СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 7-го класса. 2021-2022 г.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 7-го класса. 2021-2022 г.»



Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку на 2021/22 учебный год для обучающихся 7-го класса МБОУ «Усть-Муйская СОШ» разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);

  • приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);

  • приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 (действуют с 1 января 2021 года);

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 (действуют с 1 марта 2021 года);

  • концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р;

  • учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом от 31.08.2021 № 175 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования».

Программа разработана во исполнение пункта 1 Цели № 1 распоряжения Минпросвещения России от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования"».

Цель курса:

  • Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе УМК Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. и др. по русскому языку для 7-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.

1. Для педагога:

  • учебник «Русский язык. 7 класс»;

  • методическое пособие «Русский язык. Дидактические материалы. 7 класс».

2. Для обучающихся:

  • учебник «Русский язык. 7 класс»;

  • рабочая тетрадь «Русский язык. Рабочая тетрадь».

В программу добавлен национально-региональный компонент в количестве 14 часов. Введение национально-регионального компонента в программу по русскому языку предполагает анализ текстов, приемы сопоставления, сравнения, выявления жанровых особенностей произведений бурятской литературы, фольклора. Предполагается тесная связь с литературой, с внеклассной, внеурочной работой, использование смежных видов искусства: ИЗО, музыки, народно-прикладного искусства.




Планируемые результаты освоения программы

Реализация программы по русскому языку в 7-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.

Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:

1. Владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

2. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.).

3. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками программы по русскому языку являются:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка

  • межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых основ лингвистики;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

  • проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Содержание учебного предмета

Модуль I.Русский язык как развивающееся явление

Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Модуль II. Повторение пройденного в 5–6-х классах

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова. Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.

Модуль III. Морфология. Орфография. Культура речи

Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.

Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине.

Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий. Описание действий как вид текста.

Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Модуль IV. Служебные части речи. Культура речи

Предлог. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов. Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.

Частица. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.

Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Модуль V. Повторение и систематизация изученного материала в 5–7-х классах

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика.
Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Промежуточная аттестация в формате ЕГЭ. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.


Тематическое планирование по русскому языку


п/п

Тема

Количество часов, отводимых на освоение темы

Модуль 1. Русский язык как развивающееся явление

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Модуль 2. Повторение изученного

2

Повторение изученного в V—VI классах

10

Модуль 3. Морфология. Орфография. Культура речи

3

Причастие

33

4

Деепричастие

13

5

Наречие

25

6

Научный стиль речи

2

7

Категория состояния

7

Модуль 4. Служебные части речи. Культура речи

8

Предлог

12

9

Союз

16

10

Частица

12

11

Междометие

2

Модуль 5. Повторение изученного в 5–7-х классах

12

Повторение и систематизация изученного в 7-м классе

8

ИТОГО:

140









Календарно-тематическое планирование. 7 класс

п/п

Темы разделов и уроков

Кол-во час.

Дата

По плану

Факт.

Модуль 1. Русский язык как развивающееся явление

1.

Русский язык как разви­вающееся явление

1



Модуль 2. Повторение изученного

2.

Синтаксис. Синтаксический разбор

1



3.

Пунктуация. Пунктуационный разбор

1



4.

Лексика и фразеология

1



5.

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

1



6.

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова

1



7.

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

1



8.

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

1



9.

Входная диагностика.

1



10.

Анализ контрольной диагностики.

1



Модуль 3. Морфология. Орфография. Культура речи

11.

Р.Р.Текст. Диалог как текст. Виды диалога

1



12.

Р.Р.Стили литературного языка

1



13.

Р.Р. Публицистический стиль

1



14.

Причастие как часть речи. Морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия

1



15.

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1



16.

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1



17.

Причастный оборот.

1



18.

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

1



19.

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

1



20

Р/Р Описание внешности человека. Контрольное сочинение по фотографии В.В. Рочева «Маленькая художница».

1



21.

Анализ сочинения. Действительные и страдательные причастия.




22.

Краткие и полные страдательные причастия

1



23.

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1



24.

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1



25.

Действительные причастия прошедшего времени

1



26.

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1



27.

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1



28.

Страдательные причастия прошедшего времени

1



29.

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

1



30.

Р.Р. Выборочное изложение

1



31.

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных

1



32.

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

1



33.

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

1



34.

Диктант по теме «Причастие»

1



35.

Анализ диктанта. Морфоло­гический разбор причастия




36.

Слитное и раз­дельное написание не с прича­стиями

1



37.

Слитное и раз­дельное написание не с прича­стиями

1



38.

Слитное и раз­дельное написание не с прича­стиями

1



39.

Буквы е и ё после шипящих в суффик­сах стра­дательных причастий прошед­шего вре­мени

1



40.

Буквы е и ё после шипящих в суффик­сах стра­дательных причастий прошед­шего вре­мени




41.

Повторение изученного по теме «Причастие»

1



42.

Контрольный диктант (№2) с грамматическим заданием по теме «Причастие»

1



43.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1



44.

Деепричастие как часть речи. Признаки глагола и наречия у деепричастия

1



45.

Деепричастный оборот. За­пятые при деепричастном обороте

1



46.

Деепричастный оборот. За­пятые при деепричастном обороте

1



47.

Раздельное написание не с дее­прича­стиями

1



48.

Р/р Сжатое из­ложение

1



49.

Анализ изложения. Деепричастия несовершенного вида.

1



50.

Деепричастия совершенного вида

1



51.

Р/р Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»

1



52.

Р/р Написание сочинения по картине С.Григорьева «Вратарь»

1



53.

Анализ сочинения. Морфоло­гический разбор дееприча­стия.

1



54.

Повторение изученного по теме «Деепричастие».

1



55.

Контрольный дик­тант по теме «Деепричастие»

1



56.

Практикум по теме «Деепричастие»

1



57.

Наречие как часть речи

1



58.

Смыс­ловые группы наречий

1



59.

Степени сравнения наречий

1



60.

Степени сравнения наречий

1



61.

Морфологический разбор на­речий

1



62.

Слитное и раз­дельное написание не с на­речиями на и –е.

1



63.

Слитное и раз­дельное написание не с на­речиями на и –е.

1



64.

Р/р Сочинение по картине И. Попова «Первый снег».

1



65.

Буквы е и и в при­ставках не- и ни- отри­цательных наречий

1



66.

Буквы е и и в при­ставках не- и ни- отри­цательных наречий

1



67.

Одна и две буквы н в наречиях на о- и е-

1



68.

Одна и две буквы н в наречиях на о- и е-

1



69.

Р/р Описание действий

1



70.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

1



71.

Буквы о и а на конце наречий

1



72.

Буквы о и а на конце наречий

1



73.

Р/р Контрольное изложение

1



74.

Анализ изложения. Дефис между частями слова в наречиях.

1



75.

Дефис между частями слова в наречиях.

1



76.

Слитное и раз­дельное написание приставок в наречи­ях, образованных от сущест­вительных и коли­чествен­ных числительных.

1



77.

Слитное и раз­дельное написание приставок в наречи­ях, образованных от сущест­вительных и коли­чествен­ных числительных.

1



78.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1



79.

Повторение изученного по теме «Наречие»

1



80.

Контрольное тестирование по теме «Наречие»

1



81.

Практикум по теме «Наречие»

1



82.

Р.Р. Учебно-научная речь. Отзыв

1



83.

Р.Р. Учебный доклад

1



84.

Категория состояния как часть речи

1



85.

Морфологический разбор категории состояния

1



86.

Р.Р. Контрольное сжатое изложение с описанием природы.

1



87.

Р.Р. Контрольное сжатое изложение с описанием природы.

1



88.

Анализ изложения. Повторение изученного по теме «Категория состояния»

1



89.

Р/р. Подготовка к сочине­нию по картине Е.М. Широкого «Друзья».

1



90.

Р/р. Сочинение по картине Е.М. Широкого «Друзья»

1



Модуль 4. Служебные части речи. Культура речи

91.

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи.

1



92.

Употребление предлогов

1



93.

Производные и непроизводные предлоги

1



94.

Простые и состав­ные пред­логи

1



95.

Морфоло­гический разбор предлога

1



96.

Р.Р. Сочинение по кар­тине А. Сайки­ной «Дет­ская спор­тивная школа»

1



97.

Анализ сочинения. Слитное и раздель­ное напи­сание про­изводных предлогов

1



98.

Слитное и раздель­ное напи­сание про­изводных предлогов

1



99.

Повторение изученного по теме «Предлог».

1



100.

Контроль­ное тести­рование по теме «Предлог»

1



101.

Контроль­ный дик­тант (№4) по теме «Предлог»

1



102.

Анализ ошибок, допущенных в контрольных работах

1



103.

Союз как часть речи

1



104.

Простые и составные союзы

1



105.

Союзы сочини­тельные и подчи­нительные

1



106.

Запятая между простыми предло­жениями в союзном сложном предложе­нии

1



107.

Сочини­тельные союзы

1



108.

Сочини­тельные союзы

1



109.

Подчини­тельные союзы

1



110.

Подчини­тельные союзы

1



111.

Контроль­ное тести­рование по теме «Союз»

1



112.

Морфоло­гический разбор союза

1



113.

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

1



114.

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

1



115.

Р/р Контрольное сочине­ние- рассуждение «Книга –наш друг и советчик».

1



116.

Обобщение по теме «Союз»

1



117.

Контрольная работа по теме «Союз»

1



118.

Анализ контрольной работы. Частица как часть речи

1



119.

Разряды частиц. Формооб­разующие частицы

1



120.

Смыслоразличительные частицы

1



121.

Раздель­ное и дефисное написание частиц

1



122.

Р/р Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

1



123.

Анализ сочинения. Морфоло­гический разбор ча­стицы

1



124.

Отрица­тельные частицы не и ни

1



125.

Отрица­тельные частицы не и ни

1



126.

Разли­чение частицы не- и приставки не

1



127.

Разли­чение частицы не- и приставки не

1



128.

Части­ца ни, приставка ни-, союз ни… ни

1



129.

Части­ца ни, приставка ни-, союз ни… ни

1



130.

Практикум по теме «Частица»

1



131.

Междо­метие как часть речи

1



132.

Дефис в междо­метиях. Знаки пре­пинания при ме­ждометиях

1



Модуль 5. Повторение изученного в 5–7-х классах

133.

Разделы науки о русском языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь

1



134.

Текст и стили речи. Учебно-научная речь

1



135.

Итоговый контрольный диктант

1



136.

Фонетика. Графика

1



137.

Лексика и фразеология

1



138.

Морфемика. Словообразование

1



139.

Морфология и орфография

1



140.

Синтаксис и пунктуация

1



























Лист корректировки календарно-тематического планирования


Предмет/курс ___русский язык____

Класс __7____________

Учитель__Рябовол Е.Г._______


2021-2022 учебный год


урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано