СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Канакина В.П. ,Горецкий В.Г."Русский язык 1-4 классы.".Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Пояснительная записка к курсу «Русский язык»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык. 1-4 классы».
Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
9. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
4 КЛАСС
Программа
УМК «Школа России» сборник рабочих программ 1-4 классы М.: «Просвещение», 2011 г.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Ученик научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Выпускник научится:
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Выпускник научится:
слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
оформлять результаты исследовательской работы;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
различать звуки и буквы;
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
работать с разными словарями;
приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
понимать роль союзов и частицы не в речи;
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
различать родовые и личные окончания глагола;
наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
находить в предложении обращение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов;
сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;в) оосознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;г) ообнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;ж) безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;з) писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а)применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах -ек, -ик;
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;г) объяснять правописание личных окончаний глагола;д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
Литература и средства обучения
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
русского языка в 4 классе
№ п/п | Дата | Количество часов, отводимых на изучение темы | Тема урока |
|
| 11 ч | Повторение |
1 |
| 1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. |
2 |
| 1 | Язык и речь. Формула вежливости. |
3 |
| 1 | Текст и его план. |
4 |
| 1 | Развитие речи. Обучающее изложение «Первая вахта» (упр.8) |
5 |
| 1 | Анализ изложения. Типы текстов. |
6 |
| 1 | Предложение как единица речи. |
7 |
| 1 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. |
8 |
| 1 | Диалог. Обращение. |
9 |
| 1 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. |
10 |
| 1 | Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение» |
11 |
| 1 | Словосочетание. |
|
| 9 ч | Предложение |
12 |
| 1 | Однородные члены предложения (общее понятие) |
13 |
| 1 | Связь однородных членов в предложении. Знаки препинания в предложении с однородными членами. |
14 |
| 1 | Знаки препинания в предложении с однородными членами. |
15 |
| 1 | Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» (упр. 48) |
16 |
| 1 | Анализ сочинения. Наши проекты. |
17 |
| 1 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. |
18 |
| 1 | Сложное предложение и предложение с однородными членами. |
19 |
| 1 | Развитие речи. Обучающее изложение (упр. 56) |
20 |
| 1 | Контрольный диктант №2 по теме «Предложение» |
|
| 19 | Слово в языке и речи |
21 |
| 1 | Слово и его лексическое значение. |
22 |
| 1 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. |
23 |
| 1 | Синонимы, антонимы, омонимы. |
24 |
| 1 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. |
25 |
| 1 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. |
26 |
| 1 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. |
27 |
| 1 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. |
28 |
| 1 | Правописание гласных и согласных в корнях слов. |
29 |
| 1 | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в корнях. |
30 |
| 1 | Правописание приставок и суффиксов. |
31 |
| 1 | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. |
32 |
| 1 | Развитие речи. Обучающее изложение (упр.110) |
33 |
| 1 | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. |
34 |
| 1 | Склонение имен существительных и имен прилагательных |
35 |
| 1 | Имя числительное. Глагол. |
36 |
| 1 | Наречие как часть речи. |
37 |
| 1 | Правописание наречий. |
38 |
| 1 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» (упр.134) |
39 |
| 1 | Контрольный диктант №3 по теме «Части речи» |
|
| 41 ч | Имя существительное |
40 |
| 1 | Распознавание падежей имен существительных. |
41 |
| 1 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных. |
42 |
| 1 | Упражнение в распознавании одушевлённых имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. |
43 |
| 1 | Упражнение в распознавании имён существительных в творительных и предложных падежах. |
44 |
| 1 | Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. |
45 |
| 1 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. |
46 |
| 1 | Упражнение в распознавании имён существительных 1 склонения. |
47 |
| 1 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег» (упр. 161) |
48 |
| 1 | Анализ сочинения. 2-е склонение имён существительных. |
49 |
| 1 | Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения. |
50 |
| 1 | 3-е склонение имён существительных. |
51 |
| 1 | Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения. |
52 |
| 1 | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. |
53 |
| 1 | Развитие речи. Обучающее изложение (упр.180). |
54 |
| 1 | Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. |
55 |
| 1 | Именительный и винительный падежи. |
56 |
| 1 | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. |
57 |
| 1 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. |
58 |
| 1 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. |
59 |
| 1 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. |
60 |
| 1 | Контрольное списывание №1. |
61 |
| 1 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. |
62 |
| 1 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже. |
63 |
| 1 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. |
64 |
| 1 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже. |
65 |
| 1 | Контрольный диктант №4 за первое полугодие. |
66 |
| 1 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. |
67 |
| 1 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. |
68 |
| 1 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. |
69 |
| 1 | Контрольный диктант №5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» |
70 |
| 1 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. |
71 |
| 1 | Развитие речи. Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» (упр.247) |
72 |
| 1 | Анализ сочинения. Склонение имён существительных во множественном числе. |
73 |
| 1 | Именительный падеж имён существительных множественного числа. |
74 |
| 1 | Родительный падеж имён существительных множественного числа. |
75 |
| 1 | Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа. |
76 |
| 1 | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа |
77 |
| 1 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану (упр. 273) |
78 |
| 1 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. |
79 |
| 1 | Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа. |
80 |
| 1 | Проект «Говорите правильно!» |
|
| 31 ч | Имя прилагательное |
81 |
| 1 | Имя прилагательное как часть речи. |
82 |
| 1 | Род и число имён прилагательных. |
83 |
| 1 | Развитие речи. Описание игрушки. |
84 |
| 1 | Склонение имён прилагательных. |
85 |
| 1 | Развитие речи. Составление текста-рассуждения на тему «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов». |
86 |
| 1 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе |
87 |
| 1 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже |
88 |
| 1 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже |
89 |
| 1 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже |
90 |
| 1 | Именительный, винительный, родительный падежи. |
91 |
| 1 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. |
92 |
| 1 | Упражнения в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. |
93 |
| 1 | Развитие речи. Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты. |
94 |
| 1 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. |
95 |
| 1 | Склонение имен прилагательных женского рода. |
96 |
| 1 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. |
97 |
| 1 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. |
98 |
| 1 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. |
99 |
| 1 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных. |
100 |
| 1 | Развитие речи. Изложение описательного текста. |
101 |
| 1 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. |
102 |
| 1 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. |
103 |
| 1 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости» |
104 |
| 1 | Анализ сочинения. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа |
105 |
| 1 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. |
106 |
| 1 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. |
107 |
| 1 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний. |
108 |
| 1 | Развитие речи. Сочинение – отзыв по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» |
109 |
| 1 | Анализ сочинения. Повторение. |
110 |
| 1 | Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное» |
111 |
| 1 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. |
|
| 9 ч | Местоимение |
112 |
| 1 | Местоимение как часть речи. |
113 |
| 1 | Личные местоимения. |
114 |
| 1 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. |
115 |
| 1 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. |
116 |
| 1 | Изменение личных местоимений по падежам. Проверочная работа |
117 |
| 1 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста с элементами описания |
118 |
| 1 | Анализ изложения. Обобщение по теме: «Местоимение» |
119 |
| 1 | Контрольный диктант №7 по теме «Местоимение» |
120 |
| 1 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. |
|
| 32 | Глагол |
121 |
| 1 | Роль глаголов в языке. |
122 |
| 1 | Изменение глаголов по временам. |
123 |
| 1 | Неопределённая форма глагола. |
124 |
| 1 | Неопределённая форма глагола. |
125 |
| 1 | Изменение глаголов по временам. |
126 |
| 1 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану |
127 |
| 1 | Анализ изложения. Спряжение глоголов. |
128 |
| 1 | Спряжение глаголов. |
129 |
| 1 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе |
130 |
| 1 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» |
131 |
| 1 | Ι и ΙΙ спряжения глаголов настоящего времени. |
132 |
| 1 | Ι и ΙΙ спряжения глаголов будущего времени. |
133 |
| 1 | Наши проекты. |
134 |
| 1 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени |
135 |
| 1 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени |
136 |
| 1 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени |
137 |
| 1 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени |
138 |
| 1 | Возвратные глаголы. |
139 |
| 1 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. |
140 |
| 1 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. |
141 |
| 1 | Контрольное списывание №2 |
142 |
| 1 | Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок. Закрепление изученного |
143 |
| 1 | Правописание глаголов в прошедшем времени |
144 |
| 1 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени |
145 |
| 1 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени |
146 |
| 1 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам |
147 |
| 1 | Контрольный диктант №8 по теме «Глагол» |
148 |
| 1 | Анализ контрольного диктанта. Повторение |
149 |
| 1 | Обобщение по теме «Глагол» |
150 |
| 1 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста |
151 |
| 1 | Проверка знаний по теме «Глагол» |
152 |
| 1 | Анализ изложения, тестовой работы. Повторение |
|
| 18 | Повторение |
153 |
| 1 | Язык. Текст. Речь. |
154 |
| 1 | Предложение и словосочетание. |
155 |
|
| Предложение и словосочетание. |
156 |
|
| Предложение и словосочетание. |
157 |
| 1 | Лексическое значение слова. |
158 |
| 1 | Развитие речи. Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь» |
159 |
| 1 | Состав слова. |
160 |
| 1 | Состав слова. |
161 |
| 1 | Состав слова. |
162 |
| 1 | Состав слова. |
163 |
| 1 | Части речи. |
164 |
|
| Части речи. |
165 |
| 1 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану |
166 |
| 1 | Анализ изложения. Части речи. |
167 |
| 1 | Итоговый контрольный диктант №9 |
168 |
| 1 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. |
169 |
| 1 | Звуки и буквы. |
170 |
| 1 | Игра «По галактике Частей Речи». |