Данная программа реализует Федеральный образовательный государственный стандарт основного общего образования, составлена на основе авторской программы по русскому языку для 7 класса (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. - М.: Просвещение, 2014). Программа составлена для учащихся 7 класса и рассчитана на 175часов(4ч. по базисному плану и 1ч школьный компонент). Учебник «Русский язык. 7 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2017г, соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной школы является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном, и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа отражает базовый уровень подготовки обучающихся по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
.
1. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот: выделение запятыми причастного оборота. Тек стообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна и две буквы н в кратких страдательных причастиях.
2. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесен, принесена, принесено принесены) правильно употреблять причастия с суффиксом -ся. Согласовывать причастия с определяемыми существительными. Строить предложения с причастным оборотом
3. Описание внешности человека: структура текста. Языковые особенности ( в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности человека выборочное изложение с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности Описание внешности знакомого по личным впечатлениям по фотографии Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
1. Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми ( ознакомление). Деепричастие совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
2. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом. 3. Рассказ по картине.
1. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на -о -е; не - и ни- в наречиях Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между словами в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
2. Умение правильно ставить ударение в наречиях Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы
3. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий. Категория состояния
4. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. 5. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
1. Предлог как служебная часть речи Синтаксическая роль предлогов в предложении. Не- производные и производные предлоги Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, в продолжение, ввиду, вследствие и др.).дефис в предлогах из-за, из-под.
2.Умение правильно употреблять предлоги в и на с и из Умение правильно употреблять существительные с предлогами по. благодаря, согласно, вопреки Умение пользоваться в речи предлогами - синонимами.
3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
2. Умение пользоваться в речи союзами - синонимами 3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности
1. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
3. Рассказ по данному сюжету.
1.Звукоподражательные слова. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий Запятая и восклицательный знак при междометиях.
2. Умение выразительно читать предложения с междометиями .
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту | Кол-во часов | Содержание деятельности | Виды деятельности |
Планируемые результаты (ууд) |
теория | практика | предметные | метапредметные |
1 | Русский язык в современном мире (п. 1) | | | 1 | Знакомство с учебником. Место русского языка в кругу славянских языков. Функции русского языка. | Материал п. 1, работа с таблицей «Основные характеристики языка», выполнение упражнений (текст), «советы помощника». | Работа в группах, совместная, индивидуальная деятельность. | Осознание роли русского языка, систематизация материала о его функциях. | Личностные (Л): мотивация к изучению русского языка. Регулятивные (Р): постановка учебной задачи. Познавательные (П): смысловое чтение. Коммуникативные (К): учет позиции партнера по совместной деятельности. |
2-3 | Речь. Речевое общение (п. 2) Диагностическая проверочная работа. | | | 2 | Устная и письменная речь. | Материал п. 2, «Советы помощника», опрос: презентации, составление кластера «Речь», рабочая тетрадь. | Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа с кластером в парах. | Углубление знаний о взаимосвязи речи и языка. | Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов (Р), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). |
4-5 | Речевой этикет (п. 3) | | | 2 | Речевая ситуация, речевая задача. | Материал п. 3, орфографический тренинг, опрос: крылатые слова, анализ текста, практикум. | Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа с кластером в парах. | Повторение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста». | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью (К). |
6-7 | Р/р Сочинение-рассуждение | | | 2 | Типы и стили речи. Текст. | Материал у. 21, переработка текста, работа над планом, лексическая работа со словарём.
| Беседа, работа в парах (со словарем), самостоятельная работа. | Умение создавать тексты в соответствии с заданной темой и типом. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К). |
8-9 | Функциональные разновидности языка (п. 4)
| | | 2 | Функциональные разновидности языка. | Орфографический тренинг, аудирование у. 26, «Дебаты», «Советы помощника», работа с таблицей. | Работа в командах. | Умение устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. | Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов (Р), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). |
10 | Текст | | | 1 | Текст. | Актуализация знаний у. 32, кластер с. 20, переработка текста у. 33, проверочная работа у 36. | Работа в парах, самостоятельная работа. | Повторение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста». | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью (К). |
11
12-13 | Система частей речи в русском языке. (п.6)
Вводный контрольный диктант и работа над ошибками.
| | | 1
2
| Самостоятельные и служебные части речи.
Знание самостоятельных и служебных частей речи, изученных орфограмм. | Материал у. 37-38, «Советы помощника», практикум у. 39, рабочая тетрадь, кластер.
Тетрадь для контрольных работ | Коллективная работа, работа в парах с кластером.
Самостоятельная работа | Актуализация знаний о системе частей речи.
Умение правильно определять изученные ранее части речи, применять изученные орфографические правила на практике | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К).
Навык грамотного письма (П), анализ уровня владения изученным материалом(Р). |
14-15 | Понятие о причастии (п. 7) | | | 2 | Причастие как особая форма глагола. | У. 41, «Советы помощника», работа с текстом у. 42, словосочетание у. 43, редактирование у. 47. | Беседа, работа в парах, микрогруппе (алгоритм). | Умение опознавать причастие как особую форму глагола. | Планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью (К). |
16-18 | Признаки глагола и прилагательного у причастия (п. 8) | | | 3 | Морфологические признаки причастия. | Таблица у. 49, практикум у. 50, 57, орфографический тренинг у. 54, 56, рабочая тетрадь, проверочная работа у. 55. | Беседа, работа в парах, самостоятельная работа. | Умение определять грамматические признаки причастия. | Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). |
19-21 | Причастный оборот (п. 9) | | | 3 | Причастный оборот.
| Орфографический тренинг, анализ у. 60, практикум у. 62-65, редактирование у. 67, проверочная работа (рабочая тетрадь). (30 мин.) | Коллективная, индивидуальная деятельность (игра «Агент 007»). | Умение опознавать причастные обороты, правильно расставлять знаки препинания. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). |
22 | Действительные и страдательные причастия (п. 10) | | | 1 | Значение причастий. | Материал п. 10, орфографический тренинг, составление кластера, практикум у. 71, рабочая тетрадь. | Беседа, работа в парах. | Умение опознавать действительные и страдательные причастия. | Постановка учебной задачи (Р), смысловое чтение, сравнение (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). |
23 | Р/р Сжатое изложение | | | 1 | Приемы сжатия текста. | Чтение, работа над планом, запись ключевых слов, упражнения на приемы сжатия. | Коллективная и индивидуальная работа. | Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие и применяя сжатие. | Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К). |
24-25 | Полные и краткие формы причастий (п. 11) | | | 2 | Полные и краткие формы причастий. | Материал для наблюдений у. 73, 74, практикум у. 75-79, рабочая тетрадь, сочинение у. 81. | Коллективная работа, работа в парах. | Умение распознавать и образовывать формы причастий. | Постановка учебной задачи (Р), смысловое чтение, сравнение (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). |
26 | Причастия настоящего и прошедшего времени (п. 12) | | | 1 | Время причастий. | Материал для наблюдений у. 82, работа со схемой, практикум у. 83, рабочая тетрадь, пересказ у. 84. | Коллективная работа, работа в парах. | Умение распознавать и образовывать формы причастий. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). |
27-28 | Образование действительных причастий (п. 13) | | | 2 | Образование причастий. | Актуализация знаний о спряжении, материал для наблюдений у. 85, работа со схемой, практикум у. 87-92, рабочая тетрадь, работа с текстом у. 94. | Коллективная работа, работа в парах. | Умение распознавать и образовывать формы причастий. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). |
29-31 | Образование страдательных причастий (п. 14) Тест по теме «Действительные и страдательные причастия» | | | 3 | Образование причастий. | Материал п. 13, работа с таблицей, кластером, практикум у. 97-100, создание презентации, тест - рабочая тетрадь. | Работа в парах, коллективная, групповая (мини-проект). | Умение распознавать и образовывать формы причастий. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). |
32-33 | Р/р Работа с информацией
| | | 2 | Текст. | Текст и задания к нему. | Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо. | Умение писать сочинение-рассуждение на заданную тему. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации, просмотровое и изучающее чтение, сравнение (П), владение письменной речью (К). |
34-35 | Правописание гласных перед н и нн в причастиях (п. 15) | | | 2 | Полные и краткие страдательные причастия. | Материал для наблюдений у. 103, работа с таблицей, «Советы помощника», практикум у.104-108, рабочая тетрадь, текст у. 110. | Коллективная работа, работа в парах. | Формирование правописных умений, развитие умений анализировать языковой материал. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). |
36-38 | Правописание н и нн в полных причастиях и отглагольных прилагательных (п. 16) | | | 3 | Полные и краткие страдательные причастия и отглагольные прилагательные. | Материал для наблюдений у. 111, 112, работа с таблицей, «Советы помощника», практикум у.113-117, рабочая тетрадь, текст у. 118. | Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа с кластером в парах. | Формирование правописных умений, развитие умений анализировать языковой материал. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация, преобразование информации (П). |
|
39-40 | Правописание н и нн в кратких причастиях и отглагольных прилагательных (п. 17) | | | 2 | Полные и краткие страдательные причастия и отглагольные прилагательные. | Орфографический практикум у. 120-123, работа с кластером у. 124, рабочая тетрадь – тест. | Коллективная работа, работа в парах. | Формирование правописных умений, развитие умений анализировать языковой материал. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). |
41 | Морфологический разбор причастия (п. 18) | | | 1 | Причастие как особая форма глагола. | П. 18, «Советы помощника», работа с текстом у. 127, практикум рабочая тетрадь. | Работа в парах, коллективная, групповая (мини-проект). | Умение выполнять морфологический разбор причастия. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации, просмотровое и изучающее чтение, сравнение (П), участие в коллективном обсуждении (К). |
42-43 | Правописание не с причастиями (п. 19) | | | 2 | Правописание не с причастиями. | Проверочная работа, актуализация знаний у. 129, материал для наблюдения у. 130-132, работа с таблицей у. 133, алгоритм «Советы помощника». | Работа в парах, коллективная, групповая (мини-проект). | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). |
44 | Р/р Изложение | | | 1 | Приемы сжатия текста. | У. 139. Чтение, работа над планом, запись ключевых слов, упражнения на приемы сжатия. | Коллективная и индивидуальная работа. | Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие и применяя сжатие. | Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К). |
45 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (п. 20) | | | 1 | Написание суффиксов причастий. | Актуализация знаний у. 140, материал для наблюдения у. 141-142, орфографический тренинг у. 143- 144, творческая работа у. 146. | Коллективная работа, работа в парах, индивидуальная работа. | Умение анализировать языковой материал и самостоятельно формулировать правило. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, со-поставление (П), создание текста (К). |
46-47 | Повторение темы «Причастие» (п. 21) | | | 2 | Причастие как особая форма глагола. Образование и написание причастий. | Материал п. 21. | Работа в группах, парах, проект. | Умение выполнять тестовые задания. | Постановка учебной задачи, анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
48-49 | Контрольный диктант по теме «Причастие». Работа над ошибками | | | 2 | Морфологические признаки и написание причастий. | Записывание текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы. | Самостоятельная индивидуальная работа с текстом. | Проверка уровня сформированности умений образовывать причастия, использовать их в речи, правильно оформлять на письме. | Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), самооценка (Р), рефлексия (К). |
50-51 | Понятие о деепричастии (п. 22) |
|
|
2 | Деепричастие как особая форма глагола. | Материал для наблюдений у. 147-150, задания поискового характера у. 151, 153, «Советы помощника». | Коллективная работа, работа в парах, мини-проект. | Умение опознавать деепричастие как особую форму глагола. | Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). |
52-54 | Деепричастный оборот (п. 23) | | | 3 | Деепричастный оборот. | Материал для наблюдения у. 155-156, поисковая работа у. 159-162, комплексный анализ текста (рабочая тетрадь). | Коллективная, индивидуальная деятельность (игра «Агент 007»). | Умение опознавать деепричастные обороты, правильно расставлять знаки препинания. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). |
55 | Р/р Тезисный план текста | | | 1 | Текст. | Материал у. 165, «Советы помощника», беседа. | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Умение составлять тезисный план текста. | Выбор нравственно-эстетических ориентиров (Л), планирование последовательности действий (Р), просмотровое и смысловое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
56-57 | Правописание не с деепричастиями (п. 24) | | | 2 | Написание деепричастий. | Орфографический тренинг, рабочая тетрадь у. 3, материал для наблюдений у. 166, поисковая работа у. 167-168, «Советы помощника», комплексный анализ текста у. 172. | Коллективная работа, работа в парах, индивидуальная работа. | Умение анализировать языковой материал и самостоятельно формулировать правило. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
58-59 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида (п. 25) | | | 2 | Деепричастие как особая форма глагола. | Актуализация знаний, практикум у. 173-175, «Советы помощника», работа с таблицей у. 178, работа с текстом у. 182. | Коллективная работа, работа в парах, мини-проект. | Умение образовывать деепричастия. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
60-61 | Р/р Сочинение-описание картины | | | 2 | Тема, основная мысль, стиль, тип речи текста. | У. 181-182. | Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа. | Развитие умения создавать текст-описание. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). |
62-63 | Рассуждение и его виды (п. 26) | | | 2 | Текст как речевое произведение. | Актуализация знаний у. 183, поисковые задания у. 187-189, создание текстов у. 191. | Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа над мини-проектом в группе. | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). |
64-65 | Р/р Сочинение-рассуждение | | | 2 | Текст как речевое произведение. (5 мин.) | У. 193. (40 мин.) | Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа. | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). |
66 | Морфологический разбор деепричастия (п. 27) | | | 1 | Деепричастие как особая форма глагола. (5 мин.) | Орфографический тренинг, материал п. 27, у. 194, работа со словарём. (40 мин.) | Работа в парах, коллективная, мини-проект. | Умение выполнять морфологический разбор деепричастия. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации, просмотровое и изучающее чтение, сравнение (П), участие в коллективном обсуждении (К). |
67-68 | Повторение темы «Деепричастие» (п. 28) | | | 2 | Деепричастие как особая форма глагола. Образование и написание деепричастий. (10 мин.) | Аудирование, работа над планом, запись ключевых слов, упражнения на приемы сжатия. (35 мин.) | Коллективная и индивидуальная работа. | Умение выполнять тестовые задания. | Постановка учебной задачи, анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
69-70 | Контрольная работа по теме «Деепричастие». Работа над ошибками | | | 2 | Морфологические признаки и написание деепричастий. Приёмы сжатия текста. | Комплексный анализ текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы. | Самостоятельная работа, работа в парах. | Умение анализировать грамматические формы, образовывать деепричастия, использовать их в речи, правильно оформлять на письме. | Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П), умение вступать в диалог, рефлексия (К). |
71-72 | Наречие как часть речи (п. 29) | | | 2 | Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия. (15 мин.) | Актуализация и углубление знаний о наречии у. 196-197, поисковые задания у. 198-199, материал для наблюдений с. 108, практикум у. 200-202. (30 мин.) | Коллективная работа, работа в парах, мини-проект. | Умение характеризовать значение, морфологические признаки наречия, отличать наречия от слов других частей речи. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
73-74 | Разряды наречий по значению (п. 30) | | | 2 | Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия. (10 мин.) | Орфографический тренинг, практикум у. 204, работа с текстом у. 207. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять разряды наречий, группировать наречия по заданным признакам. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). |
75-76 | Р/р Сочинение-рассуждение | | | 2 | Текст как речевое произведение. (5 мин.) | Текст «Как растения-иностранцы Россию осваивали». (40 мин.) | Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа. | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). |
77-79 | Степени сравнения наречий (п. 31) | | | 3 | Сравнительная и прев-я степень наречий. (10 мин.) | Орфографический тренинг, практикум у. 209-214, «Советы помощника», разноаспектный анализ текста у. 215. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение распознавать и образовывать формы сравнительной степени наречий.. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). |
80-81 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на о (е) (п. 32) Проверочная работа. | | | 2 | Написание наречий. (10 мин.) | Материал для наблюдений у. 216, практикум у. 217-220, тест рабочая тетрадь, работа со словарём. (35 мин.) | Работа в парах, группах. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
82-83 | Морфологический разбор наречия (п. 33) | | | 2 | Морфологические признаки имени наречия. (10 мин.) | Орфографический тренинг, материал для наблюдений (порядок и образец разбора наречия), работа с текстом у. 221, 222. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах (взаимная проверка). | Умение характеризовать значение, морфологические признаки наречия. | Мотивация к учению (Л), смысловое чтение, классификация, подведение под понятие (П), осуществление самооценки (Р). |
84-85 | Одна и две буквы н в наречиях на о (е) (п. 34) | | | 2 | Словообразование наречий. (15 мин.) | Актуализация знаний, материал для наблюдения у. 223, практикум у. 224, «Советы помощника» к у. 225, работа с текстом у. 227, работа со словарём. (30 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Планирование последовательности действий (Р), сравнение, установление причинно-следственных связей (П), умение вступать в диалог (К). |
86-87 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий (п. 35) | | | 2 | Написание гласных после шипящих. (10 мин.) | Актуализация знаний (выборочный диктант), работа с орфограммой у. 228, практикум у. 229, «Советы помощника» к у. 230. (35 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, группе. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Планирование последовательности действий (Р), сравнение, установление причинно-следственных связей (П), умение вступать в диалог (К). |
88-89 | Буквы о и а на конце наречий (п. 36) | | | 2 | Словообразование наречий. (10 мин.) | Орфографический тренинг, материал для наблюдений у. 232, практикум у. 233, «Советы помощника» к у. 234, словарная работа с. 125, работа с текстом у. 235. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Планирование последовательности действий (Р), сравнение, установление причинно-следственных связей (П), умение вступать в диалог (К). |
90-91 | Дефис между частями слова в наречиях (п. 37)Тестовая проверка знаний. | | | 2 | Словообразование наречий. (10 мин.) | Рабочая тетрадь с. 5-7, материал для наблюдения у. 236, практикум у. 237, 239, «Советы помощника к у. 238, работа с текстом у. 240. (35 мин.) | Работа в парах, группах. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). |
92-93 | Р/р Изложение | | | 2 | Текст. (5 мин.) | У. 241. Чтение, работа над планом, запись ключевых слов, написание изложения. (40 мин.) | Коллективная и индивидуальная работа. | Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие. | Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), смысловое чтение (П), владение письменной речью (К). |
94-95 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных (п. 38) | | | 2 | Словообразование наречий. (10 мин.) | Орфографический тренинг, работа с таблицей у. 242, практикум у. 243-245, «Советы помощника» к у. 246, 247, работа со словарём. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). |
96 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий (п. 39) | | | 1 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. (10 мин.) | Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 250, правило, практикум у. 249, 251, комплексный анализ текста у. 252. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). |
97-98 | Р/р Речевая характеристика героя. | | | 2 | Тема, основная мысль, стиль, тип речи текста. (10 мин.) | У. 252. | Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа. | Умение определять речевую задачу, анализировать языковые средства, писать изложение с заданной степенью свернутости. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). |
99-101 | Повторение темы «Наречие» (п. 40) | | | 3 | Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия. (15 мин.) | Рабочая тетрадь п. 39, 40, учебник материал п. 40. (30 мин.) | Работа в группе, парах (взаимопроверка). | Умение характеризовать значение, морфологические признаки, использовать алгоритмы правописания наречий. | Постановка учебной задачи, анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
102-103 | Контрольная работа по теме «Наречие». Работа над ошибками | | | 2 | Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия. | Комплексный анализ текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы. | Индивидуальная самостоятельная работа. | Умение анализировать текст, использовать наречия в речи, правильно оформлять на письме. | Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П), рефлексия (К). |
104 | Предлог как часть речи (п. 41) | | | 1 | Предлог как служебная часть речи, значения предлогов. (10 мин.) | Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 253, практикум у. 254, «Советы помощника» к у. 255. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение характеризовать роль, морфологические признаки предлога, отличать предлоги от слов других частей речи. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
105-107 | Предлоги производные и непроизводные (п. 42) | | | 3 | Грамматические омонимы. (10 мин.) | Материал для наблюдений у. 257, практикум у. 258, рабочая тетрадь п. 42 у. 1, продолжение текста у. 311, таблица у. 259 (35 мин.) | Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа. | Правописные умения, основанные на умении верно определять часть речи. | Анализ, сравнение, классификация (П), постановка и решение проблем (П), учёт позиции других людей (К). |
108-109 | Р/р Сочинение | | | 2 | Тема, основная мысль, стиль, тип речи тек-ста. (10 мин.) | Актуализация знаний о стиле и типе речи, понятие о жанре. (35 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа. | Умение определять речевую задачу, анализировать языковые средства, писать сочинение заданного типа. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). |
110 | Предлоги простые и составные (п. 43) | | | 1 | Предлог как часть речи. (10 мин.) | Орфографический тренинг, практикум у. 265, 266, создание текстов у. 268, 269, рабочая тетрадь у. 1. (35 мин.) | Беседа, работа в группах, парах. | Умение различать предлоги по структуре, использовать их в речи. | Анализ, сравнение, классификация (П), постановка и решение проблем (П), учёт позиции других людей (К), соблюдение норм устной и письменной речи (К). |
111-113 | Правописание предлогов (п. 44) | | | 3 | Морфологическая характеристика предлогов, омонимия. (10 мин.) | Материал для наблюдения у. 271, «Советы помощника», практикум у. 272-276, составление алгоритма, разноаспектный анализ текста у. 278, рабочая тетрадь. (30 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах (составление алгоритма), группах. | Правописные умения. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). |
114-116 | Употребление предлогов в речи (п. 45) | | | 3 | Предлоги-синонимы и антонимы. (5 мин.) | Орфографический тренинг, практикум у. 280-282, грамматические нормы у. 284-288, рабочая тетрадь у. 1-3. (35 мин.) | Работа в парах. | Развития умения соблюдать грамматические нормы. | Формулирование проблемы, анализ, сравнение (П), соблюдение норм речи, умение вступать в диалог (К). |
117 | Морфологический разбор предлога (п. 46) | | | 1 | Морфологические признаки предлога. (10 мин.) | Орфографический тренинг, материал для наблюдений (порядок и образец разбора предлога), работа с текстом у. 292. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах (взаимная проверка). | Умение характеризовать значение, морфологические признаки предлога. | Смысловое чтение, классификация, подведение под понятие (П), осуществление самооценки (Р). |
118-120 | Повторение темы предлог. Тестовая проверочная работа (п. 47) | | | 3 | Общее грамматическое значение, морфологические признаки, написание предлогов. (15 мин.) | Рабочая тетрадь, учебник материал п. 46, тест. (30 мин.) | Работа в группе, парах (взаимопроверка). | Умение характеризовать значение, морфологические признаки, использовать алгоритмы правописания предлогов. | Анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
121 | Союз как часть речи (п. 48) | | | 1 | Союз как служебная часть речи. (10 мин.) | Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 294, практикум у. 295, 296, работа с текстом у. 255. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение характеризовать роль, морфологические признаки предлога, отличать предлоги от слов других частей речи. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
122-123 | Разряды союзов (п. 49) | | | 2 | Грамматическое значение и структура союзов. (10 мин.) | Материал для наблюдения у. 298, теоретический материал, практикум у. 299-301. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять разряды союзов. | Смысловое чтение, классификация, выведение следствий (П), соблюдение норм речи, умение всту-пать в диалог (К). |
124-125 | Сочинительные союзы (п. 50) | | | 2 | Разряды сочинительных союзов. (10 мин.) | Орфографический тренинг, материал для наблюдения у. 303, составление кластера по теории п. 50, практикум у. 304, составление схем, моделирование у. 305, 306. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять сочинительные союзы, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение, преобразование информации (П), согласованное выполнение действий (К). |
126-127 | Подчинительные союзы (п. 51) | | | 2 | Разряды подчинительных союзов. (10 мин.) | Орфографический тренинг, материал для наблюдения у. 307, составление кластера по таблице п. 51, практикум у. 309, составление схем, моделирование. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять подчинительные союзы, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение, преобразование информации (П), согласованное выполнение действий (К). |
128-130 | Правописание союзов (п. 52) | | | 3 | Морфологическая характеристика союзов, омонимия. (10 мин.) | Материал для наблюдения у. 310, 312, 314, «Советы помощника», практикум у. 311, 313, 315 составление алгоритма, разноаспектный анализ текста у. 316, рабочая тетрадь. (30 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах (составление алгоритма), группах. | Правописные умения. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). |
131-132 | Р/р Сочинение-рассуждение | | | 2 | Тема, основная мысль, стиль, тип речи тек-ста. (10 мин.) | У. 316, актуализация знаний о стиле и типе речи, понятие о жанре. (35 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа. | Умение определять речевую задачу, анализировать языковые средства, писать сочинение заданного типа. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). |
133-135 | Союзы и союзные слова (п. 53) | | | 3 | Морфологическая характеристика союзов, омонимия. (10 мин.) | Материал для наблюдения с. 172, работа с таблицей, практикум у. 320, 322, рабочая тетрадь, разноаспектный анализ текста у. 323. (35 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах (проектная). | Умение различать союзы и союзные слова. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
136-138 | Союзы в простых и сложных предложениях (п. 54) | | | 3 | Предложение. (10 мин.) | Материал для наблюдения с. 324, работа с теорией, практикум у. 325-328, составление кластера, разноаспектный анализ текста у. 332. (35 мин.) | Коллективная работа. | Развитие умений анализировать синтаксис предложения. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение, преобразование информации (П), согласованное выполнение действий (К). |
139 | Морфологический разбор союза (п. 55) | | | 1 | Морфологические признаки союза. (10 мин.) | Материал п. 55. Орфографический тренинг, таблица, практикум у. 333, 334, проверочная работа - рабочая тетрадь. (35 мин.) | Работа под руководством учителя, работа в парах. | Умение выполнять морфологический разбор союза. | Смысловое чтение, классификация, подведение под понятие (П), осуществление самооценки (Р). |
140-141 | Повторение темы «Союз» (п. 56) | | | 2 | Морфологические признаки союза. (10 мин.) | Материал п. 56, разноаспектный анализ текста (рабочая тетрадь с. 38-39). (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах (взаимопроверка). | Правописные умения, умение выполнять тестовые задания, использовать алгоритмы правил. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П). |
142-143 | Контрольная работа по теме «Союз». Работа над ошибками | | | 2 | Союз как служебная часть речи. (10 мин.) | Тест (рабочая тетрадь). | Индивидуальная самостоятельная работа. | Умение различать, использовать и характеризовать союзы. | Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), самооценка (Р), рефлексия (К). |
144 | Частица как часть речи (п. 57) | | | 1 | Частица как служебная часть речи. (10 мин.) | Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 336, «Советы помощника», практикум у. 337, работа с текстом у. 338. (35 мин.) | Работа под руководством учителя, работа в парах. | Умение характеризовать роль, морфологические признаки частицы, отличать частицы от слов других частей речи. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
145-147 | Разряды частиц (п. 58) | | | 3 | Морфологические признаки частицы. Омонимия. (10 мин.) | Материал для наблюдения у. 339, работа с теорией, практикум у. 340, 341, составление кластера, разноаспектный анализ текста у. 342. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение характеризовать формообразующие и смысловые частицы. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений, преобразование информации (П). |
148-149 | Правописание частиц (п. 59) | | | 2 | Морфологические признаки частицы. Омонимия. (10 мин.) | Материал для наблюдения рабочая тетрадь, теория, практикум у. 348-350, составление алгоритма, разноаспектный анализ текста у. 352. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах, мини-проект. | Правописные умения. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). |
150-152 | Правописание частицы не (п. 60) | | | 3 | Не с различными частями речи. (15 мин.) | Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 354, «Советы помощника», практикум у. 355-357, работа с текстом у. 360. (30 мин.) | Игра «Я за себя не отвечаю», работа в парах. | Правописные умения. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). |
153-154 | Разграничение неи ни (п. 61) | | | 2 | Употребление не и ни. (15 мин.) | Материал для наблюдения у. 361, таблица, практикум у. 363, 364, составление кластера, разноаспектный анализ текста у. 368. (30 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Правописные умения. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). |
155-156 | Р/р Сочинение-рассуждение | | | 2 | Тема, основная мысль, стиль, тип речи тек-ста. (10 мин.) | У. 368, актуализация знаний о стиле и типе речи, понятие о жанре. (35 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа. | Умение определять речевую задачу, выбирать языковые средства, писать сочинение заданного типа. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). |
157-158 | Повторение темы «Частица» (п. 62) | | | 2 | Частица как служебная часть речи. (10 мин.) | Материал п. 62, разноаспектный анализ текста у. 3, рабочая тетрадь. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах (взаимопроверка). | Правописные умения, умение выполнять тестовые задания, использовать алгоритмы правил. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П). |
159-160 | Контрольная работа по теме «Служебные части речи» и работа над ошибками | | | 2 | Служебные части речи. Текст. | Разноаспектный анализ текста. | Индивидуальная самостоятельная работа. | Умение различать, использовать и характеризовать служебные части речи. | Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П), рефлексия (К). |
161-163
| Междометие (п. 63) | | | 3 | Междометие как часть речи. (5 мин.) | Материал для наблюдения у. 369, работа с таблицей, практикум у. 370-372, рабочая тетрадь. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение распознавать и использовать в речи междометия. | Постановка и решение проблем, анализ, сравнение (П), развитие устной речи (К). |
164-167
168-175
| Повторение. Итоговая к\р. Работа над ошибками.
Резервные уроки | | | 4 | Части речи. (10 мин) | Составление кластера, орфографический и пунктуационный тренинг, разноаспектный анализ текста. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в группе (мини-проект). | Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения. | Выбор ценностных ориентиров (Л), постановка и формулирование цели деятельности (Р), универсальные логические действия (П), владение всеми видами речевой деятельности (К). |