СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе программы для 5-9 классов (М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе программы для 5-9 классов (М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов). 153 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе программы для 5-9 классов (М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов)»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Рабочая программа по предмету Русский язык для 6 класса разработана на основе:

- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Нахабинская гимназия №4»,

- учебного плана МБОУ «Нахабинская гимназия №4» на 2019-2020 учебный год,

- программы для 5-9 классов (М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. 10-11 классы. / Составитель Е.И.Харитонова - М.: Дрофа, 2016),

- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 г. №345, учитывая изменения и дополнения).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника "Русский язык. 6 класс" (авторы: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта) М., Дрофа, 2017

Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи учебной деятельности:

- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

- формирование универсальных учебных действий:

- познавательных: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию,

- регулятивных: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию,

- коммуникативных: владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся проектируется с учетом и на основе государственных стандартов.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

    1. Место предмета

Предмет «Русский язык» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе по 4,5 часа в неделю (153 часа).

2.2. Результаты освоения курса

Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКИЙ ЯЗЫК. 6 КЛАСС

О ЯЗЫКЕ. Слово как основная единица языка.

РЕЧЬ. Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).

Т е к с т. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический приём, повышающий выразительность речи, и повтор-недочёт.

С т и л и р е ч и: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы (жанры) — инструкция, объявление.

Т и п ы р е ч и. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, информативное и изобразительное повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.

РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ.) ПРАВОПИСАНИЕ.

Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ—ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными. Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков.

ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ, ПРОИЗНОШЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ

Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Глагол, имя существительное, имя прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.

Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью. Словообразование имён существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным присоединением суффикса). Сложносокращённые слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имён существительных и прилагательных; употребление н— нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок. Выдающиеся лингвисты: Л. В. Щерба. Культура речи. Правильное употребление сложносокращённых слов. Правильное употребление в речи имён существительных, прилагательных и глаголов. Наблюдение за употреблением имён существительных, прилагательных и глаголов в художественной речи.


МОРФОЛОГИЯ

ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ. Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.

Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ. Культура речи. Орфоэпические особенности употребительных причастий и деепричастий. Грамматически правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами. Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Текстообразующая функция деепричастных оборотов.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с учётом грамматических норм) текстов с именами числительными. Культура речи. Правильное употребление в речи имён числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имён числительных.

МЕСТОИМЕНИЕ. Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями. Выдающиеся лингвисты: А. А. Шахматов. Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение употребительных местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и др. Употребление местоимений для связи предложений в тексте.

Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки)

    1. Основные виды контроля:

1.Стартовый (входящий) контроль – 1 (3 неделя)

2. Промежуточный, тематический контроль:

  • Контрольные сочинения – 2

  • Контрольные изложения – 4

  • Контрольные работы и диктанты – 6

3. Итоговый контроль – 1 (32-33 недели)

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:

 Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания предмета «русский язык», – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

В результате изучения русского языка на ступени основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные:

1) любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

2) любовь к природе, осознание ее уникальности, необходимости ее беречь, умение чувствовать красоту природы;

3) потребность в самовыражении через слово;

4) устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

5) ориентация  в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

6) стремление к развитию и  совершенствованию собственной речи

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;

- организовывать  исследовательскую работу: ставить учебные задачи, планировать деятельность;

- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследовать

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- искать и выделять необходимую информацию;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- моделировать: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логическую  цепочку;

- осваивать формы  познавательной и личностной рефлексии

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- совершенствовать орфоэпические навыки;

- количественно и качественно обогащать словарный запас;

- оперировать стилистическими ресурсами языка;

- развивать связную устную и письменную речь;

- правильно общаться – выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника;

- участвовать  в коллективном обсуждении проблемы, уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, владеть монологической и диалогической формами речи  в соответствии с нормами родного языка

Предметные:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности.

Планируемые результаты изучения русского языка. 6 класс

Ученик научится:

- использовать различные виды монолога и диалога;

- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использования языковых средств;

- обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета;

- различать самостоятельные части речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, слово категории состояния) по совокупности признаков и аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;

- находить орфограммы в соответствии с изученными правилами;

- различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова;

- использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте;

- производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи;

- соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;

- строить тексты различных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи; анализировать и создавать тексты изученных стилей (отзыв о книге, индивидуальная характеристика, описание места, биография, правила, случаи из жизни);


Ученик получит возможность научиться:

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию;

- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;

- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах;

- извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (включая противоположные точки зрения на ее решение);

- создавать устные монологические и диалогические высказывания в учебно – научной сфере общения;

- публично защищать проект;

- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата;

- различать и анализировать тексты разных типов и стилей с точки зрения специфики использования в них языковых средств;

- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики;

- выразительно читать поэтические и прозаические тексты;

- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;


    1. УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Перечень учебно-методического обеспечения для учителя и для учащихся.

Для учащихся

1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.

2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 6 класс / М.: Просвещение, 2006.

3. Вартаньян Э.А. Из жизни слов. –М.; 1998.

4. Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии. 5-9 классы, Саратов, "Лицей", 2004

Для учителя

1. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов "Методическое пособие" к учебнику "Русский язык. 6 класс" под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта, М., Дрофа, 2013.

2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя. - З-е изд. / Г. А. Богданова - М.: Просвещение, 2009.

3. Ю.В.Долбилова. Нестандартные уроки по русскому языку. 5-8 классы. Р.-на-Д., "Феникс", 2011.

4. Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс / Сост. Ю. С. Пичугов. - М.: Просвещение, 2010.

5. М.П.Книгина. Русский язык. 6 класс. Тесты: в 2 ч., Саратов, "Лицей", 2006

6. Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 класс

7. О.С.Иссерс, Н.А.Кузьмина. Русский язык. Тесты. Все разделы школьного курса. 5-7 курсы. М., Дрофа, 2003

8. Ю.С.Меженко. Опорные конспекты по русскому языку, М., Творческая педагогика, 1992.

9. Г.В.Цветкова. Русский язык. 5-9 классы. Рабочие программы по учебникам под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, Волгоград: Учитель, 2012.

10. Н.В.Ромашкина. Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Планета, 2013.

11.Русский язык. Поурочные планы. 5-6 классы. По учебникам М.М.Разумовской, П.А.Леканта. М.: Учитель.

12. Л.А.Ходякова, Е.В.Кабанова. Сочинение по картине в 6 классе. М., АСТ, 2004.

13. С.А.Романова. Тематическая разработка уроков русского языка в 6 классе. М.: Школьная пресса, 2002.

14. П.Ф.Ивченков. Обучающие изложения. 5-9 классы. М.: Просвещение, 1993.

15. А.Б.Малюшкин. Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. М.: Творческий центр, 2003.

Словари и справочники:

1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб, «Просвещение», 1994.-271с

2.Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

3. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

4. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.

Мультимедийные пособия.

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 6 класс.

Н.В.Ромашкина. Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М., «Планета», 2013.

Электронный репетитор-тренажер. Курс русского языка (базовый). Медиахауз, 2001.

Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку и литературе

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

 Грамота.ру (Русский язык) http://www.gramota.ru/

 Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/

 Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

 Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm

 Культура письменной речи http://www.gramma.ru

 Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

 Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

 Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

 Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/

 Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html

 Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

 Говорим по-русски! http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html

 Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/

 Русское письмо http://character.webzone.ru

 Редактор.ru http://www.redactor.ru/

 Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

 Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/

 Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе

(153 часа)



Название разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения


1.

ВВЕДЕНИЕ

Слово – основная единица языка.

02.09



РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (на основе изученного в 5 классе)



2.

Что мы знаем о речи, ее стилях и типах.

03.09


3.

Орфография и пунктуация.

05.09


4.

Орфография и пунктуация.

06.09


5.

Употребление прописных букв.

09.09


6.

Сочинение по личным впечатлениям.

10.09


7.

Буквы Ъ и Ь.

12.09


8.

Орфограммы корня. Стартовый контроль.

13.09


9.

Правописание окончаний слов.

16.09


10.

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами.

17.09


11.

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными и прилагательными.

18.09


12.

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными и прилагательными. Что мы знаем о тексте.

19.09


13.

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5 классе»

20.09


14.

Анализ контрольного диктанта №1.

23.09



15.

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи.

24.09


16.

Части речи и члены предложения.

26.09


17.

Части речи и члены предложения.

27.09



18.

Имя существительное

Морфологические признаки имени существительного.

30.09


19.

Словообразование имен существительных.

01.10


20.

Словообразование имен существительных.

03.10


21.

Словообразование имен существительных.

04.10


22.

Правописание сложных имен существительных.

14.10


23.

Правописание сложных имен существительных.

15.10


24.

Употребление имен существительных в речи.

17.10


25.

Употребление имен существительных в речи. Сравнение.

18.10


26.

Употребление имен существительных в речи. Метафора.

21.10


27.

Контрольный диктант №2 по теме «Имя существительное».

22.10


28.

Анализ контрольного диктанта №2. Изложение учебно-научного текста (упр.158).

24.10


29.

Произношение имен существительных.

25.10


30.

Разграничение деловой и научной речи.

26.10


31.

Характеристика научного стиля. Определение научного понятия.

28.10


32.

Рассуждение-объяснение.

29.10


33.

Изложение учебно-научного текста (о синонимах).

31.10


34.

Характеристика делового стиля речи.

01.11


35.

Контрольное изложение №1.

05.11


36.

Анализ изложения.

Имя прилагательное. Морфологические признаки имени прилагательного.

07.11


37.

Словообразование имен прилагательных.

08.11


38.

Словообразование имен прилагательных.

09.11


39.

Словообразование имен прилагательных.

11.11


40.

Правописание сложных имен прилагательных.

12.11


41.

Правописание сложных имен прилагательных.

14.11


42.

Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных.

15.11


43.

Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных.

25.11


44.

Употребление имен прилагательных в речи.

26.11


45.

Употребление имен прилагательных в речи.

28.11


46.

Произношение имен прилагательных.

29.11


47.

Контрольный диктант №3 по теме «Имя прилагательное».

02.12


48.

Анализ контрольного диктанта. Способы связи предложений в тексте.

03.12


49.

Средства связи предложений в тексте. Употребление параллельной связи с повтором.

05.12


50.

Как исправить текст с неудачным повтором.

06.12


51.

Контрольное сочинение по картине (упр.254).

09.12


52.

Глагол. Морфологические признаки глагола.

10.12


53.

Словообразование глаголов.

12.12


54.

Словообразование глаголов.

13.12


55.

Правописание приставок пре- и при-.

14.12


56.

Правописание приставок пре- и при-.

16.12


57.

Правописание приставок пре- и при-.

17.12


58.

Буквы и – ы в корне после приставок.

19.12


59.

Изложение.

20.12


60.

Употребление глаголов в речи.

23.12


61.

Произношение глаголов.

24.12


62.

Обобщающий урок по изученным правилам орфографии.

26.12


63.

Контрольная работа по орфографии. Правописание имен существительных, прилагательных, глаголов.

27.12



МОРФОЛОГИЯ



64.

Причастие. Анализ контрольной работы. Что такое причастие.

09.01


65.

Что такое причастие.

10.01


66.

Что такое причастие.

13.01


67.

Что такое причастие.

14.01


68.

Причастный оборот.

15.01


69.

Причастный оборот.

16.01


70.

Обособление причастного оборота на письме. Тестовая работа.

17.01


71.

Образование причастий. Действительные причастия.

20.01


72.

Образование причастий. Действительные причастия.

21.01


73.

Образование причастий. Страдательные причастия.

22.01


74.

Образование причастий. Страдательные причастия.

23.01


75.

Правописание действительных и страдательных причастий настоящего времени.

24.01


76.

Полные и краткие причастия.

25.01


77.

Полные и краткие причастия.

27.01


78.

Морфологический разбор причастия.

28.01


79.

Буквы Н и НН в причастиях.

29.01


80.

Буквы Н и НН в причастиях.

30.01


81.

Буквы Н и НН в причастиях.

31.01


82.

Буквы Н и НН в причастиях.

01.02


83.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

03.02


84.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

04.02


85.

Правописание причастий (обобщение изученного).

05.02


86.

Контрольный диктант №4 по теме «Причастие».

06.02


87.

Анализ контрольного диктанта. Повествование художественного и разговорного стилей.

07.02


88.

Повествование художественного и разговорного стилей.

10.02


89.

Повествование в рассказе.

11.02


90.

Контрольное изложение №2 (упр.482).

12.02


91.

Анализ контрольного изложения. Повествование делового и научного стилей.

13.02


92.

Повествование делового и научного стилей.

14.02


93.

Деепричастие. Что такое деепричастие.

25.02


94.

Что такое деепричастие.

26.02


95.

Деепричастный оборот.

27.02


96.

Деепричастный оборот. Тестовая работа.

28.02


97.

Правописание НЕ с деепричастиями.

02.03


98.

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенно-го и совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.

03.03


99.

Деепричастия несовершенного и совершенного вида.

04.03


100.

Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Типы речи. Описание места.

05.03


101.

Сочинение в жанре рассказа.

06.03


102.

Употребление причастий и деепричастий в речи

10.03


103.

Употребление причастий и деепричастий в речи.

11.03


104.

Употребление причастий и деепричастий в речи

12.03


105.

Произношение причастий и деепричастий.

13.03


106.

Произношение причастий и деепричастий.

16.03


107.

Обобщающий урок по теме «Деепричастие».

17.03


108.

Отработка орфографических и пунктуационных навыков по теме «Деепричастие».

18.03


109.

Отработка орфографических и пунктуационных навыков.

19.03


110.

Контрольный диктант №5 по теме «Деепричастие».

20.03


111.

Анализ контрольного диктанта. Соединение в тексте описания предмета и описания места.

21.03


112.

Имя числительное. Что обозначает имя числительное.

23.03


113.

Простые, сложные и составные числительные.

Их правописание.

24.03


114.

Простые, сложные и составные числительные.

Их правописание.

25.03


115.

Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание.

26.03


116.

Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание.

27.03


117.

Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание.

30.03


118.

Изменение порядковых числительных.

31.03


119.

Морфологический разбор имени числительного.

01.04


120.

Употребление числительных в речи.

02.04


121.

Произношение числительных.

03.04


122.

Обобщение изученного по теме «Имя числительное».

13.04


123.

Контрольная работа по теме «Имя числительное».

14.04


124.

Описание состояния окружающей среды.

15.04


125.

Сочинение-миниатюра «Сегодняшний день» (упр.661).

16.04


126.

Местоимение. Какие слова называются местоимениями.

17.04


127.

На какие разряды делятся местоимения по значению.

18.04


128.

Личные местоимения.

20.04


129.

Морфологический разбор местоимения.

21.04


130.

Возвратное местоимение себя.

22.04


131.

Притяжательные местоимения.

23.04


132.

Указательные местоимения.

24.04


133.

Соединение в тексте разных типовых фрагментов.

27.04


134.

Определительные местоимения.

28.04


135.

Вопросительно-относительные местоимения.

29.04


136.

Отрицательные местоимения.

30.04


137.

Отрицательные местоимения.

06.05


138.

Неопределенные местоимения.

07.05


139.

Неопределенные местоимения.

08.05


140.

Употребление местоимений в речи.

12.05


141.

Произношение местоимений.

13.05


142.

Обобщающий урок по теме «Местоимение».

14.05


143.

Контрольный диктант №6 по теме «Правописание местоимений».

15.05


144.

Анализ контрольного диктанта. Соединение в тексте разных типовых фрагментов.

18.05


145.

Соединение в тексте описания места и описания состояния окружающей среды.

19.05


146.

Сочинение «Мой любимый уголок природы».

20.05



ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ



147.

Повторение и обобщение изученного в 5-6 классах.

21.05


148.

Итоговая контрольная работа.

22.05


149.

Анализ итоговой контрольной работы.

25.05


150.

Обобщение изученного в 5-6 классах.

26.05


151.

Обобщение изученного в 5-6 классах.

27.05


152.

Обобщение изученного в 5-6 классах.

28.05


153.

Обобщение изученного в 5-6 классах.

29.05