СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа состоит из разделов: "Пояснительная записка", "Содержание программы", "Календарно-тематическое планирование", "Результаты обучения", "Учебно-методическое обеспечение"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 10 класса»

Р А З Д Е Л «Пояснительная записка»


Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой среднего (полного) общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13 ),за основу рабочей программы взята примерная программа по русскому языку для 10-11 классов, созданная на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования под редакцией А.И.Власенкова,Л.М.Рыбченковой, программа рассчитана на 70 часов, спланирована на 69 часов, так как 8.03.- праздничный день.


Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно-ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Цели обучения русскому языку на базовом уровне.

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.





Законы:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».

- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Концепции:

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

Программы:

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

Постановления:

- постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2014 № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации» (отменены постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1237 «Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении»; от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»);

- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596».

Приказы:

- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

- приказ минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядкаприменения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализацииобразовательных программ».

Распоряжения:

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

-Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год» от 30.04.2014 г. № 263.

На основе:

Приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год» от 09.06.2015 г. № 405, на основании приказа ООА М-Курганского района № 296 от 15.06.2015г «О формировании учебного плана на 2015-2016 учебный год», Устава школы и протокола Педагогического совета школы № 10 от 15.06.2015г

- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)

- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями)

- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»



Приказ МБОУ Малокирсановской сош им. дважды Героя Советского Союза П.С.Кутахова № 106 от 05.06.18 г. «Об утверждении учебного плана школы на 2018-2019 учебный год, программно-методического обеспечения к учебному плану, годового календарного учебного графика на 2018/2019 учебный год».

Устав МБОУ Малокирсановской сош им. дважды Героя Советского Союза П.С.Кутахова (утвержден приказом ООА М-Курганского района № 455 от 15.12.2014г).



- Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 г. № 08-96 «О методических рекомендациях».

- Письмо Минобрнауки России от 16.05.2018 № 08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности.

- письмо Минобразования РО от 24.04.2018 г. № 24/4.1-5705 «Рекомендации по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2018-2019 учебный год».

-письмо ООА Матвеево-Курганского района от 04.05.2018 г. № 82.11/617 «О направлении рекомендаций по составлению учебного плана на 2018-2019 учебный год».








РАЗДЕЛ «Содержание программы»


Повторение изученного в начале года

Общие сведения о языке


Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории развития языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства; период возникновения языка великорусской народности в XV – XVII веках; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.


Фонетика. Орфоэпия. Орфография.


Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретённых учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор.

Лексика и фразеология

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы её употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая, разговорно-бытовая и книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический разбор.


Морфемика и словообразование

Обобщающее повторение ранее изученного.

Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор.


Орфография

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.


Текст

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст, его строение. Виды преобразования текста. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности. Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование, терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

Использование учащимися средств научного стиля.






















РАЗДЕЛ «календарно-тематическое планирование»




п/п

Система уроков

Дата

Педаго-

гические

средства

Вид

деятель-

ности

учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Информационно-
методическое

обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовый уровень

Продвинутый

уровень


1

2

3

4

5

6

7

8

9


общие сведения о языке ( 10 часов)

1

Язык и общество.

Язык и культура.

Цель: дать понятие о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке

5.09

Рассказ, работа

с книгой, беседа

Индивидуальная, групповая

Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке.

Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение. (К)

Продуктивный

Уметь составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста. (К)

Творческий

Извлечение необходимой информации из источников различного типа, критическое оценивание информации, умение развернуто обосновывать суждения

Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи”. – М.: Просвещение, 2005

2-3

Язык и история народа.

Цель: дать понятие о взаимосвязи языка и истории народа, трех периодах в истории русского языка, организовать самостоятельную работу учащихся с фрагментами статьи В. В. Лопатина и И. С. Улуханова из энциклопедии “Русский язык”

6.09

12.09

Проблемные задания

Групповая

Знать о взаимосвязи языка и истории народа.

Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе. (К)

Продуктивный

Уметь составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста. (К)

Творческий

Извлечение необходимой информации из источника, критическое оценивание информации, умение развернуто обосновывать суждения

Энциклопедия “Русский язык”. – М.: Аванта +, 1999

4-5

Русский язык в современном мире – в международном и межнациональном общении.

19.09

20.09

Рассказ, работа

с книгой, беседа

Индивидуальная, фронтальная

Знать понятие “мировой язык; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государ-


Извлечение необходимой информации из источников, умение

Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Методические рекомендации к

.

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Цель: дать понятие “мировой язык”, иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном; выявить значение функций русского языка как государственного и его функций в школьном изучении




ственном, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении

Уметь толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы. (К)

Продуктивный


развернуто обосновывать суждения, давать определения

учебнику “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи”. – М.: Просвещение, 2005

6-8

Активные процессы в современном русском языке.

Цель: дать понятие об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка в процессе работы с текстом из книги Л. И. Скворцова “Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи”

Контрольная работа №1 Повторение изученного

26.09

27.09














13.09

Проблемные задания

Групповая

Знать об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка.

Уметь делать краткую запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора. (К)

Исследовательский

Уметь готовить устное сообщение на предложенную тему по вопросам. (К)

Творческий

Извлечение необходимой информации из текста, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели, умение развернуто обосновывать суждения, создавать устный текст

Скворцов, Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи

9-10

Практикум написания сочинения.

3.10

4.10








фонетика, орфоэпия, орфография (7 часа)

11-12

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

Цель: повторить понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи, производить попутный анализ орфографический трудностей


10.10

11.10

Практикум работа с книгой

Индивидуальная, фронтальная

Знать понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи.

Уметь производить анализ орфографических трудностей. (Я)

Продуктивный


Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица)

Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах


1

2

3

4

5

6

7

8

9

13-15

Основные нормы современного литературного произношения

и ударения в русском языке.

Цель: закреплять навыки литературного произношения и ударения в русском языке, преодолевать нарушения орфоэпической нормы, иметь понятие о выразительных средствах русской фонетики

17.10-

18.10

24.10

Практикум, работа с книгой

Индивидуальная, фронтальная

Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики.

Уметь использовать в собственной речи. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их. (Я), (К)

Продуктивный

Владение культурой речи, навыками редактирования


16

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.

Цель: дать понятие о морфологическом, фонетическом, традиционном принципах русской орфографии

25.10

Практикум, работа с книгой

Индивидуальная, фронтальная

Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии.

Уметь комментировать орфограммы, определять принципы написания. (Я)

Продуктивный


Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица)

Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах

17

Фонетический разбор.

Цель: производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей

7.11

Практикум

Индивидуальная, фронтальная

Знать порядок фонетического разбора.

Уметь производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей. (Я)

Продуктивный


Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах



Лексика и фразеология (10 часов)

18-20

Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка.

Рр Сочинение на тему « Значения фразеологизмов»

Цель: повторить и расширить ранее приобретенные знания о лексике русского языка, углубить понятие об изобразительных возможностях синонимов, антонимов, паронимов, омонимов

8.11

14.11



15.11


Практикум

Индивидуальная, групповая

Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности сино Антонимов, паронимов, омонимов.

Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи. (Я), (К)

Продуктивный нимов,


Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; владение навыками создания собственного текста

Горшков, А. И. Русская словесность. – М.: Просвещение, 1996

1

2

3

4

5

6

7

8

9

21-

22

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления.

Цель: углубить понятие о русской лексике с точки зрения сферы ее употребления, о межстилевой лексике, лексике товарно-рыночных отношений, о способах толкования слов, о группировке слов по тематическому признаку

21.11

22.11

Проблемные задания

Групповая

Знать русскую лексику с точки зрения сферы ее употребления, межстилевую лексику, лексику товарно-рыночных отношений, способы толкования слов, группировку слов по тематическому признаку

Уметь видеть в тексте и использовать данную лексику в собственной речи. (Я), (К) Продуктивный

Уметь сочинять тексты разговорного, научно-популярного, официально-делового стилей с грамматическим заданием.
(К)

Творческий

Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владение навыками создания собственного текста


23-24

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Цель: углубить представление об активном и пассивном словарном запасе; архаизмах, историзмах, неологизмах; индивидуальных новообразованиях, об использовании их в художественной речи

28.11

29.11


Проблемные задания

Групповая

Знать активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Уметь видеть изобразительные возможности данных групп лексики в художественных текстах, владеть приемами редактирования. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь создавать тексты художественного стиля с использованием данных групп лексики, готовить сообщения о значении, происхождении, употреблении конкретных слов.
(К)

Творческий

Извлечение необходимой информации, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели, умение развернуто обосновывать суждения, создавать устный текст

Толковый, лексикологический, этимологический словари

25-28

Русская фразеология.

Понятие о фразеологизме в узком и широком значениях.Происхождение фразеологизмов. Стилистическая окраска фразеологизмов.

РР Изложение текста художественного стиля


Цель: углубить понятие о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении, попутно совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки

5.12

6.12

12.12






13.12

Рассказ, работа

с книгой, беседа

Индивидуальная, фронтальная

Знать о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении.

Уметь правильно употреблять в речи фразеологизмы в соответствии со значением и стилистическими свойствами, совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки. (Я), (К)

Продуктивный


Владение культурой речи, навыками редактирования


1

2

3

4

5

6

7

8

9

29-

31













32.

Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Цель: закрепить умение пользоваться лексическими и фразеологическими словарями, совершенствовать навыки лексико-фразеологического разбора

Контрольная работа №2 «Лексика. Фразеология»








19.12

26.12

27.12












20.12

Практикум

Индивидуальная, групповая

Знать строение словарной статьи лексического и фразеологического словарей, порядок лексико-фразеоло-гического разбора.

Уметь пользоваться словарями и производить лексико-фразеологический разбор.
(Я) Продуктивный

Уметь создавать тексты художественного стиля с использованием фразеологизмов, готовить сообщения об их значении, происхождении, употреблении. (К)

Творческий

Извлечение необходимой информации, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели

Лексические и фразеологические словари

33-

34

Лексические и фразеологические словари

Лексический и фразеологический анализ

Цель: выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными лексико-грамматическими навыками










9.01

10.01


Контроль

Фронтальная

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я)

Продуктивный


Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Сборник диктантов для 10–11 классов. – М., 1998


Морфемика и словообразование ( 5 часа)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

35-40.

Обобщающее повторение ранее изученного.

Морфемика.Закрепление понятия «морфемы».

Многозначность морфем. Морфемная синонимия и антонимия.

Совершенствование орфографических навыков.

РРПодготовка и написание сочинения публицистического характера


16.01

17.01

23.01

24.01








30.01

31.01



Проблемные задания

Групповая

Знать понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии.

Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. (Я)

Исследовательский


Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства


41-

44

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.

РР Изложение текста публицистического стиля

Цель: совершенствовать навыки словообразовательного анализа как одного из средств овладения орфографическими нормами

6.02

7.02




13.02

14.02


Практикум

Индивидуальная, групповая

Знать основные способы словообразования.

Уметь производить словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки. (Я)

Продуктивный


Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства


45-

46

Выразительные словообразовательные средства.

Художественно-стилистический анализ

Цель: совершенствовать навыки художественно-стилисти-ческого анализа изобразительно-выразительных свойств морфем

20.02

21.02

Проблемные задания

Групповая

Знать выразительные словообразовательные средства.

Уметь подбирать тексты, иллюстрирующие стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем, производить их художественно-стилисти-ческий анализ.
(Я)

Исследовательский

Уметь выявлять авторскую позицию, идейный смысл произведения, выражаемые

с помощью использованных лексических и словообразовательных средств. (К)

Исследовательский

Извлечение необходимой информации из текстов, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели, умение развернуто обосновывать суждения, создавать устный текст

Тексты изучаемых художественных произведений


Морфология и орфография (12 часов)

47

Обобщающее повторение частей речи.

Цель: обобщить знания о частях речи, их грамматических значениях, грамматических формах и синтаксических функциях

27.02

Рассказ, работа

с книгой, беседа

Индивидуальная, фронтальная

Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. (Я)

Продуктивный


Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица)


48

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание.

Цель: закрепить навык морфологического разбора знаменательных и служебных частей речи, их словообразования и правописания

28.02

Практикум

Индивидуальная, групповая

Уметь производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание.
(Я)

Продуктивный


Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства


49

Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.

Цель: самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность по разрешению трудных вопросов правописания окончаний и суффиксов разных частей речи

6.03

Проблемные задания

Групповая

Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.

(Я), (К)

Исследовательский

Уметь использовать КТ для систематизации и информации о трудных вопросах правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.
(Я), (К)

Исследовательский

Использование КТ для систематизации и информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности

Буланов, В. К. Трудные вопросы морфоло-

гии. – М., 1989

50

Правописание не и ни с разными частями речи.

Правописание наречий.

Цель: обобщить знания об орфографических нормах и их группировке на основе принципов правописания

7.03

Практикум

Индивидуальная, групповая

Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания.

Уметь применять знания

на практике. (Я)

Продуктивный


Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах


51

Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написание.




13.03







52

Контрольная работа №3 «Морфология и орфография»

Цель: выявить уровень владения орфографическими пунктуационными, лексико-грамматическими навыками

14.03

Контроль

Фронтальная

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я)

Продуктивный


Отражение

в письменной форме результатов своей деятельности

Сборник диктантов для 10–11 классов. – М., 1998



Речь, функциональные стили речи (5 часа)



53-54



Язык и речь.

Текст, его строение. Типы речи.

Цель: углубить понятие о тексте, его строении, типах речи: повествовании, описании, рассуждении; производить речеведческий анализ художественного и научно-популярного текстов











20.03

21.03




Проблемные задания




Групповая




Знать текст, его строение, типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки.

Уметь производить речеведческий анализ художественного и научно-попу-лярного текстов. (Я), (К)

Исследовательский




Уметь создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное.
(К)

Творческий




Свободная работа с текстами художественного и научно-популяр-ного стилей, понимание их специфики, владение навыками редактирования текста



55


Функциональные стили речи.

Цель: углубить представление о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публи- художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах,

стилевых особенностях


3.04




Проблемные задания




Групповая




Знать о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.

Уметь определять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ. (Я), (К)











Свободная работа с текстами художественного и научно-популярного, понимание их специфики



1

2

3

4

5

6

7

8

9


синтаксис и пунктуация ( 10 часов )

56 - 57

Лексика научного стиля, его признаки и разновидности.

Цель: познакомиться с основными словарными пластами научного стиля, научиться разграничивать их, наблюдать за использованием научной, профессиональной лексики в произведениях художественной литературы, познакомиться

со справочной литературой

по научной лексике и нау-

читься пользоваться ей

4.04

10.04

Проблемные задания

Групповая

Знать разновидности лексики научного стиля: нейтральная, общенаучная, специальная.

Уметь разграничивать их, наблюдать за использованием научной, профессиональной лексики в произведениях художественной литературы, познакомиться со справочной литературой по научной лексике и научиться пользоваться ей. (Я), (К)

Исследовательский

Уметь производить речеведческий анализ текстов научного стиля речи с точки зрения лексики.
(Я)

Исследовательский

Поиск нужной информации по заданной теме в справочной литературе, свободная работа с текстами научного и художественного стилей

Справочная литература по научному стилю речи

58

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

Цель: исследовать морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля, участвовать в диалоге, дискуссии

11.04

Проблемные задания

Групповая

Уметь исследовать морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля, участвовать в диалоге, дискуссии.

(Я), (К)

Исследовательский


Владение такими видами публичных выступление, как диалог, дискуссия, следование этическим нормам и правилам их ведения


59-60

Комплексный анализа текста.

Цель: совершенствовать навыки подробного изложения текста с высказыванием суждений по теме и элементами комплексного анализа

17.04

18.04

Проблемные задания, работа с книгой

Индивидуальная

Уметь подробно излагать текст, высказывать суждение по теме и производить комплексный анализ текста.
(К), (ЛС)

Творческий

Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.
(К), (ЛС)

Творческий

Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста

Рыбченкова, Л. М. Тексты для изложений. – М., 1999 (с. 140–142)

61-69.

Повторение и обобщение изученного. по морфологии и орфографии

Контрольная работа №4

«Синтаксис и орфография»

Повторение сведений по орфографии и пунктуации.

Контрольная работа (итоговая) №5 «Повторение изученного» (тесты)

Анализ контрольной работы

Повторение синтаксиса и пунктуации.

Подведение итогов .


24.04


25.04



8.05

15.05


16.05



22.05


23.05


29.05

30.05







Р А З Д Е Л «Результаты обучения»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ


В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать

• связь языка и истории, культуры русского и других народов;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литера-

турный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.



















Раздел «Учебно-методическое обеспечение»

1.«Русский язык. 10-11 классы». Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2010

2. Золоторёва, И.В. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс: Программы 34 и 68 часов/ И.В. Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2010

3. Васильева, Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008

4. Любичева, Е.В., Болдырёва, Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития/ Е.В.Любичева, Л.И.Болдырёва, - С-Петербург «Паритет», 2005

5. Сивокозова, Т.В. Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности/ Т.В.Ссивокозова, - Волгоград: Учитель, 2005

6. Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, - Ростов н/Д: «Феникс», 2005

7. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008

8. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008

9. Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы/ А.Б. Малюшкин, - М.: ТЦ Сфера, 2005

10. Амбушева, Т.М. и др. Русский язык. 10-11 классы: исследовательские работы/ Т.М. Амбушева и др., - Волгоград: Учитель, 2009

11. Бисеров, А.Ю. ЕГЭ – 2010: русский язык: самые новые задания/ А.Ю. Бисеров, - ФИПИ, 2009

12.Сенина, Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, - Ростов н/Д: «Легион», 2009

13. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс/ А.Б. Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2009

14. Петрова, В.В. Русский язык. Выполнение заданий части 2 (В): учебно-методическое пособие/ В.В. Петрова, - М.: «Экзамен», 2007

15. Егораева, Г.Т.Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С): учебно-методическое пособие/ Г.Т. Егораева, - М.: «Экзамен», 2008

16. Загоровская, О.В. Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Ч. С/ О.В. Загоровская, - М.: Просвещение, 2009

17. Цветкова, Г.В. Русский язык. 6 -11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2009

18. Касперская, О.В. Русский язык. 5 -11 классы. Анализ художественного текста: разработки уроков, опорные конспекты/ О.В.Касперская, - Волгоград: Учитель, 2010

19. Нефёдова, И.Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы»/ И.Ю.Нефёдова, - М.: АСТ: Астрель, 2009

20. Баронова, М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Морфемика» и «Словообразование»/ М.М.Баронова, - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009

21. Кулюкина, Л.А. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. «Словосочетание», «Простое предложение», «Сложное предложение», «Способы передачи чужой речи»: 10-11 кл. /Л.А.Кулюкина, - М.: АСТ: Астрель, 2009

22. Егораева, Г.Т.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания./ Г.Т. Егораева, - М.: «Экзамен», 2010


Оборудование:

Раздаточный материал: тесты для подготовки к ЕГЭ

Портреты учёных-лингвистов:

  1. А.А. Шахматов

  1. Ф.И. Буслаев

  1. В.В. Виноградов

  1. А.Х. Востоков

  1. В.И. Даль

  1. С.И. Ожегов

  1. А.М. Пешковский

  1. И.И. Срезневский

  1. Н.С. Трубецкой

10. Д.Н. Ушаков