СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Рабочая программа по русскому языку для 5класса разработана на основе ФГОС, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Комаричской СОШ №2, учебного плана школы на 2018-2019  учебный год.

 При разработке программы и её реализации используются:

 

  1. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений.  5-9 классы (авторы Л.М. Рыбченкова и др.). М., Просвещение, 2015
  2.  

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций.  В 2-х частях / Л.М. Рыбченкова и др./М., Просвещение,2016

 

В учебном плане учреждения на изучение русского языка в 5 классе выделяется  175 часов (5ч. в неделю,35 учебных недель).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 5 класса»

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 5класса разработана на основе ФГОС, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Комаричской СОШ №2, учебного плана школы на 2018-2019 учебный год.

При разработке программы и её реализации используются:


  1. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы (авторы Л.М. Рыбченкова и др.). М., Просвещение, 2015

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях / Л.М. Рыбченкова и др./М., Просвещение,2016


В учебном плане учреждения на изучение русского языка в 5 классе выделяется 175 часов (5ч. в неделю,35 учебных недель).


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа, определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер­шенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметные результаты:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источни­ков, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность к преоб­разованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятель­ности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно фор­мулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предме­там, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках ино­странного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсужде­ниях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформаль­ного межличностного и межкультурного общения.


Предметные результаты:

1) представление о русском языке как языке русского на­рода, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения наро­дов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интел­лектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочи­танного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электрон­ных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жан­ров; владение различными видами аудирования (с полным по­ниманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме про­слушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построе­ния текста (логичность, последовательность, связность, со­ответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к про­читанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владение различными видами монолога и диалога; высту­пление перед аудиторией сверстников с небольшими сообще­ниями, докладом;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфо­эпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное ис­пользование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях обще­ния;

  • осуществление речевого самоконтроля; способность оце­нивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенство­вать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; пони­мание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествова­ние, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонети­ческий, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к опреде­лённым функциональным разновидностям языка, особенно­стей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способ­ность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

2. Содержание учебного предмета, курса.

Введение.7ч.(3р.р.)

Язык и языкознание. Язык и общение. Текст. Контрольный диктант по теме «Повторение» с грамматическим заданием.

Фонетика, графика, орфография.17ч.(1р.р.)

Фонетика, графика, орфография как разделы лингвистики. Буква и звук. Алфавит. Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Непроизносимые согласные. Твердые и мягкие согласные. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог и ударение. Правописание безударных гласных в корне слова. Повторение по теме «Фонетика, графика». Тест.

Морфемика, словообразование, орфография.14ч.(3р.р.)

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Корень слова. Родственные слова. Окончание и основа. Приставки. Суффиксы. Сложные слова. Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

Лексикология. 40ч.(9р.р.)

Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари. Однозначные и многозначные слова. Понятие о лексической сочетаемости. Тематическая группа. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Понятие о чередовании. Чередование букв е-и в корнях. Чередование букв а-о в корнях. Суффиксы -чик-, -щик-. Буквы и-ы после приставок. Особенности написания приставок, оканчивающихся на з-с. Фразеологизмы. Крылатые слова. Повторение по теме «Лексикология». Сжатое изложение. Подробное изложение.

Морфология. 58ч.(7р.р.)

Морфология как раздел лингвистики.

Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Род имен существительных. Склонение имен существительных. Падеж. Число. Буквы е-и в падежных окончаниях имен существительных. Буквы о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях имен существительных. Правописание не с именами существительными. Контрольный диктант по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием.

Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных. Краткие прилагательные. Правописание не с именами прилагательными. Сочинение по картине Ф. Васильева «Мокрый луг».

Имя числительное. Имя числительное как часть речи.

Местоимение. Местоимение как часть речи. Контрольное тестирование по теме «Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение».

Глагол. Глагол как часть речи. Инфинитив как словарная форма глагола. Время глагола. Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Правописание окончаний глаголов. Контрольное тестирование по теме «Глагол».

Наречие. Наречие как часть речи. Правописание о (е) после шипящих на конце наречий. Контрольный диктант по теме «Наречие» с грамматическим заданием.

Служебные части речи. Повторение по теме «Морфология». Сочинение по репродукции И. Билибина «Гвидон и царица». Подробное изложение.

Синтаксис и пунктуация. 39ч.(5р.р.)

Что изучает синтаксис. Словосочетание. Предложение – основная единица речевого общения. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении. Наши эмоции и их отражение в предложении. Что такое грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Средства выражения подлежащего и сказуемого. Сочинение по картине З. Серебряковой «За завтраком». Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Сочинение на лингвистическую тему. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обращение. Прямая речь. Сложное предложение. Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Контрольное тестирование по теме «Синтаксис и пунктуация».

Тематическое планирование

п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

І

ВВЕДЕНИЕ

7



1

Введение. Язык и языкознание. Разделы языкознания

1



2

Язык и общение. Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Речевая ситуация. Читаем учебник. Слушаем на уроке

1



3

Р.р. Текст. Тема. Основная мысль текста

1



4

Описание, повествование, рассуждение как функционально-смысловые типы речи

1



5

Р.р. Стили речи

1



6

Р.р. Мини-сочинение «Зачем я изучаю русский язык»

1



7

Вводная контрольная работа «Определение базовой подготовки уч-ся по рус. языку за курс нач. школы»

1



ІІ

ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ


17



8

Фонетика, графика, орфография как разделы лингвистики. Буква и звук. Произношение и правописание.

1



9

Алфавит

1



10

Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные.

1



11

Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова

1



12

Непроизносимые согласные. Твердые и мягкие согласные

1



13

Ь знак для обозначения мягкости согласного. Ь знак в сочетаниях ЧК, чн, нч, чт, рщ, нщ, щн, в сочетании ст внутри корня

1



14

Лингвистический анализ текста


1



15

Гласные звуки и обозначающие их буквы. Звуковое значение букв е, ё, ю,я. Обозначение мягкости согласного буквами е, ё, ю, я

1



16

Слог и ударение

1



17

Р.р. Описание картины Б.Кустодиева «Масленица»

1



18

Правописание безударных гласных в корне слова.

1



19

Способы проверки безударных гласных в корне слова

1



20

Фонетический разбор слова

1



21

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография».

1



22

Контрольная работа по теме «Фонетика, графика, орфография»

1



23

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1



24

Лингвистический анализ текста. Решение лингвистических задач. Орфографические словари

1



ІІІ

МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ.

14



25

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Корень слова. Родственные слова

1



26

Окончание и основа слова.

1



27

Р.р. Лингвистический анализ текста

1



28

Р.р. Сочинение-рассуждение по данному началу

1



29

Приставки.

1



30

Употребление Ъ

1



31

Отличие приставки от предлога.

1



32

Суффиксы.

1



33

Р.р. Заголовок текста. Опорные тематические слова текста.

1



34

Сложные слова.

1



35

Морфемные словари. Морфемный анализ слова

1



36

Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография».

1



37

Контрольный диктант/ тест по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»

1



38

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1



ІV

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

40



39

Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова.

1



40

Способы толкования лексического значения слова (краткое толкование, с помощью синонимов, антонимов, однокоренных слов).

1



41

Р.р. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика.

1



42

Толковые словари.

1



43

Р.р. Подробное изложение

1



44

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.

1



45

Контрольная работа по теме «Лексика».

1



46

Р.р. Лингвистический анализ текста

1



47

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова

1



48

Р.р. Лексическая сочетаемость.

1



49

Тематическая группа.

1



50

Синонимы. Словарь синонимов

1



51

Антонимы. Словарь антонимов

1



52

Омонимы. Роль омонимов в речи.

Паронимы

1



53

Омонимы. Паронимы. Сочетаемость паронимов. Роль паронимов в речи. Словарь паронимов.

1



54

Р.р. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.

1



55

Понятие о чередовании.

1



56

Буквы Е//И в корнях с чередованием.

1



57

Буквы Е//И в корнях с чередованием. Варианты морфем. Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы

1



58

Буквы А//О в корнях с чередованием. Орфограмма и орфографическое правило.

1



59

Буквы А//О в корнях с чередованием. Тренировочные упражнения

1



60

Буквы А//О в корнях с чередованием.

Орфографический тренинг

1



61

Р/р Изложение с продолжением.

1



62

Суффиксы -чик-//-щик-.

1



63

Суффиксы -чик-//-щик-. Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы.

1



64

Буквы И//Ы после приставок на согласные.

1



65

Буквы И//Ы после приставок на согласные. Правописание гласных и согласных в составе морфем.

1



66

Р.р. Обучающее сочинение «Как я первый раз...»

1



67

Особенности написания приставок на З//С.

1



68

Особенности написания приставок на З//С. Правописание гласных и согласных в составе морфем.

1



69

Р.р. Лингвистический анализ текста

1



70

Фразеологизмы. Фразеологические словари.

1



71

Фразеологизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи.

1



72

Крылатые слова.

1



73

Р.р. Изложение

1



74

Повторение по теме «Лексикология».

1



75

Повторение по теме «Лексикология». Тест по теме «Лексикология»

1



76

Повторение по теме «Лексикология». Лингвистический анализ текстов

1



77

Контрольная работа/тест по теме «Лексикология».

1



78

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1



V

МОРФОЛОГИЯ

58



79

Морфология как раздел лингвистики.

Части речи.

1



80

Грамматическое значение слова.

1



81

Имя существительное.

1



82

Собственные и нарицательные имена существительные

1



83

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1



84

Род имён существительных. Существительные общего рода.

1



85

Р.р. Выборочное изложение

1



86

Склонение имён существительных Типы склонений имен существительных.

1



87

Падеж. Число существительных. Морфологический разбор существительного.

1



88

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных

1



89

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в падежных окончаниях имён существительных

1



90

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Орфографический тренинг.

1



91

Правописание НЕ с именами существительными.

1



92

НЕ с именами существительными. Орфографический тренинг.

1



93

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Морфология. Имя существительное”

1



94

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1



95

Имя прилагательное как часть речи

1



96

Лексическая сочетаемость

1



97

Р.р. Повествование с элементами описания

1



98

Правописание окончаний имён прилагательных.

1



99

Краткие прилагательные. Ь после шипящих в кратких именах прилагательных.

1



100

Правописание НЕ с именами прилагательными.

1



101

НЕ с именами прилагательными. Орфографический тренинг.

1



102

Морфологический разбор имени прилагательного

1



103

Р.р. Домашнее сочинение по картине Ф.Васильева «Мокрый луг»

1



104

Имя числительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Роль числительных в тексте. Числительные порядковые и количественные

1



105

Морфологический разбор имени числи тельного.

1



106

Местоимение как часть речи. Личные местоимения

1



107

Склонение местоимений. Морфологический разбор местоимения.

1



108

Контрольная работа по теме «Морфология».

1



109

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1



110

Глагол как часть речи

1



111

Инфинитив - словарная форма глагола.

1



112

Ь знак в суффиксе инфинитива -чь

1



113

Время глагола.

1



114

Р.р. Средства связи предложений в тексте. Время в предложении и тексте.

1



115

Р.р. Средства связи предложений в тексте.

1



116

Р.р. Подробное изложение текста.

1



117

Р.р. Проект «Так на Руси одевались в старину»

1



118

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Разноспрягаемые глаголы.

1



119

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Орфографический тренинг. Морфологический разбор глагола.

1



120

Правописание окончаний глаголов.

1



121

Правила написания личных окончаний глагольных форм. (Ь, Е//Ё//И после шипящих)

1



122

Правописание окончаний глаголов. Лингвистический анализ текста

1



123

Наречие как часть речи.

1



124

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах наречий

1



125

Ь после шипящих на конце наречий

1



126

Служебные части речи. Предлог

1



127

Служебные части речи. Союз

1



128

Служебные части речи. Орфографический тренинг.

1



129

Р.р. Аудиторное сочинение по картине И.Билибина «Гвидон и царица»

1



130

Р.р. Написание сочинения

1



131

Повторение материала по теме «Морфология». Морфологические признаки слов. Части речи как лексико-грамматические разряды слов

1



132

Повторение материала по теме «Морфология». Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.

1



133

Повторение материала по теме «Морфология». Тест

1



134

Повторение материала по теме «Морфология». Лингвистический анализ текста.

1



135

Контрольная работа по теме “Морфология”

1



136

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1



СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

39



137

Синтаксис и пунктуация. Что изучает синтаксис?

1



138

Словосочетание. Основные признаки словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные

1



139

Виды словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетания

1



140

Предложение – основная единица речевого общения.

1



141

Главные и второстепенные члены предложения.

1



142

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении?

1



143

Виды предложений по цели высказывания. Логическое ударение

1



144

Р.р. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.

1



145

Р.р. Наши эмоции и их отражение в предложении.

1



146

Р.р. Эмоциональная окраска предложений. Интонационные и смысловые особенности предложения.

1



147

Контрольный диктант/тест с грамматическим заданием по теме “Синтаксис и пунктуация”

1



148

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1



149

Р.р. Как писать отзыв

1



150

Что такое грамматическая основа предложения.

1



151

Предложения двусоставные и односоставные.

1



152

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.

1



153

Тире между подлежащим и сказуемым.

1



154

Второстепенные члены предложения, их роль в предложении

1



155

Определение.

1



156

Дополнение.

1



157

Дополнение. Анализ языкового материала.

1



158

Обстоятельство.

1



159

Обстоятельство как член предложения, способы его выражения. Роль обстоятельств в предложении.

1



160

Однородные члены предложения.

1



161

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1



162

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Пунктуационный тренинг.

1



163

Р.р. Вопросный план текста

1



164

Обращение.

1



165

Обращение в предложении: его функции и способы выражения. Формы обращения.

1



166

Синтаксический разбор простого предложения.

1



167

Прямая речь.

1



168

Синтаксические конструкции с чужой речью.

1



169

Р.р. Изложение с элементами сочинения (упр.555)

1



170

Сложное предложение.

1



171

Сложное предложение. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Синтаксический разбор сложного предложения.

1



172

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».

1



173

Итоговая контрольная работа «Разделы науки о языке».

1



174

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1



175

Итоговый урок

1