Р А З Д Е Л «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»
Настоящая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и опирается на программу под редакцией Е.А.Быстровой. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа рассчитана на 102 часа, и опирается на учебник Е.А.Быстровой «Русский язык. 9 класс».изд. «Русское слово»,2017г. Программа спланирована на 98 час, так как 08.03, 01,05,02.05,03.05– праздничные дни и выходные дни.
Общая характеристика предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели и задачи изучения предмета
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Для организации обучения по предмету «Русский язык» в 2018-2019 уч.году используются учебно-методические комплекты, которые рекомендованы Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018/2019 учебный год № 1067 от 19 декабря 2012 г.(зарегистрирован в Минюсте России30 января 2013 г. Регистрационный № 26755).
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 9 класса создана на основе документов:
-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Постановления:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).
Приказы:
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
-письмо Минобразования РО от 18.05.2017 г. № 24/4.1-3996 «Рекомендации по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2017-2018 учебный год».
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями)
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Приказ МБОУ Малокирсановской сош им. дважды Героя Советского Союза П.С.Кутахова № 106 от 05.06.18 г. «Об утверждении учебного плана школы на 2018-2019 учебный год, программно-методического обеспечения к учебному плану, годового календарного учебного графика на 2018/2019 учебный год».
Устав МБОУ Малокирсановской сош им. дважды Героя Советского Союза П.С.Кутахова (утвержден приказом ООА М-Курганского района № 455 от 15.12.2014г).
- Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 г. № 08-96 «О методических рекомендациях».
- Письмо Минобрнауки России от 16.05.2018 № 08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности.
- письмо Минобразования РО от 24.04.2018 г. № 24/4.1-5705 «Рекомендации по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2018-2019 учебный год».
-письмо ООА Матвеево-Курганского района от 04.05.2018 г. № 82.11/617 «О направлении рекомендаций по составлению учебного плана на 2018-2019 учебный год».
Р А З Д Е Л «СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ»
Раздел 1. Введение .Русский язык как развивающееся явление.
Раздел 2. Повторение изученного за 5-8 классах
Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Текст и его признаки.
Раздел 3. Речь
Углубление знаний: текст, типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте. План и тезисы как виды информационной переработки текста. Конспект, реферат. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, язык художественной литературы. Сообщение, доклад как жанры научного стиля. Их особенности. Основные жанры публицистического стиля: выступление, статья, эссе, интервью.
Раздел 4. Сложное предложение
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения.
Раздел 5. Сложносочинённое предложение
Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённых предложений. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
Раздел 6. Сложноподчинённое предложение Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части сложноподчинённого предложения. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Отличия подчинительных союзов и союзных слов.
Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.
Раздел 7. Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.
Раздел 8. Сложное предложение с разными видами связи
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием. Знаки препинания в сложном предложении.
Раздел 9. Чужая речь и способы ее передачи
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание.
Раздел 10. Повторение изученного в 5—9 классах Подготовка к ОГЭ.
Языковой анализ текста. Выполнение тестов. Написание сжатого изложения и сочинения.
Р А З Д Е Л «Календарно-тематическое планирование»
№ п/п | Дата | Раздел. Тема | Элементы содержания | Основные виды деятельности, которыми должен овладеть обучающийся |
План | Факт |
Русский язык как развивающееся явление |
1. | 03.09 | | Введение. Русский литературный язык. | Определение языка. Изменения в языке | Иметь представление о лингвистике как науке, выдающихся отечественных лингвистах. Знать основные изобразительные свойства русского языка. |
2-3. | 06.09 07.09 | | Культура речи. Основные виды норм русского литературного языка. Понятие экологии языка. | Понятие литературной нормы. Основные виды норм. Понятие экологии языка | Иметь представление о литературной норме. знать виды норм. |
Повторение изученного в 5-8 классах |
4-14. | 10.09-4.10. | | Повторение сведений о фонетике. Фонетический и орфоэпический разборы. Орфоэпия, морфемика, словообразования. Морфемный и словобразовательный разборы. Лексика и фразеология Лексический разбор. Лексические словари Морфологический разбор самостоятельных частей речи. Синтаксис и пунктуации. Простое предложение и грамматическая основа. Простое осложненное предложение. Предложения с обращениями, вводными словами, обособленными членами предложения. Текст и его признаки. | Фонетика.. Орфоэпия. Морфология. Орфография. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфемика. Синтаксис и пунктуация. | Уметь делать фонетический разбор, морфемный и морфологический разбор слов разных частей речи. Уметь работать с лексическими и фразеологическими словарями. Уметь находить грамматические основы в простом предложении. Уметь находить обособленные члены предложения , вводные и вставные конструкции, обращения в простом предложении Уметь определять тему и основную мысль текста, выделять микротемы, составлять план. |
6. | 14.09 | | Контрольная работа №1.Повторение изученного. Орфография и пунктуация. | Правописание корней, приставок, суффиксов | Уметь применять правила в письменной речи при написании диктанта |
15. | 05.10 | | Анализ контрольной работы. | Анализ типичных ошибок | Уметь классифицировать ошибки, устранять их в ходе проверки. |
| | | | Речь | |
16. | 08.10 | | Текст. Типы речи | Текст. Повествование. Описание. Рассуждение | Уметь характеризовать текст |
17. | 11.10 | | Стили речи | Текст. Стили речи | Уметь составлять собственное речевое высказывание в разных стилях |
18. | 12.10 | | Информационная переработка текста. План. Тезисы | План. Тезисы | Уметь составлять план, тезисы |
19. | 15.10 | | Конспект. Реферат | Конспект. Реферат | Уметь составлять конспект, реферат |
20. | 18.10 | | Статья. Эссе | Публицистические жанры, их особенности | Уметь писать статьи, эссе, знать особенности жанра. |
21. | 19.10 | | Интервью, выступление | Интервью, особенности композиции | Уметь строить выступление в форме доклада и сообщения. Знать особенности интервью |
Синтаксис и пунктуация |
Сложное предложение |
22. | 22.10 | | Что такое сложное предложение | Сложное предложение. Грамматическая основа в СП | Уметь находить грамматическую основу предложения, строить схемы предложений. |
23-24. | 25.10-26.10 | | Рр Написание сжатого изложения публицистического стиля. | Сжатое изложение. | Уметь писать текст изложения, применяя приемы компрессии |
25-26. | 8.11-9.11 | | Виды сложных предложений | Типы сложных предложений. ССП, СПП, БСП. | Уметь использовать в письменной речи предложения разных конструкций |
Сложносочинённое предложение |
27. | 12.11 | | Что такое сложносочинённое предложение | Простые синтаксические конструкции. Разряды союзов | Уметь строить простые синтаксические конструкции по заданию учителя |
28. | 15.11 | | Синтаксический разбор сложносочинённого предложения | Сложносочинённое предложение, средства связи в нём | Разбор ССП по плану |
29. | 16.11 | | Знаки препинания в ССП | Знаки препинания в ССП | Уметь употреблять знаки препинания в ССП. |
30. | 19.11 | | Проверочная работа по теме «Сложносочинённое предложение» | Диктант по теме «Сложносочинённое предложение» | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации. |
31. | 22.11 | | Анализ контрольной работы | Работа над типичными ошибками учащихся | Уметь классифицировать ошибки, устранять их в речи. |
Сложноподчинённое предложение |
32. | 23.11 | | Что такое сложноподчинённое предложение | Структура СПП. Союзы и союзные слова | Уметь выделять в предложении главную и придаточную части. |
33-34. | 26.11 29.11 | | Виды сложноподчинённых предложений | Классификация сложноподчинённых предложений | Уметь выделять в тексте СПП, заменять их синонимическими конструкциями |
35. | 30.11 | | Р/р. Работа над сжатием текста | Использование приёмов сжатия текста | Уметь применять при сжатии текста не менее 3 приёмов сжатия |
36. | 3.12 | | Р/р. Сжатое изложение | Сжатие текста | Уметь передавать микротемы без искажения фактов |
37-38. | 6.12 7.12 | | СПП с придаточным определительным | СПП с придаточным определительным | Уметь находить в тексте, строить СПП с придаточным определительным |
39-40. | 10.12 13.12 | | СПП с придаточным изъяснительным | СПП с придаточным изъяснительным | Уметь находить в тексте, строить СПП с придаточным изъяснительным. |
41. | 14.12 | | СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени | Употребление СПП | Уметь определять в тексте придаточные времени, грамотно их оформлять в речи. |
42. | 17.12 | | СПП с придаточными места | Употребление СПП | Уметь определять в тексте придаточные места, грамотно их оформлять в речи. |
43. | 20.12 | | СПП с придаточными образа действия, меры и степени | СПП с придаточными образа действия и степени | Уметь определять вид придаточного предложения и вычленять придаточные. |
44. | 21.12 | | СПП с придаточными сравнения | СПП с придаточными сравнения | Уметь определять вид придаточного предложения и вычленять придаточные. |
45. | 24.12 | | Контрольная работа №2 «Сложное предложение» | Контрольный тест | Уметь выполнять тесты в формате ОГЭ. |
46. | 27.12 | | СПП с придаточными цели | СПП предложения с придаточными цели условия | Уметь употреблять СПП с придаточными цели и условия. |
47. | 28.12 | | СПП с придаточными причины и следствия | СПП с придаточными причины и следствия | Уметь употреблять СПП с придаточными причины и следствия. |
48. | 10.01 | | СПП с придаточными условия | СПП с придаточными условия | Уметь определять вид придаточного и вычленять придаточные. |
49. | 11.01 | | СПП с придаточными уступки | СПП с придаточными уступки | Уметь определять вид придаточного и вычленять придаточные уступки. |
50-52. | 14.01 17.01 18.01 | | Систематизация и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение» | Виды сложноподчинённых предложений | Знать средства связи в сложноподчинённых предложениях, пунктуацию в СПП. |
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными |
53-55. | 21.01 24.01 25.01 | | Понятие СПП с несколькими придаточными | Сложные предложения в речи | Уметь использовать в своей речи сложные предложения . |
56-57. | 28.01 31.01 | | Рр Подготовка и написание сочинения-рассуждения | | |
58-59. | 1.02 4.02 | | СПП с несколькими придаточными | Средства связи в ССП. Грамматическая основа. Знаки препинания в ССП | Уметь строить схемы предложений с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания. |
60. | 7.02 | | Рр Подготовка к написанию сжатого изложения | Диктант по теме «СПП с несколькими придаточными» | Уметь применять изученные правила. |
61. | 8.02 | | Р/р. Сжатое изложение | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Сжатие текста | Уметь писать сжатое изложение. |
Бессоюзное сложное предложение |
62. | 11.02 | | Что такое бессоюзное сложное предложение | Особенности БСП | Уметь давать интерпретацию языковых явлений. |
63-65. | 14.02 15.02 18.02 | | Знаки препинания в БСП | Знаки препинания в БСП | Уметь давать интерпретацию языковых явлений. |
66. | 21.02 | | Проверочная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» | Знаки препинания в БСП | Знать знаки препинания в БСП, уметь заменять бессоюзные предложения на сложноподчинённые. |
67. | 22.02 | | Анализ проверочной работы | Знаки препинания в БСП | Уметь анализировать и исправлять свои ошибки. |
68. | 25.02 | | Р/р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | Особенности написания сочинения-рассуждения | Уметь писать лингвистическое сочинение. |
69. | 28.02 | | Р/р. Сочинение-рассуждение | Тезис и аргументы в сочинении-рассуждении | Уметь работать в парах по устранению ошибок. |
Сложные предложения с разными видами связи |
70-72. | 1.03 4.03 7.03 | | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи | Уметь определять границы предложений, строить схемы предложений. |
73. | 11.03 | | Контрольная работа №3по теме «СП с различными видами связи» | Тест по теме «СПП с различными видами связи» | Уметь находить в тексте и строить предложения с придаточными цели. |
74. | 14.03 | | Анализ контрольной работы | Анализ контрольного теста, работа над типичными ошибками | Уметь работать в парах в работе по устранению типичных ошибок. |
75. | 15.03 | | Закрепление по теме «СП с разными видами связи» | | |
Чужая речь и способы её передачи |
76. | 18.03 | | Предложения с прямой речью | Прямая речь, знаки препинания при прямой речи | Уметь оформлять прямую речь. |
77. | 21.03 | | Предложения с косвенной речью | Знаки препинания в предложениях с косвенной речью | Уметь заменять прямую речь косвенной. |
78. | 22.03 | | Диалог | Виды диалога. Реплика. Комбинированный диалог | Уметь оформлять диалог на письме. |
79. | 1.04 | | Цитирование. Оформление цитат на письме. | Цитирование. Оформление цитат на письме | Уметь оформлять цитаты. |
80-81 | 4.04-5.04 | | Р/р. Сжатое изложение | Умение сжимать текст | Уметь писать сжатое изложение, применять полученные речевые навыки. |
Повторение изученного в 5 – 9 классах. Подготовка к ОГЭ |
82. | 8.04 | | Повторение. Орфограммы в приставках | Работа над тестовыми задания ОГЭ | Уметь выполнять тестовые задания. |
83. | 11.04 | | Орфограммы в суффиксах | Работа над тестовыми задания ОГЭ | Уметь выполнять тестовые задания |
84. | 12.04 | | Словосочетание | Работа над тестовыми задания ОГЭ | Уметь выполнять тестовые задания |
85. | 15.04 | | Пунктуация в простом предложении | Работа над тестовыми задания ОГЭ | Уметь выполнять тестовые задания |
86. | 18.04 | | Знаки препинания при вводных словах и предложениях, обращении, сравнительных оборотах | Работа над тестовыми задания ОГЭ | Уметь выполнять тестовые задания ОГЭ. |
87. | 19.04 | | Знаки препинания в ССП | Работа над тестовыми задания ОГЭ | Уметь выполнять тестовые задания |
88-89. | 22.04- 25.04 | | Знаки препинания в СПП, БСП | Работа над тестовыми задания ОГЭ | Уметь выполнять тестовые задания |
90-92. | 26.04 29.04 6.05 | | Текст. Основные приемы сжатия текста. Сжатие текста | Работа над сжатием текста | Уметь сжимать текст |
93. | 13.05 | | Рассуждение | Составление текста-рассуждения | Уметь составлять текст -рассуждение |
94. | 16.05 | | Составление текста-рассуждения | | |
95. | 17.05 | | Контрольная работа №4 «Повторение изученного» | Контроль подготовки к ОГЭ | Уметь выполнять тесты в формате ОГЭ |
96-98. | 20.05 23.05 24.05 | | Подготовка к экзамену. Выполнение тестов. Написание сжатого изложения. Написание сочинения-рассуждения. | Работа над заданиями ОГЭ | Уметь выполнять тесты в формате ОГЭ |
Р А З Д Е Л «Результаты обучения»
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
· роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
· смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
· основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
· особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
· признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
· основные единицы языка, их признаки;
· основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
· различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
· объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
· адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
· читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
· извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
· создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
· осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
· владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
· свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
· соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
· соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
· развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
· удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
· использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Р А З Д Е Л «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
Литература
Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.
Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций./ Е.А. Быстрова, Т.М. Воителева, Л.В. Кибирева, Н.Н.Фаттахова; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014
Белецкая Т.Н. Новый сборник диктантов по русскому языку. 5 – 11 классы. – Харьков: Веста, 2011
Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации – М.: Просвещение, 2008
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2012
Влодавская, Е.А. Итоговые диктанты по русскому языку: 5-9 классы / Е.А. Влодавская, М.В. Демина, Л.М. Кулаева, Е.В. Пересветова, Н.П. Шульгина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
Еремина Е.А. Виды разбора на уроках русского языка. 5 – 11 классы. – СПб.: «Паритет», 2010
Егораева Г.Т. ОГЭ. 9 класс. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ М. «Экзамен», 2009, 2010.
Михайленко Т.Н., Раевская Н.Ф. Русский язык. 8 класс: Планы-конспекты уроков. – Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2002
Русский язык. 9-й класс. Подготовка е ОГЭ-2015. Тренировочные варианты по новой демоверсии на 2015 год / под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н / Д: Легион, 2014 г.
Тельпуховская Ю.Н. Русский язык в определениях, таблицах и схемах. 5 – 11 классы. – Харьков: Издательство «Ранок», 2013
Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. – Москва: Национальное образование, 2015
Цыпина В.С. Русский язык: Фонетика. Лексикология и фразеология. Состав слова. Словообразование. Морфология. Синтаксис. – Х.: Країна мрій, 2002
Маслова О.В. Методические рекомендации по преподаванию русского языка и литературы в образовательных организациях г. Севастополя в 2014 – 2015 учебном году, 2014
Образовательные электронные ресурсы
http://videouroki.net/ Видеоуроки в сети Интернет
http://www.alleng.ru/index.htm Всем, кто учится.
http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.school.edu.ru/ Российский образовательный портал
http://www.proshkolu.ru/ Сайт для учителей
http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования
http://www.uchportal.ru/ Учительский портал
http://rus.1september.ru/urok/ Я иду на урок русского языка
Технические средства обучения:
Проектор
Компьютер