Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897».
Программа «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: учеб. Пособие для образоват. организаций\ -М.:«Просвещение», 2016.
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ№54 г.Улан-Удэ»
Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в основной школе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.
Данная программа будет реализована на базовом уровне в соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком ОУ в расчете – 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Цели программы:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи программы:
- На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
- Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Планирование ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме (ОГЭ). Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Внимание уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания, используя прочитанный текст, воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения. Включены уроки, способствующие выработке умений применять при написании сжатого изложения известных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, прощение), уроки развития речи по обучению написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Общая характеристика программы
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В связи с подготовкой к ОГЭ в тематическое планирование внесены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на работы формата ОГЭ. За счёт этого в уроки включено большое количество заданий тестового характера, разноаспектная работа с текстом.
Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 8 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Содержание программы учебного курса (102 часа)
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-8 классах (11ч + 2 ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (10+2)
Союзные сложные предложения
Сложносочиненные предложения (5 ч + 2 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчинённые предложения (5 ч + 2 ч) I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Основные группы сложноподчиненных предложений (26+2)
Виды придаточных предложений.Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (10ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II.Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую
тему.
Сложные предложения с различными видами связи (10 ч + 2 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью;
разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (8 ч + 2 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Учебно-тематический план уроков русского языка в 9 классе
(102 часа в год, 3 часа в неделю)
Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы.
№ | Раздел | Количество часов, включая часы на развитие речи. | Контрольные работы | Сочинения | Изложения | |
1. | Введение. | 1 час | - | - | - | |
2. | Повторение изученного в 5-8 классах. | 11+2 | 1 | - | 1 | |
3. | Сложное предложение. Культура речи. | 10+2 | 1 | 2 | - | |
4. | Сложносочинённые предложения | 5+2 | - | 1 | - | |
5. | Сложноподчинённые предложения | 5+2 | - | 1 | - | |
6. | Основные группы сложноподчиненных предложений | 26+2 | 3 | 1 | 1 | |
7. | Бессоюзные сложные предложения | 10+2 | 1 | - | 1 | |
8. | Сложные предложения с различными видами связи | 10+2 | 2 | - | 1 | |
9. | Повторение и систематизация изученного в классах 8+2 ч - 1 | - | | | |
| Итого 102часа из них 8 6 | 4 | | | |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе.
№ урока | Наименование разделов и тем. | Количество часов. | План |
Введение.(1 час) |
1. | Международное значение русского языка. | 1 | |
Повторение изученного в 5-8 классах.(11+2) |
2. | Устная и письменная речь. | 1 | |
3. | Монолог, диалог. | 1 | |
4. | Стили речи. | 1 | |
5 | Простое предложение и его грамматическая основа. §4 | 1 | |
6 | Простое предложение и его грамматическая основа. §4 | 1 | |
7 | Предложения с обособленными членами. §5 | 1 | |
8 | Предложения с обособленными членами. §5 | 1 | |
9М | Входной мониторинг | 1 | |
10 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. §6 | 1 | |
11 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. §6 | 1 | |
12 | Способы сжатого пересказа текста. | 1 | |
13 | Подготовка к сжатому изложению. | 1 | |
14И | Сжатое изложение. | 1 | |
Сложное предложение. Культура речи (10+2) |
15 | Понятие о сложном предложении. §7 | 1 | |
16 | Понятие о сложном предложении. §7 | 1 | |
17 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8 | 1 | |
18 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8 | 1 | |
19 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8 | 1 | |
20С | Устное сочинение по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой» | 1 | |
21 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | |
22 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | |
23К 24 | Контрольный диктант Анализ контрольного диктанта. | 1 1 | |
25 | Интонация сложного предложения. §9-10 | 1 | |
26С | Сочинение «Прекрасное в жизни природы»( в формате ОГЭ) | 1 | |
Сложносочинённые предложения (5+2) |
27 | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. §11-12 | 1 | |
28 | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. §13 | 1 | |
29 | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. §14 | 1 | |
30 | Сложносочиненные предложения с противительными союзами. §15 | 1 | |
31 | Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. §16-17 | 1 | |
32 | Подготовка к сочинению по картине И.Шишкина «На севере диком...» | 1 | |
33С | Сочинение по картине И.Шишкина «На севере диком...» | 1 | |
Сложноподчинённые предложения (5+2) |
34 | Понятие о сложноподчиненном предложении. | 1 | |
35 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении | 1 | |
36 | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. | 1 | |
37 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 | |
38 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 | |
39 | Подготовка к сочинению по картине И.Тихого «Аисты» | 1 | |
40С | Сочинение по картине И.Тихого «Аисты» | 1 | |
Основные группы сложноподчиненных предложений (26+2) |
41 | СПП с придаточными определительными. §22 | 1 | |
42 | СПП с придаточными определительными. §22 | 1 | |
43 | СПП с придаточными изъяснительными. §23 | 1 | |
44 | СПП с придаточными изъяснительными. §23 | 1 | |
45М | ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ | 1 | |
46 | СПП с придаточными обстоятельственными. | 1 | |
47 | СПП с придаточными времени и места. §24-25 | 1 | |
48 | СПП с придаточными времени и места. §24-25 | 1 | |
49 | Текст. Синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений | 1 | |
50И | Сжатое изложение (по упр. 123) | 1 | |
51 | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. | 1 | |
52 | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. | 1 | |
53 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. §27 | 1 | |
54 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. §27 | 1 | |
55К | Контрольный диктант. | 1 | |
56 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | |
57 | СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28 | 1 | |
58 | СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28 | 1 | |
59 | СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28 | 1 | |
60 | Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений» | 1 | |
61С | Обучающее сочинение-рассуждение | 1 | |
62 | Анализ письменных работ. | 1 | |
63 | Синтаксический разбор СПП. | 1 | |
64 | Пунктуационный разбор СПП. §29-30 | 1 | |
65 | Комплексный анализ текста. Высказывания на лингвистическую тему | 1 | |
66 | Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение» | 1 | |
67 | Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение» | 1 | |
68К | Контрольный диктант. | 1 | |
Бессоюзные сложные предложения (10+2) |
69 | Понятие о БСП. Интонация в БСП. §31-32 | 1 | |
70 | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой. §33 | 1 | |
71 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. §34 | 1 | |
72 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. §34 | 1 | |
73 | Сжатое изложение с дополнительным заданием | 1 | |
74И | Сжатое изложение с дополнительным заданием | 1 | |
75 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. §35 | 1 | |
76 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. §35 | 1 | |
77 | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. | 1 | |
78 | Повторение и обобщение изученного. §36 | 1 | |
79К | Контрольный тест по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 1 | |
80 | Анализ контрольной работы. | 1 | |
Сложные предложения с различными видами связи (10+2) |
81 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП. §37 | 1 | |
82 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. §38 | 1 | |
83 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. §38 | 1 | |
84М | Итоговый мониторинг. | 1 | |
85 | Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи. §39 | 1 | |
86 | Пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. §39 | 1 | |
87 | Сжатое изложение (упр.129) с дополнительным заданием | 1 | |
88И | Сжатое изложение (упр.129) с дополнительным заданием | 1 | |
89 | Публичная речь. §40 | 1 | |
90 | Повторение и закрепление изученного. | 1 | |
91К | Контрольный диктант. | 1 | |
92 | Анализ контрольных работ. | 1 | |
Повторение и систематизация изученного в классах (8+2 ч) |
93 | Фонетика и графика. §41 | 1 | |
94 | Лексикология (лексика) и фразеология. §42 | 1 | |
95 | Подготовка к сочинению на лингвистическую тему. | 1 | |
96С | Сочинение на лингвистическую тему. | 1 | |
97 | Морфемика. §43 | 1 | |
98 | Словообразование §44 | 1 | |
99 | Морфология. §45 | 1 | |
100 | Синтаксис. Способы передачи чужой речи. §46 | 1 | |
101 | Орфография. Пунктуация. §47 | 1 | |
102 | Орфография. Пунктуация. §47 | 1 | |
Учебно-методические средства обучения
Рекомендуемая литература для учащихся
Основная литература
Л.А.Тростенцова, Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2017.
Дополнительная литература
Капинос В.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 9 класс – М.: Дрофа, 2014.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. 9 класс. – М.: Творческий центр «Сфера», 2012.
Поникарова Л.А. Русский язык. Синтаксис в таблицах и заданиях (сложное предложение). Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2012.
Школьные словари русского языка
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.
Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1997.
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2006.
Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 2009.
Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника: Пособие для учащихся 5-11 классов. – М.: Мнемозина, 2009.
Литература для учителя
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005.
Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация. Раздаточные материалы. – М.: Дрофа, 2004.
3.Егорова Н.В.Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. М.: ВАКО, 2010.
4 .Русский язык. Поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой и др. 9 класс. / авт.-сост. Т.М.Амбушева. Волгоград, 2010
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 9 класса
I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
-производить все виды разбора: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
-составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
-определять стиль и тип текста;
-соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в 5—9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшей литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию.
Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать и понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peче вого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ
ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
'.орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;
строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
проводить пунктуационный анализ текста;
аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.