Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана на основе следующих документов:
Федеральных:
– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
– Примерной основной образовательной программы основного общего образования;
– авторской программы: Русский язык 5 – 9 классы. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Л. А. Тростенцова, А. Д. Дейкина. – М.: Просвещение, 2017;
– УМК: Русский язык 8 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова;
– санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательной организации.
Локальных:
– основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Липецкая ОШ»;
– положения о рабочей программе МКОУ «Липецкая ОШ»;
– учебного плана МКОУ «Липецкая ОШ» на 2020 – 2021 учебный год;
– календарного учебного графика на 2020– 2021 учебный год МКОУ «Липецкая ОШ».
Рабочая программа предназначена для работы по учебнику Русский язык 8 класс.
(Авторы: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. – М.: Просвещение, 2017).
Количество часов: 3 ч. в неделю, 102 ч. за уч. год.
Форма обучения: очная, электронное обучение с применением дистанционных технологий.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,
основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления
плана, тезисного плана, сочинения, для создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно выбранную тему;
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и
морфологический анализ в практике правописания;
расстановки знаков препинания в предложении;
Учащиеся получат возможность научиться:
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную
позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
II. Содержание учебного предмета
(102 часа)
Введение (1 ч)
Русский язык в современном мире.
Повторение изученного в V–VII классах (8 ч + 1 ч)
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Р. р. Подробное изложение с грамматическим заданием.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание (10 ч + 3 ч)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
Р. р. Описание памятника-культуры.
Простое предложение
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация.
Двусоставные предложения
Главные члены предложения (5 ч + 1 ч)
Подлежащего. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Р. р. Сочинение по картине.
Второстепенные члены предложения (6 ч + 2 ч)
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение.
Приложение. Знаки препинания при нём. Обстоятельство. Сравнительный оборот. Знаки
препинания при нём.
Р. р. Характеристика человека. Сочинение по групповому портрету.
Односоставные предложения (10 ч + 3 ч)
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Безличные предложения. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения.
Р. р. Инструкция. Рассуждение. Сочинение-рассуждение.
Простое осложнённое предложение (1 ч)
Понятие об осложнённом предложении.
Однородные члены предложения (8 ч + 1ч)
Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Р. р. Сжатое изложение.
Обособленные члены предложения (9 ч + 1ч)
Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Р. р. Рассуждение на дискуссионную тему.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Обращение (3 ч + 1 ч)
Назначения обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.
Р. р. Составление делового письма.
Вводные и вставные конструкции (10 ч + 1 ч)
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.
Р. р. Публичное выступление.
Чужая речь (9 ч + 2 ч)
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая речь. Диалог. Цитата.
Р. р. Рассказ. Подробное изложение.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе (6 ч)
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.
Проект.
III. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
№ раздела | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Повторение изученного в V - VII классах | 9 |
3 | Словосочетание. Простое предложение | 13 |
4 | Главные члены предложения | 6 |
5 | Второстепенные члены предложения | 8 |
6 | Односоставные предложения | 13 |
7 | Простое осложнённое предложение | 1 |
8 | Однородные члены предложения | 9 |
9 | Обособленные члены предложения | 10 |
10 | Обращение | 4 |
11 | Вводные и вставные конструкции | 11 |
12 | Чужая речь | 11 |
13 | Повторение и систематизация изученного в VIII классе | 6 |
| | Всего: 102 часа |