СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(Авторы:В. П. Канакина, В. Г. Горецкий)
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана и составлена в соответствии с требованиями «Федерального государственного стандарта общего образования» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, на основе авторской программы В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого «Русский язык» для общеобразовательной школы, утверждённой МО РФ (Москва, «Просвещение» 2011 г.), на основе Примерной программы начального общего образования, и являющейся составной частью системы учебников «Школа России»» (автор А.А.Плешаков)
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Русский язык» авторов В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого для 3 класс (М. Просвещение , 20132г).Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ»
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: т ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умении;
развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация; ф
развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности».
Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово», вокруг которых группируются факты, понятия и явления языка, подлежащие изучению в 1—4 классах. Распределение учебного материала соответствует схеме «речь — текст — предложение — слово». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение краеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации vоснове формирования универсальных учебных действий.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе —165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте ' и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—3 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе), в 4 классе - 153ч (4,5 ч в неделю, 34 учебные недели)
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отно
шению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
• аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение обшей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о 'сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успеш-
ного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. * 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста1.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звон кости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (одно-коренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса {постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных..
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по бродам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия^. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и ив суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
9 безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
раздельное написание частицы не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
запятая при обращении в предложениях;
запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс
№ п/п | Тема урока | Характеристика учебной деятельности учащихся | Планируемые результаты | Примечания (контрольные работы, проектные работы, практические работы, ИКТ, экскурсии) | Дата | Коррек- тировка даты | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||
Язык и речь (2 ч) | ||||||||||||||
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и на Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна) Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его | Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Оценивание результатов выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании, записывать составленный текст. |
|
|
| ||||||||
2 | Наша речь и наш язык. |
|
|
| ||||||||||
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) | ||||||||||||||
1(3) | Текст как единица языка и речи. | Различать текст и предложение, гекст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный гекст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
|
|
| ||||||||
2(4) | Текст. Типы текстов. |
|
|
| ||||||||||
3(5) | Предложение |
|
|
| ||||||||||
4(6) | Виды предложений по цели высказывания |
|
|
| ||||||||||
5(7) | Виды предложений по интонации |
|
|
| ||||||||||
6(8) | Предложения с обращением |
|
|
| ||||||||||
7(9) | Обучающее изложение. | Составление предложений из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень» | Обучающее изложение. |
|
| |||||||||
8(10) | Главные члены предложения | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктиронанный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и сосгавлятьсообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. |
|
|
|
| ||||||||
9(11) | Главные и второстепенные члены предложения |
|
|
| ||||||||||
10 (12) | Простое предложение |
|
|
| ||||||||||
11 (13) | Простое и сложное предложения |
|
|
| ||||||||||
12 (14) | Контрольный диктант по теме «Предложение» | Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса | Контрольный диктант |
|
| |||||||||
13 (15) | Словосочетание. Знакомство. |
|
|
| ||||||||||
14 (16) | Словосочетание. Составление словосочетаний. |
|
|
| ||||||||||
15 (17) | Развитие речи. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. | Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень» | Р. Р. |
|
| |||||||||
1 (18) | Проверочная работа по теме «Словосочетание» | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | Проверочная работа |
|
| |||||||||
Слово в языке и речи (19 ч) Слово и его лексическое значение – 6 часов. | ||||||||||||||
1 (19) | Лексическое значение слова. | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивою словосочетания. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.
| Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. *Слова с непроверяемым написанием: альбом, погода. Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов. Использование омонимов в речи. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. |
|
|
| ||||||||
2 (20) | Однозначные и многозначные слова. |
|
|
| ||||||||||
3 (21) | Омонимы |
|
|
| ||||||||||
4 (22) | Слово и словосочетание |
|
|
| ||||||||||
5 (23) | Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. |
|
|
| ||||||||||
6 (24) | Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста. | Р. Р. |
|
| ||||||||||
Части речи – 5 часов. Однокоренные слова – 1 час. (6ч) | ||||||||||||||
1 (25) | Имя существительное. Местоимение. | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хрупкою «Цветы и плоды». | Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисов-ках текста.
|
|
|
| ||||||||
2 (26) | Имя прилагательное. Глагол. |
|
|
| ||||||||||
3 (27) | Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хрупкого «Цветы и плоды». | Р. Р. |
|
| ||||||||||
4 (28) | Имя числительное(общее представление) |
|
|
| ||||||||||
5 (29) | Однокоренные слова |
|
|
| ||||||||||
6 (30) | Диктант по теме «Части речи» | Диктант |
|
| ||||||||||
Слово и слог. Звуки и буквы – 7 часов. | ||||||||||||||
1 (31) | Гласныезвуки и буквы для их обозначения. | Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько?Который?), объяснять значение имён числительных В речи. Приводить примеры слов — имен числительных. Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж. Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. | Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. |
|
|
| ||||||||
2 (32) | Согласные звуки и буквы для их обозначения. |
|
|
| ||||||||||
3 (33) | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. |
|
|
| ||||||||||
4 (35) | Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком. | Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы). Правописание слов с ударными (сочетания жи— ши, ча—та, чу—ту) и безударными гласными в корне. |
|
|
| |||||||||
5 (36) | Проверочная работа по теме «Части речи» | Проверочная работа |
|
| ||||||||||
6 (37) | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. | Р. Р. |
|
| ||||||||||
7 (38) | Проект «Рассказ о слове».
| Проект |
|
| ||||||||||
|
| |||||||||||||
Состав слова. (16 часов) | ||||||||||||||
1 (39) | Корень слова. Однокоренные слова. | Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную*, информацию о слове. | Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Работа со словарём однокоренных слов. |
|
|
| ||||||||
2 (40) | Чередование согласных в корне. |
|
|
| ||||||||||
3 (41) | Сложные слова. |
|
|
| ||||||||||
4 (42) | Формы слова. Окончание. | Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
|
|
|
| |||||||||
5 (43) | Окончание и его роль в словосочетании и предложении. |
|
|
| ||||||||||
6 (44) | Обобщение знаний о корне и окончании как значимых частях слова. Составление предложений и текста по данным словам. |
|
|
| ||||||||||
7 (45) | Приставка (общее понятие). | Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса!
| Формирование навыка моделирования слов. |
|
|
| ||||||||
8 (46) | Приставка – значимая часть слова. |
|
|
| ||||||||||
9 (47) | Обобщение знаний о роли приставок в слове. |
|
|
| ||||||||||
10 (49) | Суффикс (общее понятие).
|
|
|
| ||||||||||
11 (50) | Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. |
|
|
| ||||||||||
12 (51) | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». | Рассматривать картину, высказывать свое отношение к кармине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст. | Сочинение по репродукции картины |
|
| |||||||||
13 (52) | Основа слова Разбор слова по составу.Знакомство со словообразовательным словарём.
| Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в слопообрлкжателыюм словаре. |
|
|
| |||||||||
14 (53) | Проверочная работа по теме «Состав слова» | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» но учебнику. | Проверочная работа. |
|
| |||||||||
15 (54) | Состав слова. Повторение и обобщение. | Редактировать Предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. | Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. |
|
|
| ||||||||
16 (55) | Проект «Семья слов».
| Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. | Проект. |
|
| |||||||||
Правописание частей слова (29 ч) | ||||||||||||||
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова (1ч).
| ||||||||||||||
1 (56) | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова | Находить и отмечать в словах орфограммы.
|
|
|
|
| ||||||||
Правописание слов с безударными гласными (4 ч) | ||||||||||||||
1 (57) | Уточнение, обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. |
| Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. |
|
|
| ||||||||
2 (58) | Правописание слов с проверяе-мыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами). |
|
|
| |||||||||
3 (59) | Правописание слов с двумя безударными в корне. |
|
|
| ||||||||||
4 (60) | Наблюдение над словами с буквосочетаниями - ере-, -оро-, -оло-. Свободный диктант. | Свободный диктант. |
|
| ||||||||||
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне (4 ч) | ||||||||||||||
6 (61) | Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
| Формирование уважительного отношения к истории языка, |
|
|
| ||||||||
7 (62) | Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне. |
|
|
| ||||||||||
8 (63) | Упражнение в правописании слов с парными по глухости – звонкости согласными и безударными гласными в корне. |
|
|
| ||||||||||
9 (64) | Проверочная работа. Составление текста по сюжетному рисунку. | Проверочная работа. |
|
| ||||||||||
Правописание слов с непроизносимыми согласными (5 ч) | ||||||||||||||
1 (65) | Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
|
|
|
|
| ||||||||
2 (66) | Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками. |
|
|
| ||||||||||
3 (67) | Правописание слов с непроизносимыми согласными (продолжение). |
|
|
| ||||||||||
4 (68) | Составление правил о правописании корня. |
|
|
| ||||||||||
5 (69) | Проверочный диктант по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными» | Диктант |
|
| ||||||||||
Двойные согласные (3 ч) | ||||||||||||||
1 (70) | Двойные согласные. Работа над ошибками. | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. |
|
|
|
| ||||||||
2 (71) | Правописание слов с двойными согласными. |
|
|
| ||||||||||
3 (72) | Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». | Сочинение |
|
| ||||||||||
Правописание приставок и суффиксов (4 ч) | ||||||||||||||
1 (73)
| Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов –ек- и -ик- | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. |
|
|
|
| ||||||||
2 (74) | Упражнение в правописании суффиксов. |
|
|
| ||||||||||
3 (75) | Правописание слов с суффиксами. |
|
|
| ||||||||||
4 (76) | Правописание слов с суффиксами. |
|
|
| ||||||||||
Приставки и предлоги (3 ч) | ||||||||||||||
1 (77) | Приставки и предлоги.
| Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. |
|
|
|
| ||||||||
2 (78) | Правописание приставок и предлогов. |
|
|
| ||||||||||
3 (79) | Контрольный диктант по теме «Правописание приставок, предлогов, суффиксов» | Диктант. |
|
| ||||||||||
Разделительные твёрдый и мягкий знаки (5 ч) | ||||||||||||||
1 (80) | Работа над ошибками, допущенными учащимися в диктанте. Разделительный твёрдый знак. | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Восстанавливать содержание повествовательного деформированною текста, составлять письменный пересказ данною текста по самостоятельно составленному плану. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению-Составлятьобъявление. | Употребление разделительных Ь и Ъ Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания |
|
|
| ||||||||
2 (81) | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. |
|
|
| ||||||||||
3 (82) | Упражнение в правописании слов с разделительными твёрдым (Ъ) и мягким (Ь) знаками. |
|
|
| ||||||||||
4 (83) | Контрольный диктант по теме: "Разделительные твердый и мягкий знаки" | Диктант. |
|
| ||||||||||
5 (84) | Развитие речи Изложение восстановленного текста. | Изложение. |
|
| ||||||||||
Части речи (76 ч) | ||||||||||||||
1 (85) | Части речи (повторение и углубление представлений) | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. |
|
|
|
| ||||||||
Имя существительное (30 ч) | ||||||||||||||
2 (86) | Понятие об имени существительном как части речи. | Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени. Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти. Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница.Эта девочка — большая умница.)
Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин.
|
|
|
|
| ||||||||
3 (87) | Значение и употребление имён существительных в речи. |
|
|
| ||||||||||
4 (88) | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мот вон к проведению исследовательской работы.
|
|
|
| |||||||||
5 (89) | Представление об устаревших словах в русском языке. |
|
|
| ||||||||||
6 (90) | Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. | Р. Р. |
|
| ||||||||||
7 (91) | Собственные и нарицательные имена существительные. |
|
|
| ||||||||||
8 (92) | Правописание имён собственных. |
|
|
| ||||||||||
9 (93) | Проект «Тайна имени». | Проект |
|
| ||||||||||
10 (94) | Род имён существительных. |
|
|
| ||||||||||
11 (95) | Определение рода имён существительных в косвенных падежах. | Письмо по памяти. |
|
| ||||||||||
12 (96) | Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. | Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.). Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).
Записывать текст под диктовку и проверять написанное.
|
|
|
| |||||||||
13 (97) | Имена существительные общего рода (первое представление). |
|
|
| ||||||||||
14 (98) | Изменение имён существительных по числам |
|
|
| ||||||||||
15 (99) | Мягкий знак в конце существительных после шипящих. |
|
|
| ||||||||||
16 (100) | Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук. |
|
|
| ||||||||||
17 (101) | Развитие речи. Обучающее изложение. | Изложение |
|
| ||||||||||
18 (102) | Диктант по теме «Правописание имён существительных». | Диктант. |
|
| ||||||||||
19 (103) | Изменение имён существительных по падежам (общее представление о склонении). | Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного»
Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). |
|
|
|
| ||||||||
20 (104) | Несклоняемые имена существительные. |
|
|
|
| |||||||||
21 (105) | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». |
| Р. Р. |
|
| |||||||||
22 (106) | Именительный падеж. Восстановление деформированного текста. | Определять падеж имён существительных Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный надежиимён существ.одушевлённых мужского рода и пр.) | Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве.
|
|
|
| ||||||||
23 (107) | Родительный падеж. |
|
|
| ||||||||||
24 (108) | Дательный падеж. |
|
|
| ||||||||||
25 (109) | Винительный падеж. |
|
|
| ||||||||||
26 (110) | Творительный падеж. |
|
|
| ||||||||||
27 (111) | Предложный падеж. |
|
|
| ||||||||||
28 (112) | Обобщение знаний о падежах имён существительных.Работа с таблицей «Признаки падежей». . | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. | Р.Р. |
|
| |||||||||
29 (113) | Диктант по теме: "Изменение имен существительных по падежам" | Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвященные зимней природе. Писать диктант и проверять написанное. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Диктант. |
|
| |||||||||
30 (114) | Проект «„Зимняя" страничка». | Проект |
|
| ||||||||||
Имя прилагательное (19 ч) | ||||||||||||||
1 115 | Лексическое значение имён прилагательных. | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. | Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Роль имён прилагательных в тексте. |
|
|
| ||||||||
2 116 | Связь имени прилагательного с именем существительным. |
|
|
| ||||||||||
3 117 | Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. |
|
|
| ||||||||||
4 118 | Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании. |
| Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников. |
|
|
| ||||||||
5 119 | Развитие речи. Составление текста-описания растения в научном стиле. |
| Р. Р. |
|
| |||||||||
6 120 | Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. | Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. | Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.
|
|
|
| ||||||||
7 121 | Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. |
|
|
| ||||||||||
8 122 | Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая. -яя). |
|
|
| ||||||||||
9 123 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. |
|
|
| ||||||||||
10 124 | Изменение имён прилагательных по числам | Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста. | Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
|
|
|
| ||||||||
11 125 | Развитие речи. Составление текста-опиеания о животном по личным наблюдениям. | Р. Р. |
|
| ||||||||||
12 126 | Изменение имён прилагательных по падежам (общее представление). | Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. |
|
|
| |||||||||
13 127 | Упражнение в определении падежа имён прилагательных. |
|
|
| ||||||||||
14 128 | Морфологический разбор имени прилагательного. | Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.
Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. | Уметь находить способ проверки написания окончания имен прилагательных в форме единственного и множественного числа; использовать приобретенные знания и умения в практичес-кой деятельности; анализировать и кратко характеризовать части речи; воспринимать картину (портрет), создавать по ней текст, правильно употреблять в тексте имена прилаг. |
|
|
| ||||||||
15 130 | Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками». Работа над ошибками. Повторение по теме " Имя прилагательное" | Р. Р. |
|
| ||||||||||
16 131 | ||||||||||||||
17 132 | Упражнение в выделении признаков имён прилагательных как части речи |
|
|
| ||||||||||
18 133 | Проект «Имена прилагательные в загадках». | Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.Оценивать результаты выполненного задания « | Проект. |
|
| |||||||||
19 134 | Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное"
| Диктант. |
|
| ||||||||||
Личные местоимения (5 ч) | ||||||||||||||
1 135 | Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа.
| Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | Формирование бережного отношения к природе. Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи; правильно употреблять местоимения в речи, составлять предложения и текст; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
|
|
| ||||||||
2 136 | Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.
|
|
|
| ||||||||||
3 137 | Морфологический разбор местоимений |
|
|
| ||||||||||
4 138 | Проверочная работа по теме «Местоимение» | Проверочная работа. |
|
| ||||||||||
5 139 | Развитие речи. Составление письма. | Р. Р. |
|
| ||||||||||
Глагол (21 ч) | ||||||||||||||
1 (140) | Понятие о глаголе как части речи. | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). | Уметь ставить вопросы к глаголам;анализиро-вать и кратко характе-ризовать части речи; рассматривать рисунки, определять их тему, соотносить заголовок и главную мысль, составлять текст |
|
|
| ||||||||
2 (141) | Значение и употребление глагола в речи. |
|
|
| ||||||||||
3 (142) | Число глагола. Изменение глаголов по числам. |
|
|
| ||||||||||
4 (143) | Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам. | Р. Р. |
|
| ||||||||||
5 (144) | Начальная (неопределённая) форма глагола. | Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. | Уметьопределять число глаголов и изменять глаголы по числам
|
|
|
| ||||||||
6 (145) | Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме. |
|
|
| ||||||||||
7 (146) | Изменение глаголов по числам.
|
|
|
| ||||||||||
8 (147) | Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись. | Р. Р. |
|
| ||||||||||
9 (148) | Времена глагола. | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.
| Уметь различать время глаголов по вопросу и значению; определять особенности текста-рассуждения; распознавать время глаголов и изменять форму времени глаголов; находить способ проверки написания слова.
|
|
|
| ||||||||
10 (149) | Упражнение в определении времени глагола. Текст-рассуждение. |
|
|
| ||||||||||
11 (150) | Изменение глаголов по временам |
|
|
| ||||||||||
12 (151) | Упражнение в изменении глаголов по временам. |
|
|
| ||||||||||
13 (152) | Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста.. | Р. Р. |
|
| ||||||||||
14 (153) | Родовые окончания глаголов (-а, -о). | Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прош. времени. Работать с орфоэпическим словарём. | Формирование чувства гордости и уважения к защитникам России, русским солдатам. Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»
Уметь выделять глаголы с частицей не среди других слов;находить способ проверки написания слова; уметь писать слова с изученными орфограммами;
|
|
|
| ||||||||
15 (154) | Развитие речи. Составление предложений и текста.
| Р. Р. |
|
| ||||||||||
16 (156) | Частица не с глаголами. | Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. |
|
|
| |||||||||
17 (157) | Правописание частицы нес глаголами. |
|
|
| ||||||||||
18 (158) | Морфологический разбор глагола. | Определять род и число глаголов в прошедшем времени. |
|
|
| |||||||||
19 (159) | Обобщение знаний о глаголе. | Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке» |
|
|
| |||||||||
20 160 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Диктант. |
|
| ||||||||||
21 161 | Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»
| Р. Р. |
|
| ||||||||||
Повторение (14 ч) | ||||||||||||||
1 162 | Текст. Предложение. СловосочетаниеПовторение. | Задача данного этапа – систематизировать знания учащихся по различным разделам изучаемого курса русского языка. Уроки повторения строятся в зависимости от: - диагностических данных по прочности усвоения знаний, умений и навыков учащимися по изученным темам в 3 классе; - от уровня подготовленности учащихся к дальнейшему изучению курса русского языка.
| Понимать значимые части слова Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; использовать приобретенные знания и умения. |
|
|
| ||||||||
2 163 | Состав слова Повторение. |
|
|
| ||||||||||
3 164 | Правописание слов с безударными гласными Повторение. |
|
|
| ||||||||||
4 166 | Правописание слов с непроизносимыми согласными Повторение. |
|
|
| ||||||||||
5 165 | Итоговый контрольный диктант. | Итоговый диктант. |
|
| ||||||||||
6 166 | Части речи. Имя существительное. Повторение. |
|
|
| ||||||||||
7 167 | Развитие речи. Контрольное изложение. | Р. Р. |
|
| ||||||||||
8 168 | Части речи. Имя прилагательное. Повторение. |
|
|
| ||||||||||
9 169 | Части речи. Местоимение. Глагол. Повторение. |
|
|
| ||||||||||
10 170 | Части речи. Глагол.Повторение. |
|
|
|