Рабочая программа по русскому языку для 5 класса.
Составитель: Белялова Т.М.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя школа № 83» г.Ульяновска
Составлена на основе: Программы Ладыженской Т.А.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Владение всеми видами речевой деятельности,
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни,
Способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам,
Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения,
Овладение национально-культурными нормами ревевого поведения в различных ситуациях.;
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального, о роли родного языка в жизни человека и общества
Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его ролди в образовании в целом,
Освоение базовых понятий лингвистики.
Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, его основными нормами.
Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий, уместное их употребление в речевом общении.
Проведение различных видов анализа слова словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста
Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии.
Осознание эстетической функции родного языка при анализе художественных текстов.
Личностные универсальные учебные действия Ученик научится:
Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
Понимать значение русского языка в процессе получения школьного образования.
Различать основные нравственно-эстетические понятия.
Выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться:
Понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа.
Уважительно относиться к родному языку, испытывать гордость за него.
Оценивать свои и чужие поступки. Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится:
Удерживать цель деятельности до получения её результата.
Анализу достижения цели.
Ученик получит возможность научиться:
Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из его частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основания (критериям);
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
первоначальному умению смыслового восприятия текста;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия Восприятие высказывания.
Владеть техникой чтения;
осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать учебные тексты;
выразительно читать вслух тексты художественного стиля;
правильно расставлять логическое ударение, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи.
Анализ текста.
Определять тему и основную мысль текста;
подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста;
выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
составлять простой и сложный план.
находить в тексте типовые фрагменты — описание предмета, повествование, рассуждение- доказательство, оценочные высказывания.
определять стиль речи (разговорный, художественный); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Воспроизведение текста.
Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство.
При подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства.
Создание текста.
Создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке;
писать сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение);
раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать своё отношение к предмету речи;
соблюдать последовательность и связность изложения.
Совершенствование текста.
Находить и исправлять недочёты в построении текста, в частности нарушения последовательности и связности изложения;
совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания;
исправлять речевые и грамматические ошибки.
Содержание учебного предмета.
Язык – важнейшее средство общения
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. Развитие речи (далее P.P.) Текст. Тема текста. Стили.
Контрольная работа (далее К.Р.) Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме
«Повторение изученного в начальных классах».
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.
P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор. Орфографические словари.
P.P. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.
Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
P.P. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ей о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
P.P. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
P.P. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.
P.P. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться
и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е – и в корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, - пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.
Правописание не с глаголами.
P.P. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе
Тематическое планирование.
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Развитие речи | Контрольные и проверочные работы |
1 | ВВЕДЕНИЕ. | 3 | 1 | |
2 | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. | 25 | 5 | 1 |
3 | СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. | 39 | 4 | 2 |
4 | ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА.ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 18 | 4 | 1 |
5 | ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 12 | 2 | 1 |
6 | МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 27 | 4 | 2 |
7 | МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | 22 | 2 | 1 |
8 | МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | 12 | 3 | 1 |
9 | МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.ГЛАГОЛ. | 30 | 6 | 1 |
10 | ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ | 22 | | 1 |
| ИЗУЧЕННОГО в 5 кл. | | | |
| ИТОГО | 210 | 31 | 11 |