СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по учебнику А.Д. Шмелева

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса по учебнику А.Д. Шмелева

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по учебнику А.Д. Шмелева»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г.НЕМАНА»

«Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Директор МАОУ «СОШ №1 г.Немана»

___________/Е.А. Пагина / _______________/Г.В.Сыч /

«__»_________201__г. Приказ №___ от «__»_______201__г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

5 «Б» КЛАСС

















Составитель:

Шимкус И.Р.

















г.Неман, 2019г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса русского языка для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2015 г.) и Программы по русскому языку для основной школы.

Данная программа обеспечивает формирование предметных универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования, осуществляя преемственность со ступенью начального образования. Курс русского языка выстраивается с учетом коммуникативно-деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению, в русле которых овладение основными видами речевой деятельности сопровождается сознательным освоением языковой системы, основанном на современных представлений о языке и речи, и формировании важнейшей компетенции личности – умения учиться.

Указанные установки реализованы в учебниках русского языка, входящих в систему «Алгоритм успеха», на основе которых составлена данная рабочая программа. В ней отражены системный подход к освоению знаний о языке и речи, направленность содержания курса на формирование культуры общения через овладение языком как средством общения в разных сферах и ситуациях общения; воспитание бережного отношения к русскому языку как одной из основных культурно значимых ценностей российского народа.

Программой учитывает требование Стандарта на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. Значительная роль отводится организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся, нацеленной на развитие познавательных способностей обучащихся, овладение практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач, формирование умений ставить и решать проблемные задачи.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности обучащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучащихся. Русский язык представлен в данной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, данная рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре данной рабочей программы. Программа состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции обучащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии обучащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Цели обучения:

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации над предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать обще учебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие обще учебные умения:

• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучащихся сферах и ситуациях общения),

• интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

• информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, само коррекцию).

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

В учебном процессе формирование указанных компетенций происходит в тесной взаимосвязи. При этом последовательность изучения разделов и тем определяется в соответствии с избранной концепцией преподавания русского языка.

В планировании предусмотрены 6 контрольных диктантов, 3 контрольных изложения, контрольных сочинения, 3 контрольных тестирования.

Данная рабочая программа для 5 класса рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю) в том числе и внутри предметный модуль «Тайны частей речи». (51ч.)

Методическое обеспечение курса: система учебников «Алгоритм успеха», учебник «Русский язык: 5 класс» под ред. А.Д.Шмелёва, М.: Вентана-Граф, 2015.

Тематический план составлен по материалам учебника «Русский язык: 5 класс» под ред. А.Д.Шмелёва на 170 часов (5 часов в неделю). Учебник отражает оригинальный авторский подход к структурированию учебного материала, к определению последовательности его обучения и организации учебной деятельности обучащихся.

Учебники строятся по модульному принципу. Модуль – единица организации учебного материала, направленная на комплексное достижение метапредметных и предметных целей обучения на отдельном этапе.

В модулях-главах по единому принципу повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы.

Два раздела каждого модуля – «Язык и речь» и «Текст» – посвящены сознательному формированию коммуникативных навыков речевого общения. Они включают теоретические сведения, материалы для наблюдения, тренировочные и коммуникативные задания. Особенностью учебников линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы, что обеспечивается аудиоприложением к учебнику, включающем материалы к разным типам заданиям.

Разделы «Система языка» и «Правописание» формируют языковую и лингвистическую компетенцию на основе коммуникативно-деятельностного подхода.

В разделе «Язык и культура. Культура речи» ставится задача формирования функциональной грамотности обучащихся через достижение культуроведческой компетенции. В учебниках линии сделан акцент на национально-культурной специфике русского языка, его функциях в современной России и в мире.

Значительное внимание уделяется воспитанию речевой культуры, необходимой для овладения языком как эффективным средством общения, что способствует адаптации учащихся в обществе. Наличие аудиоприложения позволяет демонстрировать обучащимся образцовую речь, что очень важно в условиях быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы.

Завершается каждый модуль учебника блоком повторения, где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов, есть лингвистические задания игрового характера.

В учебник включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык» в 5 классе

Обучающийся научится:

различать и использовать виды монолога (повествование, описание, рассуждение); сочетать разные виды монолога в ситуациях формального и неформального общения;

различать и использовать этикетный диалог, диалог-рас- спрос, диалог — побуждение к действию, сочетать разные виды диалога в ситуациях формального и неформального общения; нормам речевого поведения в типичных ситуациях общения;

оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения.



Речевая деятельность. Аудирование

Обучающийся научится:

различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечениеминформации) и передаче содержания аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

понимать и формулировать в устной форме тему, основную мысль научно-популярного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме простого и сложного плана; подробного, выборочного, сжатого изложения.

Чтение

Обучающийся научится:

понимать содержание прочитанных научно-популярных, публицистических, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана (в устной и письменной форме);

использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового видов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками, электронными образовательными ресурсами Интернета;

осуществлять анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

Говорение

Обучающийся научится:

создавать устные монологические и диалогические высказывания на социально-культурные, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности;

обсуждать и формулировать цели, планы совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

извлекать из различных источников материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

соблюдать в практике устного речевого общения изученные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Письмо

Обучающийся научится:

создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения: ученическое сочинение на социально-культурные, бытовые и учебные темы, рассказ о событии в виде дневниковой записи, неофициальное (электронное) письмо, заявление;

излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также вопросного, назывного, тезисного (простого и сложного) плана;

соблюдать в практике письма изученные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать изученную лексику и фразеологию.

Текст

Обучающийся научится:

анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;

осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;

создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Функциональные разновидности языка

Обучающийся научится:

определять изученные жанры, основные экстралингвистические и лингвистические особенности научных, публицистических, официально-деловых текстов, текстов разговорного характера и художественной литературы;

оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

исправлять речевые недостатки, редактировать собственный текст;

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением на учебно-научную тему; устным рассказом.

Общие сведения о языке

Обучающийся научится:

характеризовать основные социальные функции русского языка в Российской Федерации;

различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;

иметь представление о некоторых отечественных лингвистах.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Обучающийся научится:

проводить фонетический анализ слова;

соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности;

объяснять соотношение звука и буквы в слове;

использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в SMS-сообщениях.

Морфемика и словообразование

Обучающийся научится:

делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

различать изученные способы словообразования;

анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Лексикология и фразеология

Обучающийся научится:

проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также сферу употребления и стилистическую окраску;

группировать слова по тематическим группам;

подбирать к словам синонимы, антонимы;

опознавать фразеологические обороты;

соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

пользоваться различными видами лингвистических словарей (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Обучающийся научится:

опознавать самостоятельные части речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное, глагол, включая причастие и деепричастие) и их формы;

анализировать слово с точки зрения его принадлежности к изученным частям речи;

употреблять формы слов изученных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Синтаксис

Обучающийся научится:

опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

применять синтаксические знания и умения в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Культура речи

Обучающийся научится:

различать варианты орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, правописных норм современного русского литературного языка (в объёме содержания курса);

корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка.

Язык и культура

Обучающийся научится:

выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в разговорной речи; произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;

уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и в повседневной жизни.


Учебно-исследовательская и проектная деятельность

Обучающийся научится:

планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

использовать такие математические методы и приёмы, как доказательство, доказательство по аналогии;

использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы;

использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, объяснение, использование статистических данных;

логично излагать свою точку зрения;

Оценка достижения планируемых результатов изучения русского языка в5 классе

Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 5 классе являются:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

объём словарного запаса и усвоенных в рамках программы 6 класса грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 5 классе являются:

владение всеми видами речевой деятельности:

в области аудирования и чтения:

адекватное понимание коммуникативной установки, темы текста, основной мысли устного и письменного сообщения, главной и избыточной информации;

владение просмотровым, ознакомительным, изучающим чтением текстов стилей и жанров, изученных в рамках программы 5 класса;

адекватное восприятие на слух текстов изученных стилей и жанров; владение выборочным, ознакомительным, детальным аудированием;

способность извлекать информацию из учебника и учебных пособий, компакт-дисков учебного назначения, ресурсов Интернета; пользоваться учебными словарями, толковым, фразеологическим и другими лингвистическими словарями, в том числе на электронных носителях;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их стилистических особенностей и использованных языковых средств;

осуществлять поиск, анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения;

понимать структуру страницы интернет-сайта, демонстрировать понимание представленной на ней информации;

избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;

в области говорения и письма:

способность определять цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план вопросный, назывной, тезисный, простой, сложный; подробный и сжатый пересказ, аннотация);

умение создавать устные и письменные тексты изученных типов, стилей речи и жанров с учётом ситуации общения;

способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (последовательность, связность, соответствие теме и др.); выражать своё отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение; сочетание разных видов диалога);

соблюдение в практике речевого общения изученных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение изученных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; участие в обсуждениях актуальных тем;

применение приобретённых знаний, умений и навыков:

в повседневной жизни;

для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми и овладение национально-культурными нормами речевого поведения:

в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах;

в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 5 классе являются:

представление об основных формах функционирования современного русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

усвоение основ научных знаний о языке в рамках программы 6 класса; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, таких как разновидности русского языка, разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, основные жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи, функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) и их сочетание в текстах разных стилей; основные признаки текста, ситуация речевого общения и сферы общения, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

овладение изученными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

опознавание и анализ изученных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

понимание возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

понимание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание курса ВПМ «Тайны частей речи».

Категория числа, рода. Склонение существительных. Решение олимпиадных задач по морфологии.

Образование имен существительных. Решение олимпиадных задач по морфологии.

Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета. Решение нестандартных задач по морфологии.

Употребление неопределенной формы глагола, 3 л. ед. и мн. ч. Поэтические традиции в употреблении глагольных форм. Решение нестандартных задач по морфологии.

Наклонения и времена глаголов. Образование глаголов.

Связь существительных и прилагательных. Прилагательные-эпитеты. Полные и краткие формы прилагательных. Решение олимпиадных задач по морфологии.

Способы образования имен прилагательных. Решение олимпиадных задач по морфологии.

История числительных. Решение олимпиадных задач по морфологии.

Образование наречий. Решение олимпиадных задач по морфологии.

Трудные случаи слитного, раздельного, дефисного правописания наречий.

Разряды местоимений. Решение олимпиадных задач по морфологии.

Решение олимпиадных задач по морфологии























КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела

Тема урока


Количество часов

Коррекционная работа

с обучающимися по АООП образования обучающихся с задержкой психического развития.

1

2

Глава 1. Наш родной язык. О языке и речи.

Родной язык.

Язык и речь.

1

1


3

4

Система языка.

Звуки и буквы.

Состав слова.

1

1


5

ВПМ «Тайны частей речи».

Имя существительное.

Категория числа, рода

1


6

7

8

9


Имя прилагательное.

Глагол

Местоимение

Предложение

1

1

1

1


10

ВПМ «Тайны частей речи».

Имя существительное.

Категория числа, рода. Одушевлённые и неодушевлённые существительные.

1





11


Входной Контрольный диктант.


1


12

Анализ входного контрольного диктанта.


1


13

ВПМ «Тайны частей речи».

Имя существительное.

Образование имен существительных.

Род имён существительных

1


14





15





16




Правописание.

Орфограммы и орфографические правила

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова


1



1





1



17



18

ВПМ «Тайны частей речи».

Имя существительное.

Образование имен существительных. Род несклоняемых существительных тельных.

1



1


19



20

Правописание.

Двойные согласные в корне слова

Непроизносимые согласные

1



1


21



22-23

Текст.



Подробное изложение.

Признаки текста

1



2


24

ВПМ «Тайны частей речи».

Глагол. Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета.

1


25





26

Глава 2. На каком языке мы говоримО языке и речи.

Общенародный русский язык. Русский литературный язык

Система русского литературного языка

1



1


27

Система языка.

Фонетика .

Звуковой состав слов и транскрипция.

Слог и ударение.

1


28

29

ВПМ «Тайны частей речи».

Глагол. Глаголы труда.

Глаголы звуков и цвета.

1

1


30



31



32



33


Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные

Согласные звуки: твёрдые и мягкие

Гласные звуки: ударные и безударные

Графика. Буквы русского алфавита. Обозначение звука [й’]

1



1



1



1


34

ВПМ «Тайны частей речи».

Глагол. Употребление неопределенной формы глагола, 3 л. ед. и мн. ч.

1


35


Фонетический разбор слова

1


36

Правописание.

Гласные а, у, и, ы после шипящих и ц.

1



37

ВПМ «Тайны частей речи».

Глагол. Употребление неопределенной формы глагола, 3 л. ед. и мн. ч.

1


38

Правописание.

Правописание ь и Ъ

Употребление прописных и строчных букв

1


39

Контрольная работа (тест)


1


40




ВПМ «Тайны частей речи».

Глагол. Наклонения и времена глаголов. Образование глаголов

1


41

42

ВПМ «Тайны частей речи».

Глагол. Наклонения и времена глаголов. Образование глаголов

1

1


43



44

Глава 3. Как язык служит для общения. О языке и речи

Разговорная и книжная речь.

.Тема и основная мысль текста

1



1


45

Система языка.

Морфемы – значимые части слова

1


46

47

ВПМ «Тайны частей речи».

Глагол. Наклонения и времена глаголов. Образование глаголов

1

1


48

49


Образование форм слов.

Основа слова.Корень слова и однокоренные слова.

1

1


50

51

52

ВПМ «Тайны частей речи».

Имя прилагательное. Прилагательные-эпитеты. Полные и краткие формы прилагательных.

1

1

1


53

54


Суффиксы

Приставки. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

1

1


55



56


Образование слов способом сложения

Морфемный разбор слова

1



1


57

ВПМ «Тайны частей речи».

Имя прилагательное. Способы образования имен прилагательных

1


58



59



60



Корни с чередованием букв а и о

Корни -гар- /-гор-, -зар- /-зор-Корень -лаг- /-лож

Корень -рос-/-раст-/-ращ-Корень -скак-/-скоч

1



1



1


61

ВПМ «Тайны частей речи».

Имя прилагательное. Способы образования имен прилагательных

1


62

63


Беглые гласные

Гласные и согласные в приставках

1

1


64

65

66


Буквы а и о в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) Правописание приставок на -з/-с

1



2


67

ВПМ «Тайны частей речи».

Наречие. Образование наречий.

1


68

Текст.

Строение текста

План текста

1


69

Повторение. Комплексное повторение материала главы 3


1


70

71

ВПМ «Тайны частей речи».

Наречие.

Образование наречий.

1

1


72

Контрольная работа по теме «Чередование гласных в корне»


1


73

Анализ контрольной работы.


1


74



75

ВПМ «Тайны частей речи».

Наречие. Образование наречий.

.Стили литературного языка (общее понятие)

1



1


76

Глава 4. В чём заключается богатство языка. Система языка.

Однозначные и многозначные слова

1


77


Прямое и переносное значения слова

1


78

79

ВПМ «Тайны частей речи».

Наречие. Образование наречий.

Тематические группы слов.

1



1


80

81


Омонимы


Синонимы

1

1


83

ВПМ «Тайны частей речи».

Наречие. Трудные случаи написания наречий.

1


84

85


Антонимы


Фразеологизмы

1

1


86

ВПМ «Тайны частей речи».

Наречие. Трудные случаи написания наречий.

1


87

Правописание

Буквы о и ё после шипящих в корне

1


88


Буквы и и ы в корне после приставок

1


89

ВПМ «Тайны частей речи».

Наречие. Трудные случаи написания наречий.

1


90

Текст.

Типы речи

1


91

О языке и речи

Диалогическая и монологическая речь

1


92

ВПМ «Тайны частей речи».

Наречие. Трудные случаи написания наречий.

1


93

94

Р.р. Обучение сочинению


2


95

ВПМ «Тайны частей речи».

Местоимение.

1


96





97

Система языка.



Словосочетание и предложение.

Виды предложений. Разбор предложений.



1



1


98

99


Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

1



1


100

ВПМ «Тайны частей речи».

Местоимение.

1


101

102

Предложения с однородными членами

2


103-104



105-106

107

Предложения с вводными словами и обращениями



. Синтаксический разбор простого предложения

Сложное предложение


Тире между подлежащим и сказуемым

2



2



1


108-109

ВПМ «Тайны частей речи».

Местоимение.

2


110

Способы передачи чужой речи.

1


111

Повторение Комплексное повторение материала главы 5.


1


112

ВПМ «Тайны частей речи».

Местоимение.

1


113

Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация


1


114

115



116





117


Система языка











ВПМ «Тайны частей речи».




МорфологияЧасти речи.

Склонение имён существительных

Число – непостоянный признак имён существительных



Падеж – непостоянный признак имён существительных

1

1



1





1


118

ВПМ «Тайны частей речи».

Из истории морфологии.

1


119





120-121


Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик-

1





2





1





1


122





123

Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных

Правописание существительных с суффиксами -чик- и -щик-

124

ВПМ «Тайны частей речи».

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

1


125-126





127



128-129-130



Слитное и раздельное написание не с существительными



Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи

Разряды по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные

2





1





3


131

132

ВПМ «Тайны частей речи».

«Умники и умницы».

2


133







134-135


Полная и краткая форма качественных прилагательных.



Слитное и раздельное написание не с прилагательными

1







2



136

ВПМ «Тайны частей речи».

Склонение притяжательных имён прилагательных


1


137-138



139





140













141-142











Проверочная работа по темам: «Правописание н и нн в прилагательных», «Слитное и раздельное написание не с прилагательными»

Обучение сочинению-описанию по картине


Правописание ни ннв прилагательных.



Правописание суффикса -ск- в именах прилагательных

2





1





1











2


143

Глагол. Глагол как часть речи


Инфинитив (неопределённая форма глагола)

1


144

ВПМ «Тайны частей речи».

.Виды глагола

1


145


Переходные и непереходные


1


146


Возвратные и невозвратные

1


147


Определение типов спряжения глаголов

1


148


.Изменение глаголов по наклонениям

1


149

ВПМ «Тайны частей речи».

Изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении.

.Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени

1


150


. Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени

1


151


Условное наклонение

1


152


Повелительное наклонение

1


153


Безличные глаголы

1


154

ВПМ «Тайны частей речи».

Морфологический разбор глагола

1


155

156


.Не с глаголами

2


157


Гласные е и ив корнях с чередованием

1


158


Буква ь после шипящих в глаголах

1


159

ВПМ «Тайны частей речи».

Употребление глаголов в речи

1


160

Текст


Типы речи: описание состояния

1


161-

162

. Комплексное повторение и систематизация изученного в 5 классе


2


163


Промежуточная аттестация.


1


164


Повторение. Фонетика.


1


165

166

Повторение. Словообразование.


2


167

168


ВПМ «Тайны частей речи».

Повторение. Морфология.

2


169


Повторение. Синтаксис.


1


170

Итоговый урок.


1