СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа с тематическим планированием, начиная с периода обучения грамоте по русскому языку.Данная разработка поможет учителю спланировать уроки русского языка в 1 классе.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Воробьевская средняя общеобразовательная школа»
Воробьевского муниципального района Воронежской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР __________/О.П.Мыльникова/
________2019 г.
| УТВЕРЖДЕНА приказом от _______2019 г. №_____ директор _________/Л.П.Строева/
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета (курса) по русскому языку
для 1а класса
на 2019 - 2020 учебный год
Учитель: Чеботарева Е.Н.,
1 квалификационная категория
Принята педагогическим советом
протокол №______от________2019г.
с. Воробьевка 2019
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе ФГОС НОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Воробьевская средняя общеобразовательная школа» с учётом Примерной программы начального общего образования по русскому языку и и на основе авторской программы «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. — М.: Просвещение, 2014.
Изучение курса «Русский язык» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
•ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
•формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка. Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Рабочая программа ориентирована на УМК:
1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. – М.: Просвещение. 2011.Учебник. В 2 ч.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение. 2019. В 2 ч.
3. Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие. – М.: Просвещение. 2012.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Результаты изучения предмета.
Личностные результаты.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
•внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
•положительного отношения к урокам русского языка;
•уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
•интереса к языковой и речевой деятельности;
•представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
•представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
•первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
•принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; •понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
•высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
•проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
•оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
•целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
•ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
•понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
•работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
•понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию; •преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
•понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
•составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
•анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
•осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); •делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
•слушать собеседника и понимать речь других;
•оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
•принимать участие в диалоге;
•задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
•принимать участие в работе парами и группами;
•договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
•признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
•оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты.
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
•представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;
•представление о значимости языка и речи в жизни людей;
•представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
•практические умения работать с языковыми единицами;
•представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка; •представление о правилах речевого этикета;
•адаптация к языковой и речевой деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи. Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
•пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
•составлять текст из набора предложений;
•выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
•различать устную и письменную речь;
•различать диалогическую речь;
•отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Обучающийся получит возможность научиться:
•анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
•определять тему и главную мысль текста;
•соотносить заголовок и содержание текста;
•составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
•составлять текст по его началу и по его концу;
•составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика.
Обучающийся научится:
•понимать различие между звуками и буквами;
•устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
•различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
•определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
•различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
•различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звон- кие, определять их в слове и правильно произносить;
•различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
•различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
•обозначать ударение в слове;
•правильно называть буквы русского алфавита;
•называть буквы гласных как показателей твёрдостимягкости согласных звуков;
•определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
•наблюдать над образованием звуков речи;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
•определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
•обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;
•располагать заданные слова в алфавитном порядке;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
•находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Лексика. Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
•определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
•классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
•определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова- приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).
Обучающийся получит возможность научиться:
•осознавать слово как единство звучания и значения;
•осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря; •различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);
•на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
•иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению; •подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.
Морфология.
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
•соотносить слова — названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
•соотносить слова — названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
•соотносить слова — названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
•различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Синтаксис.
Обучающийся научится:
•различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
•выделять предложения из речи;
•соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
•определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения; •соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
•составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
•составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);
•писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
•определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
•устанавливать связь слов в предложении;
•сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация.
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания: •раздельное написание слов в предложении; •написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; •отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; •перенос слов; •прописная буква в начале предложения, именах собственных; •непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); •знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
б) безошибочно списывать текст объёмом 20—25 слов с доски и из учебника;
в) писать под диктовку тексты объёмом 15—20 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
•определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
•писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
•писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.); •применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
•пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
В результате изучения русского языка в 1-м классе обучающиеся должны:
знать/понимать:
- что звуки русского языка делятся на гласные - ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – безударные;
- слово представляет собой единство звучания и значения;
- звучащее слово делится на слоги, один из которых произносится с большей силой и длительностью;
- звуки речи могут обозначаться с помощью условных графических символов - букв;
- основные слова называют предметы, их признаки, действия, не основные служат для связи основных слов в предложении, графические символы их изображения;
- на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст.
уметь:
- акцентировано произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них и давать ему полную характеристику;
- при анализе использовать практические приемы определений звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове;
- делить слово на слоги, выделять и фиксировать ударный;
- читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
- перекодировать звуковую форму слов из условно- графической в буквенную и наоборот;
- анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов;
- правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
- писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
- выполнять три вида соединения буки в слогах и словах;
- записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте, выполнять бордюры и росчерки;
- составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации;
- читать печатный и письменный текст в соответствии с нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- пересказать отдельные части текста (2-3 предложения);
- озаглавливать прослушанный текст;
- связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1 при списывании с печатного или письменного текста, 2 при письме по памяти или 3 под диктовку учителя;
- ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика;
- выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, нч. с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу;
- применять приёмы слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;
- осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв их соединений на письме.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей;
- творческого самовыражения;
- использования языка с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;
- успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов;
- успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций
в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы;
- безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры;
- применения орфографических правил и правил постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных
и предложенных текстов.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Результаты изучения курса.
Личностные результаты.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного предмета, курса.
Тематический план 1 класс (165 ч)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Из них проверочных и контрольных работ |
1. | Добуквенный период. | 31 |
|
2. | Букварный (основной) период. | 98 | 2 |
3. | Послебукварный период. Письмо. Чтение. Обучение речи. | 36 | 5 |
| Итого: | 165 | 7 |
Содержание предмета.
ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (31 ч)
Речь (устная и письменная) - общее представление.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
БУКВАРНЫЙ (ОСНОВНОЙ) ПЕРИОД (98 ч)
I. Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение,
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
II. Обучение письму
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.
Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу}.
Знакомство с правилами гигиены письма.
III. Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. ПИСЬМО. ЧТЕНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ (36 ч)
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
Содержание курса.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Учебно - методическое обеспечение программы.
Учебники:
1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. М.: Просвещение. 2011.
Рабочие тетради.
1. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение. 2019.
Методические пособия:
Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. М.: Просвещение. 2011.
Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс.
Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1 – 4 классы.
Канакина В.П., Щёголева Г.С.. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы
Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями.
1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
2.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
3. Словари по русскому языку.
4. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (письмо) - 115ч (9ч резерв) 1 класс
№ урока | Тема урока |
Кол – во часов | Дата проведения урока |
Примечания (коррекция) | |
план. | факт. | ||||
1 | Пропись-первая учебная тетрадь. | 1 |
|
|
|
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | 1 |
|
|
|
3 | Письмо овалов и полуовалов. | 1 |
|
|
|
4 | Рисование бордюров. | 1 |
|
|
|
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. | 1 |
|
|
|
6 | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | 1 |
|
|
|
7 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | 1 |
|
|
|
8 | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. | 1 |
|
|
|
9 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. | 1 |
|
|
|
10 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. | 1 |
|
|
|
11 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и вниз. | 1 |
|
|
|
12 | Строчная и заглавная буквы А, а. | 1 |
|
|
|
13 | Строчная и заглавная буквы О, о. | 1 |
|
|
|
14 | Строчная буква и. | 1 |
|
|
|
15 | Заглавная буква И. | 1 |
|
|
|
16 | Строчная буква ы. | 1 |
|
|
|
17 | Строчная и заглавная буквы У, у. | 1 |
|
|
|
18 | Строчная и заглавная буквы Н, н. | 1 |
|
|
|
19 | Строчная и заглавная буквы С, с. | 1 |
|
|
|
20 | Заглавная буква С. | 1 |
|
|
|
21 | Строчная буква к. | 1 |
|
|
|
22 | Заглавная буква К. | 1 |
|
|
|
23 | Строчная буква т. | 1 |
|
|
|
24 | Заглавная буква Т. | 1 |
|
|
|
25 | Повторение и закрепление изученного. | 1 |
|
|
|
26 | Строчная буква л. | 1 |
|
|
|
27 | Заглавная буквы Л. | 1 |
|
|
|
28 | Строчная буква р. | 1 |
|
|
|
29 | Заглавная буква Р. | 1 |
|
|
|
30 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
|
|
|
31 | Строчная буква в. | 1 |
|
|
|
32 | Заглавная буква В. | 1 |
|
|
|
33 | Строчная буква е. | 1 |
|
|
|
34 | Заглавная буква Е. | 1 |
|
|
|
35 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
|
|
|
36 | Строчная буква п. | 1 |
|
|
|
37 | Заглавная буква П. | 1 |
|
|
|
38 | Строчная буква м. | 1 |
|
|
|
39 | Заглавная буквы М. | 1 |
|
|
|
40 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
|
|
|
41 | Строчная буква з. | 1 |
|
|
|
42 | Заглавная буква З. | 1 |
|
|
|
43 | Строчная буква б. | 1 |
|
|
|
44 | Заглавная буква Б. | 1 |
|
|
|
45 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
|
|
|
46 | Строчная и заглавная буквы Б, б. Повторение. | 1 |
|
|
|
47 | Строчная буква д. | 1 |
|
|
|
48 | Заглавная буква Д. | 1 |
|
|
|
49 | Строчная буква я. | 1 |
|
|
|
50 | Повторение сведений о многозначности слов. Письмо предложений с изученными буквами. | 1 |
|
|
|
51 | Заглавная буква Я. | 1 |
|
|
|
52 | Строчная и заглавная буквы Я, я. Повторение. | 1 |
|
|
|
53 | Строчная и заглавная буквы Г, г. | 1 |
|
|
|
54 | Строчная и заглавная буквы Г, г. | 1 |
|
|
|
55 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
|
|
|
56 | Строчная буква ч. | 1 |
|
|
|
57 | Заглавная буква Ч. | 1 |
|
|
|
58 | Буква ь. | 1 |
|
|
|
59 | Буква ь. Написание слов и предложений с ь. | 1 |
|
|
|
60 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 1 |
|
|
|
61 | Строчная буква ш. | 1 |
|
|
|
62 | Заглавная буква Ш. | 1 |
|
|
|
63 | Строчная буква ж. | 1 |
|
|
|
64 | Заглавная буква Ж. Сочетания жи-ши. | 1 |
|
|
|
65 | Закрепление правописаний сочетаний ча,чу,ши,жи; заглавных букв в начале предложения и в именах собственных. | 1 |
|
|
|
66 | Строчная буква ё. | 1 |
|
|
|
67 | Заглавная буква Ё. | 1 |
|
|
|
68 | Строчная и заглавная буквы Й, й. | 1 |
|
|
|
69 | Строчная и заглавная буквы Й, й. | 1 |
|
|
|
70 | Письмо изученных букв, слогов. | 1 |
|
|
|
71 | Строчная буква х. | 1 |
|
|
|
72 | Заглавная буква Х. | 1 |
|
|
|
73 | Строчная и заглавная буквы Х, х. | 1 |
|
|
|
74 | Строчная буква ю. | 1 |
|
|
|
75 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
|
|
|
76 | Заглавная буква Ю. | 1 |
|
|
|
77 | Строчная буква й. | 1 |
|
|
|
78 | Заглавная буква Ц. | 1 |
|
|
|
79 | Строчная буква э. | 1 |
|
|
|
80 | Контрольное списывание. | 1 |
|
|
|
81 | Заглавная буквы Э. | 1 |
|
|
|
82 | Строчная буква щ. | 1 |
|
|
|
83 | Заглавная буква Щ. | 1 |
|
|
|
84 | Строчная буква ф. | 1 |
|
|
|
85 | Закрепление правописания сочетаний ча-ща, чу-щу. | 1 |
|
|
|
86 | Заглавная буквы Ф. | 1 |
|
|
|
87 | Строчные буквы ь, ъ. | 1 |
|
|
|
88 | Повторение. | 1 |
|
|
|
89 | Оформление предложений в тексте. | 1 |
|
|
|
90 | Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?» | 1 |
|
|
|
91 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» | 1 |
|
|
|
92 | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?» | 1 |
|
|
|
93 | Проверочный диктант. | 1 |
|
|
|
94 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 |
|
|
|
95 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 |
|
|
|
96 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 |
|
|
|
97 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 |
|
|
|
98 | Правописание жи-ши. | 1 |
|
|
|
99 | Правописание ча-ща. | 1 |
|
|
|
100 | Правописание чу-щу. | 1 |
|
|
|
101 | Правописание чк-чн, щн. | 1 |
|
|
|
102 | Правописание гласных после шипящих. | 1 |
|
|
|
103 | Правописание гласных после шипящих. | 1 |
|
|
|
104 | Заглавная буква в именах собственных. | 1 |
|
|
|
105 | Заглавная буква в именах собственных. | 1 |
|
|
|
106 | Повторение обозначений (й) на письме, двойной роли букв е,ё,я,ю. | 1 |
|
|
|
107 | Контрольное списывание. | 1 |
|
|
|
108 | Повторение изученного. | 1 |
|
|
|
109 | Повторение изученного. | 1 |
|
|
|
110 | Повторение изученного. | 1 |
|
|
|
111 | Повторение изученного. | 1 |
|
|
|
112 | Повторение изученного. | 1 |
|
|
|
113 | Повторение изученного. | 1 |
|
|
|
114 | Повторение изученного. | 1 |
|
|
|
115 | Подготовка к изучению начального курса русского языка. | 1 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование по русскому языку - 50 ч 1 класс
№ урока | Тема урока | Кол – во часов | Дата проведения урока | Примечания (коррекция) | |
план. | факт. | ||||
1 | Язык и речь, их значение в жизни людей. | 1 |
|
|
|
2 | Устная и письменная речь. | 1 |
|
|
|
3 | Текст (общее представление). | 1 |
|
|
|
4 | Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. | 1 |
|
|
|
5 | Диалог. | 1 |
|
|
|
6 | Слово. Роль слов в речи. | 1 |
|
|
|
7 | Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. | 1 |
|
|
|
8 | Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. | 1 |
|
|
|
9 | Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. | 1 |
|
|
|
10 | Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица. | 1 |
|
|
|
11 | Деление слов на слоги. | 1 |
|
|
|
12 | Перенос слов. Р.р. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. | 1 |
|
|
|
13 | Перенос слов. Правила переноса слов. | 1 |
|
|
|
14 | Ударение (общее представление). | 1 |
|
|
|
15 | Ударные и безударные слоги. Р.р.Коллективное составление содержания основной части сказки. | 1 |
|
|
|
16 | Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | 1 |
|
|
|
17 | Звуки и буквы. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | 1 |
|
|
|
18 | Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. | 1 |
|
|
|
19 | Русский алфавит или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями. | 1 |
|
|
|
20 | Гласные звуки и буквы. | 1 |
|
|
|
21 | Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах. | 1 |
|
|
|
22 | Гласные звуки. Слова с буквой э. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. | 1 |
|
|
|
23 | Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. | 1 |
|
|
|
24 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 |
|
|
|
25 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 1 |
|
|
|
26 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | 1 |
|
|
|
27 | Проверочная работа по теме: «Ударные и безударные гласные звуки» | 1 |
|
|
|
28 | Согласные звуки и буквы. | 1 |
|
|
|
29 | Слова с удвоенными согласными. | 1 |
|
|
|
30 | Согласные звуки. Буквы Й и И. Слова со звуком [й’] и | 1 |
|
|
|
31 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. | 1 |
|
|
|
32 | Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. | 1 |
|
|
|
33 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | 1 |
|
|
|
34 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. | 1 |
|
|
|
35 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком. | 1 |
|
|
|
36 | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 |
|
|
|
37 | Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. | 1 |
|
|
|
38 | Парные глухие и звонкие согласные звуки. | 1 |
|
|
|
39 | Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов. | 1 |
|
|
|
40 | Правописание парных согласных звуков на конце. Развитие речи. Работа с текстом. | 1 |
|
|
|
41 | Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие». | 1 |
|
|
|
42 | Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки». | 1 |
|
|
|
43 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | 1 |
|
|
|
44 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. | 1 |
|
|
|
45 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 |
|
|
|
46 | Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки». | 1 |
|
|
|
47 | Заглавная буква в словах. | 1 |
|
|
|
48 | Заглавная буква в словах. Развитие речи. | 1 |
|
|
|
49 | Повторение. | 1 |
|
|
|
50 | Итоговый контрольный диктант. | 1 |
|
|
|