СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 3 класса.»

МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Денисова А В

__________________

«___» ______________ 2021 г.


«Утверждаю»

Директор школы

__________________

«___» ____________2021г.








Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»
(наименование учебного предмета)

__ Начальное общее образование, 3 класс

(уровень образования)

____________________ ______________________________

Составлена на основе авторской программы В. П. Канакиной , В. Г. Горецкого

«Русский язык», к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого « Русский язык» 3 класс М.: «Просвещение», 2019г.

102 часа
(количество часов, отводимых на реализацию программы)

Учитель начальных классов Мурзина Светлана Николаевна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)














Мухоршибирь, 2021 г



Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; в соответствии c примерной программой начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться, планируемых результатов начального общего образования; на основе авторской программы В. П. Канакиной , В. Г. Горецкого

«Русский язык», к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого « Русский язык» 3 класс, 2 частях. М.: «Просвещение», 2013г.

Программа адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Программа обеспечивает достижение учениками 3 класса определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.



II.Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности


Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, -- привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
- правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
- принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

- Организация на уроке различных форм оценивания знаний, включая самооценку, что даст учащимся возможность осуществлять самоконтроль результатов своей учебной деятельности, каждому видеть динамику индивидуальных достижений.


Язык и речь (1ч)

Наша речь. Виды речи. Наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание (8 ч)

Текст. Типы текстов. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Предложения с обращением. Главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетание.

Слово о языке и речи (13ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Обучающее изложение. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Что такое имя числительное? Однокоренные слова. Звуки и буквы. Гласные звуки. Звуки и буквы. Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь. Проект «Рассказ о слове».

Состав слова (14 ч)

Что такое корень слова? Как найти в слове корень? Сложные слова. Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Что такое приставка? Как найти в лове приставку? Значение приставок. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Значение суффиксов. Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе». Что такое основа слова? Проект «Семья слов».

Правописание частей слова (15ч)

В каких значимых частях есть орфограммы? Правописание слов с безударным гласным в корне. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным Ъ. Разделительные Ъ и Ь. Проект «Составляем орфографический словарь».

Части речи (43ч)

Имя существительное и его роль в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени». Число имён существительных. Род имён существительных. Мягкий знак на конце ИС после шипящих. Склонение имён существительных. Падеж имён существительных. Падежи. Проект «Зимняя страничка». Значение и употребление в речи имён прилагательных. Роль прилагательных в тексте. Текст-описание. Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

Род имён прилагательных. Изменение ИП по родам. Число имён прилагательных.

Изменение ИП по падежам. Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками»

Проект «Имена прилагательные в загадках». Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам. Местоимение. Значение и употребление глаголов в речи. Неопределённая форма глаголов. Число глаголов. Времена глаголов. Времена глаголов 2-е лицо глаголов. Изменение глаголов по временам. Обучающее изложение. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Повторение (8 ч)

Части речи. Обобщение изученного о слове, предложении. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание приставок и предлогов. Правописание безударных гласных. Правописание значимых частей слов.




п/п


Раздел

Виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

1

Язык и речь (1ч.)

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А.Куприна)

Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина.

Составлять текст по рисунку.

Фронтальная,

индивидуальная,

групповая,

парная


2

Текст. Предложение. Словосочетание. (8ч.)

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Выделять в письменном тексте диалог.

Рассматривать репродукцию картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст.

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Анализировать содержание таблицы и использовать его для составления сообщения о типах предложений.

Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.

Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.

Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.

Составлять сообщение по информации, представленной в таблице.

Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Разделять запятой части сложного предложения.

Различать словосочетание и предложение.

Выделять в предложении словосочетания.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

Составлять небольшой текст по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень)

Фронтальная,

индивидуальная,

групповая,

парная


3

Слово в языке и речи (13ч.)

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и в переносном значениях.

Находить среди других слов, в предложении, тексте синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания.

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.

Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

Работа со словарями учебника.

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, олицетворений, сравнений и воспроизводить письменно содержание текста-образца.

Узнавать изученные части речи среди слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновать правильность их выделения.

Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках.

Составлять текст-натюрморт по репродукции картины

И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

Находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных.

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень.

Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями.

Фронтальная,

индивидуальная,

групповая,

парная


4

Состав слова (14 ч.)

Различать однокоренные слова, группировать их, находить корень, работать со словарём однокоренных слов, формулировать определение приставки, корня и суффикса, работать с памяткой, проводить разбор слов по составу, анализировать, составлять модели слов, редактировать текст, оценивать результаты деятельности, подробно излагать содержание повествовательного текста

Фронтальная,

индивидуальная,

групповая,

парная


5

Правописание частей слова (15ч.)

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Составлять текст по сюжетным рисункам учебника, по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.

Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

Составлять объявление

Фронтальная,

индивидуальная,

групповая,

парная


6

Части речи (43ч.)

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбирать примеры слов изученных частей речи.

Составлять по рисунку текст, определять, к каким частям речи относятся слова в предложениях.

Распознавать имена существительные среди других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.

Находить устаревшие слова-имена существительные

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу).

Определять порядок действий при организации самостоятельной работы по алгоритму при подготовке к изложению, последовательно выполнять эти действия при работе над изложением.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Составлять рассказ о своём имени.

Определять число имён существительных и изменять их по числам.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Записывать текст-образец по памяти.

Определять род имён существительных.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.)

Правильно записывать имёна существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Подробно письменно излагать содержание текста-образца.

Составлять устный и письменный рассказ по серии картин.

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

Изменять имена существительные по падежам.

Определять начальную форму имени существительного.

Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами.

Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Определять изученные грамматические признаки имени существительного и обосновывать правильность их выделения.

Излагать письменно содержание повествовательного текста.

Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников.

Проверять письменную работу (изложение, сочинение)

Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе.

Писать диктант и проверять написанное.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным - имена существительные.

Распознавать художественное и научное описания. Наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.

Составлять описание растения в научном стиле.

Находить изобразительно-выразительные средства в тексте о картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Рассматривать репродукцию картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать к ней своё отношение.

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.

Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.

Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.

Составлять текст-описание о животном по личным наблюдениям.

Изменять имена прилагательные по падежам.

Определять начальную форму имени прилагательного.

Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.

Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

Узнавать личные местоимения среди других частей речи.

Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа)

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Составлять письменный рассказ по сюжетным рисункам.

Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам.

Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам.

Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений и нарушенным порядком слов в предложениях.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

Раздельно писать частицу не с глаголами.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Фронтальная,

индивидуальная,

групповая,

парная


7

Повторение 8 ч

Обобщить знания о частях речи, принимать участие в обсуждении, высказывать свои мысли в устной форме, анализировать высказывания одноклассников, составлять текст по самостоятельно составленному плану, определять падежи имён существительных, прилагательных, называть их характерные признаки, классифицировать части речи, повторить изученные орфограммы, обосновывать правильность своего выбора.

Фронтальная,

индивидуальная,

групповая,

парная





III. Тематическое планирование.


Наименование раздела

Количество часов

1

Язык и речь

2

Текст. Предложение. Словосочетание

3

Слово о языке и речи

13ч

4

Состав слова

14ч

5

Правописание частей слова

15ч

6

Части речи

43ч

7

Повторение


Итого

102 ч


Календарно – тематическое планирование


п/п

Тема урока

Дата


Язык и речь (1ч)


1


Знакомство с учебником. Наша речь. Виды речи .




Текст. Предложение. Словосочетание (8ч)


2


Текст. Типы текстов.


3


Предложение.

Виды предложений по цели высказывания.


4


Виды предложений по интонации


5


Предложения с обращением


6, 7


Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.


8,9


Простое и сложное предложения.


10


Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.



11,12

Стартовый контроль. Входная контрольная работа

Работа над ошибками



Слово в языке и речи (13ч)


13

Лексическое значение слова

Однозначные и многозначные слова.


14

Синонимы и антонимы.


15

Омонимы.



16

Слово и словосочетание.



17

Значение фразеологизмов и их использование в речи.


18

Части речи и их значение.


19


20

Что такое имя числительное?


21

Однокоренные слова


22

Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с безударными гласными.


23

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками.


24

Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).


25

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» Работа над ошибками


26

Проект «Рассказ о слове».



Состав слова (14ч)


27


Что такое корень слова? Как найти в слове корень?


28


Сложные слова


29

Что такое окончание? Как найти окончание?


30

Окончание слова


31

Что такое приставка? Как найти приставку?


32

Значения приставок.


33

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?


34

Значения суффиксов


35

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Работа над ошибками


36

Что такое основа слова?


37

Разбор слов по составу.

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов.


38

Обобщение по теме «Состав слова». Проект «Семья слов»



Правописание частей слова (15ч)


39

В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне.


40


Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне


41


Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне


42


Правописание слов с удвоенными согласными


43, 44


Правописание суффиксов и приставок


45, 46


Правописание приставок и предлогов


47


Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.


48


Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»


49


Разделительный твёрдый и мягкий знаки


50


Обучающее изложение. Работа над ошибками


51


Проект «Составляем орфографический словарь»




Части речи(20ч)


52


Части речи (повторение и углубление представлений)


53


Значение и употребление имён существительных в речи Употребление имён существительных в речи

Повторение и углубление представлений

Значение и употребление имён существительных в речи.


54


Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные


55


Обучающее изложение


56


Собственные и нарицательные имена существительные


57


Проект «Тайна имени»


58


Диктант


59


Число и род имён существительных


60


Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих


61


Число и род имен существительных


62


Обучающее изложение


63


Склонение имён существительных


64


Падеж имен существительных


65


Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

Именительный падеж Родительный падеж



67


Дательный падеж. Винительный падеж


68


Творительный падеж Предложный падеж


69


Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных»

Работа над ошибками


70


Обучающее изложение


71


Обобщение изученного

Морфологический разбор имени существительного



Имя прилагательное (9ч)



72


Значение и употребление имён прилагательных в речи


73


Роль имён прилагательных в тексте


74


Текст – описание. Отзыв по картине Врубеля «Царевна-Лебедь»


75


Род имён прилагательных Изменение имён прилагательных по родам


76


Число имён прилагательных


77


Изменение имён прилагательных по падежам


78

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Работа над ошибками


79


Обобщение изученного Обучающее сочинение по картине Серова «Девочка с персиками»


80


Проект «Имена прилагательные в загадках»



Местоимение(4ч)


81


Личные местоимения


82


Изменения личных местоимений по родам


83


Местоимение


84


Обобщение изученного Обучающее изложение.




Глагол (10ч)


85


Значение и употребление глаголов в речи


86


Неопределённая форма глаголов


89


Число глаголов

Времена глаголов


90


Времена глаголов 2-е лицо


91


Изменение глаголов по временам.

Обучающее изложение

Работа над ошибками


92


Род глаголов в прошедшем времени


93


Правописание частицы не с глаголами


94


Обобщение изученного


95


Контрольный диктант .



Повторение (8ч)



96


Части речи. Обобщение изученного о словах.


97



98


Правописание окончаний имён прилагательных


99


Правописание приставок и предлогов


100


Правописание безударных гласных



101-102

Обобщение пройденного материала за год