СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы и рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других в 5-7 классах и в 8-9 классах учебника для 8-9 класса общеобразовательных учреждений авторов С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова и др.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, воспринимающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
-совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Учебным планом Корсаковской средней школы предусмотрено на изучение учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования следующее количество часов в год:
Класс | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Кол-во часов | 5 | 6 | 4 | 3 | 2 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 1 | - | 1 | - | 1 |
Количество часов в неделю | 6 | 6 | 5 | 3 | 3 |
Количество часов в год | 204 | 204 | 170 | 102 | 102 |
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
| понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Метапредметными результатами освоения выпускникам основной школы программы по русскому (родному) языку являются
| 1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания » стилистических особенностей и использованных языковых средств; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение различными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
| представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. |
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции. | |
Раздел 1. Речь и речевое общение. | 1.Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды. 2.Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения. |
Раздел 2. Речевая деятельность. | 1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма. 2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников. |
Раздел 3. Текст.
| 1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. 1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. 2. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа). Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом. |
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
Раздел 5. Общие сведения о языке
| 1. Русский язык — национальный язык русского народа государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.» Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты. 2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах. |
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
| 1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь. 2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой. |
Раздел 7. Графика
| 1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J']. 2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях. |
Раздел 8. Морфемика и словообразование
| 1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари. 2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач. |
Раздел 9. Лексикология и фразеология
| 1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского -языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов антонимов русского языка. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка. 2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов : толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др., и использование её в различных видах деятельности. |
Раздел 10. Морфология | 1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей. 2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике. |
Раздел 11. Синтаксис | 1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений. Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. 2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. |
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация | 1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. 2. Овладение орфографическими и пунктуационными навыками. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию. |
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой
компетенции.
Раздел 13. Язык и культура
| Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК».
V КЛАСС (204 ч./ 6ч.в неделю)
№ | Тема урока | Количество часов | |
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2+1) | |||
1 | Язык и человек. Общение устное и письменное. | 1 | |
2 | Читаем и слушаем на уроке. | 1 | |
3 | РР. Стили речи. | 1 | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (19+5) | |||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | |
5 | Орфограмма. | 1 | |
6-7 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова . | 2 | |
8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | |
9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова . | 1 | |
10 | Буквы И, У, А после шипящих. | 1 | |
11 | Разделительные Ъ и Ь. | 1 | |
12 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | |
13 | Контрольный диктант по теме «Орфография». | 1 | |
14 | Анализ результатов контрольного диктанта и работа над ошибками. | 1 | |
15-16 | РР. Текст. Обучающее изложение по тексту Г.А. Скребицкого. | 2 | |
17 | Части речи. | 1 | |
18 | Глагол. | 1 | |
19 | ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. | 1 | |
20 | РР. Тема текста. | 1 | |
21 | Личные окончания глаголов. | 1 | |
22 | Имя существительное. | 1 | |
23 | Имя прилагательное. | 1 | |
24 | РР. Сочинение по картине. Устное описание картины А.А. Пластова "Летом". | 1 | |
25 | Местоимение. | 1 | |
26 | РР. Основная мысль текста. | 1 | |
27 | Контрольное тестирование по теме «Повторение изученного в начальных классах». | 1 | |
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (32+4) | |||
28 | Синтаксис. Пунктуация | 1 | |
29-30 | Словосочетание | 2 | |
31 | Разбор словосочетания. | 1 | |
32 | Предложение. | 1 | |
33 | РР. Сжатое изложение по тексту В.П. Катаева. | 1 | |
34 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | |
35 | Восклицательные предложения. | 1 | |
36 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | |
37-38 | Сказуемое. | 2 | |
39 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | |
40 | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 | |
41 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | |
42 | Определение. | 1 | |
43-44 | Обстоятельство. | 2 | |
45 | Предложения с однородными членами. | 1 | |
46-47 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 2 | |
48-49 | Предложения с обращениями. | 2 | |
50 | РР. Письмо. | 1 | |
51 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | |
52-53 | РР. Основная мысль в сочинении по картине Ф. П. Решетникова "Мальчишки". | 2 | |
54-55 | Простые и сложные предложения. | 2 | |
56 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | |
57-58 | Прямая речь. | 2 | |
59 | Диалог. | 1 | |
60-61 | Повторение и систематизация изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». | 2 | |
62 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация» | 1 | |
63 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | |
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (14+4) | |||
64 | Фонетика. Гласные звуки. | 1 | |
65 | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. | 1 | |
66-67 | Согласные твердые и мягкие. | 2 | |
68-69 | РР Повествование. Обучающее изложение по тексту К. Г. Паустовского. | 2 | |
70-71 | Согласные звонкие и глухие. | 2 | |
72 | Графика. Алфавит. | 1 | |
73-74 | РР Описание предмета. | 2 | |
75 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | |
76 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | 1 | |
77 | Орфоэпия. | 1 | |
78 | Фонетический разбор слова. | 1 | |
79-80 | Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия». | 2 | |
81 | Контрольное тестирование по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия». | 1 | |
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ( 10+4) | |||
82 | Слово и его лексическое значение. | 1 | |
83 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | |
84 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | |
85 | Омонимы | 1 | |
86-87 | Синонимы. | 2 | |
88-89 | Р.Р. Сочинение по картине И.Э. Грабаря « Февральская лазурь». | 2 | |
90 | Антонимы. | 1 | |
91 | Повторение изученного по теме «Лексика» | 1 | |
92 | Контрольное тестирование по теме «Лексика» | 1 | |
93-94 | Р.Р. Подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского « Первый снег ». | 2 | |
95 | Анализ контрольного тестирования и изложения. | 1 | |
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (25+4) | |||
96 | Морфема как наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | 1 | |
97-98 | Окончание. Основа слова. | 2 | |
99-100 | Корень слова. | 2 | |
101 | РР Рассуждение как функционально - смысловой тип речи. | 1 | |
102-103 | Суффикс | 2 | |
104 | Приставка. | 1 | |
105 | РР Выборочное изложение текста с изменением лица. | 1 | |
106-107 | Чередование звуков. | 2 | |
108 | Беглые гласные. Варианты морфем. | 1 | |
109 | Морфемный разбор слов. | 1 | |
110 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | |
111-112 | Буквы з и с на конце приставок. | 2 | |
113 | Буквы а-о в корне лаг-лож. | 1 | |
114-115 | Буквы а-о в корне раст-рос. | 2 | |
116-117 | Буквы е-о после шипящих в корне слова. | 2 | |
118 | Буквы ы-и после ц. | 1 | |
119-120 | Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография». | 2 | |
121 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография» . | 1 | |
122 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | |
123-124 | РР Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». | 2 | |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (58+10). | |||
125-126 | Имя существительное как часть речи. | 2 | |
129 | РР Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение. | 1 | |
130 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | |
131 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | |
132 | Род имен существительных. | 1 | |
133 | Имена существительные, имеющие форму множественного числа. | 1 | |
134 | РР Сжатое изложение по тексту Е.Пермяка «Перо и чернильница». | 1 | |
135 | Имена существительные ,имеющие форму только единственного числа. | 1 | |
136 | Три склонения имен существительных. | 1 | |
137 | Падеж имен существительных. | 1 | |
138-140 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе. | 3 | |
141-142 | РР Изложение текста с изменением лица. | 2 | |
143 | Множественное число имен существительных. | 1 | |
144-145 | Правописание о-е после шипящих и ц в в окончаниях имен существительных. | 2 | |
146 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | |
147-148 | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | 2 | |
149 | Контрольная работа по теме «Имя существительное» | 1 | |
150 | Анализ контрольной работы. | 1 | |
151 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | |
152-153 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | 2 | |
154 | РР Описание животного. Изложение. | 1 | |
155-156 | Прилагательные полные и краткие. | 2 | |
157-158 | РР Описание животного на основе изображенного на картине А.Н.Комарова «Наводнение». | 2 | |
159 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | |
160 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | 1 | |
161 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
162 | Анализ контрольной работы. | 1 | |
163 | РР Сочинение-описание «Мой четвероногий друг». | 1 | |
164-165 | Глагол как часть речи. | 2 | |
166 | Не с глаголами. | 1 | |
167 | РР Рассказ | 1 | |
168 | Неопределенная форма глагола. | 1 | |
169 | Правописание тся и ться. | 1 | |
170-171 | Виды глаголы. | 2 | |
172-173 | Буквы е-и в корнях с чередованием. | 2 | |
174 | РР Невыдуманный рассказ о себе. | 1 | |
175 | Контрольная работа | 1 | |
176 | Анализ контрольной работы. | 1 | |
177 | Время глагола. | 1 | |
178 | Прошедшее время глагола. | 1 | |
179 | Настоящее время глагола. | 1 | |
180 | Будущее время глагола. | 1 | |
181 | Спряжение глагола. | 1 | |
182-183 | Правописание личных безударных окончаний глаголов. | 4 | |
184 | Морфологический разбор глагола. | 1 | |
185 | РР Сжатое изложение с изменением формы лица по тексту А.Ф.Савчук «Шоколадный торт». | 1 | |
186 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа. | 1 | |
187 | Употребление времен. | 1 | |
188-189 | Повторение изученного по теме «Глагол». | 2 | |
190 | Контрольная работа по теме «Глагол». | 1 | |
191 | Анализ контрольной работы. | 1 | |
192 | РР Сочинение-рассказ по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку». | 1 | |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО в 5 классе. (10+1) | |||
193-194 | Разделы науки о языке. | 2 | |
195 | РР Сочинение на одну из тем по выбору. | 1 | |
196-197 | Орфограммы в приставках и корнях слов. | 2 | |
198 | Орфограммы в окончаниях. | 1 | |
199 | Употребление букв ъ и ь. | 1 | |
200-201 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | 2 | |
202 | Итоговое тестирование. | 1 | |
203 | Анализ результатов итогового тестирования. | 1 | |
204 | Итоговое занятие. | 1 |
VI КЛАСС (204 ч./ 6ч.в неделю)
№ | Тема урока | Количество часов |
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ. ( 2+1) | ||
1 | Русский язык - один из развитых языков мира | 1 |
2 | Язык. Речь. Общение. | 1 |
3 | РР. Ситуация общения. | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ. (14ч.) | ||
4 | Фонетика, орфоэпия. | 1 |
5-6 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. | 2 |
7-8 | Части речи. | 2 |
9-10 | Орфограммы в окончаниях слов. | 2 |
11 | Словосочетание. | 1 |
12 | Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении. | 1 |
13 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. | 1 |
14 | Синтаксический разбор предложений. | 1 |
15 | Прямая речь. Диалог. | 1 |
16 | Контрольная работа по повторению изученного в 5 классе. | 1 |
17 | Анализ контрольной работы. | 1 |
ТЕКСТ. ( 8 уроков развития речи). | ||
18 | РР. Текст и его особенности. | 1 |
19 | РР. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. | 1 |
20 | РР. Начальные и конечные предложения текста. | 1 |
21 | РР. Ключевые слова. | 1 |
22 | РР. Основные признаки текста. | 1 |
23 | РР. Текст и стили речи. | 1 |
24 | РР. Официально-деловой стиль речи. | 1 |
25 | РР. Проверочная работа по речеведческому анализу текста. | 1 |
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (15+2) | ||
26 | Слово и его лексическое значение. | 1 |
27 | РР. Устное сочинение-описание картины. (А.М. Герасимов «После дождя») | 1 |
28 | Общеупотребительные слова. | 1 |
29 | Профессионализмы. | 1 |
30 | Диалектизмы. | 1 |
31 | РР. Сжатое изложение по тексту М. Булатова и В. Порудоминского. | 1 |
32-33 | Исконно русские и заимствованные слова. | 2 |
34 | Неологизмы. | 1 |
35 | Устаревшие слова. | 1 |
36 | Словари. | 1 |
37-38 | Фразеологизмы. | 2 |
39 | Источники фразеологизмов. | 1 |
40 | Повторение изученного по теме «Лексика», «Фразеология», «Культура речи». | 1 |
41 | Контрольная работа по теме «Лексика», «Фразеология», «Культура речи». | 1 |
42 | Анализ контрольной работы по теме «Лексика», «Фразеология», «Культура речи». | 1 |
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. (22+7 ) | ||
43 | Повторение и систематизация изученного по теме «Морфемика». | 1 |
44 | РР. Описание помещения. | 1 |
45-46 | РР. Выборочное изложение — описание помещения с изменением лица (А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»). | 2 |
47-48 | Основные способы образования слов в русском языке. | 2 |
49 | Этимологический анализ слова. | 1 |
50 | РР. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 1 |
51 | РР. Сочинение-описание помещения. | 1 |
52 | Анализ творческих работ (выборочное изложение, сочинение – описание). | 1 |
53-54 | Буквы О и А в корне КОС- КАС. | 2 |
55 | Буквы О и А в корнях -ГОР- ГАР, -ЗАР-ЗОР. | 1 |
56 | Буквы Ы и И после приставок. | 1 |
57-59 | Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ. | 3 |
60 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней и приставок». | 1 |
61 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | 1 |
62 | Соединительные О и Е в сложных словах. | 1 |
63-64 | Сложносокращенные слова. | 2 |
65-66 | РР. Сочинение-описание изображенного на картине Т.Н. Яблонской "Утро". | 2 |
67 | Морфемный и словообразовательный разбор слов. | 1 |
68-69 | Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография». | 2 |
70 | Контрольная работа по теме «Словообразование и орфография». | 1 |
71 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1 |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. (19+3) | ||
72-73 | Имя существительное как часть речи. | 2 |
74 | РР. Письмо другу. | 1 |
75 | Разносклоняемые существительные. | 1 |
76 | Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на –МЯ. | 1 |
77 | РР Составление устного публичного выступления о происхождении имен. | 1 |
78 | Несклоняемые имена существительные. | 1 |
79 | Род несклоняемых имен существительных. | 1 |
80 | Имена существительные общего рода. | 1 |
81 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
82 | РР Сочинение-описание по личным впечатлениям. | 1 |
83-84 | НЕ с существительными. | 2 |
85-86 | Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК). | 2 |
87 | Гласные в суффиксах существительных -ЕК и –ИК. | 1 |
88-89 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. | 2 |
90-91 | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | 2 |
92 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | 1 |
93 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ( 23+7) | ||
94-95 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное». | 2 |
96 | РР. Описание природы. | 1 |
97-98 | Степени сравнения имен прилагательных. | 2 |
99 | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | 1 |
100 | Относительные прилагательные. | 1 |
101-102 | РР. Выборочное изложение по повести А. С. Пушкина «Дубровский». | 2 |
103 | Притяжательные прилагательные. | 1 |
104 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 |
105-106 | НЕ с прилагательными. | 2 |
107-108 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | 2 |
109-110 | РР. Сочинение-описание природы по картине .(Н.П. Крымов "Зимний вечер"). | 2 |
111-113 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | 3 |
114-115 | Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и -СК-. | 2 |
116-117 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 2 |
118-119 | РР. Сочинение-описание произведения народного промысла. | 2 |
120-121 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | 2 |
122 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | 1 |
123 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 |
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. (14+1) | ||
124 | Имя числительное как часть речи. | 1 |
125 | Простые и составные числительные. | 1 |
126-127 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 2 |
128 | Разряды количественных числительных. | 1 |
129-130 | Числительные, обозначающие целые числа. | 2 |
131 | Дробные числительные. | 1 |
132 | Собирательные числительные. | 1 |
133 | Порядковые числительные. | 1 |
134 | Морфологический разбор имени числительного. | 1 |
135 | РР. Публичное выступление-призыв на тему "Берегите природу!". | 1 |
136 | Повторение изученного по теме «Имя числительное». | 1 |
137 | Контрольная работа по теме «Имя числительное». | 1 |
138 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | 1 |
МЕСТОИМЕНИЕ. (20+4) | ||
139 | Местоимение как часть речи. | 1 |
140-141 | Личные местоимения. | 2 |
142 | Возвратное местоимение себя. | 1 |
143 | РР. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица. | 1 |
144 | Вопросительные местоимения. | 1 |
145 | Относительные местоимения. | 1 |
146-147 | Неопределенные местоимения. | 2 |
148-149 | Отрицательные местоимения | 2 |
150 | Притяжательные местоимения. | 1 |
151 | РР Сочинение - рассуждение. | 1 |
152-153 | Указательные местоимения. | 2 |
154 | Определительные местоимения. | 1 |
155 | Местоимения и другие части речи. | 1 |
156 | Морфологический разбор местоимения. | 1 |
157-158 | РР. Сочинение-рассказ по воображению (упр. 494) или по картине Е.В. Сыромятникова «Первые зрители». | 2 |
159-160 | Повторение изученного по теме «Местоимение». | 2 |
161 | Контрольная работа по теме «Местоимение». | 1 |
162 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | 1 |
ГЛАГОЛ. ( 23+6) | ||
163-165 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол». | 3 |
166 | РР Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста. | 1 |
167 | Разноспрягаемые глаголы. | 1 |
168-169 | Глаголы переходные и непереходные . | 2 |
170 | Наклонение глаголы. Изъявительное наклонение. | 1 |
171 | РР. Изложение текста-повествования (упр. 541). | 1 |
172-173 | Условное наклонение. | 2 |
174-176 | Повелительное наклонение. | 3 |
177-178 | РР. Рассказ по сюжетным рисункам. | 2 |
179-180 | Употребление наклонений. | 2 |
181-182 | Безличные глаголы. | 2 |
183 | Морфологический разбор глагола. | 1 |
184-185 | РР. Рассказ на основе услышанного. | 2 |
186-187 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 2 |
188-189 | Повторение изученного по теме «Глагол». | 2 |
190 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». | 1 |
191 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-6-Х КЛАССАХ. ( 11+2) | ||
192 | Разделы науки о языке. | 1 |
193 | Орфография. Орфографический разбор. | 1 |
194 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 |
195 | РР. Сочинение на выбранную тему. | 1 |
196 | РР. Анализ творческой работы, работа над ошибками. | 1 |
197-198 | Лексика и фразеология. | 2 |
199 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 |
200-201 | Морфология. Морфологический разбор слова. | 2 |
202 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 |
203 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
204 | Анализ итоговой контрольной работы. Итоги года. | 1 |
VII КЛАСС (170 ч./ 5ч.в неделю)
№ | Тема урока | Количество часов |
| ||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ –( 9+5 ) | ||
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 |
4 | Лексика и фразеология. | 1 |
5 | Фонетика и орфография. | 1 |
6 - 7 | Словообразование и орфография. | 2 |
8 – 9 | Морфология и орфография. | 2 |
10 | Стартовая диагностика на начало учебного года. | 1 |
11 | РР. Текст. Средства связи предложений в тексте. Смысловые типы текстов. | 1 |
12 | РР. Диалог. | 1 |
13 | РР. Виды диалога. | 1 |
14 | РР. Стили литературного языка | 1 |
15 | РР. Публицистический стиль. | 1 |
Морфология и орфография. Культура речи | ||
ПРИЧАСТИЕ . (36+6) | ||
16-17 | Причастие как часть речи. | 2 |
18-19 | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 2 |
20-21 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 2 |
22 | РР. Описание внешности человека. | 1 |
23-24 | Действительные и страдательные причастия. | 2 |
25 | Краткие и полные страдательные причастия | 1 |
26-27 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 2 |
28-29 | Действительные причастия прошедшего времени. | 2 |
30-31 | РР. Изложение текста с изменением формы действующего лица. | 2 |
32-33 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 2 |
34-35 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 2 |
36-37 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени. | 2 |
38-40 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных. | 3 |
41-42 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных. | 2 |
43-44 | РР. Выборочное изложение с описанием внешности (Отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»). | 2 |
45 | Морфологический разбор причастий. | 1 |
46 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 |
47 | Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием и работа над ошибками. | 1 |
48-50 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 3 |
51-52 | Буквы Е-Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 2 |
53 | РР. Сочинение – описание внешности по личным наблюдениям. | 1 |
54-55 | Повторение изученного материала по теме «Причастие». | 2 |
56 | Контрольная работа по теме «Причастие». | 1 |
57 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1 |
ДЕЕПРИЧАСТИЕ –(11+2ч). | ||
58 | Деепричастие как часть речи. | 1 |
59-60 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 2 |
61 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | 1 |
62 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 |
63 | Деепричастия совершенного вида. | 1 |
64-65 | РР. Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. | 2 |
66 | Морфологический разбор деепричастий. | 1 |
67-68 | Повторение изученного по теме «Деепричастие». | 2 |
69 | Контрольная работа по теме «Деепричастие». | 1 |
70 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1 |
НАРЕЧИЕ и КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ –(28+12) | ||
71 | Наречие как часть речи. | 1 |
72-73 | Разряды наречий по значению. | 2 |
74-75 | РР. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег». | 2 |
76 | Степени сравнения наречий. | 1 |
77 | Морфологический разбор наречия. | 1 |
78 | РР. Сочинение-рассуждение. | 1 |
79-80 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О, -Е. | 2 |
81-82 | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. | 2 |
83-85 | Н и НН в наречиях на –О, -Е. | 3 |
86-87 | РР. Описание действий. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. | 2 |
88-89 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 2 |
90-91 | Буквы О и А на конце наречий. | 2 |
92-93 | РР. Описание внешности и действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья». | 2 |
94-95 | Дефис между частями слова в наречиях. | 2 |
96-97 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 2 |
98 | Ь после шипящих на конце наречий. | 1 |
99-100 | Повторение изученного по теме «Наречие» | 2 |
101 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 |
102 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 |
103 | РР. Отзыв. | 1 |
104-105 | РР. Учебный доклад. | 2 |
106-107 | Категория состояния как часть речи. | 2 |
108 | Морфологический разбор категории состояния | 1 |
109-110 | РР. Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля») . | 2 |
ПРЕДЛОГ- (9+2) | ||
111 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 |
112 | Предлог как часть речи. | 1 |
113 | Употребление предлогов. | 1 |
114-115 | Непроизводные и производные предлоги. | 2 |
116 | Простые и составные предлоги. | 1 |
117 | Морфологический разбор предлога. | 1 |
118-119 | РР. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине А.В. Сайкина «Детская спортивная школа». | 2 |
120-121 | Слитное и раздельное написание предлогов. | 1 |
СОЮЗ-(14+1ч). | ||
122 | Союз как часть речи. | 1 |
123 | Простые и составные союзы. | 1 |
124 | Сочинительные и подчинительные союзы. | 1 |
125-127 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 3 |
128 | Сочинительные союзы. | 1 |
129 | Подчинительные союзы. | 1 |
130 | Морфологический разбор союзов. | 1 |
131 | РР. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему. | 1 |
132-133 | Слитное написание союзов тоже, также, чтобы. | 2 |
134 | Повторение сведений о предлогах и союзах. | 1 |
135 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 |
136 | Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием. | 1 |
ЧАСТИЦА- (16+3ч.) | ||
137 | Частица как часть речи. | 1 |
138 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 |
139-140 | Смысловые частицы. | 2 |
141-142 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 2 |
143-144 | РР. Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 2 |
145 | Морфологический разбор частицы. | 1 |
146-147 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | 2 |
148-149 | Различение частицы и приставки НЕ. | 2 |
150-151 | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ. | 2 |
152 | РР. Сочинение-рассказ по данному сюжету. | 1 |
153 | Повторение изученного по теме «Частица». | 1 |
154 | Контрольная работа. | 1 |
155 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1 |
МЕЖДОМЕТИЕ –(2ч) | ||
156 | Междометие как часть речи. | 1 |
157 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ- (10+3ч). | ||
158 | Разделы науки о русском языке. | 1 |
159 | РР. Текст. Стили речи. Учебно-научная речь. | 1 |
160-161 | РР. Контрольное сочинение на предложенную тему (изложение). | 2 |
162 | Фонетика. Графика. | 1 |
163 | Лексика. Фразеология. | 1 |
164 | Морфемика. Словообразование. | 1 |
165 | Морфология. | 1 |
166 | Орфография. | 1 |
167 | Синтаксис и пунктуация. | 1 |
168 | Итоговая контрольная работа | 1 |
169 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1 |
170 | Заключительный урок. | 1 |
VIII КЛАСС (102 ч./ 3ч.в неделю)
№ урока | Тема урока | Количество часов |
1 | Функции русского языка в современном мире. | 1 |
Повторение изученного в 5-7 классах (8 + 3) | ||
2 | Фонетика и графика. Орфография | 1 |
3 - 4 | Морфемика и словообразование. Орфография. | 2 |
5 | Лексика и фразеология. | 1 |
6 - 8 | Морфология. Орфография. | 3 |
9 | Диагностическая работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | 1 |
10 | Р.р. Строение текста. Типы связи предложений в тексте. | 1 |
11 | Р.р. Стили речи. | 1 |
12 | Р.р. Сочинение по картине И. Левитана «Осенний день. Сокольники». | 1 |
Словосочетание (3) | ||
13 | Строение словосочетаний. | 1 |
14 | Виды связи в словосочетании. | 1 |
15 | Грамматическое значение словосочетаний. | 1 |
Предложение (3 + 4) | ||
16 | Строение и грамматическое значение предложений. | 1 |
17 | Интонация предложения | 1 |
18 | Р.р. Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности (изложение). | 1 |
19 | Порядок слов в предложении. Логическое ударение. | 1 |
20 | Р.р. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности. | 1 |
21 | Р.р. Подробное изложение текста о памятнике архитектуры . | 1 |
22 | Р.р. Публицистическое сочинение-описание памятника культуры (истории) своей местности | 1 |
Двусоставные предложения (14 + 3) | ||
23 | Подлежащее. | 1 |
24 | Простое глагольное сказуемое. | 1 |
25-26 | Составное глагольное сказуемое. | 2 |
27-28 | Составное именное сказуемое. | 2 |
29 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
30 | Р.Р. Сжатое изложение текста . | 1 |
31 | Дополнение. | 1 |
32-33 | Определение. | 2 |
34 | Приложение. | 1 |
35-36 | Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. | 2 |
37 | Диагностическая работа по теме «Двусоставные предложения». | 1 |
38-39 | Р.р. Ораторская (публичная) речь, ее особенности. Публичное выступление. | 2 |
Односоставные предложения (9 + 1) | ||
40 | Основные группы односоставных предложений. | 1 |
41 | Предложения определенно-личные. | 1 |
42 | Предложения неопределенно-личные. | 1 |
43-44 | Безличные предложения. | 2 |
45 | Р.р. Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце». | 1 |
46 | Назывные предложения. | 1 |
47 | Неполные предложения. | 1 |
48 | Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения». | 1 |
49 | Диагностическая работа по теме «Односоставные предложения». | 1 |
Предложения с однородными членами (8 + 1) | ||
50 | Понятие об однородных членах. | 1 |
51 | Однородные и неоднородные определения. | 1 |
52-54 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 3 |
55-57 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 3 |
58 | Р.р. Сочинение-рассуждение на основе литературного произведения. | 1 |
Предложения с обособленными членами (13 + 1) | ||
59-61 | Обособленные определения. | 3 |
62-63 | Обособленные приложения. | 2 |
64- 66 | Обособленные обстоятельства. | 3 |
67-69 | Обособление уточняющих членов предложения. | 3 |
70 | Обобщение изученного по темам «Предложения с однородными членами» и «Предложения с обособленными членами» | 1 |
71 | Диагностическая работа «Предложение с обособленными членами» . | 1 |
72 | Р.р. Подробное изложение. | 1 |
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (8 + 1) | ||
73-74 | Обращение и знаки препинания при нем. | 2 |
75-77 | Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. | 3 |
78 | Р.р. Сжатое изложение. | 1 |
79-80 | Вставные конструкции. | 2 |
81 | Диагностическая работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями».
| 1 |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (4 +3) | ||
82-84 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них | 3 |
85 | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | 1 |
86 | Цитаты и знаки препинания при них | 1 |
87 | Р.р. Подробное изложение . | 1 |
88-89 | Р.р. Сочинение - сравнительная характеристика двух знакомых лиц. | 2 |
Повторение изученного в 8 классе (12 + 1) | ||
90 | Словосочетание. Синтаксический разбор словосочетаний. | 1 |
91 | Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
92 | Односоставные предложения. | 1 |
93 | Предложения с однородными членами. | 1 |
94-95 | Обособленные члены предложения. | 2 |
96 | Предложения с обращениями и вводными словами. | 1 |
97 | Способы передачи чужой речи | 1 |
98 | Р.р. Сжатое изложение. | 1 |
99 | Итоговая диагностическая работа. | 1 |
100 | Анализ итоговой диагностической работы. | 1 |
101-102 | Защита коллективных и индивидуальных проектов по тематике курса русского языка в 8 классе. | 2 |
IХ КЛАСС (102 ч./ 3ч.в неделю)
№
| Тема урока . | Количество часов | |
1 | Международное значение русского языка. | 1 | |
Повторение изученного в 5-8 классах (9 + 4) |
| ||
2 | Фонетика. Орфография. | 1 | |
3 | Лексика и фразеология. | 1 | |
4 | Р.р. Сжатое изложение текста . | 1 | |
5-6 | Морфемика и словообразование. Орфография. | 2 | |
7-8 | Морфология. Орфография. | 2 | |
9 | Р.р. Подробное изложение текста . | 1 | |
10-11 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. | 2 | |
12 | Диагностическая работа (диктант с грамматическим заданием). | 1 | |
13 | Р.р. Текст и его основные признаки. Средства связи предложений в тексте. | 1 | |
14 | Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | 1 | |
Синтаксис сложного предложения (47 +10) |
| ||
15 | Общее понятие о сложном предложении | 1 | |
16 | Р.р. Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект. | 1 | |
17-20 | Сложносочиненные предложения и их особенности. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 4 | |
21-22 | Р.р. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм. | 2 | |
23-24 | Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 2 | |
25-27 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 3 | |
28-30 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. | 3 | |
31 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. | 1 | |
32-33 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. | 2 | |
34 | Сложноподчиненные предложения с придаточными места. | 1 | |
35 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. | 1 | |
36 | Р.р. Подробное изложение текста (упр. 180). | 1 | |
37 | Р.р. Сочинение-рассуждение о природе родного края на основе текста (упр. 180, 181). | 1 | |
38 | Сложноподчинённые предложения с придаточными условия. | 1 | |
39 | Сложноподчинённые предложения с придаточными причины. | 1 | |
40 | Сложноподчинённые предложения с придаточными цели. | 1 | |
41 | Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. | 1 | |
42-43 | Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки. | 2 | |
44 | Р.р. Сочинение-рассуждение (письменный ответ на вопрос «Почему необходимо много и внимательно читать?) | 1 | |
45 | Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия. | 1 | |
46-47 | Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. | 2 | |
48-49 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | 2 | |
50-51 | Повторение и обобщение сведений о сложноподчиненных предложениях с различными видами придаточных. | 2 | |
52 | Диагностическая работа по теме «Сложноподчиненные предложения». | 1 | |
53 | Анализ диагностической работы. | 1 | |
54 | Р.р. Деловые бумаги их оформление. | 1 | |
55 | Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. | 1 | |
56 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 1 | |
57-58 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 2 | |
59-60 | Тире в бессоюзном сложном предложении. | 2 | |
61 | Обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение». | 1 | |
62 | Р.р. Реферат на лингвистическую тему. | 1 | |
63-65 | Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация при них. | 3 | |
66 | Авторское употребление знаков препинания. | 1 | |
67-68 | Обобщение по теме «Сложное предложение». | 2 | |
69 | Диагностическая работа по теме «Сложное предложение». | 1 | |
70 | Р.р. Сжатое изложение и текста . | 1 | |
71 | Р.р. Сочинение-рассуждение на тему «Как я понимаю храбрость». | 1 | |
Общие сведение о языке (1 + 4) |
| ||
72 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. | 1 | |
73-74 | Р.р. Составление конспекта текста (упр. 308) и тезисов к тексту . | 2 | |
75-76 | Р.р. Русский литературный язык и его стили. | 2 | |
Повторение изученного в 5-9 классах (22 + 4) |
| ||
77 | Фонетика, графика, орфография. | 1 | |
78 | Лексика, фразеология. | 1 | |
79 | Изобразительно-выразительные средства языка, основанные на переносном значении слова. | 1 | |
80 | Р.р. Сжатое изложение . | 1 | |
81-82 | Морфемика. Словообразование. Орфография. | 2 | |
83-84 | Лексико-грамматические особенности именных частей речи. Грамматические нормы их использования. Орфограммы в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных. | 2 | |
85-86 | Лексико-грамматические особенности глаголов, причастий и деепричастий. Грамматические нормы их использования. Орфограммы в окончаниях и суффиксах глаголов и причастий. | 2 | |
87 | Лексико-грамматические особенности наречий и слов состояния. Правописание наречий. | 1 | |
88 | Служебные части речи. Специфика их использования в тексте. | 1 | |
89 | Правописание предлогов и союзов. | 1 | |
90 | Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. | 1 | |
91 | Словосочетание. Синтаксис простого предложения. | 1 | |
92-93 | Знаки препинания в предложениях с однородными и обособленными членами, вводными словами и обращениями. | 2 | |
94-95 | Синтаксис сложного предложения. | 2 | |
96 | Употребление знаков препинания. | 1 | |
97 | Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | 1 | |
98 | Итоговая диагностическая работа. | 1 | |
99 | Анализ итоговой диагностической работы. | 1 | |
100 | Р.р. Сжатое изложение . | 1 | |
101 | Р.р. Сочинение-рассуждение на основе текста на тему «Что значит быть интеллигентным человеком?» . | 1 | |
102 | Итоговое занятие. | 1 |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
Класс | Предмет | Название темы | Дата проведен. по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия (сокращено, объединено) | Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|