СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе

- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе

- «Программа для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы» под редакцией Г. И. Беленького  (4 – е издание, переработанное), Москва «МНЕМОЗИНА» 2011, авторыГ. И. Беленький, М. М. Голубков, Г. Н. Ионин, Э. А. Красновский,  Ю. И. Лыссый,  М. А. Снежневская, О. М. Хренова;

- «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

  • Базисного учебного плана  МБОУ «Байкало-Кударинская СОШ»  по  осуществлению  образовательной деятельности  в  2013-2014гг;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 5 класса»

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса


Раздел I. Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе

- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,

- «Программа для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы» под редакцией Г. И. Беленького (4 – е издание, переработанное), Москва «МНЕМОЗИНА» 2011, авторыГ. И. Беленький, М. М. Голубков, Г. Н. Ионин, Э. А. Красновский, Ю. И. Лыссый, М. А. Снежневская, О. М. Хренова;

- «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

  • Базисного учебного плана МБОУ «Байкало-Кударинская СОШ» по осуществлению образовательной деятельности в 2013-2014гг;



Используемый учебник

Литература 5 класс. Начальный курс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (в двух частях) под редакцией М. А. Снежневской и О. М. Хреновой –М., «Мнемозина», 2011г.



Дополнительная литература к урокам

« Уроки литературы в 5 классе. Методические советы к учебнику – хрестоматии», Г. И. Беленький, изд. «Мнемозина», 2006г;

« Поурочные разработки по литературе» ,5 класс, Н.В.Егорова, Москва «ВАКО», 2009г.

«Литература в тестах. Готовимся в ЕГЭ», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010г;

«Литература 5-6 классы. Конспекты уроков», Т.М. Амбушева, Л.В.Серёгина, И.В.Карасёва, С.Б.Шадрина и др., Волгоград, изд. «Учитель», 2010г.

Программа для общеобразовательных учреждений «Литература 5 – 11 классы под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд. – Мнемозина, 2009» основана на работе над художественным текстом, словом писателя, выработке у учащихся навыков комплексного анализа прозаического и поэтического текста, на принципах личностно-ориентированной педагогики, вариативности, дифференциации и индивидуализации.

Программа составлена на 68 часов, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.



Обоснованность программы:

Программа для общеобразовательных учреждений «Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд. – Мнемозина, 2011» изучения литературы в 5 классе построена на основе сочетания хронологического и проблемно – тематического принципов, с учетом системности, доступности, личностно – ориентированного подхода к обучению учащихся, а также преемственности и перспективности между разделами курса.

В Рабочую программу введены часы на изучение литературоведческих понятий, на развитие связной речи (различные формы пересказа, чтение наизусть, обогащение словарного запаса речи, составление планов разного типа, задания на развитие ассоциативного и творческого воображения, работа в ситуации диалогического общения, интерпретация текста, сочинительство стихотворений, небольшие изложения, письменное высказывание по литературной или нравственно - этической проблеме).

Предусмотрено для обучающихся знакомство с литературой Бурятии: бурятскими народными сказками, творчеством народного поэта Бурятии А.Г.Румянцева





Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.



Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

      • приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы

      • развить способности:

  • воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни

  • формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся

  • осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;

  • освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики

  • анализировать и оценивать литературные произведения;

  • получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;

  • развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.



Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы



Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:



- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений



Формы организации учебного процесса – сочетание традиционных (чтение во всех его видах (особенно «медленное чтение», при котором ученик, погружаясь в текст, раскрывает многие не заметные на первый взгляд особенности языка и стиля писателя) с опорой на аналитическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы) классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными (уроки - игры, уроки - викторины, олимпиадные состязания, защита мини - рефератов, работа в группах, коллективное составление таблиц, литературоведческого словаря, написание сочинений разных вариаций, сжатый и полный пересказ, использование литературных ресурсов Интернета.



Планирование содержания регионального компонента:



п/п

Содержание курса

Содержание регионального компонента

Кол-во часов

1

В гостях у сказки.

. Бурятские народные сказки

1

2

Легенды о Байкале

Фольклорные традиции Бурятии

1

3

Творчество А.Г.Румянцева

Стихи о родине, о Байкале

1

4

«Моя Атлантида»

1


Итого


4



Программа предусматривает проведение 6 уроков внеклассного чтения:



п/п

Содержание

Кол-во часов

1.

Мои впечатления о прочитанном летом

1

2

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

1

2.

В гостях у сказки. Бурятские народные сказки

1

3.

Н.Кун. Легенды и мифы Древней Греции.

1

4.

Легенда о Байкале

1

5.

Поэзия и поза А.Г.Румянцева

2

6.

Л.Н.Андреев. «Петька на даче»

1



7 часов



Программа предусматривает работу по развитию речи:



п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Мои впечатления о прочитанном летом. Выборочный пересказ произведений.

1

2

Готовимся к сочинению волшебной сказки

1

3

Выразительное чтение наизусть стихотворения И.Сурикова «Детство»

1

4

Чтение по ролям

1

5

.Выразительное чтение наизусть отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне…»

1

6

Выразительное чтение наизусть (А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)

1

7

Выразительное чтение наизусть басни.

1

8

Выразительное чтение наизусть «Бородино»

1

9

Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

1

10

Выразительное чтение наизусть стихотворения А.Н.Некрасова

1

11

Выразительное чтение наизусть стихотворений А.А.Фета, Майкова.

1

12

Выразительное чтение наизусть стихотворений А.Г.Румянцева «Родное село», «Байкалу»

2

11

Сравнительная характеристика героев (Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»)

1

12

Сочинение «Сон Кусаки»

1

13

Лирическая зарисовка «Я видел…»

1



16 часов



Выполнение практической части по литературе в программе соответствует нормам:



Класс

Кол-во часов

Кол-во классных /домашних

сочинений

Внеклассное чтение

Развитие речи

Техника чтения

5

68

4/2

7

16

120 -130 слов



Раздел

II. Учебно-тематический план.



Содержание

Кол-во часов

Контрольные

работы

Развитие речи


Внеклассное чтение

Введение

2


1

1

Устное народное творчество

9


3

2

Мифы

6



1

Сказочные события и герои литературы

12

1

2


Басни

2


2


Из литературы 19 века

17

1

5


Из литературы 20 века

19

1

3

3

Итого:

68

3

16

7



Раздел III. Требования к уровню подготовки обучающихся:



Основные учебные умения и навыки обучающихся:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)

  • умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями

  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста

  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.



В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  4. основные теоретико-литературные понятия.



В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. работать с книгой;

  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  3. выявлять авторскую позицию;

  4. выражать свое отношение к прочитанному;

  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  6. владеть различными видами пересказа;

  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.



Раздел IV. Перечень учебно-методического обеспечения.



Литература для учителя:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

  2. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996

  3. В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим… 5 класс.- М.: Просвещение, 2008.

  4. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2010.

  5. Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.

  6. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.



Литература для учащихся:



  1. Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературе

в 5 классе



на 2013-2014 учебный год

68 часов = 2 ч в неделю



Литература 5 класс. Начальный курс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (в двух частях) под редакцией М. А. Снежневской и О. М. Хреновой –М., «Мнемозина»,

Программа по литературе под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого.



1

О художественной литературе и чтении

1 н

2

вн/чт

р/к,

р/р

Мои впечатления о прочитанном летом

вн/чт

р/к

р/р



Устное народное творчество (9: р/р -2, вн/чт-2, р/к-3)

3

Жанры устного народного творчества

Т.л. фольклор

1 ч


4-5

Сказки.

Бой на Калиновом мосту. Волшебная богатырская сказка героического содержания. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

2 ч

2 н


6

вн/ч

Царевна-лягушка. Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Эстетика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами.

7


Белая уточка.

Каша из топора.


3 н


8

Кот и Лиса.

9

р/к вн/чт

В гостях у сказки. Бурятские народные сказки

р/к вн/чт





10

Малые жанры фольклора: небылицы, загадки.


11

р/р

Готовимся к сочинению небылицы, загадки.

(дом.сочинение)

р/р


Мифы и легенды (6 ч: 2-вн/чт, 1-р/к)



12

Т.л. миф

Мифы Древней Греции. Олимп. Триптолем.

1

6

13

Аполлон и музы, Пигмалион

1


14

Вн/ч

Н.Кун.Подвиги Геракла

1

7

15

Славянские мифы и легенды

1


16

Вн/ч

Легенда о Байкале

1

8

17

Итоговый урок по теме «Мифы и легенды, предания»

1




Писатели-сказочники. Сказочные события и герои (14ч: 1-р/р;,)

18-19

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне…

2

9 н

20-23

(1 -р/р)

А.С.Пушкин. Руслан и Людмила (избранные главы)

(1-р/р)

10-11 н

24-26

Х.К.Андерсен. Снежная королева.

12 – 14 н

27-28

П.П.Бажов. Каменный цветок.

15 н

29-31

С.Я.Маршак. Двенадцать месяцев (избранные главы)

16 -17 н



Писатели-баснописцы (2ч:)

32

И.А.Крылов. Басни(повторение изученного) Квартет

17 н

33

Волк и ягнёнок Волк на псарне

18 н



Из литературы XIX века (24ч: 1ч - вн/чт, 4ч – р/р, 6ч - р/к)

34-35 (1ч-р/к)

р/р-1ч

М.Ю.Лермонтов. Бородино

(1ч-р/к)

р/р-1ч

18 н

36

А.В.Кольцов. Косарь. Лес.

19 н

-

20 н

-

21 н

37-39

р/р-1ч

И.А.Тургенев. Муму.

(клас. сочинение)

р/р-1

40-41

Н.А.Некрасов. Крестьянские дети.





42

Времена года

Ф.И.Тютчев. Стихотворения.




43

р/к, р/р

Стихотворения А.А.Фета и А.Н.Майкова.



вн/чт

р/к, р/р

23 н









24 н

25 н

44-45Вн/ч

Стихотворения А.Г.Румянцева

2

46-49

р/к

Л.Н.Толстой. Кавказский пленник.

(дом. сочинение)

р/к

50-51

В.М.Гаршин. Сигнал.



Из литературы XX века (27ч: 1ч - вн/чт; 3ч – р/р)

52-53

р/р-1ч

Л.Н.Андреев. Кусака.

(клас. сочинение)

р/р-1ч

26 н

54

Вн/чт

Л.Н.Андреев. Петька на даче.

вн/чт

27 н



-

28 н

55-57

А.И.Куприн. Белый пудель.

58-59

Джек Лондон. Сказание о Кише.

29 н

30 н

60-61

А.Н.Толстой. Детство Никиты.



Родная земля…

62

Н.И.Рыленков. «Всё в тающей дымке…»


63

К.Г.Паустовский. Мещерская сторона.

31-32 н



«Призвал нас к бою воинский долг…»

64

Стихотворения К.М.Симонова, Н.И.Рыленкова, А.Т.Твардовского, А.А.Суркова.


65

Ю.П.Казаков. Тихое утро.

33 н

66

В.А.Солоухин. Мститель.

67

Е.И.Носов. Рассказы.

34 н

68

Резервный урок.