СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 10 класса»

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Обь-Юганская средняя общеобразовательная школа»

посёлка Юганская Обь Нефтеюганского района

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Тюменской области


Рассмотрено

на заседании Методического совета

Протокол № 4

от «27 » августа 2021 г.

Согласовано

заместитель директора по УВР:

______________ (Атаманюк Л.А.)

«27 » августа 2021 г.

Утверждаю
Директор школы:
 _________(Фарукшина Н.А.)
приказ № 207-о

от «27 »августа_2021 г.










Рабочая программа

учебного предмета

«Русский язык»

10 класс

(всего 102 часа/3 часа в неделю)




Разработана:

Ревиной И.В..,

учителем русского языка и

литературы, первой КК






п. Юганская Обь, 2021 год

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 10 класса составлена в соответствии с

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями); - Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в ФГОС СОО»;

-Основной образовательной программой НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ» среднего общего образования и изменения к ним;

- Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»;

-Положением о рабочей программе по учебному предмету НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ». предмету «Русский язык» 10-11 классы для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования

Рабочая программа ориентирована на учебник: Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы: учебник: углубленный уровень - Москва, Просвещение, 2021





Объем программы.

Программа рассчитана на 102 часа (34 учебных недели по 3 часа)


Срок реализации программы 2021- 2022 учебный год.











Планируемые результаты освоения учебного предмета

Углублённый уровень изучения русского языка в 10 – 11 классах предполагает достижение выпускниками средней (полной) школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:

  • бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;

  • осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • осознание своего места в поликультурном мире;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;

  • потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;

  • готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;

  • эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;

  • нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.


Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:

  • умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;

  • способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;

  • умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;

  • умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);

  • свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;

  • умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;

  • умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;

  • умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.


Предметными результатами

Выпускник на углублённом уровне научится:

  • воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;

  • рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

  • анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;

  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

  • отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

  • оценивать стилистические ресурсы языка;

  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться:

  • проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;

  • выделять и описывать социальные функции русского языка;

  • проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;

  • анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

  • характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;

  • проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;

  • проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;

  • критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;

  • выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;

  • осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

  • использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;

  • проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;

  • редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;

  • определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.



воспитательный потенциал каждого урока:

·  устанавливать доверительные отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;

·  побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);

·  привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;

·  использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

·  применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;

·  организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;

·  инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.



Содержание программы «Русский язык» 10 класс (102 часа.)


  1. Вспомним изученное (10 ч)

  2. Введение в науку о языке. (16 ч)

Общие сведения о языке Функции языка.

Значение языка. Язык — орудие мышления. Язык — средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.

Язык и речь.

Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность.

Русский язык — государственный язык Российской Федерации.

Русский язык как национальный язык русского народа.

Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.

Русский язык среди других языков мира.

Русский язык как один из рабочих языков в ООН.

Индоевропейская семья языков. Славянские языки.

Русистика на современном этапе.


  1. Русский язык — один из богатейших языков мира (76 ч)

Состав современного русского языка.

Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.

Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.

Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.

Литературный язык и его нормы.

Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.

Русский язык как развивающееся явление.

Стили литературного языка — разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.

Устная и письменная формы речи. Их специфика.

Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.

Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др.

Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.

Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.


РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

В общую программу развития мышления и речи школьников старших классов органично включается их поисково-исследовательская деятельность, ориентированная, прежде всего, на обобщение ранее изученного, а главное — на формирование и закрепление умений вести наблюдение и делать соответствующие выводы. Укажем некоторые темы общего характера и конкретизирующие их частные вопросы для проектной и исследовательской деятельности учащихся.

  1. А. С. Пушкин как основоположник современного русского литературного языка:

◾ отношение А. С. Пушкина к общенародному языку;

◾ отношение А. С. Пушкина к церковнославянизмам;

◾ отношение А. С. Пушкина к заимствованиям.

  1. Русский язык как один из богатейших языков мира:

◾ синонимы к слову говорить, которые использует И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (это задание можно дать и по другим словам и произведениям);

◾ знаки препинания, которые можно поставить в … (тему уточняет школьник).

  1. Синтаксические средства выражения сравнения в русском языке:

◾ выражение сравнения придаточными сравнительными;

◾ выражение сравнения сравнительным оборотом;

◾ выражение сравнения обстоятельством сравнения;

◾ выражение сравнения определительным параллелизмом.

  1. Богатство фразеологии русского языка:

◾ в баснях И. А. Крылова;

◾ в рассказах В. М. Шукшина;

◾ в современных средствах массовой информации.

  1. Язык современной коммуникации:

◾ «Интернет — это зло или благо?»;

◾ «Я и сетевые ресурсы» и т. д.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

план

Дата факт

Тема

Примечание

Контроль

Повторение изученного (10 ч)

1



Порядок комплексного анализа текста.

Анализ текста

2



Вспомним изученное. Фонетика. Графика.

Устные и письменные разборы. Тест.

3



Вспомним изученное. Морфемика и словообразование.

Устные и письменные разборы

4



Вспомним изученное. Морфология. Самостоятельные части речи.

Устные и письменные разборы

5



Вспомним изученное. Морфология. Служебные части речи.

Устные и письменные разборы

6



Вспомним изученное. Синтаксис словосочетания и простого предложения.

Устные и письменные разборы

7



Вспомним изученное. Синтаксис сложного предложения.

Анализ простого предложения.

8



Вспомним изученное. Предложения с прямой речью.

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

9



(Диагностическое тестирование (в формате ЕГЭ)).

Контрольная работа №1

Тематический. Индивидуальная работа

10



Анализ контрольной работы

Работа над ошибками

Введение в науку о языке (16 ч)

11



Функции языка

Цитатный план

12



Р.Р. Алгоритм написания сочинения-рассуждения

13



Р.Р. Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Сочинение

14



Термины язык, речь, слово. Речевая деятельность.

Сопоставление параграфов. Выполнение упражнений

15



Повторение орфографии. Правописание безударных гласных в корне.

Устный опрос учащихся. Тест

16



Повторение орфографии. Правописание чередующихся гласных в корне.

Устный опрос учащихся. Тест

17



Русский язык – государственный язык Российской федерации.

Составление вопросов к текстам научного стиля. Пересказ текстов научного стиля.

18



Русский язык как национальный язык русского народа.

Устный и письменный опрос учащихся

19



Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации

Устный и письменный опрос учащихся

20



Русский язык среди других языков мира.

Конспект

21



Русистика на современном этапе.

Рецензия

22



Состав современного русского языка.

Устный опрос учащихся

23



Повторение орфографии. Правописание согласных в корне.

Устный опрос учащихся. Тест

24



Повторение орфографии. Правописание согласных в корне.

Устный опрос учащихся. Тест

25



Практикум по выполнению заданий 9-12 ЕГЭ по русскому языку

Практическая работа

26



Практикум по выполнению заданий 9-12 ЕГЭ по русскому языку

Практическая работа

Русский язык — один из богатейших языков мира (76 ч)

Текст (14 ч)

27



Текст. Понятие о тексте.

Частичный комплексный анализ текстов

28



Способы выражения темы. Заглавие.

Устное сочинение-рассуждение.

29



Способы выражения темы. Начало и конец текста.

Создание текста на основе данного.

30



Повторение орфографии. Правописание приставок.

Устный опрос учащихся. Тест

31



Повторение орфографии. Правописание приставок.

Устный опрос учащихся. Тест

32



Способы выражения темы. Ключевые слова.

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

33



Синтаксис текста. Предложение в составе текста.

Сочинение

34



Количество и характер предложений в тексте.

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

35



Способы связи предложений в тексте.

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

36



Средства связи частей текста.

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

37



Средства связи частей текста.

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

38



Практикум по определению средств связи частей текста (задания 2, 25 ЕГЭ по русскому языку)

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

39



РР Подготовка к сочинению рассуждению в формате ЕГЭ


40



РР Сочинение в формате ЕГЭ

Сочинение


41



Типы речи. Повествование.

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

42



Типы речи. Повествование

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

43



Повторение орфографии. Правописание разделительных Ъ и Ь

Тест

44



Типы речи. Описание.

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

45



Типы речи. Описание.

Сочинение-описание

46



Повторение орфографии. Ь после шипящих. Контрольный словарный диктант.

Словарный диктант

47



Типы речи. Рассуждение.

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

48



Типы речи. Рассуждение.

Сочинение-рассуждение

49



Особенности текстов-рассуждений в художественной речи.

Анализ текста-рассуждения

50



Практикум по определению типовой принадлежности текста (задание 23 ЕГЭ по русскому языку)

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

Устная и письменная форма речи ( 2 ч)

51



Устная и письменная формы речи.

Составление таблицы по тексту параграфа.

52



Устная и письменная формы речи.

Частичный анализ текста.

Русский литературный язык и его нормы (13 ч)

53



Орфоэпические нормы.

Сочинение

54



Орфоэпические нормы.

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

55



Повторение орфографии. Правописание суффиксов существительных.

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

56



Повторение орфографии. Правописание суффиксов прилагательных и причастий.

Тематический. Индивидуальная работа

57



Лексические нормы.

Составление тезисного плана параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей.

58



Лексические нормы.

Составление текста на основе данного

59



Морфологические нормы.

Составление тезисного плана параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей.

60



Морфологические нормы.

Составление текста на основе данного

61



Повторение орфографии. Правописание н-нн в суффиксах прилагательных и причастий.

Работа с текстами, словарями

62



Повторение орфографии. Правописание суффиксов глаголов и наречий.

Работа с текстами, словарями

63



Синтаксические нормы.

Составление текста на основе данного

64



Синтаксические нормы.

Составление текста на основе данного

65



Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка»

Тест

Стили русского литературного языка (14 ч)

66



Анализ контрольной работы. Стили русского литературного языка. Понятие о стиле.

Работа над ошибками

67



Разговорный стиль.

Составление текста разговорного стиля речи

68



Стили русского литературного языка. Научный стиль.

Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов научного стиля.

69



Стили русского литературного языка. Научный стиль.

Составление текста научного стиля речи

70



Деловой стиль. Жанры делового стиля. Р.Р. Резюме.

Составление резюме

71



Стили русского литературного языка. Публицистический стиль.

Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов публицистического стиля.

72



Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля Р.Р. Репортаж как речевой жанр.

Составление текста публицистического стиля речи-репортажа

73



Повторение орфографии. Правописание окончаний глаголов

Тест

74



Стили русского литературного языка. Художественный стиль.


75



Стили русского литературного языка. Художественный стиль.

Составление текста художественного стиля по данной концовке.

76



Повторение орфографии. Правописание гласных после шипящих.

Тест

77



Урок-зачет по теме «Стили русского литературного языка».

Зачёт

78



РР Подготовка к сочинению рассуждению в формате ЕГЭ


79



РР Сочинение в формате ЕГЭ

Сочинение

Синонимика русского языка (8 ч)

80



Синонимика русского языка. Лексические синонимы.

Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей.

81



Повторение орфографии. Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Работа с текстами, словарями

82



Повторение орфографии. Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Работа с текстами, словарями

83



Морфемные синонимы. Роль морфемных синонимов в речи

Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей.

84



Морфологические синонимы. Роль морфологических синонимов в речи

Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей.

85



Синтаксические синонимы. Роль синтаксических синонимов в речи

Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей.

86



Синтаксические синонимы. Роль синтаксических синонимов в речи

Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей.

87


Контрольная работа «Комплексный анализ текста»

Комплексный анализ

Культура речи (1 ч)

88



Культура речи. Качества хорошей речи.

Конспект статьи


89



Предшественники Пушкина (проект)

Составление тезисного плана параграфов учебника. Проект

90



А.С.Пушкин – создатель русского литературного языка.

Определение функций старославянизмов в произведениях А.С.Пушкина (проект)

91



Повторение орфографии. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

Тест

92



Р.Р. Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ.


93



Р.Р. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.

Сочинение

Источники расширения словарного состава современного русского языка (9 ч)

94



Источники расширения словарного состава современного русского языка. Словообразование

Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей.

95



Появление у слов новых лексических значений

Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей.

96



Лексика пассивного словарного фонда. Использование историзмов и архаизмов.

Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей.

97



Термины науки. Профессионализмы.

Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей.

98



Религиозная лексика. Периферийная лексика.

Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей.

99



Просторечия. Диалектизмы. Жаргонизмы.

Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей.

100



Заимствования

Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей.

101



Промежуточная аттестация

Тест

102



Анализ промежуточной аттестации

Работа над ошибками