Рабочая программа по русскому языку для 2 класса индивидуального обучения на дому учащегося с расстройствами аутисического спектра (вариант 8.2) разработана на основании следующих документов:
Программа ориентирована на использование учебника Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. –М.: Просвещение, 2014.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Курс обеспечивает доступность обучения учащегося с РАС.
- термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания, по интонации;
- употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
- способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- употребление прописной буквы в именах собственных.
№ п/п | Дата | Тема урока | Страницы учебника. Домашнее задание. | Содержание урока | Характеристика деятельности учащихся |
план | факт |
Наша речь – 1 час. |
1 | 04.09. |
| Виды речи. | 3 – 9 упр. 2(с. 6) вспомнить и записать слова приветствия | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка, как государственного языка. Виды речевой деятельности. Речь устная и письменная. Требования к речи. | Рассуждать о значении речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей. Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее. Различать устную и письменную речь. |
|
| Диалог и монолог. | 10 – 14 упр. 11 (с. 14) | Речь диалогическая и монологическая. Слова с непроверяемым написанием: здравствуй, прощай. | Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет ее вежливости. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисунку диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания. |
Текст – 1 час. |
2 | 06.09. |
| Текст. Тема и главная мысль текста. | 15 – 19 упр. 14 (с. 18) | Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие. | Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. |
|
| Части текста. | 20 выучить правило с. 20, задание на карточке | Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста. Слова с непроверяемым написанием: сентябрь. | Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной задачей. |
Предложение – 4 часа. |
3 | 11.09. |
| Предложение. | 24 – 25 упр. 23 (с. 25) задание 3 | Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Знаки препинания конца предложения. | Писать под диктовку учителя. Проверять написанный текст. Применять правила правописания. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Составлять предложения из слов. |
|
| Предложение. Как из слов составить предложение? Развитие речи №1. Составление предложений по рисунку. | 26 – 27 упр. 28 (с. 27) ответить на вопросы письменно | Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое ударение в предложении. | Соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения. Составлять ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. |
4 | 13.09. |
| Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. | 27 – 31 упр. 32 (с. 30) выучить правило | Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). | Находить главные члены предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. |
|
| Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 32 – 34 упр. 36 (с. 33) выучить правило | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. |
5 | 18.09. | | Распространенное и нераспространенное предложение. Связь слов в предложении. | 35 – 38 упр. 42, 46 (с. 36, 39) | Распространенное и нераспространенное предложение. Связь слов в предложении. | Различать распространенное и нераспространенное предложение. Составлять распространенные и нераспространенные предложения. Распространять нераспространенные предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложения из деформированных слов. |
6 | 20.09. |
| Проверочная работа №1 | | | Писать под диктовку учителя. Проверять написанный текст. Применять правила правописания. |
Слова, слова, слова – 9 часов. |
7 | 25.09. |
| Слово и его лексическое значение. | 41 – 46 упр. 52, 57 (с. 44, 46) | Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. |
|
| Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. | 47 – 51 упр. 61, 65 (с. 49, 51) | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Слова с непроверяемым написанием: лопата (лопатка). | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата. |
8 | 27.09. |
| Синонимы и антонимы. Контрольный словарный диктант №1 | 52 – 54 54 – 57 упр. 74 (с. 56) карточка | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Работа со словарями синонимов и антонимов. | Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. |
9 | 02.10. |
| Развитие речи №2. Обучение написанию изложения. | | Излагать письменно содержание повествовательного текста. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
10 | 04.10. |
| Родственные слова. | 58 – 60 упр. 79, 83 (с. 59, 60) | Родственные слова. Корень слова (первое представление). Различие родственных слов и синонимов, родственных слов с омонимичными корнями. | Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с различными корнями. |
11 | 09.10. |
| Корень слова. Однокоренные слова. | 61 – 64 упр. 88, 92 (с. 62, 64) | Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарем однокоренных слов учебника. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение. | Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работать со словарем однокоренных слов учебника. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. |
12 | 11.10. |
| Слог. | 65 – 67 упр. 98 (с. 67) | Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. | Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. |
13 | 16.10. |
| Ударение. Ударный слог. | 67 – 70 упр. 104 (с. 69) карточка | Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарем. | Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать за разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Работать с орфоэпическим словарем. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. |
14 | 18.10. |
| Перенос слов по слогам. | 71 – 73 упр. 111 (с. 72) карточка | Правила переноса части слова с одной строки на другую. Формирование чувства ответственности за братьев наших меньших, попавших в беду, готовность прийти им на помощь (на основе содержания текстов учебника). | Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Переносить слова по слогам. Определять способы переноса. |
15 | 23.10. |
| Контрольный диктант №1 за I четверть. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Работа над ошибками | Проверить знания учащихся о правописании слов с изученными орфограммами | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». |
Звуки и буквы – 20 часов. |
16 | 25.10. |
| Звуки и буквы. Русский алфавит. Различие звуков и букв. | 77 – 80 упр. 120 (с. 80) 81 – 87 упр. 123 (с. 82) повторить алфавит | Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. Замена звуков буквой и наоборот. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Употребление заглавной буквы. Использование алфавита при работе со словарями. | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова. Наблюдать модели слов, анализировать их. Объяснять, где могут пригодиться знания алфавита. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названиях, по характеристики звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. |
17 | 06.11. |
| Гласные звуки. Развитие речи. | 89 – 91 упр. 139 (с. 91) | Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. | Находить в слове гласные звуки, объяснять их особенности. различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Соотносить количество звуков и букв в словах. Объяснять причины разного количества звуков и букв в словах. Определять качественную характеристику гласного звука. Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. |
|
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 93 – 95 упр. 145 (с. 95) | Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. | Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложные словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверять. |
18 | 08.11. |
| Проверочная работа № 2 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Проверяемые и проверочные слова. | 96 – 97 97 – 100 упр. 147, 149 (с. 97) | Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). | Различать проверочные и проверяемые слова. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. |
19 | 13.11. |
| Развитие речи №3 Работа с деформированным текстом. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 100 – 103 упр. 158, 161 (с. 101, 103) | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). | Обучать редактированию текста. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. |
20 | 15.11. |
| Представление об орфограмме. | 103 – 105 упр. 165 (с. 105) | Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. |
|
| Формирование умений написания слов с безударным гласным звуком в корне. | 105 – 110 упр. 174 (с. 110) | Проверка написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). | Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. |
|
| Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | 108 – 110 Записать слова по теме «Животные» | Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока, воробей, корова и др.). | Работать с орфографическим словарем учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
21 | 20.11. | | Контрольное списывание №1 | Работа над ошибками | | Списывать текст. Проверять написанный текст. Применять правила правописания. |
22 | 22.11. |
| Согласные звуки. | 112 – 113 упр. 181 (с. 113) | Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. Формирование на основе содержания текстов учебника чувства уважения к старшим по возрасту и готовности оказать им посильную помощь. | Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. |
|
| Согласный звук [j’] и буква «и краткое». | 114 – 116 упр. 185, 187 (с. 115, 116) | Произношение и написание буквы й в словах. Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный). | Различать согласный звук [j’] и гласны звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [j’] буквами. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое». |
23 | 27.11. |
| Слова с удвоенными согласными. Проект «И в шутку и всерьез». | 117 – 118 выписать из орфограф. словаря слова с удвоенны ми согл. | Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Создание нового информационного объекта – занимательных заданий по русскому языку. Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний). | Наблюдать над произношением и написанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными. Находить информацию в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и создавать свои занимательные задания. |
24 | 29.11. |
| Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 120 – 123 упр. 197, 201 (с. 122, 123) | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я. Формирование бережного отношения к материальным ценностям, к тому, что создано трудом человека, на основе содержания текстов учебника. | Определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки. Различать твердые и мягкие согласные звуки. Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Планировать учебные действия при письме по памяти. |
|
| Правописание мягкого знака в конце и в середине слова. | 124 – 127 упр. 206, 207 (с. 126) | Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. | Соотносить количество звуков и букв в словах. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Подбирать примеры слов с мягким знаком. Переносить слова с мягким знаком. Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце и в середине слова перед другими согласными. |
25 | 04.12. |
| Правописание мягкого знака в конце и в середине слова. Контрольный словарный диктант № 2 | упр. 209 (с. 128) | | Определять орфограмму и правильное написание слов. Анализировать, делать выводы, сравнивать. |
26 | 06.12. |
| Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. | 4 – 7 упр. 5, 10 (с. 5, 7) | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт. | Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. |
27 | 11.12. | | Развитие речи № 4 Составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». | Переписать текст с учетом исправлений | Наблюдение над использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Составление рассказа по репродукции картины. | Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы). Составлять текст из предложений. Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». Оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
28 | 13.12. |
| Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 10 – 14 упр. 15, 20 (с. 11, 13) | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Различать непарные твердые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями. |
29 | 18.12. |
| Контрольный диктант № 2 за первое полугодие. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Работа над ошибками. | Проверить ЗУН | Писать под диктовку учителя. Проверять написанный текст. Применять правила правописания. Оценивать свои достижения. |
30 | 20.12. | | Звонкие и глухие согласные звуки. | 16 – 17 карточка | Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. | Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными. |
| | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. | 17 – 18 упр. 28 (с. 18) | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в конце перед согласным и его обозначение буквой на письме. | Определять на слух парный по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. |
31 | 25.12. | | Проверка парных согласных в корне слова. Распознавание проверяемых и проверочных слов. | 18 – 20 упр. 31 (с. 20) | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. | Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочные и проверяемые слова. |
32 | 27.12. | | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 20 – 27 упр. 39 (с. 24) | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне: изменение формы слова, выбор однокоренного слова. | Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. |
33 | 10.01. | | Развитие речи № 5 Работа с деформированным текстом | | Подробно письменно излагать содержание текста- образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картинок | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности |
34 | 15.01. | | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 26 – 27 упр. 46 (с. 27) | Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом. | Объяснять правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
| | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | упр. 49 (с. 28) | Правописание гласных и согласных в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Фонетический разбор слова. | Сопоставлять приемы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Проводить звукобуквенный разбор слова по заданному образцу. |
35 | 17.01. | | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 31 – 35 упр. 55 (с. 33) | Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. | Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв. Подбирать примеры слов с разделительным ь. Различать слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. |
| | Обобщение изученного материала. | 36 – 38 упр. 65 (с. 37) | Формирование навыков правописания слов с разделительным мягким знаком. Перенос слов с разделительным мягким знаком. | Определять место орфограммы «Разделительный мягкий знак». Писать слова с разделительным мягким знаком. Переносить слова с мягким знаком. Оценивать свои достижения. |
Части речи – 24 часа. |
36 | 22.01. | | Части речи. | 39 – 43 упр. 71 (с. 42) | Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Формирование умений работать с графической информацией. | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. |
Имя существительное |
37 | 24.01. | | Что такое имя существительное? | 44 – 46 упр. 78 (с. 46) | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. | Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов – имен существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. |
| | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 47 – 49 упр. 82 (с. 49) | Формирование представлений о профессиях и людях труда. | Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные по значению и объединять их в тематические группы. |
38 | 29.01. | | Развитие речи № 6 Подробное изложение текста повествовательного типа. | Дидактический материал. | формировать умение подробно излагать текст | Проверять написанный текст. |
39 | 31.01. | | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных Заглавная буква в написании кличек животных. | 51 – 59 упр. 91, 95 (с. 53, 55) | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. |
40 | 05.02. | | Проверочная работа № 3 | Работа над ошибками. | | Писать под диктовку учителя. Проверять написанный текст. Применять правила правописания. |
41 | 07.02. | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в географических названиях. | 60 упр. 103 (с. 60) | Заглавная буква в географических названиях. Развитие познавательного интереса к происхождению и истории названия своего города. | Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию о происхождении названия своего города. |
42 | 12.02. | | Единственное и множественное число имен существительных | 61 – 65 упр. 106 (с. 62) | Изменение имен существительных по числам. | Определять число имен существительных. Изменять имена существительные по числам. |
43 | 14.02. | | Обобщение знаний об имени существительном Контрольный словарный диктант № 3 | Дидактический материал. | Развитие логических действий анализа, сравнения, классификации, дифференциации, доказательства при определении признаков имени существительного. | Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определенному грамматическому признаку. Выбирать из ряда имен существительных имя существительное с определенным признаком. |
44 | 19.02. | | Контрольный диктант № 3 по теме «Имя существительное» за III четверть. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | | Проверить ЗУН | Писать под диктовку учителя. Проверять написанный текст. Применять правила правописания. Оценивать свои достижения. |
Глагол |
45 | 21.02. | | Глагол как часть речи. | 68 – 69 упр. 119 (с. 69) | Глагол как часть речи и употребление его в речи. | Распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. распознавать глаголы, употребленные в прямом и переносном значении. |
| | Употребление глаголов в речи. | 70 – 73 упр. 123, 126 (с. 71, 73) | Употребление глаголов в речи. Синтаксическая функция глагола в предложении. Формирование представлений об обязанностях по дому, которые могут выполнять мальчики и девочки на основе рисунков в учебнике. | Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. |
46 | 26.02. | | Единственное и множественное число глаголов. | 74 – 75 упр. 130 (с. 75) 76 – 77 упр. 134 (с. 77) | Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребления глаголов в речи. | Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определенного числа, употреблять глаголы в определенном числе. |
47 | 28.02. | | Развитие речи № 7 Обучающее изложение. Текст-повествование и роль в нем глаголов. | Дидактический материал. 82 – 83 | Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании. Составление текста-повествования на предложенную тему. | Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст. Проверять написанный текст. |
48 | 05.03. | | Правописание частицы не с глаголом. | 78 – 79 упр. 138 (с. 79) | Правописание частицы не с глаголом. | Раздельно писать частицу не с глаголом. |
49 | 07.03. | | Обобщение закрепление знаний по теме «Глагол». | 80 – 81 упр. 143 (с. 81) | Глагол как часть речи и употребление его в речи. Синтаксическая функция глагола в предложении. Изменение по числам. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Определять грамматические признаки глагола: число, роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глаг. |
Имя прилагательное |
50 | 12.03. | | Имя прилагательное как часть речи. | 86 – 87 упр. 150 (с. 87) | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. | Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. |
| | Связь имение прилагательного с именем существительным. | 88 – 90 упр. 154 (с. 90) | Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. | Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имен прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. |
51. | 14.03. | | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 90 – 91 упр. 157 (с. 91) | Прилагательные близкие и противоположные по значению. Сравнение как одно из выразительных средств языка. | Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные - сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Формировать чувство уважения к русскому языку. |
52 | 19.03. | | Единственное и множественное число имен прилагательных. Контрольный словарный диктант №4 | 92 – 94 упр. 162 (с. 94) | Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь. | Определять число имен прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь. |
53 | 21.03. | | Проверочная работа № 4 Обобщение знаний об имени прилагательном. | Дидактический материал. | Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Изменение имен прилагательных по числам. Слова с непроверяемым написанием: облако (облачко), метро. | Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число, роль в предложении. Оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
54 | 02.04. | | Развитие речи № 8 Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. | 95 – 96 упр. 166 (с. 96) | Понятие о тексте-описании. Роль имен прилагательных в тексте-описании. Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений. | Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имен прилагательных в тексте-описании. Составлять текст-описание на основе личных наблюдений. Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». |
Местоимение |
55 | 04.04. | | Местоимение как часть речи. | 100 – 103 упр. 172 (с. 101) | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи. | Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении. Различать местоимения и имена существительные. |
Предлоги |
56 | 09.04. | | Общее понятие о предлоге. | 108 – 109 упр. 186 (с. 109) | Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов. | Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи. |
57 | 11.04. | | Раздельное написание предлогов со словами. | 110 – 112 упр. 190 (с. 111) | Правописание предлогов с именами существительными. | Раздельно писать предлоги со словами. |
58 | 16.04. | | Закрепление по теме «Предлог». Контрольное списывание №2 | Дидактический материал. | | Оценивать свои достижения. |
59 | 18.04. | | Контрольный диктант №4. (годовой) Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Работа над ошибками | | Писать под диктовку учителя. Проверять написанный текст. Применять правила правописания. |
Повторение – 9 часов. |
60-61 | 23.04. 25.04. | | Повторение по теме «Текст», «Предложение». | 116 – 120 упр. 195, 202 (с. 117, 120) | Текст, тема текста, виды текста. Предложение как единица речи. Главные и второстепенные члены предложения. Знаки препинания конца предложения. | Определять виды текста. Отличать предложение от группы слов. Находить границы предложения. Записывать предложение грамматически правильно. Различать предложения по цели высказывания и интонации. Находить главные и второстепенные члены предложения. |
62 | 30.04. | | Повторение по теме «Слово и его значение». | 120 – 121 упр. 205 (с. 121) | Повторение изученного материала по теме. | Распознавать однокоренные слова по двум признакам. Подбирать антонимы и синонимы. Подбирать группы однокоренных слов. |
63 | 02.05. | | Развитие речи № 9 Восстановление предложений. | 112(у. 192) упр. 188 (с. 110) | Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста. | Редактировать текст: восстанавливать деформированный повествовательный текст. |
64 65 66 | 07.05. 14.05. 16.05. | | Повторение по теме «Части речи». | 122 – 126 упр. 209 (с. 122) | Имена существительные, прилагательные, глаголы как часть речи. | Распознавать части речи. Характеризовать как часть речи существительные, прилагательные, глаголы. Осознавать их роль в речи. |
67- 68 | 21.05. 23.05. | | Повторение по теме «Правила правописания». | 126 – 129 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки. Применять правила правописания. Подбирать примеры с определенной орфограммой. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др).
Настольные развивающие игры типа («Эрудит») и др.