1 | | 1 ч | Русский язык в современном мире | Понимание места и значения русского языка в современном мире; осознание того, что владение русским языком – важнейший показатель культуры человека; умения самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; формирование стартовой мотивации к изучению предмета |
Повторение изученного в 5 – 7 классах (9 ч) |
2 | | 1 ч | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления и процессы, применять пунктуационные и орфографические правила, использовать ресурсы Интернета для подготовки сообщений, выступать с сообщениями; формирование мотивации к изучению предмета |
3 | | 1 ч | Знаки препинания в сложном предложении | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления и процессы, применять пунктуационные и орфографические правила |
4 | | 1 ч | Знаки препинания в сложном предложении | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления и процессы, применять пунктуационные и орфографические правила |
5 | | 1 ч | Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | Умения применять алгоритм написания н – нн в суффиксах прилагательных, причастиях и наречий, объяснять языковые явления и процессы, применять пунктуационные и орфографические правила |
6 | | 1 ч | Развитие речи. Изложение с грамматическим заданием | Умения определять стиль и тип речи текста, письменно излагать текст, применять пунктуационные и орфографические правила |
7 | | 1 ч | Развитие речи. Изложение с грамматическим заданием | Умения определять стиль и тип речи текста, письменно излагать текст, применять пунктуационные и орфографические правила |
8 | | 1 ч | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | Умения применять алгоритм написания не с различными частями речи, объяснять языковые явления и процессы |
9 | | 1 ч | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах» | Умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы |
10 | | 1 ч | Анализ контрольного диктанта. Повторение | Умения анализировать ошибки, допущенные в контрольном диктанте, понимать их причины; работать в группах (учебное сотрудничество) при анализе ошибок |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7 ч) |
11 | | 1 ч | Основные единицы синтаксиса | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления и процессы; формирование мотивации к изучению предмета |
12 | | 1 ч | Текст как единица синтаксиса | Умения выразительно читать текст, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления и процессы; владение элементами анализа текста |
13 | | 1 ч | Предложение как единица синтаксиса | Знание признаков предложения, его функции; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, излагать текст с изменение м лица рассказчика устно и письменно; владение приёмами сокращения текста |
14 | | 1 ч | Словосочетание как единица синтаксиса | Знание признаков словосочетания, его функций; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления и процессы; владение навыками описания |
15 | | 1 ч | Виды словосочетаний | Знание видов словосочетаний; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления и процессы |
16 | | 1 ч | Синтаксические связи слов в словосочетаниях | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять виды связи слов в словосочетаниях, составлять схемы словосочетаний, обнаруживать и устранять речевые ошибки |
17 | | 1 ч | Синтаксический разбор словосочетаний | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять виды связи в словосочетаниях, составлять схемы словосочетаний, выполнять синтаксический разбор словосочетаний |
Простое предложение (3 ч) |
18 | | 1 ч | Грамматическая основа предложения | Знание признаков предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, отличать односоставные предложения от двусоставных, находить грамматическую основу предложений, объяснять языковые явления и процессы |
19 | | 1 ч | Порядок слов в предложении. Интонация | Знание интонационных средств; понимание роли интонации в предложении; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять роль порядка слов в предложении, объяснять языковые явления и процессы |
20 | | 1 ч | Развитие речи. Описание памятника культуры | Умения составлять план описания памятника, создавать устный и письменный текс – описание публицистического стиля |
Двусоставные предложения (17 ч) |
Главные члены предложения (7 ч) |
21 | | 1 ч | Подлежащее | Знание способов выражения подлежащего; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять подлежащее в предложении по грамматическим признакам, объяснять языковые явления и процессы |
22 | | 1 ч | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | Знание способов выражения сказуемого; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять сказуемое в предложении по грамматическим признакам, понимать связь подлежащего и сказуемого, объяснять языковые явления и процессы |
23 | | 1 ч | Составное глагольное сказуемое | Знание способов выражения сказуемого; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять сказуемое в предложении, объяснять языковые явления и процессы |
24 | | 1 ч | Составное именное сказуемое | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять алгоритм определения вида сказуемого, различать простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемые, объяснять языковые явления и процессы |
25 | | 1 ч | Тире между подлежащим и сказуемым | Знание способов выражения главных членов предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым, объяснять языковые явления и процессы |
26 | | 1 ч | Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения» | Умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы |
27 | | 1 ч | Анализ контрольного диктанта. Повторение | Умения анализировать ошибки, допущенные в контрольном диктанте, понимать их причины; работать в группах (учебное сотрудничество) при анализе ошибок |
Второстепенные члены предложения (10 ч) |
28 | | 1 ч | Роль второстепенных членов предложения. Дополнение | Понимание роли второстепенных членов в предложении; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, отличать прямое дополнение от косвенного, предупреждать речевые ошибки, объяснять языковые явления и процессы |
29 | | 1 ч | Роль второстепенных членов предложения. Дополнение | Понимание роли второстепенных членов в предложении; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, отличать прямое дополнение от косвенного, предупреждать речевые ошибки, объяснять языковые явления и процессы |
30 | | 1 ч | Определение | Знание способов выражения несогласованных определений; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, отличать согласованное определение от несогласованного, предупреждать речевые ошибки, объяснять языковые явления и процессы |
31 | | 1 ч | Приложение. Знаки препинания при нём | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, распознавать приложения, ставить знаки препинания при нём, объяснять языковые явления и процессы |
32 | | 1 ч | Обстоятельство | Знание основных видов обстоятельств; умение определять обстоятельств; умение определять обстоятельства в предложении |
33 | | 1 ч | Обстоятельство | Знание основных видов обстоятельств; умение определять обстоятельств; умение определять обстоятельства в предложении |
34 | | 1 ч | Синтаксический разбор двусоставного предложения | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выполнять синтаксический разбор двусоставного предложения |
35 | | 1 ч | Развитие речи. Характеристика человека | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, давать устную и письменную характеристику человеку по алгоритму |
36 | | 1 ч | Повторение и обобщение по теме «Двусоставные предложения» | Владение изученным материалом, навыками монологической речи; умения обнаруживать и устранять недочёты в своей работе, объяснять языковые явления и процессы |
37 | | 1 ч | Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения» | Умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы |
Односоставные предложения (10 ч) |
38 | | 1 ч | Анализ контрольного диктанта. Главный член односоставного предложения | Умения анализировать ошибки, допущенные в контрольном диктанте, понимать их причины; знание особенностей односоставного предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделять главный член односоставного предложения, объяснять языковые явления и процессы |
39 | | 1 ч | Назывные предложения | Знание особенностей назывного предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделять главный член назывного предложения, понимать значение такого предложения, объяснять языковые явления и процессы |
40 | | 1 ч | Определённо – личные предложения | Знание особенностей определённо – личного предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделять главный член определённо – личного предложения, понимать значение такого предложения, объяснять языковые явления и процессы |
41 | | 1 ч | Неопределённо – личные предложения | Знание особенностей неопределённо – личного предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделять главный член в неопределённо – личном предложении, понимать значение такого предложения, объяснять языковые явления и процессы |
42 | | 1 ч | Инструкция | Знание особенностей инструкции как жанра официально – делового стиля; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, писать тексты – инструкции, объяснять языковые явления и процессы |
43 | | 1 ч | Безличные предложения | Знание особенностей безличного предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделять главный член безличного предложения, понимать значение такого предложения, объяснять языковые явления и процессы |
44 | | 1 ч | Развитие речи. Рассуждение | Знание типов речи, составляющих рассуждения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, создавать письменные рассуждения, работать в группах, объяснять языковые явления и процессы |
45 | | 1 ч | Неполные предложения | Знание признаков неполного предложения; умения выделять и формулировать познавательную цель, определять неполные предложения и использовать их в речи, работать в группах, объяснять языковые явления и процессы |
46 | | 1 ч | Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение и обобщение по теме «Односоставные и неполные предложения» | Знание особенностей односоставных и неполных предложений; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выполнять синтаксический разбор односоставного предложения, объяснять языковые явления и процессы |
47 | | 1 ч | Контрольный диктант по теме «Односоставные и неполные предложения» | Умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы |
Простое осложнённое предложение (28 ч) |
48 | | 1 ч | Анализ контрольного диктанта. Понятие об осложнённом предложении | Умения анализировать ошибки, допущенные в контрольном диктанте, понимать их причины; знание средств осложнения предложений; умения пользоваться справочными материалами и ресурсами Интернета для подготовки сообщений, определять осложнённое предложение, объяснять языковые явления и процессы; владение навыками монологической речи |
Однородные члены предложения (11 ч) |
49 | | 1 ч | Понятие об однородных членах предложениях | Знание особенностей однородных членов, их функций; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления и процессы |
50 | | 1 ч | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять правило постановки запятой между однородными членами, не соединёнными союзами, объяснять языковые явления и процессы |
51 | | 1 ч | Развитие речи. Изложение | Умения устно и письменно излагать текст, составлять сравнительную характеристику |
52 | | 1 ч | Однородные и неоднородные определения | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, различать однородные и неоднородные определения, применять правило постановки запятой при определениях, объяснять языковые явления и процессы |
53 | | 1 ч | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять правило постановки запятой при однородных членах, связанных сочинительными союзами, объяснять языковые явления и процессы |
54 | | 1 ч | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять правило постановки запятой при однородных членах, связанных сочинительными союзами, объяснять языковые явления и процессы |
55 | | 1 ч | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять правило постановки знаков препинания при обобщающих словах при однородных членах, работать в группах, объяснять языковые явления и процессы |
56 | | 1 ч | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять правило постановки знаков препинания при обобщающих словах при однородных членах, работать в группах, объяснять языковые явления и процессы |
57 | | 1 ч | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами, строить схемы предложений, объяснять языковые явления и процессы |
58 | | 1 ч | Повторение и обобщение по теме «Однородные члены предложения» | Владение изученным материалом; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, замечать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления и процессы |
59 | | 1 ч | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | Умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы |
Обособленные члены предложения (16 ч) |
60 | | 1 ч | Анализ контрольного диктанта. Понятие об обособлении | Умения анализировать ошибки, допущенные в контрольном диктанте, понимать их причины; знание признаков обособления членов предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять обособленные члены предложения по их грамматическим признакам, объяснять языковые явления и процессы |
61 | | 1 ч | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | Знание правил обособления определений; умения интонационно и на письме выделять обособленные определения в предложении, объяснять языковые явления и процессы |
62 | | 1 ч | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | Знание правил обособления определений; умения интонационно и на письме выделять обособленные определения в предложении, объяснять языковые явления и процессы |
63 | | 1 ч | Развитие речи. Рассуждения на дискуссионную тему | Знание типов речи, составляющих рассуждения; владение навыками анализа текста; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, создавать письменные рассуждения на дискуссионную тему, объяснять языковые явления и процессы |
64 | | 1 ч | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | Знание правил обособления приложений; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, интонационно и на письме выделять обособленные приложения в предложении, пользоваться материалами энциклопедий, ресурсами Интернета, объяснять языковые явления и процессы |
65 | | 1 ч | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | Знание правил обособления приложений; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, интонационно и на письме выделять обособленные приложения в предложении, пользоваться материалами энциклопедий, ресурсами Интернета, объяснять языковые явления и процессы |
66 | | 1 ч | Контрольный диктант по теме «Обособленные определения и приложения» | Умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы |
67 | | 1 ч | Анализ контрольного диктанта | Умения анализировать ошибки, допущенные в контрольном диктанте, понимать их причины |
68 | | 1 ч | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | Знание правил обособления обстоятельств; умение интонационно и на письме выделять обособленные обстоятельства в предложении, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления и процессы |
69 | | 1 ч | Повторение и обобщение по теме «Обособленные обстоятельства» | Умения интонационно и на письме выделять обособленные обстоятельства в предложении, объяснять языковые явления и процессы |
70 | | 1 ч | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | Понимание речи уточняющих членов; умения интонационно и на письме выделять обособленные уточняющие члены предложения, объяснять языковые явления и процессы |
71 | | 1 ч | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | Понимание речи уточняющих членов; умения интонационно и на письме выделять обособленные уточняющие члены предложения, объяснять языковые явления и процессы |
72 | | 1 ч | Повторение и обобщение по теме «Обособленные члены предложения» | Умения интонационно и на письме выделять обособленные уточняющие члены предложения, работать с тестами, объяснять языковые явления и процессы |
73 | | 1 ч | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами, строить схемы предложений, объяснять языковые явления и процессы |
74 | | 1 ч | Повторение и обобщение по теме «Обособленные члены предложения» | Знание правил обособления членов предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, интонационно и на письме выделять обособленные члены предложения, применять алгоритм синтаксического и пунктуационного разбора предложений с обособленными членами, строить схемы предложений, объяснять языковые явления и процессы |
75 | | 1 ч | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» | Умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (19 ч) |
Обращение (3 ч) |
76 | | 1 ч | Анализ контрольного диктанта. Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении | Умения анализировать ошибки, допущенные в контрольном диктанте, понимать их причины; знание стилистических особенностей обращения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, обнаруживать обращение в предложении, объяснять языковые явления и процессы |
77 | | 1 ч | Употребление обращений | Знание этикетных форм обращения; умения выделять и формулировать познавательную цель, употреблять обращения в речи, интонационно и на письме выделять обращения, объяснять языковые явления и процессы |
78 | | 1 ч | Развитие речи. Составление делового письма | Знание этикетных форм обращения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, употреблять обращения в деловом письме, выделять обращения на письме, объяснять языковые явления и процессы |
Вводные и вставные конструкции (8 ч) |
79 | | 1 ч | Вводные конструкции. Группа вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять значение вводных слов и конструкций, различать вводные слова и члены предложения, выделять вводные слова и конструкции на письме, объяснять языковые явления и процессы |
80 | | 1 ч | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, различать вводные слова и члены предложения, выделять вводные слова, конструкции, предложения на письме, объяснять языковые явления и процессы |
81 | | 1 ч | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, различать вводные слова и члены предложения, выделять вводные слова, конструкции, предложения на письме, объяснять языковые явления и процессы |
82 | | 1 ч | Вставные слова, словосочетания и предложения | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять значение вводных словосочетаний и предложений, выделять вводные словосочетания и предложения на письме, объяснять языковые явления и процессы |
83 | | 1 ч | Междометия в предложении | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять значение междометий, различать производные междометия и слова, от которых они образованы, выделять междометия на письме, объяснять языковые явления и процессы |
84 | | 1 ч | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выполнять синтаксически и пунктуационный разбор предложений со словами, не являющимися членами предложения, выделять такие слова в предложении, объяснять языковые явления и процессы |
85 | | 1 ч | Повторение и обобщение по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложениями» | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, интонационно и на письме выделять слова, грамматически не связанные с членами предложения, объяснять языковые явления и процессы |
86 | | 1 ч | Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | Умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы |
Чужая речь (8 ч) |
87 | | 1 ч | Анализ контрольного диктанта. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь | Умения анализировать ошибки, допущенные в контрольном диктанте, понимать их причины, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять предложения с чужой речью, разделять чужую речь и комментирующую часть, произносить предложения с чужой речью с правильной интонацией, объяснять языковые явления и процессы |
88 | | 1 ч | Косвенная речь. Прямая речь | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять предложения с прямой и косвенной речью, составлять схемы предложений с прямой речью, объяснять языковые явления и процессы |
89 | | 1 ч | Диалог | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, строить диалог, применять правило постановки знаков препинания при репликах диалога, объяснять языковые явления и процессы |
90 | | 1 ч | Развитие речи. Рассказ | Владение навыками сжатого изложения текста; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, составлять текст на заданную тему, по данному началу, по картине, использовать диалог в тексте |
91 | | 1 ч | Цитата | Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать цитаты в устной и письменной речи, применять правила постановки знаков препинания при цитатах, объяснять языковые явления и процессы |
92 | | 1 ч | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение и обобщение по теме «Чужая речь» | Знание способов передачи чужой речи; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью, пользоваться правилами постановки знаков препинания в предложениях с чужой речью, объяснять языковые явления и процессы |
93 | | 1 ч | Повторение и обобщение по теме «Чужая речь» | Умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, объяснять языковые явления и процессы |
94 | | 1 ч | Контрольный диктант по теме «Чужая речь» | Умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (8 ч) |
95 | | 1 ч | Анализ контрольного диктанта. Синтаксис и морфология | Понимание связи синтаксиса и морфологии; знание синтаксических функций частей речи; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять знания о синтаксисе и морфологии на практике, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений, объяснять языковые явления и процессы |
96 | | 1 ч | Синтаксис и пунктуация | Понимание связи синтаксиса и пунктуации; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений, применять знания о синтаксисе и пунктуации на практике, объяснять языковые явления и процессы |
97 | | 1 ч | Развитие речи. Изложение с творческим заданием | Умения устно и письменно излагать текст, создавать тексты - описания |
98 | | 1 ч | Анализ изложения. Синтаксис и культура речи | Умения анализировать ошибки, допущенные в изложении, понимать их причины; понимание связи синтаксиса и культуры речи; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, предупреждать речевые ошибки, применять знания о синтаксисе и культуре речи на практике, объяснять языковые явления и процессы |
99 | | 1 ч | Синтаксис и орфография | Понимание связи синтаксиса и орфографии; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, предупреждать орфографические ошибки, применять соответствующие правила, объяснять языковые явления и процессы |
100 | | 1 ч | Итоговый тест по программе 8 класса | Умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, объяснять языковые явления и процессы |
101 | | 1 ч | Итоговый контрольный диктант | Умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы |
102 | | 1 ч | Итоговый урок | Подведение итогов учебного года, пожелания на лето, на следующий учебный год |
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку для 8 класса авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской , Н.М. Шанского и др. (М.:Просвещение, 2017).
- Воспитание духовно – богатой , нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания , человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально – этических норм, принятых в обществе;
- Овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- Приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 8 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 8 классе в разделе «Повторение изученного в 5 – 7 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 8 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.)
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.