СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 3 класса к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого»

Пояснительная записка

     Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373.

  • Рабочая программа разработана на основе примерной программы НОО по математике с учётом программы А.А.Плешакова «Школа России»

  • Рабочая программа ориентирована на учебник:

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издательство, год выпуска

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Русский язык

3

М.: «Просвещение», 2019


Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

В 3 классе на уроки русского языка отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в классе).

Результаты изучения курса в 3 классе.

Личностные результаты:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принад­лежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мо­тивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения

  • Использование знаково-символических средств представления ин­формации.

  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с со­держанием учебного предмета «Русский язык».

  • Использование различных способов поиска (в справочных источни-i ах), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации Информации.

  • Умение работать в материальной и информационной среде на­чального общего образования (в том числе с учебными моделями) в со­ответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать воз­можность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение.

Предметные результаты:

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и много­образии языкового и культурного пространства России, о языке как ос­нове национального самосознания.

  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской по­зиции человека.

  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений соб­ственного уровня культуры, применение орфографических правил и пра­вил постановки знаков препинания при записи собственных и предло­женных текстов. Владение умением проверять написанное.

  • Формирование умений опознавать и анализировать основные еди­ницы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явле­ние национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Россий­ской Федерации, языка межнационального общения.

  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных моно­логических высказываний и письменных текстов.

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и фор­мирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразо­вании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.


Содержание курса.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. На­хождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мяг­ких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёр­дости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — со­гласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообра­зующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между сло­вами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, ка­талогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Вы­явление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового слова­ря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (одно-коренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Единственное и множественное число существительных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени суще­ствительного. Изменение существительных по падежам. Определение па­дежа, в котором употреблено имя существительное.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число прилагательных. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от фор­мы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число глаголов. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.

Местоимение. Общее представление о местоимении.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распро­страненные и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зорко­сти, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

  • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова © гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • разделительные ъ и ь;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение соб­ственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладе­ние умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситу­ациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с по­мощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использо­ванием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректи­рование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание соб­ственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучи­вания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочи­нение-описание, сочинение-рассуждение.





Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс

(УМК «Школа России» к учебнику В. П. Канакиной)

п/п

Перечень разделов, тем


Коли- чество часов

дата проведения

по плану

фактически


  1. Язык и речь

1



1

Наша речь и наш язык. Р/р. Составление текста по рисунку.

1




  1. Текс. Предложение. Словосочетание.

12



2

Текст. Предложение. Словосочетание.

1



3

Типы текстов: повествование, описание, рассуж­дение.

1



4

Предложение (повторение и углубление представлений)

Р/р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

1



5

Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

1



6

Виды предложений по интонации (восклицательное, невосклицательное). Знаки препинания в конце предложений.

1



7

Предложения с обращением. Р.р. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

1



8

Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

1



9

Входная контрольная работа №1на тему: «Текст. Предложение».

1



10

Работа над ошибками. Распространённые и нераспространённые предложения.

Разбор предложения по членам.




11

Простое и сложное предложения. Общее представление. Запятая внутри сложного предложения.

1



12

Словосочетание. Р/р. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.

1



13

Р\р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золо­тая осень».

1




  1. Слово в языке и речи.

15



14

Лексическое значение слова.

1



15

Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и пере­носном значении. Антонимы и синонимы.

1



16

Омонимы. Использование омонимов в речи. Работа со «Словарём омонимов».

1



17

Слово и словосочетание.

1



18

Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов.

1



19

Р/р. Подробное изложение с языко­вым анализом текста.

1



20

Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. Имя существительное. Местоимение.

1



21

Части речи. Имя прилагательное. Глагол. Р.р. Составление текста по репродукции картины

И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

1



22

Имя числительное. Общее представление. Имя числительное как часть речи.

1



23

Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

1



24

Слово и слог, звуки и буквы. Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1



25

Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне.

1



26

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Разделительный мягкий знак (ь).

1



27

Контрольный диктант №2 по теме: «Слово и слог. Звуки и буквы»

1



28

Р/р. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Проект «Рассказ о слове».

1




  1. Состав слова.

42



29

Корень слова. Однокоренные слова. Словарь: столица.

1



30

Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов.

1



31

Сложные слова. Правописание сложных слов(соединительные гласные в сложных словах)

1



32

Формы слова. Окончание.

1



33

Формы слова. Окончание.

1



34

Контрольный диктант №3 за 1 четверть

1



35

Приставка. Общее понятие.

1



36

Приставка как значимая часть слова. Значение приставок.

1



37

Суффикс. Общее понятие.

1



38

Суффикс - значимая часть слова.

1



39

Значение суффикса в слове. Р. р: составлять описательный текст по картине.

Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

1



40

Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.

1



41

Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

1



42

Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов.

Контрольное списывание №1.

1



43

Р\р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокорен­ных слов. Подробное изложение повествова­тельного текста с языковым анализом

Проект «Семья слов». Анализ изложения.

1



44

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1



45

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.

1



46

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1



47

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1



48

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1



49

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне.

1



50

Контрольный диктант №4 на тему «Безударные гласные в корне».

1



51

Работа над ошибками. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне.

1



52

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне.

1



53

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1



54

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1



55

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1



56

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1



57

Правописание слов с удвоенными согласными.

1



58

Правописание слов с удвоенными согласными.

(Слова с непроверяемым написанием коллек­ция, коллектив, аккуратный, грамм, кило­грамм).

1



59

Контрольный диктант №5 за II четверть

1



60

Правописание суффиксов и приставок.

1



61

Правописание суффиксов и приставок.

1



62

Правописание суффиксов и приставок.

1



63

Правописание приставок и предлогов.

1



64

Правописание приставок и предлогов.

1



65

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1



66

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1



67

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1



68

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1



69

Контрольный диктант№ 6 по теме: «Правописание частей слова».

1



70

Работа над ошибками. Р.р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка».

1




  1. Части речи

61



71

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз. (общее представление).

1



72

Значение и употребление имен существительных в речи.

(Словарь: самолёт). Развитие речи: свободный диктант; составление текста по рисунку.

1



73

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Представление об устаревших словах в русском языке.

1



74

Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Анализ изложения.

1



75

Проект: ” Тайна имени” развитие интереса к тайнам имён.

1



76

Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам.

1



77

Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд)

Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти.

1



78

Род имён существительных.

Имена существительные общего рода.

1



79

Род имён существительных. Формирование навыка культуры речи: нормы согласования (яблочное повидло, вкусная карамель).

1



80

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

1



81

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

1



82

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картинок.

1



83

Контрольный диктант №7 на тему «Имя существительное».

1



84

Падеж имён существительных. Изменение имён существительных по падежам.

1



85

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные.


1



86

Р. р. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

1



87

Именительный падеж имён существительных.

1



88

Родительный падеж имён существительных.

1



89

Дательный падеж имён существительных.

1



90

Винительный падеж имён существительных.

1



91

Именительный, родительный, винительный падежи.

1



92

Творительный падеж имён существительных.

1



93

Предложный падеж имён существительных. Формирование представлений о трудолюбии и мастерстве.

1



94

Р.р. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.

1



95

Все падежи (обобщение знаний об имени существительном).

Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного.

1



96

Морфологический разбор имени существитель­ного.Р. р. Сочинение по репродукции картины

К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Проект: «Зимняя страничка».

1



97

Контрольный диктант №8 за III четверть «Правописание окончаний имён существительных».

1



98

Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном. Лексическое значение имён прилагательных.

1



99

Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

1



100

Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте.

1



101

Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета.

1



102

Синтаксическая функция имени прилагательного.

1



103

Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

1



104

Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.

1



105

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

1



106

Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, –яя).

1



107

Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.

1



108

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Р.р. Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям.

1



109

Падеж имён прилагательных (общее представление).

Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).

1



110

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.

1



111

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1



112

Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.

1



113

Р.р. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками».Проект «Имена прилагательные в загадках».

1



114

Контрольный диктант №9 по теме «Имя прилагательное».

1



115

Работа над ошибками. Местоимения. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица.

1



116

Личные местоимения единственного и множественного числа.

1



117

Род личных местоимений третьего лица, единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

1



118

Употребление личных местоимений в речи.Р. р. Составление письма.

1



119

Глагол. Повторение и углубление представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи.

1



120

Значение и употребление глаголов в речи. Число. Изме­нение глаголов по числам.

1



121

Изме­нение глаголов по числам. Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам.

1



122

Форма глагола. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать?

1



123

Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по числам.

Р.р. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.

1



124

Времена глагола. Изменение глаголов по временам.

1



125

Изменение глаголов по временам.

1



126

Изменение глаголов по временам. Р. р. Выборочное подробное изложе­ние повествовательного текста по опорным сло­вам и самостоятельно составленному плану.

1



127

Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о)

1



128

Родовые окончания глаголов (-а, -о). Р. р. Составление предложений и текста.

1



129

Правописание частицы не с глаголами.

1



130

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.

1



131

Контрольный диктант №10 за IV четверть /в рамках промежуточной аттестации/ на тему «Глагол».

1




  1. Повторение

5



132

Части речи.

1



133

Части речи.

1



134

Текст и предложение как единицы языка и речи. Обобщение и систематизация изученных орфограмм.

1




135

Слово и его лексическое значение. Словосочетание. Обобщение и систематизация изученных орфограмм.

1



136

Упражнение в правописание частей слова.

1