
Планируемые предметные результаты Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
«Русский язык» (6 класс).
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
( Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации).
Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
уместное использование фразеологических оборотов в речи;
корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;
использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов.
Расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;
распознавание существительных, прилагательных, местоимений,распознавание глаголов,
распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов.
формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:
проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;
анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;
деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;
проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;
характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;
опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
определение грамматической основы предложения;
распознавание распространённых и нераспространённых предложений,
распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения,
определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения.
Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
Овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;
применение правильного переноса слов;
применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов.)
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В МКОУ «ООШ № 9» на всех предметах ведётся работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладевают чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников формируется потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармоничных отношений человека и общества.
При изучении учебных предметов обучающиеся совершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополняют их. Они осуществляют работу с текстами, преобразовывают содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизируют, сопоставляют, анализируют и обобщают информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• представляют информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов);
• заполняют и дополняют таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретают опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся овладеет навыками:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся овладеет навыками:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную деятельность.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся овладеет навыками:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся овладеет навыками:
определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся овладеет навыками:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Обучающийся овладеет навыками:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями; из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся овладеет навыками:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта.
Смысловое чтение.
Обучающийся овладеет навыками:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
обосновывать главную идею текста;
критически оценивать содержание и форму текста.
9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся овладеет навыками:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
10.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся овладеет навыками:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы;
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся овладеет навыками:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные клише и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся овладеет навыками:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Содержание учебного предмета.
Место предмета в учебном плане.
На изучение русского языка из обязательной части учебного плана МКОУ «ООШ №9» отводится в 5 классе –170 часов из расчета 5 часов в неделю.
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных видов деятельности.
Введение (1 час).
Русский язык – один из развитых языков мира.
Повторение изученного в 5 классе (15 часов).
Фонетика. Орфография. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках. Орфограммы в корнях слов. Части речи. Морфологический разбор слова. Словосочетание. Простое и сложное предложение. Знаки препинания в простом и сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор слова. Прямая речь. Диалог.
Повторить нахождение орфограммы в приставках и корнях слов. Умение определять части речи. Различать прямую речь и диалог.
Лексика. Культура речи (16 часов).
Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова. Устаревшие слова. Новые слова. Исконно русские и заимствованные слова.
Познакомить обучающихся с лексическими понятиями, научиться находить их в речи.
Фразеология. Культура речи (2 часа).
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Словообразование и Орфография (26 часов).
Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Буквы о-а в корне –кос-, -кас-. Буквы о-а в корне –гор-, -гар-, буквы и,ы после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные о-е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Умение различать проверяемые гласные от чередующихся. Запомнить правила применения чередующихся гласных.
Морфология и орфография. (107 часа).
Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных. Имена существительные общего рода. Не с именами существительными. Буквы ч и щ в суффиксах имён существительных –чик-, -щик-. Гласные в суффиксах имён существительных –ек-, -ик-. Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Имя прилагательное. Степени сравнения имени прилагательного. Разряды имён существительных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Не с именами прилагательными. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Имя числительное как масть речи. Простые и составные числительные. Числительные, обозначающие общие числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Морфологический разбор числительного. Местоимение. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Морфологический разбор местоимения. Глагол. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Безличные глаголы. Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Умение различать части речи. Определять их разряды и виды. Изучить правила написания
Числительных,местоимений,глаголов.
Повторение изученного в 6 классе (3 часа).
Разделы науки о языке. Орфография. пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Синтаксис.
Контроль уровня обученности.
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
15 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | входной | Контрольная работа |
32 | Обобщение по теме «Лексика» | Текущий | тест |
78 | Итоговый урок по теме «Имя существительное» | текущий | диктант |
165 | Итоговый урок | Итоговый | Контрольная работа |
Календарно – тематическое планирование
по русскому языку 6 класс (5 часов в неделю)
№ п/п | Тема урока | | Дата проведения |
план. | факт. |
1. | Русский язык – один из развитых языков мира | 1 | 3.09 | |
| 1.Повторение изученного в 5 классе | 15 ч. | | |
2. | Фонетика. Орфография | 1 | 4.09 | |
3. | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках | 1 | 5.09 | |
4. | Орфограммы в корнях слов | 1 | 6.09 | |
5. | Части речи. Морфологический разбор слова | 1 | 7.09 | |
6. | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | 10.09 | |
7. | Словосочетание | 1 | 11.09 | |
8. | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения | 1 | 12.09 | |
9. | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении | 1 | 13.09 | |
10. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | 1 | 14.09 | |
11. | Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | 17.09 | |
12. | Развитие речи. Текст. Составление текста | 1 | 18.09 | |
13. | Официально – деловой стиль | 1 | 19.09 | |
14. | Закрепление пройденного материала. Подготовка к контрольному диктанту | 1 | 20.09 | |
15. | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение» | 1 | 21.09 | |
16. | Анализ контрольного диктанта | 1 | 24.09 | |
| 2.Лексика. Культура речи | 16 ч. | | |
17. | Повторение изученного в 5 классе по теме «Лексика. Культура речи» | 1 | 25.09 | |
18. | Систематизация изученного в 5 классе по теме «Лексика. Культура речи» | 1 | 26.09 | |
19. | Развитие речи. Собирание материалов к сочинению по картине А.М.Герасимова «После дождя» | 1 | 27.09 | |
20. | Развитие речи. Написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя» (упр.62, 63 §13) | 1 | 28.09 | |
21. | Общеупотребительные слова | 1 | 1.10 | |
22. | Профессионализмы | 1 | 2.10 | |
23. | Диалектизмы | 1 | 3.10 | |
24. | Жаргонизмы | 1 | 4.10 | |
25. | Эмоционально окрашенные слова | 1 | 5.10 | |
26. | Устаревшие слова | 1 | 8.10 | |
27. | Новые слова (неологизмы) | 1 | 9.10 | |
28. | Развитие речи. Подготовка к изложению «Собиратель русских слов» | 1 | 10.10 | |
29. | Развитие речи. Написание изложения «Собиратель русских слов» | 1 | 11.10 | |
30. | Исконно русские и заимствованные слова | 1 | 12.10 | |
31. | Повторение по теме «Лексика» | 1 | 15.10 | |
32. | Тестирование по теме «Лексика» | 1 | 16.10 | |
| 3.Фразеология. Культура речи | 2 ч. | | |
33. | Фразеологизмы | 1 | 17.10 | |
34. | Источники фразеологизмов | 1 | 18.10 | |
| 4.Словообразование и Орфография | 24 ч. | | |
35. | Повторение изученного в 5 классе по теме «Словообразование» | 1 | 19.10 | |
36. | Систематизация изученного в 5 классе по теме «Словообразование» | 1 | 22.10 | |
37. | Основные способы образования слов в русском языке | 1 | 23.10 | |
38. | Этимология слов | 1 | 24.10 | |
39. | Развитие речи. Систематизация слов к сочинению. Сложный план | 1 | 25.10 | |
40. | Развитие речи. Написание сочинения по сложному плану | 1 | 26.10 | |
41. | Буквы о – а в корне –кос-, -кас- | 1 | 29.10 | |
42. | Закрепление тему Буквы о – а в корне –кос-, -кас- | 1 | 30.10 | |
43. | Буквы о – а в корне –гор-, -гар- | 1 | 31.10 | |
44. | Закрепление темы Буквы о – а в корне –гор-, -гар- | 1 | 1.11 | |
45. | Контрольный диктант №2 по теме «Словообразование» | 1 | 2.11 | |
46. | Анализ контрольного диктанта | 1 | 12.11 | |
47. | Буквы И и Ы после приставок | 1 | 13.11 | |
48. | Закрепление темы Буквы И и Ы после приставок | 1 | 14.11 | |
49. | Гласные в приставках пре- и при- | 1 | 15.11 | |
50. | Закрепление темы Гласные в приставках пре- и при- | 1 | 16.11 | |
51. | Развитие речи. Подготовка к написанию выборочного изложения по упр.166 | 1 | 19.11 | |
52. | Развитие речи. Написание выборочного изложения по упр.166 | 1 | 20.11 | |
53. | Соединительные О и Е в сложных словах | 1 | 21.11 | |
54. | Сложносокращённые слова | 1 | 22.11 | |
55. | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 | 23.11 | |
56. | Тестирование по теме «Словообразование» | 1 | 26.11 | |
57. | Контрольный диктант №3 по теме «Словообразование и орфография» | 1 | 27.11 | |
58. | Анализ контрольного диктанта | 1 | 28.11 | |
| 5.Морфология и орфография. Имя существительное | 22 ч. | | |
59. | Повторение изученного в 5 классе об имени существительном. | 1 | 29.11 | |
60. | Разносклоняемые имена существительные | 1 | 30.11 | |
61. | Буква Е в суффиксе –ен- существительных на –мя | 1 | 3.12 | |
62. | Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Т.Н.Яблонской «Утро» | 1 | 4.12 | |
63. | Развитие речи. Написание сочинения по картине Т.Н.Яблонской «Утро» | 1 | 5.12 | |
64. | Несклоняемые имена существительные | 1 | 6.12 | |
65. | Род несклоняемых имён существительных | 1 | 7.12 | |
66. | Имена существительные общего рода | 1 | 10.12 | |
67. | Морфологический разбор имени существительного | 1 | 11.12 | |
68. | Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное» | 1 | 12.12 | |
69. | Анализ контрольного диктанта | 1 | 13.12 | |
70. | НЕ с именами существительными | 1 | 14.12 | |
71. | Закрепление темы НЕ с именами существительными | 1 | 17.12 | |
72. | Буквы Ч и Щ в суффиксах имён существительных –чик-, -щик- | 1 | 18.12 | |
73. | Закрепление темы Буквы Ч и Щ в суффиксах имён существительных –чик-, -щик- | 1 | 19.12 | |
74. | Гласные в суффиксах имён существительных –ек-, -ик- | 1 | 20.12 | |
75. | Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных | 1 | 21.12 | |
76. | Закрепление темы Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных | 1 | 24.12 | |
77. | Систематизация изученного об имени существительном | 1 | 25.12 | |
78. | Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное» | 1 | 26.12 | |
79. | Анализ контрольного диктанта | 1 | 27.12 | |
80. | Итоговый тест по теме «Имя существительное» | 1 | 28.12 | |
| 6.Имя прилагательное | 26 ч. | | |
81. | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | 1 | 14.01 | |
82. | Развитие речи. Подготовка к сочинению по описанию природы | 1 | 15.01 | |
83. | Развитие речи. Написание сочинения по описанию природы | 1 | 16.01 | |
84. | Степени сравнения имён прилагательных | 1 | 17.01 | |
85. | Закрепление темы Степени сравнения имён прилагательных | 1 | 18.01 | |
86. | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные | 1 | 21.01 | |
87. | Относительные прилагательные | 1 | 22.01 | |
88. | Притяжательные прилагательные | 1 | 23.01 | |
89. | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | 24.01 | |
90. | Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное» | 1 | 25.01 | |
91. | Анализ контрольного диктанта | 1 | 28.01 | |
92. | НЕ с именами прилагательными | 1 | 29.01 | |
93. | Закрепление темы НЕ с именами прилагательными | 1 | 30.01 | |
94. | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | 1 | 31.01 | |
95. | Закрепление темы Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | 1 | 1.02 | |
96. | Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» | 1 | 4.02 | |
97. | Развитие речи. Написание сочинения по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» | 1 | 5.02 | |
98. | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 | 6.02 | |
99. | Закрепление темы Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 | 7.02 | |
100. | Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск- | 1 | 8.02 | |
101. | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 | 11.02 | |
102. | Закрепление темы Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 | 12.02 | |
103. | Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 | 13.02 | |
104. | Тест по теме «Имя прилагательное» | 1 | 14.02 | |
105. | Контрольный диктант №7 по теме «Имя прилагательное» | 1 | 15.02 | |
106. | Анализ контрольного диктанта | 1 | 18.02 | |
| 7.Имя числительное | 16 ч. | | |
107. | Имя числительное как часть речи | 1 | 19.02 | |
108. | Простые и составные числительные | 1 | 20.02 | |
109. | Мягкий знак на конце и в середине числительных | 1 | 21.02 | |
110. | Разряды количественных числительных | 1 | 22.02 | |
111. | Закрепление темы Разряды количественных числительных | 1 | 25.02 | |
112. | Числительные, обозначающие целые числа | 1 | 26.02 | |
113. | Развитие речи. Подготовка к выборочному изложению | 1 | 27.02 | |
114. | Развитие речи. Написание выборочного изложения | 1 | 28.02 | |
115. | Дробные числительные | 1 | 1.03 | |
116. | Собирательные числительные | 1 | 4.03 | |
117. | Закрепление темы Собирательные числительные | 1 | 5.03 | |
118. | Порядковые числительные | 1 | 6.03 | |
119. | Морфологический разбор числительного | 1 | 7.03 | |
120. | Систематизация и обобщение изученного о числительном | 1 | 11.03 | |
121. | Контрольный диктант №8 по теме «Имя числительное» | 1 | 12.03 | |
122. | Анализ контрольного диктанта | 1 | 13.03 | |
| 8.Местоимение | 26 ч. | | |
123. | Местоимение как часть речи | 1 | 14.03 | |
124. | Закрепление темы Местоимение как часть речи | 1 | 15.03 | |
125. | Личные местоимения | 1 | 18.03 | |
126. | Возвратное местоимение себя | 1 | 19.03 | |
127. | Вопросительные местоимения | 1 | 20.03 | |
128. | Тестирование по теме Вопросительные местоимения | 1 | 21.03 | |
129. | Относительные местоимения | 1 | 22.03 | |
130. | Закрепление темы Относительные местоимения | 1 | 1.04 | |
131. | Неопределённые местоимения | 1 | 2.04 | |
132. | Закрепление темы Неопределённые местоимения | 1 | 3.04 | |
133. | Отрицательные местоимения | 1 | 4.04 | |
134. | Закрепление темы Отрицательные местоимения | 1 | 5.04 | |
135. | Притяжательные местоимения | 1 | 8.04 | |
136. | Закрепление темы Притяжательные местоимения | 1 | 9.04 | |
137. | Развитие речи. Подготовка к сочинению - рассуждению | 1 | 10.04 | |
138. | Развитие речи. Написание сочинения – рассуждения | 1 | 11.04 | |
139. | Указательные местоимения | 1 | 12.04 | |
140. | Закрепление темы Указательные местоимения | 1 | 15.04 | |
141. | Определительные местоимения | 1 | 16.04 | |
142. | Закрепление темы Определительные местоимения | 1 | 17.04 | |
143. | Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» | 1 | 18.04 | |
144. | Развитие речи. Написание сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» | 1 | 19.04 | |
145. | Морфологический разбор местоимения | 1 | 22.04 | |
146. | Систематизация и обобщение изученного о местоимении | 1 | 23.04 | |
147. | Контрольный диктант №9 по теме «Местоимение» | 1 | 24.04 | |
148. | Анализ контрольного диктанта | 1 | 25.04 | |
| 9.Глагол | 19 ч. | | |
149. | Повторение изученного в 5 классе о Глаголе | 1 | 26.04 | |
150. | Разноспрягаемые глаголы | 1 | 29.04 | |
151. | Глаголы переходные и непереходные | 1 | 30.04 | |
152. | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола | 1 | 6.05 | |
153. | Закрепление темы Изъявительное наклонение глагола | 1 | 7.05 | |
154. | Развитие речи. Подготовка к изложению по упр.485 | 1 | 8.05 | |
155. | Развитие речи. Написание изложения по упр.485 | 1 | | |
156. | Условное наклонение | 1 | 13.05 | |
157. | Повелительное наклонение | 1 | 14.05 | |
158. | Употребление наклонений | 1 | 15.05 | |
159. | Безличные глаголы | 1 | 16.05 | |
160. | Морфологический разбор глагола | 1 | 17.05 | |
161. | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 1 | 20.05 | |
162. | Систематизация и обобщение изученного о глаголе | 1 | 21.05 | |
163. | Обобщение изученного о глаголе | 1 | | |
164. | Контрольный диктант №10 по теме «Глагол» | 1 | 22.05 | |
165. | Анализ контрольного диктанта | 1 | | |
166. | Развитие речи. Подготовка к контрольному сочинению по упр.520 | 1 | 23.05 | |
167. | Развитие речи. Написание контрольного сочинения по упр.520 | 1 | | |
| 10.Повторение изученного в 6 классе | 3 ч. | | |
168. | Разделы науки о языке | 1 | 24.05 | |
169. | Итоговый контрольный диктант. | 1 | 27.05 | |
170. | Пунктуация и пунктуационный разбор | 1 | 28.05 | |
| По плану-170 уроков, по календарному учебному графику-166 уроков (праздничные дни-8 марта,1 мая,9 мая) | | | |
Учебный план- 170ч. | Учебный график-166 ч. |
1 четверть – 45 ч 2 четверть – 35 ч 3 четверть – 50 ч 4 четверть – 40 ч | 1 четверть – 45 ч 2 четверть – 35 ч 3 четверть – 49 ч 4 четверть – 37 ч |
Направления проектной деятельности обучающихся.
При выполнении проектных работ в 6 классе обучающиеся знакомятся с основными принципами и основными этапами проектной деятельности, которые сначала реализуются под руководством и при постоянной помощи учителя. Сначала формулируется проблема, потом определяется цель и выбирается проектный предмет.
Темы исследовательских работ по русскому языку для 6 класса :
Направления проектной деятельности обучающихся.
При выполнении проектных работ в 6 классе обучающиеся знакомятся с основными принципами и основными этапами проектной деятельности, которые сначала реализуются под руководством и при постоянной помощи учителя. Сначала формулируется проблема, потом определяется цель и выбирается проектный предмет.
Темы исследовательских работ по русскому языку для 6 класса :
Направления проектной деятельности обучающихся.
При выполнении проектных работ в 6 классе обучающиеся знакомятся с основными принципами и основными этапами проектной деятельности, которые сначала реализуются под руководством и при постоянной помощи учителя. Сначала формулируется проблема, потом определяется цель и выбирается проектный предмет.
Темы исследовательских работ по русскому языку для 6 класса : Темы исследовательских работ по русскому языку в 6 классе:
«Цветные» прилагательные в произведении Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
32 или 33? (о букве Ё)
Азбука родного края
Возникновение славянской письменности на Руси.
Глагол - самая живая часть речи
Говорить правильно, красиво престижно!
Грамотным быть - модно!
Заимствованная лексика в наименованиях морских видов транспорта.
Заимствованная лексика лексика в наименовании цветов
Изучение грамотности школьников в пределах одного класса
Имена прилагательные в названиях местностей
Имена прилагательные в названиях произведений
Имена прилагательные в названиях растений
Имя существительное
Искусственные языки
История происхождения русской фамилии.
История нашей письменности
Как интернет влияет на язык?
Как влияют социальные сети на язык?
Как учили грамоте на Руси.
Красна речь фразеологизмами