Ростовская область, Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
основная общеобразовательная школа № 20 х.Сальский Кагальник
«Утверждаю»
Директор МБОУ - ООШ № 20
х. Сальский Кагальник
___________/Антоненко О.В./
Приказ № от « » 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 8 КЛАССА
Количество часов: 99
Учитель: Петренко Светлана Евгеньевна
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
рабочей программы И.Н. Политовой к УМК линии В.В. Бабайцевой «Русский язык. 5-9 классы. - М. «Дрофа», 2017 г. Адрес в интернете http://www.drofa.ru/
«Положения о рабочей программе МБОУ – ООШ № 20 х.Сальский Кагальник».
учебников: «Русский язык. Практика. 8 класс», под ред. С. Н. Пименовой. – М : Дрофа, 2019;
«Русский язык. Теория. 5-9 классы».
В. В. Бабайцева, Л. Д, Чеснокова. – М: Дрофа, 2015;
«Русский язык. Русская речь. 8 класс», Е. И. Никитина. –
М: Дрофа, 2019.
Цели и задачи учебного предмета «Русский язык »:
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Основные задачи курса:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Система работы по развитию связной речи учащихся 8 класса учитывает следующие положения:
связь работы по развитию речи с социальным опытом учащихся (тематика устных и письменных высказываний предлагается с учетом их жизненного опыта, запаса знаний, впечатлений и наблюдений: «пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, продумал, прочувствовал»).
взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной формы речи.
связь работы по развитию речи с изучением русского языка(фонетики, лексики, морфемики, грамматики и стилистики русского языка).
связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения(необходимая соотнесенность в тематике, жанрах художественных произведений и ученических сочинений, в работе над художественными средствами языка, над отдельными видами пересказа и изложения — близкого к тексту, сжатого, выборочного и т. п.).
Текст рассматривается в курсе изучения 8 класса как единица языка и речи. Как единица языка текст имеет типовые схемы, по которым строятся повествование, описание и рассуждение. Текст — продукт речевой деятельности учащихся.
Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографических и пунктуационных), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.
В данной рабочей программе существуют сокращения слов: р/р – это уроки развития речи.
Место учебного предмета в учебном плане
На основании учебного плана на изучение русского языка в 8 классе основной школы отводится 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение русского языка в 8 классе отводится 99 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.
Рабочая программа И.Н. Политовой к УМК линии В.В. Бабайцевой «Русский язык.5-9 классы» предусматривает 102 часа. Данная программа будет выполнена за 99 часов. Содержание, а также последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей программе находятся в полном соответствии с программой И.Н. Политовой к УМК линии В.В. Бабайцевой «Русский язык. 5-9 классы». (102 часа), за исключением тем: «Предложения с вводными словами» на 1 час ( в авторской программе - 2 часа, в данной программе – 1 час); «Повторение» на 2 часа ( в авторской программе - 8 часов, в данной программе – 6 часов).
Программа будет выполнена за 99 часов за счет объединения тем: «Повторение» - 2 часа; «Предложения с вводными словами» - 1 час.
Количество учебных часов – 99
из них:
развитие речи – 21 час;
контрольные диктанты - 5 часов;
контрольные работы - 4 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
● содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
● содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
●содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности речи».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
Направления проектной деятельности по русскому языку в 8 классе
Темы проектов:
Анализ тематической группы пословиц и поговорок, включающих в свою группу личные имена.
Игра морфемами и морфологическими признаками в современной отечественной литературе.
Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов.
Стилистические функции синонимов в произведениях художественной литературы.
Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Введение
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Содержание УМК.
Повторение
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи.
Способы подчинительной связи.
Словосочетание. Основные виды словосочетаний.
Цельные словосочетания.
Предложение
Понятие предложения. Виды предложений.
Простое предложение.
Основные виды простого предложения. Порядок слов в
предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения
Понятие о главных членах предложения. Грамматическая основа
среди других членов предложения. Подлежащее способы
его выражения. Сказуемое и его основные типы. Тире
между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения
Понятие о второстепенных членах предложения. Роль
второстепенных членов предложения. Алгоритм определения
вида второстепенного члена предложения.
Определение как второстепенный член
предложения. Согласованные и несогласованные определения.
Приложение как вид определения. Виды приложений. Смысловая
и художественная функция приложений. Пунктуация
при приложениях.
Дополнение. Приглагольное дополнение. Значения и
Способы выражения дополнений.
Основные виды обстоятельств. Синтаксическая синонимия.
Пунктуация при сравнительных и деепричастных оборотах.
Синтаксические функции инфинитива.
Односоставные предложения
Понятие об односоставных предложениях и их виды по значению
и способу выражения главного члена.
Определенно-личные предложения, их значение,
структурные особенности, использование в разных стилях речи.
Способы выражения сказуемого в определенно-
личных предложениях.
Неопределенно-личные предложения, их значение,
структурные особенности, использование в разных стилях речи.
Способы выражения сказуемого в неопределенно-личных предложениях.
Безличные предложения, их значение, структурные особенности, использование в разных стилях речи. Способы выражения сказуемого в безличных предложениях.
Назывные предложения, их отличительные признаки (семантическая емкость, особая выразительность). Значение, состав, структурные особенности назывных предложений, их использование в разных стилях речи. Знаки препинания в конце назывных предложений.
Полные и неполные предложения
Особенности строения полных и неполных предложений. Синонимическая замена неполных предложений полными. Тире в неполных предложениях.
Простое осложненное предложение
Предложения с однородными членами. Ряды однородных членов. Пунктуация в предложениях с однородными членами. Союзы при однородных членах предложения. Синтаксические конструкции с союзной и бессоюзной связью. Запятые при однородных членах предложения.
Обобщающие слова при однородных членах, их взаимосвязь. Способы выражения обобщающих слов. Знаки препинания при обобщающих словах.
Однородные и неоднородные определения. Критерии однородности.
Предложения с обособленными членами
Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения. Смысловое выделение. Основное и добавочное сообщения в простом предложении. Значение и лексическая сочетаемость слов.
Обособление согласованных и несогласованных определений. Выделение на письме и в устной речи определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными.
Обособление одиночных и распространенных приложений.
Обособление дополнений, составляющих однородную группу конструкций, уточняющих и ограничивающих понятия. Синонимическая замена предлогов, употребляемых с обособленными дополнениями.
Обособление одиночных деепричастий и деепричастных оборотов.
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Нормы употребления производных предлогов с существительными в нужном падеже.
Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие обстоятельства места и времени.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Сложные предложения и простые с вводными словами.
Предложения с обращениями. Роль обращений в тексте. Знаки препинания в предложениях с обращениями. Обращения и члены предложения.
Слова-предложения
Особенности слов-предложений. Слова-предложения в разговорной речи. Роль слов-предложений в художественных текстах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) Владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
2) Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
3) Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты:
- представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 8 классе;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Речь и речевое общение
Учащийся научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Учащийся получит возможность научиться: выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Учащийся научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Учащийся получит возможность научиться: понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Учащийся научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
• отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Учащийся получит возможность научиться: понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно- научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Учащийся научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Учащийся получит возможность научиться: создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых 44 учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Учащийся научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Учащийся получит возможность научиться: писать рецензии, рефераты; составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Учащийся научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Учащийся получит возможность научиться: создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом вне- языковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Учащийся научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально- делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Учащийся получит возможность научиться: различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение- рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Учащийся научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Учащийся получит возможность научиться: характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Морфология
Усащийся научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. Выпускник получит возможность научиться: анализировать синонимические средства морфологии; различать грамматические омонимы; опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Синтаксис Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Выпускник получит возможность научиться: анализировать синонимические средства синтаксиса; опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Учащийся получит возможность научиться: демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Учащийся научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Тематическое планирование , 8 класс – 99 часов
№ урокап\п | Тема | Основные виды деятельности обучающегося | Формы контроля | Дата |
План | Коррекция |
ВВЕДЕНИЕ -1 ЧАС |
1. | Русский язык как государственный язык Российской Федерации. | Осознавать связь таких понятий как «язык», «культура», анализировать афоризмы | Текущий контроль | 02.09 | |
ПОВТОРЕНИЕ -11 ЧАСОВ |
2. | Богатство и выразительность русского языка. Основные разделы науки о языке. | Знать основные разделы русского языка. | Индивидуальная работа | 03.09 | |
3. | Правописание гласных в корне слова. | Освоение алгоритмов использования орфографических правил. | Орфографический диктант | 04.09 | |
4. | Правописание согласных в корне. | Освоение алгоритмов использования орфографических правил. | Индивидуальная работа | 09.09 | |
5. | Части речи. | Анализ текста с точки зрения использования разных частей речи. | Текущий контроль | 10.09 | |
6. | Правописание НЕ и НИ с различными частями речи. | Уметь писать различные слова с НЕ и НИ. | Словарный диктант | 11.09 | |
7. | Р/р. Уметь говорить и слушать. Речь устная и письменная. | Выразительное чтение как тест на понимание текста. | Фронтальный опрос | 16.09 | |
8. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение » (По Ю. Казакову). | Диагностика усвоения правил орфографии и пунктуации, усвоения норм культуры речи. | Диктант с грамматическим заданием | 17.09 | |
9. | Р/р. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь как деятельность. | Умение оценивать текст с точки зрения соответствия коммуникативным требованиям. | Творческий диктант | 18.09 | |
10. | Синтаксис и пунктуация. Виды и средства синтаксической связи. | Роль синтаксиса в формировании и выражении мысли и чувств. | Схематический диктант | 23.09 | |
11. | Способы подчинительной связи. | Определение видов словосочетаний, употребление в речи синонимичных словосочетаний. | Фронтальный опрос | 24.09 | |
12. | Согласование, управление, примыкание. | Определение видов словосочетаний, употребление в речи синонимичных словосочетаний. | Текущий контроль | 25.09 | |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – 3 ЧАСА |
13. | Основные виды словосочетаний. | Употребление в речи синонимичных словосочетаний. Определение видов словосочетаний. | Индивидуальная работа | 30.09 | |
14. | Цельные словосочетания. | Синтаксический разбор словосочетаний. | Текущий контроль | 01.10 | |
15. | Семинар по теме «Словосочетание как одна из единиц синтаксиса». | Умение отобрать материал для научного доклада. Анализ сообщений. | Фронтальный опрос | 02.10 | |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 6 ЧАСОВ |
16. | Предложение как минимальное речевое высказывание. | Моделирование предложений в соответствии с коммуникативной задачей. | Текущий контроль | 07.10 | |
17. | Основные виды простых предложений. Интонация, её функции. | Распознавание видов предложений. Синтаксический разбор. | Индивидуальная работа | 08.10 | |
18. | Порядок слов в предложении. | Редактирование текста, устранение ошибок, связанных с порядком слов. Наблюдение за особенностями употребления предложений с обратным порядком слов. | Фронтальный опрос | 09.10 | |
19. | Повторение по теме «Орфография». | Умение самостоятельно отбирать примеры, обращаясь к словарям. | Орфографический диктант | 14.10 | |
20. | Контрольная работа по теме «Простое предложение». | Распознавание видов предложений. Синтаксический разбор. | Тестовая работа | 15.10 | |
21. | Р/р Что значит быть талантливым читателем? | Подготовка сообщений на заданные темы. Владение культурой чтения. Использование метода медленного чтения при анализе художественного текста. | Текущий контроль | 16.10 | |
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 7 ЧАСОВ |
22. | Подлежащее и способы его выражения. | Определение способов выражения подлежащего. | Индивидуальная работа | 21.10 | |
23. | Сказуемое и его основные типы. Способы выражения сказуемого. | Определение видов сказуемого и способов его выражения. | Тестовая работа | 22.10 | |
24. | Составное именное и составное глагольное сказуемые. | Определение видов сказуемого и способов его выражения. | Фронтальный опрос | 23.10 | |
25. | Тире между подлежащим и сказуемым. | Умения использовать предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. | Самостоятельная работа | 05.11 | |
26. | Р/р Словесное рисование. | Создание и редактирование текстов с учетом требований культуры речи. Анализ текстов-образцов. | Текущий контроль | 06.11 | |
27. | Повторение по теме «Главные члены предложения». | Рецензирование прослушанных докладов. Саморецензирование. | Фронтальный опрос | 11.11 | |
28. | Контрольный диктант с грамматическим заданием «Легенда о чае» по теме «Главные члены предложения». | Проверить знания по теме «Главные члены предложения». Выполнять синтаксический разбор словосочетания. | Индивидуальная работа | 12.11 | |
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 8 ЧАСОВ |
29. | Второстепенные члены предложения. | Анализ и характеристика структуры простых предложений. Умение самостоятельно отбирать примеры. | Текущий контроль | 13.11 | |
30. | Определение. | Синтаксический разбор предложений. Самостоятельный отбор примеров. Использование определений в текстах-описаниях. | Фронтальный опрос | 18.11 | |
31. | Приложение. | Самостоятельный отбор примеров. | Индивидуальная работа | 19.11 | |
32. | Дополнение. | Синтаксический разбор предложений. Сопоставление синонимических конструкций. | Текущий контроль | 20.11 | |
33. | Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. | Синтаксический разбор предложений. Сопоставление синонимических конструкций. | Диктант «Проверяю себя». | 25.11 | |
34. | Повторение по теме «Второстепенные члены предложения». | Освоение особенностей научного рассуждения в учебной деятельности. | Текущий контроль | 26.11 | |
35. | Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения». | Проверить усвоение второстепенных членов предложения и синтаксический разбор простого предложения. | Тестовая работа | 27.11 | |
36. | Повторение по теме «Орфография». Орфограммы в приставках. | Самостоятельный отбор примеров. Запись по памяти выученного наизусть текста. | Фронтальный опрос | 02.12 | |
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 11 ЧАСОВ |
37. | Понятие об односоставных предложениях. | Умение разграничивать двусоставные неполные и односоставные предложения. | Текущий контроль | 03.12 | |
38. | Р/р Способы толкования лексического значения слова. Определение понятия. | Работа со словарями. Подготовка к домашнему сочинению на заданную тему. | Индивидуальная работа | 04.12 | |
39. | Определенно-личные предложения. | Сопоставление синонимичных конструкций. Анализ текстов. | Фронтальный опрос | 09.12 | |
40. | Неопределенно-личные предложения. | Анализ пословиц, поговорок. Отбор примеров из словаря В.И. Даля. | Текущий контроль | 10.12 | |
41. | Р/р Сжатое изложение (по повести М. Горького «В людях»). | Редактирование черновиков. Саморецензирование. | Индивидуальная работа | 11.12 | |
42. | Р/р Сжатое изложение (по повести М. Горького «В людях»). | Редактирование черновиков. Саморецензирование. | Индивидуальная работа | 16.12 | |
43. | Безличные предложения. | Наблюдение над особенностями употребления безличных предложений | Тестовая работа | 17.12 | |
44. | Безличные предложения. | Наблюдение над особенностями употребления безличных предложений | Фронтальный опрос | 18.12 | |
45. | Назывные предложения. | Использование назывных предложений в качестве зачина текста. Самостоятельный отбор примеров назывных предложений | Текущий контроль | 23.12 | |
46. | Контрольный диктант с грамматическим заданием «Золотая осень» по теме «Односоставные предложения». | Проверить уровень усвоения знаний односоставных предложений, видов односоставных предложений, правил употребления их в тексте. | Семинар | 24.12 | |
47. | Семинар по теме «Односоставные предложения». | Рецензирование прослушанных докладов. Самостоятельный отбор примеров. | Индивидуальная работа | 25.12 | |
ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 2 ЧАСА |
48. | Особенности строения полных и неполных предложений. | Использование неполных предложений в текстах разных стилей и жанров. Анализ текстов. | Текущий контроль | 13.01 | |
49. | Р/р Тема, основные мысли текста. Замысел автора. Микротема. Микротекст. | Анализ текстов-образцов. Подготовка к домашнему сочинению. | Индивидуальная работа | 14.01 | |
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 12 ЧАСОВ |
50. | Предложения с однородными членами. | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. | Текущий контроль | 15.01 | |
51. | Союзы при однородных членах . | Анализ текста с точки зрения особенностей использования предложений с однородными членами. | Фронтальный опрос | 20.01 | |
52. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами. | Самостоятельный отбор примеров. Сопоставление синонимических конструкций. | Текущий контроль | 21.01 | |
53. | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | Самостоятельный отбор примеров. Сопоставление синонимических конструкций. | Фронтальный опрос | 22.01 | |
54. | Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами. | Самостоятельный отбор примеров. | Текущий контроль | 27.01 | |
55. | Однородные и неоднородные определения. | Понимание условий однородности членов предложения. Сопоставление однородных и неоднородных членов предложения. | Фронтальный опрос | 28.01 | |
56. | Р/р Однородные члены предложения как средства выразительности речи. | Анализ текстов (художественных и публицистических). | Индивидуальная работа | 29.01 | |
57. | Повторение по теме «Однородные члены предложения». | Умение производить синтаксическую замену предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Подготовка к домашнему сочинению. | Тестовые задания | 03.02 | |
58. | Повторение по теме «Орфограммы в суффиксах». | Опора на знание принципов русской орфографии, на морфемно-словообразовательный и морфологический анализ слова. | Индивидуальная работа | 04.02 | |
59. | Повторение по теме «Н и НН в словах разных частей речи». | Опора на знание принципов русской орфографии, на морфемно-словообразовательный анализ слова | Самостоятельная работа | 05.02 | |
60. | Контрольный диктант с грамматическим заданием "Март" по теме « Однородные члены предложения». | Проверить уровень усвоения однородных членов предложения и постановку знаков препинания при однородных членах. | Индивидуальная работа | 10.02 | |
61. | Р/р Текст и его основные признаки. Средства связи предложений и частей текста. Название текста. | Умение осознавать взаимодействие названия и ключевых слов текста, особенностей зачина и заключительной части текста. | Текущий контроль | 11.02 | |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ – 30 ЧАСОВ |
62. | Понятие об обособлении. | Наблюдение над ролью интонации в текстах с обособленными членами. | Текущий контроль | 12.02 | |
63. | Обособление согласованных определений. | Роль интонации. Работа над выразительным чтением. Сопоставление синонимичных конструкций. Подготовка к сочинению. | Фронтальный опрос | 17.02 | |
64. | Обособление согласованных определений. | Роль интонации. Работа над выразительным чтением. Сопоставление синонимичных конструкций. | Текущий контроль | 18.02 | |
65. | Обособление несогласованных определений. | Роль интонации. Работа над выразительным чтением. Сопоставление синонимичных конструкций. | Самостоятельная работа | 19.02 | |
66. | Обособление определений с обстоятельственным значением. | Роль интонации. Работа над выразительным чтением. Сопоставление синонимичных конструкций. | Текущий контроль | 25.02 | |
67. | Обособление приложений. | Наблюдение над обособлением приложений, интонацией в текстах с обособленным приложением. | Индивидуальная работа | 26.02 | |
68. | Обособление приложений. | Наблюдение над обособлением приложений, интонацией в текстах с обособленным приложением. | Тестовая работа | 02.03 | |
69. | Р/р Цепная и параллельная связь предложений в тексте. | Находить в тексте и определять вид связи между предложениями: цепную и параллельную. Создание и редактирование текстов с учетом требований к построению связного текста. | Фронтальный опрос | 03.03 | |
70. | Р/р Сжатое изложение «Пушкин». | Языковой анализ текста при подготовке к изложению. Редактирование черновика. | Индивидуальная работа | 04.03 | |
71. | Р/р Сжатое изложение «Пушкин». | Анализ и исправление речевых и грамматических ошибок. | Индивидуальная работа | 10.03 | |
72. | Р/р Разновидность рассуждения- сравнение. | Анализ текстов-черновиков. Подготовка к сочинению. | Текущий контроль | 11.03 | |
73. | Обособление дополнений. | Правильное конструирование предложений с деепричастными оборотами. | Самостоятельная работа | 16.03 | |
74. | Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий. | Правильное конструирование предложений с деепричастными оборотами. | Фронтальный опрос | 17.03 | |
75. | Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий. | Правильное конструирование предложений с деепричастными оборотами. | Индивидуальная работа | 18.03 | |
76. | Обособление одиночных деепричастий. | Обособление одиночных деепричастий. | Работа в паре, взаимопроверка | 30.03 | |
77. | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | Самостоятельный отбор примеров. Пунктуационный разбор. | Текущий контроль | 31.03 | |
78. | Р/р Рассуждение на литературную тему. | Отбор материала для сочинения. Редактирование черновиков. | Индивидуальная работа | 01.04 | |
79. | Р/р Рассуждение на литературную тему. | Отбор материала для сочинения. Редактирование черновиков. | Индивидуальная работа | 06.04 | |
80. | Обособление уточняющих членов предложения. | Самостоятельный отбор примеров. | Текущий контроль | 07.04 | |
81. | Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения. | Самостоятельный отбор примеров. | Выборочный диктант | 08.04 | |
82. | Повторение по теме «Орфография». Слитные, раздельные и дефисные написания. | Работа со словарями и справочниками. | Орфографический диктант | 13.04 | |
83. | Слитные, раздельные и дефисные написания. | Работа со словарями и справочниками. | Словарный диктант | 14.04 | |
84. | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. | Понимание функции вводных слов в речи. Сопоставление синонимичных конструкций. Использование в речи вводных слов как средства выражения отношений, оценки и как средства связи частей текста. | Схематический диктант | 15.04 | |
85. | Вводные предложения. Вставные конструкции. | Понимание функции вводных слов в речи. Сопоставление синонимичных конструкций. Использование в речи вводных слов. | Фролнтальный опрос | 20.04 | |
86. | Р/р Киносценарий. | Создание киносценария. | Текущий контроль | 21.04 | |
87. | Предложения с обращениями. | Наблюдение за особенностями использования обращений в текстах разных стилей и жанров. Использование предложений с обращением в своей речи в соответствии с ситуацией общения. | Самостоятельная работа | 22.04 | |
88. | Знаки препинания в предложениях с обращениями. | Наблюдение за особенностями использования обращений в текстах разных стилей и жанров. Использование предложений с обращением в своей речи в соответствии с ситуацией общения. | Текущий контроль | 27.04 | |
89. | Р/р Обращение как средство связи предложений в тексте. | Анализ текстов-образцов. | Индивидуальная работа | 28.04 | |
90. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения» (По Э. Патсон). | Проверить усвоение обособленных членов предложений и знаки препинания в предложениях с обособленными членами. | Диктант с грамматическим заданием | 29.04 | |
91. | Повторение по теме «Обособленные члены предложения». | Проверить усвоение обособленных членов предложений и знаки препинания в предложениях с обособленными членами. | Текущий контроль | 06.05 | |
СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 2 ЧАСА |
92. | Слова-предложения. | Знать особенности слов-предложений и употребление их в речи. | Текущий контроль | 12.05 | |
93. | Особенности слов-предложений. | Знать особенности слов-предложений и употребление их в речи. | Фронтальный опрос | 13.05 | |
ПОВТОРЕНИЕ – 6 ЧАСОВ |
94. | Р/р Сочинение –рассуждение «Зачем нужны знаки препинания?» | Редактирование черновиков. | Индивидуальная работа | 18.05 | |
95. | Р/р Сочинение –рассуждение «Зачем нужны знаки препинания?» | Редактирование черновиков. | Индивидуальная работа | 19.05 | |
96. | Семинар «Синтаксис и пунктуация простого осложненного предложения». | Самостоятельный отбор примеров. Рецензирование докладов. | Семинар | 20.05 | |
97. | Р/р Психологический портрет. | Проверить навыки усвоения обособленных членов предложения, главных и второстепенных членов предложения. | Фронтальный опрос | 25.05 | |
98. | Итоговая контрольная работа. | Уметь составлять психологический портрет, анализ текстов-образцов. | Тестовая работа | 26.05 | |
99. | Повторение по теме «Синтаксис». | Повторить обособленные члены предложения, знаки препинания в предложениях с обособленными членами. | Текущий контроль | 27.05 | |
Рассмотрено Согласовано
Руководитель МО Заместитель директора по УВР
______________/ Петренко С.Е. / ______________ / Бунечко Е.В. /
______________2019 г. ______________ 2019 г.