Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе в 11 классе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г., программы по литературе для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (под ред. В.Я.Коровиной, М.: «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Русская литература ХХ века. 11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (Авторы: Смирнова Л.А., Михайлов О.Н., Турков А.М. и др. под ред. Журавлёва В.П. – М.: «Просвещение», 2012 г.)
Выбор авторской программы обусловне тем, что она
рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
соответствует стандарту образования;
построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности,
обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Ц е л и обучения:
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; развитие образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации.
Главной целью литературного образования в 11 классе является изучение литературного процесса в России ХХ века, овладение элементами историко-функционального анализа.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования.. В данной программе сохранена последовательность изучения произведений, предусмотрены часы на развитие речи, составление тезисов, написание сочинений разных жанров, рецензий и другие виды работ, развивающие устную и письменную речь учащихся, а также уроки внеклассного чтения.
Учебно-методическое обеспечение
Учебник «Русская литература ХХ века. 11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (Авторы: Смирнова Л.А., Михайлов О.Н., Турков А.М. и др. под ред. Журавлёва В.П. – М.: «Просвещение», 2012 г.)
Русская литература ХХ века. 11 класс. Практикум под редакцией Журавлёва В.П. – М.: «Просвещение», 2008 г.)
3. Еремина, О. А. Литература. 11 класс. Поурочные разработки : книга для учителя / О. А. Еремина. – М. : Просвещение, 2010. – 192 с.
4. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
5. Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9–11 кл. / В. А. Крутецкая. – М. : Литера, 2010.
6. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 10–11 кл. / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.
Литература в 11 классе: Методические советы. Под ред. Журавлева. В.П. –М.: Просвещение, 2010 г.
Егорова Н.В., Золотарева И.В.. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. 1-2–е полугодие. – М.: ВАКО, 2013.
Интернет-ресурсы:
Виртуальная библиотека по русской литературе XVIII–XX веков
Сайт о жизни и творчестве С. Есенина http://esenin.ru/
Сайт о жизни и творчестве И. Бунина buninivan.org.ru/
Сайт о жизни и творчестве А.И. Куприна http://kuprin.org.ru/
Сайт о жизни и творчестве А. Ахматовой http://www.akhmatova.org
Сайт о жизни и творчестве М. Горького hrono.info/biograf/bio_g/gorky_max.php
Сайт о поэзии «серебряного века» http://www.silverage.ru/
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Содержание программы
Введение Судьбы русской литературы на новом историческом этапе. Модернизм: путь к новой гармонии.
И.А.Бунин Жизнь и творчество писателя. Традиции русской классики в поэзии и лирической прозе Бунина. «Господин из Сан-Франциско». Тема любви («Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Солнечный удар», «Грамматика любви»).
А.И.Куприн Жизнь и творчество писателя. «Олеся», «Гранатовый браслет» Вн. чт «Поединок».
Литература Русского зарубежья Л.Н.Андреев, И.С.Шмелев, В.В.Набоков, Т.Аверченко, ТЭФФИ (обзор)
Судьбы и голоса русских поэтов в годы новой смуты (обзор)
Л.Н. Андреев: русский экспрессионист. «Иуда Искариот» – парадоксальность решения вечной темы.
Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.
М.Горький. Творческий путь писателя. Ранние романтические произведения М.Горького.
Пьеса «На дне» (Ночлежка и ее обитатели). Жизненная философия Луки, суть его правды. Авторская позиция, её неоднозначность. В поисках нравственной ценности революции. Роман «Мать» (обзор). Горький в эмиграции.
А.А.Блок. Жизнь и творчество поэта. А.Блок и символизм. Лирика. Романтический мир «Стихов о Прекрасной Даме»: «Вхожу я в темные храмы….», «Я, отрок, зажигаю свечи….», «Мне страшно с тобой встречаться…», «Предчувствую тебя, Года проходят мимо…», «Незнакомка», «В ресторане». «Страшный мир» в лирике А.Блока. Чтение и осмысление стихотворений «Фабрика», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О доблестях, о подвиге, о славе…», « О, весна без конца и без краю…» и др. Россия А.Блока («На железной дороге», «Русь», «Россия»). Цикл стихов «На поле Куликовом» и др.
А.Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие. Образ Христа в поэме.
С.А.Есенин. Личность поэта. Ранняя лирика. Тема родины в лирике поэта («Там, где капустные грядки…», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Русь» и др.). Революция в судьбе С.Есенина («Русь Советская», «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни…», «О Русь, взмахни крылами…», «Разбуди меня завтра рано…», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…», «Спит ковыль. Равнина дорогая» и др.). Художественно-философские основы лирики С.Есенина.
С.Есенин о любви: «О красном вечере задумалась дорога…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Пушкину», «Гори, звезда моя, не падай…», «Синий туман. Снеговое раздолье…», «Отговорила роща золотая…»,
«В этом мире я только прохожий…», «Запели тесаные дроги…», «Песнь о собаке», «Цветы мне говорят-прощай…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Заметался пожар голубой…» и др.).
Поэма «Анна Снегина» (обзор)
В.В.Маяковский. Очерк жизни и творчества В.В.Маяковского. Маяковский и футуризм. Образ лирического героя в ранних произведениях поэта («Нате!», « Скрипка и немножко нервно», «Дешевая распродажа», «Послушайте!», «А вы могли бы?» и др. Идейно-художественное своеобразие поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах».
Поэт и революция. Образ Родины в поэзии В.В.Маяковского. Тема любви в поэзии Маяковского. Сатирические произведения Маяковского.
Литературный процесс 20-х годов (обзор).
И.Э.Бабель. Своеобразие цикла «Конармия». Тема Гражданской войны в цикле.
Е.И.Замятин. Личность и своеобразие его художественного мира. «Мы» - роман-антиутопия. Судьба человека в бесчеловечном мире.
Литературный процесс 30-х годов (обзор).
А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. Вн. чт. Своеобразие рассказа «Сокровенный человек».
Идейно-художественное своеобразие повести А.П.Платонова «Котлован».
М.А.Булгаков. Жизнь и творчество писателя. История создания, жанровое и композиционное своеобразие романа «Мастер и Маргарита». Образ Дома и его роль в образной системе произведения. Драматические переплетения человеческих судеб в романе. Судьба творческой личности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема любви в романе. Мастер и Маргарита. Сатирические страницы в романе. Библейские мотивы и образы в романе.
М.И.Цветаева. Жизнь и творчество поэта, яркая индивидуальность поэтического мира Цветаевой. Бесприютность поэта в мире, тоска по надежному пристанищу, душевному теплу, родной земле в стихотворениях разных лет. Особенности любовной лирики.
О.Э.Мандельштам. Лирика. Судьба и личность поэта. Хрупкая красота жизни в изображении О.Мандельштама. Попытка увидеть свое время сквозь призму иных эпох. Трагический опыт современного поэта.
Б.Л.Пастернак. «Давай ронять слова»: жизнь и творчество Пастернака. Лирика поэта. Вн. чт. Б.Л.Пастернак. «Доктор Живаго».
А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественный мир поэтессы. Тема творчества и любви. Ахматова и революция. Образ родины. «Реквием». История создания и публикация поэмы. Образ лирической героини в поэме.
М.А.Шолохов. «Тихий Дон». Жизнь и творчество писателя. Судьба романа «Тихий Дон». «Чудовищная нелепица войны» в изображении автора. Судьба Григория Мелихова как путь поиска правды жизни. Роль любовной коллизии, женские образы в романе.
А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Исповедальный характер. Поэма «По праву памяти».
Лагерная тема в прозе 50-60-х годов 20 века
В.Т.Шаламов. Биография писателя. История создания книги «Колымские рассказы». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах» («Последний замер», «Шоковая терапия»).
Жизнь и творчество А.И.Солженицына. «Один день Ивана Денисовича» (изображение русского национального характера). Судьба праведницы. А.И.Солженицын «Матренин двор». «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий.
Обзор. Тема Великой Отечественной войны в прозе 20 века.
Эволюция темы от созданных в годы войны произведений к «лейтенантской прозе» 60-70-х годов. Анализ произведений «лейтенантской прозы» (В.Кондратьев «Сашка», В.П.Некрасов « В окопах Сталинграда», К.Воробьев «Убиты под Москвой»). Повести В.Быкова и Б.Л.Васильева о Великой Отечественной войне. Отражение времени в повести Б.Васильева «А завтра была война». Тема чести и бесчестия в повести В.Быкова «Сотников».
Русская проза в 50-90-е годы.
Жизнь и творчество Василия Шукшина. Вн.чт. Герои рассказов Шукшина («Как помирал старик», «Чудик», «Микроскоп»). Художественное своеобразие прозы Шукшина.
В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой». Матера как символический образ России. Судьбы материнских старух и их детей-коллективный образ трех поколений русских людей. Смысл финала повести и её названия.
Полвека русской поэзии (обзор). Время «поэтического бума».
Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Николай Рубцов, И.А.Бродский. Личность и судьба поэтов «поэтического бума». Обращение к вечным темам и образам в лирике поэтов «поэтического бума».
Драматургия второй половины 20 века.
Розов-драматург. Драма «Вечно живые». Вампилов. «Утиная охота».
Литература последнего десятилетия.
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм как кризисный феномен искусства второй половины 20 века.
Тематическое планирование
№ | Тема | часы | Р/р | Соч. | Вн. чт. | № | Темы | часы | Р/р | Соч. | Вн. чт. |
| Введение. | 2 | | | | 16. | М.И.Цветаева. | 3 | 1 | 1 д. | |
| И.А.Бунин. | 5 | 1 | 1 кл. | | 17. | О.Э.Мандельштам. | 2 | | |
| А.И.Куприн | 4 | 1 | 1 | 18. | Б.Л.Пастернак. | 3 | 1 | |
| Литература рус. зарубежья | 1 | | | | 19. | А.А.Ахматова. | 5 | 1 | |
| Л.Андреев | 3 | | | | 20. | М.А.Шолохов. | 6 | | 1 кл. | |
| М.Горький | 5 | 1 | 1 д. | | 21. | А.Т.Твардовский. | 3 | | | |
| Поэзия Серебряного века. | 6 | 1 | 1 д. | | 22. | В.Т.Шаламов | 2 | 1 | | |
| А.А.Блок | 6 | | 1 кл. | | 23. | А.И.Солженицын. | 3 | | |
| С.А.Есенин. | 6 | 1 | 1 кл. | | 24. | Тема ВОв в прозе 20 века | 3 | 1 | | |
| В.В.Маяковский. | 5 | 1 | | 25. | В.М.Шукшин. | 3 | | | |
| Литература 20-х годов | 2 | | | | 26. | В.Г.Распутин. | 3 | 1 | | |
| И.Э.Бабель. | 2 | | | | 27. | «Поэтический бум». | 2 | | | |
| Е.И.Замятин | 2 | | | | 28. | Драматургия 2 пол. 20 века. | 2 | | | |
| А.П.Платонов. | 3 | | | 1 | 29. | Современная литература Постмодернизм | 2 | | | |
15. | М.А.Булгаков | 8 | 1 | 1 кл. | | Всего - | 102 | 11 | 8 | 1 |
Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата проведения |
1. | Введение. Русская литература конца XIX - начала ХХ века. Реализм и модернизм как литературные направления. | 1 | |
2. | Развитие реалистической литературы на рубеже веков. Основные темы, проблемы, идеи. | 1 | |
3. | И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Философичность, лиризм, изысканность лирики. Видеоурок «Проза Ивана Бунина» | 1 | |
4. | Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. | 1 | |
5. | Сатирическая притча «Господин из Сан-Франциско»: абсурдность жизни или нелепость смерти? | 1 | |
6. | Рассказы «Чистый понедельник», «Легкое дыхание». Любовная тема, ее философское осмысление Буниным | 1 | |
7. | Рр. Анализ одного из рассказов И.А. Бунина «Солнечный удар», «Грамматика любви» | 1 | |
8. | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. | 1 | |
9. | Поэтизация природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. | 1 | |
10. | «Гранатовый браслет» Споры об истинной, бескорыстной любви. | 1 | |
11. | Вн/чт. «Поединок». | 1 | |
12. | Рр. Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна. | 1 | |
13. | Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна. | 1 | |
14. | Литература Русского зарубежья. И.С.Шмелев В.В.Набоков, А.Т.Аверченко, ТЭФФИ (обзор) | 1 | |
15. | Л.Н. Андреев: русский экспрессионист. | 1 | |
16. | Л.Н. Андреев: «Иуда Искариот» – парадоксальность решения вечной темы. | 1 | |
17. | Три судьбы Максима Горького: писатель, культурный организатор, общественный деятель. В\урок «Максим Горький: романтик или реалист?» | 1 | |
18. | Ранний Горький в поисках «гордого человека». Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш». | 1 | |
19. | “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия, система образов пьесы. | 1 | |
20. | Три правды в пьесе «На дне». Неоднозначность авторской позиция. | 1 | |
| В поисках нравственной ценности революции. Роман «Мать» (обзор). | 1 | |
| Домашнее сочинение по творчеству А.М.Горького. 1. Проблема истинного и ложного гуманизма (по пьесе Горького "На дне"). 2. Что лучше — истина или сострадание, правда или ложь? | 1 | |
21. | Серебряный век: ренессанс или упадок? Литературные течения поэзии русского модернизма | 1 | |
22. | Символизм: основные темы и мотивы поэзии Брюсова и Бальмонта | 1 | |
23. | Поэтические индивидуальности в лирике к. XIX – н. XX в. Анненский, А. Белый. | 1 | |
24. | Истоки акмеизма. Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева. | 1 | |
25. | Русский футуризм. Поиски новых форм лирики И.Северянина. | 1 | |
26. | Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина. | 1 | |
| Домашнее сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в. (анализ стихотворения) | | |
27. | А. Блок: судьба и творчество. А.Блок и символизм. «Лирический герой Александра Блока» | 1 | |
28. | А.Блок. Темы и образы ранней лирики. | 1 | |
29. | Тема «страшного мира», вечного бессмысленного круговорота жизни. Соотношение идеала и действительности. | 1 | |
30. | Тема родины в цикле «На поле Куликовом». Россия А.Блока («На железной дороге», «Русь», «Россия»). | 1 | |
31. | А.Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие.«Загадки поэмы Александра Блока «Двенадцать» | 1 | |
32. | Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. | 1 | |
33. | Сочинение по творчеству А. А. Блока. | 1 | |
34. | С.А.Есенин. Отражение в лирике особой связи природы и человека. «Поэтическая мифология Сергея Есенина» | 1 | |
35. | Основополагающе значение темы Родины в лирике Есенина. | 1 | |
36. | Революция в судьбе С.Есенина | 1 | |
37. | Художественно-философские основы лирики С.Есенина. | 1 | |
38. | С.Есенин о любви | 1 | |
39. | Поэма «Анна Снегина» (обзор) | 1 | |
40. | В.В. Маяковский и футуризм. Художественный мир ранней лирики. «Поэт Владимир Маяковский» | 1 | |
41. | Поэт и революция. Образ Родины в поэзии В.В.Маяковского. | 1 | |
42. | Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени | 1 | |
43. | Идейно-художественное своеобразие поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах». | 1 | |
44. | Темы любви, искусства, религии в бунтарской поэме Маяковского. | 1 | |
45. | Сатирические произведения Маяковского. | 1 | |
46. | Рр. Сочинение по восприятию, анализу и оценке стихотворения В.Маяковского или С.А.Есенина. | 1 | |
47. | М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Основные темы творчества Цветаевой. Открытое мероприятие Поэтический дневник Марины Цветаевой» | 1 | |
48. | Поэзия как напряженный монолог - исповедь. Мотив одиночества в лирике Цветаевой | 1 | |
49. | Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. | 1 | |
50. | О.Э.Мандельштам. Судьба и личность поэта. Лирика. «Поэтическое мышление Осипа Мандельштама» | 1 | |
51. | Попытка увидеть свое время сквозь призму иных эпох. Трагический опыт современного поэта. | 1 | |
52. | И.Э.Бабель. Своеобразие цикла «Конармия» Тема Гражданской войны в цикле. | 1 | |
53. | Е.И.Замятин. Личность и своеобразие его художественного мира. «Мы» - роман-антиутопия. | 1 | |
54. | Рр. Судьба человека в бесчеловечном мире (по роману Е.И.Замятина «Мы»). | 1 | |
55. | Литературный процесс 30-х годов (обзор). | 1 | |
56. | А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. Своеобразие рассказа «Сокровенный человек». «Творчество Андрея Платонова» | 1 | |
57. | Идейно-художественное своеобразие повести А.П.Платонова «Котлован» (обзор) | 1 | |
58. | Вн.чт. Рассказ «Песчаная учительница». Самобытность языка и стиля писателя. | 1 | |
59. | М.А.Булгаков. Жизнь и творчество писателя. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных» «Два романа Михаила Булгакова» | 1 | |
60. | Тема вечного и преходящего. Объективное изображение белогвардейского движения | 1 | |
61. | История создания и публикации, проблемы и герои романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. | 1 | |
62. | Духовный поединок Иешуа и Понтия Пилата. Проблема вечных ценностей. Тема внутренней свободы и несвободы. | 1 | |
63. | Тема любви в романе. Мастер и Маргарита. | 1 | |
64. | Сатирические страницы в романе. Развитие умений анализа эпизода. | 1 | |
65. | Рр. Сочинение по одной из проблем романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» / Анализ эпизода | 1 | |
66. | Сочинение по одной из проблем романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» / Анализ эпизода | 1 | |
67. | Б.Л.Пастернак. «Давай ронять слова»: жизнь и творчество. Лирика поэта. «Единство мира в лирике Бориса Пастернака» | 1 | |
68. | История создания и идейно-художественное своеобразие романа Пастернака «Доктор Живаго». | 1 | |
69. | Рр. Анализ стихотворений из романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». | 1 | |
70. | А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественный мир поэта. «Трагический мир поэзии Анны Ахматовой» | 1 | |
71. | Тема творчества и любви в лирике А.А.Ахматовой. | 1 | |
72. | Ахматова и революция. Образ родины в лирике Ахматовой. | 1 | |
73. | История создания и публикация поэмы «Реквием». | 1 | |
74. | Рр. Образ лирической героини в поэме. | 1 | |
| Домашнее сочинение по творчеству А.Ахматовой.1.Трагичный след сталинского времени в творчестве Ахматовой. 2. Мотив исторической памяти в поэзии | 1 | |
75. | М.А.Шолохов. Жизнь и творчество писателя. История создания и судьба романа «Тихий Дон». «Эпос Михаила Шолохова» | 1 | |
76. | «Тихий Дон» – эпопея жизни донского казачества в период революции, гражданской войны | 1 | |
77. | Судьба Григория Мелихова как путь поиска правды жизни. | 1 | |
78. | Роль любовной коллизии, женские образы в романе. | 1 | |
79. | Сложность и неоднозначность авторской позиции. Смысл названия и финала романа. | 1 | |
80. | Сочинение - анализ эпизода из романа М. А.Шолохова. | 1 | |
81. | А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. «Поэт и журналист Александр Твардовский» | 1 | |
82. | Исповедальный характер поэмы «По праву памяти». | 1 | |
83. | В.Т.Шаламов. Биография писателя. В. Т. Шаламов Жизнь и творчество (обзор). «Последний замер», «Шоковая терапия» | 1 | |
84. | История создания книги «Колымские рассказы». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах» | 1 | |
85. | Жизнь и творчество А.И.Солженицына. «Один день Ивана Денисовича» (изображение русского национального характера). «Александр Солженицын — художник» | 1 | |
86. | «Матренин двор». Человек-праведник, носитель народной нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия. | 1 | |
87. | «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий (фрагменты). Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи. | 1 | |
88. | Обзор. Тема Великой Отечественной войны в прозе 20 века. Эволюция темы войны в русской литературе и литературах других народов России. | 1 | |
89. | В.Кондратьев «Сашка», В.Некрасов « В окопах Сталинграда» | 1 | |
90. | К.Воробьев «Убиты под Москвой». | 1 | |
91. | Повести В.Быкова и Б. Васильева о Великой Отечественной войне. | 1 | |
92. | Анализ рассказа, повести о войне. Тема чести и бесчестия в повести В.Быкова «Сотников» | 1 | |
93. | Русская проза в 50-90-е годы. Жизнь и творчество Василия Шукшина. | 1 | |
94. | «Микроскоп», «Алеша Бесконвойный» Образы обаятельных простаков-«чудиков», бескорыстных правдоискателей в рассказах Шукшина. | 1 | |
95. | В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой». Символика названия повести и ее нравственная проблематика. Тема памяти и преемственности поколений. | 1 | |
96. | Рр. Смысл финала повести и её названия. | 1 | |
| Домашнее сочинение 1. Проблема экологии в современной литературе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой». 2. Нравственные проблемы современной деревни. 3. Проблема преемственности поколений. | | |
97. | Полвека русской поэзии (обзор). Время «поэтического бума». Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, И.А.Бродский, Б. Окуджава | 1 | |
98. | Урок-концерт по лирике советского периода | 1 | |
99. | Творчество Н. М. Рубцов, Расула Гамзатов. Тема родины в лирике | 1 | |
100. | Драматургия второй половины 20 века. Розов, драма «Вечно живые». «Утиная охота» Вампилова (обзор) | 1 | |
101. | Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм как кризисный феномен искусства второй половины 20 века. | 1 | |
102 | Резервный урок. | 1 | |