Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 11В класса общеобразовательной школы для детей с ОВЗ разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основной образовательной программы ГБОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной для детей с ОВЗ» для детей с нарушениями слуха, имеющих умственную отсталость и Программы специальных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, допущенную Министерством образования РФ.М. «Просвещение», 2013г.
Программа построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития умственно отсталых глухих детей, типичных трудностей, возникающих у них при изучении русского языка, и сурдопедагогических путей их преодоления.
Специфика предмета «Русский язык» состоит в том, что образование школьников с нарушением слуха в области родного языка является определяющим в процессе личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития ребёнка, формирования его индивидуальности, становления всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения, познания окружающего мира и самого себя.
В программе сохранена коррекционная направленность педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
Цель изучения русского языка в старших классах - развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
-расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
-ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
-использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
-развитие положительных качеств и свойств личности.
Общая характеристика рабочей программы и учебного процесса:
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, т.к. предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков развития речи, контрольных уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Формы и способы контроля:
- контрольная работа с грамматическим заданием;
- списывание с доски (с учебника) и восстановление слов, данных с пропущенными буквами или слогами, предложений без знаков препинания, предложений со словами, данными в начальной форме;
- составление предложений на заданную тему;
- изложение повествовательного текста, составление небольшого рассказа;
- разбор по схеме части предложения или части слова.
-самостоятельная работа
-контрольная работа
Для формирования правильного восприятия и воспроизведения речи у неслышащих школьников на каждом уроке должны ставиться коррекционные задачи:
• различение и опознавание знакомых фраз на слух;
• восприятие учебного материала слухо-зрительно;
• тренировка навыков чтения с губ;
• коррекция звукопроизношения;
• соблюдение правил орфоэпии;
• развитие речевого слуха;
• закрепление навыков устной речи;
• развитие словесно-логического мышления.
Результаты освоения предмета
Личностные результаты:
1) понимание основ своей гражданской принадлежности;
2) сформированность мотивации к обучению;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами);
4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально-значимых мотивов учебной деятельности;
6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду;
8) проявление готовности к самостоятельной жизни;
9)способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи и жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха.
Предметные результаты освоения:
1)формирование интереса к изучению родного (родного) языка;
2)коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
3)овладение основами грамотного письма;
4)использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Содержание тем учебного курса
Повторение.
Предложение. Простые и сложные предложения. Однородные члены предложения.
Состав слова.
Состав слова. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Сложные и сложносокращенные слова.
Имя существительное.
Понятие об имени существительном. Значение существительных в речи. Грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное.
Значение прилагательных в речи. Склонение имен прилагательных единственного и множественного числа. Прилагательные, обозначающие признак по принадлежности. Склонение прилагательных на –ий, -ье, -ья, -ьи.
Местоимение.
Значение местоимений в речи. Личные местоимения. Склонение местоимений.
Глагол.
Значение глаголов в речи. Частица не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола.
Наречие.
Значение наречий в речи. Наречия, обозначающие время, место и способ действия. Правописание наречий с гласными а и о на конце.
Имя числительное.
Числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые, простые и составные. Правописание числительных.
Предложение.
Простые и сложные предложения. Сложные предложения с союзами что, чтобы, потому что, когда и знаки препинания при них.
Повторение и систематизация пройденного материала.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
-главные и второстепенные члены предложения
-способы образования слов
-правила правописания сложных слов
-склонения имен существительных и прилагательных
-понятие о местоимении
-глагол как часть речи, спряжение глагола
-наречия и вопросы к ним, правописание наречий с а и о на конце
-числительное как часть речи, правописание числительных
-правила употребления союзов в сложных предложениях
Учащиеся должны уметь:
-устанавливать связи между словами в предложении, ставить знаки препинания
-разбирать слово по составу
-писать падежные окончания имен существительных и имен прилагательных
-выделять глагол как часть речи
-находить наречия и ставить к ним вопросы
-находить числительные и правильно писать числительные по падежам
-определять сложные предложения, расставлять знаки препинания, выделять союзы
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя.
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой и др.- М.: «Просвещение» 2013г.
2.Адаптированная программа для глухих детей, имеющих умственную отсталость.
3.Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 9 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва «Просвещение» 2020г.
4.Занимательное азбуковедение: Книга для учителя/ сост. В.Волина.-М., 2011г.
5.Словари
6.Научно-методический журнал «Русский язык в школе», «Коррекция и развитие», «Начальная школа», «Дефектология» и др.
Литература для ученика.
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 9 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва «Просвещение» 2020г.
Образовательные электронные ресурсы
1. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
2. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро.
3. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
4. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября
Средства обучения
1. Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала)
2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы)
3. Экранно-звуковые пособия (слайды, видеофильмы)
Тематическое планирование
по русскому языку в 11в классе на 2021 -2022 учебный год.
Всего:102 часа в учебном году (3 часа в неделю)
Резерв: 3 часа
№ | Содержание | Кол-во часов |
1. | Повторение. Предложение | 6 |
2. | Состав слова | 9 |
3. | Имя существительное | 14 |
4. | Имя прилагательное | 12 |
5. | Местоимение | 10 |
6. | Глагол | 15 |
7. | Наречие | 10 |
8. | Имя числительное | 10 |
8. | Предложение | 10 |
9. | Повторение | 3 |
10. | Резервное время | 3 |
| Всего: | 102 |
Планирование составлено на основе основной общеобразовательной программы для детей с нарушением слуха, имеющих умственную отсталость и программы специальных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, допущенную Министерством образования РФ.М. «Просвещение», 2013г., адаптирована для учащихся 11в класса.
Учебник: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 9 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва «Просвещение» 2020г.