муниципальное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ Школа № 29 города МАКЕЕВКИ»
РАССМОТРЕНО заседанием МС школы Протокол ______________________ от «_____» ___________2020г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Ю.С.Грозян «___» ______________2020г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ______________ И.А.Акиньшина Приказ от «___»________________2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Основное общее образование
Базовый уровень
8 класс
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель: Блажко Н.А, учитель русского языка
и литературы
Макеевка, 2020
Пояснительная записка
Нормативное обеспечение изучения предмета
Рабочая программа составлена на основании
Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);
Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП;
Учебного плана на 2020-2021 учебный год МОУ «Средняя школа №29 г. Макеевки».
Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.08.2020г. № 1172 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году»;
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.09.2020г. № 1237 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2020-2021 учебный год».
в соответствии с требованиями
Примерная программа по учебному предмету «Русский язык».5-9 классы/ сост.Бескоровайная Л.П., Мельникова Л.В., ДаниловаИ.Н.,Лутова Т.А., Плыс Л.Н.– 6-е изд. перераб., дополн. –ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. –145 с.
с учетом учебно-методического комплекса Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова,Л.А. Тростенцовой: Тростенцова Л. А. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /[Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред.Н.М. Шанский]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 271 с.
2. Методологической основой филологического образования в образовательной организации является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
3. Ключевыми проблемами и путями решения задач обучения в настоящее время являются:
- модернизация содержания образовательных программ по русскому языку и литературе, соответствующих учебных изданий, а также технологий и методик преподавания, сочетающих обязательный и вариативный компоненты образовательных программ и предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;
- мотивация обучающихся к чтению, усиление компонента, направленного на формирование читательских компетенций школьников, а также способности осмысленно воспринимать художественный текст;
- формирование коммуникативных компетенций обучающихся, активизация работы по развитию речи школьников;
- включение обучающихся основной школы в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, мотивация выполнения обучающимися учебно-исследовательских и индивидуальных итоговых проектов по русскому языку.
4. Изучение русского языка в школе решает следующие образовательные задачи:
•формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Донецкой Народной Республики;
•усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
•овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
•овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания;
•обеспечение условий для прохождения обучающимися индивидуальных образовательных траекторий.
5. Предметные результаты освоения четвертого года обучения учебного предмета «Русский язык» должны отражать сформированность умений:
-владеть различными видами аудирования и чтения; понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 280 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста не менее 230 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 260 слов);
-устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 140слов;
-создавать устные монологические высказывания объемом не менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением;
-участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) темы и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 6 реплик;
-создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 7 и более предложений; классные сочинения объемом не менее 200 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);
-характеризовать особенности жанров официально-делового стиля речи (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), создавать тексты публицистических жанров; оформлять деловые бумаги;
-характеризовать особенности официально-делового стиля речи и научного стиля речи, основные жанры научного стиля речи (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание различных стилей в тексте, средства связи предложений в тексте;
-использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смысловых типов речи в практике его создания;
-распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи; анализировать тексты разных стилей и жанров; применять эти знания при выполнении различных видов анализа и в речевой практике;
-распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;
-распознавать основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные; распознавать типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний; понимать лексическую сочетаемость слов в словосочетании, применять нормы построения словосочетаний;
-характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи; различать функции знаков препинания, применять основные правила пунктуации в русском языке;
-распознавать простые неосложненные предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями; простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложненные обособленными членами, обращением, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, междометиями; применять нормы построения простого предложения, использования инверсии;
-характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь); различать однородные и неоднородные определения; находить обобщающие слова при однородных членах; применять нормы согласования однородных подлежащих со сказуемым, однородных сказуемых с подлежащим, нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами не только – но и, как – так и; нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов (и...и, или...или, либo...либo,ни...ни, тo...тo); нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах; понимать особенности употребления в речи разных типов сочетания однородных членов;
-различать виды обособленных членов предложения, применять нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений, дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций); применять нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом;
-характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами да, нет;
-различать группы вводных слов по значению, различать вводные предложения и вставные конструкции; применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями (распространенными и нераспространенными), междометиями, а также нормы обособления вводных слов, предложений и вставных конструкций, обращений и междометий; понимать особенности употребления предложений с вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи, понимать их функции; выявлять омонимию членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений;
-распознавать сложные предложения; конструкции с чужой речью;
-распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях; использовать в текстах публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму;
-распознавать предложения по количеству грамматических основ; различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием, сложносокращенными словами, словами большинство – меньшинство, количественными сочетаниями; применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым; распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого; различать виды односоставных предложений(назывное предложение, определенно-личное предложение, неопределенно-личное предложение, безличное предложение); характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений; выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений; понимать особенности употребления односоставных предложений в речи;
-применять нормы постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях с союзом и;
-распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения); различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения; прямые и косвенные дополнения, виды обстоятельств);
-проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
-соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка (в том числе во время списывания текста объемом 120−140 слов; словарного диктанта объемом 30–35 слов; диктанта на основе связного текста объемом 120–140 слов, содержащего не более 24 орфограмм, 10 пунктограмм и не более 10 слов с непроверяемыми написаниями); понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи; объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета; соблюдать в устной речи и на письме правила русского речевого этикета.
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку
в 8 классах
3 часа в неделю, 34 рабочих недели, всего – 102 часа
Виды контроля | 1 полугодие | 2 полугодие |
Контрольный диктант | 2 | 2 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | 1 |
Контрольное изложение | 1 | 1+1 |
Контрольное сочинение | 1 | 1 |
Тестовые контрольные задания | 1 | 1 |
Анализ текста | - | - |
Итого | 6 | 6+1 |
За год | 12+1 |
Уроки развития речи | 8 | 8 |
| 16+5 |
Тематический план
Введение. Русский язык в современном мире. Функции русского языка в современном мире | 1 час |
Повторение изученного в 5-7 классах | 5 часов |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 9 часов |
Понятие о синтаксисе как разделе грамматики | 2 часа |
Словосочетание | 5 часов |
Простое предложение | 2 часа |
Двусоставные предложения | 13 часов |
Главные члены предложения | 5 часов |
Второстепенные члены предложения | 8 часов |
Односоставные предложения | 5 часов |
Неполные предложения | 2 часа |
Простое осложненное предложение | 23 часа |
Понятие об осложненном предложении | 1 час |
Однородные члены предложения | 8 часов |
Обособленные члены предложения | 14 часов |
Предложения со словами, грамматически несвязанными с членами предложения | 7 часов |
Предложения с обращениями | 2 часа |
Предложения с вводными и вставными конструкциями | 5 часов |
Способы передачи чужой речи | 5 часов |
Повторение и систематизация изученного | 4 часа |
№ п/п | Дата факт | Тема урока | Примечание |
План | Факт |
1 ЧЕТВЕРТЬ |
1 | 01.09 | | Введение. (1 час) Русский язык в современном мире. Функции русского языка в современном мире | |
Тема № 1. Повторение изученного в V-VII классах (1УРР+1КД+7=9 часов) |
2 | 02.09 | | Культура речи. Язык как средство коммуникации; нормы русского речевого этикета, его особенности. | |
3 | 03.09 | | Пунктуация и синтаксис. Синтаксические условия употребления знаков препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | |
4 | 08.09 | | Знаки препинания в сложном предложении. Типы сложных предложений и средства связи в них. | |
5 | 09.09 | | УРР № 1. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Составление текста на основе данного. | |
6 | 10.09 | | Пунктуация и орфография. Правописание Н – НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | |
7 | 15.09 | | Пунктуация и орфография. Правописание Н – НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | |
8 | 16.09 | | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. | |
9 | 17.09 | | Контрольный диктант № 1 по теме: « Повторение изученного в V-VII классах» | |
10 | 22.09 | | Условия написание частиц НЕ и НИ. | |
Тема № 2. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (1УРР+КИ+КД+10 часов=13 часов) |
11 | 23.09 | | Анализ КД Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи. | |
12 | 24.09 | | Предложение как единица синтаксиса | |
13 | 29.09 | | Словосочетание. Словосочетание как единица синтаксиса, его отношение к слову и предложению. | |
14 | 30.09 | | Типы словосочетаний по способу выражения главного слова: именные, глагольные, местоимённые и наречные. | |
15 | 01.10 | | УРР № 2. Обучающее сжатое изложение. | |
16 | 06.10 | | УРР № 3. Контрольное изложение № 1. Подробное изложение. | |
17 | 07.10 | | Анализ к/р. Виды синтаксической связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. | |
18 | 08.10 | | Культура речи. Правильное употребление форм зависимого слова при согласовании и управлении, использование в речи синонимических по значению словосочетаний. | |
19 | 13.10 | | Синтаксический разбор словосочетания. | |
20 | 14.10 | | Синтаксический разбор словосочетания. | |
21 | 15.10 | | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. | |
22 | 20.10 | | Контрольный диктант № 2. по теме «Синтаксис. Пунктуация» | |
23 | 21.10 | | Анализ КД Порядок слов и логическое ударение в предложении как средство повышения точности и выразительности речи. | |
Тема № 3. Двусоставные предложения (1УРР+КС+КР+14 часов=17 часов) |
24 | 22.10 | | Главные члены предложения Подлежащее. Способы выражения подлежащего. | |
2 ЧЕТВЕРТЬ |
25 | 03.11 | | Типы сказуемого в двусоставном предложении. | |
26 | 05.11 | | Простое глагольное сказуемое. | |
27 | 10.11 | | Составное глагольное сказуемое. | |
28 | 11.11 | | Составное именное сказуемое. | |
29 | 12.11 | | УРР № 5. Сочинение в форме письма. | |
30 | 17.11 | | УРР № 6. Контрольное сочинение № 1 Сочинение в форме письма. | |
31 | 18.11 | | Анализ к/р Второстепенные члены предложения Роль второстепенных членов предложения. | |
32 | 19.11 | | Дополнение прямое и косвенное. | |
33 | 24.11 | | Определение, согласованное и несогласованное. | |
34 | 25.11 | | Приложение как разновидность определения. | |
35 | 26.11 | | Написание одиночных приложений через дефис; | |
36 | 01.12 | | Обстоятельство, виды обстоятельств по значению, способы их выражения. | |
37 | 02.12 | | Сравнительный оборот. | |
38 | 03.12 | | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | |
39 | 08.12 | | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | |
40 | 09.12 | | Контрольная работа № 1 по теме: «Двусоставные предложения» (тесты, задания) | |
Тема № 4. Односоставные предложения. Неполные предложения (2УРР+1КД с ГЗ+8=11 часов) |
41 | 10.12 | | Анализ к/р Односоставные предложения. Группы односоставных предложений. | |
42 | 15.12 | | Односоставные предложения с главным членом подлежащим (назывные). | |
43 | 16.12 | | Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) | |
44 | 17.12 | | Синтаксический разбор односоставного предложения. | |
45 | 22.12 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1. | |
46 | 23.12 | | Анализ к/р Культура речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. | |
47 | 24.12 | | Синтаксический разбор односоставного предложения. | |
3 ЧЕТВЕРТЬ |
48 | 12.01 | | УРР № 6. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании текста. Сочинение по групповому портрету. Оценивание речи. | |
49 | 13.01 | | Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях. | |
50 | 14.01 | | Культура речи. Использование неполных предложений в диалоге. | |
51 | 19.01 | | УРР № 8. Инструкция. Аргументация в тексте инструкции. Особенности составления инструкции. | |
Тема № 5. Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения. Культура речи (1УРР+КД+9=11 часов) |
52 | 20.01 | | Понятие об осложнённом предложении | |
53 | 21.01 | | Однородные члены предложения. Культура речи Понятие об однородных членах предложения, их роли в предложении. | |
54 | 26.01 | | Однородные и неоднородные определения, пунктуация при них. | |
55 | 27.01 | | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | |
56 | 28.01 | | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | |
57 | 02.02 | | Интонация предложений с обобщающими словами при однородных членах. | |
58 | 03.02 | | Синтаксический разбор предложения с однородными членами. | |
59 | 04.02 | | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | |
60 | 09.02 | | Контрольный диктант № 3. по теме: «Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения.» | |
61 | 10.02 | | Анализ к/р Культура речи. Синонимия рядов однородных членов. | |
62 | 11.02 | | УРР № 9. Рассуждение. Обобщение и расширение представления о типе речи рассуждение. Рассуждение на дискуссионную тему. | |
Тема № 6. Обособленные члены предложения (1УРР+1КИ+1КР+8=11 часов) |
63 | 16.02 | | Понятие об обособленности. Обособленные члены предложения, их роль в речи. | |
64 | 17.02 | | Общие условия обособления определений. | |
65 | 18.02 | | Обособление приложения как разновидности согласованных определений. Выделительные знаки препинания при них. | |
66 | 24.02 | | Обособление обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | |
67 | 25.02 | | УРР № 10. Устный пересказ текста об ученом с оценкой его деятельности. | |
68 | 02.03 | | УРР № 11. Контрольное изложение № 2. Изложение с элементами сочинения. | |
69 | 03.03 | | Анализ к/р Обособление уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения. Выделительные знаки препинания при них. | |
70 | 04.03 | | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. | |
71 | 09.03 | | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | |
72 | 10.03 | | Культура речи. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. | |
73 | 11.03 | | Контрольная работа № 1 по теме: « Обособленные члены предложения» (тесты, задания) | |
Тема № 7. Слова, грамматически не связанные с членами предложения (5УРР+1КС+1КД+8=15 часов) |
74 | 16.03 | | Анализ к/р Предложения с обращениями. Обращение как особая синтаксическая единица в составе предложения, назначение обращения, способы его выражения. | |
75 | 17.03 | | Культура речи. Употребление обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Интонация при обращении. | |
76 | 18.03 | | Вводные и вставные конструкции. Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | |
4 ЧЕТВЕРТЬ |
77 | 06.04 | | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | |
78 | 07.04 | | УРР № 12. Сочинение, основанное на сравнительной характеристике –описании. Сочинение-описание двух картин с изображением одного и того же памятника. | |
79 | 08.04 | | Вставные слова, словосочетания и предложения | |
80 | 13.04 | | УРР № 13. Контрольное сочинение № 2 Сочинение - описание памятника культуры (архитектуры) Донецка. | |
81 | 14.04 | | Анализ к/р УРР № 14. Прямой и обратный способ доказательств. Тезис и антитезис. Риторический вопрос. Рассуждение, повествование, описание на лингвистическую тему (Донецкий региолект) | |
82 | 15.04 | | Междометия в предложении, выделительные знаки препинания при них. | |
83 | 20.04 | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | |
84 | 21.04 | | УРР № 15. Рассказ с диалогом. Повествовательный текст в жанре рассказа, его особенности. | |
85 | 22.04 | | УРР № 16. Моделирование публичного выступления с использованием вставных конструкций. | |
86 | 27.04 | | Культура речи. Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. | |
87 | 28.04 | | Контрольный диктант № 4. | |
88 | 29.04 | | Анализ к/р УРР № 17. Анализ смысловых параметров. Комментирующей части. | |
Тема № 8. Способы передачи чужой речи (3УРР+1КД с ГЗ+5 часов=9 часов) |
89 | 04.05 | | Понятие о чужой речи. Способы передачи чужой речи. | |
90 | 05.05 | | Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Диалог. Знаки препинания при диалоге. | |
91 | 06.05 | | УРР № 18. Официально-деловой стиль текста. Диалог. Цитата. | |
92 | 12.05 | | Цитата как способ передачи чужой речи; способы цитирования, пунктуационное оформление. | |
93 | 13.05 | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. | |
94 | 18.05 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2. | |
95 | 19.05 | | Анализ к/р УРР № 19. Интервью. Устное выступление. | |
96 | 20.05 | | УРР № 20. Путевой очерк как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности. Редактирование текста | |
Повторение и систематизация изученного |
97 | 25.05 | | Синтаксис и морфология. | |
98 | 26.05 | | Синтаксис и пунктуация. | |
99 | 27.05 | | Синтаксис и культура речи. | |
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Учебник: Русский язык. 8 класс. /Под ред.Т.А.Тростенцовой др./- М.: Просвещение, 2015
2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
3. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985
Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь.
4. Стандарты второго поколения: примерные программы по учебным предметам: . Русский язык 5-9 классы М.:Просвещение 2010;
5. Рабочие программы .Русский язык 5-9 классы. Предметная линия учебников Т.АЛадыженской., М.Т.Баранова,Л.А. Тростенцовой.;М. Просвещение 2011;
6. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 8 классе: 4-е изд.-М.:Просвещение 2015;
7. Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.
8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
9. Л.Н. Ситникова «Дидактический материал по рус языку .8 кл. Разрезные карточки.» Волгоград, 2003
10. Е.В.Петрова « Рабочая тетрадь по рус яз .8 кл»,М,Экзамен 2013
11. КИМы .Русский язык.8 класс (сост. Н.Егорова) М. 2012