СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Отдел образования Сердобского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 10 г. Сердобска
«Согласовано» Принята на заседании « Утверждаю»
Руководитель МЦ учителей педагогического совета Директор МОУ СОШ №10
русского языка и литературы Протокол от 29.08.2019г. №1 / Н.А. Зябликов/
/И.П. Забродина/ /Приказ от 29.08.2019 г. № 141/
Протокол от 29.08.19г.
Рабочая программа
основного общего образования
по предмету «Русский язык»
9 класс
Составитель: Кашкина Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Сердобский район, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы МОУ СОШ № 10 г.Сердобска, учебного плана, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской (Рабочая программа. – Москва: Просвещение, 2011 год).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК Л.А. Тростенцовой и Т.А. Ладыженской): «Русский язык 9 класс», авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др. - Москва, «Просвещение», 2019 г.)
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы, типы осложнений в предложении, различать обособления, объяснять правописание орфограмм, постановку пунктограмм, доказывать, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и так далее.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной языковой картины мира, показано практическое применение лингвистических знаний.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, интегративного, компетентностного подходов.
Программа рассчитана на 102 ч. в год (3 часа в неделю), 34 учебные недели.
Программой предусмотрено проведение:
работ по развитию речи - 25;
контрольных – 8.
В Рабочей программе курса нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на ступени основного общего образования:
воспитание духовно богатой нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры обучающихся;
совершенствование коммуникативных, речевых способностей.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ОО результаты освоения учащимися программы по русскому языку в 9 классе отражают достижения результатов:
Личностные результаты обучения
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
основные функции языка;
основные понятия лингвистики: разделы языкознания, язык и речь, диалог и их виды, стили речи, письмо как жанр сочинения, публицистический стиль текста, типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;
основные нормы русского литературного языка;
нормы речевого этикета, использование их в своей речевой практике;
структуру сочинения-рассуждения, описания, повествования.
Учащиеся должны уметь:
определять основные лингвистические понятия;
характеризовать орфограммы, пунктограммы;
выполнять разные виды разбора;
различать типы текста;
различать стили речи;
применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в общении;
писать изложение (в том числе и сжатое);
создавать сочинения разных типов;
владеть разными типами речи.
Общая характеристика предмета.
В программе русского языка за 9 класс прослеживается преемственность с основными разделами языкознания, изучаемые в прошлых классах.
Программа русского языка содержит информацию о современном русском литературном языке, основные разделы языкознания, изучаемые в 9 классе: синтаксис, пунктуация, для повторения – фонетика, словообразование, морфемика, лексикология, фразеология, морфология, орфография.
Кроме того, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений, которыми должны овладеть обучающиеся.
Планируемые результаты изучения учебного материала
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность. Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание программы
Раздел 1. Международное значение русского языка (1 ч.): Роль русского языка в современном мире, причины его авторитета. Международное значение русского языка. Понятие о богатстве, образности русского языка как языка художественной литературы.
Раздел 2. Повторение изученного в 5-8 классах (6 ч. + 5ч.): Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма. Орфограмма. Лексическое значение слова. Омографы, омофоны, паронимы. Фразеологизмы. Р/р Сжатое изложение «Много ли слов в русском языке?» Морфемы; морфемный и словообразовательный разбор. Способы образования слов. Морфемы, передающие информацию о слове, определение основных способов словообразования. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Р/р Сочинение по картине В.Васнецова «Баян» Опознавательные признаки словосочетания, средства синтаксической связи в словосочетаниях, опознавательные признаки предложения, отличие предложения от словосочетания. Грамматическая основа. Главные и второстепенные члены предложения. Текст. Стили текста. Изобразительно-выразительные средства языка. Р/р Устное описание человека (портрет) Повторение орфограмм и пунктограмм, изученных в 5-8 классах. Проверка усвоения материала, изученного в 5-8 классах. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».
Раздел 3.Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. (2ч.+1ч.) Понятие сложное предложение. Общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними. Союзные( сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения) и бессоюзные предложения. Понятие о сложносочинённом предложении. Понятие о сложноподчиненном предложении. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.
Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения (5ч. + 1 ч.): Три группы сложносочиненных предложений. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Постановка знаков препинания в ССП предложении. Составление схем предложений. Р/р Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм. Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения". Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение».
Сложноподчинённые предложения (24 ч. + 5 ч.): Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Схематическое изображение строения сложноподчиненного предложения. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Основные группы сложноподчинённых предложений: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Отличие определительных придаточных и местоимённо-определительных. Р/р Изложение по теме «Прототипы образа Чацкого». Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Словарный диктант. Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени, места, времени. Р/р Сжатое изложение «Средняя полоса России». Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, причины, цели. Придаточные предложения сравнительные, уступительные . Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?». Текст. Типы речи, рассуждение. Прямое доказательство и доказательство от противного. Придаточные предложения следствия. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений с придаточными присоединительными, их текстообразующая роль. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Р/р Сообщение на лингвистическую тему.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.(5ч.+4ч.)
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них. Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов А.С.Пушкина (упр.241) Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина. Последовательное подчинение. Параллельное подчинение. Однородное подчинение. Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244). Р/р Деловые бумаги. Официально-деловой стиль. Заявление. Автобиография. Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение». Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными. Контрольный диктант по теме: «Сложноподчинённое предложение».
Бессоюзные сложные предложения (8 ч. + 3 ч.):
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях. Отделительные знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением причины, пояснения, изъяснения. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений со значением изъяснения, их текстообразующая роль. Тире в бессоюзном сложном предложении со значением времени и условия, следствия и противопоставления. Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- описания портрета. Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания портрета. Р/р Реферат. Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения».
Сложные предложения с различными видами связи (4 ч. + 3 ч.):
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. Сочетание знаков препинания. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?». Авторские знаки препинания. Р/ р Сжатое изложение.
Раздел 4. Общие сведения о языке (4 ч.+1ч.)
Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык – средство общения и познания. Язык как исторически развивающееся явление. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Языковые контакты русского языка. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Изменения в словарном составе языка, его грамматике и фонетике.
Русский литературный язык и его стили. Разговорная речь. Научный стиль. Публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Язык художественной литературы. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота, выразительность русского языка. Р/р. Сжатое изложение
Раздел 5. Повторение.( 18 ч.+2ч.)
Систематизация изученного по следующим разделам языка: фонетика, графика, орфография, лексикология, фразеология, морфемика, словообразование, морфология. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. Причастие. Деепричастие. Р/р Изложение с элементами сочинения .Наречие. Категория состояния. Предлог. Союз. Частица. Синтаксис. Пунктуация. Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?» Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Запятая. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. Скобки. Кавычки. Контрольный тест по теме «Употребление знаков препинания». Итоговое тестирование № 2 по курсу русского языка 5-9 классов. Анализ ошибок.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Работ по развитию речи | Контрольных работ |
1. | Международное значение русского языка | 1 | - | - |
2. | Повторение изученного в 5-8 классах | 11 | 5 | 1 |
3. | Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. | 3 | 1 | - |
Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения. | 6 | 1 | 1 | |
Сложноподчинённые предложения. | 29 | 5 | 2 | |
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. | 9 | 4 | 1 | |
Бессоюзные сложные предложения | 11 | 3 | 1 | |
Сложные предложения с различными видами связи | 7 | 3 | - | |
4. | Общие сведения о языке | 5 | 1 | - |
5. | Повторение | 20 | 2 | 2 |
| Итого | 102 | 25 | 8 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Учебник «Русский язык 9 класс», авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др.
Москва, «Просвещение», 2019 г.)
№ п/п | № урока в разделе. | Тема урока. | Количество часов | Дата проведения | |
1. | 1.1 | Международное значение русского языка. § 1. (1 ч.) | 1 |
| |
Повторение изученного в V – VIII классах.(6ч. +6 р/р ) | |||||
2. | 2.1. | Фонетика § 2 | 1 |
| |
3. | 2.2. | Р/р Лексикология и фразеология. § 3 | 1 |
| |
4. | 2.3. | Р/р Сжатое изложение «Много ли слов в русском языке?» | 1 |
| |
5. | 2.4. | Морфемика. Словообразование. § 4. | 1 |
| |
6. | 2.5. | Морфология. § 5. | 1 |
| |
7. | 2.6 | Р/р Подготовка к сочинению по картине В.Васнецова «Баян» |
|
| |
8. | 2.7 | Р/р Написание сочинения по картине В.Васнецова «Баян» | 1 |
| |
9. | 2.8. | Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. § 6. | 1 |
| |
10. | 2.9. | Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. § 6. | 1 |
| |
11. | 2.10. | Р/р Устное описание человека (портрет) ( упр.57) | 1 |
| |
12. | 2.11. | Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах». | 1 |
| |
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.
| |||||
13. | 3.1.1 | Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. | 1 |
| |
14. | 3.1.2. | Основные виды сложных предложений. § 7. | 1 |
| |
15. | 3.1.3. | Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект. § 7. | 1 |
| |
Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения.
| |||||
16. | 3.2.1. | Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8 | 1 |
| |
17. | 3.2.2. | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8 | 1 |
| |
18. | 3.2.3. | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8 | 1 |
| |
19. | 3.2.4. | Р/р Рецензия. § 8 | 1 |
| |
20. | 3.2.5. | Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения" | 1 |
| |
21. | 3.2.6. | Контрольная работа № 1 по теме «Сложносочинённое предложение». | 1 |
| |
Сложноподчиненные предложения.
| |||||
22. | 3.3.1. | Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. § 9 | 1 |
| |
23. | 3.3.2. | Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. § 9 | 1 |
| |
24. | 3.3.3. | Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. § 10. | 1 |
| |
25. | 3.3.4. | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. § 10. | 1 |
| |
26. | 3.3.5. | р/р Изложение.( упр.126) | 1 |
| |
27. | 3.3.6. | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. § 11. | 1 |
| |
28. | 3.3.7. | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. § 11. Словарный диктант (упр.150) | 1 |
| |
29. | 3.3.8. | Контрольная работа № 2 по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». | 1 |
| |
30. | 3.3.9. | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. § 12. | 1 |
| |
31. | 3.3.10. | Придаточные предложения образа действия и степени. | 1 |
| |
32. | 3.3.11. | Придаточные предложения образа действия и степени | 1 |
| |
33. | 3.3.12. | Придаточные предложения места | 1 |
| |
34. | 3.3.13. | Придаточные предложения времени. | 1 |
| |
35. | 3.3.14. | Придаточные предложения времени. | 1 |
| |
36. | 3.3.15. | р/р Написание сжатого изложения.(упр.180) | 1 |
| |
37. | 3.3.16. | Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края (Упр. 181). | 1 |
| |
38. | 3.3.17. | Придаточные предложения условные. | 1 |
| |
39. | 3.3.18. | Придаточные предложения причины. | 1 |
| |
40. | 3.3.19. | Придаточные предложения цели. | 1 |
| |
41. | 3.3.20. | Придаточные предложения сравнительные. | 1 |
| |
42. | 3.3.21. | Придаточные предложения уступительные. | 1 |
| |
43. | 3.3.22. | Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» (упр. 216) | 1 |
| |
44.. | 3.3.23. | Придаточные предложения следствия. | 1 |
| |
45. | 3.3.24. | Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». | 1 |
| |
46. | 3.3.25. | Контрольная работа № 3 по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». | 1 |
| |
47. | 3.3.26. | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | 1 |
| |
48. | 3.3.27. | Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. § 13 | 1 |
| |
49. | 3.3.28. | Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. § 13 | 1 |
| |
50. | 3.3.29. | Р/р Сообщение на лингвистическую тему (упр.232) | 1 |
| |
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
| |||||
51. | 3.4.1. | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14 | 1 |
| |
52. | 3.4.2. | Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов А.С.Пушкина (упр.241) | 1 |
| |
53. | 3.4.3. | Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина. | 1 |
| |
54. | 3.4.4. | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14 | 1 |
| |
55. | 3.4.5. | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14 | 1 |
| |
56. | 3.4.6. | Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244). | 1 |
| |
57. | 3.4.7. | Р/р. Деловые бумаги. | 1 |
| |
58. | 3.4.8. | Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение» | 1 |
| |
59. | 3.4.9. | Контрольный диктант № 2 по теме: «Сложноподчинённое предложение» | 1 |
| |
Бессоюзные сложные предложения.
| |||||
60. | 3.5.1. | Бессоюзные сложные предложения. | 1 |
| |
61. | 3.5.2. | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. § 15 | 1 |
| |
62. | 3.5.3. | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16 | 1 |
| |
63. | 3.5.4. | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16 | 1 |
| |
64. | 3.5.5. | Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17 | 1 |
| |
65. | 3.5.6. | Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17 | 1 |
| |
66. | 3.5.7. | Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- описания портрета.(упр.282) | 1 |
| |
67. | 3.5.8. | Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания портрета. | 1 |
| |
68. | 3.5.9. | Р/р Реферат | 1 |
| |
69. | 3.5.10. | Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них. | 1 |
| |
70. | 3.5.11. | Контрольный диктант № 3 по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 1 |
| |
Сложные предложения с различными видами связи.
| |||||
71. | 3.6.1. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18 | 1 |
| |
72. | 3.6.2. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18 | 1 |
| |
73. | 3.6.3. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18 | 1 |
| |
74. | 3.6.4. | Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» (Упр. 295, 296) | 1 |
| |
75. | 3.6.5. | Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» | 1 |
| |
76. | 3.6.6. | Авторские знаки препинания. § 19 | 1 |
| |
77. | 3.6.7. | Р/ р Сжатое изложение (Упр. 301) | 1 |
| |
Общие сведения о языке.
| |||||
78. | 4.1. | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. § 20 | 1 |
| |
79. | 4.2. | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. § 20 | 1 |
| |
80. | 4.3. | Русский литературный язык и его стили. § 21 | 1 |
| |
81. | 4.4. | Русский литературный язык и его стили. § 21 | 1 |
| |
82. | 4.5. | Р/р. Сжатое изложение (упр.330) | 1 |
| |
Повторение.
| |||||
83. | 5.1. | Фонетика. Графика. Орфография. | 1 |
| |
84. | 5.2. | Лексикология. Фразеология. Орфография. | 1 |
| |
85. | 5.3. | Лексикология. Фразеология. Орфография. | 1 |
| |
86. | 5.4. | Морфемика. Словообразование. Орфография. | 1 |
| |
87. | 5.5. | Морфемика. Словообразование. Орфография. | 1 |
| |
88. | 5.6. | Морфология. Орфография. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное , местоимение. | 1 |
| |
89. | 5.7. | Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. | 1 |
| |
90. | 5.8. | Глагол. Причастие. Деепричастие. | 1 |
| |
91. | 5.9. | Р/р Изложение с элементами сочинения ( упр.405,406) | 1 |
| |
92. | 5.10. | Наречие. Слова категории состояния. | 1 |
| |
93. | 5.11. | Предлог. Союз. Частица. | 1 |
| |
94. | 5.12. | Синтаксис. Пунктуация. | 1 |
| |
95. | 5.13. | Синтаксис. Пунктуация. | 1 |
| |
96. | 5.14. | Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?» | 1 |
| |
97. | 5.15. | Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. | 1 |
| |
98. | 5.16. | Запятая. | 1 |
| |
99. | 5.17. | Точка с запятой. Двоеточие. Тире. | 1 |
| |
100. | 5.18. | Скобки. кавычки. Контрольный тест № 1 по теме «Употребление знаков препинания» (упр.447) | 1 |
| |
101. | 5.19. | Итоговое тестирование № 2 по курсу русского языка 5-9 классов | 1 |
| |
102. | 5.20. | Анализ ошибок | 1 |
|
Учебно-методическое материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. – М., 2011.
Большой сборник сочинений и изложений. Русский язык: 5-11 классы/авт.-сост. Л.В. Мельникова, Г.Н. Король. – Ростов н/Д, 2010.
Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М., 2011.
Влодавская Е.А. Изложения по русскому языку: 9 класс. – М.., 2010.
Коновалова Л.Ф. Русский язык. Упражнения и тесты для подготовки к ЕГЭ. – М., 2007.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/Сост. Н.В. Егорова. – М., 2009.
Костяева Т.А. Русский язык. Тесты, диктанты, изложения. 9 класс. – М., 2012.
Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8-х классах. – Ростов н/Д., 2012.
Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. – Ростов н/Д, 2011.
Пахнова Т.М. русский язык. От анализа текста к сочинению и изложению. – М., 2010.
Практика успешного написания сочинения-рассуждения. 5-9 классы/Т.И. Павлова. – Ростов-н/Д. – 2012.
Русский язык. 5-11 классы: диктанты/Сост. Г.П. Попова. – Волгоград, 2011.
Русский язык. 9 класс. Олимпиады/Сост. И.Г. Гергель. – Волгоград. – 2009.
Русский язык . 9 класс: учеб.для общеобразоват.организаций/[С.Г.Бархударов и др.].- М.: Просвещение, 2019.
Сборник тестов. 8 класс. – М., 2008.
Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Русский язык: Тесты. 8-9 классы. – М., 2001.
Диск с текстами изложений. – ФИПИ.
FIPI
langrus.ru
personalshoppinq.su
Другие Интернет-ресурсы
Отдел образования Сердобского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 10 г. Сердобска
«Согласовано» Принята на заседании « Утверждаю»
Руководитель МЦ учителей педагогического совета Директор МОУ СОШ №10
русского языка и литературы Протокол от 29.08.2019г №1 / Н.А. Зябликов/
/И.П. Забродина/ /Приказ от 29.08.2019 г. № 141/
Протокол от 29.08.19г.
Календарно-тематическое планирование
уроков русского языка в 9 классе.
Учитель: Кашкина Светлана Викторовна
Количество часов в неделю: 2 часа
Всего часов в год: 102 часа
Из них уроков развития связной речи: 25
Из них контрольных работ: 8
Планирование составлено на основе:
рабочей программы по предмету «Русский язык» для 9 класса, принятой решением педагогического совета школы (протокол от 29. 08. 2019 г. № 1), утверждённой директором школы (приказ от 29. 08. 2019г. № 141).
Планированию соответствует учебник:
«Русский язык 9 класс», авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др. - Москва, «Просвещение», 2019 г.
Сердобский район,
2019-2020 учебный год.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в разделе. | Тема урока. | Количество часов | Дата проведения | |
1. | 1.1 | Международное значение русского языка. § 1. (1 ч.) | 1 |
| |
Повторение изученного в V – VIII классах.(6ч. +6 р/р ) | |||||
2. | 2.1. | Фонетика § 2 | 1 |
| |
3. | 2.2. | Р/р Лексикология и фразеология. § 3 | 1 |
| |
4. | 2.3. | Р/р Сжатое изложение «Много ли слов в русском языке?» | 1 |
| |
5. | 2.4. | Морфемика. Словообразование. § 4. | 1 |
| |
6. | 2.5. | Морфология. § 5. | 1 |
| |
7. | 2.6 | Р/р Подготовка к сочинению по картине В.Васнецова «Баян» |
|
| |
8. | 2.7 | Р/р Написание сочинения по картине В.Васнецова «Баян» | 1 |
| |
9. | 2.8. | Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. § 6. | 1 |
| |
10. | 2.9. | Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. § 6. | 1 |
| |
11. | 2.10. | Р/р Устное описание человека (портрет) ( упр.57) | 1 |
| |
12. | 2.11. | Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах». | 1 |
| |
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.
| |||||
13. | 3.1.1 | Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. | 1 |
| |
14. | 3.1.2. | Основные виды сложных предложений. § 7. | 1 |
| |
15. | 3.1.3. | Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект. § 7. | 1 |
| |
Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения.
| |||||
16. | 3.2.1. | Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8 | 1 |
| |
17. | 3.2.2. | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8 | 1 |
| |
18. | 3.2.3. | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8 | 1 |
| |
19. | 3.2.4. | Р/р Рецензия. § 8 | 1 |
| |
20. | 3.2.5. | Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения" | 1 |
| |
21. | 3.2.6. | Контрольная работа № 1 по теме «Сложносочинённое предложение». | 1 |
| |
Сложноподчиненные предложения.
| |||||
22. | 3.3.1. | Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. § 9 | 1 |
| |
23. | 3.3.2. | Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. § 9 | 1 |
| |
24. | 3.3.3. | Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. § 10. | 1 |
| |
25. | 3.3.4. | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. § 10. | 1 |
| |
26. | 3.3.5. | р/р Изложение.( упр.126) | 1 |
| |
27. | 3.3.6. | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. § 11. | 1 |
| |
28. | 3.3.7. | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. § 11. Словарный диктант (упр.150) | 1 |
| |
29. | 3.3.8. | Контрольная работа № 2 по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». | 1 |
| |
30. | 3.3.9. | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. § 12. | 1 |
| |
31. | 3.3.10. | Придаточные предложения образа действия и степени. | 1 |
| |
32. | 3.3.11. | Придаточные предложения образа действия и степени | 1 |
| |
33. | 3.3.12. | Придаточные предложения места | 1 |
| |
34. | 3.3.13. | Придаточные предложения времени. | 1 |
| |
35. | 3.3.14. | Придаточные предложения времени. | 1 |
| |
36. | 3.3.15. | р/р Написание сжатого изложения.(упр.180) | 1 |
| |
37. | 3.3.16. | Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края (Упр. 181). | 1 |
| |
38. | 3.3.17. | Придаточные предложения условные. | 1 |
| |
39. | 3.3.18. | Придаточные предложения причины. | 1 |
| |
40. | 3.3.19. | Придаточные предложения цели. | 1 |
| |
41. | 3.3.20. | Придаточные предложения сравнительные. | 1 |
| |
42. | 3.3.21. | Придаточные предложения уступительные. | 1 |
| |
43. | 3.3.22. | Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» (упр. 216) | 1 |
| |
44.. | 3.3.23. | Придаточные предложения следствия. | 1 |
| |
45. | 3.3.24. | Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». | 1 |
| |
46. | 3.3.25. | Контрольная работа № 3 по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». | 1 |
| |
47. | 3.3.26. | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | 1 |
| |
48. | 3.3.27. | Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. § 13 | 1 |
| |
49. | 3.3.28. | Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. § 13 | 1 |
| |
50. | 3.3.29. | Р/р Сообщение на лингвистическую тему (упр.232) | 1 |
| |
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
| |||||
51. | 3.4.1. | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14 | 1 |
| |
52. | 3.4.2. | Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов А.С.Пушкина (упр.241) | 1 |
| |
53. | 3.4.3. | Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина. | 1 |
| |
54. | 3.4.4. | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14 | 1 |
| |
55. | 3.4.5. | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14 | 1 |
| |
56. | 3.4.6. | Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244). | 1 |
| |
57. | 3.4.7. | Р/р. Деловые бумаги. | 1 |
| |
58. | 3.4.8. | Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение» | 1 |
| |
59. | 3.4.9. | Контрольный диктант № 2 по теме: «Сложноподчинённое предложение» | 1 |
| |
Бессоюзные сложные предложения.
| |||||
60. | 3.5.1. | Бессоюзные сложные предложения. | 1 |
| |
61. | 3.5.2. | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. § 15 | 1 |
| |
62. | 3.5.3. | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16 | 1 |
| |
63. | 3.5.4. | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16 | 1 |
| |
64. | 3.5.5. | Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17 | 1 |
| |
65. | 3.5.6. | Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17 | 1 |
| |
66. | 3.5.7. | Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- описания портрета.(упр.282) | 1 |
| |
67. | 3.5.8. | Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания портрета. | 1 |
| |
68. | 3.5.9. | Р/р Реферат | 1 |
| |
69. | 3.5.10. | Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них. | 1 |
| |
70. | 3.5.11. | Контрольный диктант № 3 по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 1 |
| |
Сложные предложения с различными видами связи.
| |||||
71. | 3.6.1. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18 | 1 |
| |
72. | 3.6.2. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18 | 1 |
| |
73. | 3.6.3. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18 | 1 |
| |
74. | 3.6.4. | Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» (Упр. 295, 296) | 1 |
| |
75. | 3.6.5. | Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» | 1 |
| |
76. | 3.6.6. | Авторские знаки препинания. § 19 | 1 |
| |
77. | 3.6.7. | Р/ р Сжатое изложение (Упр. 301) | 1 |
| |
Общие сведения о языке.
| |||||
78. | 4.1. | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. § 20 | 1 |
| |
79. | 4.2. | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. § 20 | 1 |
| |
80. | 4.3. | Русский литературный язык и его стили. § 21 | 1 |
| |
81. | 4.4. | Русский литературный язык и его стили. § 21 | 1 |
| |
82. | 4.5. | Р/р. Сжатое изложение (упр.330) | 1 |
| |
Повторение.
| |||||
83. | 5.1. | Фонетика. Графика. Орфография. | 1 |
| |
84. | 5.2. | Лексикология. Фразеология. Орфография. | 1 |
| |
85. | 5.3. | Лексикология. Фразеология. Орфография. | 1 |
| |
86. | 5.4. | Морфемика. Словообразование. Орфография. | 1 |
| |
87. | 5.5. | Морфемика. Словообразование. Орфография. | 1 |
| |
88. | 5.6. | Морфология. Орфография. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное , местоимение. | 1 |
| |
89. | 5.7. | Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. | 1 |
| |
90. | 5.8. | Глагол. Причастие. Деепричастие. | 1 |
| |
91. | 5.9. | Р/р Изложение с элементами сочинения ( упр.405,406) | 1 |
| |
92. | 5.10. | Наречие. Слова категории состояния. | 1 |
| |
93. | 5.11. | Предлог. Союз. Частица. | 1 |
| |
94. | 5.12. | Синтаксис. Пунктуация. | 1 |
| |
95. | 5.13. | Синтаксис. Пунктуация. | 1 |
| |
96. | 5.14. | Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?» | 1 |
| |
97. | 5.15. | Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. | 1 |
| |
98. | 5.16. | Запятая. | 1 |
| |
99. | 5.17. | Точка с запятой. Двоеточие. Тире. | 1 |
| |
100. | 5.18. | Скобки. кавычки. Контрольный тест № 1 по теме «Употребление знаков препинания» (упр.447) | 1 |
| |
101. | 5.19. | Итоговое тестирование № 2 по курсу русского языка 5-9 классов | 1 |
| |
102. | 5.20. | Анализ ошибок | 1 |
|