МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»Г.ПОВОРИНО
Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО учителей гуманитарного цикла Рук. ШМО: Руфанова Л.В. _______________________ Протокол № … от «29» августа 2021г. | Согласовано» Зам.дир. по УВР: Ракитина Е.А. _________________________ 30 августа 2021г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «СОШ №3» г. Поворино: Асоскова Е.В. _______________________ Приказ № от « 31» августа 2021г. | | | | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
7 класс
(по программе под редакцией Т.А. Ладыженской)
на 2021 – 2022 учебный год
Ракитиной Елены Александровны (ВКК)
Ф.И.О. учителя
Количество часов в неделю – 2ч. ( в году – 70ч.)
Учебник:
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. М., «Просвещение», 2019г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (базовый уровень) разработана на основе авторской программы «Рабочая программа. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы (Пособие для учителей общеобразовательных учреждений)» - М.: Просвещение, 2019г.
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями 2015-2016 г.г.);
Положения о рабочей программе по учебному предмету, учебному курсу МКОУ «СОШ № 3» г. Поворино
Приказа Минобрнауки России от 23.12.2020 № 766 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Учебного плана МКОУ «СОШ № 3» г. Поворино на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
Классы | Для работы учителей | Для работы в классе | Для учащихся (выданы на руки) |
7 класс | «Русский язык». Дидактические материалы. 7 класс. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2019. Русский язык. Учебник. 7 класс. В 2-х частях. Часть 1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2019. Русский язык. Учебник. 7 класс. В 2-х частях. Часть 2. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2019. | Школьный орфографический словарь русского языка. 5-11 классы. М.Т. Баранов.- М.: Просвещение, 2019. | Русский язык. Учебник. 7 класс. В 2-х частях. Часть 1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2019. Русский язык. Учебник. 7 класс. В 2-х частях. Часть 2. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2019. |
Цели и задачи обучения
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего русский язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего русский язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе, овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности русского языка;
• совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и
другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты (сформированность умений):
использовать грамматические словари и справочники в речевой практике;
понимать текст как речевое произведение, выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические, различать понятия «разговорный язык», «функциональные стили речи» (научный, публицистический, официально-деловой), «язык художественной литературы»;
характеризовать особенности публицистического стиля речи (в том числе сферу употребления, функции), употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля нормы его построения, особенности жанров (репортаж, заметка);
владеть различными видами аудирования (выборочным, детальным) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов;
составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика, представлять содержание текста в виде таблицы, схемы;
устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;
создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением;
участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) темы и темы на основе жизненных наблюдений (диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации);
распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение); понимать структурные особенности текста-рассуждения;
анализировать тексты разных стилей и жанров (интервью, репортаж, заметка); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры);
создавать тексты в жанре научного сообщения, в публицистических жанрах (интервью, репортаж, заметка); оформлять деловые бумаги (инструкция);
анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; использовать способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста, виды и приемы чтения в практике осмысления и создания собственного текста;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;
использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания;
объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного);
распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту;
характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слова; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи;
характеризовать причастия как форму глагола, выделять признаки глагола и имени прилагательного в причастии; различать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; склонять причастия; выделять причастный оборот, правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, объяснять роль причастия в предложении; понимать особенности постановки ударения в некоторых формах причастий; правильно употреблять в речи однокоренные слова типа «висящий – висячий», «горящий – горячий», причастия с суффиксом –ся; правильно согласовывать причастия в словосочетаниях типа прич. + сущ.; соблюдать нормы правописания причастий (падежные окончания, гласные в суффиксах причастий, н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имен прилагательных; слитное и раздельное написание не с причастиями);
определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи; соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения, правописания наречий (слитное, дефисное, раздельное написание; слитное или раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о и -е; правописание суффиксов наречий; употребление ь на конце наречий после шипящих; правописание о – е после шипящих в суффиксах наречий, е и и в приставках не- и ни- наречий);
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую роль и роль в речи;
характеризовать деепричастия как форму глагола, выделять признаки глагола и наречия в деепричастии; различать деепричастия совершенного и несовершенного вида; распознавать деепричастный оборот, правильно ставить знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом, объяснять роль деепричастия в предложении; правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; понимать особенности постановки ударения в некоторых формах деепричастий; соблюдать нормы правописания деепричастий (гласные в суффиксах деепричастий, слитное и раздельное написание не с деепричастиями);
давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи;
характеризовать предлог как служебную часть речи; различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги; соблюдать нормы употребления имен существительных и местоимений с предлогами, правописания производных предлогов;
характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль союза в тексте, в том числе как средства связи однородных членов предложения и частей сложного предложения; употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях; знаков препинания в предложениях с союзом и;
характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, степеней сравнения имени прилагательного, наречия; понимать интонационные особенности предложений с частицами; употреблять частицы в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц не и ни, формообразующих частиц;
характеризовать междометия как часть речи, различать группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи, особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе; соблюдать пунктуационные нормы оформления междометий в предложении;
распознавать причастия, наречия, слова категории состояния, деепричастия, предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные слова в речи; проводить их морфологический анализ; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
распознавать морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого, второстепенных членов предложений (на основе изученного); проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Русский язык как развивающееся явление (1 час) |
Введение. Русский язык как развивающееся явление. |
Повторение изученного в 5-6 классах (12 часов) |
Синтаксис. Синтаксический разбор. |
Пунктуация. Пунктуационный разбор. |
Лексика и фразеология. |
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. |
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. |
Морфология и орфография. |
Морфологический разбор слова. |
Р.р. Текст. |
Р.р. Диалог как текст. Виды диалога. |
Р.р. Стили литературного языка. Публицистический стиль. |
Контрольный диктант по разделу «Повторение изученного в 5-6 классах». |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
Причастие (24 часа) |
Причастие как часть речи. |
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. |
Причастный оборот. |
Выделение причастного оборота запятыми. |
Р.р. Описание внешности человека. |
Действительные и страдательные причастия. |
Краткие и полные страдательные причастия. |
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. |
Действительные причастия прошедшего времени. |
Р.р. Изложение |
Страдательные причастия настоящего времени. |
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. |
Страдательные причастия прошедшего времени. |
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. |
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
Одна буква н в отглагольных прилагательных. |
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. |
Р.р. Выборочное изложение |
Морфологический разбор причастия. |
Слитное и раздельное написание не с причастиями. |
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Повторение по теме «Причастие» |
Контрольный диктант по разделу «Причастие». |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Р.Р. Сочинение «Успешный телеведущий». Портретное описание. |
Деепричастие (11 часов) |
Деепричастие как часть речи. |
Деепричастный оборот. |
Запятые при деепричастном обороте. |
Раздельное написание не с деепричастиями. |
Деепричастия несовершенного вида. |
Деепричастия совершенного вида. |
Р.р. Описание действий людей. Обучающее сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь». |
Морфологический разбор деепричастия. |
Повторение темы «Деепричастие». Тест. |
Контрольный диктант по разделу «Деепричастие». |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Наречие (29 часов) |
Наречие как часть речи. |
Употребление наречий в речи. |
Разряды наречий. |
Степени сравнения наречий. |
Морфологический разбор наречия. |
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. |
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. |
Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. |
Р.р. Описание действий по наблюдениям. |
Р.р. Подготовка к изложению с описанием действия . |
Р.р. Изложение с описанием действия . |
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. |
Контрольный диктант по разделу " Наречие" |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Буквы о и а на конце наречий. |
Дефис между частями слова в наречиях. |
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. |
Р.р. Подготовка к сочинению по картине Е.Широкова «Друзья». |
Р.р. Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья». |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий. |
Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв. |
Р.р. Учебно-научная речь. |
Р.р. Учебный доклад. |
Повторение темы «Наречие». Тест. |
Подготовка к контрольному диктанту по разделу " Наречие". |
Контрольный диктант по разделу «Наречие». |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Категория состояния (7 часов) |
Категория состояния как часть речи. |
Морфологический разбор категории состояния. |
Р.р. Сжатое изложение. |
Р.р. Анализ сжатого изложения |
Повторение темы «Категория состояния».Тест. |
Самостоятельные и служебные части речи. |
Предлог (10 часов) |
Предлог как часть речи. |
Употребление предлогов. |
Непроизводные и производные предлоги. |
Простые и составные предлоги. |
Р.р. Подготовка к подробному изложению "Сердце матери". |
Р.р. Подробное изложение "Сердце матери". |
Морфологический разбор предлога. |
Р.р. Репортаж. |
Слитное и раздельное написание производных предлогов. |
Обобщающий урок по теме «Предлог». Тест. |
Союз (19 часов) |
Союз как часть речи. |
Простые и составные союзы. |
Союзы сочинительные и подчинительные. |
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. |
Контрольный тест по теме " Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении". |
Анализ теста. Работа над ошибками. |
Сочинительные союзы. |
Подчинительные союзы. |
Морфологический разбор союза. |
Р.р. Сочинение «Книга – наш друг и советчик». |
Слитное написание союзов тоже,также, чтобы. |
Повторение темы «Союз». Тест. |
Подготовка к контрольному диктанту по разделу " Предлоги и союзы". |
Контрольный диктант по разделу «Предлоги и союзы». |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Частица (12 часов) |
Частица как часть речи. |
Разряды частиц. Формообразующие частицы. |
Смыслоразличительные частицы. |
Раздельное и дефисное написание частиц. |
Морфологический разбор частицы. |
Отрицательные частицы не и ни. |
Различение частицы не и приставки не-. |
Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни. |
Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. |
Повторение темы «Частица». Тест. |
Контрольный диктант по разделу «Частица». |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Междометие (3 часа) |
Междометие как часть речи. |
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях.. |
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Морфологический разбор междометия. |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (8 часов) |
Разделы науки о языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь.. |
Фонетика. Графика. |
Лексика и фразеология. |
Морфемика. Словообразование. |
Морфология. Орфография. |
Синтаксис. Пунктуация. |
Итоговый годовой контрольный диктант. |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Подведение итогов за год. |
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел (глава, общая тема) | Общее кол-во часов на раздел (главу, общую тему) | в том числе | | |
Кол-во часов на изучение теории | Кол-во сочинений, изложений | Кол-во контрольных работ |
1 | Введение. Русский язык как развивающееся явление | 1 | 1 | | |
2 | Повторение изученного в 5-6 классах | 12 | 11 | | 1 |
3 | Причастие | 24 | 20 | 3 | 1 |
4 | Деепричастие | 11 | 9 | 1 | 1 |
5 | Наречие | 29 | 25 | 2 | 2 |
6 | Категория состояния | 7 | 6 | 1 | |
7 | Служебные части речи. Предлог | 10 | 9 | 1 | |
8 | Союз | 19 | 16 | 1 | 2 |
9 | Частица | 12 | 10 | 1 | 1 |
10 | Междометие | 3 | 3 | | |
11 | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 12 | 7 | | 1 |
| Итого: | 140 | 121 | 10 | 9 |
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО русскому языку 7 класс
(140 часов, 4часа в неделю, 35 учебных недель)
№ п/п | Раздел. Тема урока. | Кол-во часов | Даты проведения | Примечание |
план | факт | |
| Введение. Русский язык как развивающееся явление (1 час) | | | | |
1 | Введение. Русский язык как развивающееся явление. | 1 | | | |
| Повторение изученного в 5-6 классах (12 часов) | | | | |
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | | | |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | | | |
4 | Лексика и фразеология. | 1 | | | |
5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 1 | | | |
6 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | | | |
7 | Морфология и орфография. | 1 | | | |
8 | Морфологический разбор слова. | 1 | | | |
9 | Р.р. Текст. | 1 | | | |
10 | Р.р. Диалог как текст. Виды диалога. | 1 | | | |
11 | Р.р. Стили литературного языка. Публицистический стиль. | 1 | | | |
12 | Контрольный диктант по разделу «Повторение изученного в 5-6 классах». | 1 | | | |
13 | Анализ контрольного диктанта.Работа над ошибками. | 1 | | | |
| Причастие (24 часа) | | | | |
14 | Причастие как часть речи. | 1 | | | |
15 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | | | |
16 | Причастный оборот. | 1 | | | |
17 | Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | | | |
18 | Р.р. Описание внешности человека. | 1 | | | |
19 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | | | |
20 | Краткие и полные страдательные причастия. | 1 | | | |
21 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | | | |
22 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | | | |
23 | Р.р. Изложение | 1 | | | |
24 | Страдательные причастия настоящего времени. | 1 | | | |
25 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | | | |
26 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | | | |
27 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 | | | |
28 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | | | |
29 | Одна буква н в отглагольных прилагательных. | 1 | | | |
30 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 1 | | | |
31 | Р.р. Выборочное изложение | 1 | | | |
32 | Морфологический разбор причастия. | 1 | | | |
33 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 1 | | | |
34 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Повторение по теме «Причастие». | 1 | | | |
35 | Контрольный диктант по разделу «Причастие». | 1 | | | |
36 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | | |
37 | Р.Р. Сочинение «Успешный телеведущий». Портретное описание. | 1 | | | |
| Деепричастие (11 часов) | | | | |
38 | Деепричастие как часть речи. | 1 | | | |
39 | Деепричастный оборот. | 1 | | | |
40 | Запятые при деепричастном обороте. | 1 | | | |
41 | Раздельное написание не с деепричастиями. | 1 | | | |
42 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | | | |
43 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | | | |
44 | Р.р. Описание действий людей. Обучающее сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь». | 1 | | | |
45 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | | | |
46 | Повторение темы «Деепричастие». Тест. | 1 | | | |
47 | Контрольный диктант по разделу «Деепричастие». | 1 | | | |
48 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | | |
| Наречие (29 часов) | | | | |
49 | Наречие как часть речи. | 1 | | | |
50 | Употребление наречий в речи. | 1 | | | |
51 | Разряды наречий. | 1 | | | |
52 | Степени сравнения наречий. | 1 | | | |
53 | Морфологический разбор наречия. | 1 | | | |
54 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. | 1 | | | |
55 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. | 1 | | | |
56 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | 1 | | | |
57 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. | 1 | | | |
58 | Р.р. Описание действий по наблюдениям. | 1 | | | |
59 | Р.р. Подготовка к изложению с описанием действия . | 1 | | | |
60 | Р.р. Изложение с описанием действия . | 1 | | | |
61 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 | | | |
62 | Контрольный диктант по разделу " Наречие" | 1 | | | |
63 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | | |
64 | Буквы о и а на конце наречий. | 1 | | | |
65 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | | | |
66 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | | | |
67 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | | | |
68 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине Е.Широкова «Друзья». | 1 | | | |
69 | Р.р. Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья». | 1 | | | |
70 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | | | |
71 | Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв. | 1 | | | |
72 | Р.р. Учебно-научная речь. | 1 | | | |
73 | Р.р. Учебный доклад. | 1 | | | |
74 | Повторение темы «Наречие». Тест. | 1 | | | |
75 | Подготовка к контрольному диктанту по разделу " Наречие". | 1 | | | |
76 | Контрольный диктант по разделу «Наречие». | 1 | | | |
77 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | | |
| Категория состояния (7 часов) | | | | |
78 | Категория состояния как часть речи. | 1 | | | |
79 | Категория состояния как часть речи. | 1 | | | |
80 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | | | |
81 | Р.р. Сжатое изложение. | 1 | | | |
82 | Р.р. Анализ сжатого изложения | 1 | | | |
83 | Повторение темы «Категория состояния».Тест. | 1 | | | |
84 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | | | |
| Предлог (10 часов) | | | | |
85 | Предлог как часть речи. | 1 | | | |
86 | Употребление предлогов. | 1 | | | |
87 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | | | |
88 | Простые и составные предлоги. | 1 | | | |
89 | Р.р. Подготовка к подробному изложению "Сердце матери". | 1 | | | |
90 | Р.р. Подробное изложение "Сердце матери". | 1 | | | |
91 | Морфологический разбор предлога. | 1 | | | |
92 | Р.р. Репортаж. | 1 | | | |
93 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 1 | | | |
94 | Обобщающий урок по теме «Предлог». Тест. | 1 | | | |
| Союз (19 часов) | | | | |
95 | Союз как часть речи. | 1 | | | |
96 | Простые и составные союзы. | 1 | | | |
97 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | | | |
98 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 | | | |
99 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 | | | |
100 | Контрольный тест по теме " Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении". | 1 | | | |
101 | Анализ теста. Работа над ошибками. | 1 | | | |
102 | Сочинительные союзы. | 1 | | | |
103 | Сочинительные союзы. | 1 | | | |
104 | Подчинительные союзы. | 1 | | | |
105 | Подчинительные союзы. | 1 | | | |
106 | Морфологический разбор союза. | 1 | | | |
107 | Р.р. Сочинение «Книга – наш друг и советчик». | 1 | | | |
108 | Слитное написание союзов тоже,также, чтобы. | 1 | | | |
109 | Слитное написание союзов тоже,также, чтобы. | 1 | | | |
110 | Повторение темы «Союз». Тест. | 1 | | | |
111 | Подготовка к контрольному диктанту по разделу " Предлоги и союзы". | | | | |
112 | Контрольный диктант по разделу «Предлоги и союзы». | 1 | | | |
113 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | | |
| Частица (12 часов) | | | | |
114 | Частица как часть речи. | 1 | | | |
115 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | | | |
116 | Смыслоразличительные частицы. | 1 | | | |
117 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | | | |
118 | Морфологический разбор частицы. | 1 | | | |
119 | Отрицательные частицы не и ни. | 1 | | | |
120 | Различение частицы не и приставки не-. | 1 | | | |
121 | Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни. | 1 | | | |
122 | Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. | 1 | | | |
123 | Повторение темы «Частица». Тест. | 1 | | | |
124 | Контрольный диктант по разделу «Частица». | 1 | | | |
125 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | | |
| Междометие (3 часа) | | | | |
126 | Междометие как часть речи. | 1 | | | |
127 | Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях.. | 1 | | | |
128 | Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Морфологический разбор междометия. | 1 | | | |
| Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (8 часов) | | | | |
129 | Разделы науки о языке. Текст и стили речи.Учебно-научная речь.. | 1 | | | |
130 | Фонетика. Графика. | 1 | | | |
131 | Лексика и фразеология. | 1 | | | |
132 | Морфемика. Словообразование. | 1 | | | |
133 | Морфология. Орфография. | 1 | | | |
134 | Синтаксис. Пунктуация. | 1 | | | |
135 | Итоговый годовой контрольный диктант (проект). | 1 | | | |
136 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Подведение итогов за год. | 1 | | | |
137 | Резервный урок | 1 | | | |
138 | Резервный урок | 1 | | | |
139 | Резервный урок | 1 | | | |
140 | Резервный урок | 1 | | | |