Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
(приказ от 31.08.2015г. № 404)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа № 5»
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
5-9 класс
Автор-составитель
Чеканина О.Н.,
учитель русского языка и литературы
Программа составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лянторская СОШ №5», авторской программы и учебно-методического комплекта «Русский язык 5-9 класс» авторов М.Т.Баранова, М.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.
Основные цели изучения предмета:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи реализации программы:
изучение основ науки о языке, дающее определенный круг знаний из области фонетики, графики, орфографии, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте русского языка среди языков мира, а также умение применять эти знания на практике;
развитие речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи учащихся; овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русскому языку, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
• осознание роли русского языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;
• развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к русскому языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворение коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличение словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Метапредметные результаты:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• использование родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования;
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения ученики приобретут опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения. Они получат возможность развить способность к поиску нестандартных решений.
Предметные результаты
в познавательной сфере:
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- усвоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи; текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
-проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей оформления, использования выразительных средств языка.
2)в ценностно-ориентационной сфере:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
3) в коммуникативной сфере:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
4) в эстетической сфере:
- осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые предметные результаты изучения русского языка в 5 классе
Ученик научится:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словарях изученные орфограммы, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Ученик получит возможность научиться:
-совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
-сравильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
-грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
-пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Планируемые предметные результаты изучения литературы в 6 классе
Ученик научится:
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словарях изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению.
Ученик получит возможность научиться:
-совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
-уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
-уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст;
- планировать этапы проектной деятельности.
Планируемые предметные результаты изучения русского языка в 7 классе
Ученик научится:
-производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
-составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
-соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Ученик получит возможность научиться:
-совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);
-уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме;
-уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст;
- самостоятельно определять и формулировать тему исследовательского проекта.
Планируемые предметные результаты изучения русского языка в 8 классе
Ученик научится:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словарях изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 8 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По развитию речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.
Ученик получит возможность научиться:
-совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);
-уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме;
-уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст;
- самостоятельно определять и формулировать тему исследовательского проекта, проводить исследовательскую деятельность;
Планируемые предметные результаты изучения русского языка в 9 классе
Ученик научится:
-производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
-составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
-определять стиль и тип текста;
- соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V—IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в V—IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Ученик получит возможность научиться:
-совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);
-уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме;
-уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст;
- самостоятельно определять и формулировать тему исследовательского проекта, проводить исследовательскую деятельность;
2.Содержание основного общего образования по русскому языку
5 класс (170 ч)
Язык - важнейшее средство общения (3 ч)
Повторение пройденного материала в начальных классах (24 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (35 ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (10 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (22ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфемика. Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный разбор слов.
Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения
Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слов.
Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор слов.
Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов
Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов
Чередование звуков. Варианты морфем
Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту
Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов
Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё — о в корне слов после шипящих под ударением. Слова-исключения
Условия выбора букв и — ы после ц. Грамматические разборы.
Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов.
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
Морфология. Орфография. Культура речи (51 ч)
Самостоятельные и служебные части речи
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе (10 ч)
Повторение сведений по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии, синтаксису
6 класс. (204ч)
Речь. Общение (3ч)
Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь. Общение. Ситуация общения
Повторение изученного в 5 классе (9ч)
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфоэпия. Морфемы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение . запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Типы речи. Стиль речи. Основная мысль текста, Составление диалога.
Текст (5ч)
Текст его особенности. Тема и основная мысль Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста и стили речи. Официально-деловой стиль, речь устная и письменная; диалогическая монологическая. Основная мысль текста,
Лексика. Культура речи (12)
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова.
Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно- русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
Фразеология. Культура речи(4ч)
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
Словообразование. Орфография. Культура речи (34ч)
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне –кас - кос-. Буквы а я о в корне –гар - гор-.
Буквы
а и о в корне -зар зор-. Буквы ы, и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
Морфология. Орфография. Культура речи (124ч)
Имя существительное (25ч)
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя прилагательное (25ч)
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.
Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к, ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
Имя числительное (18ч)
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»
Местоимение (25ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
Глагол (31ч)
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи (13ч)
Разделы науки о языке. Орфография. Лексика и фразеология. Словообразование. Синтаксис.
7 класс (140ч)
Русский язык как развивающееся явление(1 ч)
Повторение изученного в 5 – 6 классах(7ч)
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Словообразование и орфография. Морфология и орфография. Входной контрольный диктант №1.
Тексты и стили речи (4ч)
Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.
Р.Р. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.
Причастие (32ч)
Причастие как часть речи. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях. Р.Р. Выборочное изложение. Конструирование текста. К.Р. Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием.
Деепричастие (9ч)
Деепричастие как часть речи Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями. Р.Р.Составление рассказа по картине. К.Р. Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием
Наречие (26 ч)
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий. Р.Р. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план.К.Р. Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
Категория состояния (6ч)
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. Р.Р. Сжатое изложение текста с описанием состояния природы Р.Р. Творческое задание. Рассказ от имени героя.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1ч)
Предлог (10)
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Р.Р. Текст. Стили речи. Впечатление от картины.
К.Р. Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием
Союз (14ч)
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Р.Р. Употребление союзов в художественной речи. Сочинение-рассуждение о книге
К.Р. Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием
Частица (19ч)
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи. Р.Р. Сочинение по картине. Сочинение-рассказ по данному сюжету. К.Р. Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием
Междометие. Звукоподражательные слова (2 ч)
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (9ч)
Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.
К.Р. Итоговое тестирование.
Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа.
Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
Повторение пройденного в 5-6 классах.
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова. Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека. Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине.
Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.
Описание действий как вид текста.
Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи. Культура речи.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.
Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
8 класс (105ч)
Тема 1.Общие сведения о языке
Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран Содружества Независимых Государств.
Тема 2.Лексикология и фразеология
Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Учет стилистических характеристик слов при употреблении их в речи. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Тема 3.Морфемика (состав слова)
Основные способы образования слов. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. Определение основных способов словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Тема 4.Морфология
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи. Общая характеристика самостоятельных частей речи.
Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.
Тема 5. Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетание.Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.
Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения с однородными членами. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами.
Тема 6 Повторение: орфография и пунктуация
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в корнях слов.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
Правописание окончаний в словах разных частей речи.
Н и нн в словах разных частей речи.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Слитное и дефисное написание слов.
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Правописание наречий.
Правописание предлогов, союзов, частиц.
Пунктуация как система правил правописания предложений.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании пунктуационных знаков
9 класс (102ч)
Международное значение русского языка (1ч)
Повторение изученного в 5-8 классах (10ч.)
Устная и письменная речь. Монолог , диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
Развитие речи (далее Р.Р.). Устное сообщение. Написание письма. Изложение с продолжением.
Сложное предложение. Культура речи (4ч.)
Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Сложносочиненные предложения (8ч)
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. Сложносочиненное предложение с соединительными союзами. Сложносочиненное предложение с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение (контрольные вопросы и задания)
Р.Р. Устное сочинение на заданную тему. Сочинение по картине. Комплексный анализ текста.
Сложноподчиненные предложения (15ч.)
Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.
Р.Р. Редактирование текста. Подробный пересказ текста. Отзыв о картине
Основные группы сложноподчиненных предложений(20ч.)
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточнымиобраза действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Повторение.
Р.Р. Сжатый пересказ текста. Диалог. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе картины. Сочинение-рассуждение. Связный текст по данному началу.
Бессоюзные сложные предложения (10ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение.
Р.Р. Подробное изложение. Сочинение по картине (рассказ или отзыв).
Сложные предложения с различными видами связи (15ч.)
Употребление союзной и (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение.
Р.Р. Комплексный анализ текста. Подробное изложение. Публичное выступление.
К.Р. Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (19ч.)
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.
Р.Р. Комплексный анализ текста. Сжатое изложение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
3.Тематическое планирование
5 класс
№п\п | Тема | Количество часов | КР | Рр |
1 | Языки общение | 3 | | |
2 | Вспоминаем, повторяем, изучаем. | 24 | 3 | 7 |
3 | Синтаксис. Пунктуация .Культура речи. | 35 | 1 | 3 |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи. | 15 | 1 | 1 |
5 | Лексика. Культура речи | 10 | | 3 |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 22 | 1 | 4 |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол | 51 | 4 | 13 |
8 | Повторение и систематизация изученного. | 10 | 1 | 1 |
| ИТОГО | 170 | 11 | 32 |
6 класс
№п\п | Тема | Количество часов | КР | Рр |
1 | Язык. Речь. Общение. | 3 | | |
2 | Повторение изученного в 5 классе. | 9 | 1 | 3 |
3 | Текст. | 5 | | 5 |
4 | Лексика и фразеология. Культура речи. | 12 | 1 | 3 |
5 | Фразеология. Культура речи. | 4 | 1 | |
6 | Словообразование. Орфография. Культура речи. | 34 | 2 | 4 |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. | 124 | 12 | 15 |
8 | Повторение и систематизация изученного | 13 | 1 | |
| ИТОГО | 204 | 18 | 30 |
7 класс
№п\п | Тема | Количество часов | КР | Рр |
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | 0 | 1 |
2 | Повторение изученного в 5 – 6 классах | 7 | 1 | 0 |
3 | Тексты и стили | 4 | 0 | 3 |
4 | Морфология. Культура речи. Причастие | 32 | 2 | 2 |
5 | Деепричастие | 9 | 1 | 1 |
6 | Наречие | 26 | 2 | 5 |
7 | Категория состояния | 6 | 0 | 2 |
8 | Служебные части речи | 1 | 0 | 0 |
9 | Предлог | 10 | 1 | 1 |
10 | Союз | 14 | 1 | 2 |
11 | Частица | 19 | 2 | 3 |
12 | Междометие | 2 | 0 | 0 |
13 | Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах | 9 | 1 | 0 |
| ИТОГО | 140 | 11 | 20 |
8 класс
№п\п | Тема | Количество часов | КР | Рр |
1 | О языке. | 1 | | |
2 | Повторение изученного в V-VII классах. | 8 | | 2 |
3 | Синтаксис и пунктуация. Культура речи | 15 | 1 | 1 |
4 | Второстепенные члены предложения. | 8 | | 4 |
5 | Односоставные предложения. Неполные предложения. | 12 | 1 | 1 |
6 | Предложения с однородными членами. | 14 | 1 | 2 |
7 | Предложения с обособленными членами. | 20 | 2 | 2 |
8 | Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями. | 11 | 1 | 1 |
9 | Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. | 7 | | 1 |
10 | Повторение изученного в VIII классе. | 9 | 1 | 1 |
| Итого: | 105 | 6 | 15 |
9 класс
№п\п | Тема | Количество часов | КР | Рр |
1 | Международное значение русского языка | 1 | | |
2 | Повторение изученного в 5-8 классах | 10 | 1 | |
3 | Сложное предложение. Культура речи | 4 | | 2 |
4 | Сложносочиненные предложения | 8 | 2 | 2 |
5 | Сложноподчиненные предложения | 15 | 4 | 2 |
6 | Основные группы сложноподчиненных предложений | 20 | 4 | 2 |
7 | Бессоюзные сложные предложения | 10 | 2 | 2 |
8 | Сложные предложения с различными видами связи | 15 | 4 | 2 |
9 | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | 19 | 6 | 6 |
| Итого: | 102 | 23 | 12 |