Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Примерная программа по русскому языку в 1-4 классах.
Приказ МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ МО РФ от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253»
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»
Авторская программа по русскому языку 1-4 класс, авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г. и другие
Устав ОУ
Положение о рабочей программе по отдельным учебным предметам, курсам, внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в МКОУ «Свердликовская средняя общеобразовательная школа»
Учебный план МКОУ «Свердликовская средняя общеобразовательная школа» для учащихся 1-4 классов, обучающихся по ФГОС, на 2018-2019 учебный год.
УМК под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального школьного образования, одобрен РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включен в Федеральный перечень.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Учебник «Русский язык». 3 класс в 2-х частях – М.: Просвещение,с приложением на электронном носителе (СD).
Канакина В.П., Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса: в 2-х частях. – М.: Просвещение.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Календарно – тематическое планирование уроков русского языка
3 класс (170 часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем урока | Кол час | Дата проведения | к/р | п/р | с | и |
план | факт | | | | |
| Язык и речь | 2ч | | | | | | |
1 | Наша речь. Виды речи | 1 | | | | | | |
2 | Наш язык. | 1 | | | | | | |
| Текст. Предложение. Словосочетание. | 14ч | | | | | | |
3-4 | Текст. Типы текстов. | 2 | | | | | | |
5 | Предложение. | 1 | | | | | | |
6 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | | | | | | |
7 | Виды предложений по интонации. | 1 | | | | | | |
8 | Предложения с обращениями. | 1 | | | | | | |
9 | Р. Р.Сочинение по картине. «Дети, бегущие от грозы» | 1 | | | | | 1 | |
10 | Входная контрольная работа. | 1 | | | 1 | | | |
11 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | | | | | | |
12-13 | Простое и сложное предложение. | 2 | | | | | | |
14-15 | Словосочетание. | 2 | | | | | | |
16 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | | | 1 | | | |
| Слово в языке и речи. | 19ч | | | | | | |
17 | Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 | | | | | | |
18 | Синонимы и антонимы. | 1 | | | | | | |
19 | Омонимы. | 1 | | | | | | |
20 | Слово и словосочетание. | 1 | | | | | | |
21 | Фразеологизмы. | 1 | | | | | | |
22 | Р.Р.Обучающее изложение. «Ёлочка» Н. Сладков. | 1 | | | | | | 1 |
23 | Части речи. | 1 | | | | | | |
24 | Имя существительное. | 1 | | | | | | |
25 | Имя прилагательное. | 1 | | | | | | |
26 | Глагол. | 1 | | | | | | |
27 | Что такое имя числительное? | 1 | | | | | | |
28 | Однокоренные слова. | 1 | | | | | | |
29 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | 1 | | | | | | |
30 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | 1 | | | | | | |
31 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | 1 | | | | | | |
32 | Р.Р. обучающее изложение. «Как медведь сам себя напугал» по Н. Сладкову | 1 | | | | | | 1 |
33 | Обобщение и закрепление изученного по теме «Слово в языке и речи» | 1 | | | | | | |
34 | Проект «Рассказ о слове» | 1 | | | | | | |
35 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | 1 | | | 1 | | | |
| Состав слова | 14ч | | | | | | |
36 | Работа над ошибками. Что такое корень слова? | 1 | | | | | | |
37 | Как найти корень слова? | 1 | | | | | | |
38 | Сложные слова. | 1 | | | | | | |
39-40 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 2 | | | | | | |
41 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 | | | | | | |
42 | Значение приставок. | 1 | | | | | | |
43 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | | | | | | |
44 | Значение суффиксов. | 1 | | | | | | |
45 | Р. Р. Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе» | 1 | | | | | 1 | |
46 | Что такое основа слова? | 1 | | | | | | |
47 | Обобщение знаний о составе слова. | 1 | | | | | | |
48 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | | | 1 | | | |
49 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова. | 1 | | | | | | |
50 | Обучающее изложение. В. Бианки «Скворцы» | 1 | | | | | | 1 |
51 | Проект «Семья слов» | 1 | | | | | | |
| Правописание частей слова. | 29ч | | | | | | |
52 | В каких значимых частях слова есть орфограмма? | 1 | | | | | | |
53-55 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 3 | | | | | | |
56-59 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 4 | | | | | | |
60 | Р. Р. Обучающее изложение. «Клесты» по В. Вольскому | 1 | | | | | | 1 |
61-63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 3 | | | | | | |
64-65 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 2 | | | | | | |
66 | Р. Р. Сочинение по картине В. Васнецова «Снегурочка». | 1 | | | | | 1 | |
67 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | 1 | | | 1 | | | |
68-71 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | 4 | | | | | | |
72-73 | Правописание приставок и предлогов. | 2 | | | | | | |
74 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | | | | | | |
75-77 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки | 3 | | | | | | |
78 | Р. Р. Обучающее изложение. М. Родионова «Скворец-музыкант» | 1 | | | | | | 1 |
79 | Контрольный диктант по текстам администрации. «Правописание частей слова» | 1 | | | 1 | | | | | |
80 | Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | | | | | | |
| Части речи | 76ч | | | | | | |
81 | Части речи. | 1 | | | | | | |
| Имя существительное. | 31ч | | | | | | |
82-83 | Имя существительное и его роль в речи. | 2 | | | | | | |
84-85 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 2 | | | | | | |
86 | Р.Р. Обучающее изложение В.Бочарников «Мал, да удал» | 1 | | | | | | 1 |
87 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | | | | | | |
88 | Проект «Тайна имени» | 1 | | | | | | |
89-90 | Число имён существительных. | 2 | | | | | | |
91-92 | Род имён существительных. | 2 | | | | | | |
93-94 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 2 | | | | | | |
95 | Р. Р. Обучающее изложение. Л. Толстой «Лев и мышь» | 1 | | | | | | |
96 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | | | 1 | | | |
97 | Работа над ошибками. Склонение имён существительных. | 1 | | | | | | |
98-99 | Падеж имён существительных. | 2 | | | | | | |
100 | Р. Р. Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | | | | | 1 | |
101 | Именительный падеж. | 1 | | | | | | |
102 | Родительный падеж. | 1 | | | | | | |
103 | Дательный падеж. | 1 | | | | | | |
104 | Винительный падеж. | 1 | | | | | | |
105 | Творительный падеж. | 1 | | | | | | |
106 | Предложный падеж. | 1 | | | | | | |
107 | Р. Р. Обучающее изложение. К. Паустовский «Кот и петух» | 1 | | | | | | 1 |
108 | Все падежи. | 1 | | | | | | |
109 | Обобщение знаний по теме «Имя существительное». | 1 | | | | | | |
110 | Р. Р. Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | | | | | 1 | |
111 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | | | 1 | | | |
112 | Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка». | 1 | | | | | | |
| Имя прилагательное. | 18ч | | | | | | |
113-114 | Значение и употребление имён прилагательных. | 2 | | | | | | |
115 | Роль прилагательных в тексте. | 1 | | | | | | |
116 | Текст-описание. | 1 | | | | | | |
| |
117 | РР. Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна – Лебедь» | 1 | | | | | 1 | |
118 | Род имён прилагательных | 1 | | | | | | |
119-120 | Изменение имён прилагательных по родам. | 2 | | | | | | |
121-122 | Число имён прилагательных. | 2 | | | | | | |
123-124 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 2 | | | | | | |
125-126 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 2 | | | | | | |
127 | Р. Р. Отзыв по картине А. А. Серова «Девочка с персиками». | 1 | | | | | 1 | |
128 | Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное» | 1 | | | | | | |
129 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | | | 1 | | | |
130 | Работа над ошибками. Проект «Имя прилагательное» | 1 | | | | | | |
| Местоимение. | 5ч | | | | | | |
131 | Личные местоимения. | 1 | | | | | | |
132 | Изменение личных местоимений по родам. | 1 | | | | | | |
133-134 | Местоимения. | 2 | | | | | | |
135 | Р. Р. Обучающее изложение. В. Бианки «Кошкин выкормыш». | 1 | | | | | | 1 |
| Глагол | 21ч | | | | | | |
136-138 | Значение и употребление глаголов в речи. | 3 | | | | | | |
139-140 | Неопределённая форма глагола. | 2 | | | | | | |
141-142 | Число глаголов. | 2 | | | | | | |
143 | Времена глаголов. | 1 | | | | | | |
144 | Времена глаголов. 2-е лицо. | 1 | | | | | | |
145-146 | Изменение глаголов по временам. | 2 | | | | | | |
147 | Итоговая комплексная работа. | 1 | | | 1 | | | |
148-149 | Род глаголов в прошедшем времени. | 2 | | | | | | |
150-151 | Правописание частицы не- с глаголами. | 2 | | | | | | |
152-155 | Обобщение знаний по теме «Глагол» | 4 | | | | | | |
156 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | | | 1 | | | |
| Повторение. | 14ч | | | | | | |
157-158 | Части речи. | 2 | | | | | | |
159 | Р. Р. Обучающее изложение. В. Сухомлинский «Шла война» | 1 | | | | | | |
160 | Обобщение изученного о слове, предложении. | 1 | | | | | | |
161 | Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | | | | | | |
162 | Итоговый контрольный диктант . | 1 | | | 1 | | | |
163 | Анализ итогового диктанта. Правописание приставок и предлогов. | 1 | | | | | | |
164 | Правописание безударных гласных. | 1 | | | | | | |
165 | Правописание значимых частей слова. | 1 | | | | | | |
166 | Однокоренные слова. | 1 | | | | | | |
167 | Р.Р.Обучающее изложение. « На помощь лосёнку». | 1 | | | | | | 1 |
168 | Тестирование | 1 | | | | | | |
169 | Р. Р. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?» | 1 | | | | | | |
170 | КВН «Знатоки русского языка» | 1 | | | | | | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
3 класс
Личностные результаты
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики,морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомиться с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения обучающийсяом;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной обучающийсяами пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать за словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки)
Содержание учебного предмета
Класс 3.
Название раздела, темы. Основное содержание по темам | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Язык и речь Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. | 2 | Знать, в каких случаях используются разные виды речи. Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Знакомиться с информацией в учебнике, на форзацах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях).. Осознавать что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).Оценивать результаты своей деятельности. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке. Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. |
Текст, предложение, словосочетание. Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) Знаки препинания в конце предложений. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании. | 14 | Знать главные и второстепенные члены предложения, осознавать ответственность за произнесенное и написанное слово; Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Уметь осознавать и определять (называть) свои эмоции; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Работать по плану, сверяя свои действия с целью. Корректировать свою деятельность. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема). Строить рассуждения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации. Слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
Слово в языке и речи Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника. Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление). Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов. Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста. | 19 | Знать правила правописания слов с безударными гласными в корне. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).Пользоваться словарями, справочниками. Осуществлять анализ и синтез. Устанавливать причинно-следственные связи. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. |
Состав слова Правописание частей слова. Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ. | 45 | Знать состав слова. Осуществлять анализ и синтез с целью выделения существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно - следственные связи. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Называть и определять части слова. Уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы. |
Части речи Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. | 76 | Знать части речи. Уметь обращаться за помощью, задавать вопросы. Анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков. Осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Учиться подтверждать аргументы фактами. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Определять круг своего незнания. Прогнозировать последствия коллективных решений, организовывать учебное взаимодействие в группе. |
Повторение изученного за год. Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. | 14 | Знать состав слова, части речи. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Уметь применять правила и пользоваться инструкцией. Учиться подтверждать аргументы фактами. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение». |