ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Рабочая программа по предмету Русский язык для 6 класса разработана на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Нахабинская гимназия №4»,
- учебного плана МБОУ «Нахабинская гимназия №4» на 2019-2020 учебный год,
- программы для 5-9 классов (М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. 10-11 классы. / Составитель Е.И.Харитонова - М.: Дрофа, 2016),
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 г. №345, учитывая изменения и дополнения).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника "Русский язык. 6 класс" (авторы: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта) М., Дрофа, 2017
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи учебной деятельности:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование универсальных учебных действий:
- познавательных: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию,
- регулятивных: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию,
- коммуникативных: владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся проектируется с учетом и на основе государственных стандартов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Место предмета
Предмет «Русский язык» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе по 4,5 часа в неделю (153 часа).
2.2. Результаты освоения курса
Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКИЙ ЯЗЫК. 6 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ. Слово как основная единица языка.
РЕЧЬ. Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).
Т е к с т. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический приём, повышающий выразительность речи, и повтор-недочёт.
С т и л и р е ч и: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы (жанры) — инструкция, объявление.
Т и п ы р е ч и. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, информативное и изобразительное повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.
РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ.) ПРАВОПИСАНИЕ.
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ—ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными. Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков.
ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ, ПРОИЗНОШЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ
Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Глагол, имя существительное, имя прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.
Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью. Словообразование имён существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным присоединением суффикса). Сложносокращённые слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имён существительных и прилагательных; употребление н— нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок. Выдающиеся лингвисты: Л. В. Щерба. Культура речи. Правильное употребление сложносокращённых слов. Правильное употребление в речи имён существительных, прилагательных и глаголов. Наблюдение за употреблением имён существительных, прилагательных и глаголов в художественной речи.
МОРФОЛОГИЯ
ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ. Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ. Культура речи. Орфоэпические особенности употребительных причастий и деепричастий. Грамматически правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами. Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Текстообразующая функция деепричастных оборотов.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с учётом грамматических норм) текстов с именами числительными. Культура речи. Правильное употребление в речи имён числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имён числительных.
МЕСТОИМЕНИЕ. Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями. Выдающиеся лингвисты: А. А. Шахматов. Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение употребительных местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и др. Употребление местоимений для связи предложений в тексте.
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки)
Основные виды контроля:
1.Стартовый (входящий) контроль – 1 (3 неделя)
2. Промежуточный, тематический контроль:
Контрольные сочинения – 2
Контрольные изложения – 4
Контрольные работы и диктанты – 6
3. Итоговый контроль – 1 (32-33 недели)
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания предмета «русский язык», – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.
В результате изучения русского языка на ступени основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные:
1) любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
2) любовь к природе, осознание ее уникальности, необходимости ее беречь, умение чувствовать красоту природы;
3) потребность в самовыражении через слово;
4) устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
5) ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
6) стремление к развитию и совершенствованию собственной речи
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;
- организовывать исследовательскую работу: ставить учебные задачи, планировать деятельность;
- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследовать
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- искать и выделять необходимую информацию;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- моделировать: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическую цепочку;
- осваивать формы познавательной и личностной рефлексии
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- совершенствовать орфоэпические навыки;
- количественно и качественно обогащать словарный запас;
- оперировать стилистическими ресурсами языка;
- развивать связную устную и письменную речь;
- правильно общаться – выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка
Предметные:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности.
Планируемые результаты изучения русского языка. 6 класс
Ученик научится:
- использовать различные виды монолога и диалога;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использования языковых средств;
- обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета;
- различать самостоятельные части речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, слово категории состояния) по совокупности признаков и аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;
- находить орфограммы в соответствии с изученными правилами;
- различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова;
- использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте;
- производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи;
- соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;
- строить тексты различных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи; анализировать и создавать тексты изученных стилей (отзыв о книге, индивидуальная характеристика, описание места, биография, правила, случаи из жизни);
Ученик получит возможность научиться:
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах;
- извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (включая противоположные точки зрения на ее решение);
- создавать устные монологические и диалогические высказывания в учебно – научной сфере общения;
- публично защищать проект;
- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата;
- различать и анализировать тексты разных типов и стилей с точки зрения специфики использования в них языковых средств;
- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики;
- выразительно читать поэтические и прозаические тексты;
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя и для учащихся.
Для учащихся
1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.
2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 6 класс / М.: Просвещение, 2006.
3. Вартаньян Э.А. Из жизни слов. –М.; 1998.
4. Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии. 5-9 классы, Саратов, "Лицей", 2004
Для учителя
1. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов "Методическое пособие" к учебнику "Русский язык. 6 класс" под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта, М., Дрофа, 2013.
2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя. - З-е изд. / Г. А. Богданова - М.: Просвещение, 2009.
3. Ю.В.Долбилова. Нестандартные уроки по русскому языку. 5-8 классы. Р.-на-Д., "Феникс", 2011.
4. Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс / Сост. Ю. С. Пичугов. - М.: Просвещение, 2010.
5. М.П.Книгина. Русский язык. 6 класс. Тесты: в 2 ч., Саратов, "Лицей", 2006
6. Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 класс
7. О.С.Иссерс, Н.А.Кузьмина. Русский язык. Тесты. Все разделы школьного курса. 5-7 курсы. М., Дрофа, 2003
8. Ю.С.Меженко. Опорные конспекты по русскому языку, М., Творческая педагогика, 1992.
9. Г.В.Цветкова. Русский язык. 5-9 классы. Рабочие программы по учебникам под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, Волгоград: Учитель, 2012.
10. Н.В.Ромашкина. Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Планета, 2013.
11.Русский язык. Поурочные планы. 5-6 классы. По учебникам М.М.Разумовской, П.А.Леканта. М.: Учитель.
12. Л.А.Ходякова, Е.В.Кабанова. Сочинение по картине в 6 классе. М., АСТ, 2004.
13. С.А.Романова. Тематическая разработка уроков русского языка в 6 классе. М.: Школьная пресса, 2002.
14. П.Ф.Ивченков. Обучающие изложения. 5-9 классы. М.: Просвещение, 1993.
15. А.Б.Малюшкин. Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. М.: Творческий центр, 2003.
Словари и справочники:
1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб, «Просвещение», 1994.-271с
2.Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
3. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
4. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
Мультимедийные пособия.
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 6 класс.
Н.В.Ромашкина. Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М., «Планета», 2013.
Электронный репетитор-тренажер. Курс русского языка (базовый). Медиахауз, 2001.
Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку и литературе
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
Грамота.ру (Русский язык) http://www.gramota.ru/
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Говорим по-русски! http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html
Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/
Русское письмо http://character.webzone.ru
Редактор.ru http://www.redactor.ru/
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
(153 часа)
№ | Название разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1. | ВВЕДЕНИЕ Слово – основная единица языка. | 02.09 | |
| РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (на основе изученного в 5 классе) | | |
2. | Что мы знаем о речи, ее стилях и типах. | 03.09 | |
3. | Орфография и пунктуация. | 05.09 | |
4. | Орфография и пунктуация. | 06.09 | |
5. | Употребление прописных букв. | 09.09 | |
6. | Сочинение по личным впечатлениям. | 10.09 | |
7. | Буквы Ъ и Ь. | 12.09 | |
8. | Орфограммы корня. Стартовый контроль. | 13.09 | |
9. | Правописание окончаний слов. | 16.09 | |
10. | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами. | 17.09 | |
11. | Слитное и раздельное написание НЕ с существительными и прилагательными. | 18.09 | |
12. | Слитное и раздельное написание НЕ с существительными и прилагательными. Что мы знаем о тексте. | 19.09 | |
13. | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5 классе» | 20.09 | |
14. | Анализ контрольного диктанта №1. | 23.09 | |
15. | Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи. | 24.09 | |
16. | Части речи и члены предложения. | 26.09 | |
17. | Части речи и члены предложения. | 27.09 | |
18. | Имя существительное Морфологические признаки имени существительного. | 30.09 | |
19. | Словообразование имен существительных. | 01.10 | |
20. | Словообразование имен существительных. | 03.10 | |
21. | Словообразование имен существительных. | 04.10 | |
22. | Правописание сложных имен существительных. | 14.10 | |
23. | Правописание сложных имен существительных. | 15.10 | |
24. | Употребление имен существительных в речи. | 17.10 | |
25. | Употребление имен существительных в речи. Сравнение. | 18.10 | |
26. | Употребление имен существительных в речи. Метафора. | 21.10 | |
27. | Контрольный диктант №2 по теме «Имя существительное». | 22.10 | |
28. | Анализ контрольного диктанта №2. Изложение учебно-научного текста (упр.158). | 24.10 | |
29. | Произношение имен существительных. | 25.10 | |
30. | Разграничение деловой и научной речи. | 26.10 | |
31. | Характеристика научного стиля. Определение научного понятия. | 28.10 | |
32. | Рассуждение-объяснение. | 29.10 | |
33. | Изложение учебно-научного текста (о синонимах). | 31.10 | |
34. | Характеристика делового стиля речи. | 01.11 | |
35. | Контрольное изложение №1. | 05.11 | |
36. | Анализ изложения. Имя прилагательное. Морфологические признаки имени прилагательного. | 07.11 | |
37. | Словообразование имен прилагательных. | 08.11 | |
38. | Словообразование имен прилагательных. | 09.11 | |
39. | Словообразование имен прилагательных. | 11.11 | |
40. | Правописание сложных имен прилагательных. | 12.11 | |
41. | Правописание сложных имен прилагательных. | 14.11 | |
42. | Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. | 15.11 | |
43. | Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. | 25.11 | |
44. | Употребление имен прилагательных в речи. | 26.11 | |
45. | Употребление имен прилагательных в речи. | 28.11 | |
46. | Произношение имен прилагательных. | 29.11 | |
47. | Контрольный диктант №3 по теме «Имя прилагательное». | 02.12 | |
48. | Анализ контрольного диктанта. Способы связи предложений в тексте. | 03.12 | |
49. | Средства связи предложений в тексте. Употребление параллельной связи с повтором. | 05.12 | |
50. | Как исправить текст с неудачным повтором. | 06.12 | |
51. | Контрольное сочинение по картине (упр.254). | 09.12 | |
52. | Глагол. Морфологические признаки глагола. | 10.12 | |
53. | Словообразование глаголов. | 12.12 | |
54. | Словообразование глаголов. | 13.12 | |
55. | Правописание приставок пре- и при-. | 14.12 | |
56. | Правописание приставок пре- и при-. | 16.12 | |
57. | Правописание приставок пре- и при-. | 17.12 | |
58. | Буквы и – ы в корне после приставок. | 19.12 | |
59. | Изложение. | 20.12 | |
60. | Употребление глаголов в речи. | 23.12 | |
61. | Произношение глаголов. | 24.12 | |
62. | Обобщающий урок по изученным правилам орфографии. | 26.12 | |
63. | Контрольная работа по орфографии. Правописание имен существительных, прилагательных, глаголов. | 27.12 | |
| МОРФОЛОГИЯ | | |
64. | Причастие. Анализ контрольной работы. Что такое причастие. | 09.01 | |
65. | Что такое причастие. | 10.01 | |
66. | Что такое причастие. | 13.01 | |
67. | Что такое причастие. | 14.01 | |
68. | Причастный оборот. | 15.01 | |
69. | Причастный оборот. | 16.01 | |
70. | Обособление причастного оборота на письме. Тестовая работа. | 17.01 | |
71. | Образование причастий. Действительные причастия. | 20.01 | |
72. | Образование причастий. Действительные причастия. | 21.01 | |
73. | Образование причастий. Страдательные причастия. | 22.01 | |
74. | Образование причастий. Страдательные причастия. | 23.01 | |
75. | Правописание действительных и страдательных причастий настоящего времени. | 24.01 | |
76. | Полные и краткие причастия. | 25.01 | |
77. | Полные и краткие причастия. | 27.01 | |
78. | Морфологический разбор причастия. | 28.01 | |
79. | Буквы Н и НН в причастиях. | 29.01 | |
80. | Буквы Н и НН в причастиях. | 30.01 | |
81. | Буквы Н и НН в причастиях. | 31.01 | |
82. | Буквы Н и НН в причастиях. | 01.02 | |
83. | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 03.02 | |
84. | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 04.02 | |
85. | Правописание причастий (обобщение изученного). | 05.02 | |
86. | Контрольный диктант №4 по теме «Причастие». | 06.02 | |
87. | Анализ контрольного диктанта. Повествование художественного и разговорного стилей. | 07.02 | |
88. | Повествование художественного и разговорного стилей. | 10.02 | |
89. | Повествование в рассказе. | 11.02 | |
90. | Контрольное изложение №2 (упр.482). | 12.02 | |
91. | Анализ контрольного изложения. Повествование делового и научного стилей. | 13.02 | |
92. | Повествование делового и научного стилей. | 14.02 | |
93. | Деепричастие. Что такое деепричастие. | 25.02 | |
94. | Что такое деепричастие. | 26.02 | |
95. | Деепричастный оборот. | 27.02 | |
96. | Деепричастный оборот. Тестовая работа. | 28.02 | |
97. | Правописание НЕ с деепричастиями. | 02.03 | |
98. | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенно-го и совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий. | 03.03 | |
99. | Деепричастия несовершенного и совершенного вида. | 04.03 | |
100. | Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Типы речи. Описание места. | 05.03 | |
101. | Сочинение в жанре рассказа. | 06.03 | |
102. | Употребление причастий и деепричастий в речи | 10.03 | |
103. | Употребление причастий и деепричастий в речи. | 11.03 | |
104. | Употребление причастий и деепричастий в речи | 12.03 | |
105. | Произношение причастий и деепричастий. | 13.03 | |
106. | Произношение причастий и деепричастий. | 16.03 | |
107. | Обобщающий урок по теме «Деепричастие». | 17.03 | |
108. | Отработка орфографических и пунктуационных навыков по теме «Деепричастие». | 18.03 | |
109. | Отработка орфографических и пунктуационных навыков. | 19.03 | |
110. | Контрольный диктант №5 по теме «Деепричастие». | 20.03 | |
111. | Анализ контрольного диктанта. Соединение в тексте описания предмета и описания места. | 21.03 | |
112. | Имя числительное. Что обозначает имя числительное. | 23.03 | |
113. | Простые, сложные и составные числительные. Их правописание. | 24.03 | |
114. | Простые, сложные и составные числительные. Их правописание. | 25.03 | |
115. | Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. | 26.03 | |
116. | Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. | 27.03 | |
117. | Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. | 30.03 | |
118. | Изменение порядковых числительных. | 31.03 | |
119. | Морфологический разбор имени числительного. | 01.04 | |
120. | Употребление числительных в речи. | 02.04 | |
121. | Произношение числительных. | 03.04 | |
122. | Обобщение изученного по теме «Имя числительное». | 13.04 | |
123. | Контрольная работа по теме «Имя числительное». | 14.04 | |
124. | Описание состояния окружающей среды. | 15.04 | |
125. | Сочинение-миниатюра «Сегодняшний день» (упр.661). | 16.04 | |
126. | Местоимение. Какие слова называются местоимениями. | 17.04 | |
127. | На какие разряды делятся местоимения по значению. | 18.04 | |
128. | Личные местоимения. | 20.04 | |
129. | Морфологический разбор местоимения. | 21.04 | |
130. | Возвратное местоимение себя. | 22.04 | |
131. | Притяжательные местоимения. | 23.04 | |
132. | Указательные местоимения. | 24.04 | |
133. | Соединение в тексте разных типовых фрагментов. | 27.04 | |
134. | Определительные местоимения. | 28.04 | |
135. | Вопросительно-относительные местоимения. | 29.04 | |
136. | Отрицательные местоимения. | 30.04 | |
137. | Отрицательные местоимения. | 06.05 | |
138. | Неопределенные местоимения. | 07.05 | |
139. | Неопределенные местоимения. | 08.05 | |
140. | Употребление местоимений в речи. | 12.05 | |
141. | Произношение местоимений. | 13.05 | |
142. | Обобщающий урок по теме «Местоимение». | 14.05 | |
143. | Контрольный диктант №6 по теме «Правописание местоимений». | 15.05 | |
144. | Анализ контрольного диктанта. Соединение в тексте разных типовых фрагментов. | 18.05 | |
145. | Соединение в тексте описания места и описания состояния окружающей среды. | 19.05 | |
146. | Сочинение «Мой любимый уголок природы». | 20.05 | |
| ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ | | |
147. | Повторение и обобщение изученного в 5-6 классах. | 21.05 | |
148. | Итоговая контрольная работа. | 22.05 | |
149. | Анализ итоговой контрольной работы. | 25.05 | |
150. | Обобщение изученного в 5-6 классах. | 26.05 | |
151. | Обобщение изученного в 5-6 классах. | 27.05 | |
152. | Обобщение изученного в 5-6 классах. | 28.05 | |
153. | Обобщение изученного в 5-6 классах. | 29.05 | |