СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса к учебнику С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова и др. изд.-ва 2019 г.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 9 класса к учебнику С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова и др. изд.-ва 2019 г.»

Отдел образования Сердобского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 10 г. Сердобска



«Согласовано» Принята на заседании « Утверждаю»

Руководитель МЦ учителей педагогического совета Директор МОУ СОШ №10

русского языка и литературы Протокол от 29.08.2019г. №1 / Н.А. Зябликов/

/И.П. Забродина/ /Приказ от 29.08.2019 г. № 141/

Протокол от 29.08.19г.













Рабочая программа

основного общего образования

по предмету «Русский язык»

9 класс







Составитель: Кашкина Светлана Викторовна,

учитель русского языка и литературы











Сердобский район, 2019



Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы МОУ СОШ № 10 г.Сердобска, учебного плана, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской (Рабочая программа. – Москва: Просвещение, 2011 год).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК Л.А. Тростенцовой и Т.А. Ладыженской): «Русский язык 9 класс», авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др. - Москва, «Просвещение», 2019 г.)

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы, типы осложнений в предложении, различать обособления, объяснять правописание орфограмм, постановку пунктограмм, доказывать, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и так далее.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной языковой картины мира, показано практическое применение лингвистических знаний.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, интегративного, компетентностного подходов.

Программа рассчитана на 102 ч. в год (3 часа в неделю), 34 учебные недели.

Программой предусмотрено проведение:

работ по развитию речи - 25;

контрольных – 8.



В Рабочей программе курса нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на ступени основного общего образования:

  1. воспитание духовно богатой нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания;

  2. овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

  3. развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры обучающихся;

  4. совершенствование коммуникативных, речевых способностей.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ОО результаты освоения учащимися программы по русскому языку в 9 классе отражают достижения результатов:

Личностные результаты обучения

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД


  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.


Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД


  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные функции языка;

  • основные понятия лингвистики: разделы языкознания, язык и речь, диалог и их виды, стили речи, письмо как жанр сочинения, публицистический стиль текста, типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;

  • основные нормы русского литературного языка;

  • нормы речевого этикета, использование их в своей речевой практике;

  • структуру сочинения-рассуждения, описания, повествования.

Учащиеся должны уметь:

  • определять основные лингвистические понятия;

  • характеризовать орфограммы, пунктограммы;

  • выполнять разные виды разбора;

  • различать типы текста;

  • различать стили речи;

  • применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в общении;

  • писать изложение (в том числе и сжатое);

  • создавать сочинения разных типов;

  • владеть разными типами речи.

Общая характеристика предмета.

В программе русского языка за 9 класс прослеживается преемственность с основными разделами языкознания, изучаемые в прошлых классах.

Программа русского языка содержит информацию о современном русском литературном языке, основные разделы языкознания, изучаемые в 9 классе: синтаксис, пунктуация, для повторения – фонетика, словообразование, морфемика, лексикология, фразеология, морфология, орфография.

Кроме того, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений, которыми должны овладеть обучающиеся.

Планируемые результаты изучения учебного материала

Речь и речевое общение

Выпускник научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность. Аудирование

Выпускник научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Выпускник научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Выпускник научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров,

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.







Содержание программы



Раздел 1. Международное значение русского языка (1 ч.):  Роль русского языка в современном мире, причины его авторитета. Международное значение русского языка. Понятие о богатстве, образности русского языка как языка художественной литературы.

Раздел 2. Повторение изученного в 5-8 классах (6 ч. + 5ч.): Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма. Орфограмма. Лексическое значение слова. Омографы, омофоны, паронимы. Фразеологизмы. Р/р Сжатое изложение «Много ли слов в русском языке?» Морфемы; морфемный и словообразовательный разбор. Способы образования слов. Морфемы, передающие информацию о слове, определение основных способов словообразования. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Р/р Сочинение по картине В.Васнецова «Баян» Опознавательные признаки словосочетания, средства синтаксической связи в словосочетаниях, опознавательные признаки предложения, отличие предложения от словосочетания. Грамматическая основа. Главные и второстепенные члены предложения. Текст. Стили текста. Изобразительно-выразительные средства языка. Р/р Устное описание человека (портрет) Повторение орфограмм и пунктограмм, изученных в 5-8 классах. Проверка усвоения материала, изученного в 5-8 классах. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».

Раздел 3.Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. (2ч.+1ч.) Понятие сложное предложение. Общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними. Союзные( сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения) и бессоюзные предложения. Понятие о сложносочинённом предложении. Понятие о сложноподчиненном предложении. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.

 Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения (5ч. + 1 ч.):  Три группы сложносочиненных предложений. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Постановка знаков препинания в ССП предложении. Составление схем предложений. Р/р Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм. Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения". Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение».

 Сложноподчинённые предложения (24 ч. + 5 ч.):   Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Схематическое изображение строения сложноподчиненного предложения. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

Основные группы сложноподчинённых предложений: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Отличие определительных придаточных и местоимённо-определительных. Р/р Изложение по теме «Прототипы образа Чацкого». Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Словарный диктант. Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени, места, времени. Р/р Сжатое изложение «Средняя полоса России». Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, причины, цели. Придаточные предложения сравнительные, уступительные . Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?». Текст. Типы речи, рассуждение. Прямое доказательство и доказательство от противного. Придаточные предложения следствия. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений с придаточными присоединительными, их текстообразующая роль. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Р/р Сообщение на лингвистическую тему.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.(5ч.+4ч.)

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них. Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов А.С.Пушкина (упр.241) Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина. Последовательное подчинение. Параллельное подчинение. Однородное подчинение. Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244). Р/р Деловые бумаги. Официально-деловой стиль. Заявление. Автобиография. Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение». Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными. Контрольный диктант по теме: «Сложноподчинённое предложение».

Бессоюзные сложные предложения (8 ч. + 3 ч.): 

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях. Отделительные знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением причины, пояснения, изъяснения. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений со значением изъяснения, их текстообразующая роль. Тире в бессоюзном сложном предложении со значением времени и условия, следствия и противопоставления. Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- описания портрета. Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания портрета. Р/р Реферат. Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Сложные предложения с различными видами связи (4 ч. + 3 ч.): 

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. Сочетание знаков препинания. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.  Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?». Авторские знаки препинания. Р/ р Сжатое изложение.

Раздел 4. Общие сведения о языке (4 ч.+1ч.)

Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык – средство общения и познания. Язык как исторически развивающееся явление. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Языковые контакты русского языка. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Изменения в словарном составе языка, его грамматике и фонетике.

Русский литературный язык и его стили. Разговорная речь. Научный стиль. Публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Язык художественной литературы. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота, выразительность русского языка. Р/р. Сжатое изложение

Раздел 5. Повторение.( 18 ч.+2ч.)

Систематизация изученного по следующим разделам языка: фонетика, графика, орфография, лексикология, фразеология, морфемика, словообразование, морфология. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. Причастие. Деепричастие. Р/р Изложение с элементами сочинения .Наречие. Категория состояния. Предлог. Союз. Частица. Синтаксис. Пунктуация. Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?» Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Запятая. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. Скобки. Кавычки. Контрольный тест по теме «Употребление знаков препинания». Итоговое тестирование № 2 по курсу русского языка 5-9 классов. Анализ ошибок.



Учебно-тематический план.



п/п

Наименование разделов

Всего часов

Работ по развитию речи

Контрольных работ

1.

Международное значение русского языка

1

-

-

2.

Повторение изученного в 5-8 классах

11

5

1

3.

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

3

1

-

Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения.

6

1

1

 Сложноподчинённые предложения.

29

5

2

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

9

4

1

Бессоюзные сложные предложения

11

3

1

Сложные предложения с различными видами связи

7

3

-

4.

Общие сведения о языке

5

1

-

5.

Повторение

20

2

2


Итого

102

25

8



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(Учебник «Русский язык 9 класс», авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др.
Москва, «Просвещение», 2019 г.)

п/п

урока

в разделе.

Тема урока.

Количество часов

Дата проведения

1.

1.1

Международное значение русского языка. § 1. (1 ч.)

1


Повторение изученного в VVIII классах.(6ч. +6 р/р )

2.

2.1.

Фонетика § 2

1


3.

2.2.

Р/р Лексикология и фразеология. § 3

1


4.

2.3.

Р/р Сжатое изложение «Много ли слов в русском языке?»

1


5.

2.4.

Морфемика. Словообразование. § 4.

1


6.

2.5.

Морфология. § 5.

1


7.

2.6

Р/р Подготовка к сочинению по картине В.Васнецова «Баян»



8.

2.7

Р/р Написание сочинения по картине В.Васнецова «Баян»

1


9.

2.8.

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. § 6.

1


10.

2.9.

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. § 6.

1


11.

2.10.

Р/р Устное описание человека (портрет) ( упр.57)

1


12.

2.11.

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».

1


Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.


13.

3.1.1

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

1


14.

3.1.2.

Основные виды сложных предложений. § 7.

1


15.

3.1.3.

Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект. § 7.

1


Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения.


16.

3.2.1.

Союзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения.

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8

1


17.

3.2.2.

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8

1


18.

3.2.3.

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8

1


19.

3.2.4.

Р/р Рецензия. § 8

1


20.

3.2.5.

Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения"

1


21.

3.2.6.

Контрольная работа № 1 по теме «Сложносочинённое предложение».

1


Сложноподчиненные предложения.


22.

3.3.1.

Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. § 9

1


23.

3.3.2.

Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. § 9

1


24.

3.3.3.

Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. § 10.

1


25.

3.3.4.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. § 10.

1


26.

3.3.5.

р/р Изложение.( упр.126)

1


27.

3.3.6.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. § 11.

1


28.

3.3.7.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. § 11. Словарный диктант (упр.150)

1


29.

3.3.8.

Контрольная работа № 2 по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными».

1


30.

3.3.9.

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. § 12.

1


31.

3.3.10.

Придаточные предложения образа действия и степени.

1


32.

3.3.11.

Придаточные предложения образа действия и степени

1


33.

3.3.12.

Придаточные предложения места

1


34.

3.3.13.

Придаточные предложения времени.

1


35.

3.3.14.

Придаточные предложения времени.

1


36.

3.3.15.

р/р Написание сжатого изложения.(упр.180)

1


37.

3.3.16.

Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края (Упр. 181).

1


38.

3.3.17.

Придаточные предложения условные.

1


39.

3.3.18.

Придаточные предложения причины.

1


40.

3.3.19.

Придаточные предложения цели.

1


41.

3.3.20.

Придаточные предложения сравнительные.

1


42.

3.3.21.

Придаточные предложения уступительные.

1


43.

3.3.22.

Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» (упр. 216)

1


44..

3.3.23.

Придаточные предложения следствия.

1


45.

3.3.24.

Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

1


46.

3.3.25.

Контрольная работа № 3 по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

1


47.

3.3.26.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1


48.

3.3.27.

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. § 13

1


49.

3.3.28.

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. § 13

1


50.

3.3.29.

Р/р Сообщение на лингвистическую тему (упр.232)

1


Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными


51.

3.4.1.

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14

1


52.

3.4.2.

Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов А.С.Пушкина (упр.241)

1


53.

3.4.3.

Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина.

1


54.

3.4.4.

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14

1


55.

3.4.5.

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14

1


56.

3.4.6.

Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244).

1


57.

3.4.7.

Р/р. Деловые бумаги.

1


58.

3.4.8.

Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение»

1


59.

3.4.9.

Контрольный диктант № 2 по теме: «Сложноподчинённое предложение»

1


Бессоюзные сложные предложения.


60.

3.5.1.

Бессоюзные сложные предложения.

1


61.

3.5.2.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. § 15

1


62.

3.5.3.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16

1


63.

3.5.4.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16

1


64.

3.5.5.

Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17

1


65.

3.5.6.

Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17

1


66.

3.5.7.

Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- описания портрета.(упр.282)

1


67.

3.5.8.

Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания портрета.

1


68.

3.5.9.

Р/р Реферат

1


69.

3.5.10.

Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них.

1


70.

3.5.11.

Контрольный диктант № 3 по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1


Сложные предложения с различными видами связи.


71.

3.6.1.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18

1


72.

3.6.2.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18

1


73.

3.6.3.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18

1


74.

3.6.4.

Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» (Упр. 295, 296)

1


75.

3.6.5.

Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?»

1


76.

3.6.6.

Авторские знаки препинания. § 19

1


77.

3.6.7.

Р/ р Сжатое изложение (Упр. 301)

1


Общие сведения о языке.


78.

4.1.

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. § 20

1


79.

4.2.

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. § 20

1


80.

4.3.

Русский литературный язык и его стили. § 21

1


81.

4.4.

Русский литературный язык и его стили. § 21

1


82.

4.5.

Р/р. Сжатое изложение (упр.330)

1


Повторение.


83.

5.1.

Фонетика. Графика. Орфография.

1


84.

5.2.

Лексикология. Фразеология. Орфография.

1


85.

5.3.

Лексикология. Фразеология. Орфография.

1


86.

5.4.

Морфемика. Словообразование. Орфография.

1


87.

5.5.

Морфемика. Словообразование. Орфография.

1


88.

5.6.

Морфология. Орфография.

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное , местоимение.

1


89.

5.7.

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

1


90.

5.8.

Глагол. Причастие. Деепричастие.

1


91.

5.9.

Р/р Изложение с элементами сочинения ( упр.405,406)

1


92.

5.10.

Наречие. Слова категории состояния.

1


93.

5.11.

Предлог. Союз. Частица.

1


94.

5.12.

Синтаксис. Пунктуация.

1


95.

5.13.

Синтаксис. Пунктуация.

1


96.

5.14.

Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?»

1


97.

5.15.

Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.

1


98.

5.16.

Запятая.

1


99.

5.17.

Точка с запятой. Двоеточие. Тире.

1


100.

5.18.

Скобки. кавычки. Контрольный тест № 1 по теме «Употребление знаков препинания» (упр.447)

1


101.

5.19.

Итоговое тестирование № 2 по курсу русского языка 5-9 классов

1


102.

5.20.

Анализ ошибок

1





Учебно-методическое материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. – М., 2011.

  2. Большой сборник сочинений и изложений. Русский язык: 5-11 классы/авт.-сост. Л.В. Мельникова, Г.Н. Король. – Ростов н/Д, 2010.

  3. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М., 2011.

  4. Влодавская Е.А. Изложения по русскому языку: 9 класс. – М.., 2010.

  5. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Упражнения и тесты для подготовки к ЕГЭ. – М., 2007.

  6. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/Сост. Н.В. Егорова. – М., 2009.

  7. Костяева Т.А. Русский язык. Тесты, диктанты, изложения. 9 класс. – М., 2012.

  8. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8-х классах. – Ростов н/Д., 2012.

  9. Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. – Ростов н/Д, 2011.

  10. Пахнова Т.М. русский язык. От анализа текста к сочинению и изложению. – М., 2010.

  11. Практика успешного написания сочинения-рассуждения. 5-9 классы/Т.И. Павлова. – Ростов-н/Д. – 2012.

  12. Русский язык. 5-11 классы: диктанты/Сост. Г.П. Попова. – Волгоград, 2011.

  13. Русский язык. 9 класс. Олимпиады/Сост. И.Г. Гергель. – Волгоград. – 2009.

  14. Русский язык . 9 класс: учеб.для общеобразоват.организаций/[С.Г.Бархударов и др.].- М.: Просвещение, 2019.

  15. Сборник тестов. 8 класс. – М., 2008.

  16. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Русский язык: Тесты. 8-9 классы. – М., 2001.

  17. Диск с текстами изложений. – ФИПИ.

  18. FIPI

  19. langrus.ru

  20. personalshoppinq.su

Другие Интернет-ресурсы











































Отдел образования Сердобского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 10 г. Сердобска



«Согласовано» Принята на заседании « Утверждаю»

Руководитель МЦ учителей педагогического совета Директор МОУ СОШ №10

русского языка и литературы Протокол от 29.08.2019г №1 / Н.А. Зябликов/

/И.П. Забродина/ /Приказ от 29.08.2019 г. № 141/

Протокол от 29.08.19г.





Календарно-тематическое планирование

уроков русского языка в 9 классе.



Учитель: Кашкина Светлана Викторовна

Количество часов в неделю: 2 часа

Всего часов в год: 102 часа

Из них уроков развития связной речи: 25

Из них контрольных работ: 8

Планирование составлено на основе:

рабочей программы по предмету «Русский язык» для 9 класса, принятой решением педагогического совета школы (протокол от 29. 08. 2019 г. № 1), утверждённой директором школы (приказ от 29. 08. 2019г. № 141).

Планированию соответствует учебник:

«Русский язык 9 класс», авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др. - Москва, «Просвещение», 2019 г.





Сердобский район,

2019-2020 учебный год.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

урока

в разделе.

Тема урока.

Количество часов

Дата проведения

1.

1.1

Международное значение русского языка. § 1. (1 ч.)

1


Повторение изученного в VVIII классах.(6ч. +6 р/р )

2.

2.1.

Фонетика § 2

1


3.

2.2.

Р/р Лексикология и фразеология. § 3

1


4.

2.3.

Р/р Сжатое изложение «Много ли слов в русском языке?»

1


5.

2.4.

Морфемика. Словообразование. § 4.

1


6.

2.5.

Морфология. § 5.

1


7.

2.6

Р/р Подготовка к сочинению по картине В.Васнецова «Баян»



8.

2.7

Р/р Написание сочинения по картине В.Васнецова «Баян»

1


9.

2.8.

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. § 6.

1


10.

2.9.

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. § 6.

1


11.

2.10.

Р/р Устное описание человека (портрет) ( упр.57)

1


12.

2.11.

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».

1


Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.


13.

3.1.1

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

1


14.

3.1.2.

Основные виды сложных предложений. § 7.

1


15.

3.1.3.

Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект. § 7.

1


Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения.


16.

3.2.1.

Союзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения.

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8

1


17.

3.2.2.

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8

1


18.

3.2.3.

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8

1


19.

3.2.4.

Р/р Рецензия. § 8

1


20.

3.2.5.

Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения"

1


21.

3.2.6.

Контрольная работа № 1 по теме «Сложносочинённое предложение».

1


Сложноподчиненные предложения.


22.

3.3.1.

Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. § 9

1


23.

3.3.2.

Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. § 9

1


24.

3.3.3.

Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. § 10.

1


25.

3.3.4.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. § 10.

1


26.

3.3.5.

р/р Изложение.( упр.126)

1


27.

3.3.6.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. § 11.

1


28.

3.3.7.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. § 11. Словарный диктант (упр.150)

1


29.

3.3.8.

Контрольная работа № 2 по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными».

1


30.

3.3.9.

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. § 12.

1


31.

3.3.10.

Придаточные предложения образа действия и степени.

1


32.

3.3.11.

Придаточные предложения образа действия и степени

1


33.

3.3.12.

Придаточные предложения места

1


34.

3.3.13.

Придаточные предложения времени.

1


35.

3.3.14.

Придаточные предложения времени.

1


36.

3.3.15.

р/р Написание сжатого изложения.(упр.180)

1


37.

3.3.16.

Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края (Упр. 181).

1


38.

3.3.17.

Придаточные предложения условные.

1


39.

3.3.18.

Придаточные предложения причины.

1


40.

3.3.19.

Придаточные предложения цели.

1


41.

3.3.20.

Придаточные предложения сравнительные.

1


42.

3.3.21.

Придаточные предложения уступительные.

1


43.

3.3.22.

Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» (упр. 216)

1


44..

3.3.23.

Придаточные предложения следствия.

1


45.

3.3.24.

Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

1


46.

3.3.25.

Контрольная работа № 3 по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

1


47.

3.3.26.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1


48.

3.3.27.

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. § 13

1


49.

3.3.28.

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. § 13

1


50.

3.3.29.

Р/р Сообщение на лингвистическую тему (упр.232)

1


Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными


51.

3.4.1.

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14

1


52.

3.4.2.

Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов А.С.Пушкина (упр.241)

1


53.

3.4.3.

Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина.

1


54.

3.4.4.

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14

1


55.

3.4.5.

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14

1


56.

3.4.6.

Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244).

1


57.

3.4.7.

Р/р. Деловые бумаги.

1


58.

3.4.8.

Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение»

1


59.

3.4.9.

Контрольный диктант № 2 по теме: «Сложноподчинённое предложение»

1


Бессоюзные сложные предложения.


60.

3.5.1.

Бессоюзные сложные предложения.

1


61.

3.5.2.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. § 15

1


62.

3.5.3.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16

1


63.

3.5.4.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16

1


64.

3.5.5.

Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17

1


65.

3.5.6.

Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17

1


66.

3.5.7.

Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- описания портрета.(упр.282)

1


67.

3.5.8.

Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания портрета.

1


68.

3.5.9.

Р/р Реферат

1


69.

3.5.10.

Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них.

1


70.

3.5.11.

Контрольный диктант № 3 по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1


Сложные предложения с различными видами связи.


71.

3.6.1.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18

1


72.

3.6.2.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18

1


73.

3.6.3.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18

1


74.

3.6.4.

Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» (Упр. 295, 296)

1


75.

3.6.5.

Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?»

1


76.

3.6.6.

Авторские знаки препинания. § 19

1


77.

3.6.7.

Р/ р Сжатое изложение (Упр. 301)

1


Общие сведения о языке.


78.

4.1.

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. § 20

1


79.

4.2.

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. § 20

1


80.

4.3.

Русский литературный язык и его стили. § 21

1


81.

4.4.

Русский литературный язык и его стили. § 21

1


82.

4.5.

Р/р. Сжатое изложение (упр.330)

1


Повторение.


83.

5.1.

Фонетика. Графика. Орфография.

1


84.

5.2.

Лексикология. Фразеология. Орфография.

1


85.

5.3.

Лексикология. Фразеология. Орфография.

1


86.

5.4.

Морфемика. Словообразование. Орфография.

1


87.

5.5.

Морфемика. Словообразование. Орфография.

1


88.

5.6.

Морфология. Орфография.

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное , местоимение.

1


89.

5.7.

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

1


90.

5.8.

Глагол. Причастие. Деепричастие.

1


91.

5.9.

Р/р Изложение с элементами сочинения ( упр.405,406)

1


92.

5.10.

Наречие. Слова категории состояния.

1


93.

5.11.

Предлог. Союз. Частица.

1


94.

5.12.

Синтаксис. Пунктуация.

1


95.

5.13.

Синтаксис. Пунктуация.

1


96.

5.14.

Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?»

1


97.

5.15.

Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.

1


98.

5.16.

Запятая.

1


99.

5.17.

Точка с запятой. Двоеточие. Тире.

1


100.

5.18.

Скобки. кавычки. Контрольный тест № 1 по теме «Употребление знаков препинания» (упр.447)

1


101.

5.19.

Итоговое тестирование № 2 по курсу русского языка 5-9 классов

1


102.

5.20.

Анализ ошибок

1