. | | | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | Работа в парах; проектирование аргументированного текста о знаках препинания. | 1 | Упр.10 (1 абзац) |
3. | | | Знаки препинания в сложном предложении. | Комментирование содержания таблиц; групповая работа. | 1 | Упр. 16 |
4. | | | Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. | Составление рассуждения на лингвистическую тему; анализ худ. Текста | 1 | Упр. 25 |
5-6. | | | Р.Р.Изложение с изменением лица | | 2 | Упр. 27 (изложение) |
7. | | | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | Составление памятки об алгоритме написания НЕ-; групповое конструирование текстов разных стилей. | 1 | Упр. 32 |
8. | | | Входная контрольная работа (диктант с грамматическим заданием). | Самоконтроль изученных понятий | 1 | Составить орфограф. диктовку |
9. | | | Анализ входной контрольной работы. | Работа в парах по алгоритму выполнения работы над ошибками; редактирование текста. | 1 | Работа над ошибками |
Основные единицы синтаксиса (9 часов) |
10. | | | Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Общеобразовательный модуль. | Анализ текста по образцу выполнения задания; конструирование текста. | 1 | Упр. 40 |
11. | | | Предложение как единица синтаксиса. Общеобразовательный модуль. | Объяснение орфограмм с использованием опорных материалов. | 1 | Упр. 50 |
12. | | | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | Самостоятельная работа; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания. | 1 | § 9-10, упр.59 |
13. | | | Синтаксические связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетаний. | Составление таблицы «Типы связи словосочетаний»; конструирование словосочетаний. | 1 | § 11, упр.70 |
14. | | | Простое предложение. Грамматическая основа предложения. | Составление алгоритма определения предикативной основы; компрессия текста с последующей взаимопроверкой. | 1 | § 13, упр.74 |
15. | | | Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение. | Построение речевых ситуаций. | 1 | Упр. 87 |
16. | | | Контрольный тест по теме «Основные единицы синтаксиса». | Выполнение заданий. | 1 | Работа над ошибками |
17. | | | Р.Р. Описание памятника культуры. | Групповая работа – проект. | 1 | Подготовить рабочие материалы |
18. | | | Р.Р. Написание сочинения-описания памятника культуры. | Сочинение-описание памятника культуры. | 1 | Упр.89 (сочинение) |
Главные и второстепенные члены предложения (16 часов) |
19. | | | Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее. | Объяснительный диктант с последующей самопроверкой. | 1 | § 17, упр.93 |
20. | | | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | Составление памяток определения и разных видов сказуемых в предложении. | 1 | § 18-19, упр.100-101 |
21. | | | Составное глагольное сказуемое. | Конспект параграфа; составление памятки. | 1 | § 20, упр.105 |
22. | | | Составное именное сказуемое. | Лабораторная работа (определение составного именного сказуемого по схемам) | 1 | § 21, упр.1108-110 |
23. | | | Тире между подлежащим и сказуемым. | Самостоятельная работа с учебником; составление лингвистического рассуждения по теме. | 1 | § 22, упр.116-117 |
24. | | | Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. | Исследование предложений с последующей самопроверкой. | 1 | § 23-24, упр.124 |
25. | | | Определение. Согласованное и несогласованное определение. | Работа с интерактивной доской по составлению алгоритма; составление текста-рассуждения на лингвистическую тему. | 1 | § 25, упр.135-136 |
26. | | | Р.Р. Сжатое изложение. | Сжатие текста. | 1 | Упр.139 |
27. | | | Р.Р. Сжатое изложение. | Изложение | 1 | Повторить правила |
28. | | | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. | Коллективная работа. | 1 | § 26, упр. 141 |
29. | | | Обстоятельство. | Составление текста лингвистического описания по теме «Обстоятельство». | 1 | § 27, упр.148 |
30. | | | Основные виды обстоятельств. | Самостоятельная работа. | 1 | § 27, упр.154-158 |
31. | | | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | Работа в группах (анализ предложения). | 1 | § 28,упр.160 |
32. | | | Р.р. Характеристика человека. | Составление плана. | 1 | Упр.165 |
33. | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | | | Контр. вопросы на стр.97 |
34. | | | Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием. | Работа над ошибками. | 1 | |
Односоставные предложения (12 часов) |
35. | | | Главный член односоставного предложения. | Индивидуальная работа с учебником. | 1 | § 30, упр.172 |
36. | | | Назывные предложения. | Конструирование текста с назывными предложениями. | 1 | § 31, упр.181 |
37. | | | Односоставные предложения с главным членом – сказуемым. Определенно-личные предложения. | Работа в парах. | 1 | § 32, упр.185 |
38. | | | Неопределенно-личные предложения. | Объяснительный диктант с последующей самопроверкой. | 1 | § 33, упр.192 |
39. | | | Безличные предложения. | Групповая и самостоятельная работа. | 1 | § 35, упр.203 |
40-41. | | | Р.р. Сочинение – рассуждение «Слово делом крепи». | Составление текста-рассуждения. | 2 | Упр.207 |
42-43. | | | Р.р. Изложение с творческим заданием «Мещерский край». | | 2 | Упр.208-209 |
44. | | | Неполные предложения. | Редактирование текста, комментирование выставленных оценок. | 1 | § 37, упр.214 |
45. | | | Систематизация и обобщение знаний по теме «Односоставные предложения». Синтаксический разбор односоставного предложения. | Самоконтроль изученных понятий. | 1 | Упр.211 |
46. | | | Контрольный тест. | Самоконтроль изученной темы. | 1 | Работа над ошибками |
Простое осложненное предложение (1 час) |
47. | | | Понятие об осложненном предложении. | Составление сводной таблицы «Осложнение простого предложения». | 1 | § 39, упр.222 |
Однородные члены предложения (13 часов) |
48. | | | Понятие об однородных членах предложения. Общеобразовательный модуль. | Групповая работа. | 1 | § 40, упр.229 |
49. | | | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | Составление конспекта статьи учебника. | 1 | Упр.240 |
50-51. | | | Р.р. Изложение текста, основанное на сравнительной характеристике. | | 2 | Упр.242 (изложение) |
52. | | | Однородные и неоднородные определения. | Работа над ошибками в домашнем задании. | 1 | § 42, упр.245 |
53-54. | | | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | Составление текста и постановка знаков препинания. | 2 | § 43, упр.249-256 |
55. | | | Р.р. Сочинение, основанное на сравнительной характеристике – описании. | Составление текста-описания и редактирование текста. | 1 | Упр.264 (сочинение) |
56. | | | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | Работа с текстом худ. литературы | 1 | § 44, упр.270/274 |
57. | | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. | Написание выборочного диктанта. | 1 | Образец разбора – стр.151-153, упр.277 |
58. | | | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения». Общеобразовательный модуль. | Коллективная работа с интерактивной доской, инд.работа. | 1 | Контр. вопросы на стр.155, упр.283 |
59. | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Выполнение заданий | 1 | |
60. | | | Анализ диктанта и работа над ошибками. | Работа над ошибками. | 1 | Повторить слова из словаря |
Предложения с обособленными членами (21 час) |
61. | | | Понятие об обособлении. | Анализ предложений с обособленными членами. | 1 | § 47, упр.288 |
62. | | | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | Самостоятельная работа по материалам учебника | 1 | Упр. 292 |
63. | | | Обособление согласованных и несогласованных определений, стоящих после определяемого слова. | Работа в группах. | 1 | Упр.298 |
64. | | | Обособление определений, относящихся к личному местоимению. | Лабораторная работа. | 1 | Упр.297 (1-5 предлож.) |
65. | | | Обособление согласованных определений, имеющих добавочное обстоятельственное значение. | Работа в парах. | 1 | Упр.296 |
66. | | | Рассуждение на дискуссионную тему. Общеобразовательный модуль. | Составление текста-рассуждения. | 1 | Упр.306 |
67-68. | | | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | Анализ предложений с обособленными приложениями. | 2 | Правило на стр.172, упр.308,309 |
69-70. | | | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения». | Выполнение тестовых заданий. | 2 | Упр. 311 |
71. | | | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | Конструирование текста с обособленными обстоятельствами. | 1 | § 51, упр.316 |
72. | | | Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. | Анализ текста. | 1 | Упр.318 |
73. | | | Обобщение по теме «Обособленные обстоятельства». | Работа в парах. | 1 | Упр.321 |
74. | | | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | | 1 | § 52, упр.326 |
75-76. | | | Уточняющие обстоятельства места и времени. Уточняющие дополнения с предлогами. | Комментированное письмо. | 2 | Упр.327 |
77. | | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | Работа с тестами под ред. Цыбулько. | 1 | |
78-79. | | | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения». | Работа с тестами под ред. Цыбулько. | 2 | |
80. | | | Контрольный диктант с грамматическими заданиями. | | 1 | Упр. 331 |
81. | | | Анализ диктанта и работа над ошибками. | Работа над ошибками. | 1 | Контр. вопросы на стр.189, упр.336 -339 |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (21 час) |
Обращение (4 часа) |
82. | | | Назначение обращения. | Работа с учебником. | 1 | Упр. 345 |
83. | | | Распространенные обращения. | | 1 | Упр.346 |
84. | | | Выделительные знаки препинания при обращении. | Редактирование предложений. | 1 | |
85. | | | Употребление обращений. | Работа в парах. | 1 | Упр.453 |
Вводные слова и вставные конструкции (9 часов) |
86. | | | Вводные конструкции. | Работа с тестами под ред. Цыбулько. | 1 | § 59, упр.363 |
87. | | | Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | Работа с таблицей. | 1 | Схема на стр.206-207, упр.369 |
88. | | | Вводные слова, вводные сочетания, вводные предложения. Выделительные знаки препинания при них. | Анализ текста. | 1 | Упр.377-379 |
89. | | | Роль вводных слов, вводных сочетаний, вводных предложений в построении текста. | Работа с текстом. | 1 | |
90. | | | Вставные слова, словосочетания и предложения. | Конструирование предложений. | 1 | Упр.387 |
91. | | | Р.р. Моделирование публичного выступления с использованием вставных конструкций. | Публичное выступление. | 1 | Упр.386 |
92. | | | Междометия в предложении. | Анализ предложений из художественной литературы. | 1 | § 63, упр.393 |
93. | | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | 1 | § 64, упр.397; контр. вопросы на стр.221-222 |
94. | | | Повторение по теме «Обращение. Вводные и вставные конструкции». Тест. | Работа с тестами. | 1 | |
Чужая речь (8 часов) |
95. | | | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. | Работа с учебником. | 1 | Упр.403 |
96. | | | Прямая и косвенная речь. Предложения с косвенной речью. | Работа в парах. | 1 | § 67, упр.404 |
97. | | | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Схематический диктант. | 1 | § 69, упр.411 |
98. | | | Диалог. | Редактирование текста. | 1 | Упр.416 |
99-100. | | | Р.р.Рассказ. Сжатое изложение по упр.418. | Написание изложения. | 2 | Упр.420 (устно) |
101. | | | Цитаты и знаки препинания при них. | Построение предложений с цитатами. | 1 | § 72, упр.425 |
102. | | | Обобщающий урок по теме «Чужая речь». | | 1 | Контрольные вопросы на стр.244 |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (3 часа) |
103. | | | Синтаксис и морфология. | Объяснительный диктант. | 1 | Упр.435 |
104. | | | Синтаксис и пунктуация, Синтаксис и культура речи. Общеобразовательный модуль. | | 1 | Упр.440 |
105. | | | Синтаксис и орфография. | Составление орфографического диктанта. | 1 | Упр.450 |
1. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2017. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
2. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: ВАКО, 2015
3. Русский язык 8 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской.
4. Серия учебных компьютерных программ «1С: Репетитор» по русскому языку, контрольно-диагностические системы серии «Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии» и др.
5. Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала; словари он-лайн; ответы на вопросы в справочном бюро; официальные документы, связанные с языковой политикой; статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
6. Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка; помощь школьникам и абитуриентам; деловые бумаги - правила оформления; консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
7. Российский образовательный портал.
8. Газета «Первое сентября».
9. Все образовательные порталы Интернета