СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с:
№273 – ФЗ от 29.12.2012г.
№273 – ФЗ от 29.12.2012г.
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г, № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 20.12.2014г. №1643)
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Сусатская СОШ;
Учебным планом МБОУ «Сусатская СОШ» на 2018/2019 учебный год и положения о рабочей программе педагогов МБОУ «Сусатская СОШ», утвержденного приказом МБОУ Сусатская СОШ от 17.08.2018 г. № 225;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189);
Авторской программой курса «Русский язык» 1-4 классы Л.Я. Желтовская, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина, – АСТ-Астрель Москва 2011г.
Данная рабочая программа составлена на один год (2018-2019 учебный год) и будет реализована в 4 б классе МБОУ Сусатская СОШ. Изменений в авторскую программу по курсу «русский язык» Л.Я. Желтовской, Т.М. Андриановой, В.А. Илюхина не внесено.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
В соответствии с этими целями необходимо поставить три группы задач.
Задачи курса:
учебные:
– дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;
– обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
– сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);
– развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной формах;
– способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.
развивающие:
- развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процесссов6внимания, памяти, воображения, мышления;
- развитие логического мышления – основы успешного освоения знаний по русскому языку и другим учебным предметам;
- формирование на доступном уровне обобщённых представлений об изучаемых понятиях, способах представления информации.
общеучебные:
- знакомство с методами изучения русского языка (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
- формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, симвалическая запись, модель, таблица, диаграмма);
- формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ Сусатская СОШ на обязательное изучение курса «Русский язык» на этапе основного общего образования в 4 классе отводится 170 часов в год (34 рабочие недели), 5 часов в неделю, а фактически будет проведено 166 часов, так как 4 часа выпали на праздничные дни (01.05, 02.05, 03.05, 10.05).
Программа будет пройдена за счёт уплотнения учебного материала.
Будет проведено в I четверти – 40 час, во II четверти – 39 часов, в III четверти – 52 часов, в IV четверти – 35 часов. Будет проведено: 1 входной диктант и 4 контрольных диктантов, изложений – 4, сочинений - 2, словарных диктантов – 4, списывание текста – 1, проверочная работа - 1.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Желтовская, Л. Я. Русский язык: 4 кл. : учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская. – М.: АСТ : Астрель, 2015г..
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 4 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний», М.: АСТ Астрель, 2014г.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Контрольные и диагностические работы к учебнику «Русский язык». 4 класс. АСТ Астрель 2015г.
Л. Я. Желтовская О.Б. Калинина, М.Г. Нефёдова, О.Н. Журавлёва. Итоговые проверочные работы. Русский язык.
Справочно- информационные программы:
-http://nsc.1september.ru/- 1 сентября. Начальная школа
http://www.babylib.by.ru/ - Библиотека маленького гения
http://www.nachalka.com/ - Начальная школа - детям, родителям, учителям http://nachalka.info/ - Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия
http://s20murmansk.ucoz.ru/index/nachalnaja_shkola/0-40 - Начальная школа
i-n.ru - Сеть творческих учителей /... учителей и учеников начальной школы
http://ru.wikipedia.org/ - электронная энциклопедия
Программа-тренажер для начальной школы.
Сайт «Планета знаний». – Режим доступа: http://planetaznaniy.astrel.ru
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой. Данная рабочая программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения программы по русскому языку.
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
Учащиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
Предметные
Обучающиеся научатся:
различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но,частицу непри глаголах;
различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи)
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
владеть диалоговой формой речи;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач
Основные требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку
в конце 4 класса
Ученик научится:
- различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
слово, словосочетание и предложение;
- выделять, находить:
начальную форму глагола;
глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
решать учебные и практические задачи:
определять спряжение глагола;
устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между
словами в словосочетании и предложении;
разбирать по членам простое двусоставное предложение;
использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80-100 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографи
ческие и пунктуационные ошибки; применять правила правописания:
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные
программой);
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться
- безударные личные окончания глаголов.
Ученик получит возможность научиться:
проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
определять вид глагола;
находить наречие и имя числительное в тексте;
применять правило правописания суффиксов глаголов -ива/-ыва,-ова/-ева;
применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
применять правило правописания букв а, она конце наречий;
применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
применять правило слитного и раздельного написания числительных;
применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Содержание учебного предмета – 166 часов I. Общаемся устно и письменно – 28 часов Вспоминаем качества устной речи – 2 часа Особенности устной речи. Произносим внятно, читаем выразительно. Наблюдение над свойствами русского ударения. Соблюдаем произносительные нормы и правила письма – 9 часов Соблюдаем произносительные нормы и правила письма. О нормах произношения и правописания гласных в словах. О нормах произношения и правописания согласных в словах. Нормы произношения и правописания согласных в словах. Упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных орфограмм. Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм. Мягкий и твердый знак. Обобщение знаний по теме: «Общаемся устно и письменно». Нормы произношения и написания слов с удвоенными согласными. В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация - 17 часов Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение. Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение. Уточняем смысл высказывания. Логическое ударение. Уточняем смысл высказывания. Словарный диктант. Выделяем этикетные слова и фразы. Правила речевого поведения. Перечисляем…. Используем средства пунктуации. Повторение и закрепление изученного материала по теме: «В устной речи интонация, а в письменной пунктуация» Проверочная работа по теме: «В устной речи интонация, а в письменной пунктуация» Учимся обнаруживать орфограммы в словах и решать орфографические задачи. Учимся обнаруживать орфограммы в корне слова. Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи: безударные гласные в корне. Школа грамотея. Упражнения в лингвистических разборах слов, предложений. Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи. Мастерская слова. Работа над деформированным текстом «Летние каникулы». Анализ и редактирование текста. Мастерская слова. Пишем поздравления. Входной контрольный диктант.
Главные и второстепенные члены предложения – 21 час. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи и члены предложения. Части речи и члены предложения. Списывание текста. Анализ и редактирование текста. Формы глаголов и их «работа» в роли сказуемого. Формы глаголов и их «работа» в роли сказуемого. Неопределенная форма глагола. Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего времени. Формы глаголов в настоящем и будущем времени. Спряжение глаголов. Глаголы I и II спряжения. Спряжение глаголов. Глаголы I и II спряжения. Анализ и работа над ошибками. Спряжение глаголов. Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов. Мягкий знак после шипящих в глаголах. Упражнение в написании мягкого знака после шипящих в глаголах. Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. Написание безударных личных окончаний глаголов. Упражнения в написании гласных е-и в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. Словарный диктант. Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Правописание личных окончаний глаголов». Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. Распространенные и нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Контрольный диктант за 1 четверть. Выражение сказуемого разными формами времени глагола (обобщение) – 10 часов Выражение сказуемого разными формами времени глагола (обобщение) Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях. Упражнение в построении и анализе предложений. Упражнение в построении и анализе предложений. Школа грамотея. Учимся правильно употреблять и писать глаголы в прошедшем времени. Школа грамотея. Учимся правильно употреблять и писать глаголов настоящего и будущего времени. Мастерская слова. Рассказы о русской природе. Мастерская слова. Изложение «На опушке леса» Анализ и редактирование изложения. Учимся правильно употреблять и писать глаголов настоящего и будущего времени. III. Развертываем, распространяем мысли – 23 часа Однородные подлежащие и сказуемые. Распространенные и нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Предложения с однородными членами, связанными союзами (а, но, да). Однородные второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах предложения. Правила пунктуации. Закрепление по теме: «Однородные члены предложения». Знаки препинания при однородных членах предложения. Упражнение в постановке знаков препинания при однородных членах предложения. Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) Сопоставление признаков разных типов текста. Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Развертываем, распространяем мысли». Сопоставление признаков разных типов текста. Школа грамотея. Учимся отделять друг от друга запятыми однородные члены предложения. Мастерская слова. Изложение «Переправа». Анализ и редактирование изложения. Учимся отделять друг от друга запятыми однородные члены предложения. Учимся отделять друг от друга запятыми однородные члены предложения. Используем средства языка при общении. Проект «детская энциклопедия», «тайна русских слов». Используем средства языка при общении. Проект «Детская энциклопедия», «Тайна русских слов». Контрольный диктант за 2 четверть. IV. Части речи, их формы и правописание (обобщаем, изучаем) - 54 часа Слово как часть речи. Связь слов в предложениях. Списывание текста. Формы частей речи. Изменение частей речи по числам и родам. Упражнение в изменении частей речи по числам и родам. Спряжение и склонение. Спряжение и склонение. Упражнения в определении спряжения и склонения. Спряжение и склонение Словарный диктант. Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. Одинаковые падежные окончания. Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе. Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе. Падежные окончания имен существительных 3 склонения. Падежные окончания имен существительных 1 и 2 склонения. Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе. Словарный диктант. Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе. Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе. Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе. Варианты окончаний В.п. Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе. Варианты окончаний Р.п. Безударные падежные окончания имен существительных Д. п, Т.п., П.п. во множественном числе. Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел. Гласные в окончаниях форм разных падежей и чисел. Безударные падежные окончания имен прилагательных. Безударные падежные окончания имен прилагательных. Ознакомление с падежными окончаниями имен прилагательных по таблице. Безударные падежные окончания имен прилагательных. Безударные падежные окончания имен прилагательных. Упражнение в выборе написания безударных окончаний имён прилагательных. Решение грамматических задач в написании безударных окончаний имён прилагательных. Правописание падежных форм личных местоимений. Упражнение в правописании падежных форм личных местоимений. Правописание падежных форм склоняемых частей речи. Упражнение в правописании падежных форм склоняемых частей речи. Самостоятельные и служебные части речи. Упражнение в определении самостоятельных и служебных частей речи. Самостоятельные и служебные части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Самостоятельные и служебные части речи». Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Самостоятельные и служебные части речи». Правописание падежных форм склоняемых частей речи. Самостоятельные и служебные части речи. Обобщение изученного материала по теме: «Формы частей речи» Безударные падежные окончания имен прилагательных. Школа грамотея. Учимся выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные о или а. Школа грамотея. Упражнения в написании безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные о или а. Школа грамотея. Как выбрать окончание е или и? Упражнения в написании безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные о или а. Мастерская слова. Р/р Изложение «Таинственный ночной гость» Анализ и редактирование изложения. Мастерская слова. Р\р. Сочинение «Подснежник» Анализ и работа над ошибками, допущенными в сочинении. Как выбрать окончание е или и? V. Используем средства языка в речи - 30 часов Язык и речь. Слово. Язык и речь. Назначение слова. Язык и речь. Лексическое и грамматическое значение слова. Правописание слов. Орфограммы и способы их проверки. Правописание слов. Ознакомление с таблицей. Правописание слов. Непроверяемые орфограммы. Предложение. Текст. Распространение мыслей в предложении и тексте. Связи частей и предложений в тексте. Связи частей и предложений в тексте. Р\р Сочинение по картине «Грачи прилетели». Анализ и редактирование сочинения. Связи частей и предложений в тексте. Связи частей и предложений в тексте. Связи частей и предложений в тексте. Язык мой – друг мой. Обобщение по теме: «Используем средства языка в речи». Повторение и закрепление материала по теме: «Используем средства языка в речи». Почему возможен обмен мыслями между людьми. Орфограммы в значимых частях слова. Школа грамотея. Учимся составлять текст Мастерская слова. Р\р. Изложение «Правила письма». Анализ и редактирование изложения. Орфограммы в значимых частях слова. Орфограммы в значимых частях слова. Язык мой – друг мой. Проект «Сборник русских пословиц «Пословица – всем делам помощница» Язык мой – друг мой. Проект: «Сборник отзывов «Советуем прочитать». Обобщение по теме: «Орфография». Повторение по теме «Текст». Повторение по теме «Предложение и словосочетание». Обобщение знаний по курсу: «Звуки и буквы». Игра «Родное слово». Обобщение по теме «Синтаксис». Годовой контрольный диктант с грамматическим заданием.
|
Формы организации учебных занятий
Формы организации учебной работы определяются составом обучающихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности обучающихся. Основная форма обучения - урок. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материалом используются такие формы организации учебной работы: экскурсия, беседа, исследование, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие формы как: семинар, практикум, консультация, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, устного опроса, урока - зачёта, контрольной работы, контрольного диктанта, мини – сочинения, изложение, собеседования, викторины, игры и т.д.. Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности обучающихся, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности.
Формы организации учебных занятий:
Групповые, индивидуальные, фронтальные, работа в паре.
Используемые на уроках русского языка методы обучения: проблемно – поисковый, метод самоконтроля, самостоятельной деятельности уч-ся, самостоятельная работа с книгой.
Самостоятельная работа с книгой. Формы организации этой работы следующие: чтение и выделение основных моментов и главной мысли в тексте. При работе с книгой могут быть использованы следующие приёмы: сравнение новых знаний со старыми; выделение непонятных мест в тексте, ответы на вопросы, работа со словом.
Используемые на уроках педагогические технологии: критического мышления, ИКТ, здоровьесбережение, игровые, личностно-ориентированные.
Методы контроля: ежедневное наблюдение, устный опрос, письменный контроль, тестовый контроль.
В зависимости от специфики организации урока, темы урока используются следующие формы контроля: групповой, индивидуальный, самоконтроль, взаимоконтроль. Все работы оцениваются по пяти бальной системе.
Приоритетной является практическая часть на уроке: диктанты с грамматическими заданиями, словарные диктанты, списывание, сочинения, изложении, тесты, тестовые задания.
Критерии оценки письменных работ учащихся по русскому языку
Все работы оцениваются по пятибалльной системе. В 4 классе в конце I полугодия учащиеся пишут диктанты 65-70 слов, в конце года 75-80 слов.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2-х ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
Оценка «3» ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок, работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 5 ошибок; работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать: нарушение правил орфографии при написании слов, а также пропуск и искажение букв в словах, замена слов; отсутствие знаков препинания (в пределах программы данного класса), неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считают:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
б) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются: а) два исправления; б) две пунктуационные ошибки; в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножки дважды написано в конце «Ы.»; г) две негрубые ошибки.
Негрубыми ошибками считаются следующие ошибки: а) повторение одной и той же буквы в слове; б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена; в) дважды написано одно и то же слово в предложении; г) недописанное слово.
При оценке текущих и итоговых проверочных и контрольных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, с доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки: «5» - если нет ошибок, «4» - 1 ошибка и 1- 3 исправление, «3»- 2-3 ошибки и 3 исправление, «2» - 3 - 4 ошибки.
Словарный диктант: «5» -выполнено без ошибок и исправлений, «4» - 1 ошибка, 1-2 исправления; «3» - 2 ошибки, «2» -более 2 ошибок.
Изложение
Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила русского языка.
Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.
«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки, 1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Сочинение
«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Примечание: В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.
На начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая—за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Тема раздела Тема урока | Кол - во час. | Дата провед. | |||||
план. | факт | |||||||
I. | Общаемся устно и письменно | 28 |
|
| ||||
| Вспоминаем качества устной речи | 2 |
|
| ||||
1 | Особенности устной речи. Произносим внятно, читаем выразительно. | 1 | 03.09 | 03.09 | ||||
2 | Наблюдение над свойствами русского ударения. | 1 | 04.09 | 04.09 | ||||
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма | 9 |
|
|
| ||||
3 | Соблюдаем произносительные нормы и правила письма. | 1 | 05.09 | 05.09 | ||||
4 | О нормах произношения и правописания гласных в словах. | 1 | 06.09 | 06.09 | ||||
5 | О нормах произношения и правописания гласных в словах. | 1 | 07.09 | 07.09 | ||||
6 | О нормах произношения и правописания согласных в словах. | 1 | 10.09 | 10.09 | ||||
7 | Нормы произношения и правописания согласных в словах. | 1 | 11.09 | 11.09 | ||||
8 | Упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных орфограмм. | 1 | 12.09 | 12.09 | ||||
9 | Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм. Мягкий и твердый знак. | 1 | 13.09 | 13.09 | ||||
10 | Обобщение знаний по теме: «Общаемся устно и письменно» | 1 | 14.09 | 14.09 | ||||
11 | Нормы произношения и написания слов с удвоенными согласными. | 1 | 17.09 | 17.09 | ||||
| В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация | 17 |
|
| ||||
12 | Входной контрольный диктант. | 1 | 18.09 | 18.09 | ||||
13 | Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение. Анализ и коррекция ошибок, допущенных в диктанте. | 1 | 19.09 | 19.09 | ||||
14 | Уточняем смысл высказывания. Логическое ударение | 1 | 20.09 | 20.09 | ||||
15 | Уточняем смысл высказывания. Словарный диктант | 1 | 21.09 | 21.09 | ||||
16 | Выделяем этикетные слова и фразы. Правила речевого поведения. | 1 | 24.09 | 24.09 | ||||
17 | Перечисляем…. | 1 | 25.09 | 25.09 | ||||
18 | Используем средства пунктуации. | 1 | 26.09 | 26.09 | ||||
19 | Повторение и закрепление изученного материала по теме: «В устной речи интонация, а в письменной пунктуация» | 1 | 27.09 | 27.09 | ||||
20 | Проверочная работа по теме: «В устной речи интонация, а в письменной пунктуация» | 1 | 28.09 | 28.09 | ||||
21 | Учимся обнаруживать орфограммы в словах и решать орфографические задачи. | 1 | 01.10 | 01.10 | ||||
22 | Учимся обнаруживать орфограммы в корне слова. | 1 | 02.10 | 02.10 | ||||
23 | Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи: безударные гласные в корне. | 1 | 03.10 | 03.10 | ||||
24 | Школа грамотея. Упражнения в лингвистических разборах слов, предложений. | 1 | 04.10 | 04.10 | ||||
25 | Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи. | 1 | 05.10 | 05.10 | ||||
26 | Мастерская слова. Работа над деформированным текстом «Летние каникулы» | 1 | 08.10 | 08.10 | ||||
27 | Анализ и редактирование текста. Учимся решать орфографические задачи. | 1 | 09.10 | 09.10 | ||||
28 | Мастерская слова. Пишем поздравления. | 1 | 10.10 | 10.10 | ||||
II. | Анализируем и строим предложения | 31 |
|
| ||||
| Главные и второстепенные члены предложения | 21 |
|
| ||||
29 | Выражаем мысли и чувства. Предложение. | 1 | 11.10 | 11.10 | ||||
30 | Части речи и члены предложения. | 1 | 12.10 | 12.10 | ||||
31 | Части речи и члены предложения. Списывание текста. | 1 | 15.10 | 15.10 | ||||
32 | Анализ и редактирование текста. Формы глаголов и их «работа» в роли сказуемого. | 1 | 16.10 | 16.10 | ||||
33 | Формы глаголов и их «работа» в роли сказуемого. Неопределенная форма глагола. | 1 | 17.10 | 17.10 | ||||
34 | Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего времени. | 1 | 18.10 | 18.10 | ||||
35 | Формы глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | 19.10 | 19.10 | ||||
36 | Спряжение глаголов. Глаголы I и II спряжения. | 1 | 22.10 | 22.10 | ||||
37 | Контрольный диктант за 1 четверть. | 1 | 23.10 | 23.10 | ||||
38 | Анализ и работа над ошибками. Спряжение глаголов. | 1 | 24.10 | 24.10 | ||||
39 | Спряжение глаголов. Глаголы I и II спряжения. | 1 | 25.10 | 25.10 | ||||
40 | Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов. | 1 | 26.10 | 26.10 | ||||
41 | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | 1 | 05.11 | 06.11 | ||||
42 | Упражнение в написании мягкого знака после шипящих в глаголах. | 1 | 06.11 | 07.11 | ||||
43 | Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. | 1 | 07.11 | 08.11 | ||||
44 | Написание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | 08.11 | 09.11 | ||||
45 | Упражнения в написании гласных е-и в безударных личных окончаниях глаголов. | 1 | 09.11 | 12.11 | ||||
46 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | 12.11 | 13.11 | ||||
47 | Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. Словарный диктант. | 1 | 13.11 | 14.11 | ||||
48 | Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Правописание личных окончаний глаголов». | 1 | 14.11 | 15.11 | ||||
49 | Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов | 1 | 15.11 | 16.11 | ||||
| Выражение сказуемого разными формами времени глагола (обобщение) | 10 |
|
| ||||
50 | Выражение сказуемого разными формами времени глагола (обобщение) | 1 | 16.11 | 19.11 | ||||
51 | Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях. | 1 | 19.11 | 20.11 | ||||
52 | Упражнение в построении и анализе предложений. | 1 | 20.11 | 21.11 | ||||
53 | Анализируем и строим предложения. | 1 | 21.11 | 22.11 | ||||
54 | Упражнение в построении и анализе предложений. | 1 | 22.11 | 23.11 | ||||
55 | Школа грамотея. Учимся правильно употреблять и писать глаголы в прошедшем времени | 1 | 23.11 | 26.11 | ||||
56 | Школа грамотея. Учимся правильно употреблять и писать глаголов настоящего и будущего времени. | 1 | 26.11 | 26.11 | ||||
57 | Мастерская слова. Рассказы о русской природе. | 1 | 27.11 | 27.11 | ||||
58 | Мастерская слова. Изложение «На опушке леса» | 1 | 28.11 | 29.11 | ||||
59 | Анализ и редактирование изложения. Учимся правильно употреблять и писать глаголов настоящего и будущего времени. | 1 | 29.11 | 30.11 | ||||
III. | Развертываем, распространяем мысли | 23 |
|
| ||||
60 | Однородные подлежащие и сказуемые. | 1 | 30.11 | 03.12 | ||||
61 | Распространенные и нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. | 1 | 03.12 | 04.12 | ||||
62 | Предложения с однородными членами, связанными союзами (а, но, да). | 1 | 04.12 | 05.12 | ||||
63 | Однородные второстепенные члены предложения. | 1 | 05.12 | 06.12 | ||||
64 | Связь слов в предложении с однородными членами. | 1 | 06.12 | 07.12 | ||||
65 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | 07.12 | 10.12 | ||||
66 | Правила пунктуации. | 1 | 10.12 | 11.12 | ||||
67 | Закрепление материала по теме: «Однородные члены предложения». | 1 | 11.12 | 12.12 | ||||
68 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | 12.12 | 13.12 | ||||
69 | Упражнение в постановке знаков препинания при однородных членах предложения. | 1 | 13.12 | 14.12 | ||||
70 | Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) | 1 | 14.12 | 17.12 | ||||
71 | Сопоставление признаков разных типов текста. | 1 | 17.12 | 18.12 | ||||
72 | Мастерская слова. Изложение «Переправа». | 1 | 18.12 | 19.12 | ||||
73 | Анализ и работа над ошибками, допущенными в изложении. Развертываем, распространяем мысли. | 1 | 19.12 | 20.12 | ||||
74 | Сопоставление признаков разных типов текста. | 1 | 20.12 | 21.12 | ||||
75 | Школа грамотея. Развертываем, распространяем мысли. | 1 | 21.12 | 24.12 | ||||
76 | Учимся отделять друг от друга запятыми однородные члены предложения. | 1 | 24.12 | 25.12 | ||||
77 | Контрольный диктант за 2 четверть. | 1 | 25.12 | 26.12 | ||||
78 | Анализ и коррекция ошибок, допущенных в диктанте. Упражнение в постановке знаков препинания при однородных членах предложения. | 1 | 27.12 | 27.12 | ||||
79 | Упражнение в постановке знаков препинания при однородных членах предложения. | 1 | 28.12 | 28.12 | ||||
80 | Учимся отделять друг от друга запятыми однородные члены предложения. | 1 | 09.01 | 09.01 | ||||
81 | Используем средства языка при общении. Проект «детская энциклопедия», «тайна русских слов» | 1 | 10.01 | 10.01. | ||||
82 | Используем средства языка при общении. Проект «детская энциклопедия», «тайна русских слов» | 1 | 11.01 | 11.01 | ||||
IV. | Части речи, их формы и правописание (обобщаем, изучаем) | 54 |
|
| ||||
83 | Слово как части речи. | 1 | 14.01 | 14.01 | ||||
84 | Связь слов в предложениях. | 1 | 15.01 | 15.01 | ||||
85 | Списывание текста. | 1 | 16.01 | 16.01 | ||||
86 | Формы частей речи. | 1 | 17.01 | 17.01 | ||||
87 | Изменение частей речи по числам и родам. | 1 | 18.01 | 18.01 | ||||
88 | Упражнение в изменении частей речи по числам и родам. | 1 | 21.01 | 21.01 | ||||
89 | Спряжение и склонение. | 1 | 22.01 | 22.01 | ||||
90 | Спряжение и склонение. Упражнения в определении спряжения и склонения. | 1 | 23.01 | 23.01 | ||||
91 | Спряжение и склонение Словарный диктант. | 1 | 24.01 | 24.01 | ||||
92
| Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. | 1 | 25.01 | 25.01 | ||||
93 | Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. | 1 | 28.01 | 28.01 | ||||
94 | Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. Одинаковые падежные окончания. | 1 | 29.01 | 29.01 | ||||
95 | Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе. | 1 | 30.01 | 30.01 | ||||
96 | Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе. | 1 | 31.01 | 31.01 | ||||
97 | Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе. | 1 | 01.02 | 01.02 | ||||
98 | Падежные окончания имен существительных 1 и 2 склонения. | 1 | 04.02 | 04.02 | ||||
99 | Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе. Словарный диктант. | 1 | 05.02 | 05.02 | ||||
100 | Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе. | 1 | 06.02 | 06.02 | ||||
101 | Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе. | 1 | 07.02 | 07.02 | ||||
102 | Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе. Варианты окончаний В.п. | 1 | 08.02 | 08.02 | ||||
103 | Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе. Варианты окончаний Р.п. | 1 | 11.02 | 11.02 | ||||
104 | Безударные падежные окончания имен существительных Д. п, Т.п., П.п. во множественном числе. | 1 | 12.02 | 12.02 | ||||
105 | Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел. | 1 | 13.02 | 13.02 | ||||
106 | Гласные в окончаниях форм разных падежей и чисел. | 1 | 14.02 | 14.02 | ||||
107 | Безударные падежные окончания имен прилагательных. | 1 | 15.02 | 15.02 | ||||
108 | Безударные падежные окончания имен прилагательных. | 1 | 18.02 | 18.02 | ||||
109 | Ознакомление с падежными окончаниями имен прилагательных по таблице. | 1 | 19.02 | 19.02 | ||||
110 | Безударные падежные окончания имен прилагательных. | 1 | 20.02 | 20.02 | ||||
111 | Безударные падежные окончания имен прилагательных. | 1 | 21.02 | 21.02 | ||||
112 | Упражнение в выборе написания безударных окончаний имён прилагательных. | 1 | 22.02 | 22.02 | ||||
113 | Решение грамматических задач в написании безударных окончаний имён прилагательных. | 1 | 25.02 | 25.02 | ||||
114 | Правописание падежных форм личных местоимений. | 1 | 26.02 | 26.02 | ||||
115 | Упражнение в правописании падежных форм личных местоимений. | 1 | 27.02 | 27.02 | ||||
116 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи. | 1 | 28.02 | 28.02 | ||||
117 | Упражнение в правописании падежных форм склоняемых частей речи. | 1 | 01.03 | 01.03 | ||||
118 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | 04.05 | 04.05 | ||||
119 | Упражнение в определении самостоятельных и служебных частей речи. | 1 | 05.03 | 05.03 | ||||
120 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | 06.03 | 06.03 | ||||
121 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | 07.03 | 07.03 | ||||
122 | Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Самостоятельные и служебные части речи». | 1 | 11.03 | 11.03 | ||||
123 | Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Самостоятельные и служебные части речи». | 1 | 12.03 | 12.03 | ||||
124 | Контрольный диктант за 3 четверть | 1 | 13.03 | 13.03 | ||||
125 | Анализ и работа над ошибками. Правописание падежных форм склоняемых частей речи. | 1 | 14.03 | 14.03 | ||||
126 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | 15.03 | 15.03 | ||||
127 | Обобщение по теме «Формы частей речи» | 1 | 18.03 | 18.03 | ||||
128 | Безударные падежные окончания имен прилагательных. | 1 | 19.03 | 19.03 | ||||
129
| Школа грамотея. Учимся выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные о или а. | 1 | 20.03 | 20.03 | ||||
130 | Школа грамотея. Упражнения в написании безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные о или а. | 1 | 21.03 | 21.03 | ||||
131 | Школа грамотея. Упражнения в написании безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные о или а. | 1 | 22.03 | 22.03 | ||||
132 | Мастерская слова. Р/р Изложение «Таинственный ночной гость» | 1 | 01.04 | 01.04 | ||||
133 | Анализ и редактирование изложения. Как выбрать окончание е или и? | 1 | 02.04 | 02.04 | ||||
134 | Упражнения в написании безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные о или а. | 1 | 03.04 | 03.04 | ||||
135 | Мастерская слова. Р\р. Сочинение «Подснежник» | 1 | 04.04 | 04.04 | ||||
136 | Анализ и работа над ошибками, допущенными в сочинении. Как выбрать окончание е или и? | 1 | 05.04 | 05.04 | ||||
V. | Используем средства языка в речи | 30 |
|
| ||||
137 | Язык и речь. Слово. | 1 | 08.04 | 08.04 | ||||
138 | Язык и речь. Слово. | 1 | 09.04 | 09.04 | ||||
139 | Язык и речь. Лексическое и грамматическое значение слова. | 1 | 10.04 | 10.04 | ||||
140 | Правописание слов. Орфограммы и способы их проверки. | 1
| 11.04 | 11.04 | ||||
141 | Правописание слов. Ознакомление с таблицей. | 1 | 12.04 | 12.04 | ||||
142 | Правописание слов. Непроверяемые орфограммы. | 1 | 15.04 | 15.04 | ||||
143 | Предложение. Текст. | 1 | 16.04 | 16.04 | ||||
144 | Распространение мыслей в предложении и тексте. | 1 | 17.04 | 17.04 | ||||
145 | Связи частей и предложений в тексте. | 1 | 18.04 | 18.04 | ||||
146 | Связи частей и предложений в тексте. Развитие речи. Сочинение по картине «Грачи прилетели». | 1 | 19.04 | 19.04 | ||||
147 | Анализ и редактирование сочинения. Связи частей и предложений в тексте. | 1 | 22.04 | 22.04 | ||||
148 | Связи частей и предложений в тексте. | 1 | 23.04 | 23.04 | ||||
149 | Язык мой – друг мой. | 1 | 24.04 | 24.04 | ||||
150 | Обобщение по теме: «Используем средства языка в речи». | 1 | 25.04 | 25.04 | ||||
151 | Связи частей и предложений в тексте. | 1 | 26.04 | 26.04 | ||||
152
| Обобщение по теме: «Используем средства языка в речи». | 1 | 29.04 | 29.04 | ||||
153 | Повторение и закрепление материала по теме: «Используем средства языка в речи». | 1 | 30.04 |
| ||||
154 | Почему возможен обмен мыслями между людьми. | 1 | 06.05 |
| ||||
155 | Орфограммы в значимых частях слова. | 1 | 07.05 |
| ||||
156 | Решение орфографических задач по теме: «Орфограммы в значимых частях слова» | 1 | 08.05 |
| ||||
157 | Школа грамотея. Учимся составлять текст. | 1 | 13.05 |
| ||||
158 | Мастерская слова. Р\р. Изложение «Правила письма» | 1 | 14.05 |
| ||||
159 | Анализ и редактирование изложения. Орфограммы в значимых частях слова. | 1 | 15.05 |
| ||||
160 | Итоговый контрольный диктант за 4 четверть. | 1 | 16.05 |
| ||||
161 | Анализ и работа над ошибками. Орфограммы в значимых частях слова. | 1 | 17.05 |
| ||||
162
| Язык мой – друг мой. Проект «Сборник русских пословиц «Пословица – всем делам помощница» | 1 | 20.05 |
| ||||
163 | Язык мой – друг мой. Проект: «Сборник отзывов «Советуем прочитать» | 1 | 21.05 |
| ||||
164 | Обобщение изученного материала по теме: «Орфография», «Текст» | 1 | 22.05 |
| ||||
165 | Повторение по теме «Предложение и словосочетание» | 1 | 23.05 |
| ||||
166 | Обобщение изученного материала по курсу «Звуки и буквы», «Синтаксис» | 1 | 24.05 |
| ||||
Итого: 166 часов |
|
|
|
График контрольных диктантов:
Дата проведения | Виды диктантов |
18.09.2018г. | Входной контрольный диктант «Пришла осень» |
23.10.2018г. | Контрольный диктант за 1 четверть с грамматическим заданием «Летнее утро» |
25.12.2018г. | Контрольный диктант за 2 четверть с грамматическим заданием «Снегири». |
19.03.2019г. | Контрольный диктант за 3 четверть с грамматическим заданием. |
16.05.2019г. | Годовой контрольный диктант с грамматическим заданием «Берёзовая роща» |
Приложение 2
1. Контрольный (входной) диктант.
Пришла осень.
Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.
Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они теперь редко выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.
Задания.
1. В 3 предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать части речи.
2. Выписать из первой части слова, соответствующие схеме: ͡ ^ □
Контрольный диктант за 1 четверть.
Летнее утро.
Кто из нас не любит природу?
Встанешь утром до зари и выйдешь на крыльцо. На темном небе мигают звезды. Тихо шумят деревья. Пруд начинает дымиться. Его гладь покрыта прозрачным туманом. На востоке появляется светлая полоска. Веет душистой свежестью. Хорошо дышать чистым утренним воздухом!
А вот и яркое солнце показалось. Окрестность наполняется веселым щебетанием птиц. Золотом отливает поспевающая рожь.
По узкой тропинке идешь к речке купаться. Песок на берегу еще холодный . Стоишь и с удовольствием вдыхаешь чистый свежий речной воздух. Чудесное летнее утро!
Задания.
1. Из первой части выписать глаголы, определить спряжение, род и число.
2. Разобрать по составу слова идешь, холодный.
Контрольный диктант за 2 четверть.
Снегири.
Снегири – птицы солидные. Не торопясь перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево. Вежливо уступают самкам лучшие гроздья рябины.
Весной снегири будут уже далеко на севере. Совьют там гнезда, выведут и вскормят птенцов. Поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист.
Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям, если они не вредные. Можно ли считать снегирей перелетными птицами? Почему они прилетают к нам не весной, как все птицы, а зимой?
Контрольный диктант за 3 четверть.
Русский лес.
Хорош русский лес ранней весной. Гибкие ветки берез часто покрыты смолистыми почками. Молоденькие осинки красуются на опушке леса. Они мечтают о теплой погоде. Свежий ветерок весело бежит от березки к осинке. В необъятном небе купаются и дрожат вершины деревьев. К грустной ели подлетели птицы. Ветки закачались. В воздухе пахнет душистой смолой. У ручья красуется ива, а под ее золотистым пушком жужжат пчелы. Ты идешь и видишь, что расцветает ландыш в лесу и кивает колокольчиками из-за куста. Скоро все зазеленеет. Красота!
Примечание. Выделенные орфограммы учитель объясняет.
Задание.
3 и 4 предложения разобрать по членам предложения. Указать части речи.
Разобрать слова по составу: осинки, молоденькие, березки
Во втором предложении определить падеж имен существительных.
Итоговый контрольный диктант за год.
Березовая роща.
Из всех деревьев русского леса милее всех мне кудрявая березка. Хороши и чисты светлые березовые рощи!
Весной ковром цветут под березами голубые и белые подснежники.
В летние знойные дни пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Много певчих птиц прилетает в березовую рощу. С раннего утра поют голосистые дрозды, кукуют кукушки. С ветку на ветку перелетают шустрые синички. Сквозь густую листву прорывается луч солнца. Светлые зайчики играют на белых стволах берез. Над вершинами деревьев по голубому небу плывут легкие облака.
Задания.
1. Разобрать слова по составу: прогулка, русского, голосистые.
2. В последнем предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать части речи, сделать схему.
3. Выписать 5 слов с орфограммами, подобрать проверочные слова.
9