УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БАТАЙСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4
с углубленным изучением отдельных предметов
| | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов приказ № 136 от 25.08.2022г ………………………… Г. Д. Збыковская |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
русскому языку
по ___________________________________________________________
Уровень общего образования ( 10 класс)
среднее общее образование
базовый уровень
_______________________________________________________________________________________
Количество часов 34
Учитель ____Денисенко Тамара Ивановна____
Программа разработана на основе Примерной программы среднего общего образования по русскому языку и авторской программы Гольцовой Н.Г., И.В. Шамшин, М.А. Мищерина – М.: Русское слово, 2019 г.
2022-2023 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету Русский язык
10 класс
Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом уровне.
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа.
Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания. Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне в объеме 34 часа (в 10 классе – 1 час в неделю).
Из школьного компонента добавлен 2 часа в неделю. Итого по учебному плану образовательного учреждения МКОУ «Непрядвенская СОШ» на изучение русского языка в 10 классе - 102 часа в год (3 часа в неделю).
Используемый учебно-методический комплект:
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово.
2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя. - М.: Русское слово.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов с учѐтом Примерной программы начального общего образования по русскому языку и Примерной программы среднего общего образования по русскому языку и авторской программы Гольцовой Н.Г. – М.: Русское слово, 2019 г.
Программа по учебному предмету русский язык включает в себя следующие разделы: Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; Содержание учебного предмета, курса; Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в том числе, с учетом рабочей программы воспитания; Приложение: Календарно-тематическое планирование; оценочные средства.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства просвещения №442 от 28.08.2020;
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;(с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1577, приказом Министерства просвещения от 11.12.2020№712);
Рабочая программа ориентирована на учебники Гольцовой Н.Г. – М.: Русское слово, 2019 г.
Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится
в 10 классе 34 часа в год, количество контрольных работ-5
Срок реализации рабочей программы – 1 год
Содержание предмета русский язык 10 класс
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.
Русский язык как один из мировых языков.
Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.
Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
Морфемика и словообразование
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование, Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.
Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
Морфология и орфография
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, 3Ч, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные И и Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных и строчных букв.
Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний.
Гласные в суффиксах имен существительных.
Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования: и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Правописание сложных имен прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные.
Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных. Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).
Категория времени глагола.
Спряжение глагола.
Две основы глагола. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глаголов.
Правописание глаголов.
Причастие
Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий.
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие
Деепричастие как особая глагольная форма.
Образование деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий.
Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий.
Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния
Грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи
Предлог
Предлог как служебная часть речи.
Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов.
Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова
Союз как служебная часть речи. Союзные слова.
Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов.
Правописание союзов.
Частицы
Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.
3.Тематическое планирование по русскому языку в 10 классе
№ | Тема | Кол-во часов | Воспитательные задачи |
1 | Введение | 1 | Привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры. |
2 | Лексика. Фразеология. Лексикография. Контрольные работы Уроки развития речи | 7 | Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой. |
3 | Основные понятия морфемики и словообразования | 3 | Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. |
4 | Морфология и орфография | 4 | Сообщение необходимых знаний и формирование учебно – языковых, речевых, правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно, выразительно говорить, читать и писать на родном языке |
5 | Морфология Из них: контрольные работы уроки развития речи | 19 | Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой. |
| Итого | 34 | |
Календарно – тематическое планирование
по русскому языку
на 2022 – 2023 учебный год
Класс 10
Учитель Денисенко Т.И
Общее количество часов на предмет по учебному плану 34 часа
Из них на:
I четверть 9 часов
II четверть 7 часов
III четверть 10 часов
IV четверть 8 часов
По 1 час в неделю.
Всего учебных недель 35
контрольные работы 6 часов
Учебник: Гольцовой Н.Г. – М.: Русское слово, 2019 г.
№ | Дата | Количество часов | Тема урока | Форма обучения (очный или с применением дистанционных образовательных технологий) |
| | | Введение | Очная |
1 | 1.09 | 1 | Введение. Слово о русском языке. Понятие нормы литературного языка. Русский язык как государственный язык РФ. | Очная |
| | | Лексика. Фразеология. Лексикография. Контрольные работы Уроки развития речи | |
2 | 8.09 | 1 | Слово – центральная единица языка. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. | Очная |
3 | 15.09 | 1 | Входной контроль. Тест на основе ЕГЭ. | Очная |
4 | 22.09 | 1 | Омонимы и паронимы и их употребление. | Очная |
5 | 29.09 | 1 | Синонимы, антонимы и их употребление | Очная |
6 | 6.10 | 1 | Фразеологизмы и их употребление. | Очная |
7 | 13.10 | 1 | Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. | Очная |
8 | 20.10 | 1 | Фонетический разбор слова. | Очная |
| | | Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова.Морфемы | |
9 | 27.10 | 1 | Словообразование. Морфологические и неморфологические способы. | Очная |
10 | 10.11 | 1 | Словообразовательный разбор. | Очная |
11 | 17.11 | 1 | Контрольная работа в формате ЕГЭ. | Очная |
| | | Морфология и орфография | Очная |
12 | 24.11 | 1 | Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне | Очная |
13 | 1.12 | 1 | Правописание чередующихся гласных в корне слова. Употребление гласных после шипящих и ц. | Очная |
14 | 8.12 | 1 | Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных, сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. | Очная |
15 | 15.12 | 1 | Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки при- и пре-. Промежуточная аттестация по итогам 1 полугодия | Очная |
| | | Морфология Из них: контрольные работы уроки развития речи | |
16 | 22.12 | 1 | Имя существительное как часть речи. Лексико- грамматические разряды имен существительных. | Очная |
17 | 12.01 | 1 | Правописание падежных окончаний. Гласные в суффиксах. Правописание сложных имен существительных. | Очная |
18 | 19.01 | 1 | Р/р. Обучение сочинению-рассуждению на публицистическую тему . | Очная |
19 | 26.01 | 1 | Имя прилагательное как часть речи. Его разряды, степени сравнения. | Очная |
20 | 2.02 | 1 | Правописание окончаний и суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН, сложных прилагательных. | Очная |
21 | 9.02 | 1 | Контрольный тест по теме «Имя существительное и имя прилагательное» | Очная |
22 | 16.02 | 1 | Имя числительное как часть речи. Склонение правописание и употребление в речи. Работа над ошибками. | Очная |
23 | 2.03 | 1 | Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений. | Очная |
24 | 9.03 | 1 | Р.Р. Сочинение-рассуждение на публицистическую тему по данному тексту. | Очная |
25 | 16.03 | 1 | Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола Правописание глаголов. | Очная |
26 | 23.03 | 1 | Причастие как глагольная форма. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий и отглагольных прилагательных. | Очная |
27 | 6.04 | 1 | Деепричастие как форма глагола. Морфологический разбор. | Очная |
28 | 13.04 | 1 | Наречие как часть речи. Правописание наречий. Слова категории состояния | Очная |
29 | 20.04 | 1 | Служебные части речи. Предлог. Союз и союзные слова. | Очная |
30 | 27.04 | 1 | Служебные части речи. Предлог. Союз и союзные слова. | Очная |
31 | 4.05 | 1 | Обобщение по теме «Служебные части речи. Предлог. Союз и союзные слова» года | Очная |
32 | 11.05 | 1 | Промежуточная аттестация по итогам | Очная |
33 | 18.05 | 1 | Обобщение по теме «Служебные части речи. Предлог. Союз и союзные слова» | Очная |
34 | 25.05 | 1 | Итоговый урок | Очная |
Приложение
Оценочные материалы, используемые при реализации рабочей программы
Предмет | Виды оценочных материалов для организации текущего и итогового контроля | Источники, в том числе Интернет-ресурсы |
Русский язык | Контрольный диктант, изложение, сочинение, словарный диктант, самостоятельная работа, учебный проект, учебное исследование | Русский язык: 120 текстов для школьных изложений. 5-11 классы/ К.А.Войлова, В.В. Леденёва, В.В.Тихонова, Т.Е. Шаповалова. – М.: Дрофа,2004 А Шипицина Г.М. Русский язык: Изложения и сочинения. – М.: Дрофа, 2008 Русский язык в таблицах, тестах и форматах ГИА и ЕГЭ: учебное пособие/ Карпова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р.- Пермь, 2014 Справочно-информационный портал «Русский язык» — ГРАМОТА.РУ http://rus.1september.ru Коллекция диктантов по русскому языку Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку http://rus.rusolymp.ru Владимир Даль. Проект портала Philolog.ru http://www.philolog.ru/dahl ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор http://www.rus-ege.com Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук |