На изучение предмета выделяется в 1 классе 165 часа (5часов в неделю, 33 учебные недели). Из них 76 часов – обучение грамоте ( первое полугодие - 5 часов в неделю ), 87 часов на второе полугодие по 5 часов в неделю). В течение года возможны коррективы программы, связанные с объективными причинами.
звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
2) разделительный.
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
№ | Название разделов. Тема урока. | к/ч | дата |
план | факт |
| Добукварный период. | 15 | | |
1 | Вводный урок. Правила посадки при письме. | 1 | | |
2 | Ориентировка на странице прописей: слева - направо, сверху - вниз. | 1 | | |
3 | Проведение линий в заданном направлении. | 1 | | |
4 | Вертикальная штриховка сверху - вниз. | 1 | | |
5 | *Первое диагностическое обследование (начало года) | 1 | | |
6 | Штриховка путем проведения наклонных и прямых линий. | 1 | | |
7 | Штриховка с изменением угла наклона. | 1 | | |
8 | Рисование по аналогии с использованием элементов штриховки | 1 | | |
9 | Знакомство с рабочей строкой. Отработка навыка прорисовывания элемента «дуга» | 1 | | |
10 | *Отработка навыка прорисовывания элемента «дуга» | 1 | | |
11 | Отработка навыка прорисовывания элемента «прямая линия». | 1 | | |
12 | Отработка навыка прорисовывания элементов «наклонная линия», «прямая линия» заданной длины. | 1 | | |
13 | Прорисовывание линий разного вида: прямая, кривая, ломаная. | 1 | | |
14 | Отработка написания элементов с наклоном. | 1 | | |
15 | *Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова. Письмо элементов букв. | 1 | | |
| Букварный период | 60 | | |
16 | Письмо заглавной и строчной буквы «А, а». | 1 | | |
17 | Письмо заглавной и строчной буквы «Я, я». | 1 | | |
18 | Буква «я» в начале слова. Письмо заглавной и строчной буквы «Я, я». | 1 | | |
19 | Закрепление правил обозначения звука [а] буквами. Письмо изученных элементов и букв А,Я.. | 1 | | |
20 | *Тренировка в написании букв. Проведение линий по заданной траектории | 1 | | |
21 | Письмо заглавной и строчной буквы «О, о». | 1 | | |
22 | Письмо заглавной буквы «Ё». | 1 | | |
23 | Письмо строчной буквы «ё». | 1 | | |
24 | Буква «ё» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о]). | 1 | | |
25 | *Закрепление правил обозначение звуков [о] и [а] буквами. Письмо изученных букв | 1 | | |
26 | Письмо заглавной и строчной буквы «У, у». | 1 | | |
27 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ю, ю». | 1 | | |
28 | Буква «ю» в начале слова. Письмо изученных букв | 1 | | |
29 | Обозначение звука [у] буквами Ю, У | 1 | | |
30 | * Закрепление правил обозначение звуков [у] буквами. | 1 | | |
31 | Письмо заглавной и строчной буквы «Э, э». | 1 | | |
32 | Письмо заглавной и строчной буквы «Е, е». | 1 | | |
33 | Буква «е» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]). | 1 | | |
34 | Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв | 1 | | |
35 | *Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных звуков. | 1 | | |
36 | Письмо строчной буквы «ы». | 1 | | |
37 | Письмо заглавной и строчной буквы «И, и». | 1 | | |
38 | Отработка написания изученных букв. | 1 | | |
39 | Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных звуков. | 1 | | |
40 | * Отработка написания изученных букв. | 1 | | |
41 | Письмо заглавной буквы «М». Письмо строчной буквы «м» | 1 | | |
42 | Письмо заглавной и строчной буквы «Н, н». Письмо слогов, слов. | 1 | | |
43 | Обозначение звуков [ н], [н,] на письме. Написание слогов, слов. | 1 | | |
44 | * Закрепление правила обозначения буквами гласных звуков после парных согласных. | 1 | | |
45 | Обозначение звуков [м], [м,] на письме. Написание слогов, слов. | 1 | | |
46 | Письмо заглавной и строчной буквы «Р, р». Письмо слогов, слов. | 1 | | |
47 | Письмо заглавной и строчной буквы «Л, л». | 1 | | |
48 | Письмо заглавной и строчной буквы «Й, й». | 1 | | |
49 | *Отработка написания слов с изученными буквами. | 1 | | |
50 | Написание слов с йотированными гласными. | 1 | | |
51 | Понятие «ударение». Письмо заглавной и строчной буквы «Г, г». | 1 | | |
52 | Письмо заглавной и строчной буквы «К, к». Сопоставление звуков [г]-[к] по звонкости – глухости. | 1 | | |
53 | Письмо заглавной и строчной буквы «З, з». | 1 | | |
54 | *Написание слов с буквой «З» | 1 | | |
55 | Письмо заглавной и строчной буквы «С, с». | 1 | | |
56 | Сопоставление звуков [з]-[с] по звонкости – глухости. | 1 | | |
57 | Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д». | 1 | | |
58 | Закрепление написания слов с буквой «Д,д» | 1 | | |
59 | *Деление слов на слоги. Письмо слов с изученными буквами | 1 | | |
60 | Письмо заглавной и строчной буквы «Т, т». | 1 | | |
61 | Письмо заглавной и строчной буквы «Б, б». | 1 | | |
62 | Письмо заглавной и строчной буквы «П, п». | 1 | | |
63 | Сопоставление звуков [б]-[п] по звонкости – глухости | 1 | | |
64 | *Отработка написания изученных букв, слогов. | 1 | | |
65 | Письмо заглавной и строчной буквы «В, в». | 1 | | |
66 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ф,ф». Сопоставление звуков [в]-[ф] по звонкости – глухости. | 1 | | |
67 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ж, ж». | 1 | | |
68 | Письмо заглавной и строчной букв«Ш,ш». Сочетания «жи», «ши». | 1 | | |
69 | *Закрепление написания слов с изученными буквами. | 1 | | |
70 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ч, ч». | 1 | | |
71 | Письмо заглавной и строчной буквы «Щ, щ». Слова с сочетаниями ча–ща, жи-ши. | 1 | | |
72 | Письмо заглавной и строчной буквы «Х, х». | 1 | | |
73 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ц, ц». | 1 | | |
74 | *Закрепление написания слов с изученными буквами. | 1 | | |
75 | Письмо строчной буквы «ь», «ъ». Письмо слов, предложений с «ь», «ъ». | 1 | | |
76 | Закрепление написания слогов, слов с изученными буквами. | 1 | | |
| Послебукварный период | 70 | | |
77 | Язык как средство общения. Звуковой анализ, алгоритм списывания. | 1 | | |
78 | Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения | 1 | | |
79 | Ситуация приветствия. Интонация предложения | 1 | | |
80 | Слова приветствия и благодарности. | 1 | | |
81 | Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» | 1 | | |
82 | Второе диагностическое обследование (середина года) | 1 | | |
83 | Работа над ошибками. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». Знаки препинания в конце предложения | 1 | | |
84 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | | |
85 | Заглавная буква в именах собственных | 1 | | |
86 | Звуковой анализ слова. | 1 | | |
87 | Вопросительные предложения. Словарный диктант. | 1 | | |
88 | Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?» | 1 | | |
89 | Заглавная буква в именах собственных. Схема слова. | 1 | | |
90 | Описание внешности родных. Правописание собственных имен существительных. | 1 | | |
91 | Ситуации, в которых необходимо знание точного адреса. | 1 | | |
92 | Написание адреса на конверте. Перенос слов. | 1 | | |
93 | Перенос слов. Звуковой анализ слов. | 1 | | |
94 | Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). | 1 | | |
95 | Буквы й, ъ, ь при переносе слов. | 1 | | |
96 | Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?» | 1 | | |
97 | Объяснение профессий. Слова, похожие по звучанию, но различные по значению. | 1 | | |
98 | Характер Словесное описание характера человека. Правописание сочетаний жи – ши. | 1 | | |
100 | Устойчивые сочетания слов. Правописание сочетаний жи – ши | 1 | | |
101 | Роль слова в изменении характера. | 1 | | |
102 | Правописание сочетаний ча – ща, чу – щу | 1 | | |
103 | Устойчивые сочетания слов. Постановка вопроса к словам и поиск слов, отвечающих на поставленный вопрос | 1 | | |
104 | Звуковой анализ. Сочетания жи – ши, ча-ща,чу-щу | 1 | | |
105 | Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. Перенос. | 1 | | |
106 | Обучающее списывание | 1 | | |
107 | Интересы детей. Общее значение однокоренных слов. | 1 | | |
108 | Постановка вопросов к словам. | 1 | | |
109 | Проверочная работа по теме «Правописание слов с устойчивыми словосочетаниями» | 1 | | |
110 | Работа над ошибками. Объявление. Правила составления объявления. | 1 | | |
111 | Детские фантазии. Речевые и языковые средства, позволяющие развеселить собеседника. | 1 | | |
112 | Обобщение ранее изученного. | 1 | | |
113 | Проверочный диктант по теме «Имена собственные» | 1 | | |
114 | Работа над ошибками. Устойчивые сочетания слов. | 1 | | |
115 | Любимые книги. Сочетания чу – щу. Перенос. | 1 | | |
116 | Правописание слов с устойчивыми сочетаниями. | 1 | | |
117 | Домашние питомцы Речевые и языковые средства, необходимые для описания домашнего питомца. | 1 | | |
118 | Речевые и языковые средства, необходимые для описания домашнего питомца. | 1 | | |
119 | Ударение. Интонация предложения. | 1 | | |
120 | Определение слова, от которого образовано заданное слово. | 1 | | |
121 | Отличие языка человека от языка животных. | 1 | | |
122 | Мои друзья. Слова, которые можно записать цифрами. Словарный диктант. | 1 | | |
123 | Контрольное списывание текста. | 1 | | |
124 | Работа над ошибками. Мимика и жесты как дополнительные средства общения. Образные выражения. | 1 | | |
125 | Использование в речи многозначных слов. | 1 | | |
126 | Слово как единство звучания и значения. Ударение. | 1 | | |
127 | Написание слов с безударными гласными. | 1 | | |
128 | Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Звуковой анализ слов. | 1 | | |
129 | Знакомство с транскрипцией. Многозначность. | 1 | | |
130 | Правописание Ь в словах. Функция ь. | 1 | | |
131 | Детские развлечения. Слова, которые не называют предметы, их признаки или количество, а только указывают на них. | 1 | | |
132 | Правописание сочетаний чк – чн. Частичный звуковой анализ. | 1 | | |
133 | Слова, близкие по значению. Словарный диктант. | 1 | | |
134 | Описание впечатлений. Сравнение слов по звуковому составу. | 1 | | |
135 | Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Ударение. | 1 | | |
136 | Правописание слов с безударными гласными. Ударение. | 1 | | |
137 | Наблюдение над разными стилями речи. Разделительный ь | 1 | | |
138 | Пропедевтика написания слов с безударными гласными. | 1 | | |
139 | Правописание слов с парными по звонкости- глухости согласными. | 1 | | |
140 | Зоопарк. Неизменяемые слова. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. | 1 | | |
141 | Йотированная функция букв гласных. | 1 | 26.04 | |
142 | Цирк Слова, которые пришли в русский язык из других языков. | 1 | 27.04 | |
143 | Правописание слов с парными по звонкости-глухости согласными. | 1 | 30.04 | |
144 | Правописание слов с безударными гласными. | 1 | 2.05 | |
145 | Правописание собственных имен существительных. | 1 | 3.05 | |
146 | Формирование орфографических умений | 1 | 4.05 | |
147 | Диагностическое обследование (конец года) | 1 | 7.05 | |
| Повторение | 15 | | |
148 | Работа над ошибками. Звуковые модели слов. | 1 | 8.05 | |
149 | Различие между звуковой моделью и словом. | 1 | 10.05 | |
150 | Деление слов на слоги. Ударение. | 1 | 11.05 | |
151 | Образование новых слов путем замены звука. | 1 | 14.05 | |
151 | Транскрипция. | 1 | 15.05 | |
153 | Алфавит. Запись слов в алфавитном порядке. | 1 | 16.05 | |
154 | Имена собственные. | 1 | 17.05 | |
155 | Правописание гласных в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | 18.05 | |
156 | Итоговая контрольная работа (диктант) | 1 | 21.05 | |
157 | Работа над ошибками. Правописание гласных в сочетаниях чу-щу, чк-чн. | 1 | 22.05 | |
158 | Ь и Ъ. Правописание Ь и Ъ в словах. | 1 | 23.05 | |
159 | Правописание слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением. | 1 | 24.05 | |
160 | Правописание слов с парными по звонкости- глухости согласными. | 1 | 25.05 | |
161 | Оформление предложения при записи. Интонация. | 1 | | |
162 | Обобщающий урок. | 1 | | |