СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку, 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку, 8 класс. Автор: Бабайцева В.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 8 класс»

Ростовская область, Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

основная общеобразовательная школа № 20 х.Сальский Кагальник



«Утверждаю»

Директор МБОУ - ООШ № 20

х. Сальский Кагальник

___________/Антоненко О.В./

Приказ от « » 2019 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



для 8 КЛАССА







Количество часов: 99


Учитель: Петренко Светлана Евгеньевна















2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • рабочей программы И.Н. Политовой к УМК линии В.В. Бабайцевой «Русский язык. 5-9 классы. - М. «Дрофа», 2017 г. Адрес в интернете http://www.drofa.ru/

  • «Положения о рабочей программе МБОУ – ООШ № 20 х.Сальский Кагальник».

  • учебников: «Русский язык. Практика. 8 класс», под ред. С. Н. Пименовой. – М : Дрофа, 2019;

  • «Русский язык. Теория. 5-9 классы».

В. В. Бабайцева, Л. Д, Чеснокова. – М: Дрофа, 2015;

«Русский язык. Русская речь. 8 класс», Е. И. Никитина. –

М: Дрофа, 2019.


Цели и задачи учебного предмета «Русский язык »:

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.







Основные задачи курса:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных;

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Система работы по развитию связной речи уча­щихся 8 класса учитывает следующие положе­ния:

связь работы по развитию речи с социаль­ным опытом учащихся (тематика устных и пись­менных высказываний предлагается с учетом их жизненного опыта, запаса знаний, впечатлений и наблюдений: «пиши и говори о том, что знаешь, ви­дел, пережил, продумал, прочувствовал»).

взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной формы речи.

связь работы по развитию речи с изучением русского языка(фонетики, лексики, морфемики, грамматики и стилистики русского языка).

связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения(необходимая соотнесенность в тематике, жанрах художествен­ных произведений и ученических сочинений, в ра­боте над художественными средствами языка, над отдельными видами пересказа и изложения — близкого к тексту, сжатого, выборочного и т. п.).

Текст рассматривается в курсе изучения 8 класса как единица языка и речи. Как единица языка текст имеет типовые схемы, по которым строятся повествование, описание и рассуждение. Текст — продукт речевой деятельнос­ти учащихся.

Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографических и пунктуационных), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.

В данной рабочей программе существуют сокращения слов: р/р – это уроки развития речи.



Место учебного предмета в учебном плане

На основании учебного плана на изучение русского языка в 8 классе основной школы отводится 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.

В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение русского языка в 8 классе отводится 99 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.

Рабочая программа И.Н. Политовой к УМК линии В.В. Бабайцевой «Русский язык.5-9 классы» предусматривает 102 часа. Данная программа будет выполнена за 99 часов. Содержание, а также последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей программе находятся в полном соответствии с программой И.Н. Политовой к УМК линии В.В. Бабайцевой «Русский язык. 5-9 классы». (102 часа), за исключением тем: «Предложения с вводными словами» на 1 час ( в авторской программе - 2 часа, в данной программе – 1 час); «Повторение» на 2 часа ( в авторской программе - 8 часов, в данной программе – 6 часов).

Программа будет выполнена за 99 часов за счет объединения тем: «Повторение» - 2 часа; «Предложения с вводными словами» - 1 час.


Количество учебных часов – 99

из них:


развитие речи – 21 час;

контрольные диктанты - 5 часов;

контрольные работы - 4 часа.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

● содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

● содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций; 

●содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности речи».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа. 



Направления проектной деятельности по русскому языку в 8 классе

Темы проектов:


  1. Анализ тематической группы пословиц и поговорок, включающих в свою группу личные имена.

  2. Игра морфемами и морфологическими признаками в современной отечественной литературе.

  3. Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов.

  4. Стилистические функции синонимов в произведениях художественной литературы.

  5. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.

















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Введение

Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Содержание УМК.

Повторение

Синтаксис и пунктуация

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи.

Способы подчинительной связи.

Словосочетание. Основные виды словосочетаний.

Цельные словосочетания.

Предложение

Понятие предложения. Виды предложений.

Простое предложение.

Основные виды простого предложения. Порядок слов в

предложении. Логическое ударение.

Главные члены предложения

Понятие о главных членах предложения. Грамматическая основа

среди других членов предложения. Подлежащее способы

его выражения. Сказуемое и его основные типы. Тире

между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения

Понятие о второстепенных членах предложения. Роль

второстепенных членов предложения. Алгоритм определения

вида второстепенного члена предложения.

Определение как второстепенный член

предложения. Согласованные и несогласованные определения.

Приложение как вид определения. Виды приложений. Смысловая

и художественная функция приложений. Пунктуация

при приложениях.

Дополнение. Приглагольное дополнение. Значения и

Способы выражения дополнений.

Основные виды обстоятельств. Синтаксическая синонимия.

Пунктуация при сравнительных и деепричастных оборотах.

Синтаксические функции инфинитива.

Односоставные предложения

Понятие об односоставных предложениях и их виды по значению

и способу выражения главного члена.

Определенно-личные предложения, их значение,

структурные особенности, использование в разных стилях речи.

Способы выражения сказуемого в определенно-

личных предложениях.

Неопределенно-личные предложения, их значение,

структурные особенности, использование в разных стилях речи.

Способы выражения сказуемого в неопределенно-личных предложениях.

Безличные предложения, их значение, структурные особенности, использование в разных стилях речи. Способы выражения сказуемого в безличных предложениях.

Назывные предложения, их отличительные признаки (семантическая емкость, особая выразительность). Значение, состав, структурные особенности назывных предложений, их использование в разных стилях речи. Знаки препинания в конце назывных предложений.

Полные и неполные предложения

Особенности строения полных и неполных предложений. Синонимическая замена неполных предложений полными. Тире в неполных предложениях.

Простое осложненное предложение

Предложения с однородными членами. Ряды однородных членов. Пунктуация в предложениях с однородными членами. Союзы при однородных членах предложения. Синтаксические конструкции с союзной и бессоюзной связью. Запятые при однородных членах предложения.

Обобщающие слова при однородных членах, их взаимосвязь. Способы выражения обобщающих слов. Знаки препинания при обобщающих словах.

Однородные и неоднородные определения. Критерии однородности.

Предложения с обособленными членами

Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения. Смысловое выделение. Основное и добавочное сообщения в простом предложении. Значение и лексическая сочетаемость слов.

Обособление согласованных и несогласованных определений. Выделение на письме и в устной речи определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными.

Обособление одиночных и распространенных приложений.

Обособление дополнений, составляющих однородную группу конструкций, уточняющих и ограничивающих понятия. Синонимическая замена предлогов, употребляемых с обособленными дополнениями.

Обособление одиночных деепричастий и деепричастных оборотов.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Нормы употребления производных предлогов с существительными в нужном падеже.

Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие обстоятельства места и времени.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Сложные предложения и простые с вводными словами.

Предложения с обращениями. Роль обращений в тексте. Знаки препинания в предложениях с обращениями. Обращения и члены предложения.

Слова-предложения

Особенности слов-предложений. Слова-предложения в разговорной речи. Роль слов-предложений в художественных текстах.



































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»



Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) Владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации;


способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;

- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.

2) Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

3) Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметные результаты:

- представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:

- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

- усвоение основ научных знаний о родном языке;

- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 8 классе;

- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Речь и речевое общение


Учащийся научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Учащийся получит возможность научиться: выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование


Учащийся научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Учащийся получит возможность научиться: понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение


Учащийся научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать

• отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Учащийся получит возможность научиться: понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно- научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение


Учащийся научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Учащийся получит возможность научиться: создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых 44 учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо


Учащийся научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Учащийся получит возможность научиться: писать рецензии, рефераты; составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст


Учащийся научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Учащийся получит возможность научиться: создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом вне- языковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка


Учащийся научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально- делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Учащийся получит возможность научиться: различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение- рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.


Общие сведения о языке


Учащийся научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Учащийся получит возможность научиться: характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.


Морфология

Усащийся научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. Выпускник получит возможность научиться: анализировать синонимические средства морфологии; различать грамматические омонимы; опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Синтаксис Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Выпускник получит возможность научиться: анализировать синонимические средства синтаксиса; опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Учащийся получит возможность научиться: демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Учащийся научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

Тематическое планирование , 8 класс – 99 часов

урокап\п


Тема


Основные виды деятельности обучающегося




Формы

контроля



Дата


План

Коррекция

ВВЕДЕНИЕ -1 ЧАС

1.



Русский язык как государственный язык Российской Федерации.

Осознавать связь таких понятий как «язык», «культура», анализировать афоризмы

Текущий контроль

02.09


ПОВТОРЕНИЕ -11 ЧАСОВ

2.

Богатство и выразительность русского языка. Основные разделы науки о языке.

Знать основные разделы русского языка.

Индивидуальная работа

03.09




3.

Правописание гласных в корне слова.


Освоение алгоритмов использования орфографических правил.

Орфографический диктант

04.09


4.

Правописание согласных в корне.

Освоение алгоритмов использования орфографических правил.

Индивидуальная работа

09.09


5.

Части речи.



Анализ текста с точки зрения использования разных частей речи.

Текущий контроль

10.09


6.

Правописание НЕ и НИ с различными частями речи.

Уметь писать различные слова с НЕ и НИ.

Словарный диктант

11.09


7.

Р/р. Уметь говорить и слушать. Речь устная и письменная.

Выразительное чтение как тест на понимание текста.

Фронтальный опрос

16.09


8.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение » (По Ю. Казакову).


Диагностика усвоения правил орфографии и пунктуации, усвоения норм культуры речи.



Диктант с грамматическим заданием

17.09


9.

Р/р. Речь и речевое общение. Речевая ситуация.

Речь как деятельность.

Умение оценивать текст с точки зрения соответствия коммуникативным требованиям.

Творческий диктант

18.09


10.

Синтаксис и пунктуация. Виды и средства синтаксической связи.

Роль синтаксиса в формировании и выражении мысли и чувств.


Схематический диктант

23.09


11.

Способы подчинительной связи.


Определение видов словосочетаний, употребление в речи синонимичных словосочетаний.


Фронтальный опрос

24.09


12.

Согласование, управление, примыкание.

Определение видов словосочетаний, употребление в речи синонимичных словосочетаний.


Текущий контроль

25.09


СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – 3 ЧАСА

13.

Основные виды словосочетаний.



Употребление в речи синонимичных словосочетаний. Определение видов словосочетаний.


Индивидуальная работа

30.09


14.

Цельные словосочетания.

Синтаксический разбор словосочетаний.

Текущий контроль

01.10




15.

Семинар по теме «Словосочетание как одна из единиц синтаксиса».

Умение отобрать материал для научного доклада. Анализ сообщений.


Фронтальный опрос

02.10




ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 6 ЧАСОВ

16.

Предложение как минимальное речевое высказывание.

Моделирование предложений в соответствии с коммуникативной задачей.


Текущий контроль

07.10


17.

Основные виды простых предложений. Интонация, её функции.

Распознавание видов предложений. Синтаксический разбор.

Индивидуальная работа

08.10


18.

Порядок слов в предложении.

Редактирование текста, устранение ошибок, связанных с порядком слов. Наблюдение за особенностями употребления предложений с обратным порядком слов.

Фронтальный опрос

09.10


19.

Повторение по теме «Орфография».

Умение самостоятельно отбирать примеры, обращаясь к словарям.

Орфографический диктант

14.10


20.

Контрольная работа по теме «Простое предложение».

Распознавание видов предложений. Синтаксический разбор.

Тестовая работа

15.10


21.

Р/р Что значит быть талантливым читателем?

Подготовка сообщений на заданные темы. Владение культурой чтения. Использование метода медленного чтения при анализе художественного текста.

Текущий контроль

16.10


ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 7 ЧАСОВ

22.

Подлежащее и способы его выражения.

Определение способов выражения подлежащего.

Индивидуальная работа

21.10


23.

Сказуемое и его основные типы. Способы выражения сказуемого.

Определение видов сказуемого и способов его выражения.

Тестовая работа

22.10


24.

Составное именное и составное глагольное сказуемые.

Определение видов сказуемого и способов его выражения.


Фронтальный опрос

23.10


25.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Умения использовать предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.

Самостоятельная работа

05.11


26.

Р/р Словесное рисование.

Создание и редактирование текстов с учетом требований культуры речи. Анализ текстов-образцов.


Текущий контроль

06.11


27.

Повторение по теме «Главные члены предложения».

Рецензирование прослушанных докладов. Саморецензирование.

Фронтальный опрос

11.11


28.

Контрольный диктант с грамматическим заданием «Легенда о чае» по теме «Главные члены предложения».

Проверить знания по теме «Главные члены предложения». Выполнять синтаксический разбор словосочетания.

Индивидуальная работа

12.11


ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 8 ЧАСОВ

29.

Второстепенные члены предложения.

Анализ и характеристика структуры простых предложений. Умение самостоятельно отбирать примеры.

Текущий контроль

13.11


30.


Определение.


Синтаксический разбор предложений. Самостоятельный отбор примеров. Использование определений в текстах-описаниях.

Фронтальный опрос


18.11


31.

Приложение.

Самостоятельный отбор примеров.

Индивидуальная работа

19.11


32.

Дополнение.

Синтаксический разбор предложений. Сопоставление синонимических конструкций.

Текущий контроль

20.11


33.

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

Синтаксический разбор предложений. Сопоставление синонимических конструкций.

Диктант «Проверяю себя».

25.11


34.

Повторение по теме «Второстепенные члены предложения».

Освоение особенностей научного рассуждения в учебной деятельности.

Текущий контроль

26.11


35.

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

Проверить усвоение второстепенных членов предложения и синтаксический разбор простого предложения.

Тестовая работа

27.11


36.

Повторение по теме «Орфография». Орфограммы в приставках.

Самостоятельный отбор примеров. Запись по памяти выученного наизусть текста.

Фронтальный опрос

02.12


ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 11 ЧАСОВ

37.

Понятие об односоставных предложениях.


Умение разграничивать двусоставные неполные и односоставные предложения.

Текущий контроль

03.12


38.


Р/р Способы толкования лексического значения слова. Определение понятия.

Работа со словарями. Подготовка к домашнему сочинению на заданную тему.

Индивидуальная работа

04.12


39.

Определенно-личные предложения.

Сопоставление синонимичных конструкций. Анализ текстов.

Фронтальный опрос

09.12


40.

Неопределенно-личные предложения.

Анализ пословиц, поговорок. Отбор примеров из словаря В.И. Даля.

Текущий контроль

10.12


41.

Р/р Сжатое изложение

(по повести М. Горького «В людях»).


Редактирование черновиков. Саморецензирование.

Индивидуальная работа

11.12


42.



Р/р Сжатое изложение

(по повести М. Горького «В людях»).

Редактирование черновиков. Саморецензирование.

Индивидуальная работа

16.12


43.

Безличные предложения.

Наблюдение над особенностями употребления безличных предложений

Тестовая работа

17.12


44.

Безличные предложения.

Наблюдение над особенностями употребления безличных предложений

Фронтальный опрос

18.12


45.

Назывные предложения.

Использование назывных предложений в качестве зачина текста. Самостоятельный отбор примеров назывных предложений

Текущий контроль

23.12


46.


Контрольный диктант с грамматическим заданием «Золотая осень» по теме «Односоставные предложения».

Проверить уровень усвоения знаний односоставных предложений, видов односоставных предложений, правил употребления их в тексте.

Семинар


24.12




47.

Семинар по теме «Односоставные предложения».

Рецензирование прослушанных докладов. Самостоятельный отбор примеров.

Индивидуальная работа

25.12


ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 2 ЧАСА

48.

Особенности строения полных и неполных предложений.

Использование неполных предложений в текстах разных стилей и жанров. Анализ текстов.

Текущий контроль


13.01


49.

Р/р Тема, основные мысли текста. Замысел автора. Микротема. Микротекст.

Анализ текстов-образцов. Подготовка к домашнему сочинению.

Индивидуальная работа

14.01


ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 12 ЧАСОВ

50.

Предложения с однородными членами.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.

Текущий контроль


15.01


51.

Союзы при однородных членах .


Анализ текста с точки зрения особенностей использования предложений с однородными членами.

Фронтальный опрос

20.01


52.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами.

Самостоятельный отбор примеров. Сопоставление синонимических конструкций.

Текущий контроль

21.01


53.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Самостоятельный отбор примеров. Сопоставление синонимических конструкций.

Фронтальный опрос

22.01


54.

Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами.

Самостоятельный отбор примеров.

Текущий контроль

27.01


55.

Однородные и неоднородные определения.

Понимание условий однородности членов предложения. Сопоставление однородных и неоднородных членов предложения.

Фронтальный опрос

28.01


56.

Р/р Однородные члены предложения как средства выразительности речи.

Анализ текстов (художественных и публицистических).

Индивидуальная работа

29.01


57.



Повторение по теме «Однородные члены предложения».

Умение производить синтаксическую замену предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Подготовка к домашнему сочинению.

Тестовые задания

03.02


58.

Повторение по теме «Орфограммы в суффиксах».

Опора на знание принципов русской орфографии, на морфемно-словообразовательный и морфологический анализ слова.

Индивидуальная работа

04.02


59.

Повторение по теме «Н и НН в словах разных частей речи».

Опора на знание принципов русской орфографии, на морфемно-словообразовательный анализ слова

Самостоятельная работа

05.02


60.

Контрольный диктант с грамматическим заданием "Март" по теме « Однородные члены предложения».

Проверить уровень усвоения однородных членов предложения и постановку знаков препинания при однородных членах.

Индивидуальная работа

10.02


61.

Р/р Текст и его основные признаки. Средства связи предложений и частей текста. Название текста.

Умение осознавать взаимодействие названия и ключевых слов текста, особенностей зачина и заключительной части текста.

Текущий контроль

11.02


ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ – 30 ЧАСОВ

62.

Понятие об обособлении.

Наблюдение над ролью интонации в текстах с обособленными членами.

Текущий контроль

12.02


63.

Обособление согласованных определений.

Роль интонации. Работа над выразительным чтением. Сопоставление синонимичных конструкций. Подготовка к сочинению.

Фронтальный опрос

17.02


64.

Обособление согласованных определений.

Роль интонации. Работа над выразительным чтением. Сопоставление синонимичных конструкций.

Текущий контроль

18.02


65.

Обособление несогласованных определений.

Роль интонации. Работа над выразительным чтением. Сопоставление синонимичных конструкций.

Самостоятельная работа

19.02


66.

Обособление определений с обстоятельственным значением.

Роль интонации. Работа над выразительным чтением. Сопоставление синонимичных конструкций.

Текущий контроль

25.02


67.

Обособление приложений.

Наблюдение над обособлением приложений, интонацией в текстах с обособленным приложением.

Индивидуальная работа

26.02


68.

Обособление приложений.

Наблюдение над обособлением приложений, интонацией в текстах с обособленным приложением.

Тестовая работа

02.03


69.

Р/р Цепная и параллельная связь предложений в тексте.

Находить в тексте и определять вид связи между предложениями: цепную и параллельную. Создание и редактирование текстов с учетом требований к построению связного текста.

Фронтальный опрос

03.03


70.

Р/р Сжатое изложение «Пушкин».

Языковой анализ текста при подготовке к изложению. Редактирование черновика.

Индивидуальная работа

04.03


71.

Р/р Сжатое изложение «Пушкин».

Анализ и исправление речевых и грамматических ошибок.

Индивидуальная работа

10.03


72.

Р/р Разновидность рассуждения- сравнение.

Анализ текстов-черновиков. Подготовка к сочинению.

Текущий контроль

11.03


73.

Обособление дополнений.

Правильное конструирование предложений с деепричастными оборотами.

Самостоятельная работа

16.03


74.

Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.

Правильное конструирование предложений с деепричастными оборотами.

Фронтальный опрос

17.03


75.

Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.

Правильное конструирование предложений с деепричастными оборотами.

Индивидуальная работа

18.03


76.

Обособление одиночных деепричастий.

Обособление одиночных деепричастий.

Работа в паре, взаимопроверка

30.03


77.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Самостоятельный отбор примеров. Пунктуационный разбор.

Текущий контроль

31.03


78.

Р/р Рассуждение на литературную тему.

Отбор материала для сочинения.

Редактирование черновиков.

Индивидуальная работа

01.04


79.

Р/р Рассуждение на литературную тему.

Отбор материала для сочинения.

Редактирование черновиков.

Индивидуальная работа

06.04


80.

Обособление уточняющих членов предложения.

Самостоятельный отбор примеров.

Текущий контроль

07.04


81.

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения.

Самостоятельный отбор примеров.

Выборочный диктант

08.04


82.

Повторение по теме «Орфография». Слитные, раздельные и дефисные написания.

Работа со словарями и справочниками.

Орфографический диктант

13.04


83.

Слитные, раздельные и дефисные написания.

Работа со словарями и справочниками.

Словарный диктант

14.04


84.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

Понимание функции вводных слов в речи. Сопоставление синонимичных конструкций. Использование в речи вводных слов как средства выражения отношений, оценки и как средства связи частей текста.

Схематический диктант

15.04


85.

Вводные предложения. Вставные конструкции.

Понимание функции вводных слов в речи. Сопоставление синонимичных конструкций. Использование в речи вводных слов.


Фролнтальный опрос

20.04


86.

Р/р Киносценарий.

Создание киносценария.

Текущий контроль

21.04


87.

Предложения с обращениями.

Наблюдение за особенностями использования обращений в текстах разных стилей и жанров. Использование предложений с обращением в своей речи в соответствии с ситуацией общения.

Самостоятельная работа


22.04


88.

Знаки препинания в предложениях с обращениями.

Наблюдение за особенностями использования обращений в текстах разных стилей и жанров. Использование предложений с обращением в своей речи в соответствии с ситуацией общения.


Текущий контроль

27.04


89.

Р/р Обращение как средство связи предложений в тексте.

Анализ текстов-образцов.

Индивидуальная работа

28.04


90.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения»

(По Э. Патсон).

Проверить усвоение обособленных членов предложений и знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Диктант с грамматическим заданием

29.04


91.

Повторение по теме «Обособленные члены предложения».

Проверить усвоение обособленных членов предложений и знаки препинания в предложениях с обособленными членами.


Текущий контроль

06.05


СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 2 ЧАСА


92.

Слова-предложения.

Знать особенности слов-предложений и употребление их в речи.


Текущий контроль

12.05




93.

Особенности слов-предложений.

Знать особенности слов-предложений и употребление их в речи.


Фронтальный опрос

13.05


ПОВТОРЕНИЕ – 6 ЧАСОВ


94.

Р/р Сочинение –рассуждение «Зачем нужны знаки препинания?»

Редактирование черновиков.

Индивидуальная работа

18.05


95.

Р/р Сочинение –рассуждение «Зачем нужны знаки препинания?»

Редактирование черновиков.

Индивидуальная работа

19.05


96.

Семинар «Синтаксис и пунктуация простого осложненного предложения».

Самостоятельный отбор примеров. Рецензирование докладов.

Семинар

20.05


97.

Р/р Психологический портрет.

Проверить навыки усвоения обособленных членов предложения, главных и второстепенных членов предложения.


Фронтальный опрос

25.05


98.

Итоговая контрольная работа.

Уметь составлять психологический портрет, анализ текстов-образцов.


Тестовая работа

26.05


99.

Повторение по теме «Синтаксис».

Повторить обособленные члены предложения, знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Текущий контроль

27.05


Рассмотрено Согласовано

Руководитель МО Заместитель директора по УВР

______________/ Петренко С.Е. / ______________ / Бунечко Е.В. /

______________2019 г. ______________ 2019 г.