СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО по учебнику  Т.Г.Рамзаевой "Русский язык". 140 часов в год, 4 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для   3   класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта   начального   общего образования.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6–10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24–26 учебных недель, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В рабочей программе содержание Обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В Обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и предмета «Литературное чтение». Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т. п.)

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые проводиться на как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

ЦЕЛИ:

  • Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;

  • Обеспечение их эмоционального благополучия, для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка, для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой;

  • Обучение навыкам общения и сотрудничества через побуждение и поддержку детских инициатив в разных видах деятельности;

  • Поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;

  • Расширение опыта самостоятельного  выбора;

  • Формирование желания учиться, постоянно расширяя границы своих возможностей;

  • Создание у школьников мотивации к изучению языка;  

  • Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к  родному  языку, чувства сопричастности к сохранению  его уникальности  и чистоты, пробуждение познавательного   интереса к родному слову,  стремления  совершенствовать  свою речь.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Согласно базисному учебному плану МБОУ «СОШ №2» отводится  для обязательного изучения русского языка в 3 классе  140  учебных часов из расчета 4 учебных часа в неделю.

Количество плановых контрольных работ в 3 классе – 10.


Содержание предмета

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.)

Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

Систематический курс

Фонетика и орфография.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • разделительные ъ и ь;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные падежные окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с именами существительными;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Выполнение звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков,  характеристика согласных и гласных звуков).

Лексика.

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов от омонимов и синонимов.

Морфемика и словообразование.

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Разбор слова по составу.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).

Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).

Морфология. Понятие о частях речи.

Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

Числительное

Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.

Упражнения в различении на письме приставки и предлоги.

Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.

Различение названия падежей.

Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.

Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.

Синтаксис.

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Формирование умения составлять схему предложения.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.

Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения(дополнения, обстоятельства, определения).

Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения. Лексикография.

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).

Развитие речи.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Определение темы и основной мысли (основное переживание) текста, составление план текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении.

Членение текста на абзацы, оформляя это членение на письме.

Оформление писем элементарного содержания.

  • по каждой программе обучения;

  • конец учебного года в соответствии со стандартом начального общего образования



Учебная четверть

Количество слов в тексте

Контрольное изложение

Контрольное списывание

Тематическая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

I

40 – 45

-

1


4

1

II

45 – 50

-

-

1

III

50 – 55

-

-

1

IV

55 – 60

-

1

1

Год

55 - 60

-

2

4

4


Всего 10


Разделы тематического планирования


Тема

Кол-во часов

Повторение

14

Предложение.

8

Текст

3

Состав слова

10

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне.

9

Безударные гласные в корне слова.

15

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком.

5

Обобщение правил  о правописании корня.

1

Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками.

6

Разделительный твёрдый знак.

3

Части речи.

6

Имя существительное

15

Имя прилагательное

10

Глагол

21

Повторение изученного за год

14

Всего

140



Слова с непроверяемыми написаниями: автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комбайн, комбайнёр, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, молоко, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, сирень, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.





Тематическое планирование по русскому языку 3 класс «Школа России» Рамзаева Т.Г. 140 ч


п/п

Название темы,


НРК

Кол-во

часов


Виды учебной деятельности

Планируемые результаты усвоения материала

д/з

Дата

проведения


план

факт


1 четверть – 32 ч


Повторение  изученного во 2 классе (14 ч)


1

Повторение  изученного во 2 классе. Речь. Употребление в России русского языка и национальных языков.

1

НРК

-различать язык и речь.

-объяснять в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь

-рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.


-знакомство с учебником, его содержанием и структурой; уточнение представления о речи и ее значении в жизни человека;

С.4,упр.3,

правило

04.09

04.09


2

Предложение. Повторение.

1

-различать текст и предложение

-определять тему и главную мысль текста

-подбирать заголовок к заданному тексту

-выделять части текста и обосновывать правильность их выделения

-различать типы текстов

-предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме.

С.7,упр.8,

правило,

словарь

05.09

05.09


3

Текст – единица языка и речи.

Словарный диктант

1

 -текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста.

С.8,упр.10,

правило

06.09

06.09


4

Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия и состояния предметов.

1

-выделять слова называющие предметы, признаки предметов, действия и состояния предметов

-находить их в тексте

- знать о частях речи, не называя их

С.12,упр.20,

правило

07.09

07.09


5

Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении.

1

-распознавать слова по вопросам

-приводить примеры слов изученных частей речи

-знать части речи, их роли в речи.

С.14,упр.24,

правило

11.09

11.09


6


Имена собственные. Заглавная буква. Однокоренные слова.


1


-распознавать имена собственные и нарицательные

-различать имена собственные и заглавные буквы

-распознавать однокоренные слова, выделять в них корень

-приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем

-знать правила написания имён собственных

-знать признаки однокоренных слов; одинаковое написание корня в однокоренных словах.

С.18,упр.33, правило

12.09

12.09


7


Звуки и буквы. Гласные буквы Е Ё Ю Я.Слово и слог.

1


-различать слово, слог

и букву

-определять наличие в слове изученных орфограмм

-подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой

-объяснять,

-доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

-группировать слова по типу орфограмм

-знать различие между буквой и звуком, признаки гласных .-гласные ударные и безударные. Слоги. Перенос.

С.22, упр.43,45 правило

13.09

13.09


8

Мягкий знак – показатель мягкости согласных.

1

-знать о роли мягкого знака, как показателя мягкости согласных звуков

С.25,упр.51, правило

14.09

14.09


9

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

1

знать правила правописания  жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

С.26,упр.56,

правило

18.09

18.09


10

Разделительный мягкий знак. Письмо по памяти.

1

-знать разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения

С.28,упр.59 правило

19.09

19.09


11

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

1

-работать с памяткой

«звуко-буквенный разбор слова»

-обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задач

-излагать письменно содержание текста по плану

-оценивать результаты выполненного задания

-произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова; способы подбора проверочного слова

С.30,упр.64 правило

20.09

20.09


12

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

1

-знать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

С.31,упр.68правило

21.09

21.09


13

Контрольный диктант №1 «Хлеб»

по теме «Повторение за 2 класс»


1

Контрольная работа

-уметь писать письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

словарь

25.09



14

Работа над ошибками.


1

-анализировать допущенные ошибки

-подбирать к ним проверочные слова

-уметь прорабатывать ошибки , допущенные в диктанте

С.34,упр.74,

правило

26.09



Предложение (8 ч)




15

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

1

-отличать предложение от группы слов

-наблюдать над значением предложений,

различных по цели высказывания, находить их в тексте

-уметь распознавать в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации, предложение, его назначение и признаки. Уметь оформлять предложения в устной речи и на письме

С.37,упр.78,

правило

27.09



16

Восклицательные предложения.

1

-соблюдать в устной речи логическое, смысловое ударение и интонацию конца предложения

-классифицировать предложения по цели высказывания и интонации

-находить обращение в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной форме

-обосновывать знаки препинания в конце предложения

- упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации

С.40-41,

упр.86,

правило

28.09



17

Обучающее сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

1

-умение «Читать» картину

словарь

02.10



18

Упражнение в правильном построении предложений и оформлении их на письме. Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений.

1

-упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации, предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме

С.42,упр.89


03.10



19

Обучающее изложение «Концерт для пингвинов»

1

-восстанавливать текст по написанному плану

-понимать содержание текста, правила пересказа

С.43,упр.91

04.10



20

Р/о.Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

1

-устанавливать при помощи вопросов связь между предложениями

-различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении

-работать с памяткой

«как разобрать предложение»

-обсуждать алгоритм разбора предложения.

-знать распространенные и нераспространенные предложения

С.46,упр.95,

правило

05.10



21

Упражнение в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения

1

-знать распространенные и нераспространенные предложения

С.48,упр.100

правило

09.10



22

Словосочетание.

Письмо по памяти

1

-различать словосочетание и предложение

-выделять в предложении словосочетание

-устанавливать при помощи вопросов связь между словами в словосочетании

-знать признаки предложения и словосочетания, их отличия

С.50-51,

упр.104,105

правило

10.10



Текст ( 3 ч)


23

Текст. Тема текста.

1


-текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста.


11.10



24

Тема текста.

1

-восстанавливать деформированный текст подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст

-оценивать результаты выполненного задания

-текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста.

С.55,упр.116


12.10



25

Обобщение о тексте.

Проверочная работа по теме «Текст»

1

-текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста.

5 предложений об осеннем урожае

16.10



Состав слова ( 10 ч)


26

Однокоренные слова. Два признака однокоренных слов.

1

-формировать определение однокоренных слов и корня слова

-различать однокоренные слова

-различать однокоренные слова и формы одного и того же слова

-формировать определение окончания, выделять окончание в слове

-рассматривать картину, высказывать свое отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст

-различать признаки понятий «однокоренные слова», «корень слова»

С.58,упр.124,правило

17.10



27

Корень слова.

1

- признаки понятий «однокоренные слова», «корень слова»

С.60,упр.129,правило

18.10



28




Понятие об окончании.

1

-окончание как изменяемая части слова, его роль в образовании форм слова.

С.61,упр.132,правило

19.10



29

Окончание и его роль в предложении.

1






С.65,упр.140,142,правило

23.10



30

Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке.

1

-формировать определение приставки и суффикса

-объяснять значение приставок и суффиксов в слове

-выделять в словах приставки и суффиксы

-образовывать слова с помощью приставки или суффикса

-работать с памяткой «как разобрать слово по составу»


-значение приставок и суффиксов, образование  однокоренных слов с приставками и суффиксами.

С.67,упр.147,правило

24.10



31

Суффикс – значимая часть слова. Закрепление знаний и приставке суффиксе.

1

-значение приставок и суффиксов, образование  однокоренных слов с приставками и суффиксами.

С.73, упр.162, правило

25.10



32

Приставка – значимая часть слова. Письмо по памяти.

1

- значение приставок, образование слова с приставками.


С.77, упр.172,173,

правило

26.10



2 четверть 32 часа


33







34

Суффикс и приставка

Словарный диктант



Контрольный диктант №2 «Осень в лесу»

1



работать с памяткой «как разобрать слово по составу»





значение приставок и суффиксов, образование  однокоренных слов с приставками и суффиксами



письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

словарь

06.11








С.79,упр.178


07.11




08.11




35

Работа над ошибками



находить свои ошибки в словах подбирать к ним проверочные слова

-проработка ошибок, допущенных в работе


Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне (9 ч)







36

Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне.

1

-различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные

-характеризовать согласный звук (глухой-звонкий, парный-непарный)

- оценивать правильность данной характеристики

-соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным

- произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова; способы подбора проверочного слова

С.84,упр.188, правило

09.11



37

Проверка слов с парными согласными в корне.

1

-обобщение знаний о способах подбора  проверочных слов

С.86,упр.193

13.11



38

Проверка слов с глухими и звонкими согласными в конце и середине слова.

1

-обобщение знаний о способах подбора  проверочных слов

С.88,упр.201, правило

14.11



39

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.

1

-обобщение знаний о способах подбора  проверочных слов

С.90,упр.205

15.11



40

Обучающее изложение «Озорник» (упр.206).

1

-восстанавливать текст по написанному плану

-понимать содержание текста, правила пересказа

словарь

16.11



41

Работа над ошибками. Словарный диктант

1

-анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

С.92,упр.209

20.11



42

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.

1


-обобщение знаний о способах подбора  проверочных слов

С.95,упр.217

21.11



43

Контрольный диктант №3 «Осенний лес»

1

контрольная работа

-письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

правила

22.11



44

Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными

1

анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

С.98,упр.229

23.11



45

Безударные гласные в корне слова.

1

-определять безударный гласный звук в слове и его место в слове

-разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов

С.100,упр.232, правило

27.11



46

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

1

-находить в двухсложных словах букву безударного гласного звука

-проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

С.102,упр.237, правило

28.11



47

Обобщение знаний об особенностях проверочных слов и способов проверки.

Словарный диктант

1

-объяснять правописание слов с изученной орфограммой

-подбирать примеры слов с изученной орфограммой

-разные способы про- верки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов;- проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

С.104-105, упр.243

29.11



48

Обучающее сочинение «Зимние забавы детей» (упр.221)

1

-составлять повествовательный текст используя опорные слова (под руководством учителя)

-создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике

словарь

30.11



49

Работа над ошибками.

1

анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

С.107,упр.248

04.12



50

Упражнение в проверке безударных гласных. Письмо по памяти

1

-использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне

-объяснять правописание слов с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания

-разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов;

- проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

С.108,упр.251, правило

05.12



51

Обучающее изложение повествовательного текста «Заботливый зверёк» (упр.259)

1

-восстанавливать текст по написанному плану

-понимать содержание текста, правила пересказа

С.111,упр.260

06.12



52

Работа над ошибками. Упражнение в проверке безударных гласных

1

-анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова

-проработка ошибок, допущенных в работе

С.112,упр.263

07.12



53

Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё.

1

-устанавливать наличие в словах изученных орфограмм

-обосновывать их написание

- способ проверки слов  с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё.

С.114,упр.268

11.12



54

Отработка умения подбирать два проверочных слова, оформлять предложения в тексте.

1

-устанавливать зависимость способа проверки от места орфограмм в слове

-анализировать разные способы проверки орфограмм

-группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы

--разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов

С.116-117, упр.274

12.12



55

Правописание слов с двумя безударными гласными.

1

--разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов

С.119,упр.281

13.12



56

Слова, сходные по звучанию.

1

-различать слова сходные по звучанию и написанию

-определять смысловое значение слов сходных по звучанию

-разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

С.121,упр.285

14.12



57

Правописание слов с безударными гласными.

1

-объяснять правописание слов с изученной орфограммой

-использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне

-разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов;- проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

С.123,упр.289

18.12












58

Контрольный диктант №4 «Снежные фигурки»

1

контрольная работа

-письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

словарь

19.12



59

Работа над ошибками. Словарный диктант

1

анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

С.124,упр.293

20.12



60


Правила проверки слов с непроизносимыми согласными.

1

-разбирать слова по составу

-сравнивать произношение и написание слов с непроизносимыми согласными

-произносить и слушать слова, устанавливать все ли согласные корня произносятся

-выводить алгоритм обнаружения непроизносимых согласных в корне слова

-соотношение звуков и букв в словах с непроизносимыми согласными

С.126-127, упр.298, правило

21.12



61

Правописание слов с непроизносимыми  согласными

1

-разные способы проверки правописания слов: использование орфографического словаря

С.128,упр.302, правило

25.12



62

Правописание слов с непроизносимыми  согласными

1

-сопоставление правил  правописания слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками и непроизносимыми согласными звуками в корне слова

С.131,упр.312, правило

26.12



63



Контрольный диктант №5 «Праздничный лес».

1


-письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

правила

27.12



64

Работа над ошибками

1


С.135,упр.320,правило

28.12



3 четверть 40 часов



65

Обобщение правил о правописании корня.

1



словарь


11.01



66

Приставка . Письмо по памяти

1

-делить текст на части

-передавать его содержание на письме

-образование  однокоренные слова с приставками.


С.139-140, упр.329, правило

15.01



67

Правописание приставок. Правописание безударных гласных в приставках.

1

-устанавливать гласные в приставках по-,под-,то-,про-,до-:всегда ударные? всегда безударные?

-устанавливать как пишутся приставки с ударными и безударными гласными

-устанавливать расходятся или не расходятся произношение и написание парных согласных в приставках




-понимать содержание текста, правила пересказа

Правописание приставок, оканчивающихся на согласный звук, правописание приставок, имеющих гласные

С.143,упр.338,правило

16.01



68

Обучающее изложение с использованием памятки (упр.340)

1


словарь

17.01



69

Упражнение в написании приставок и безударных гласных в корне

1

-правописание гласных в неизменяемых на письме приставках

карточки

18.01



70

Проверочная работа «Правописание безударных гласных в приставках»

1

-правописание гласных и согласных в разных частях слова

правила

22.01



71

Работа над ошибками. Предлоги и приставки

1

-сравнивать и различать одинаково звучащие и пекущиеся приставки и предлоги

-формулировать правило: «Предлоги с другими словами пишутся отдельно»


-понимать содержание текста, правила пересказа

С.146,упр.344,правило

23.01



72

Разделительный твёрдый знак. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ)

1

-произносить и слушать слова с разделительным твердым и мягким знаком.

-правило употребления разделительного твердого знака в словах.

С.150,упр.353,правило

24.01



73

Мягкий и твёрдый разделительные знаки

1

-устанавливать в чем особенность их произношения

-формулировать самостоятельно правило

-разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения

С.153,упр.363,правило

25.01



разделительные мягкий и твердый знаки


74

Проверочная работа «Правописание разделительных Ъ и Ь»

1

-различать слова с разделительным (Ъ) и (Ь) знаком

-объяснять почему твердый и мягкий знаки в словах бьет, съезд, называются разделительными


использовать на практике правила их написания


словарь

29.01



75

Ознакомление с особенностями повествовательного текста.

1

-составлять предложения из группы слов

-составлять рассказ на заданную тему

-озаглавливать текст

понимать содержание текста, правила пересказа

С.155,упр.367,правило

30.01



76

Понятие о частях речи.

1

 -находить в тексте имена существительные, прилагательные глагол, -определять на какой вопрос они отвечают

-уточнение представлений уч-ся об изученных частях речи и их признаках

С.5,упр.371, правило

31.01



77

Местоимение. Письмо по памяти

1


-личные местоимения и их признаки

С.7,упр.375, правило

01.02



78

Упражнение в распознавании частей речи.

1

  -определять, на какой вопрос отвечает данная часть речи существительное, прилагательное, глагол и что она обозначает (предмет, явление природы, действие, признак);

- знания  уч-ся об изученных частях речи, о признаках, по которым можно распознать части речи.

С.9,упр.380, правило

05.02



79

Изменение имён существительных, имён прилагательных и глаголов по числам.

1

определять род и число прилагательных по родовым окончаниям;
  изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам;

-изменение частей речи по числам

С.12,упр.386, правило

06.02



80

Проверочная работа «Части речи и их правильное употребление».

1


  находить имена существительные (в именительном падеже и в форме косвенных падежей) в тексте;
  определять, на какой вопрос отвечает данное имя существительное и что оно обозначает (предмет, явление природы, действие, признак);
  различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые;
  определять число и род имён существительных;
  изменять существительные по числам;
  различать мягкий знак – показатель мягкости (пень, день) и мягкий знак – показатель рода имени существительного с ь

-систематизация знаний о  частях речи

С.13,упр.387, правило

07.02



81

Имя существительное и его роль в речи.

1

-распознавание имени существительного по обобщенному лексическому значению и по вопросам.

С.14-15, упр.392, правило

08.02



82

Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

1

-различение имен существительных

С.17,упр.399, правило

12.02



83

Обучающее изложение «Яхта «Спасибо»

1

-изложение содержания прочитанного текста (подробное). Изложение текста-повествования.

С.16,упр.395, правило

13.02



84

Работа над ошибками, Большая буква в именах собственных

1

-правописание собственных имен существительных

С.18,упр.403, правило

14.02



85

Род имён существительных.

1

-признаки определения рода имен существительных

С.20,упр.407, правило

15.02



86

Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе.

1

-род имени сущ.: мужской, женский, средний. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода

С.23,упр.413, правило

19.02



87

Изменение имён существительных по числам.

1

-изменение имен существительных по числам

С.28,упр.425, правило

20.02



88

Изменение имён существительных по падежам ( Склонение )

1

-изменение окончаний имен существительных в зависимости от связи с другими словами;

С.33,упр.435, правило

21.02



89

Отработка умения склонять имена сущ. в единственном числе. Ознакомление с приёмами определения падежа.

1

-изменение имен существительных по падежам (падежные вопросы)

С.35,упр.440, правило

22.02



90

Упражнение в определении падежей.

1

-изменение имен существительных по падежам (падежные вопросы)

С.37,упр.442, правило

26.02



91

Обучающее изложение «Длиннохвостые разбойницы»

1

-понимать содержание текста, правила пересказа

Словарь

27.02



92

Работа над ошибками.

1


--проработка ошибок, допущенных в работе

С.39,упр.448, правило

28.02



93

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

1

  употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён существительных (например, на деревьях вместо на деревьев).

-роль мягкого знака в слове; имена  сущ. с шипящим звуком на конце

С.42,упр.454, правило

01.03



94

Контрольный диктант №6 по теме: «Имя существительное»

1

контрольная работа

-письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами


04.03



95


Работа над ошибками.


1

анализировать допущенные ошибки

-подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

С.48,упр.469, правило

05.03



96

Часть речи – имя прилагательное.

1

06.03



97

Употребление в речи имён прилагательных.

1

выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными;
  определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти имена прилагательные составляют словосочетание;
  определять род и число прилагательных по родовым окончаниям;
  изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам;
  разбирать имена прилагательные по составу.
  составлять предложения и тексты с прилагательными, соответствующими речевой ситуации, с прилагательными, близкими и противоположными по значению, и прилагательными, которые используются в прямом и переносном значении.
  проверять правописание падежных окончаний по вопросам (по окончаниям падежных вопросов прилагательных);

-признаки имени прилагательного как части речи,  роль имен прилагательных в речи.

С.51,упр.476, правило

07.03



98

Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

1

-значение и употребление в речи имен прилагательных, синонимы и антонимы, согласование с именами существительными

С.53,упр.484, правило

12.03



99

Текст-описание Списывание «Весна»

1

-антонимы, синонимы

С.55,упр.488, правило

13.03



100

Изменение имен прилагательных по родам

1

-описательный текст, роль имен прилагательных в нем; словосочетания с именами прилагательными;

-особенности научного и художественного описания

С.57,упр.493, правило

14.03



101

Изменение имен прилагательных по родам

1

-изменение имен прилагательных по родам

С.61-62,упр.504, правило

15.03



102

Изменение прилагательных по числам.

1

-изменение имени прилагательного по родам (в единственном числе) в зависимости от рода имени сущ.

С. 64,упр.509, правило

19.03



-изменение имен прилагательных по родам и числам

С. 66,упр.517, правило




103

Контрольный диктант №7 «Ранняя весна»

1

Контрольная работа

-письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

словарь

20.03



104

Работа над ошибками


Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант.

1

анализировать допущенные ошибки

-подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

С. 67,упр.519

21.03



4 четверть 36 часов


105

Глагол, его роль в языке.

2

  определять (устанавливать)глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы;

-глагол,значение и употребление в речи

С. 69-70, упр.523, правило

02.04



106

03.04



107

Роль глаголов в предложении.

Списывание.

1

-оттенки  значений глаголов, роль глаголов в предложен.

С. 73,упр.532

04.04



108

Глаголы - синонимы и глаголы-антонимы.

1

  определять (устанавливать)глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы;

-антонимы, синонимы

С. 67,упр.519

05.04



109

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.

1

С. 76,упр.541, правило

08.04






-текст-рассуждение


110

Текст-рассуждение.

1

С. 78,упр.545, правило

09.04






-понимать содержание текста, правила пересказа


-временные  формы глагола; особенности каждой временной формы


111

Определение числа глаголов. Изменение глаголов по числам.

1

  различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: (что делать?) стучать – (что?) стук;

-число глаголов и изменение глаголов  по числам

С. 82,упр.554, правило

10.04



112

Обучающее изложение «Джульбарс» (упр.555)

1

  различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И на вопрос что сделать?.
характеризовать глагол как часть речи по его лексико-грамматическим (морфологическим) признакам;

устанавливать (называть) начальную форму глагола;
  разбирать глаголы в неопределённой форме по составу (свистнуть, гулять);
  определять форму числа, лица и времени глагола;
  изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слова);
  устанавливать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?) возможные для данного глагола формы времени;


-понимать содержание текста, правила пересказа

словарь

11.04



113

Словарный диктант.

Работа над ошибками.

1

--проработка ошибок, допущенных в работе

С. 83,упр.556, правило

12.04






114

Понятие о временных формах глагола.

1

-число глаголов и изменение глаголов  по числам

С. 86,упр.561, правило

16.04



115

Упражнение в определении времени глагола.

1

-понимать содержание текста, правила пересказа

карточки

17.04



116

Неопределенная форма глагола.

1

-особенности глаголов в неопределенной форме. Начальная  форма глагола.

С. 91,упр.572, правило

18.04



117

Обучающее изложение «В половодье» (упр.578)

1



  грамотно писать глаголы с изученными орфограммами;
  использовать в собственной речи различные формы лица, числа и времени глагола;
  подбирать синонимы и антонимы к данному глаголу;
грамотно писать глаголы с изученными орфограммами;
  использовать в собственной речи различные формы лица, числа и времени глагола

-временные  формы глагола; особенности каждой временной формы

словарь

19.04



118

Словарный диктант Работа над ошибками.

1

С. 95,упр.579, правило

22.04



119

Оценка изменения по родам глаголов прошедшего времени.

1

С. 97,упр.584, правило

23.04



120

Работа над ошибками. Употребление глаголов с приставками.

1

--проработка ошибок, допущенных в работе

С. 98,упр.586, правило

24.04



121

Правописание частицы не с глаголами.

1

-формы изменения глаголов в прошедшем времени

С. 100,упр.592, правило

25.04



122

Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи. Списывание «Луковица с радостью»

1

-написание глаголов с частицей не

10 слов с частицей не

26.04



123

Контрольный диктант №8 «Весеннее утро»

1

Контрольная работа

анализировать допущенные ошибки

-подбирать к ним проверочные слова

-письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

словарь

30.04



124

Работа над ошибками. Словарный диктант.

1


С. 105-106, упр.605

03.05



125

Обучающее изложение «Наташина высота»

1

восстанавливать текст по написанному плану


правила

06.05



126

Работа над ошибками.

1


--проработка ошибок, допущенных в работе

карточки

07.05



127

Обобщение знаний о словах, предложениях.

1


-понимать содержание текста, правила пересказа

С. 110,упр.614

08.05



128

Повторение о тексте.

1

выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные,

  характеризовать значимые части слова «основа слова», «окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс»)

-различение предложения, словосочетания, слова (их сходства и различия)

С. 114,упр.618

10.05



129

Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний.

1

- воспроизведение и систематизация знаний учащихся о значимых частях слова; основа слова; словообразовательный словарь.

С. 114,упр.618

14.05




130

Разбор слов по составу

1

-разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов

С. 117-118 , упр.628

15.05



131


Три правила корня

Письмо по памяти


1

-сопоставление правила обозначения буквой безударных гласных звуков, глухих и звонких, непроизносимых согласных звуков

С. 122 , упр.639,

карточки

16.05






132

Правописание приставок

1

анализировать допущенные ошибки

-подбирать к ним проверочные слова

С. 123 , упр.641

17.05



133

Правописание слов с безударной гласной, непроизносимой согласной.

1

определять, на какой вопрос отвечает данная часть речи существительное, прилагательное, глагол и что она обозначает (предмет, явление природы, действие, признак);

С. 128 , упр.651

21.05



134

Части речи.

1


-систематизация знаний о  частях речи

С. 133 , упр.664

22.05




135


Повторение частей речи.

1

-систематизация знаний о  частях речи

С. 135 , упр.668

23.05



136

Итоговый контрольный диктант №10 «Весной»

1

Контрольная работа


словарь

24.05



137

Работа над ошибками.

1


проработка ошибок, допущенных в работе

С. 137 , упр.675

28.05



138

Контрольный словарный диктант. Обогащение языка новыми словами

1


словари русского языка и их использование в учебной деятельности школьника    

С. 138 , упр.677

29.05



139

Итоговое контрольное списывание

1

Контрольная работа


правила

30.05



140

Работа над ошибками.

1




31.05





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Использование знаково-символических средств представления информации.

  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.




Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса

Обучающиеся должны знать:

● части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

● части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

● члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.

Обучающиеся должны уметь:

● грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ , непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имён существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения )точка, вопросительный и восклицательный знаки);

● производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

● подбирать однокоренные слова разных частей речи;

● распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных, род и число имён прилагательных, время и число глаголов);

● изменять имена существительные по числам;

● склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

● изменять имена прилагательные по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

● изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени – по родам;

● распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

● устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

● распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

● производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

● интонационно правильно произносить предложения;

● писать изложение в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

● определять тему и основную мысль текста;

● делить текст на части, соблюдать красную строку;

● устанавливать связь между частями текста;

● делить текст на части, соблюдать красную строку;

● устанавливать связь между частями текста;

● устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

● озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

● распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;

● писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

● составлять устный ответ-рассуждение.



7