Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение №16
г. Липецка
Рассмотрено:
на заседании МО учителей
начальных классов
от 30.08.2017 г. протокол № 1
Руководитель МО
____________/ Золотухина Л.В./
Рабочая программа
_____________ по «Русскому языку» ______________
(наименование учебного предмета)
____________________ 3-а класс________________________
составлена на основе Программы для
общеобразовательных учреждений
___________ на 2017-2018 учебный год_______________
(срок реализации программы)
Составила:
___________ Проскурина Э.Р.,11 лет._______________
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, стаж)
г, Липецк
2017-2018 учебный год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные
У школьника будут сформированы:
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
Школьник получит возможность для формирования:
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентации на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
ориентации на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимания чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
понимания нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентации в поведении на принятые моральные и этические нормы;
ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
осознания своих эмоции и чувств, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентации на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Предметные
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика, орфоэпия, графика»
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Раздел «Лексика»
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающийся научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Раздел «Морфология»
Обучающийся научится:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать над словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Раздел «Синтаксис»
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора. Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающийся научится:
— применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
— применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомство с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
2. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика и орфоэпия.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа «стол», «конь»; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика).
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология.
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение имен существительных собственных и нарицательных.
Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1-му, 2-му, 3-му склонению. Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Частица. Частица не, ее значение.
Синтаксис.
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения).
Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолет, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
• безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имен прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• запятая при обращении в предложениях.
Развитие речи.
Осознание ситуации обращения: с какой целью, с кем и где происходит обращение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Учебно-тематический план
№ | Наименования разделов | Всего часов |
1 | Повторение изученного во 2 классе. | 19 |
2 | Предложение. | 8 |
3 | Текст. | 3 |
4 | Состав слова. | 12 |
5 | Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне. | 31 |
6 | Обобщение правил о правописании корня. | 3 |
7 | Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками. | 10 |
8 | Разделительный твердый знак. | 5 |
9 | Части речи. | 5 |
10 | Имя существительное. | 18 |
11 | Имя прилагательное. | 20 |
12 | Глагол. | 22 |
13 | Повторение изученного в 3 классе. | 14 |
| Итого | 170 |
График проведения контрольно-измерительных работ
№ | Вид работы | Тема | Дата |
1 | Контрольный диктант | По итогам повторения. | 26.09.17 |
2 | Контрольный диктант | Итоговый за I четверть. | 24.10.17 |
3 | Контрольный диктант | По теме: «Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне» | 20.11.17 |
4 | Контрольный диктант | По теме: «Правописание слов с безударными гласными» | 12.12.17 |
5 | Контрольный диктант | Итоговый за I полугодие. | 19.12.17 |
6 | Контрольный диктант | По теме: «Имя существительное» | 27.02.18 |
7 | Контрольный диктант | Итоговый за II четверть. | 19.03.18 |
8 | Контрольный диктант | По теме: «Глагол» | 10.05.18 |
9 | Промежуточная аттестация | 16.05.18 |
3. Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Виды учебной деятельности | Дата прохождения темы | Корректировка прохождения учебного материала |
по плану | фактически |
Русский язык 3 класс ( 170 часов) I четверть (41 час) Повторение изученного во 2 классе ( 19часов) |
1. | Вводный урок. Повторение. | -различать язык и речь. -объяснять в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь | 1.09 | | |
2. | Повторение изученного во 2 классе. | 4.09 | | |
3. | Речь | 5.09 | | |
4. | Предложение. | 6.09 | | |
5. | Текст — единица языка и речи. | -различать текст и предложение -определять тему и главную мысль текста -подбирать заголовок к заданному тексту -выделять части текста и обосновывать правильность их выделения -различать типы текстов | 7.09 | | |
6. | Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия и состояния предметов. | -выделять слова называющие предметы, признаки предметов, действия и состояния предметов -находить их в тексте | 8.09 | | |
7. | Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении. | -распознавать слова по вопросам | 11.09 | | |
8. | Имена собственные. Заглавная буква. | -распознавать имена собственные и нарицательные -различать имена собственные и заглавные буквы -распознавать однокоренные слова, выделять в них корень | 12.09 | | |
9-10 | Однокоренные слова. | 13.09-14.09 | | |
11. | Звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я. | различать слово, слог и букву -определять наличие в слове изученных орфограмм -подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой -объяснять, -доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | 15.09 | | |
12. | Слово и слог. | 18.09 | | |
13. | Мягкий знак — показатель мягкости согласных. | 19.09 | | |
14 | Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. | 20.09 | | |
15 | Разделительный мягкий знак. | 21.09 | | |
16 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. | 22.09 | | |
17. | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. | 25.09 | | |
18. | Контрольный диктант. | -уметь писать письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | 26.09 | | |
19. | Работа над ошибками. | -анализировать допущенные ошибки -подбирать к ним проверочные слова | 27.09 | | |
Предложение (8 часов) |
20. | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. | -отличать предложение от группы слов -наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания, находить их в тексте | 28.09 | | |
21. | Восклицательные предложения. | -соблюдать в устной речи логическое, смысловое ударение и интонацию конца предложения -классифицировать предложения по цели высказывания и интонации -находить обращение в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной форме -обосновывать знаки препинания в конце предложения | 29.09 | | |
22. | Упражнение в правильном построении предложений и оформлении их на письме. | 02.10 | | |
23. | Изложение. | -восстанавливать текст по написанному плану | 03.10 | | |
24. | Главные и второстепенные члены предложения. | -устанавливать при помощи вопросов связь между предложениями -различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении | 04.10 | | |
25 | Связь слов в предложении. | 05.10 | | |
26. | Словосочетание. | -различать словосочетание и предложение -выделять в предложении словосочетание -устанавливать при помощи вопросов связь между словами в словосочетании | 06.10 | | |
27. | Предложение и словосочетание. | 09.10 | | |
Текст (3 часа) |
28. | Текст. Тема текста. | -определять тему и главную мысль текста -подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста | 10.10 | | |
29. | Тема текста. | -восстанавливать деформированный текст подбирать к нему заголовок, определять тип текста, -записывать составленный текст | 11.10 | | |
30 | Обобщение. | 12.10 | | |
Состав слова (11 часов) |
31. | Однокоренные слова; два признака однокоренных слов. | -формировать определение однокоренных слов и корня слова -различать однокоренные слова -различать однокоренные слова и формы одного и того же слова -формировать определение окончания, выделять окончание в слове | 13.10 | | |
32. | Корень слова. | 16.10 | | |
33. | Понятие об окончании. | 17.10 | | |
34. | Окончание и его роль в предложении. | 18.10 | | |
35-37. | Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке. | -формировать определение приставки и суффикса -объяснять значение приставок и суффиксов в слове -выделять в словах приставки и суффиксы | 19.10 20.10 23.10 | | |
38. | Контрольный диктант. | -уметь писать письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | 24.10 | | |
39. | Работа над ошибками. | -анализировать допущенные ошибки -подбирать к ним проверочные слова | 25.10 | | |
40 | Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова. | 26.10 | | |
41. | Сочинение по серии картинок. | 27.10 | | |
II четверть (37 час) |
1. | Приставка — значимая часть слова. | | 07.11 | | |
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне (31 час) |
2-3 | Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне. | -различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные -характеризовать согласный звук (глухой-звонкий, парный-непарный) -соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным | 08.11 09.11 | | |
4. | Проверка слов с парными согласными в корне. | 10.11 | | |
5-6 | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными. | 13.11 14.11 | | |
7. | Изложение. | -восстанавливать текст по написанному плану | 15.11 | | |
8-9 | Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне. | -находить в словах букву парного согласного звука написание которой нужно проверять -различать проверочное и проверяемое слово -подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой | 16.11 17.11 | | |
10. | Контрольный диктант. | -письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | 20.11 | | |
11-12. | Безударные гласные в корне слова. | -определять безударный гласный звук в слове и его место в слове | 21.11 22.11 | | |
13-14. | Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне. | -находить в двухсложных словах букву безударного гласного звука | 23.11 24.11 | | |
15. | Обобщение знаний об особенностях проверочных слов и способов проверки | -объяснять правописание слов с изученной орфограммой -подбирать примеры слов с изученной орфограммой | 27.11 | | |
16-17. | Упражнение в проверке безударных гласных. | -использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне -объяснять правописание слов с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания | 28.11 29.11 | | |
18. | Отработка умения делить текст на части. | -различать признаки текста: смысловую связь предложений, законченность, тема, основная мысль | 30.11 | | |
19. | Изложение повествовательного текста. | -восстанавливать текст по написанному плану | 01.12 | | |
20. | Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё. | -устанавливать наличие в словах изученных орфограмм -обосновывать их написание | 04.12 | | |
21. | Восстановительный диктант. | -восстанавливать деформированный текст по опорным словам | 05.12 | | |
22. | Отработка умения подбирать два проверочных слова, оформлять предложения в тексте. | -устанавливать зависимость способа проверки от места орфограмм в слове -анализировать разные способы проверки орфограмм | 06.12 | | |
23. | Правописание слов с двумя безударными гласными. | 07.12 | | |
24. | Слова, сходные по звучанию. | -различать слова сходные по звучанию и написанию -определять смысловое значение слов сходных по звучанию | 08.12 | | |
25. | Правописание слов с безударными гласными. | -объяснять правописание слов с изученной орфограммой -использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне | 11.12 | | |
26. | Контрольный диктант. | -письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | 12.12 | | |
27. | Работа над ошибками. Правила проверки слов с непроизносимыми согласными. | -анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова -разбирать слова по составу -сравнивать произношение и написание слов с непроизносимыми согласными | 13.12 | | |
28-29 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 14.12 15.12 | | |
30. | Правописание слов типа чудесный, опасный. | -формулировать способ подбора слов к словам с непроизносимыми согласными -использовать на практике правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне -письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова | 18.12 | | |
31. | Контрольный диктант | 19.12 | | |
32. | Работа над ошибками. Закрепление. | 20.12 | | |
Обобщение правил о правописании корня (3 часа) |
33. | Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных. | -составлять схемы модели из данных слов -применять на практике правила проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова | 21.12 | | |
34 | Обобщение правил о правописании корня. | | 22.12 | | |
35. | Написание изложения с использованием памятки. | | 25.12 | | |
Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками (10 часов) |
36-37. | Приставка. | | 26.12 27.12 | | |
III четверть (52 часа) |
1. | Правописание приставок. | -устанавливать гласные в приставках по-,под-,то-,про-,до -устанавливать как пишутся приставки с ударными и безударными гласными -устанавливать расходятся или не расходятся произношение и написание парных согласных в приставках | 08.01 | | |
2. | Правописание безударных гласных в приставках. | 09.01 | | |
3-4. | Упражнение в написании приставок и безударных гласных в корне. | 10.01-11.01 | | |
4. | Обучающее изложение. | -делить текст на части -передавать его содержание на письме | 12.01 | | |
5. | Предлоги и приставки. | -сравнивать и различать одинаково звучащие приставки и предлоги | 15.01 | | |
6-7. | Упражнение в распознавании предлогов и приставок. | 16.01-17.01 | | |
Разделительный твёрдый знак (5 часов) |
8. | Разделительный твёрдый знак. | -произносить и слушать слова с разделительным твердым и мягким знаком -устанавливать в чем особенность их произношения -формулировать самостоятельно правило правописание слов с разделительным (Ъ) и (Ь)знаком -различать слова с разделительным (Ъ) и (Ь)знаком использовать на практике правила их написания | 18.01 | | |
9. | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 19.01 | | |
10-11. | Обобщение знаний о правописании разделительных Ъ и Ь знаках. | 22.01-23.01 | | |
12. | Ознакомление с особенностями повествовательного текста. | -составлять предложения из группы слов -составлять рассказ на заданную тему -озаглавливать текст | 24.01 | | |
Части речи (5 часов) |
13. | Понятие о частях речи. | -находить в тексте имена существительные, прилагательные глагол, -определять на какой вопрос они отвечают | 25.01 | | |
14. | Местоимение. | | 26.01 | | |
15-16. | Упражнение в распознавании частей речи. | -определять, на какой вопрос отвечает данная часть речи существительное, прилагательное, глагол и что она обозначает (предмет, явление природы, действие, признак) | 29.01-30.01 | | |
17. | Изменение имён существительных, имён прилагательных и глаголов по числам. | -определять род и число прилагательных по родовым окончаниям; изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам | 31.01 | | |
Имя существительное (18 часов) |
18. | Имя существительное и его роль в речи. | -находить имена существительные (в именительном падеже и в форме косвенных падежей) в тексте; - определять, на какой вопрос отвечает данное имя существительное и что оно обозначает (предмет, явление природы, действие, признак); -различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые; определять число и род имён существительных изменять существительные по числам; различать мягкий знак – показатель мягкости (пень, день) и мягкий знак – показатель рода имени существительного | 01.02 | | |
19. | Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? что? | 02.02 | | |
20. | Большая буква в именах собственных. | 05.02 | | |
21. | Род имён существительных. | 06.02 | | |
22. | Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе. | 07.02 | | |
23. | Определение рода имён существительных в тексте. | 08.02 | | |
24. | Родовые окончания имён существительных. | - ставить существительные в начальную форму; изменять форму имён существительных в контексте. ставить падежные вопросы к имени существительному; различать падежные вопросы, которые ставят к одушевлённым и неодушевлённым существительным определять падеж имён существительных | 09.02 | | |
25-26. | Упражнение в изменении существительных по числам. | 12.02-13.02 | | |
27. | Склонение имён существительных. | 14.02 | | |
28. | Ознакомление с приёмами определения падежа. | 15.02 | | |
29-30 | Упражнение в определении падежей. | 16.02 19.02 | | |
31. | Обучающее изложение. | -понимать содержание текста, правила пересказа | 20.02 | | |
32. | Мягкий знак на конце существительных после шипящих. | -употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён существительных | 21.02 | | |
33-34. | Упражнение в написании слов с шипящими на конце. | 22.02-26.02 | | |
35. | Контрольный диктант. | -письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | 27.02 | | |
Имя прилагательное (20 часов) |
36. | Часть речи — прилагательное. | -выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными; определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти имена прилагательные составляют словосочетание; определять род и число прилагательных по родовым окончаниям; изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам; разбирать имена прилагательные по составу. составлять предложения и тексты с прилагательными | 28.02 | | |
37. | Употребление в речи имён прилагательных. | 01.03 | | |
38. | Прилагательные — синонимы и прилагательные — антонимы. | 02.03 | | |
39. | Текст — описание. | 05.03 | | |
40-41. | Закрепление знаний об имени прилагательном. | 06.03 | | |
42-43 | Изменение имён прилагательных по родам. | 07.03 12.03 | | |
44-45. | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 13.03 14.03 | | |
46-47. | Изменение прилагательных по числам. | 15.03-16.03 | | |
48. | Контрольный диктант. | -письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | 19.03 | | |
49. | Работа над ошибками. | -анализировать допущенные ошибки -подбирать к ним проверочные слова | 20.03 | | |
50 | Закрепление. | 21.03 | | |
51-52. | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных. | 22.03-23.03 | | |
IV четверть (40 часов) |
1. | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных | - различать прямое и переносное значение имён прилагательных ; - употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён прилагательных | 02.04 | | |
2-3 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 03.04-04.04 | | |
4. | Изложение по вопросам научно-познавательного текста. | -составлять предложения и тексты с прилагательными близкими и противоположными по значению | 05.04 | | |
Глагол (22часа) |
5. | Глагол, его роль в языке. | -определять (устанавливать)глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы | 06.04 | | |
6. | Роль глаголов в предложении. | 09.04 | | |
7. | Глаголы — синонимы и глаголы — антонимы. | 10.04 | | |
8. | Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. | - различать и сравнивать глаголы и существительные называющие действие | 11.04 | | |
9. | Текст - рассуждение | 12.04 | | |
10. | Изменение глаголов по числам. | - различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и на вопрос что сделать?. характеризовать глагол как часть речи по его лексико-грамматическим (морфологическим) признакам | 13.04 | | |
11-12. | Определение числа глагола. Изменение глаголов по числам. | 16.04-17.04 | | |
13. | Понятие о временных формах глаголов. | -разбирать глаголы в прошедшем времени по составу, выделяя родовые окончания | 18.04 | | |
14-15. | Упражнение в распознавании времени глагола. | 19.04 | | |
16-17 | Неопределённая форма глагола. | -устанавливать (называть) начальную форму глагола; - разбирать глаголы в неопределённой форме по составу - определять форму числа, лица и времени глагола; - изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста - устанавливать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?) возможные для данного глагола формы времени; - грамотно писать глаголы с изученными орфограммами; использовать в собственной речи различные формы лица, числа и времени глагола; подбирать синонимы и антонимы к данному глаголу | 20.04 23.04 | | |
18. | Изменение глаголов по временам. | 24.04 | | |
19. | Оценка изменение по родам глаголов прошедшего времени. | 25.04 | | |
20. | Употребление глаголов прошедшего времени. | 26.04 | | |
21 | Правописание глаголов с приставками. | 27.04 | | |
22. | Правописание частицы не с глаголами. | 28.04 | | |
23. | Упражнение в правописании глаголов с частицей не. | 03.05 | | |
24. | Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи. | 04.05 | | |
25-26. | Закрепление материала. | 07.05 08.05 | | |
27. | Контрольный диктант. | -письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | 10.05 | | |
Повторение изученного в 3 классе (14 часов) |
28. | Обобщение знаний о словах, предложениях. | -выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные невосклицательные, характеризовать значимые части слова «основа слова», «окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс») | 11.05 | | |
29. | Повторение различных текстов. | 14.05 | | |
30. | Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний. | 15.05 | | |
31. | Промежуточная аттестация. | 16.05 | | |
32. | Правописание букв в корнях слов. | 17.05 | | |
33-34. | Правописание слов с приставками, с разделительным твердым и мягким знаками. | | 18.05 21.05 | | |
35. | Повторение пройденного. | -письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | 22.05 | | |
36. | Правописание слов с безударной гласной, непроизносимый согласной. | устанавливать как пишутся приставки с ударными и безударными гласными | 23.05 | | |
37-38 | Части речи. | -определять, на какой вопрос отвечает данная часть речи существительное, прилагательное, глагол и что она обозначает (предмет, явление природы, действие, признак) | 24.05 25.05 | | |
39-40. | Повторение частей речи. | 28.05 29.05 30.05 | | |