Рабочая программа по русскому языку для 5класса разработана на основе ФГОС, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Комаричской СОШ №2, учебного плана школы на 2018-2019 учебный год.
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях / Л.М. Рыбченкова и др./М., Просвещение,2016
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Язык и языкознание. Язык и общение. Текст. Контрольный диктант по теме «Повторение» с грамматическим заданием.
Фонетика, графика, орфография как разделы лингвистики. Буква и звук. Алфавит. Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Непроизносимые согласные. Твердые и мягкие согласные. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог и ударение. Правописание безударных гласных в корне слова. Повторение по теме «Фонетика, графика». Тест.
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Корень слова. Родственные слова. Окончание и основа. Приставки. Суффиксы. Сложные слова. Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография».
Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари. Однозначные и многозначные слова. Понятие о лексической сочетаемости. Тематическая группа. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Понятие о чередовании. Чередование букв е-и в корнях. Чередование букв а-о в корнях. Суффиксы -чик-, -щик-. Буквы и-ы после приставок. Особенности написания приставок, оканчивающихся на з-с. Фразеологизмы. Крылатые слова. Повторение по теме «Лексикология». Сжатое изложение. Подробное изложение.
Морфология как раздел лингвистики.
Что изучает синтаксис. Словосочетание. Предложение – основная единица речевого общения. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении. Наши эмоции и их отражение в предложении. Что такое грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Средства выражения подлежащего и сказуемого. Сочинение по картине З. Серебряковой «За завтраком». Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Сочинение на лингвистическую тему. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обращение. Прямая речь. Сложное предложение. Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Контрольное тестирование по теме «Синтаксис и пунктуация».
№ п/п | Раздел Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
І | ВВЕДЕНИЕ | 7 | | |
1 | Введение. Язык и языкознание. Разделы языкознания | 1 | | |
2 | Язык и общение. Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Речевая ситуация. Читаем учебник. Слушаем на уроке | 1 | | |
3 | Р.р. Текст. Тема. Основная мысль текста | 1 | | |
4 | Описание, повествование, рассуждение как функционально-смысловые типы речи | 1 | | |
5 | Р.р. Стили речи | 1 | | |
6 | Р.р. Мини-сочинение «Зачем я изучаю русский язык» | 1 | | |
7 | Вводная контрольная работа «Определение базовой подготовки уч-ся по рус. языку за курс нач. школы» | 1 | | |
ІІ | ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ | 17 | | |
8 | Фонетика, графика, орфография как разделы лингвистики. Буква и звук. Произношение и правописание. | 1 | | |
9 | Алфавит | 1 | | |
10 | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. | 1 | | |
11 | Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова | 1 | | |
12 | Непроизносимые согласные. Твердые и мягкие согласные | 1 | | |
13 | Ь знак для обозначения мягкости согласного. Ь знак в сочетаниях ЧК, чн, нч, чт, рщ, нщ, щн, в сочетании ст внутри корня | 1 | | |
14 | Лингвистический анализ текста | 1 | | |
15 | Гласные звуки и обозначающие их буквы. Звуковое значение букв е, ё, ю,я. Обозначение мягкости согласного буквами е, ё, ю, я | 1 | | |
16 | Слог и ударение | 1 | | |
17 | Р.р. Описание картины Б.Кустодиева «Масленица» | 1 | | |
18 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | | |
19 | Способы проверки безударных гласных в корне слова | 1 | | |
20 | Фонетический разбор слова | 1 | | |
21 | Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». | 1 | | |
22 | Контрольная работа по теме «Фонетика, графика, орфография» | 1 | | |
23 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
24 | Лингвистический анализ текста. Решение лингвистических задач. Орфографические словари | 1 | | |
ІІІ | МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. | 14 | | |
25 | Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Корень слова. Родственные слова | 1 | | |
26 | Окончание и основа слова. | 1 | | |
27 | Р.р. Лингвистический анализ текста | 1 | | |
28 | Р.р. Сочинение-рассуждение по данному началу | 1 | | |
29 | Приставки. | 1 | | |
30 | Употребление Ъ | 1 | | |
31 | Отличие приставки от предлога. | 1 | | |
32 | Суффиксы. | 1 | | |
33 | Р.р. Заголовок текста. Опорные тематические слова текста. | 1 | | |
34 | Сложные слова. | 1 | | |
35 | Морфемные словари. Морфемный анализ слова | 1 | | |
36 | Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 | | |
37 | Контрольный диктант/ тест по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» | 1 | | |
38 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
ІV | ЛЕКСИКОЛОГИЯ | 40 | | |
39 | Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. | 1 | | |
40 | Способы толкования лексического значения слова (краткое толкование, с помощью синонимов, антонимов, однокоренных слов). | 1 | | |
41 | Р.р. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. | 1 | | |
42 | Толковые словари. | 1 | | |
43 | Р.р. Подробное изложение | 1 | | |
44 | Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. | 1 | | |
45 | Контрольная работа по теме «Лексика». | 1 | | |
46 | Р.р. Лингвистический анализ текста | 1 | | |
47 | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова | 1 | | |
48 | Р.р. Лексическая сочетаемость. | 1 | | |
49 | Тематическая группа. | 1 | | |
50 | Синонимы. Словарь синонимов | 1 | | |
51 | Антонимы. Словарь антонимов | 1 | | |
52 | Омонимы. Роль омонимов в речи. Паронимы | 1 | | |
53 | Омонимы. Паронимы. Сочетаемость паронимов. Роль паронимов в речи. Словарь паронимов. | 1 | | |
54 | Р.р. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. | 1 | | |
55 | Понятие о чередовании. | 1 | | |
56 | Буквы Е//И в корнях с чередованием. | 1 | | |
57 | Буквы Е//И в корнях с чередованием. Варианты морфем. Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы | 1 | | |
58 | Буквы А//О в корнях с чередованием. Орфограмма и орфографическое правило. | 1 | | |
59 | Буквы А//О в корнях с чередованием. Тренировочные упражнения | 1 | | |
60 | Буквы А//О в корнях с чередованием. Орфографический тренинг | 1 | | |
61 | Р/р Изложение с продолжением. | 1 | | |
62 | Суффиксы -чик-//-щик-. | 1 | | |
63 | Суффиксы -чик-//-щик-. Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы. | 1 | | |
64 | Буквы И//Ы после приставок на согласные. | 1 | | |
65 | Буквы И//Ы после приставок на согласные. Правописание гласных и согласных в составе морфем. | 1 | | |
66 | Р.р. Обучающее сочинение «Как я первый раз...» | 1 | | |
67 | Особенности написания приставок на З//С. | 1 | | |
68 | Особенности написания приставок на З//С. Правописание гласных и согласных в составе морфем. | 1 | | |
69 | Р.р. Лингвистический анализ текста | 1 | | |
70 | Фразеологизмы. Фразеологические словари. | 1 | | |
71 | Фразеологизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи. | 1 | | |
72 | Крылатые слова. | 1 | | |
73 | Р.р. Изложение | 1 | | |
74 | Повторение по теме «Лексикология». | 1 | | |
75 | Повторение по теме «Лексикология». Тест по теме «Лексикология» | 1 | | |
76 | Повторение по теме «Лексикология». Лингвистический анализ текстов | 1 | | |
77 | Контрольная работа/тест по теме «Лексикология». | 1 | | |
78 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
V | МОРФОЛОГИЯ | 58 | | |
79 | Морфология как раздел лингвистики. Части речи. | 1 | | |
80 | Грамматическое значение слова. | 1 | | |
81 | Имя существительное. | 1 | | |
82 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | | |
83 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | | |
84 | Род имён существительных. Существительные общего рода. | 1 | | |
85 | Р.р. Выборочное изложение | 1 | | |
86 | Склонение имён существительных Типы склонений имен существительных. | 1 | | |
87 | Падеж. Число существительных. Морфологический разбор существительного. | 1 | | |
88 | Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных | 1 | | |
89 | Буквы О//Ё после шипящих и Ц в падежных окончаниях имён существительных | 1 | | |
90 | Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Орфографический тренинг. | 1 | | |
91 | Правописание НЕ с именами существительными. | 1 | | |
92 | НЕ с именами существительными. Орфографический тренинг. | 1 | | |
93 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Морфология. Имя существительное” | 1 | | |
94 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
95 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | | |
96 | Лексическая сочетаемость | 1 | | |
97 | Р.р. Повествование с элементами описания | 1 | | |
98 | Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 | | |
99 | Краткие прилагательные. Ь после шипящих в кратких именах прилагательных. | 1 | | |
100 | Правописание НЕ с именами прилагательными. | 1 | | |
101 | НЕ с именами прилагательными. Орфографический тренинг. | 1 | | |
102 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | | |
103 | Р.р. Домашнее сочинение по картине Ф.Васильева «Мокрый луг» | 1 | | |
104 | Имя числительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Роль числительных в тексте. Числительные порядковые и количественные | 1 | | |
105 | Морфологический разбор имени числи тельного. | 1 | | |
106 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения | 1 | | |
107 | Склонение местоимений. Морфологический разбор местоимения. | 1 | | |
108 | Контрольная работа по теме «Морфология». | 1 | | |
109 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
110 | Глагол как часть речи | 1 | | |
111 | Инфинитив - словарная форма глагола. | 1 | | |
112 | Ь знак в суффиксе инфинитива -чь | 1 | | |
113 | Время глагола. | 1 | | |
114 | Р.р. Средства связи предложений в тексте. Время в предложении и тексте. | 1 | | |
115 | Р.р. Средства связи предложений в тексте. | 1 | | |
116 | Р.р. Подробное изложение текста. | 1 | | |
117 | Р.р. Проект «Так на Руси одевались в старину» | 1 | | |
118 | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Разноспрягаемые глаголы. | 1 | | |
119 | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Орфографический тренинг. Морфологический разбор глагола. | 1 | | |
120 | Правописание окончаний глаголов. | 1 | | |
121 | Правила написания личных окончаний глагольных форм. (Ь, Е//Ё//И после шипящих) | 1 | | |
122 | Правописание окончаний глаголов. Лингвистический анализ текста | 1 | | |
123 | Наречие как часть речи. | 1 | | |
124 | Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах наречий | 1 | | |
125 | Ь после шипящих на конце наречий | 1 | | |
126 | Служебные части речи. Предлог | 1 | | |
127 | Служебные части речи. Союз | 1 | | |
128 | Служебные части речи. Орфографический тренинг. | 1 | | |
129 | Р.р. Аудиторное сочинение по картине И.Билибина «Гвидон и царица» | 1 | | |
130 | Р.р. Написание сочинения | 1 | | |
131 | Повторение материала по теме «Морфология». Морфологические признаки слов. Части речи как лексико-грамматические разряды слов | 1 | | |
132 | Повторение материала по теме «Морфология». Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | | |
133 | Повторение материала по теме «Морфология». Тест | 1 | | |
134 | Повторение материала по теме «Морфология». Лингвистический анализ текста. | 1 | | |
135 | Контрольная работа по теме “Морфология” | 1 | | |
136 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
VІ | СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ | 39 | | |
137 | Синтаксис и пунктуация. Что изучает синтаксис? | 1 | | |
138 | Словосочетание. Основные признаки словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные | 1 | | |
139 | Виды словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетания | 1 | | |
140 | Предложение – основная единица речевого общения. | 1 | | |
141 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | | |
142 | Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? | 1 | | |
143 | Виды предложений по цели высказывания. Логическое ударение | 1 | | |
144 | Р.р. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. | 1 | | |
145 | Р.р. Наши эмоции и их отражение в предложении. | 1 | | |
146 | Р.р. Эмоциональная окраска предложений. Интонационные и смысловые особенности предложения. | 1 | | |
147 | Контрольный диктант/тест с грамматическим заданием по теме “Синтаксис и пунктуация” | 1 | | |
148 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
149 | Р.р. Как писать отзыв | 1 | | |
150 | Что такое грамматическая основа предложения. | 1 | | |
151 | Предложения двусоставные и односоставные. | 1 | | |
152 | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. | 1 | | |
153 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | | |
154 | Второстепенные члены предложения, их роль в предложении | 1 | | |
155 | Определение. | 1 | | |
156 | Дополнение. | 1 | | |
157 | Дополнение. Анализ языкового материала. | 1 | | |
158 | Обстоятельство. | 1 | | |
159 | Обстоятельство как член предложения, способы его выражения. Роль обстоятельств в предложении. | 1 | | |
160 | Однородные члены предложения. | 1 | | |
161 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | | |
162 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Пунктуационный тренинг. | 1 | | |
163 | Р.р. Вопросный план текста | 1 | | |
164 | Обращение. | 1 | | |
165 | Обращение в предложении: его функции и способы выражения. Формы обращения. | 1 | | |
166 | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | | |
167 | Прямая речь. | 1 | | |
168 | Синтаксические конструкции с чужой речью. | 1 | | |
169 | Р.р. Изложение с элементами сочинения (упр.555) | 1 | | |
170 | Сложное предложение. | 1 | | |
171 | Сложное предложение. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | | |
172 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | | |
173 | Итоговая контрольная работа «Разделы науки о языке». | 1 | | |
174 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
175 | Итоговый урок | 1 | | |