СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов предназначена для работы по УМК А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов»








Рабочая программа

по учебному предмету "Русский язык"

10-11 классы

(базовый уровень)































Раздел I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 10 и 11 классов составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по рус­скому языку (базовый уровень) и авторской «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков, Рыбченкова Л.М. М: Просвещение, 2011. Образовательный процесс по русскому языку осуществляется по УМК: «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». Авторы: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. М: «Просвещение», 2012 год.

Целями изучения русского (родного) языка в 10-11 классе на базовом уровне в средней (полной) школе являются:

• расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

• овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма; • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;

• расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;

• развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в по- лучении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.

Основные задачи курса русского языка в 11 классе по данной программе сводятся к следующему:

закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и праписанию;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;

обеспечить практическое использование лингвистических знаний, умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Решение указанных задач осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Предлагаемый курс русского языка рассчитан: на 68 часов (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе).

В 10 классе учебных недель 35, поэтому количество часов увеличивается на 1 час (всего 35 часов) за счет школьного компонента и отводится на текущий контроль (тестирование) в конце первого полугодия (декабрь), поэтому увеличено количество часов в разделе "Лексика и фразеология" (с 6 часов на 7). Количество контрольных работ: сочинений - 4, тестирований - 3.

В связи с изменением количества контрольных работ (согласно ВШК, текущий контроль, декабрь), в 11 классе количество контрольных тестирований увеличено с 2 до 3, поэтому изменено количество часов в следующих разделах: "Синтаксис и пунктуация" - с 6 часов на 7, " Общие сведения о языке" - с 4 часов на 3. Количество контрольных работ: сочинений 4, тестирований - 3.

Вместо предложенных контрольных диктантов и различных видов контрольных работ (практических, дифференцированных) целесообразно проводить контрольные тестирования и контрольные сочинения на основе исходного текста, так как они помогают подготовить обучающихся к ЕГЭ. Контроль по пройденным темам осуществляется через словарные диктанты, самостоятельные и практические работы во время урока.

В течение всего учебного года будут использоваться следующие формы урока: практикум, обобщение, развитие речи, исследование, повторение, уроки контроля, комбинированные, семинар.


Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка

10 класс

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социаль­но-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс аудирования;

осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его воспри­ятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуника­тивной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тек­стов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при состав­лении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, ре­фератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушан­ном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тек­сты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

создавать устное высказывание на лингвистические темы;

владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и

грамматической синонимии;

оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:

проводить разные виды языкового разбора;

опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точно­сти и уместности их употребления;

анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,

грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

эффективно использовать языковые единицы в речи;

соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответст­вии с этикой речевого взаимодействия;

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грам­матические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

11 класс

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социаль­но-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс аудирования;

осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его воспри­ятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуника­тивной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тек­стов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при состав­лении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, ре­фератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушан­ном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тек­сты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

создавать устное высказывание на лингвистические темы;

владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и

грамматической синонимии;

оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:

проводить разные виды языкового разбора;

опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точно­сти и уместности их употребления;

анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,

грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

эффективно использовать языковые единицы в речи;

соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответст­вии с этикой речевого взаимодействия;

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грам­матические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

При изучении русского языка на базовом уровне развиваются следующие умения:

коммуникативные (базовые умения использования языка во всех сферах общения);

интеллектуальные (синтез, обобщение, сравнение и сопоставление, противопоставление, классификация);

информационные (извлечение информации из разных источников);

организационные (осуществление контроля и самоконтроля).


Раздел III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА в 10 и 11 КЛАССАХ

Учебные часы по темам распределены следующим образом:

10 класс



Разделы программы

Всего часов

Контроль знаний

диктантов

изложений

тестов

сочинений

1

Общие сведения о языке

5



1


2

Русский язык как система средств разных уровней

3




1

3

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

4




1

4

Лексика и фразеология

6



1


5

Состав слова (морфемика) и словообразование

4





6

Морфология и орфография

6




1

7

Речь, функциональные стили речи

3




1

8

Научный стиль речи

4



1



Всего

35

-

-

3

4


11 класс



Разделы программы

Всего часов

Контроль знаний

диктантов

изложений

тестов

сочинений

1

Официально-деловой стиль речи

4



1


2

Синтаксис и пунктуация

7




2

3

Публицистический стиль речи

6



1


4

Разговорная речь

4




1

5

Язык художественной литературы

6




1

6

Общие сведения о языке

3





7

Повторение

4



1



Всего

34




3

4






































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ


Наименование раздела и тем

Часы учеб-ного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

I

Общие сведения о языке

5



1

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа

1



2

Русский язык в современном мире – в международном и межнациональном общении

1



3

Три периода в истории русского языка

1



4

Входной контроль (тестирование)

1



5

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

1



II

Русский язык как система средств разных уровней

3



6

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.

1



7

Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке.

1



8

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных знаний и навыков по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии

1



III

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

3



9

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики

1



10

Написание контрольного сочинения по исходному тексту

1



11

Написание, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор

1



IV

Лексика и фразеология

7



12

Лексическая система русского языка. Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная.

1



13

Написание контрольного сочинения по исходному тексту

1



14

Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы

1



15

Русская фразеология. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в соответствии с из значением и стилистическими свойствами

1



16

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

1



17

Контрольное тестирование

1



18

Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический анализ текста

1



V

Состав слова (морфемика) и словообразование

4



19

Обобщение ранее приобретенных учащимися знаний о составе слова и словообразовании.

1



20

Выразительные словообразовательные средства

1



21

Словообразовательный разбор

1



22

Практическая работа по морфемике и словообразованию

1



VI

Морфология и орфография

6



23

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

1



24

Морфологический разбор частей речи.

1



25

Написание контрольного сочинения по исходному тексту

1



26

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

1



27

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

1



28

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

1


VII

Речь, функциональные стили речи

3



29

Язык и речь. Основные требования к речи.

1



30

Текст, его строение и виды преобразования. Анализ художественного и научно-популярного текста

1



31

Написание контрольного сочинения по исходному тексту

1



VIII

Научный стиль речи

4



32

Назначение научного стиля, его признаки и разновидности

Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов.

1



33

Контрольное тестирование

1


34

Терминологические энциклопедии, словари и


справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

1





Формы и средства контроля

Учебный период

Сочинение

Тестирование

1

1 полугодие

2

1

2

2 полугодие

2

2


За год

4

3




Сочинение на основе исходного текста №1

(1) Осенью лес молчит. (2) Такая тишина. (3) За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4) В предчувствии холодов умолкли птицы. (5) Ни звука. (6) В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7) Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

(8) Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9) Дятел работал без устали. (10) На заболевшей сосне виднелся узор его "долота". (11) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12) Я спрятался за куст, любуясь работой. (13) Дятел косился в низ, но продолжал работать. (14) В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15) Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16) Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

(17) Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18) Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19) В довершении всего он не знал, что делать с птицей.

(20) – Зачем?

(21) – А просто так…

(22) Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

(23) Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24) Кто должен научить их беречь и любить природу;? (25) Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (26) Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

(В. Песков.)



Сочинение на основе исходного текста №2

Наедине с толпой

1) Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.

2) Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. 3) Наедине с толпой.

4) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведет себя человек-2003 в большом городе.

5) Редкая поездка по столице обходится без метро. 6) Высокие, тяжелые двери безостановочно хлопают. 7) Плотный паренек, видимо, распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. 8) Богатырское движение! 9) Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает ее за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. 10) Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.

11) По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. 12) Известно, что стоять надо справа, проходить слева. 13) Но рекомендация эта соблюдается не всегда, и приходится лавировать между стоящими "как надо" и "как не надо".

14) Вышли на платформу. 15) Приближается поезд. 16) Нам предстоит сесть в вагон. 17) Операция, казалось бы, немудреная: сначала пассажиры выходят, затем – входят. 18) Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. 19) Она не в силах удержать себя – дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. 20) Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно – так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.

21) О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. 22) Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. 23) А если женщины, то либо такие старые, что им уже не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину.

24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. 25) Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? 26) Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далеких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. 27) А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. 28) Воспитанность в наши дни – это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. 29) Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

(По З.Паперному)

Контрольное тестирование №1

А1 В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

1) дневной

2) образ

3) вокзал

4) портить


А2 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) создалАсь

2) дОлжностей

3) изогнУтый

4) звОнит


A3 Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?

1) галерея

2) бенефис

3) аншлаг

4) вернисаж


А4 В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?

1) Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна.

2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.

3) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.

4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.


А5 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) давайте попробоваем

2) около тысячи пятисот человек

3) менее быстрый

4) много яблок


А6 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Адресуя свою книгу детям,

1) автором описываются сложные явления простым языком.

2) она написана живым и образным языком.

3) учёный сумел занимательно рассказать о сложных явлениях.

4) главной целью учёного было воспитать думающее молодое поколение.


А7 Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Выдвижение кандидатуры Иванова на должность доцента было поддержано более чем тридцатью голосами.

2) Озеро Байкал всегда славилось своей необыкновенной прозрачностью, чистотой.

3) Благодаря разумного графика подготовки студенты успешно сдали экзамен по истории.

4) В газете «Сельские новости» были опубликованы метеосводки на ближайшую неделю.


Прочитайте предложения и выполните задания А8A11.


A. Оказалось, что улицу освещал ярчайший фонарь, вывешенный на четвёртом этаже дома, где жил известный механик Иван Петрович Кулибин.

Б. Однажды — это было в конце XVIII века — жители Петербурга с изумлением увидели светящийся шар.

B. От шара шло такое сияние, что вокруг стало светло, как днём.

Г. Это был созданный им прожектор — прибор, совершенно неизвестный в те времена.


А8 В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) Б, А, В, Г

2) В, А, Б, Г

3) Б, Г, А, В

4) Б, В, А, Г


А9 Какие предложения являются CПП?

1) А, Б 2) Б, В 3) А, В 4) В, Г


А10 Какая характеристика соответствует предложению А?

1) сложноподчинённое, состоит из четырёх частей

2) сложноподчинённое, состоит из трёх частей

3) сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из четырёх частей

4) сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из трёх частей


А11 В каком предложении есть прилагательное в превосходной степени?

1) А 2) Б 3) В 4) Г


А12 Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) рассеивая

2) разгребавший

3) полосатый

4) подбородок


А13 В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН»?

1) Цветы можно поливать кипячё..ой водой.

2) На письме..ом столе лежат стопки ученических тетрадей.

3) Улица блистала, устла..ая снежным ковром.

4) Низина утонула в тума..ой дымке.


А14 В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква И?

1) ч..столюбивый, прив..легия, нач..нать

2) ч..стоплотный, ориг..нальный, прост..раться

3) ч..стотное (явление), асс..стировать, зам..р от удивления

4) объед..нение, т..снёная обложка, выч..сть


А15 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) на..костница, о..брасывать, по..секать

2) Ра..глаживать, бе..проволочный, и..толкование

3) пр..следовать, пр..чудливые, пр..ворожить

4) без..нициативный, без..скусный, без..дейный


А16 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю?

1) льдины раста..т, ка..щийся грешник

2) рабочие сел..тся, ворку..щие голубки

3) травы стел..тся, люб..щий поговорить

4) они крас..т, стел..щиеся травы


А17 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?

A. ож..говый

Б. ноч..вка

B. перч..ный

Г. Волч..нок


1) А, Б, Г 2) А, В 3) А, Г 4) Б, Г


А18 В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Матрос (не)медленно доложил командиру о подозрительном шуме.

2) Меня провели в (не)большую, но уютную комнату с камином.

3) Маленькие (не)крашеные домишки аккуратно расположены по обеим сторонам улицы.

4) Собака, (не) желая выдавать своего страха, громко залаяла.


А19 В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел познакомиться с интересными собеседниками.

2) Правовые документы регулируют обязанности граждан, а ТАК (ЖЕ) трудовые и семейные отношения, ПО (ЭТОМУ) являются основой работы суда.

3) ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться, И(ТАК) будет продолжаться до тех пор, пока ты сам не решишься на поступок.

4) Мы долго раздумывали над тем, ЧТО(БЫ) купить сыну, ПРИ(ЧЁМ) подарок должен был стать полной неожиданностью для малыша.


А20 Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Приезжий сбросил на лавку потёртую армейскую шинель ( ) и все узнали в солдате Митьку.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.


А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалёко от берега.

1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 4


А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В организации внешнего театрального действия Чехов (1) по мнению многих критиков (2) отступил от канонов классической драмы. Главное событие пьесы (3) казалось (4) передвинутым за сцену.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2


А23 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.

2) Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.

3) Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.

4) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.



А24 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.

1) 1,3 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 2




а1

3

а14

2

а2

1

а15

4

а3

4

а16

1

а4

2

а17

3

а5

1

а18

4

а6

3

а19

3

а7

3

а20

2

а8

4

а21

1

а9

3

а22

4

а10

2

а23

2

а11

1

а24

1

а12

4



а13

3



Вариант 2

А1 В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

1) дневной

2) образ

3) вокзал

4) портить


А2 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) прибылА

2) кровотОчащий

3) пролИла

4) порвАла


A3 Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?

1) галерея

2) бенефис

3) аншлаг

4) вернисаж


А4 В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНИСТЫЙ?

  1. На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина.

  2. Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленой или красной.

  3. Незнакомец подарил букет цветов с ВОДНЫМИ стеблями

А5 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пять абрикосов

2) около тысячи пятисот человек

3) менее быстрый

4) обоими руками


А6 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая растения средней полосы,

1) у меня появился интерес к этой проблеме.

2) они были собраны в гербарий.

3) учёный сумел занимательно рассказать о сложных явлениях.

4) некоторые были использованы для озеленения.


А7 Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Согласно правилам вводные слова выделяются запятыми.

2) Озеро Байкал всегда славилось своей необыкновенной прозрачностью, чистотой.

3) Благодаря разумному графику подготовки студенты успешно сдали экзамен по истории.

4) ООН понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.


Прочитайте предложения и выполните задания А8A11.


A. Оказалось, что улицу освещал ярчайший фонарь, вывешенный на четвёртом этаже дома, где жил известный механик Иван Петрович Кулибин.

Б. Однажды — это было в конце XVIII века — жители Петербурга с изумлением увидели светящийся шар.

B. От шара шло такое сияние, что вокруг стало светло, как днём.

Г. Это был созданный им прожектор — прибор, совершенно неизвестный в те времена.


А8 В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) Б, А, В, Г

2) В, А, Б, Г

3) Б, Г, А, В

4) Б, В, А, Г


А9 Какие предложения являются СПП?

1) А, Б 2) Б, В 3) А, В 4) В, Г


А10 Какая характеристика соответствует предложению А?

1) сложноподчинённое, состоит из четырёх частей

2) сложноподчинённое, состоит из трёх частей

3) сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из четырёх частей

4) сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из трёх частей


А11 В каком предложении есть прилагательное в превосходной степени?

1) А 2) Б 3) В 4) Г


А12 Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) подбирая

2) пригревает

3) радостный

4) слева


А13 В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН»?

1) Люблю копч…ую рыбу.

2) На столе тарелка, расписа…ая яркими красками.

3) На обед вкуснейшая тыкве..ая каша..


А14 В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква И?

1 ) ч..стоплотный, пр..мудрый, пр.вилегия

2) пр..вращение, пр..высить, пр..бить

3) раст….рать, зап..реть, подб..рать

4) расст..лать, заб..рать, подн..мать

А15 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) и..брать, не..гибаемый, ра..бросать

2) Ра..глаживать, бе..проволочный, и..толкование

3) пр..следовать, пр..грозить, пр..лестный

4) бе. сердечный, бе..совестный, бе..форменный


А16 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю?

1) льдины раста..т, ка..щийся грешник

2) рабочие сел..тся, ворку..щие голубки

3) травы стел..тся, люб..щий поговорить

4) они крас..т, стел..щиеся травы


А17 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?

A. ож..говый

Б. сгущ..нка

B. перч..ный

Г. галч..нок


1) А, Б, Г 2) А, В 3) А, Г 4) Б, Г


А18 В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Матросу (не)чего было надеяться на чудо.

2) Это был (не)большой, но рыбный пруд..

4) Я готовился, (не)жалея сил, к экзамену.


А19 В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел познакомиться с интересными собеседниками.

2) Правовые документы регулируют обязанности граждан, а ТАК (ЖЕ) трудовые и семейные отношения, ПО (ЭТОМУ) являются основой работы суда.

3) ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться, И(ТАК) будет продолжаться до тех пор, пока ты сам не решишься на поступок.

4) Мы долго раздумывали над тем, ЧТО(БЫ) купить сыну, ПРИ(ЧЁМ) подарок должен был стать полной неожиданностью для малыша.


А20 Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Приезжий сбросил на лавку потёртую армейскую шинель ( ) и все узнали в солдате Митьку.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.


А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалёко от берега.

1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 4


А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Среди поэтов А.Блок (1) конечно (2) занимает особое место. Он черпает содержание стихов (3) исключительно(4) из глубины своей души.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2


А23 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.

2) Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.

3) Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.

4) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.


А24 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2 плутовство (3) которого (4) было известно всему городу).

1) 1,3 2) 2 3) 2, 4 4) 1, 2, 3,4


2 вариант


а1

3

а14

4

а2

1

а15

4

а3

4

а16

1

а4

3

а17

3

а5

4

а18

4

а6

3

а19

1

а7

4

а20

2

а8

4

а21

1

а9

3

а22

4

а10

2

а23

2

а11

1

а24

2

а12

2



а13

2






Контрольное тестирование №2

Вариант 1

А1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

1) жаловаться

2) жалеть

3) сетовать

4) роптать

 А2 .Укажите предложение с фразеологизмом

1) Пяти пальцев руки хватит, чтобы перечислить всех отличников в выпускных классах нашей школы.

2) Хорошо ли ты знаешь свой родной край?

3) При работе на компьютере он печатает только двумя пальцами

4) Я знаю эту тему как пять своих пальцев

 А3. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово экономичный вместо слова экономический.

1. Я прочла о новом экономическом способе приготовления первых блюд.

2. В выступлении президента были изложены основные положения новой экономической политики государства.

 А4. Найдите архаизм

1) рыбарь

2) многопудье

3) конка

 А5. В каком ряду во всех словах есть звук [ й ] ?

1) яд, прекрасный, познакомьте

2) переехал, простоял, восемьдесят

3) йогурт, пояснительного, съёмки

4) почтальон, моё, примять

 А6.Укажите слово, которое образовано бессуффиксным способом

1) обход

2) рычание

3) прискакать

4) развеселиться

 А7. В каком ряду на месте пропуска пишется нн?

1) решё…ый вопрос

2) приказа…о выполнить

3) в вяза…ой шапочке

4) говорила пута…о

 А8. В каком предложении не со словом пишется слитно?

1) Рекомендованная книга (не)прочитана.

2) Клементьев ушёл, (не)ответив на вопросы.

3) (Не)продуманный студентом ответ вызвал недоумение преподавателя.

4)(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.

 

А9 В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется  я?

1) пен…щийся, раска…вшись, ма…лся, бор…щийся

2) потер…нный, засе…в, стро…щийся, наве…л

3) раскле…в, пил…щий, стел…щийся, чу…л

4) вер…щий, вид..щий, леле..л, раскле…ный


 А10. Укажите, на месте какой цифры пишется   е?

1)Кто н(1)чем  н(2) рискует, тот н(3)чего не получает. С кем н(4) встретится, каждому поклонится.

 

А11. В каком ряду даны все словосочетания со связью согласование?

1) кто-то из нас, письмо написано в течение года, в течении реки.

2) путём замены, рассказ артиста, мой друг, желание рисовать

3) белый от снега, посеять рожь, очень хорошо, сидеть молча

4) ласковый зверь, мой друг, над опустевшим домом, из-за дальнего леса.

 

А12 Какое предложение состоит из двух неопределённо-личных?

1) Выйду на озеро в синюю гать, к сердцу вечерняя льнёт благодать.

2) Над хвастунами хоть смеются, а часто в дележе им доли достаются.

3) Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый, рыжий очаг.

4) Сяду да подумаю, как мне дальше жить.

 

А13. В каком предложении допущена синтаксическая ошибка?

1) Возвращаясь домой, я попал под проливной дождь.

2) Возвращаясь домой, Александр встретил своего друга, с которым не виделся уже целый год.

3) Возвращаясь домой. пошёл сильный дождь, и я весь вымок до нитки.

4) Возвращаясь домой, они вели оживлённую беседу.

 

А14. В каком предложении нужно поставить две запятые?

1) Берёза обессилев от  шквального ветра плавно раскачивается наклоняясь всё ниже и ниже.

2) На небольшой площадке усыпанной тёмно-жёлтым влажным песком стояла  невысокая беседка привлекая внимание прохожих.

3). Дорога изрытая глубокими колеями шла тёмным хвойным лесом петляя между могучими деревьями.

4) Вот берёзонька прямая задремала в тишине через голову снимая платье сшитое к весне.

 


А15. В каком предложении нет вводных конструкций?(знаки препинания не расставлены).

1) Дверь к моему удивлению оказалась незапёртой и я зашёл в комнату.

2) Мы долго кружили по просторному заливу и разумеется заблудились.

3) Всё в этом доме казалось слаженным и обустроенным поэтому мы прекрасно чувствовали себя в незнакомой обстановке.

4) Не было ничего что бы по мнению бабушки не пригодилось в хозяйстве.



Вариант 2

А1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

1) уставать

2) изнемогать

3) выбиться из сил

4) роптать

 А2 .Укажите пример нарушения лексической сочетаемости слов

  1. надеть очки

  2. сойти с поезда

  3. уделять заботу

 А3. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово вражеский вместо слова враждебный

1. На меня был устремлен вражеский взгляд.

2. Вражеские силы, сосредоточенные напротив, были намного больше численности нашего отряда.

 

А4. Укажите предложение с грамматической ошибкой

1) Выпишите из текста два сложных бессоюзных предложения

2) Исписав пол-листа, я наконец понял бессмысленность моих претензий.

3) Радиослушатель спрашивает, вправе ли допускать переделки классических произведений

 

А5. В каком ряду во всех словах есть звук [ й ] ?

  1. елка, маячит, режьте

  2. еж, объем, печь

  3. емкий , приют, привет

  4. мое, вьюга, пение

 А6.Укажите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом

1) съезд

2) мечтание

3) прибрежный

4) приехать

 

А7. В каком ряду на месте пропуска пишется нн?

1) копч…ный лещ

2) приказа…о доставить

3) о ране…ом бойце

4) запрещ…ый ответ


 А8. В каком предложении не со словом пишется слитно?

1) Твое мнение (не)учтено.

2) Генерал приехал, (не)сообщив заранее.

3) (Не) выученный мною билет попался на экзамене .

4)(Не)продуманный поступок имел горчайшие последствия.

 

А9 В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется  ю?

1) пен…щийся, мо…щийся, ма…лся, принима…щий

2) потер…нный, засе…в, ненавид..щий, наве…л

3) бор..щийся, та..щий, стел…щийся, прыга…щий

4) вер…щий, вид..щий, леле..л, клее…щий

 А10. Укажите, на месте какой цифры пишется   е?

1)Я н(1) в чем  н(2) виноват, н(3)чего н(4) получается. Н(5) какие усилия н(6)помогли.

 

А11. В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?

1) кто-то из нас, бегущий человек, в течении реки.

2) путём замены, ехал прямо, мой друг

3) белый снег, посеять рожь, очень весело

4) узоры на стекле, друг девочки, смотрю в окно

 А12 Какое предложение состоит из двух безличных?

1) Выйду на озеро в синюю гать, к сердцу вечерняя льнёт благодать.

2) Тихо, быстро темнеет.

3) Молчу, мне скучно и грустно.

4) Непогода , буря разыгралась.

 

А13. В каком предложении допущена синтаксическая ошибка?

1) Наклеивая обои, требуется сноровка.

2) Наклеивая обои, лицевая сторона должна быть сухой

3)Наклеивая обои, ты должен следить за качеством работы


А14. В каком предложении нужно поставить две запятые?

  1. Сувениры приобретенные во время путешествия по Египту навевали приятные воспоминания заставляя снова переживать ярчайшие моменты незабываемой поездки.

  2. Безделушки купленные в магазине радовали своей экзотичностью новизной и яркостью

  3. Предупредив атаку с воздуха рота Залыгина отошла к озеру с двух сторон заросшему кустарником.


А15. В каком предложении нет вводных конструкций?(знаки препинания не расставлены).

  1. Мы долго блуждали и по всей вероятности так бы и не вышли к объекту .

  2. К сожалению наши поиски так и остались незавершенными .

  3. Все сложилось удачно поэтому все были в приподнятом настроении

  4. Казалось мы успокоились но тревога к нашему немалому удивлению вернулась очень скоро.



Вариант 3

А1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

  1. Красный

  2. Кумачовый

  3. коралловый

  4. лазоревый

 

А2 .Укажите пример нарушения лексической сочетаемости слов

1)пять монголов

2) пара рельс

3)эскадрон гусар

4)сколько нервов

 

А3. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово удачный вместо слова удачливый

  1. Они уже стали москвичами, как их удачные земляки.

  2. Это выступление было более удачным, чем прошедшее ранее.

 

А4. Укажите предложение с грамматической ошибкой

  1. Расположившись в парке, отдых нам понравился.

  2. Расположившись в парке, день прошел хорошо.

  3. Расположившись в парке, мы затеяли устроить пикник.

  4. Расположившись в парке, ярче воспринимается красота

 

А5. В каком ряду во всех словах есть звук [ й ] ?

  1. Варенье, земля, съемка

  2. Соловьи, карьер, съезд

  3. Ерш, елей, рьяный

  4. Ярче, серьезный, гротеск

А6.Укажите слово, которое образовано бессуффиксным способом

  1. приземленный

  2. зелень

  3. увидев

  4. пришкольный

 

А7. В каком ряду на месте пропуска пишется нн?

  1. жаре…ая рыба

  2. писа..ый акварелью пейзаж

  3. беше…ый успех

  4. льви…ая доля


 А8. В каком предложении не со словом пишется слитно?

  1. Надежда во мне (не)убита ничем.

  2. Он ушел, (не)спросив разрешения.

  3. Какой же ты (не)смелый!

  4. Твой поступок отнюдь (не) осознанный

А9 В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется  ю?

  1. кА…щийся, они пил…т

  2. та..щий, кле…щий

  3. ре…щий орел, они бре…тся

  4. гон..щийся за успехом, волки брод…т,


 

А10. Укажите, на месте какой цифры пишется   е?

1)(Н.)1 кто (н.)2 решался сказать правды, потому что (н.)3где искать защиты и (н.)4кто (н.)5придет на помощь.

А11. В каком ряду даны все словосочетания со связью примыкание?

  1. кто-то из нас, в прошлом году

  2. дела хороши, осенние яблоки,

  3. зашел справа, сидел молча

  4. Лежали на столе, глядя влево

 

А12 Какое предложение состоит из двух безличных?

1) Выйду на озеро в синюю гать, к сердцу вечерняя льнёт благодать.

2) Молчи, если сомневаешься.

3) На улице тишина, иду домой.

4)Темнеет быстро, вокруг тихо.

 

А13. В каком предложении нужно поставить одну запятую?

  1. Я взял кусок хлеба и ветчину и поднялся на палубу.

  2. Он забавлял рассказами занимавшими нас или молчал.

  3. Туманы в Лондоне бывают розовыми похожими на облака опустившиеся на улицы.

  4. Я не слушал его басен занимаясь своими делами.

А14. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые

  1. Стекла(1) запотев за ночь(2) закрывали одинокую(3)березовую ветку.

А15. В каком предложении нет вводных конструкций?(знаки препинания не расставлены).

  1. Кстати сказать я все же нашел выход из положения.

  2. Мы пробирались по словам старожилов к страшному месту .

  3. Дело было сделано однако на душе осталась затаенная тревога.

  4. Все было прекрасно к великой нашей радости работа удалась.



Вариант 4

А1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

  1. смел

  2. храбр

  3. благороден

  4. отважен

 

А2 .Укажите предложение с фразеологизмом

1) Пяти пальцев руки хватит, чтобы перечислить всех отличников в выпускных классах нашей школы.

2) Хорошо ли ты знаешь свой родной край?

3) При работе на компьютере он печатает только двумя пальцами

4) Я знаю эту тему как пять своих пальцев

 

А3. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово экономичный вместо слова экономический.

1. Я прочла о новом экономическом способе приготовления первых блюд.

2. В выступлении президента были изложены основные положения новой экономической политики государства.

 

А4. Найдите архаизм

  1. лучина

  2. верста

  3. вояж

  4. ямщик

 

А5. В каком ряду во всех словах есть звук [ й ] ?

  1. яд, емкость, село

  2. Юрмала, статья, старания

  3. Кайма, средство, вьюн

  4. Яхта, елка, спесь

 

А6.Укажите слово, которое образовано бессуффиксным способом

  1. Спесивый

  2. Узнав

  3. Заход

  4. прибрежный

А7. В каком ряду на месте пропуска пишется нн?

  1. Груже..ая углем баржа

  2. Пече..ый картофель

  3. Кова..ый сундук

  4. Разговор затея… вовремя


 А8. В каком предложении не со словом пишется раздельно ?

  1. (Не)_смотря на непогоду, экскурсия состоялась.

  2. Ответ был (не)обоснован

  3. (Не)возможно молчать, когда вокруг (не)справедливость

  4. (Не)высказанная боль светилась в ее глазах

 

А9 В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется  я?

1) пен…щийся, бор…щийся

2) потер…нный, стел…щийся

3) вер…щий, вид..щий

4) но….щий, кА..щийся 

А10. Укажите, на месте какой цифры пишется   е?

1) Если бы (н.)1 он , то (н.)2чего бы у меня (н.)3когда (н.)4вышло. (Н.)5когда было заниматься этим делом.

А11. В каком ряду даны все словосочетания со связью согласование?

1) кто-то из нас, в течении реки.

2) незамедлительное решение, смотрел далеко вперед

3) занимался старательно, читал лежа

4) мои труды, из неопубликованных заметок, твоя игра

 А12 Какое предложение состоит из двух определённо-личных?

1) Выйду на озеро в синюю гать, к сердцу вечерняя льнёт благодать.

2) Голос слышался далеко, было жутковато.

3) Смотрю в книгу, где вижу прежние эпохи.

4)Темнеет, мне зябко.

А13. В каком предложении допущена синтаксическая ошибка?

  1. Записывая итоги, результат меня порадовал.

  2. Записывая итоги, можно ошибиться.

  3. Записывая итоги, необходимы внимательность и аккуратность

  4. Записывая итоги , мы были удивлены

 

А14. На месте каких цифр должны стоять запятые?

  1. Море слилось там с синим небом (1) и крепко спит(2)отражая в себе прозрачную ткань облаков(3)не скрывающих собой(4)золотых узоров звезд.

.

А15. В каком предложении нет вводных конструкций?(знаки препинания не расставлены).

1) Дверь к моему удивлению оказалась незапёртой и я зашёл в комнату.

2) Мы долго кружили по просторному заливу и разумеется заблудились.

3) Всё в этом доме казалось слаженным и обустроенным поэтому мы прекрасно чувствовали себя в незнакомой обстановке.

4) Не было ничего что бы по мнению бабушки не пригодилось в хозяйстве.


Ответы

Вариант 1


А1

2

А9

2

А2

4

А10

2

А3

1

А11

4

А4

1

А12

3

А5

3

А13

3

А6

1

А14

4

А7

1

А15

3

А8

4




Вариант 2


А1

4

А9

3

А2

3

А10

246

А3

1

А11

4

А4

3

А12

2

А5

4

А13

3

А6

3

А14

3

А7

4

А15

3

А8

4






Вариант 3


А1

4

А9

3

А2

2

А10

235

А3

1

А11

3

А4

3

А12

4

А5

3

А13

4

А6

2

А14

12

А7

2

А15

3

А8

3






Вариант 4


А1

3

А9

3

А2

4

А10

145

А3

1

А11

4

А4

3

А12

3

А5

2

А13

4

А6

3

А14

23

А7

1

А15

3

А8

2






Сочинение на основе исходного текста №3

(1) Осень в этом году стояла – вся напролет – сухая и теплая. (2) Березовые рощи долго не желтели. (3) Долго не увядала трава. (4) Только голубеющая дымка (ее зовут в народе "мга") затягивала плесы на Оке и отдаленные леса.

(5) "Мга" то сгущалась, то бледнела. (6) Тогда сквозь нее проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.

(7) Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (8) Вода булькала, позванивала, журчала. (9) Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. (10) Это курлыкали журавли.

(11) Я поднял голову. (12) Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (13) Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к теплой стране с элегическим именем Таврида.

(14) Я бросил весла и долго смотрел на журавлей.

(15) За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое "шедевр", и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (16) Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении.

(17) Я выбрал стихи Лермонтова "Завещание".

(18) Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (19) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

(20) Птицы прощались со Средней Россией, с ее болотами и чащами. (21) Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий вином.

(22) Да что говорить! (23) Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.

(К.Паустовский)


Сочинение на основе исходного текста №4

(1) Национализм – это проявление слабости нации, а не её силы. (2) Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии. (3) Но великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. (4) Великий народ должен помогать малому сохранять себя, свой язык, свою культуру.

(5) Необязательно сильный народ многочислен, а слабый малочислен. (6) Дело не в числе людей, принадлежащих к данному народу, а в уверенности и в стойкости его национальных традиций.

(7) Лет пятнадцать назад, ещё до образования Общества охраны памятников культуры и истории, я встретился с тремя милыми и думающими молодыми людьми, которые, как и я, были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники культуры. (8) Вместе мы перечисляли, что мы теряем и что мы можем ещё потерять, вместе были обеспокоены, делились своей тревогой о будущем. (9) Я стал говорить о том, что мы недостаточно заботимся о памятниках малых народов: ижора ведь исчезают бесследно. (10) И вдруг мои молодые люди насупились: "Нет, мы будем заботиться только о русских памятниках." – (11) "Почему?" – (12) "Мы русские". – (13) "Но разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судьбу с судьбой России?"

(14) Мои мальчики быстро согласились со мной. (15) "Вы поймёте, - говорил я, - делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. (16) Приятно делать подарки. (17) В покровительстве другим, в добром отношении к ним есть сила, уверенность в себе и есть настоящая мощь." (18) Лица мальчиков просветлели. (19) Точно груз спал с их плеч.

(20) Я говорил, между прочим, и о том, как много ценного для мировой культуры дают народы Поволжья. (21) Поволжья – поймите это! – то есть народов, живущих по великой русской реке Волге. (22) А разве Волга не река и других народов – татар, мордвы, марийцев и прочих? (23) Далеко ли от неё до народа коми или башкир? (24) Сколько мы, русские, получили культурных ценностей от других народов именно потому, что сами дали им много! (25) А культура – это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублём, а он всё у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше.

(По Д. Лихачёву)


Контрольное тестирование 3


Вариант 1

А1 В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

1) экзамен

2) подвиг

3) сквозняк

4) смеяться


А2 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) звОнит

2) клалА

3) срЕдства

4) тортЫ


A3 Какое из перечисленных слов имеет значение «незаконное опубликование чужого труда под своим именем»?

1) реферат

2) аннотация

3) плагиат

4) псевдоним


А4 В каком предложении неверно употреблено выделенное слово

1) Вдоль дороги тянулись ЛЕСНЫЕ насаждения.

2) Печерский былНЕИСПРАВИМЫМ романтиком.

3) Мы ОДЕЛИ перчатки.



А5 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. слова.

1) соболиные меха

2) вытеревший посуду

3) с пятьюдесятью рублями


А6 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изнемогая от жары,

1) можно получить тепловой удар.

2) веселье все же продолжалось.

3) участники забега все же финишировали.


А7 Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Мой друг любит юмористические рассказы и смеяться.

2) Поднявшись на гору, мы были восхищены красотой долины.


Прочитайте предложения и выполните задания А8-—А11.


A. На Байкале сохранился особый животный и растительный мир.

Б. Приходилось ли вам видеть эдельвейсы на берегах озёр, если, конечно, озёра не располагались где-нибудь высоко в горах?

B. Думаю, едва ли.

Г. А здесь они растут.

Д. Тот факт, что некоторые высокогорные растения — эдельвейсы, кедровый стланик — спустились на уровни байкальских террас, объясняется микроклиматом Байкала, где даже по сравнению с соседним Иркутском лето прохладнее, а зима теплее.


А8 Укажите в тексте место, которое должна занимать пропущенная фраза:

Правда, не всякий заметит их: они тут чахленькие, на длинных ножках.

1) между А и Б

2) между Б и В

3) между В и Г

4) между Г и Д


А9 Какое из указанных предложений является односоставным или включает в себя односоставное предложение?

1) А 2) Б 3) Г 4) Д


А10 Сколько грамматических основ в предложении Д?

1) пять 2) две 3) три 4) четыре


A11 Укажите правильную характеристику слова ПРОХЛАДНЕЕ из предложения Д.

1) краткое прилагательное в форме среднего рода

2) прилагательное в форме сравнительной степени

3) прилагательное, перешедшее в существительное

4) наречие в форме сравнительной степени


А12 Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) нарисованный

2) принесший

3) передвигая



А13 В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»?

1) Законы природы неизме..ы.

2) Окно было завеше..о тёмной тканью, и в комнате стоял полумрак.

3) Вадим считал, что сестра слишком ветре..а, чтобы поручить ей серьёзное дело.

4) Иные говорят мудрё..о, а мысли скудные.


А14 В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная?

1) р..стить. г..реть, к..сить

2) об..гащать, подн..мать, к..снулся

3) к..сание, р..сток, насл..ждение

4) м..кать, взр..стить, предл..гать


А15 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..красен, пр..тендент, пр..вередливый

2) пр..украсить, пр..брежный, пр..сесть

3) п..едестал, не уб..ют, об..ект

4) пр..мудрый, пр..огромный, пр..уныть


А16 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?

1) лопоч..щий , музыканты услыш..т

2) скач..щих всадников, канаты удерж..т

3) трепещ..щий, бор..щийся



А17 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё?

A. холщ..вый

Б. врач..м

B. зайч..нок

Г. запрещ..нный

1) Б, Г 2) Г 3) Б, В 4) А, Б, Г


А18 В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) (Не) записанные долги были прощены.

2) Шли, (не)смотря по сторонам.

3) Ничем (не)прикрытый стол набух от влаги.

4) (не) замечаЯ опасности. мы продолжили путь.


А19 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) ЧТО (БЫ) не было холодно под водой, водолаз надевает (с)верху костюм!

2) Сегодня тепло так(же), как вчера.

3) Ветерок то(же)притих, словно так(же), как и люди почувствовать торжественность минуты.


А20 Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Волны в заливе кружились и пенились и обгоняли одна другую.

1) ССП предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) ПП с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) ССП, перед союзом И нужна запятая.

4) ПП с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.


А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мы (1)затаив дыхание (2) смотрели на стол(3)заваленный диковинными вещами(4)и не могли оторваться.

1) 2, 4 2) 1, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 4

А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Совесть (1) по утверждению Паскаля(2)является нравоучительной книгойВ нее(3)несомненно(4) надо почаще заглядывать.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3

А23 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Среди надписей на древних зданиях можно прочитать то эпиграмму на соседа то запись о каком-то событии то автографы исторических лиц.

2) Старообрядцы-церковники не подчинялись ни официальной церкви ни властям.

3) Тяжёлая и длительная война создание регулярной армии и флота строительство новых мануфактур и преобразование государственного аппарата потребовали громадных расходов.

4) Метель плачет и скулит воет и стонет напоминает о чём-то и о чём-то спрашивает.

А24 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

А.П.Чехов был действительно интеллигентом: ни в одном его поступке не присутствовало неуважение к человеку.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.


А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мы шли по извилистой(1) каменистой дороге(2)путь (3)которой пролегал по кривым(4)мощеным улочкам старого города.

1) 1, 3 2) 1, 4 3) 2 4) 2, 4


А26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Так здоров(1)что(2)если сучок(3)в кулаке сожмет(4)то вода пойдет.

1) 1, 2, 4 2) 1, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 3, 4

Вариант 1

а1

1

а14

4

а2

3

а15

2

а3

3

а16

3

а4

3

а17

2

а5

2

а18

1

а6

3

а19

1

а7

1

а20

4

а8

4

а21

3

а9

2

а22

1

а10

4

а23

2

а11

2

а24

4

а12

2

а25

3

а13

2

а26

2



Раздел IV. Формы и средства контроля

Количество контрольных работ откорректировано согласно инструктивно-методическому письму «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2014-2015 учебном году»:

Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ

10 класс

11 класс

Базовый (А)

1

1

Диктант

-

-

Контрольное тестирование

3

3

Изложение

-

-

Сочинение

4

4







Контроль по пройденным темам осуществляется через словарные диктанты, самостоятельные и практические работы во время урока. Количество и время проведения данных проверочных работ корректируется учителем в зависимости от усвоения программного материала обучающимися в течение всего учебного года.

Материалы контрольных тестирований и исходные тексты для написания сочинений взяты учителем из материалов пробного тестирования прошлых лет (ЕГЭ по русскому языку для учащихся 11 классов)

Оценивание сочинений

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

1.      При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2.      Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3.      Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4.      На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Высший балл по  за работу объёмом менее 150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки оценивается нулём баллов.

Если в работе,  представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст,  содержатся фрагменты текста экзаменуемого,  то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому.  Работа,  написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.


Оценивание тестирования

Если тестовая работа ученика выполнена в соответствии со шкалой оценивания, ученик за работу получает оценку:

"2" 0-18

"3" 19-25

"4" 26-33

"5" 34-37

Верное выполнение каждого задания части А оценивается 1 баллом, задание В8 - за каждый правильный ответ 1 балл, всего 4 балла.

В целом оценка определяется общим количеством баллов за выполнение работы в соответствии со шкалой.


Раздел V. Перечень учебно-методического

обеспечения.

Основная литература.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». М: «Просвещение», 2012 год.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2007.

Власенков АИ., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.


Дополнительная литература

Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. ­М.: Просвещение, 1994.

Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. ­М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика. ­Ростов н/Д: «Феникс», 1999.

Горбачевич АС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.

Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистиче­ским заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.

Единый государственный экзамен - 2010. Русский язык. Учебно-тренировочные ма­териалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2010.

Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 КЛ. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.

Дейкина А Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.

Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н. А Кузьмина. ­М.: Дрофа, 2005.

Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подго­товки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: СА­ГА, Азбука-классика, 2005.

Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Еф­ремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.

Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.

Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2006.

Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2006.

Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старше­классников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2007.

Комплект словарей и энциклопедий.

Портреты ученых-лингвистов.


Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 10-11 класс.

Полный мультимедийный курс по русскому языку для 10-11 классов, 17 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Универсальный портативный компьютер.

Цифровой проектор.

Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора.

Экран.

Сетевой фильтр-удлинитель.

Операционные системы.