СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 6 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

ИМЕНИ 85-ГО ГВАРДЕЙСКОГО ГАУБИЧНОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО
СИМФЕРОПОЛЬСКОГО КРАСНОЗНАМЕННОГО ОРДЕНОВ СУВОРОВА,
КУТУЗОВА И АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ПОЛКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО
__________/Грачева Н. Е.

Протокол № 1

от «__»_________2022 г.


СОГЛАСОВАНА

Зам. директора по ВР

__________/ Е.В. Медведева

«___»______________2022 г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ «СОШ№5им. 85-го АСП»

г. Симферополя

___________/Привидён Д. А.

Приказ №__ «___»______________2022 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

для 6-х классов

2022-2023 учебный год

Составитель: Кичанова В.Л., учитель русского языка и литературы, квалификационная категория–первая.







Симферополь, 2022

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями), ФГОС ООО Основной образовательной программы основного общего образования, с учетом Программы воспитания МБОУ «СОШ №5 им. 85-го АСП» г. Симферополя, авторской программы «Примерная программа по русскому языку под ред. Л. М. Рыбченковой».

По учебному плану МБОУ «СОШ №5 им. 85-го АСП » г. Симферополя для 6-х классов на изучение русского языка выделено 6 часов в неделю. Из расчета 34 учебных недели – 204 часа в год.

Программа разработана для учебника (УМК) «Русский язык. Учеб. для общеобразоват. учреждений. [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами освоения учащимися основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание тем учебного предмета «Русский язык»

  1. Введение. Повторение (8 часов)

Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Понятие о функциональных разновидностях языка.

Текст и его признаки.

Орфоэпические нормы.

Повторение материала, изученного в 5 классе.

  1. Морфемика, словообразование, орфография (20 часов)

Состав слова.

Обучающее сочинение.

Основные способы образования слов в русском языке.

Сложные и сложносокращённые слова.

Понятие об этимологии.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Сочинение на лингвистическую тему.

Буквы О//А в корнях с чередованием (-гор-//-гар-, -зор-//-зар, -раст-//-рос-).

Буквы О//А в корнях с чередованием (-гор-//-гар-, -зор-//-зар, -раст-//-рос-). Выполнение упражнений.

Правописание приставок ПРЕ-//ПРИ-.

Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография».

  1. Лексикология, орфография. Культура речи (31 час)

Повторение и обобщение изученного по теме в 5-м классе.

Устное сочинение-описание по фотографии.

Метафора. Понятие об общеязыковых и художественных метафорах.

Лексические выразительные средства.

Устное сочинение-рассуждение.

Чередование гласных в корнях -скак-//-скоч-, -равн-//-ровн-, -твар-//-твор-.

Чередование гласных в корнях -скак-//-скоч-, -равн-//-ровн-, -твар-//-твор-. Выполнение упражнений.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русские слова.

Заимствованные слова.

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления.

Архаизмы, историзмы, неологизмы.

Общеупотребительные слова. Диалектизмы.

Профессионализмы. Жаргонизмы.

Стилистически нейтральная и книжная лексика. Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика.

Сочинение-рассуждение.

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.

Повторение темы «Лексикология, орфография. Культура речи».

  1. Морфология (128 часов)

Имя существительное (19 часов)

Части речи в русском языке.

Имя существительное как часть речи.

Сочинение-рассуждение «Роль существительных в тексте».

Несклоняемые и разносклоняемые имена существительные.

Имена существительные общего рода.

Морфологический разбор имени существительного.

Устное изложение.

Словообразование имен существительных.

Сложносокращённые имена существительные.

Устное изложение.

Правописание О//Е в суффиксах имен существительных после шипящих.

Повторение темы «Имя существительное».

Имя прилагательное (29 часов)

Имя прилагательное как часть речи.

Сочинение-описание по картине.

Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень.

Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень.

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

Разряды имен прилагательных по значению. Относительные прилагательные.

Разряды имен прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные.

Сочинение-рассуждение «Надо ли беречь природу?»

Подготовка к контрольной работе. Выполнение упражнений.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Повторение по теме «Имя прилагательное».

Словообразование имён прилагательных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

Н//НН в суффиксах имён прилагательных.

Правописание -К-//-СК- в суффиксах имён прилагательных.

Словообразование имён прилагательных. Сложные имена прилагательные.

Описание признаков предметов и явлений окружающего мира.

Повторение темы «Имя прилагательное».

Имя числительное (23 часа)

Имя числительное как часть речи.

Устное сочинение-описание портрета.

Простые, сложные и составные числительные.

Количественные и порядковые числительные.

Устное сочинение на тему «Роль числительных в тексте».

Склонение числительных.

Составление юмористического рассказа по рисункам.

Разряды количественных числительных.

Публичное выступление «Берегите родную природу!»

Сочинение на лингвистическую тему.

Синтаксическая роль числительных.

Лексические способы сокращения текста.

Морфологический разбор числительного.

Повторение темы «Имя числительное».

Местоимение (26 часов)

Местоимение как часть речи.

Устный рассказ по фото.

Личные местоимения.

Приёмы сжатия текста.

Возвратное местоимение себя.

Притяжательные местоимения.

Указательные местоимения.

Определительные местоимения.

Текст. Логика текста.

Вопросительно-относительные местоимения.

Неопределённые местоимения.

Отрицательные местоимения.

Морфологический разбор местоимения.

Сочинение-описание картины.

Повторение темы «Местоимение».

Глагол (31 час)

Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол».

Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам «Степа дрова колет».

Глагол как часть речи.

Совершенный и несовершенный виды глагола.

Разноспрягаемые глаголы.

Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Рассказ по сюжетным рисункам.

Условное наклонение.

Устное сочинение-рассуждение.

Повелительное наклонение.

Создание текста-инструкции.

Употребление наклонений.

Безличные глаголы.

Морфологический разбор глагола.

Правописание гласных в суффиксах глагола.

Повторение темы «Глагол».

  1. Синтаксис, пунктуация, культура речи (17 часов)

Основные единицы синтаксиса.

Простое предложение.

Порядок слов в предложении.

Простое осложнённое предложение.

Сложное предложение. Синтаксический разбор простого и сложного предложений.

Повторение темы «Синтаксис и пунктуация».

Обобщение и систематизация изученного в 6 классе.

Заключительный урок.

Учебно-тематический план по курсу «Русский язык» 6 класс по программе Л. М. Рыбченковой.

п/п

Разделы программы

Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок»

Кол-во часов

Контр. сл. дикт.

Теор. мат.


Развитие речи

Контр. раб.

Диктанты

Общее

Контр.

излож./соч.

1

Введение. Повторение.

Международный день распространения грамотности

8


5

1




2

Морфемика, словообразование, культура речи.

Международный день школьных библиотек

20


13

2



1

3

Лексикология, орфография, культура речи.

День словаря

31

1

25

3

Соч.



4

Грамматика. Морфология, орфография, культура речи.

Международный день родного языка

128








Имя существительное.

Всемирный день писателя

19


13

2

Изл.




Имя прилагательное.

День работника культуры

29


24

2


1

1


Имя числительное.

Международный день детской книги

23

1

15

3

Соч.




Местоимение.

День русского языка

26


18

4

Изл.




Глагол.

Всемирный день книги и авторского права

31


25

2


1


5

Синтаксис, пунктуация, культура речи.

День славянской письменности и культуры

17


16





Всего:


204

2

154

19

2/2

2

2


Перечень учебно-методического обеспечения

Интернет-ресурсы:

Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-537

Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.0 ,

 http://www.testent.ru/index/0-535 , http://www.testent.ru/index/0-540

Орфография (система проверки правописания - http://www.orfo.ru/online/) - Режим доступа -http://www.rusyaz.ru/pr/

Морфология. - Режим доступа

http://www.testent.ru/index/0-538 ,

 http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml

Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. –

http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0 ,http://www.licey.net/russian/map

Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. Тексты – Режим доступа. -http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103309

Орфографические, орфоэпические словари.

Для учителя:

Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2011. - 159 с. - (Академический школьный учебник).

Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие  для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.: Просвещение, 2011. - 108 с.

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).

Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009. - 4-е изд.
Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2006.
Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 6 классе / Т. А. Ладыженская, . Г. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова. - М.: Просвещение, 2006.

Жуков А.В., Жукова М.Е.Словарь современной русской фразеологияя. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015.

Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии: 6 класс/Л. Г. Ларионова.-.: Просвещение, 2006.
Львова С. И. Практикум по русскому языку: 6 класс/С. И. Львова. - М.: Просвещение, 2006правочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. /Д.Э. Розенталь. – М.: издательство АСТ: Мир и Образование, 2018.

Для учащихся:

Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс: Пособие для учащих. Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.

Книгина М. П. Русский язык: 6 класс: Тесты: в 2 ч. / М. П. Книгина. - Саратов: Лицей, 2006.

Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 6 класс / А. Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2006.

Поникарова Л. А. Русский язык: Морфология в таблицах и заданиях/ Л. А. Поникарова. - М.: Просвещение, 2006.

Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2005.

Шклярова Т. В. Найди ошибку! Сборник самостоятельных работ/Т. В. Шклярова. -М.: Грамотей, 2006.