Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Матвеево-Курганская СОШ № 3
им. Героя Советского Союза А.М. Ерошина
«Рассмотрена» Протокол заседания ШМО учителей русского языка и литературы от «_29__» _08___2017__г. № _1__ Руководитель ШМО _____/__Н.Г.Хиврич__/ ФИО | Рекомендована к утверждению педагогическим советом школы от «_30_»_08__2017г. № _11__ | «Утверждаю» Директор МБОУ Матвеево-Курганской СОШ № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина Приказ от«_30_»_08_2017г. №__256__ ____/_А.В.Рудковская/ ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
основное общее образование
9 класс «Б»
количество часов 68
учитель Хиврич Наталья Григорьевна
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изм.);
приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изм.);
приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);
письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
Основная образовательная программа МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина (утв. приказом от 31.08.2015 № 277) (с изм.);
Учебный план МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина на 2017-2018 учебный год (утв. приказом от 30.08.2017 № 256);
Положение о рабочей программе МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина (утв. приказом от 30.08.2016 № 218);
Примерная программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений;
Авторская программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), автор: Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, издательство «Русское слово», Москва, 2013 г.;
УМК по русскому языку Е.А. Быстровой.
Рабочая программа ориентирована на учебник Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Е.А. Быстрова, Ю.Н. Гостева, Л.В. Кибирева; под ред. Е.А. Быстровой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016. — (ФГОС. Инновационная школа).
Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится в __9___ классе 68 часов в год (2 часа в неделю при 34 неделях в учебном году).
Срок реализации рабочей программы_____1_____ год.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
•освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и ее функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
Задачи обучения русскому языку в основной школе:
• осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;
• формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;
• усвоение системы знаний о русском языке;
• формирование метапредметных умений и способов деятельности: определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Выпускники научатся:
речевая деятельность:
выявлять роль родного языка в жизни человека и общества;
осознавать различия языка и речи;
выявлять особенности разговорной речи;
сопоставлять текст с точки зрения содержания, различать разговорную и книжную речь;
различать диалогическую и монологическую речь;
вести диалог, владеть различными видами монолога и диалога;
создавать устные и письменные подготовленные и неподготовленные монологические высказывания, устные диалогические высказывания;
соблюдать при общении нормы речевого этикета;
содержание небольшого по объему учебно-научного, художественного текста, определять его основную мысль;
выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
распознавать основные признаки текста;
анализировать текст, определять его тему, основную мысль, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план текста;
создавать устные и письменные монологические высказывания небольшого объема на учебно-научные, нравственно-этические социокультурные темы;
подробно, сжато, выборочно излагать содержание прочитанного текста;
находить средства грамматической связи предложений в тексте;
выделять абзацы в тексте на основе проведения элементарного структурно-смыслового анализа текста;
определять функционально-смысловые типы речи;
создавать небольшие тексты (описание,повествование, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи);
синтаксис и пунктуация:
составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
выделять основы предложений с двумя главными членами;
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
• характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
• анализировать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений составлять простые и сложные предложения изученных видов;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
опознавать однородные члены предложения;
осознавать основные функции обращений;
опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с вводными словами;
правильно интонировать предложения с прямой речью;
опознавать и разграничивать простое и сложное предложение;
фонетика, орфоэпия, графика, орфография:
*распознавать гласные (ударные, безударные), согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;
*анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их *произношения с помощью транскрипции;
*выявлять и оценивать использование выразительных средств фонетики в художественной речи;
*делить слова на слоги;
правильно переносить слова с одной строки на другую;
определять место ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
различать и обозначать на письме твердость и мягкость, согласных, [J'];
находить орфограммы в морфемах;
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
лексикология:
определять лексическое значение слов, разграничивать его с грамматическим значением слова;
извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использование для определения, уточнения его значения;
разграничивать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов;
различать омонимы и многозначные слова;
выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов;
употреблять в речи слова-синонимы с учетом их значения, смыслового различия, лексической сочетаемости, стилистической окраски;
извлекать необходимую информацию из словарей синонимов;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения использования синонимов в различных ситуациях общения, стилях речи;
осознавать художественную выразительность тропов;
находить в тексте эпитеты, метафоры, олицетворение;
использовать в речи слова в переносном значении;
морфемика и словобразование:
осознавать морфемы как минимально значимые единицы языка;
опознавать морфемы, членить слово на морфемы;
различать словообразующие и формообразующие морфемы;
характеризовать морфемный состав слова;
выделять производящую основу слова и словообразующую морфему;
определять способ образования слова;
проводить словообразовательный анализ слова;
выявлять использование словообразовательных средств в художественной речи;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического анализа слова;
морфологияи орфография:
уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
находить орфограммы в морфемах;
группировать слова по видам орфограмм;
• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного;
определять синтаксическую роль прилагательных в предложении;
правильно писать и произносить падежные окончания прилагательных единственного и множественного числа;
соблюдать нормы произношения кратких прилагательных с учетом перемещения ударения при изменении их по родам и числам;
использовать краткие прилагательные в речи;
образовывать степени сравнения и употреблять их в речи с учетом сферы использования, стиля речи;
расширить и систематизировать знания о значении и грамматических признаках глаголов;
распознавать семантику глаголов и относить их к соответствующим лексико-грамматическим группам;
разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола;
определять синтаксическую роль глагола в предложении;
распознавать глагол среди слов других частей речи по значению и основным грамматическим признакам.
Использовать глаголы в речи с учётом их смыслового значения, речевой ситуации;
Совершенствовать и закреплять навыки правописания глаголов.
Результаты изучения предмета «Русский (родной) язык»
Учебный предмет "Русский язык" в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов. В этой связи в планируемые результаты обучения включены личностные и метапредметные результаты освоения предмета «русский язык»1:
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него ;потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.),
адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка;
стилистически корректное использование лексики и фразеологии;
соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы учебного курса
Основное содержание курса «Русский язык», подлежащее усвоению | Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся |
Русский язык как развивающееся явление 2 |
Формы функционирования современного русского | Иметь представление о лингвистике как науке, выдающихся отечественных лингвистах. Знать основные изобразительные свойства русского языка |
Речь 10 |
Углубление знаний: текст, типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте. План и тезисы как виды информационной переработки текста. Конспект, реферат. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, язык художественной литературы. Сообщение, доклад как жанры научного стиля. Их особенности. Основные жанры публицистического стиля: выступление, статья, эссе, интервью. Их особенности. | Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, целесообразности использования языковых средств. Делить текст на смысловые части. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого и сложного плана, тезисов, конспекта, реферата. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом. Создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста. |
Повторение изученного в 5—8 классах 5 |
Синтаксис и пунктуация 46 |
Сложное предложение 1 Сложное предложение и его виды. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтакси- ческой связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении. | Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями. Разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений (бессоюзные, сложносочиненные, сложноподчиненные), определять (находить) средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Группировать сложные предложения по заданным признакам. Освоить правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении, и применять их на письме. |
Сложносочиненное предложение 7 Средства связи частей сложно- сочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Виды сложно- сочиненных предложений. Интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями. | Понимать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочиненных предложений. Моделировать сложносочиненные предложения по заданным схемам и употреблять их в речи. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочиненных предложений, смысловые отношения между частями сложносочи- ненных предложений. Оценивать правильность построения сложно-сочиненных предложений, исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений. |
Сложноподчиненное предложении 18 Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов. Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, по структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, причины, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей. | Определять (находить) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения. Понимать смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложноподчиненных предложений с одной и не- сколькими придаточными частями. Разграничивать союзы и союзные слова. Распознавать и разграничивать виды сложноподчиненных предложений с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, ус- тупки, причины, следствия, цели). Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчиненные предложения разных видов. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчиненных предложений с одной и несколькими придаточными частями, смысловые отношения между частями сложно- подчиненного предложения. Оценивать правильность построения сложноподчиненных предложений разных видов, исправлять нарушения построения сложно-подчиненных предложений. |
Бессоюзное сложное предложение 7 Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. | Определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов и выражать их с помощью интонации. Освоить правила постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях и применять их на практике. Моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру бессоюзных сложных предложений, смысловые отношения между частями бессоюзного предложения. |
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи 6 Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием. | Опознавать сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, строить их схемы. Определять смысловые отношения между частями сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, смысловые отношения между частями сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи. Наблюдать за использованием в речи сложных предложений. |
Чужая речь и способы ее передачи 7 Синтаксические конструкции с чужой речью. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Диалог. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание. | Опознавать основные способы передачи чужой речи. Правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью. Моделировать предложения с прямой и косвенной речью и использовать их в высказываниях; заменять прямую речь косвенной, использовать различные способы цитирования в речевой практике. Освоить содержание изученных пунктуационных правил и соблюдать их на письме. Анализировать и характеризовать синтаксические конструкции с прямой и косвенной речью. |
Повторение изученного 5 |
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
1. | Русский язык как развивающееся явление | 5 | 2 |
2. | Речь | 28 | 10 |
3. | Повторение изученного в 5-8 классах | 6 | 5 |
4. | Синтаксис и пунктуация | 56 | 46 |
4.1 | Сложное предложение | 2 | 1 |
4.2 | Сложносочинённое предложение | 7 | 7 |
4.3 | Сложноподчинённое предложение | 24 | 18 |
4.4 | Бессоюзное сложное предложение | 7 | 7 |
4.5 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи | 6 | 6 |
4.6 | Чужая речь и способы её передачи | 10 | 7 |
5. | Повторение изученного | 10 | 5 |
| ИТОГО: | 105 | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Содержание урока | Количество часов |
1 2 | | Русский язык как развивающееся явление | Формы функционирования современного русского языка | 2 |
| | Речь. |
3 | | Текст. Типы речи | Углубление знаний: текст, типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте. | 1 |
4 | | Стили речи | Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. | 1 |
5 | | Входная контрольная работа. | | 1 |
6 7 | | Информационная переработка текста. | Приемы информационной переработки текста. | 2 |
8 | | План. Тезисы. | План и тезисы как виды информационной переработки текста. | 1 |
9 | | Конспект. | Конспект как жанр научного стиля. Его особенности. | 1 |
10 | | Реферат. Статья. Эссе. | Реферат как жанр научного стиля. Его особенности. | 1 |
11 | | Интервью. | Основные жанры публицистического стиля: выступление, статья, эссе, интервью. Их особенности. | 1 |
12 | | Выступление. | Сообщение, доклад как жанры научного стиля. Их особенности. | 1 |
13 | | Р.р. Подготовка к ОГЭ. Задание 15.3. Сочинение. | Подготовка к ОГЭ. | 1 |
| | Итого | 10 |
| | Повторение изученного в 5-8 классах. |
14 | | Повторение изученного в 5-8 классах. Комплексная работа по упр.76. | Повторение изученного материала по синтаксису и пунктуации, фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, лексике и морфологии. Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, целесообразности использования языковых средств. | 1 |
15 | | Комплексная работа по упр.77. | 1 |
16 | | Комплексная работа с текстом Ф Кривина. | 1 |
17 | | Урок «Проверяем себя» | | 1 |
18 | | Р.р. Сжатое изложение. | Подготовка к ОГЭ. | 1 |
| | Итого | 5 |
| | Синтаксис и пунктуация. |
19 | | Сложное предложение. | Сложное предложение и его виды. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи. Бессоюзные и союзные предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении. | 1 |
| | Сложносочиненное предложение |
20 | | Что такое сложносочиненное предложение | Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённых предложений. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями. | 1 |
21 | | Средства связи частей сложносочиненного предложения | 1 |
22 | | Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. | 1 |
23 | | Виды сложносочиненных предложений. | 1 |
24 25 | | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Тест. | 2 |
26 | | Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение» | | 1 |
| | Итого | 7 |
| | Сложноподчиненное предложение |
27 | | Понятие о сложноподчинённом предложении. | Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. | 1 |
28 | | Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. | Различия подчинительных союзов и союзных слов. | 1 |
29 | | Виды сложноподчиненных предложений | Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, по структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений. | 1 |
30 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной. | 1 |
31 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. | Сложноподчинённые предложения с придаточной частью изъяснительной. | 1 |
32 | | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | Виды сложноподчинённых предложений с придаточной частью обстоятельственной. | 1 |
33 | | Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. | Сложноподчинённые предложения с придаточной частью времени | 1 |
34 | | Сложноподчиненное предложение с придаточным места. | Сложноподчинённые предложения с придаточной частью места | 1 |
35 | | Сложноподчиненное предложение с придаточными образа действия, меры и степени. | Сложноподчинённые предложения с придаточной частью образа действия, меры и степени. | 1 |
36 | | Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. | Сложноподчинённые предложения с придаточной частью сравнения. Различные формы выражения значения сравнения в русском языке. | 1 |
37 | | Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. | Сложноподчинённые предложения с придаточной частью цели. | 1 |
38 39 | | Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.Тест. Практическая работа. | Сложноподчинённые предложения с придаточной частью цели. | 2 |
40 | | Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. | Сложноподчинённые предложения с придаточной частью условия. | 1 |
41 | | Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки. | Сложноподчинённые предложения с придаточной частью уступки. | 1 |
42 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными разного вида связи. | Однородное и параллельное, последовательное подчинение придаточных частей. | 2 |
43 | | Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения» | | 1 |
| | Итого | 18 |
| | Бессоюзное сложное предложение |
44 | | Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. | Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. | 1 |
45 | | Правила постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях | 1 |
46 47 | | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 2 |
48 | | Бессоюзные сложные предложения (закрепление темы). Тест. | 1 |
49 | | Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения». | | 1 |
50 | | Р.р. Сжатое изложение | Подготовка к ОГЭ. | 1 |
| | Итого | 7 |
| | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. |
51 | | Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.связи | Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием. | 1 |
52 | | Ответ на проблемный вопрос по рассказу И.А. Бунина «Сверчок» Задаеие 15.3 ОГЭ. | 1 |
53 54 | | Синтаксическая структура сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи | 2 |
55 | | Комплексная работа с текстом | | 1 |
56 | | Р.р. Сочинение- рассуждение по тексту В. Астафьева (упр.268) | Подготовка к ОГЭ. | 1 |
| | Итого | 6 |
| | Чужая речь и способы ее передачи |
57 | | Основные способы передачи чужой речи | Синтаксические конструкции с чужой речью. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Диалог. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание. | 1 |
58 | | Предложения с прямой речью | 1 |
59 | | Предложения с косвенной речью. | 1 |
60 | | Р.р. Сочинение о Знаках отличия (по упр. 289) | 1 |
61 | | Диалог. | 1 |
62 | | Цитирование. | 1 |
63 64 | | Итоговая контрольная работа. | Подготовка к ОГЭ. | 1 |
| | Итого | 7 |
| | Итого | 36 |
| | Повторение изученного. |
65 | | Текст. Проблема текста. | | 1 |
| | Комплексное повторение на основе упр. 308 | | 1 |
66 | | Р.р. Сочинение по цитате. | | 1 |
67 | | Тестовая работа. | Подготовка к ОГЭ. | 1 |
68 | | Резервный урок | | 1 |
| | Итого | 5 |
| | Итого | 68 |
Лист корректировки
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
2017 -2018 учебного года
Учитель:
Предмет: Русский язык
Класс: 9 «Б»
_____ четверть | по рабочей программе | корректировка |
количество уроков по плану | количество уроков по факту | дата урока | тема урока | дата | причина коррекции | способ коррекции |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
1См. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).