СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с ФГОС ООО и примерными программами основного общего образования предмет «Русский язык» изучается в 5-9 ом классах. Общий объем учебного времени в 6 классе – 210 ч (6ч в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 6 класса»


Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закона РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской федерации» (ст. 2, 12, 28, 47);

  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577);

  • Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (ред. от 17.07.2015);

  • Приказа Минобрнауки России от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

  • Авторской программы по русскому языку для 5 – 9 классов под редакцией М.Т. Баранова, .А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др., Москва, «Просвещение», 2016 год;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 107»;

  • Учебного плана начального общего образования на 2019-2020 учебный год МБОУ «Школа № 107»;

  • Календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год МБОУ «Школа № 107»;

  • Локального акта МБОУ «Школа № 107» «Положение о рабочей программе учебных предметов,курсов».

В соответствии с ФГОС ООО и примерными программами основного общего образования предмет «Русский язык» изучается в 5-9 ом классах. Общий объем учебного времени в 6 классе – 210 ч (6ч в неделю).

В соответствии с календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год на уроки русского языка в 6 «А», 6 «Б», 6 «Г» классах приходится 210 часов.

Структура и содержание программы остались без изменений.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»


Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне общего образования и должны обеспечивать:

1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): владение различными видами аудирования (выборочным, детальным) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи:

- владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим);

- понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли прослушанного или прочитанного текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания прослушанного или прочитанного текста;

- владение навыками информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: составление плана текста (простого, сложного; назывного, вопросного, тезисного) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделение главной и второстепенной информации в прослушанном или прочитанном тексте; выделение явной и скрытой информации в прослушанном или прочитанном тексте;

- представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; представление содержания таблицы, схемы в виде текста; комментирование текста или его фрагмента;

- передача в устной или письменной форме содержания прослушанных или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) с заданной степенью свернутости: подробное изложение (исходный текст объемом не менее 280 слов), сжатое и выборочное изложение (исходный текст объемом не менее 300 слов);

- устный пересказ прочитанного или прослушанного текста объемом не менее 150 слов; извлечение информации из различных источников, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой;

- создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование; выступление с научным сообщением;

- владение различными видами диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации);

- участие (создание не менее шести реплик) в диалоге разных видов; обсуждение и четкая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности, согласованное распределение работы;

- создание письменных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) с опорой на жизненный и читательский опыт; создание текстов с опорой на произведения искусства;

- создание письменных текстов публицистических жанров (интервью, репортаж, заметка);

- оформление деловых бумаг (заявление, инструкция, объяснительная записка, расписка, автобиография, характеристика);

- составление тезисов, конспекта, рецензии, реферата;

- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов;

- осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;

- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

- оценивание письменных и устных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:

- осознание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире;

- осознание роли русского языка в жизни человека;

- осознание богатства, выразительности русского языка;

- определение различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка;

- соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка в собственных речевых высказываниях:

- распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики, грамматики (звукопись, эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизмы, синонимы, антонимы, омонимы), уместное употребление этих языковых средств в собственной речи;

- характеристика устных и письменных высказываний с точки зрения цели, ситуации и условий общения;

- осознанное использование речевых средств для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

- вычленение звуков речи и характеристика их фонетических признаков; распознавание звуков речи по заданным характеристикам; определение звукового состава слова;

- вычленение морфем в словах; распознавание разных видов морфем;

- определение основных способов словообразования;

- определение лексического значения слова разными способами (использование толкового словаря, а также словарей синонимов, антонимов; установление значения слова по контексту);

- распознавание однозначных и многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов; прямого и переносного значений слова;

- идентификация самостоятельных (знаменательных) и служебных частей речи по значению и основным грамматическим признакам;

- распознавание имен существительных, имен прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, имен числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов;

- распознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение);

- определение типов подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание);

- распознавание основных видов словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные);

- распознавание простых неосложненных предложений; распознавание простых предложений, осложненных однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обособленными членами, уточняющими членами, обращением, вводными словами, предложениями и вставными конструкциями;

- распознавание сложных предложений;

- распознавание предложений с прямой речью; выделение в них прямой речи и слов автора;

- распознавание предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по количеству грамматических основ (простые и сложные), по наличию главных членов (двусоставные и односоставные), по наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные); предложений полных и неполных;

- распознавание видов односоставных предложений (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные);

- определение морфологических средств выражения подлежащего, сказуемого разных видов (простого глагольного, составного глагольного, составного именного), второстепенных членов предложения (определения, приложения, дополнения, обстоятельства);

- распознавание бессоюзных и союзных (сложносочиненных и сложноподчиненных) предложений, сложных предложений с разными видами связи; сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными (с однородным, неоднородным или последовательным подчинением придаточных);

- распознавание сложносочиненных предложений по смысловым отношениям между его частями;

- распознавание видов сложноподчиненных предложений (определительные, изъяснительные, обстоятельственные: времени, места, причины, образа действия и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели);

- различение подчинительных союзов и союзных слов в сложноподчиненных предложениях;

- распознавание прямой и косвенной речи;

- распознавание текстов различных функциональных разновидностей языка;

- применение знаний по фонетике и графике, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии, орфографии, синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

- проведение фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического анализа слова;

- проведение орфографического анализа слова, предложения, текста или его фрагмента;

- проведение пунктуационного анализа предложения, текста или его фрагмента;

- проведение синтаксического анализа словосочетания, предложений разных видов, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;

- проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным признакам (соответствия теме; наличия главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности);

- проведение смыслового анализа текста;

- проведение анализа текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем и абзацев;

- проведение анализа способов и средств связи предложений в тексте или текстовом фрагменте;

- проведение анализа текста или текстового фрагмента с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

- выявление типовых признаков текстов разных жанров (рассказ, расписка, заявление, инструкция, словарная статья, научное сообщение, реферат, доклад на научную тему, интервью, репортаж, заметка, автобиография, характеристика);

- проведение анализа текста с точки зрения употребления в нем языковых средств выразительности (фонетических, лексических, морфологических, синтаксических);

6) обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения:

- осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их развитие и совершенствование;

- использование словарей, в том числе мультимедийных, при построении устного и письменного речевого высказывания, для осуществления эффективного и оперативного поиска нужной лингвистической информации (с учетом сведений о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи, о разных способах конструирования информационных запросов);

- использование толковых словарей для определения лексического значения слова, принадлежности его к группе однозначных или многозначных слов, для определения прямого и переносного значения, особенностей употребления слова;

- использование орфоэпических, орфографических словарей для определения нормативного написания и произношения слова;

- использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

- использование морфемных и словообразовательных словарей при проведении морфемного и словообразовательного анализа слов, а также учебного этимологического словаря для получения краткой информации о происхождении слова;

- использование словарей синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов или антонимов, для редактирования текста;

7) овладение основными нормами современного русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

- осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

- анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка собственной и чужой речи; корректировка речи с учетом ее соответствия основным нормам современного русского литературного языка;

- соблюдение основных орфоэпических норм современного русского литературного языка: произношение ударных и безударных гласных звуков; произношение согласных звуков и их сочетаний; произношение мягкого или твердого согласного в иноязычных словах; произношение русских имен, отчеств и фамилий; географических названий; произношение некоторых грамматических форм имен прилагательных, глаголов, причастий; постановка ударения в словах (в рамках изученного);

- соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; точное использование слов, обозначающих родовые и видовые понятия, в конструкциях с обобщающими словами при однородных членах; употребление пословиц, поговорок, фразеологизмов, крылатых слов, афоризмов; употребление омонимов, синонимов, антонимов;

- соблюдение основных грамматических (словообразовательных) норм современного русского литературного языка: образование слов самостоятельных частей речи;

- соблюдение основных грамматических (морфологических и синтаксических) норм современного русского литературного языка: словоизменение имен существительных, имен прилагательных, местоимений, имен числительных, глаголов; употребление несклоняемых имен существительных; согласование имен прилагательных и глаголов в прошедшем времени с существительными общего рода, с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными; употребление местоимений 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности); употребление имен существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов в предложении в соответствии с их грамматическим значением; употребление предлогов из – с; в – на в составе словосочетаний; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием, сложносокращенными словами, словами большинство – меньшинство, количественными сочетаниями; употребление деепричастного оборота; употребление причастного оборота;

- построение словосочетаний с именами числительными (обеих – обоих); с несклоняемыми именами существительными, со сложносокращенными словами; согласование однородных подлежащих со сказуемым; согласование однородных сказуемых с подлежащим; построение предложения с однородными членами; построение предложений с прямой и косвенной речью; построение сложных предложений разных видов;

- соблюдение норм построения текстов, принадлежащих к различным типам речи (описание, повествование, рассуждение): соответствие текста теме и основной мысли; цельность и относительная законченность; последовательность изложения (развертывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте; логичность;

- соблюдение основных норм речевого этикета; соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка: правописание морфем; употребление прописной и строчной букв, графических сокращений слов; слитные, дефисные и раздельные написания слов и их частей;

- соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языка: знаки препинания в конце предложения; знаки препинания в простом неосложненном предложении; знаки препинания в простом осложненном предложении; знаки препинания в сложном предложении; знаки препинания при передаче чужой речи.

Предметные результаты освоения второго года обучения учебного предмета «Русский язык» должны отражать сформированность умений:

 понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 180 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

 составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме (для подробного изложения объем исходного текста не менее 160 слов; для сжатого изложения – не менее 165 слов); выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;

 устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 110 слов;

 создавать устные монологические высказывания объемом не менее 60 слов на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание, монолог-рассуждение, монологповествование; выступать с научным сообщением;

 владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (объем не менее 4 реплик);

 распознавать тексты разных функциональных разновидностей (повествование, описание); характеризовать особенности описания как типа речи; особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи; называть требования к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ, беседа; заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике;

 создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину, произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 5 и более предложений; классного сочинения объемом 1,0–1,5 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы); устно и письменно описывать внешность человека, помещение, природу, местность, действие;

 создавать текст в жанре научного сообщения; оформлять деловые бумаги (заявление, расписка); осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;

 редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка;

 проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов;

 распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;

 распознавать признаки фразеологизмов, объяснять их значение; определять речевую ситуацию употребления фразеологизма;

 распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения;

 применять знания по лексике и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

 оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.

 распознавать виды морфем в слове (формообразующие и словообразовательные);

 выделять производящую основу, определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); проводить морфемный и словообразовательный анализы слова; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания сложных и сложносокращенных слов;

 характеризовать особенности словообразования имен существительных; соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имен существительных;

 характеризовать особенности словообразования имен прилагательных; соблюдать нормы произношения имен прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного); различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имен прилагательных; соблюдать нормы правописания н и нн в именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имен прилагательных, сложных имён прилагательных;

 определять общее грамматическое значение имени числительного; различать разряды имен числительных по значению, по строению; уметь склонять имена числительные, характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи, употребления в научных текстах, деловой речи; правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать нормы правописания имен числительных, в том числе ь в именах числительных;

 определять общее грамматическое значение местоимения; различать разряды местоимений; уметь склонять местоимения; характеризовать особенности их склонения; словообразования, синтаксических функций, роли в речи; правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); соблюдать нормы правописания местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного написания местоимений, правописания корня с чередованием а//о –кос-−-кас-, гласных в приставках пре- и при-, слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами;

 определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы; использовать личные глаголы в безличном значении;

 характеризовать причастия как форму глагола, выделять признаки глагола и имени прилагательного в причастии; различать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; склонять причастия; выделять причастный оборот, правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, объяснять роль причастия в предложении; понимать особенности постановки ударения в некоторых формах причастий; правильно употреблять в речи однокоренные слова типа «висящий – висячий», «горящий – горячий», причастия с суффиксом –ся; правильно согласовывать причастия в словосочетаниях типа прич. + сущ.; соблюдать нормы правописания причастий (падежные окончания, гласные в суффиксах причастий, н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имен прилагательных; слитное и раздельное написание не с причастиями);

 распознавать имена числительные, местоимения, причастия;

 проводить морфологический анализ имен числительных, местоимений, причастий;

 применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

 проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

 проводить анализ текста; определять средства связи предложений в тексте, в том числе с использованием притяжательных и указательных местоимений, видовременной соотнесенности глагольных форм;

 соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка (в том числе во время списывания текста объемом 100-110 слов; словарного диктанта объемом 20–25 слов; диктанта на основе связного текста объемом 100–110 слов, содержащего не более 16 орфограмм, 3–4 пунктограмм и не более 7 слов с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.

Содержание учебного предмета


Язык. Речь. Общение

Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

Развитие речи (далее Р.Р.). Определение схемы ситуации общения.

Повторение изученного в 5 классе

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.

Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный диктант с грамматическим заданием). Контрольный словарный диктант, тест.

Текст

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.

Лексика. Культура речи

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.

Р.Р. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Фразеология. Культура речи

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р. Контрольный тест по теме «Фразеология».

Словообразование. Орфография. Культура речи

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- – -кос--гар- – -гор-, -зар- – -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Р.Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочиненияОписание помещения. Составление рассказа по рисункам. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен-существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквыч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах  -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания по личным впечатлениям. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.

К.Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант. Сочинение-описание природы.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.

Р.Р. Стиль текста. Выборочное изложение по произведениям художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу».

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».

Местоимение

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Местоимение».

Глагол

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.

Р.Р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

К.Р. Итоговый тест.









Тематическое планирование по русскому языку



урока

Тема

раздела, урока

Кол-во часов


Язык. Речь. Общение. (4 часа)

1

Русский язык – один из развитых языков мира.

1

2

Язык, речь, общение

1

3

Ситуация общения.

1

4

Рр Рассуждение.

1



Повторение изученного в 5 классе (14 час. + 1 р/р).

5

Фонетика, орфоэпия, графика.

1

6

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова.

1

7

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1

8

Диагностическая работа. Диктант с грамматическим заданием.

1

9

Работа над ошибками в диагностической работе.

1

10

Части речи. Морфологический разбор слова.

1

11

Орфограммы в окончаниях слов.

1

12

Рр Сочинение «Интересная встреча».

1

13

Словосочетание.

1

14

Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри предложения

1

15

Сложное предложение. Запятые в СП. Синтаксический разбор сложного предложения.

1

16

Прямая речь. Диалог. Знаки препинания при них

1

17

Закрепление материала по теме «Повторение изученного в 5 классе».

1

18

Кр № 1.Диктант с грамматическим заданием.

1

19

Работа над ошибками. в контрольной работе.

1


Текст. Стили речи (3 час. + 2 р/р).

20

Рр Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

1

21

Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова

1

22

Основные признаки текста.

1

23

Рр Сочинение. Рассказ по предложенному началу.

1

24

Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи.

1



Лексика. Культура речи (10 час. + 3 р/р).

25

Слово и его лексическое значение.

1

26

Слово и его лексическое значение.


1

27

Рр Собирание материалов к сочинению. Устное описание картины А.М. Герасимова “После дождя”.

1

28

Общеупотребительные слова. Профессионализмы.

1

29

Диалектизмы.

1

30

31

Рр Сжатое изложение (упр. № 119).

2

32

33

Исконно русские и заимствованные слова

2

34

Новые слова (неологизмы)

1

35

Устаревшие слова.

1

36

Словари. Словарная статья.

1

37

Повторение и обобщение изученного по лексике.

1


Фразеология. Культура речи. (5 час.)

38

Фразеологизмы.

1

39

Источники фразеологизмов.

1

40

Повторение и обобщение изученного по лексике и фразеологии. Проверочная работа (тест).

1

41

Кр № 2. Диктант с грамматическим заданием по темам «Лексика. Фразеология».

1

42

Работа над ошибками.

1


Словообразование. Орфография. Культура речи ( 25 час. + 6 р/р)

43

44

Повторение изученного в 5 классе.

2

45

Рр Описание помещения.

1

46

47

Основные способы образования слов в русском языке.

2

48

Этимология слов.

1

49

Рр Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Сочинение.

1

50

Обобщение и повторение изученного материала.

1

51

52

Буквы О и А в корне -кос-/-кас-.

2

53

54

Буквы О и А в корне -гор-/-гар-.

2

55

56

Буквы О и А в корне -зар- -зор-.

2

57

Буквы Ы и И после приставок.

1

58

Гласные в приставках пре- и при-.

1

59

60

Кр № 3. Изложение.


2

61

62

Гласные в приставках пре- и при-.

2

63

Гласные в приставках пре- и при-.

1

64

Соединительные о и е в сложных словах.

1

65

66

Рр Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро».

2

67

68

Сложносокращенные слова.

2

69

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1

70

71

Повторение темы «Словообразование и орфография. Культура речи». Тест.

2

72

Кр № 4. Диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование и орфография».

1

73

Работа над ошибками.

1



Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное (21час. + 3 р/р).

74

75

Повторение изученного в 5 классе.

2

76

Рр Составление письма другу.

1

77

78

Разносклоняемые имена существительные.


2

79

Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя.

1

80

81

Несклоняемые имена существительные.

2

82

83

Род несклоняемых существительных.

2

84

Имена существительные общего рода.

1

85

Морфологический разбор имени существительного.

1

86

Кр № 5. Сочинение-описание по личным впечатлениям.

1

87

88

Не с существительными.

2

89

90

Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик)

2

91

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик..

1

92

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

1

93

94

Повторение темы “Имя существительное”. Тест.

2

95


Кр № 6. Диктант с грамматическим заданиемпо теме «Имя существительное».

1

96

Рр Составление устного публичного выступления о происхождении имен.

1

97

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

1



Имя прилагательное (24 час. + 3 р/р).

98

99

Повторение изученного о прилагательном в 5 классе.

2

100

Рр Описание природы.

1

101

Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень имен прилагательных.

1

102

Превосходная степень имен прилагательных.

1

103

Употребление прилагательных в различных степенях сравнения.

1

104


Разряды имен прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные. Рр: описание природы.

1

105

Относительные имена прилагательные.

1

106

Притяжательные имена прилагательные.

1

107

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

108

109

Рр Изложение.


2

110

111

Не с прилагательными.

2

112

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

1

113

114

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

2

115

Закрепление: Н и НН в суффиксах кратких прилагательных. Рр Описание игрушки.

1

116

Различение на письме суффиксов прилагательных –-к- и -ск-

1

117

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

1

118

119

Повторение изученного по теме “Имя прилагательное”.

2

120


К/р № 7. Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

1

121

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

1

122

Практическая работа по теме «Имя прилагательное».

1

123

Комплексный анализ текста.

1



Имя числительное (16 час. + 2 р/р)

124

Имя числительное как часть речи.

1

125

Простые и составные числительные.

1

126

127

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

2

128

Порядковые числительные.

1

129

Разряды количественных числительных.

1

130

Числительные, обозначающие целые числа.

1

131

Числительные, обозначающие целые числа.

1

132

Дробные числительные.

1

133

Рр Юмористический рассказ по рисунку.

1

134

Собирательные числительные.

1

135

Морфологический разбор имени числительного.

1

136

137

К/р № 8. Изложение

2

138

Повторение темы «Имя числительное».

1

139

Проверочная работа (тест).

1

140

Рр Публичное выступление на тему «Берегите природу»

1

141

Работа над ошибками в контрольном изложении.

1


Местоимение (20 час. + 5 р/р).

142

Местоимение как часть речи.

1

143

144

Личные местоимения.

2

145

Возвратное местоимение СЕБЯ.

1

146

Р/р Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица «Как я однажды помогал маме».

1

147

Вопросительные местоимения.

1

148

Относительные местоимения.

1

149

150

Неопределенные местоимения.

2

151

Отрицательные местоимения.

1

152

Отрицательные местоимения.

1

153

Повторение изученного о местоимении.

1

154

155

Притяжательные местоимения.

2

156

Рр Сочинение-рассуждение.

1

157

158

Указательные местоимения. Рр Составление сложного плана.

2

159

Определительные местоимения. Рр. Сочинение – рассказ (по воображению)

1

160

Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений.

1

161

162

Рр Сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой “Первые зрители”.

2

163

Повторение изученного о местоимении. Проверочная работа (тест).

1

164

К/р № 9. Диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение».

1

165

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

1



Глагол (21 час. + 2 р/р )

166

167

Повторение изученного о глаголе.

2

168

Разноспрягаемые глаголы.

1

169

170

Глаголы переходные и непереходные. Рр Рассказ по сюжетным картинкам.

2

171

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

1

172


Рр Изложение текста, близкое к сочинению.

1

173

174

Условное наклонение глагола.

2

175

Повелительное наклонение глагола.

1

176

Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

1

177

Употребление глаголов в повелительном наклонении.

1

178

179

Употребление наклонений глагола.

2

180

181

Безличные глаголы.

2

182

Морфологический разбор глагола.

1

183

184

К/р № 10. Сочинение: рассказ на основе услышанного.

2

185

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1

186

Повторение изученного о глаголе.

1

187

Проверочная работа (тест).

1

188

К/р № 11. Диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».

1

189

Работа над ошибками к/диктанта.

1


Повторение и систематизация изученного в 6 классе (12 час. + 1р/р).

190

Разделы науки о языке.

1

191

Орфография. Орфографический разбор.

1

192

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

193

Р/р Подготовка к домашнему сочинению на одну из данных тем.

1

194

Лексика и фразеология.

1

195

Словообразование.

1

196

Морфология. Морфологический разбор.

1

197

Синтаксис.

1

198

К/р № 12. Итоговая контрольная работа (диктант).

1

199

Анализ контрольных работ.

1

200

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

201

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

202


Урок обобщения и систематизации знаний.

1

203

Коррекция знаний по курсу

1

204

Коррекция знаний по курсу

1

205

Подведение итогов года

1




17