СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

Данная программа реализует Федеральный образовательный государственный стандарт основного общего образования, составлена на основе авторской программы по русскому языку для 7 класса (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. - М.: Просвещение, 2014). Программа составлена для учащихся 7 класса и рассчитана на 175часов(4ч. по базисному плану и 1ч школьный компонент). Учебник «Русский язык. 7 класс»  под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2017г, соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной школы является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном, и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 7 класса»



Пояснительная записка




Данная программа реализует Федеральный образовательный государственный стандарт основного общего образования, составлена на основе авторской программы по русскому языку для 7 класса (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. - М.: Просвещение, 2014). Программа составлена для учащихся 7 класса и рассчитана на 175часов(4ч. по базисному плану и 1ч школьный компонент). Учебник «Русский язык. 7 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2017г, соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной школы является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном, и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Программа отражает базовый уровень подготовки обучающихся по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

.





1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.



Метапредметные:

  1. владение всеми видами речевой деятельности;

  2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

  3. коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.

Предметные:

  1. представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;

  2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

  3. владение всеми видами речевой деятельности;

  4. усвоение основ научных знаний о родном языке;

  5. освоение базовых понятий лингвистики;

  6. проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста;

  7. осознание эстетической функции родного языка.





2. Содержание учебного предмета

Введение. Русский язык в современном мире. Речь. Речевое общение. Функциональные разновидности языка .(12 часов).

Морфология. Орфография. Культура речи(156 часов).

Причастие ( 36час.)

1. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот: выделение запятыми причастного оборота. Тек стообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна и две буквы н в кратких страдательных причастиях.

2. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесен, принесена, принесено принесены) правильно употреблять причастия с суффиксом -ся. Согласовывать причастия с определяемыми существительными. Строить предложения с причастным оборотом

3. Описание внешности человека: структура текста. Языковые особенности ( в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности человека выборочное изложение с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности Описание внешности знакомого по личным впечатлениям по фотографии Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (20 часов)

 1. Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми ( ознакомление). Деепричастие совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.

2. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом. 3. Рассказ по картине.

Наречие  (33 часа)

1. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на -о -е; не - и ни- в наречиях Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между словами в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

2. Умение правильно ставить ударение в наречиях Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы

3. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий. Категория состояния

4. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. 5. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.




Служебные части речи. Культура речи.




Предлог (17 часов)

1. Предлог как служебная часть речи Синтаксическая роль предлогов в предложении. Не- производные и производные предлоги Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, в продолжение, ввиду, вследствие и др.).дефис в предлогах из-за, из-под.

2.Умение правильно употреблять предлоги в и на с и из Умение правильно употреблять существительные с предлогами по. благодаря, согласно, вопреки Умение пользоваться в речи предлогами - синонимами.

3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.




Союз (23часа) 

1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

2. Умение пользоваться в речи союзами - синонимами 3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности




Частица (18 часов)

1. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

2.Умение выразительно читать предложения с модальными частицами

3. Рассказ по данному сюжету.

Междометие (4 часа)

1.Звукоподражательные слова. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий Запятая и восклицательный знак при междометиях.

2. Умение выразительно читать предложения с междометиями .

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе (4часа)







3. Тематический план




Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

Развитие речи

1

Введение. Повторение.

12

2

2

2

Морфология.


156

10



Причастие

36

2

5


Деепричастие

20

1

5


Наречие

33

3

5


Предлог

17

1

2


Союз

23

1

4


Частица

18

1

2


Междометие

4



3

Повторение и систематизация пройденного

5

1



ИТОГО:

175

12

25
















Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

по плану

Дата

по факту

Кол-во часов


Содержание деятельности

Виды

деятельности



Планируемые результаты (ууд)

теория

практика

предметные

метапредметные

1

Русский язык в современном мире (п. 1)



1

Знакомство с учебником. Место русского языка в кругу славянских языков. Функции русского языка.

Материал п. 1, работа с таблицей «Основные характеристики языка», выполнение упражнений (текст), «советы помощника».


Работа в группах, совместная, индивидуальная деятельность.

Осознание роли русского языка, систематизация материала о его функциях.

Личностные (Л): мотивация к изучению русского языка. Регулятивные (Р): постановка учебной задачи. Познавательные (П): смысловое чтение. Коммуникативные (К): учет позиции партнера по совместной деятельности.

2-3

Речь. Речевое общение (п. 2)

Диагностическая проверочная работа.



2

Устная и письменная речь.


Материал п. 2, «Советы помощника», опрос: презентации, составление кластера «Речь», рабочая тетрадь.


Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа с кластером в парах.

Углубление знаний о взаимосвязи речи и языка.

Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов (Р), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

4-5

Речевой этикет (п. 3)



2

Речевая ситуация, речевая задача.


Материал п. 3, орфографический тренинг, опрос: крылатые слова, анализ текста, практикум.

Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа с кластером в парах.

Повторение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста».

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью (К).

6-7

Р/р Сочинение-рассуждение



2

Типы и стили речи. Текст.


Материал у. 21, переработка текста, работа над планом, лексическая работа со словарём.




Беседа, работа в парах (со словарем), самостоятельная работа.

Умение создавать тексты в соответствии с заданной темой и типом.

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К).

8-9

Функциональные разновидности языка (п. 4)












2

Функциональные разновидности языка.


Орфографический тренинг, аудирование у. 26, «Дебаты», «Советы помощника», работа с таблицей.


Работа в командах.

Умение устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка.

Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов (Р), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

10

Текст



1

Текст.

Актуализация знаний у. 32, кластер с. 20, переработка текста у. 33, проверочная работа у 36.


Работа в парах, самостоятельная работа.

Повторение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста».

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью (К).

11





















12-13


Система частей речи в русском языке. (п.6)



















Вводный контрольный диктант и работа над ошибками.






1





















2




Самостоятельные и служебные части речи.



















Знание самостоятельных и служебных частей речи, изученных орфограмм.

Материал у. 37-38, «Советы помощника», практикум у. 39, рабочая тетрадь, кластер.











Тетрадь для контрольных работ


Коллективная работа, работа в парах с кластером.



















Самостоятельная работа

Актуализация знаний о системе частей речи.





















Умение правильно определять изученные ранее части речи, применять изученные орфографические правила на практике

Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К).







Навык грамотного письма (П), анализ уровня владения изученным материалом(Р).

14-15

Понятие о причастии (п. 7)



2

Причастие как особая форма глагола.


У. 41, «Советы помощника», работа с текстом у. 42, словосочетание у. 43, редактирование у. 47.


Беседа, работа в парах, микрогруппе (алгоритм).

Умение опознавать причастие как особую форму глагола.

Планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью (К).

16-18

Признаки глагола и прилагательного у причастия (п. 8)



3

Морфологические признаки причастия.


Таблица у. 49, практикум у. 50, 57, орфографический тренинг у. 54, 56, рабочая тетрадь, проверочная работа у. 55.

Беседа, работа в парах, самостоятельная работа.

Умение определять грамматические признаки причастия.

Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

19-21

Причастный оборот (п. 9)




3

Причастный оборот.




Орфографический тренинг, анализ у. 60, практикум у. 62-65, редактирование у. 67, проверочная работа (рабочая тетрадь).

(30 мин.)

Коллективная, индивидуальная деятельность (игра «Агент 007»).

Умение опознавать причастные обороты, правильно расставлять знаки препинания.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

22

Действительные и страдательные причастия (п. 10)



1

Значение причастий.


Материал п. 10, орфографический тренинг, составление кластера, практикум у. 71, рабочая тетрадь.


Беседа, работа в парах.

Умение опознавать действительные и страдательные причастия.


Постановка учебной задачи (Р), смысловое чтение, сравнение (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

23

Р/р Сжатое изложение



1

Приемы сжатия текста.


Чтение, работа над планом, запись ключевых слов, упражнения на приемы сжатия.


Коллективная и индивидуальная работа.

Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие и применяя сжатие.

Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К).

24-25

Полные и краткие формы причастий (п. 11)



2

Полные и краткие формы причастий.


Материал для наблюдений у. 73, 74, практикум у. 75-79, рабочая тетрадь, сочинение у. 81.


Коллективная работа, работа в парах.

Умение распознавать и образовывать формы причастий.

Постановка учебной задачи (Р), смысловое чтение, сравнение (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

26

Причастия настоящего и прошедшего времени (п. 12)



1

Время причастий.


Материал для наблюдений у. 82, работа со схемой, практикум у. 83, рабочая тетрадь, пересказ у. 84.


Коллективная работа, работа в парах.

Умение распознавать и образовывать формы причастий.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

27-28

Образование действительных причастий (п. 13)



2

Образование причастий.


Актуализация знаний о спряжении, материал для наблюдений у. 85, работа со схемой, практикум у. 87-92, рабочая тетрадь, работа с текстом у. 94.


Коллективная работа, работа в парах.

Умение распознавать и образовывать формы причастий.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К).

29-31

Образование страдательных причастий (п. 14)

Тест по теме «Действительные и страдательные причастия»



3

Образование причастий.


Материал п. 13, работа с таблицей, кластером, практикум у. 97-100, создание презентации, тест - рабочая тетрадь.


Работа в парах, коллективная, групповая (мини-проект).

Умение распознавать и образовывать формы причастий.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К).

32-33

Р/р Работа с информацией






2

Текст.


Текст и задания к нему.

Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо.

Умение писать сочинение-рассуждение на заданную тему.

Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации, просмотровое и изучающее чтение, сравнение (П), владение письменной речью (К).

34-35

Правописание гласных перед н и нн в причастиях (п. 15)



2

Полные и краткие страдательные причастия.


Материал для наблюдений у. 103, работа с таблицей, «Советы помощника», практикум у.104-108, рабочая тетрадь, текст у. 110.


Коллективная работа, работа в парах.

Формирование правописных умений, развитие умений анализировать языковой материал.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

36-38

Правописание н и нн в полных причастиях и отглагольных прилагательных (п. 16)



3

Полные и краткие страдательные причастия и отглагольные прилагательные.


Материал для наблюдений у. 111, 112, работа с таблицей, «Советы помощника», практикум у.113-117, рабочая тетрадь, текст у. 118.


Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа с кластером в парах.

Формирование правописных умений, развитие умений анализировать языковой материал.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация, преобразование информации (П).


39-40

Правописание н и нн в кратких причастиях и отглагольных прилагательных (п. 17)



2

Полные и краткие страдательные причастия и отглагольные прилагательные.


Орфографический практикум у. 120-123, работа с кластером у. 124, рабочая тетрадь – тест.


Коллективная работа, работа в парах.

Формирование правописных умений, развитие умений анализировать языковой материал.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

41

Морфологический разбор причастия (п. 18)



1

Причастие как особая форма глагола.


П. 18, «Советы помощника», работа с текстом у. 127, практикум рабочая тетрадь.


Работа в парах, коллективная, групповая (мини-проект).

Умение выполнять морфологический разбор причастия.


Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации, просмотровое и изучающее чтение, сравнение (П), участие в коллективном обсуждении (К).

42-43

Правописание не с причастиями (п. 19)



2

Правописание не с причастиями.


Проверочная работа, актуализация знаний у. 129, материал для наблюдения у. 130-132, работа с таблицей у. 133, алгоритм «Советы помощника».


Работа в парах, коллективная, групповая (мини-проект).

Умение использовать алгоритм правила правописания.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

44

Р/р Изложение



1

Приемы сжатия текста.


У. 139. Чтение, работа над планом, запись ключевых слов, упражнения на приемы сжатия.


Коллективная и индивидуальная работа.

Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие и применяя сжатие.

Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К).

45


Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (п. 20)



1

Написание суффиксов причастий.


Актуализация знаний у. 140, материал для наблюдения у. 141-142, орфографический тренинг у. 143- 144, творческая работа у. 146.


Коллективная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Умение анализировать языковой материал и самостоятельно формулировать правило.

Постановка учебной задачи (Р), сравнение, со-поставление (П), создание текста (К).

46-47

Повторение темы «Причастие» (п. 21)



2

Причастие как особая форма глагола. Образование и написание причастий.


Материал п. 21.


Работа в группах, парах, проект.

Умение выполнять тестовые задания.

Постановка учебной задачи, анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

48-49

Контрольный диктант по теме «Причастие». Работа над ошибками



2

Морфологические признаки и написание причастий.

Записывание текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы.

Самостоятельная индивидуальная работа с текстом.

Проверка уровня сформированности умений образовывать причастия, использовать их в речи, правильно оформлять на письме.

Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), самооценка (Р), рефлексия (К).

50-51


Понятие о деепричастии (п. 22)










2

Деепричастие как особая форма глагола.


Материал для наблюдений у. 147-150, задания поискового характера у. 151, 153, «Советы помощника».


Коллективная работа, работа в парах, мини-проект.

Умение опознавать деепричастие как особую форму глагола.

Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

52-54

Деепричастный оборот (п. 23)



3

Деепричастный оборот.


Материал для наблюдения у. 155-156, поисковая работа у. 159-162, комплексный анализ текста (рабочая тетрадь).


Коллективная, индивидуальная деятельность (игра «Агент 007»).

Умение опознавать деепричастные обороты, правильно расставлять знаки препинания.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

55

Р/р Тезисный план текста



1

Текст.


Материал у. 165, «Советы помощника», беседа.


Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа.

Умение составлять тезисный план текста.

Выбор нравственно-эстетических ориентиров (Л), планирование последовательности действий (Р), просмотровое и смысловое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

56-57

Правописание не с деепричастиями (п. 24)




2

Написание деепричастий.


Орфографический тренинг, рабочая тетрадь у. 3, материал для наблюдений у. 166, поисковая работа у. 167-168, «Советы помощника», комплексный анализ текста у. 172.


Коллективная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Умение анализировать языковой материал и самостоятельно формулировать правило.

Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

58-59

Деепричастия совершенного и несовершенного вида (п. 25)



2

Деепричастие как особая форма глагола.


Актуализация знаний, практикум у. 173-175, «Советы помощника», работа с таблицей у. 178, работа с текстом у. 182.


Коллективная работа, работа в парах, мини-проект.

Умение образовывать деепричастия.

Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

60-61

Р/р Сочинение-описание картины



2

Тема, основная мысль, стиль, тип речи текста.


У. 181-182.


Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа.

Развитие умения создавать текст-описание.

Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К).

62-63

Рассуждение и его виды (п. 26)



2

Текст как речевое произведение.


Актуализация знаний у. 183, поисковые задания у. 187-189, создание текстов у. 191.


Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа над мини-проектом в группе.

Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи.

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К).

64-65

Р/р Сочинение-рассуждение



2

Текст как речевое произведение.

(5 мин.)

У. 193.

(40 мин.)

Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа.

Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи.

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К).

66

Морфологический разбор деепричастия (п. 27)



1

Деепричастие как особая форма глагола.

(5 мин.)

Орфографический тренинг, материал п. 27, у. 194, работа со словарём.

(40 мин.)

Работа в парах, коллективная, мини-проект.

Умение выполнять морфологический разбор деепричастия.


Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации, просмотровое и изучающее чтение, сравнение (П), участие в коллективном обсуждении (К).

67-68

Повторение темы «Деепричастие» (п. 28)



2

Деепричастие как особая форма глагола. Образование и написание деепричастий.

(10 мин.)

Аудирование, работа над планом, запись ключевых слов, упражнения на приемы сжатия.

(35 мин.)

Коллективная и индивидуальная работа.

Умение выполнять тестовые задания.

Постановка учебной задачи, анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

69-70

Контрольная работа по теме «Деепричастие». Работа над ошибками



2

Морфологические признаки и написание деепричастий. Приёмы сжатия текста.

Комплексный анализ текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы.

Самостоятельная работа, работа в парах.

Умение анализировать грамматические формы, образовывать деепричастия, использовать их в речи, правильно оформлять на письме.

Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П), умение вступать в диалог, рефлексия (К).

71-72

Наречие как часть речи (п. 29)



2

Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия.

(15 мин.)

Актуализация и углубление знаний о наречии у. 196-197, поисковые задания у. 198-199, материал для наблюдений с. 108, практикум у. 200-202.

(30 мин.)

Коллективная работа, работа в парах, мини-проект.

Умение характеризовать значение, морфологические признаки наречия, отличать наречия от слов других частей речи.

Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

73-74

Разряды наречий по значению (п. 30)



2

Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, практикум у. 204, работа с текстом у. 207.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение определять разряды наречий, группировать наречия по заданным признакам.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К).

75-76

Р/р Сочинение-рассуждение



2

Текст как речевое произведение.

(5 мин.)

Текст «Как растения-иностранцы Россию осваивали».

(40 мин.)

Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа.

Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи.

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К).

77-79

Степени сравнения наречий (п. 31)



3

Сравнительная и прев-я степень наречий.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, практикум у. 209-214, «Советы помощника», разноаспектный анализ текста у. 215.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение распознавать и образовывать формы сравнительной степени наречий..

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К).

80-81

Слитное и раздельное написание не с наречиями на о (е) (п. 32)

Проверочная работа.



2

Написание наречий.

(10 мин.)

Материал для наблюдений у. 216, практикум у. 217-220, тест рабочая тетрадь, работа со словарём.

(35 мин.)

Работа в парах, группах.

Умение использовать алгоритм правила правописания.

Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

82-83

Морфологический разбор наречия (п. 33)



2

Морфологические признаки имени наречия.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, материал для наблюдений

(порядок и образец разбора наречия), работа с текстом у. 221, 222.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах (взаимная проверка).

Умение характеризовать значение, морфологические признаки наречия.

Мотивация к учению (Л), смысловое чтение, классификация, подведение под понятие (П), осуществление самооценки (Р).

84-85

Одна и две буквы н в наречиях на о (е) (п. 34)



2

Словообразование наречий.

(15 мин.)

Актуализация знаний, материал для наблюдения у. 223, практикум у. 224, «Советы помощника» к у. 225, работа с текстом у. 227, работа со словарём.

(30 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение использовать алгоритм правила правописания.

Планирование последовательности действий (Р), сравнение, установление причинно-следственных связей (П), умение вступать в диалог (К).

86-87

Буквы о и е после шипящих на конце наречий (п. 35)



2

Написание гласных после шипящих.

(10 мин.)

Актуализация знаний (выборочный диктант), работа с орфограммой у. 228, практикум у. 229, «Советы помощника» к у. 230.

(35 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, группе.

Умение использовать алгоритм правила правописания.

Планирование последовательности действий (Р), сравнение, установление причинно-следственных связей (П), умение вступать в диалог (К).

88-89

Буквы о и а на конце наречий (п. 36)



2

Словообразование наречий.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, материал для наблюдений у. 232, практикум у. 233, «Советы помощника» к у. 234, словарная работа с. 125, работа с текстом у. 235.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение использовать алгоритм правила правописания.

Планирование последовательности действий (Р), сравнение, установление причинно-следственных связей (П), умение вступать в диалог (К).

90-91

Дефис между частями слова в наречиях (п. 37)Тестовая проверка знаний.



2

Словообразование наречий.

(10 мин.)

Рабочая тетрадь с. 5-7, материал для наблюдения у. 236, практикум у. 237, 239, «Советы помощника к у. 238, работа с текстом у. 240.

(35 мин.)

Работа в парах, группах.

Умение использовать алгоритм правила правописания.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

92-93

Р/р Изложение



2

Текст.

(5 мин.)

У. 241. Чтение, работа над планом, запись ключевых слов, написание изложения.

(40 мин.)

Коллективная и индивидуальная работа.

Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие.

Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), смысловое чтение (П), владение письменной речью (К).

94-95

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных (п. 38)



2

Словообразование наречий.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, работа с таблицей у. 242, практикум у. 243-245, «Советы помощника» к у. 246, 247, работа со словарём.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение использовать алгоритм правила правописания.

Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П).

96

Мягкий знак после шипящих на конце наречий (п. 39)



1

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 250, правило, практикум у. 249, 251, комплексный анализ текста у. 252.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение использовать алгоритм правила правописания.

Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П).

97-98

Р/р Речевая характеристика героя.



2

Тема, основная мысль, стиль, тип речи текста.

(10 мин.)

У. 252.


Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа.

Умение определять речевую задачу, анализировать языковые средства, писать изложение с заданной степенью свернутости.

Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К).

99-101

Повторение темы «Наречие» (п. 40)



3

Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия.

(15 мин.)

Рабочая тетрадь п. 39, 40, учебник материал п. 40.

(30 мин.)

Работа в группе, парах (взаимопроверка).

Умение характеризовать значение, морфологические признаки, использовать алгоритмы правописания наречий.

Постановка учебной задачи, анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

102-103

Контрольная работа по теме «Наречие». Работа над ошибками



2

Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия.


Комплексный анализ текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Умение анализировать текст, использовать наречия в речи, правильно оформлять на письме.

Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П), рефлексия (К).

104

Предлог как часть речи (п. 41)



1

Предлог как служебная часть речи, значения предлогов.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 253, практикум у. 254, «Советы помощника» к у. 255.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение характеризовать роль, морфологические признаки предлога, отличать предлоги от слов других частей речи.

Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

105-107

Предлоги производные и непроизводные (п. 42)



3

Грамматические омонимы.

(10 мин.)

Материал для наблюдений у. 257, практикум у. 258, рабочая тетрадь п. 42 у. 1, продолжение текста у. 311, таблица у. 259

(35 мин.)


Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа.

Правописные умения, основанные на умении верно определять часть речи.

Анализ, сравнение, классификация (П), постановка и решение проблем (П), учёт позиции других людей (К).

108-109

Р/р Сочинение



2

Тема, основная мысль, стиль, тип речи тек-ста.

(10 мин.)

Актуализация знаний о стиле и типе речи, понятие о жанре.

(35 мин.)


Коллективная, самостоятельная работа.

Умение определять речевую задачу, анализировать языковые средства, писать сочинение заданного типа.

Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К).

110

Предлоги простые и составные (п. 43)



1

Предлог как часть речи.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, практикум у. 265, 266, создание текстов у. 268, 269, рабочая тетрадь у. 1.

(35 мин.)


Беседа, работа в группах, парах.

Умение различать предлоги по структуре, использовать их в речи.

Анализ, сравнение, классификация (П), постановка и решение проблем (П), учёт позиции других людей (К), соблюдение норм устной и письменной речи (К).

111-113

Правописание предлогов (п. 44)



3

Морфологическая характеристика предлогов, омонимия.

(10 мин.)

Материал для наблюдения у. 271, «Советы помощника», практикум у. 272-276, составление алгоритма, разноаспектный анализ текста у. 278, рабочая тетрадь.

(30 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах (составление алгоритма), группах.

Правописные умения.

Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П).

114-116

Употребление предлогов в речи (п. 45)



3

Предлоги-синонимы и антонимы.

(5 мин.)

Орфографический тренинг, практикум у. 280-282, грамматические нормы у. 284-288, рабочая тетрадь у. 1-3.

(35 мин.)


Работа в парах.

Развития умения соблюдать грамматические нормы.

Формулирование проблемы, анализ, сравнение (П), соблюдение норм речи, умение вступать в диалог (К).

117

Морфологический разбор предлога (п. 46)



1

Морфологические признаки предлога.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, материал для наблюдений

(порядок и образец разбора предлога), работа с текстом у. 292.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах (взаимная проверка).

Умение характеризовать значение, морфологические признаки предлога.

Смысловое чтение, классификация, подведение под понятие (П), осуществление самооценки (Р).

118-120

Повторение темы предлог. Тестовая проверочная работа (п. 47)



3

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, написание предлогов.

(15 мин.)

Рабочая тетрадь, учебник материал п. 46, тест.

(30 мин.)

Работа в группе, парах (взаимопроверка).

Умение характеризовать значение, морфологические признаки, использовать алгоритмы правописания предлогов.

Анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

121

Союз как часть речи (п. 48)



1

Союз как служебная часть речи.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 294, практикум у. 295, 296, работа с текстом у. 255.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение характеризовать роль, морфологические признаки предлога, отличать предлоги от слов других частей речи.

Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

122-123

Разряды союзов (п. 49)



2

Грамматическое значение и структура союзов.

(10 мин.)

Материал для наблюдения у. 298, теоретический материал, практикум у. 299-301.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение определять разряды союзов.

Смысловое чтение, классификация, выведение следствий (П), соблюдение норм речи, умение всту-пать в диалог (К).

124-125

Сочинительные союзы (п. 50)



2

Разряды сочинительных союзов.
(10 мин.)

Орфографический тренинг, материал для наблюдения у. 303, составление кластера по теории п. 50, практикум у. 304, составление схем, моделирование у. 305, 306.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение определять сочинительные союзы, составлять схемы предложений.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение, преобразование информации (П), согласованное выполнение действий (К).

126-127

Подчинительные союзы (п. 51)



2

Разряды подчинительных союзов.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, материал для наблюдения у. 307, составление кластера по таблице п. 51, практикум у. 309, составление схем, моделирование.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение определять подчинительные союзы, составлять схемы предложений.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение, преобразование информации (П), согласованное выполнение действий (К).

128-130

Правописание союзов (п. 52)



3

Морфологическая характеристика союзов, омонимия.

(10 мин.)

Материал для наблюдения у. 310, 312, 314, «Советы помощника», практикум у. 311, 313, 315 составление алгоритма, разноаспектный анализ текста у. 316, рабочая тетрадь.

(30 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах (составление алгоритма), группах.

Правописные умения.

Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П).

131-132

Р/р Сочинение-рассуждение



2

Тема, основная мысль, стиль, тип речи тек-ста.

(10 мин.)

У. 316, актуализация знаний о стиле и типе речи, понятие о жанре.

(35 мин.)


Коллективная, самостоятельная работа.

Умение определять речевую задачу, анализировать языковые средства, писать сочинение заданного типа.

Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К).

133-135

Союзы и союзные слова (п. 53)



3

Морфологическая характеристика союзов, омонимия.

(10 мин.)

Материал для наблюдения с. 172, работа с таблицей, практикум у. 320, 322, рабочая тетрадь, разноаспектный анализ текста у. 323.

(35 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах (проектная).

Умение различать союзы и союзные слова.

Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

136-138

Союзы в простых и сложных предложениях (п. 54)



3

Предложение.

(10 мин.)

Материал для наблюдения с. 324, работа с теорией, практикум у. 325-328, составление кластера, разноаспектный анализ текста у. 332.

(35 мин.)

Коллективная работа.

Развитие умений анализировать синтаксис предложения.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение, преобразование информации (П), согласованное выполнение действий (К).

139

Морфологический разбор союза (п. 55)



1

Морфологические признаки союза.

(10 мин.)

Материал п. 55. Орфографический тренинг, таблица, практикум у. 333, 334, проверочная работа - рабочая тетрадь.

(35 мин.)

Работа под руководством учителя, работа в парах.

Умение выполнять морфологический разбор союза.

Смысловое чтение, классификация, подведение под понятие (П), осуществление самооценки (Р).

140-141

Повторение темы «Союз» (п. 56)



2

Морфологические признаки союза.

(10 мин.)

Материал п. 56, разноаспектный анализ текста (рабочая тетрадь с. 38-39).

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах (взаимопроверка).

Правописные умения, умение выполнять тестовые задания, использовать алгоритмы правил.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П).

142-143

Контрольная работа по теме «Союз». Работа над ошибками



2

Союз как служебная часть речи.

(10 мин.)

Тест (рабочая тетрадь).

Индивидуальная самостоятельная работа.

Умение различать, использовать и характеризовать союзы.

Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), самооценка (Р), рефлексия (К).

144

Частица как часть речи (п. 57)



1

Частица как служебная часть речи.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 336, «Советы помощника», практикум у. 337, работа с текстом у. 338.

(35 мин.)

Работа под руководством учителя, работа в парах.

Умение характеризовать роль, морфологические признаки частицы, отличать частицы от слов других частей речи.

Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

145-147

Разряды частиц (п. 58)




3

Морфологические признаки частицы. Омонимия.

(10 мин.)

Материал для наблюдения у. 339, работа с теорией, практикум у. 340, 341, составление кластера, разноаспектный анализ текста у. 342.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение характеризовать формообразующие и смысловые частицы.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений, преобразование информации (П).

148-149

Правописание частиц (п. 59)



2

Морфологические признаки частицы. Омонимия.

(10 мин.)

Материал для наблюдения рабочая тетрадь, теория, практикум у. 348-350, составление алгоритма, разноаспектный анализ текста у. 352.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах, мини-проект.

Правописные умения.

Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П).

150-152

Правописание частицы не (п. 60)



3

Не с различными частями речи.

(15 мин.)

Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 354, «Советы помощника», практикум у. 355-357, работа с текстом у. 360.

(30 мин.)

Игра «Я за себя не отвечаю», работа в парах.

Правописные умения.

Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П).

153-154

Разграничение неи ни (п. 61)



2

Употребление не и ни.

(15 мин.)

Материал для наблюдения у. 361, таблица, практикум у. 363, 364, составление кластера, разноаспектный анализ текста у. 368.

(30 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Правописные умения.

Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П).

155-156

Р/р Сочинение-рассуждение



2

Тема, основная мысль, стиль, тип речи тек-ста.

(10 мин.)

У. 368, актуализация знаний о стиле и типе речи, понятие о жанре.

(35 мин.)


Коллективная, самостоятельная работа.

Умение определять речевую задачу, выбирать языковые средства, писать сочинение заданного типа.

Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К).

157-158

Повторение темы «Частица» (п. 62)



2

Частица как служебная часть речи.

(10 мин.)

Материал п. 62, разноаспектный анализ текста у. 3, рабочая тетрадь.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах (взаимопроверка).

Правописные умения, умение выполнять тестовые задания, использовать алгоритмы правил.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П).

159-160

Контрольная работа по теме «Служебные части речи» и работа над ошибками



2

Служебные части речи. Текст.

Разноаспектный анализ текста.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Умение различать, использовать и характеризовать служебные части речи.

Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П), рефлексия (К).

161-163








Междометие (п. 63)



3

Междометие как часть речи.

(5 мин.)

Материал для наблюдения у. 369, работа с таблицей, практикум у. 370-372, рабочая тетрадь.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение распознавать и использовать в речи междометия.

Постановка и решение проблем, анализ, сравнение (П), развитие устной речи (К).

164-167













168-175












Повторение.

Итоговая к\р.

Работа над ошибками.













Резервные уроки



4

Части речи.

(10 мин)

Составление кластера, орфографический и пунктуационный тренинг, разноаспектный анализ текста.
(35 мин.)

Коллективная работа, работа в группе (мини-проект).

Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения.

Выбор ценностных ориентиров (Л), постановка и формулирование цели деятельности (Р), универсальные логические действия (П), владение всеми видами речевой деятельности (К).