СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 8 класс Ладыженская

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 8 класс Ладыженская

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 8 класс Ладыженская»

МБОУ «Чериктейская средняя общеобразовательная школа им. В.Ф. Афанасьева-Алданского»




«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО ГЦ Зам.дир.по УВР Директор

________Шелковникова А.Н. ________Лугинова Л.Е. _________Ушницкая В.В.

«___»___________2018г «___»__________2018г «___»__________2018г














Рабочая программа по русскому языку

8 класс



Учитель : Прядезникова М.И.

Количество часов в год: 102

Количество часов в неделю: 3
















2018-2019 уч.г

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованием федерального компонента государственного стандарта на основе

      • примерной программы БАЗОВОГО УРОВНЯ, опубликованной в “Сборнике нормативных документов. Русский язык”. “Дрофа” Москва 2008;

  • авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ, опубликована в сборнике “Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы». Москва. “Просвещение”, 2017.

Учебник. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Научный редактор – академик Н.М.Шанский. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017

Согласно действующему учебному плану в 8 классе по русскому языку предполагается всего часов: в год 102 ч. (3 часа в неделю), из них на развитие речи 15 часов, контрольных диктантов 8.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен: знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грам­матические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:


АУДИРОВАНИЕ:

- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста ив соответствии с этим органи­зовывать процесс чтения;

  • составлять конспект прочитанного текста;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и
художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и
основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после­довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической
связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное

использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курс русского

языка;
ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра­вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек­сте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо­зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество­вание);

- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы­сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ­ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
строение текста);


ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения

орфоэпических норм;


МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова­ния к морфемной структуре;

  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче­ских словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп­ределении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической темати­ки, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупот ребления;

-проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

-правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографиче­ского и пунктуационного анализа;


ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно прове­ряемыми орфограммами;

  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;


  • проводить орфографический анализ текста.


СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;

  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;


  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь кос­венной;

  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

  • устанавливать взаимосвязь смысловой; интонационной, грамматической и пунктуа­ционной характеристики предложения;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления вырази­тельности речи;

  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обо­значения;

  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

  • проводить пунктуационный анализ текста;

  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.


Ресурсное обеспечение программы

  1. Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений в новой форме. Русский язык. М. Федеральный институт педагогических измерений, 2009 – 68с.

  2. Цыбулько И.П. Степанова Л.С. ГИА. Русский язык. Тренировочный вариант экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. М. «Астрель», 2008.

  3. Цыбулько И.П., Александров В.Н. и другие. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. М. «Интеллект - центр», 2009.

  4. Сенина Н.А. Гармаш С.В. и другие. Русский язык. 9-й класс. ГИА. Ростов - на - Дону «Легион», 2009.

  5. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс – репетитор для подготовки к ГИА. «Сочинение» 9-й класс. М. АСТ «Астрель», 2009.



























Тематическое планирование






Тема

Количество часов

В том числе р. р. и контр. работ

Русский язык в современном мире

1 ч.


Повторение изученного в 5-6 классах

5 ч.

1 к. д.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи



Словосочетание

6 ч.

1 к.р.

Простое предложение

4 ч.

2 ч. изл.

Простые двусоставные предложения



Главные члены предложения

6 ч.

1 к.р.

Второстепенные члены предложения

10 ч.

2 ч. р. р. , 1 к. д.

Односоставные предложения

10 ч.

2 ч. р. р., 1 к. д.

Простое осложнённое предложение

12 ч.

2 изл., и 1 к. д.

Обособленные члены предложения

14 ч.

2ч. р. р., 1 к. д.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

13 ч.

2ч. р. р.,1 к. д.

Чужая речь

13 ч.

3ч.р.р.,1 к. д.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе



8 ч.

2 к.р.

Итого

102 часа

р. р. 15 ч., к. р. 11









































Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы

содержанияя

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Домашнее задание

Дата















план.

факт.

1

Функции русского языка в современном мире

Вводный урок

Знакомство с учеб­ником, его структу­рой, системой услов­ных обозначений, приложениями; рас­крытие ценности русского языка и его места среди языков народов мира

Знать роль русского языка как нацио­нального языка русского народа, отра­жение в языке культуры и истории на­рода; функции русского языка в совре­менном мире.

Уметь объяснять термины, называ­ющие функции языка; составлять опор­ные конспекты и пересказывать тексты; составлять сочинение-миниатюру «Что значит любить русский язык?»

Лекция, беседа, работа с книгой

Упр. 3 (разде­лить текст на два абзаца, сформулиро­вать вопрос ко второму аб­зацу и дать на него ответ на основе содер­жания текста)



2

Пунктуация и орфография. Знаки препина­ния: знаки завершения, разделения, выделения

Урок по­вторения

Язык как средство коммуникации; нор­мы русского речевого этикета, его особен­ности

Знать основные нормы русского, лите­ратурного языка (грамматические и ор­фографические); функции знаков препинания, одиночные и парные знаки препинания.

Уметь составлять вопросный план тек­ста, расставлять пропущенные знаки препинания и графически обозначать синтаксические конструкции, употреб­ление которых определяет необходи­мость знаков препинания

Работа с книгой, упражнения

§ 2; упр. 11



3

Знаки препина­ния в сложном предложении

Урок по­вторения

Типы сложных пред­ложений и средства связи в них. Сочетание знаков препинания.

Знать типы сложных предложений и средства связи в них; функции знаков препинания в сложном предложении. Уметь определять тип сложного пред­ложения, границы простых предложений в составе сложного; расставлять пропущенные запятые, строить схемы сложных предложений

Работа с книгой, упражнения, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефо-)

дия» (CD

§3; упр. 20 (диктант)




4

Буквы н-нн в суффиксах прилагатель­ных, причастий и наречий

Урок по­вторения

Правописание н-нн в суффиксах прила­гательных, причастий и наречий

Знать правописание н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, условия выбора орфограммы. Уметь формулировать правило по схе­ме, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущен­ные знаки препинания

Работа с книгой, упражнения, из­ложение от 3-го лица (упр. 27)

§4; упр. 25



5

Слитное и раздельное

написание не с разными частями речи

Урок по-

Вторения

Трудности при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями

речи

Знать и уметь объяснять условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи; графически обосновывать свой выбор, самостоятельно строить схемы предложении, расставлять пропущенные знаки препи­нания

Работа с книгой,

упражнения,

«Репетитор по

русскому языку

Кирилла и Мефо-

дия»(СБ)

§5; упр. 36

(сочинение-

письмо другу)



6

Контрольный диктант по те­ме «Повторение изученного в 5-7 классах» с грамматиче­ским заданием

Урок кон­троля

Систематизация зна­ний, контроль

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка.

Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии

Контрольный диктант с грамма­тическим зада­нием




7

Основные единицы син­таксиса. Текст как единица синтаксиса

Урок усвоения новых знаний



Углубление пред­ставлений о новом разделе - синтаксисе и пунктуации; основ­ные единицы синтаксиса; различие единиц языка по назна­чению; текст как единица языка

Знать основные разделы языка.

Уметь определять основные разделы языка; коммуникативные единицы -текст и предложение, служащие для общения, обмена мыслями, чувствами; отмечать языковые Средства, которые обеспечивают связность текста; делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная


Работа с книгой, упражнения

§6,7; упр. 42




8

Предложение как единица синтаксиса

Урок усвоения новых знаний

Основное свойство предложения; отли­чие слова и словосо­четания от предло­жения. Написание сжатого предложения

Знать особое свойство предложения (соотнесённость с фрагментами окру­жающей действительности), коммуни­кативную функцию предложения.

Уметь отличать слова, словосочетания от предложения, обозначать границы предложений знаками завершения и расставлять знаки препинания внутри предложения; из отдельных слов со­ставлять словосочетания, а из словосо­четаний - предложения; сокращать предложенный текст вдвое, лаконично раскрывая основную мысль; писать сжатое изложение

Работа с книгой, упражнения, сжа­тое изложение (творческая ра­бота)

§ 8; упр50



9

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосо­четаний

Урок усвоения новых знаний

Словосочетание как единица синтаксиса; грамматические средства связи в сло­восочетании; главное и зависимое слово в словосочетании; виды словосочетаний

Знать определение словосочетания; основные виды словосочетаний, строение, отношения между компонентами словосочетания, способы выражения, средства связи в словосочетании. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять вид словосо­четания по главному слову, самостоя­тельно строить словосочетания, обозна­чая в них средства связи; грамотно употреблять в речи

Беседа, проблем­ные задания, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD)

§ 9, 10; упр. 62, 63



10

Синтаксические связи слов в словосочетании

Урок усвоения новых знаний

Виды подчинитель­ной связи (согласо­вание, управление, примыкание)

Знать виды подчинительной связи. Уметь определять способ подчини­тельной связи по вопросу; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; опо­знавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

Беседа, проблем­ные задания

§11; упр. 70; составить самостоятель­ную работу по с/с для





11

Синтаксический разбор словосо­четания

Урок усвоения новых знаний

План синтаксическо­го разбора словосо­четания

Знать план синтаксического разбора

словосочетания.

Уметь делать разбор словосочетания;

оценивать самостоятельную работу

Самостоятельная работа, беседа, синтаксический разбор

§12; упр. 72 (Сочинение описание местности)



12

Зачёт по теме «Словосочета­ние»

Урок кон­троля

Систематизация зна­ний, контроль

Знать строение словосочетаний, отно­шения между компонентами словосоче­тания; отличие словосочетания от слова и предложения; способы выражения. Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство вырази­тельности; составлять словосочетания по заданным схемам

Зачёт

Контрольные

вопросы

(с. 38); упр. 69



13

Грамматическая (предикативная) основа предложения

Урок усвоения новых знаний

Строение предложе­ния, виды по цели высказывания и эмо­циональной окраске. Виды простого пред­ложения (двусостав­ные и односоставные)

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь осознавать предложение как ос­новную единицу языка, средство выра­жения мысли, чувств; употреблять в ре­чи предложения, разные по цели выска­зывания; находить двусоставные и од­носоставные предложения в тексте; ра­ботать с художественными текстами изучаемых литературных произведений

Беседа, работа с книгой, демон­страция в/ф «Син­таксис и пунктуа­ция», ч. 1, «Репе­титор по русско­му языку Кирилла и Мефодия» (CD), изложение (упр. 76)

§ 13; упр.75



14

Порядок слов в предложении

Урок усвоения новых знаний

Прямой и обратный порядок слов, логи­ческое ударение в предложении

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь с помощью логического ударе­ния и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст; использовать по­этические тексты, работать со стихо­творениями

Беседа, проблем­ные задания, ра­бота с текстами, интонационный диктант

§ 14, 15; упр. 83




15-16

Описание памятника культуры (сочинение-описание по картине)

Урок раз­вития речи


Редактирование тек­ста. Определение те­мы, идеи сочинения, составление плана, написание сочинения

Знать признаки текста, структуру текста, языковые особенности описания архитектурных памятников. Уметь осуществлять выбор и органи­зацию языковых средств в соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактиро­вать собственный текст

Работа с текстом, творческая работа

§16




17

Главные члены

предложения.

Подлежащее

Комбини­рованный урок

Главные члены пред­ложения; подлежа­щее и способы его выражения

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь находить подлежащее в пред­ложении, определять способ его выра­жения; согласовывать подлежащее со сказуемым; работать с текстами изу­чаемых художественных произведений; выписывать из них предложения с раз­ными способами выражения подлежа­щего

Беседа, проблем­ные задания, ра­бота с текстами, опорные схемы

§17; упр. 91

(сочинение

по картине

И. Шевандро-

новой

«На террасе»)



18

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Комбини­рованный урок

Сказуемое, его ос­новные типы и спо­собы выражения, связь сказуемого с подлежащим. По­нятие простое гла­гольное сказуемое. Трудные случаи со­гласования сказуемо­го с подлежащим

Знать основные способы выражения сказуемого,

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексиче­ского и грамматического значений; на­ходить сказуемое в тексте; грамотно со­гласовывать сказуемое с подлежащим

Беседа, проблем­ные задания, ра­бота с текстами, таблица

§ 18,19, упр. 102 (сочинение на тему «Чуд­ный собор»)




19-20

Составное

сказуемое.

Составное

глагольное

сказуемое.

Составное

именное

сказуемое

Урок

усвоения

новых


знаний

Понятие составное сказуемое. Отличительные осо­бенности составного глагольного сказу­емого от составного именного

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексиче­ского и грамматического значений; сти­листически различать простые и со­ставные глагольные сказуемые; опреде­лять способы выражения именной части составного именного сказуемого; опре­делять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различ­ными типами сказуемых

Беседа, проблем­ные задания, ра­бота с текстами, таблица


§20, 21; упр. 111,106



21

Тире между подлежащим и сказуемым

Комбини­рованный урок

Условия постановки тире между подле­жащим и сказуемым

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка (орфографические и пунктуационные). Уметь находить подлежащее и сказу­емое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грам­матическим заданием; писать сочине­ния-миниатюры с использованием тире (соч. «Наши великие соотечествен­ники»)

Беседа, проблем­ные задания, ра­бота с текстами, опорные схемы, диктант

§22; упр. 116



22

Контрольный диктант с грам­матическим за­данием

Урок кон­троля

Систематизация зна­ний, контроль

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка.

Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии

Контрольный диктант с грамма­тическим зада­нием




23


Роль второсте­пенных членов в предложении.

Дополнение

Комбини­рованный урок

Понятие второсте­пенные члены пред­ложения. Дополне-

ние: прямое и кос­венное. Смыслораз-личительная роль по­рядка слов

Уметь находить в тексте второстепен­ные члены предложения, ставить во­просы, определять роль дополнения

в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами иди сочетаниями слов; нахо­дить ошибки в употреблении существи­тельных, которыми выражены допол­нения

Беседа, проблем­ные задания, ра­бота с текстами,

опорные схемы, диктант

§ 24; упр. 130, 131



24

Определение.

Комбини­рованный урок

Согласованные и не­согласованные опре­деления, способы их выражения

Знать основные признаки согласован­ных и несогласованных определений. Уметь находить в тексте согласован­ные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи для характеристики предмета, явления

Беседа, работа с книгой, демон­страция в/ф «Син­таксис и пунктуа­ция». 1, «Репе­титор по русско­му языку Кирилла и Мефодия» (CD)

§25; упр. 139



25

Приложение. Знаки препина­ния при нём

Урок усвоения новых знаний

Приложение как раз­новидность опреде­ления

Знать понятие приложение. Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использо­вать приложение как средство вырази­тельности речи; правильно ставить зна­ки препинания при приложениях; вы­полнять выборочную работу с текстами художественных произведений

Беседа, работа с книгой, демон­страция в/ф «Син­таксис и пунктуа­ция», ч. 1, «Репе­титор по русско­му языку Кирилла и Мефодия» (CD)

§ 26; упр. 142



26-

27

Обстоятельство.

Виды обстоятельств по значению

Комбини­рованный урок

Понятие обстоя­тельства; обстоя­тельства места, вре­мени, причины, цели, условия, уступки, об­раза действия

Уметь находить в тексте второстепен­ные члены предложения, ставить вопро­сы, определять роль обстоятельства в предложении; составлять предложения на заданную тему, используя обстоя­тельства места, времени, образа дейст­вия, выраженные наречиями (р/р); опре­делять, в каких второстепенных членах могут совмещаться разные значения (дополнения и обстоятельства, опреде­ления и дополнения)

Беседа, проблем­ные задания, ра­бота с текстами, опорные схемы, диктант

§27; упр. 159




28

Синтаксический разбор двусос­тавного пред­ложения

Урок усвоения новых знаний

План разбора двусос­тавного предложения

'Знать план разбора двусоставного предложения.

Уметь выполнять синтаксический раз­бор предложения

Тренинг

§28; упр. 160




29-30

Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет

Урок раз­вития речи

Понятие групповой портрет. Отбор ма­териала для сочине­ния по картине с групповым портре­том, составление плана, определение идеи и темы сочи­нения

Знать признаки текста, особенности создания описания группового портре­та, языковые особенности. Знать и уметь пользоваться термино­логией (композиция картины, передний план, палитра, тёплые и холодные цве­та); уметь осуществлять выбор и орга­низацию языковых средств в соответст­вии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения; излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме.

Уметь отбирать материал, составлять план сочинения, определять тему и идею работы

Упражнения, со­ставление плана, творческая работа

Упр. 163



31

Повторение по теме «Дву­составные предложения»

Урок по­вторения и обобще­ния полу­ченных знаний

Систематизация зна­ний по теме

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка (грамматические, ор­фографические, пунктуационные)

Тренинг

Контрольные вопросы (с. 82-83); упр. 169



32

Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения» с грамматиче­ским заданием

Урок кон­троля

Систематизация зна­ний, контроль

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка.

Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии

Контрольный диктант с грамма­тическим зада­нием




Односоставные предложения (7+2р.р.+1к.д.)

33



Назывные

предложения




Урок усвоения новых знаний

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

Знать строение неполных предложений. Уметь использовать неполные предложения в речи

Тест

Упр. 182



34

Определённо-личные пред­ложения


Особенности смы­словых значений од­носоставных пред­ложений в сопостав­лении с двусостав­ными; типы односо­ставных предложе­ний. Определённо-личные предложения

Знать особенности смысловых значе­ний односоставных предложений в со­поставлении с двусоставными; призна­ки назывных предложений. Уметь проводить наблюдение: стили­стические возможности односоставных предложений; находить определённо-личные предложения в текстах художе­ственных произведений; определять роль определённо-личных предложений в художественной литературе




Диктант (упр. 183), беседа, проблем­ные задания, ра­бота с книгой

§32; упр. 188 (составить текст на тему «Накануне дня рождения», используя оп­ределённо-личные пред­ложения)



35

Неопределённо-личные пред­ложения








Урок усвоения новых знаний







Особенности смы­словых значений од­носоставных пред­ложений в сопостав­лении с двусостав­ными; типы односо­ставных предложе­ний. Неопределённо-личные предложения







Знать различия между односоставными предложениями и двусоставными; при­знаки неопределённо-личных предло­жений.

Уметь находить неопределённо- личные предложения в тексте; исполь­зовать неопределённо-личные предло­жения в различных стилях речи; заме­нять двусоставные предложения анало-

гичными односоставными определённо-личными и неопределённо-личными. Интеграция с уроком литературы; рас­суждения на тему «Почему в рассказах И. С. Тургенева много неопределённо-личных предложений?»








Беседа, проблем­ные задания, уп­ражнения, работа с книгой, диктант (упр. 189)







§ 33; упр. 191 (выписать не­определённо-личные пред­ложения из 2-го дейст­вия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)










36

Инструкция

Урок раз­вития речи

Особенности состав­ления инструкции

Знать особенности составления инст­рукции.

Уметь составлять инструкцию, упот­ребляя в ней односоставные предло­жения

Упражнения, ра­бота с учебником, тренинг

Упр. 198



37

Безличные предложения

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с безлич­ными предложения­ми; с общими отли­чительными призна­ками двусоставных и безличных предло­жений, синонимич­ных по значению; со способами выра­жения сказуемых в безличных предло­жениях

Знать различие между типами односо­ставных предложений, признаки без­личного предложения. Уметь находить безличные предложе­ния в тексте по значению и структур­ным особенностям; употреблять без­личные предложения для передачи со­стояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставны­ми; писать сочинение-миниатюра: «Осенний дождь» с использованием безличных предложений

Упражнения, ра­бота с учебником, тренинг, сочине­ние-миниатюра «Осенний дождь»

§35; упр. 205



38

Рассуждение

Урок раз­вития речи

Обобщение и расши­рение представления о таком типе речи, как рассуждение; прямой и обратный способы доказа­тельств; тезис и ан­титезис; риториче­ский вопрос

Знать тип речи - рассуждение; отличи­тельные признаки, особенности рассуж­дения.

Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитези­сы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

Работа с текста­ми, опорный кон­спект, изложение (по тексту К. Паустовского), мини-сочинение-рассуждение на тему «Слово де­лом крепи», дик­тант

Упр. 212 (сочинение-рассуждение по картине К. Юона «Но­вая планета»)




39

Неполные предложения

Урок усвоения новых знаний

Особенности стро­ения полных и непол­ных предложений, сфера их употребле­ния, роль неполных предложений в тек­стах художественных произведений

Знать особенности и функции непол­ных предложений.

Уметь находить неполные предложения в тексте; заменять неполные предложе­ния синонимичными полными; различать неполные двусоставные предложе­ния и односоставные назывные. Инте­грация с уроком литературы: уметь про­водить наблюдения (стилистические возможности неполных предложений)

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, про­блемные задания

§37; упр. 215



40

Синтаксический разбор односо­ставного пред­ложения

Урок ус­воения новых знаний

План синтаксическо­го разбора

Знать и уметь производить синтакси­ческий разбор односоставного предло­жения

Тренинг

§38; упр. 216.



41

Повторение по теме «Одно­составные предложения»

Урок по­вторения и обобще­ния полу­ченных знаний

Систематизация зна­ний по теме. Струк­тура односоставных предложений и их роль в текстах худо­жественных произве­дений

Знать отличие между типами односо­ставных предложений, признаки каждо­го из них.

Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, со­ставлять предложения по схемам

Тренинг, кон­трольные вопросы

Контрольные вопросы (с. 101); упр. 220 (со­чинение-наблюдение «Осенний ве­чер»); упр. 221 (устный пере­сказ одной из частей текста, составление плана)



42

Контрольный диктант по теме «Односостав­ные предложе­ния» с грамма­тическим зада­нием

Урок кон­троля

Систематизация зна­ний, контроль

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка.

Уметь применять изученные орфо-граммы; соблюдать основные правила орфографии

Контрольный диктант с грамма­тическим зада­нием




Простое осложнённое предложение (9+2р.р.+1к.д.)

43

Понятие об ос-

ложнённом

предложении.

Понятие об од-

нородных чле-

нах предложе-

ния

Урок ус-

воения

новых

знаний

Понятие об ослож-

нённом предложе-

нии. Использование

предложений с одно-

родными членами

в текстах и в речи

Знать об осложнённом предложении.

Уметь находить однородные члены

предложения в тексте; правильно рас-

ставлять знаки препинания в предложе-

нии; соблюдать перечислительную ин-

тонацию. Интеграция с уроком литера-

туры: уметь «видеть» однородные чле­ны предложения в рассказе Л. Н. Тол­стого «После бала», определять их роль

Работа с текстами

художественных

произведений,

упражнения, про-

блемные задания,

диктант (упр. 234)

§39,40;

упр. 230, 232



44

Однородные

члены предло-

жения, связан-

ные только пе-

речислительной

интонацией,

и пунктуация

при них

Комбини-

рованный

урок

Пунктуация при од-

нородных членах

предложения

Уметь находить однородные члены

предложения в тексте; правильно рас-

ставлять знаки препинания в предложе-

нии; соблюдать перечислительную ин-

тонацию и графически обозначать её,

уместно употреблять предложения

с однородными членами

Работа с текстами художественных

произведений,

упражнения, проблемные задания

§41; упр. 238, 239

(составить ха-

рактеристику

Лиз и Джесси

по плану)



45

Однородные

и неоднородные

определения


Комбини-

рованный

урок

Различие однород-

ных и неоднородных

определений, оформ­ление их пунктуаци-онно

Знать правило постановки знаков пре-

пинания при однородных определениях

н отсутствия знаков при неоднородных определениях.

уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; разли­чать однородные и неоднородные опре­деления

Работа с текстами

художественных

произведении, упражнения, про­блемные задания, диктант (упр. 247)

§42; упр. 246

(найти и выпи-

сать однород­ные и неодно­родные опре­деления, упо­треблённые при описании

внешности Н. Г. Гарина-Михайлов­ского)



46

Однородные члены, связан- ные сочини­тельными сою­зами, и пунк­туация при них

Комбини­рованный урок

Сочинительные сою­зы и знаки препина­ния при них. Отсут­ствие запятой во фра­зеологических обо­ротах с повторя­ющимися союзами и ... и, ни ... ни

Знать правила постановки знаков пре­пинания при однородных членах, свя­занных сочинительными союзами. Уметь правильно ставить знаки препи­нания при однородных членах, связан­ных союзами; определять стилистиче­скую окраску союзов в предложении с однородными членами

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, про­блемные задания, опорные схемы и таблицы

§ 43; упр. 260



47-48

Изложение (сравнительная характеристика) с элементами сочинения

Урок раз-вития речи

Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности.

Уметь составлять сравнительную ха­рактеристику, используя данный план (упр. 263), озаглавливать текст; осуще­ствлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста собственного сочинения; излагать свободно и пра­вильно свои мысли в письменной форме


Работа с текстом, творческая работа

Упр. 264 (на­писать сравни­тельную ха­рактеристику двух одноклас­сников); упр. 265 (со­ставить памятку для спор­щиков)



49-50

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

Комбини­рованный урок

Обобщающие слова при однородных чле­нах и знаки препина­ния при них

Знать правила постановки знаков пре­пинания при обобщающих словах с од­нородными членами. Уметь правильно ставить знаки препи­нания; раскрывать содержание обоб­щающих слов, подобрав к ним одно­родные члены (составлять предложе­ния); составлять схемы предложений с обобщающими словами при однород­ных членах; различать предложения с обобщающими словами и предложе­ния с именным составным сказуемым

Работа с текстами Художественных произведений, упражнения, про­блемные задания, опорные схемы и таблицы

§ 44;упр.274 (диктант)





51

Синтаксический и пунктуацион­ный разбор предложения с однородными членами

Комбини­рованный урок

План синтаксическо­го и пунктуационно­го разбора

Знать и уметь выполнять синтаксиче­ский и пунктуационный разбор предло­жения с однородными членами

Тренинг

§45,46; упр. 277, 280



52

Повторение по теме «Пред­ложения с од­нородными членами»

Комбини­рованный урок

Систематизация зна­ний по теме; исполь­зование предложений с однородными и не­однородными членами

Знать правила постановки знаков пре­пинания в предложениях с однородны­ми членами и уметь разбирать такие предложения по членам; составлять схемы; находить в тексте, уметь само­стоятельно составлять предложения с однородными членами

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, про­блемные задания, опорные схемы и таблицы, сочи­нение-отзыв «Осенние дожди»

Контрольные вопросы (с. 132); упр. 286



53

Диктант (с грамматиче­ским заданием)

Урок кон­троля

Систематизация зна­ний, контроль. Лик­видация пробелов

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка.

Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии

Контрольный диктант с грамма­тическим зада­нием




54

Анализ кон­трольной рабо­ты. Работа над ошибками

Урок ра­боты над ошибками

Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов

Уметь анализировать контрольную ра­боту и осуществлять работу над ошиб­ками

Работа над ошиб­ками

Упр. 285






55

Понятие

об обособлении

Обособленные

определения,

выделительные знаки препинания при них

Комбини­рованный урок

Обособленные члены предложения, их роль в речи. Общие условия обособления определений

Знать, что такое обособление (термин). Уметь правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, со­блюдать правильную интонацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложе­ниями; уместно использовать предло­жения с обособленными членами в тек­сте

Упражнения, про­блемные задания, опорные схемы и таблицы. Инте­грация с уроками литературы: находить примеры обособлений в изучаемом худ. произведении

§47,48; упр. 294




56-

57

Обособление согласованных

распространён­ных и нерас-

пространённых

определений

Комбини­рованный

урок

Общие правила обособления согла-

сованных распро­странённых и нерас-

пространённых опре-

делений

Знать правила обособления согласо­ванных распространённых и нераспространенных определении.

Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обо­собленных членов; составлять план параграфа; выполнять выборочную работу из текстов художественной литературы (И. С. Тургенев)

Рассказ, беседа, работа с книгой,

опорные записи, кодированный

диктант, выбо-

рочная работа на материале

произведений И. С. Тургенева

§ 48 (с. 141-143); упр. 298;

упр. 300



58-59

Рассуждение на дискуссионную тему (упр.302)

Урок раз­вития речи

Обобщение и расши­рение представления о таком типе речи, как рассуждение; прямой и обратный способы доказа­тельств; тезис и ан­титезис; риториче-

ский вопрос

Знать о таком типе речи, как рассуж­дение; отличительные признаки, осо­бенности рассуждения,

Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитези-

сы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

Беседа, творче­ская работа

§49; упр. 306 (отредактиро­вать предло­жения)



60

Обособленные

приложения. Выделительные

знаки препина­ния при них

Урок

усвоения новых

знаний

Правила обособления

приложений

Знать правила обособления приложений.

Уметь находить приложения в тексте, определять условия их обособления;

выразительно читать предложения с обособлением

Упражнения, про-

блемные задания, опорные схемы

и таблицы. Интеграция с уроками лите­ратуры: находить примеры обособ­лений в изуча­емом художест­венном произве­дении

§50; упр. 310

(составить и записать

предложение, включив в него перечисленные титулы, роли различных членов предложения)




61-

62

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препина­ния при них

Комбини­рованный урок

Условия обособления деепричастий и дее­причастных оборотов

Знать правило обособления обстоя­тельств, выраженных деепричастным оборотом и деепричастием. Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; определять границы деепричастных оборотов; правильно ставить знаки препинания при выделе­нии обособленных обстоятельств; вы­писывать из изучаемого художествен­ного произведения 10 предложений по теме (интеграция с уроком литературы)

Тестирование по теме, упражне­ния, проблемные задания, опорные схемы и таблицы

§51; упр. 319; упр. 321 (вы­писать пред­ложения с обособлен­ными обстоя­тельствами, определения­ми, приложе­ниями)



63-64

Обособленные уточняющие члены предло­жения. Выдели­тельные знаки препинания при уточняющих членах предло­жения

Урок усвоения новых знаний

Понятие об уточня­ющих членах пред­ложения

Знать правило обособления уточня­ющих членов предложения. Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; вы­разительно читать предложения с уточ­няющими членами; находить обособ­ленные уточняющие члены предложе­ния в тексте; составлять предложения на тему «Изобретения наших дней»

Тестирование по теме, упражне­ния, проблемные задания, опорные схемы и таблицы, мини-сочинение «Изобретения наших дней»

§52; упр.325 или упр. 328



65

Синтаксический и пунктуацион­ный разборы предложений с обособленны­ми членами

Урок усвоения новых знаний

Планы разборов

Знать и уметь производить синтакси­ческий и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами

Тренинг

§53,54; упр. 331, 333




66

Повторение по теме «Пред­ложения с обо­собленными членами»

Урок-зачёт

Проверка знания тео­ретического мате­риала по теме, обоб­щение изученного

Знать правила постановки знаков пре­пинания в предложениях с обособлен­ными и уточняющими членами. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунк­туационный разборы; использовать раз­нообразные конструкции в связной ре­чи; составлять в научном стиле речи связный текст об обособленных обстоя­тельствах и уточняющих членах пред­ложения

Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, проблемные за­дания, упражне­ния, тестирование

Контрольные вопросы (с. 162); упр. 338(про­должить опи­сание шипов­ника, стараясь учесть стили­стические осо­бенности ав­торского опи­сания)



67

Диктант (с грамматиче­ским заданием) по теме «Обо­собленные чле­ны предложе­ния»

Урок кон­троля

Систематизация зна­ний, контроль

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка.

Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самокон­троль, находить в работе грамматиче­ские ошибки

Контрольный диктант с грамма­тическим зада­нием




68

Анализ кон­трольной рабо­ты. Работа над ошибками

Урок работы над ошиб­ками



Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов

Уметь анализировать контрольную ра­боту и выполнять работу над ошибками

Работа над ошиб­ками

Упр. 340



Слова, грамматически не связанные с членами предложения (10+2р.р.+1к.д.)

69-70

Обращение. На­значение обра­щения

Комбини­рованный урок

Сведения об обраще­нии: назначение об­ращений, обращения распространённые и нераспространён­ные, выделительные знаки препинания при обращении, употребление обра­щений

Уметь находить обращения в тексте; употреблять их с учётом речевой ситуа­ции; выразительно читать предложения с обращением; правильно ставить знаки препинания при обращении; находить обращения в художественных произве­дениях XIX-XX вв., определять роль обращений (интеграция с уроками лите­ратуры)

Упражнения, тре­нинг, практикум

§ 55-58; упр.347 (выписать из произведе­ний худ и публиц литерат примеры раз­ных обраще­ний); упр. 355 (написать поздравление

близкому

человеку

по плану)





71-

72

Вводные конст­рукции. Группы вводных слов и вводных соче­таний слов по назначению. Вставные конструкции

Урок усвоения новых знаний

Вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Груп­пы вводных слов. Вставные слова, словосочетания, предложения.

Знать понятие вводные слова как сред­ство выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь выражать определённые отно­шения к высказываниям с помощью вводных слов и предложений; правиль­но ставить знаки препинания при ввод­ных словах; находить в художествен­ных произведениях, изучаемых на уро­ках литературы, предложения с ввод­ными словами, выписывать их; исполь­зовать в речи вводные слова и предло­жения с учётом содержания

стиля высказывания



Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, проблемные задания, упраж­нения

§59-62; упр. 367, 369



73

Выделительные знаки препина­ния при ввод­ных словах, вводных соче­таниях слов, вводных пред­ложениях и вставных конструкциях

Урок усвоения новых знаний

Выделительные зна­ки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных пред­ложениях и вставных конструкциях

Знать выделительные знаки препина­ния при вводных словах, вводных соче­таниях слов и вводных предложениях. Уметь находить вводные слова, ввод­ные сочетания слов и вводные предло­жения в текстах художественных и пуб­лицистических произведений; выражать определённые отношения к высказыва­ниям с помощью вводных слов и встав­ных конструкций

Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, проблемные за­дания, упражне­ния, диктант (упр. 376), выбо­рочный диктант (упр. 390)

§ 61,62;

упр. 377, 386 (подготовиться к публичному выступлению)




74-75

Публичные выступления

Урок раз­вития речи

Публичные выступления как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности

Знать строение данного текста, его языковые особенности. Уметь составить публичное выступление на общественно значимую тему с использование вводных и вставных конструкций.

Публичные выступления

Упр. 390



76

Междометия в предложении

Урок усвоения новых знаний

Междометия - «эмо­циональные сигна­лы». Выделительные знаки препинания при междометиях

Знать выделительные знаки препина­ния при междометиях; особенности по­становки запятой при условии употреб­ления междометия вместе с обращением. Уметь различать вводные, вставные конструкции и междометия, правильно расставлять знаки препинания при них; осмысливать нормы и еру использо­вания данных слов

Упражнения, тре­нинг, практикум

§ 63; упр. 393



77

Синтаксический,пунктуацион­ный разбор предложений со словами, словосочета­ниями и пред­ложениями, грамматически не связанными с членами пред­ложения

Урок усвоения новых знаний

План синтаксическо­го и пунктуационно­го разбора предложе­ний со словами, сло­восочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с чле­нами предложения

Знать и уметь выполнять синтаксиче­ский и пунктуационный разбор предло­жений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Упражнения, тре­нинг, практикум

§ 64; упр. 395, 398



78-79

Повторение по теме «Пред­ложения с ввод­ными словами, словосочета­ниями и пред­ложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении»

Комбини­рованный урок

Проверка знания тео­ретического мате­риала по теме, обоб­щение изученного

Знать правила постановки знаков пре­пинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предло­жениями.

Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунк­туационный разборы; использовать раз­нообразные конструкции в связной ре­чи; находить их в текстах; различать вводные слова и предложения

Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, проблемные за­дания, упражне­ния, тестирование

Контрольные вопросы (с. 189); упр. 400 (пись­менно)




80

Диктант (с грамматическим за­данием) по теме «Предложения с вводными словами, обра­щениями». Меж­дометия в пред­ложении»

Урок кон­троля


Систематизация зна­ний, контроль

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка.

Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самокон­троль, находить в работе грамматиче­ские ошибки

Контрольный диктант с грамма­тическим зада­нием




81

Анализ кон­трольной работы. Работа над ошибками

Урок ра­боты над ошибками

Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов

Уметь анализировать контрольную ра­боту и выполнять работу над ошибками

Работа над ошиб­ками

Упр. 401



Чужая речь (9+3р.р.+1к.д.)

82

Понятие о чужой ре­чи. Комментиру­ющая часть. Инто­нация предупрежде­ния и интонация по­яснения в комменти­рующей части

Урок усвоения новых знаний

Знать понятия чужая речь, комменти­рующая часть; место комментирующей части в предложении; глаголы, обозна­чающие чужую речь. Уметь распространять комментиру­ющую часть предложений с чужой речью на основе данных схем

Упражнения, тре­нинг, практикум

§ 65, 66; упр. 402



83

Отличие прямой речи от косвенной. Деловое письмо (протокол)

Комбини­рованный урок

Знать об отличии прямой речи от косвенной; о постановке знаков препи­нания в предложениях с прямой речью. Уметь составлять протокол с использованием предложений с косвенной речью.

Упражнения, тре­нинг, практикум

§67,68; упр. 406



84

Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

Комбини­рованный урок

Уметь находить предложения с прямой речью в текстах изучаемых произведе­ний (интеграция с уроками литерату­ры); расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, разо­рванной комментирующей частью; вы­писывать предложения с косвенной ре­чью, соответствующие схемам (из главы 7 повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»); самостоятельно строить схемы предложений с прямой речью

Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, проблемные задания, упраж­нения


§ 69; упр. 412



85

Составление диалогов

Комбини­рованный урок

Уметь составлять диалоги и записы­вать их; находить диалоги, соответст­вующие схемам; заменять глагол гово­рить глаголами, более точно обозна­чающими характер речи; выразительно читать диалоги, объяснять знаки препи­нания при них; перестраивать диалог в прямую речь

Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, проблемные за­дания, упражне­ния, творческая работа

§ 70; упр.417



86

Рассказ с диалогом. Повествовательный текст в жанре расска­за, его особенности

Урок раз­вития речи

Знать особенности текста в жанре рас­сказа. Уметь перерабатывать текст в рассказ с диалогом, используя выделенные гла­голы; кратко передавать содержание диалогов и прямой речи (упр. 419), озаглавливать своё изложение так, что­бы в названии отражалась основная мысль текста; придумывать рассказ по данному началу

Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, проблемные за­дания

Упр. 421 (сочинение-интервью)




87-88

Сжатое изложение (Упр. 419)

Урок раз­вития речи

Составление текста в сжатом виде

Знать приемы сжатия текста. Уметь составлять текст в сжатом виде, кратко передать содержание диалогов и прямой речи

Сжатое изложение

Работа по плану:

1)рассмотрение текста;

2)вырази чтение;

3)обдумывание заголовка к тексту;

4)тема, осн.мысль;

5) микротемы,
план;

6)средства связи;

7)стиль речи, тип
речи, жанр;

8)стилиствозможн.



89

Цитата

Урок ус­воения но­вых зна­ний

Способы передачи чужой речи. Цитата -дословная выдержка из чужой речи. Знаки препинания при цитировании

Знать о способах передачи чужой речи. Уметь составлять и записывать пред­ложения с цитатами; находить цитаты в тексте; определять основную мысль цитаты и вводить её в текст двумя спо­собами: 1) как прямую речь 2) как часть предложения

Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, проблемные за­дания, рецензи­рование домаш­них творческих работ (интервью)

§ 72; упр. 429



90

Синтаксический и пунктуацион­ный разбор предложений с чужой речью

Урок ус­воения но­вых зна­ний

Образец (устный и письменный) син­таксического и пунк­туационного разбора предложений с чу­жой речью

Знать и уметь выполнять устный и письменный разбор предложений с чу­жой речью

Тренинг

Упр. 431



91-92

Повторение по теме «Чужая речь»

Урок повторе­ния и сис­тематиза­ции полу­ченных знаний

Проверка знания тео­ретического мате­риала по теме, обоб­щение изученного

Знать правила постановки знаков пре­пинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунк­туационный разборы; использовать раз­нообразные конструкции при передаче чужой речи

Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, проблемные за­дания, упражне­ния, тестирование

Упр. 433



93

Диктант (с грамматиче­ским заданием) по теме «Чужая речь»

Урок кон­троля

Систематизация зна­ний, контроль

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка.

Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самокон­троль, находить в работе грамматиче­ские ошибки

Контрольный диктант с грамма­тическим зада­нием










94

Анализ кон­трольной рабо­ты. Работа над ошибками

Урок работы над ошиб­ками

Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов

Уметь анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошиб­ками

Работа над ошиб­ками

Упр. 426,428



Повторение и систематизация изученного в 8 классе (6+2к.р.)

95

Синтаксис и морфология


Комбини­рованный

Первичная и вторич­ная синтаксическая роль различных час­тей речи

Знать, какова первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи.

Уметь составлять предложения с дан­ными словосочетаниями; определять в них роль инфинитива; выполнять пол­ный и частичный разбор предложения; графически указывать члены предложения

Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, проблемные за­дания, упражне­ния, тестирование

Упр. 435



96-97

Синтаксис и пунктуация

Комбини­рованный

Систематизация зна­ний изученных язы­ковых явлений

Знать изученные языковые явления; условия постановки знаков препинания, пользоваться графическим условным обозначением; выделять в тексте абза­цы, составлять план текста. Уметь анализировать словосочетания и простые предложения; пользоваться синтаксическими синонимами в соот­ветствии с целью и стилем высказыва­ния; определять роль пунктуации в речи

Беседа, упражне­ния, самостоя­тельная работа, творческая работа (р/р; подробное изложение), ор­фографическая работа

Упр. 441




98

Синтаксис

и культура речи

Комбини­рованный

Три составляющие компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуни­кативный

Знать, что основа культуры речи - со­блюдение норм русского литературного языка.

Уметь предупреждать синтаксические ошибки: в словосочетаниях с управле­нием, в употреблении деепричастных оборотов, в построении сложных пред­ложений

Тренинг, работа со словарём, ре­дактирование текста

Упр. 448


Ч »


99-100

Синтаксис и орфография

Комбини­рованный

Связь синтаксиса и орфографии

Знать основные нормы русского языка (грамматические, орфографические пунктуационные).

Уметь применять изученные правила и приёмы; пользоваться определёнными способами их применения; делать вы­вод о связи синтаксиса и орфографии, составлять взаимодиктант по теме

Кодированный диктант, сводные таблицы, упраж­нения

Упр. 452



101-102

Итоговая кон­трольная работа

Урок кон­троля

Проверка, оценка и коррекция знаний учащихся

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль

Тест, анализ текста